Межличностное общение детей с ограниченными возможностями со сверстниками в условиях инклюзии у дошкольников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 4040 страниц
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 27.06.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Характеристика межличностных отношений у детей дошкольного возраста с ЗПР 5
1.1. Особенности отношения детей в группе сверстников 5
1.2. Коммуникативный потенциал детей дошкольного возраста с ЗПР 12
1.3 Приёмы (средства) формирования межличностных отношений детей с ЗПР со сверстниками в условиях инклюзии 18
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с ЗПР и их коррекция 23
2.1. Организация и методика экспериментальной работы 23
2.2. Особенности межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с ЗПР в условиях инклюзии 26
2.3. Развитие межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с ЗПР в условиях инклюзии 28
ВЫВОДЫ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Фрагмент для ознакомления

Эмоции партнера и собственные переживания были лакмусом взаимодействия. Одной из важных задач формирующего этапа исследования было создание образа приятного прочего, расширение и углубление представлений детей о добродетелях равнодушных и неприятных им сверстниках.Для обобщения, детального изучения и сопоставления результатов исследования было отобрано комплекс методов, аналогичных тем, которые применялись на констатирующем этапе. Несколько изменился лишь информационный материал. Результаты контрольного среза позволили проследить динамику развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников, связанную с конструктивной реализацией их идеальной модели, определить эффективность овладения ими средствами проявления гуманных представлений через действие, поступок Исследуемые были единодушны в эмоциональном принятии преимущества гуманной взаимодействия, однако по половому признаку отличались способами достижения гармонии взаимоотношений. Самостоятельный выбор действия фиксировал сокращение дистанции между знаниями, представлениями и способностью ребенка руководствоваться ими, приближал позитивную модель поведения в реальных взаимоотношений. Это положительно сказалось на характере взаимоотношений дошкольников, количественном составе групп, уменьшении количества сверстников, к которым фиксировалось безразличное или дружелюбное отношение. Позиция дошкольника отражала его ценностные ориентации, нравственную культуру и отношение к ситуации.После формирующих воздействий 37,1% детей не выявили неприязни к отдельным сверстников, что дает основание говорить о неустойчивости, временных негативных отношений дошкольников, умение их варьировать. Основой возникновения группировок остался принцип дружеских отношений, однако дошкольники стремились и были способны налаживать взаимодействие с большинством партнеров и не только ради интересной деятельности.Кроме этого, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций, замкнутые дети стали чаще принимать участие в совместных играх. Немаловажен еще один психологический аспект личностного развития ребенка в инклюзивной группе – это возможность изменяться. Порой, ребенку, оказавшись в какой-либо социальной группе, бывает трудно сломить сложившиеся стереотипы межличностных отношений. Так может получиться, что он приобрел один из статусов в группе - “звезды” или “изгоя”, “стеснительного” или “выскочки”. Находясь в одной и той же однородной среде, порой ситуативные проявления поведения ребенка могут закрепиться в черту характера, “помогая” ребенку испытывать психологический дискомфорт. Меняя же время от времени среду контактов, находя себе партнеров по играм и общению, ребенок может найти выход из проблемных ситуаций. При постоянно меняющихся и мигрирующих социальных контактах ребенку достаточно удобно “примерять” различные формы поведения. В инклюзивной группе проще установить отношения помощи и поддержки. И в ситуации совместных игр и занятий дети имеют возможность расширять собственную “зону ближайшего развития”, используя момент творческого подражания, ведь дети быстрее обучаются друг у друга. Именно в совместной деятельности, утверждают авторы, создаются предпосылки "начал коллективных отношений", существенной стороной которых является их общественная устремленность; нормативные требования становятся собственными побудительными мотивами морального поведения, развивается умение действовать в интересах коллектива. Разные формы объединения детей вокруг общих заданий создают возможности для решения разных воспитательных задач. Такие объединения, которые требуют от участников согласования интересов (при распределении работы, в ее процессе или при передаче "промежуточного" результата) заключают в себе возможности для формирования взаимоотношений.Таблица 3.Результаты контрольного этапа экспериментаРебенокТип взаимодействияСо сверстником (в среднем)С ребенком с ЗПРС ребенком с нормотипическим развитиемКоличество взаимодействий с ребенком своего полаКоличество взаимодействий с ребенком другого полаМаша, 4 года55563Ваня, 5 лет53766Катя, 5 года54635Сергей 4 года76855Аня, 4 года55576Костя 5 лет76889Рис.3. Графическое представление данных контрольного экспериментаТаблица 4.Распределение детей по уровням согласно контрольному экспериментуУровеньКоличество детей с данным уровнемСо сверстником (в среднем)С ребенком с ЗПРС ребенком с нормотипическим развитиемКоличество взаимодействий с ребенком своего полаКоличество взаимодействий с ребенком другого полаВысокий40552Средний03103Низкий23011Рис.4. Диаграмма распределения детей по уровням согласно контрольному этапу. Рис.5. Сравнительная диаграмма уровней межличностных отношений до эксперимента и после.В ходе контрольного эксперимента мы увидели тенденцию к повышению уровня межличностных отношений в 4 из 5 категорий результаты, с ребенком своего пола дети взаимодействовали, как и в начале. Дети с ЗПР стали больше общаться с детьми с ЗПР, сверстники с нормотипическим развитием воспринимали их в плане межличностного общения как равных. Мы добились снижения половых различий в межличностном общении детей как с ЗПР, так и нормотипическим развитием.То есть, мы можем с уверенностью сказать, что применение формирующего помогло сделать детей более коммуникабельными (межличностные отношения) и подтвердило гипотезу о эффективности данной методики в инклюзивной группе.Повышение уровня межличностных отношений, проявлялось в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. В группе межличностные отношения имели большую выраженность. Старшие дети стремились вовлечь малышей в общее дело, не на словах, а реально помогали им, уступали, причем всё это осуществлялось по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Дети с ЗПР были заинтересованы общим делом и с готовностью откликались на предложения других детей. Уровень межличностных отношений по сравнению с констатирующим экспериментом значительно выше.Другими словами, в результате проведенного исследования в целом, можно отметить, что выбранный нами подход к формированию межличностных отношений в инклюзивной группе, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. ВЫВОДЫПроведенный теоретический анализ проблемы определения роли сверстников в развитии личности ребенка дошкольного возраста позволяет утверждать, что среди сверстников ребенок формируется как общественное существо. Общение дошкольника со сверстниками способствует развитию основ личности и самосознания, а также любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного начала в самом широком смысле этого слова. У дошкольника состоит общая со сверстниками труд, способствует формированию этических норм. Динамика развития личности дошкольника связывается с изменением его отношения к окружающему миру и самому себе.Понятие «задержка психического развития» определяется как «особый тип аномалии», что проявляется в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Он может быть вызван различными причинами: дефектами конституции (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС) (минимальная мозговая дисфункция). Важнейшей особенностью этой категории детей является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей таких дошкольников (Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова). Общение детей с ЗПР находится, как правило, на низком уровне развития.В специально организованных условиях удается открыть ребенку привлекательные стороны и добродетели ранее равнодушных и неприятных сверстников, зародить интерес к ним, способствовать налаживанию более широких контактов. Совместная деятельность способствует развитию межличностных отношений, ценностного отношения к партнеру.Минимально достаточным набором педагогических условий, способствующих становлению межличностных взаимоотношений в дошкольном возрасте, являются: наличие благоприятного психологического климата и окультуренных взаимоотношений; принятие взрослым и ребенком уникальности и своеобразия каждой личности; развитие эмоциональной чувствительности, восприимчивости ребенка, обогащение его внутреннего мира, расширение представлений о человеческих состояния и их причины; культура коммуникации, в том числе речевой, в налаживании взаимодействия; упражнения в умении устанавливать причинно-следственные связи между различными проявлениями поведения.Создание оптимальных условий для расширения и углубления представлений и эмоциональных впечатлений детей в ходе перцептивной, художественной, игровой деятельностей способствует формированию у детей положительного образа другого и самих себя, овладению ими элементарными формами межличностного взаимодействия, склонности к эмпатии, выработке ориентации на моральные нормы общения . Они существенно повлияли на количественное распределение дошкольников по уровням развития межличностных взаимоотношений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — МОДЭК, 2000 (Воронеж: Воронеж, ИПФ).Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М.Андреева. - М.: Асток-Пресс. 1998.-С. 89-99.Асанов, А. Ю. Задержка психического развития / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова, С. А. Морозов // Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. — Москва, 2003. — С. 191.Брудный А. А. Понимание и общение / А. А. Брудный. — М. :3нание, 1989. — 64 с.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст]/МА. Васильева.-М.: Просвешение. 1986.-288 с.ВенгерЛ.А.. Мухина В.С. Психология [Текст]/ Л.А. Венгер. В.С. Мухина.-М.: Просвешение. 1988.-688 с.Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовская, И.И. Цыпина. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с. (http://pedlib.ru/Books/7/0303/7_0303-1.shtml)Воспитателю о работе с семьей [Текст] Пособие для воспитателей детского сада // под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвешение. 1989.-192с.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С. Выготский.-СПб: Изд. «Союз». 1997.-512 с.Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. / [гл. ред. A.B. Запорожец]. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 5.- 369 с. (http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t5_1983/fs,1/)Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 5–16.ГалигузоваЛ.Н.. Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога» [Текст]/ Л.Н.Галигузова. Е.О. Смирнова. - М.: АРКТИ. 2004. - 160 с. Годовикова Д.Б. Влияние общения с взрослыми на обшение детей со сверстниками [Текст]/Д.Б. Годовикова. -М.: Просвещение. 1980.-198 с.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст]/ под ред. Я.Л. Коломннского. Е.А. Панько. - Минск. 1997.-306с.Дмитриева, Е. Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 2005. — № 2. C. 27–32.Дмитриева, Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с ЗПР / Е.Е. Дмитриева // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. - Н. Новгород : НГПУ, 1993.-С. 73-82. (dlib.rsl.ru/loader/view/01002932543)Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]/А.Б. Добрович. -М.: Просвещение. 1987.-160с. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008.-336 с.Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 1. - С. 36-39.Ермолаева М.В. Психология развития [Текст]/ М.В. Ермолаева.- М.: Просвещение. 2000.-254с.Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст]/ А.В. Запорожец //Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. А.В.Запорожца. Я.З.Неверович. Науч. исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика. 1986. - С.7-32.Зимняя А. А. Вербальное общение в общественно— коммуникативной деятельности / А. А. Зимняя // Мышление и общение : Матер, всесоюз. симп. Алма-Ата :Мектеп, 1973. -С 217-220.Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку [Текст]/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнева. Л.А. Нисневич. - М: Просвешение. 2001.-187С.Каган М. С. Мир общения : проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. — М. : Политиздат, 1988. - 319 с.Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/С.А. Козлова.- М.: АСАРЕМА. 2000.-693СКолесникова, Г. И. ЗПР - задержка психического развития / Г. И. Колесникова // Специальная психология и педагогика : учебное пособие. – 2-е изд., переработанное и дополненное. — Ростов-на-Дону, 2010. — С. 66—79.Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений [Текст]/ Я.Л. Коломенский. - Минск. 1984.-421с.Кудряшов К.В., Санькова А.А. Руководство и лидерство в управлении // Актуальные проблемы современной науки. Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Алушта, 2015. – С. 332-336. Купецкова, Е. Ф. Обогащение содержания образа мнра у дошкольников: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ, к.п.н. / Е.Ф. Купецкова. — М, 1997. — 17 с.Купецкова, Е.Ф. Ребенок и весь мир. Программа обучения, воспитания иразвития детей раннего и дошкольного возраста / Е.Ф. Купецкова — Изд-во ИПКиРО, Пенза, 2006.-361 с.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М. :Изд—во МГУ, 1991.-211 с.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. - 144 с. (http://www.twirpx.com/file/672861/)Лисина М. К Проблемы онтогенеза общения / И. М. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. -143 с.Лисина М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарторнус. -М.: Просвещение, 1980. - 169 с.(http://www.voppsy.ru/issues/1982/824/824018.htm)Лисина М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985.-208с. (http://pedlib.ru/Books/7/0027/7_0027-1.shtml)Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 1997. - 384 с. (http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html)Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. - Минск: Сила, 1985. - 194 с. (http://flogiston.ru/library/lisina)Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 57 с. (http://psyera.ru/potrebnost-v-obshchenii_7537.htm)Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 Н. Новгород, 2007Локтева, Е. В. О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» / Е. В. Локтева // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 81—83.Локтева, Е. В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР / Е. В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2007. — № 3. — С. 27—35.Локтева, Е. В.Содержание работы по формированию коммуникативных навыков и умений у старших дошкольников с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида/ Е.В. Локтева//Дефектология. — 2006. -№6.-С. 81—83.Локтева, Е. В.Социально-эмоциональное развитие воспитанников детского дома средствами театрализованной деятельности / Е. В. Локтева // Проблемы школьного воспитания. — 2006. — № 3. — С. 49-56.Лубовский В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. - М.: Знание, 2007. - 464 с.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990. – 192 с. Осипова Т. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 547-549.Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР / М.С. Певзнер // Дефектология. - 1972. - № 3. - С. 3-9. (http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-16.shtml)Русинова С. В., Корсунова И. Ю. Особенности межличностных отношений в процессе игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 636–640. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46161.htm.Русинова С.В. Информационные технологии как средство формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития к изучению предмета «Окружающий мир» // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект». – Ставрополь, 2015. – С. 320-324. Русинова С.В. Социальная адаптация и реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивно-оздоровительной деятельности // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность» октябрь, 2013 г. –Сочи, 2013. – С. 72-77. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20 – 21 сентября 2010 г. – СПб, 2010. – 200 с. Смольникова Г. Все вместе дружат, как ладошки // Дошкольное воспитание. - 2000. - №11. - С.10-11.Соковнин В. М. О природе человеческого общения : Опыт философского анализа / В. М. Соковнин. — Фрунзе: Мектеп, 1974. — 146 с.Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. – №3. – 2010. – С. 134-136.Сухомлинский В.А. Избранные произведения. М .: Просвещение. 1976.-Том 1.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.Сухомлинский В.А. Труд и нравственное воспитание. - М .: Просвещение. 1962.Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М. : Педагогика, 1990. (http://www.twirpx.com/file/93093/)Фуреева Е. П. Влияние речевого развития детей с задержкой психического развития на их коммуникативные возможности / Е. П. Фуреева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - № 1. - С. 21-26.Шевченко С. Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР // Дефектология, 1994, №1. – с. 15 (https://superinf.ru/view_article.php?id=436)Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949.Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 1946, № 11.

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — МОДЭК, 2000 (Воронеж: Воронеж, ИПФ).
2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М.Андреева. - М.: Асток-Пресс. 1998.-С. 89-99.
3. Асанов, А. Ю. Задержка психического развития / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова, С. А. Морозов // Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. — Москва, 2003. — С. 191.
4. Брудный А. А. Понимание и общение / А. А. Брудный. — М. :3нание, 1989. — 64 с.
5. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст]/МА. Васильева.-М.: Просвешение. 1986.-288 с.
6. Венгер Л.А.. Мухина В.С. Психология [Текст]/ Л.А. Венгер. В.С. Мухина.-М.: Просвешение. 1988.-688 с.
7. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовская, И.И. Цыпина. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с. (http://pedlib.ru/Books/7/0303/7_0303-1.shtml)
8. Воспитателю о работе с семьей [Текст] Пособие для воспитателей детского сада // под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвешение. 1989.-192с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С. Выготский.-СПб: Изд. «Союз». 1997.-512 с.
10. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. / [гл. ред. A.B. Запорожец]. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 5.- 369 с. (http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t5_1983/fs,1/)
11. Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 5–16.
12. Галигузова Л.Н.. Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога» [Текст]/ Л.Н.Галигузова. Е.О. Смирнова. - М.: АРКТИ. 2004. - 160 с.
13. Годовикова Д.Б. Влияние общения с взрослыми на обшение детей со сверстниками [Текст]/Д.Б. Годовикова. -М.: Просвещение. 1980.-198 с.
14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст]/ под ред. Я.Л. Коломннского. Е.А. Панько. - Минск. 1997.-306с.
15. Дмитриева, Е. Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 2005. — № 2. C. 27–32.
16. Дмитриева, Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с ЗПР / Е.Е. Дмитриева // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. - Н. Новгород : НГПУ, 1993.-С. 73-82. (dlib.rsl.ru/loader/view/01002932543)
17. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]/А.Б. Добрович. -М.: Просвещение. 1987.-160с.
18. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008.-336 с.
19. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 1. - С. 36-39.
20. Ермолаева М.В. Психология развития [Текст]/ М.В. Ермолаева.- М.: Просвещение. 2000.-254с.
21. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст]/ А.В. Запорожец //Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. А.В.Запорожца. Я.З.Неверович. Науч. исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика. 1986. - С.7-32.
22. Зимняя А. А. Вербальное общение в общественно— коммуникативной деятельности / А. А. Зимняя // Мышление и общение : Матер, всесоюз. симп. Алма-Ата : Мектеп, 1973. -С 217-220.
23. Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку [Текст]/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнева. Л.А. Нисневич. - М: Просвешение. 2001.-187С.
24. Каган М. С. Мир общения : проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. — М. : Политиздат, 1988. - 319 с.
25. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/С.А. Козлова.- М.: АСАРЕМА. 2000.-693С
26. Колесникова, Г. И. ЗПР - задержка психического развития / Г. И. Колесникова // Специальная психология и педагогика : учебное пособие. – 2-е изд., переработанное и дополненное. — Ростов-на-Дону, 2010. — С. 66—79.
27. Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений [Текст]/ Я.Л. Коломенский. - Минск. 1984.-421с.
28. Кудряшов К.В., Санькова А.А. Руководство и лидерство в управлении // Актуальные проблемы современной науки. Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Алушта, 2015. – С. 332-336.
29. Купецкова, Е. Ф. Обогащение содержания образа мнра у дошкольников: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ, к.п.н. / Е.Ф. Купецкова. — М, 1997. — 17 с.
30. Купецкова, Е.Ф. Ребенок и весь мир. Программа обучения, воспитания иразвития детей раннего и дошкольного возраста / Е.Ф. Купецкова — Изд-во ИПКиРО, Пенза, 2006.-361 с.
31. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М. : Изд—во МГУ, 1991.-211 с.
32. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. - 144 с. (http://www.twirpx.com/file/672861/)
33. Лисина М. К Проблемы онтогенеза общения / И. М. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. -143 с.
34. Лисина М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарторнус. -М.: Просвещение, 1980. - 169 с.(http://www.voppsy.ru/issues/1982/824/824018.htm)
35. Лисина М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985.-208с. (http://pedlib.ru/Books/7/0027/7_0027-1.shtml)
36. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 1997. - 384 с. (http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html)
37. Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. - Минск: Сила, 1985. - 194 с. (http://flogiston.ru/library/lisina)
38. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 57 с. (http://psyera.ru/potrebnost-v-obshchenii_7537.htm)
39. Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 Н. Новгород, 2007
40. Локтева, Е. В. О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» / Е. В. Локтева // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 81—83.
41. Локтева, Е. В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР / Е. В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2007. — № 3. — С. 27—35.
42. Локтева, Е. В.Содержание работы по формированию комму-никативных навыков и умений у старших дошкольников с ЗПР в до-школьном образовательном учреждении компенсирующего вида/ Е.В. Локтева//Дефектология. — 2006. -№6.-С. 81—83.
43. Локтева, Е. В.Социально-эмоциональное развитие воспитан-ников детского дома средствами театрализованной деятельности / Е. В. Локтева // Проблемы школьного воспитания. — 2006. — № 3. — С. 49-56.
44. Лубовский В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. - М.: Знание, 2007. - 464 с.
45. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990. – 192 с.
46. Осипова Т. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 547-549.
47. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР / М.С. Певзнер // Дефектология. - 1972. - № 3. - С. 3-9. (http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-16.shtml)
48. Русинова С. В., Корсунова И. Ю. Особенности межличностных отношений в процессе игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 636–640. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46161.htm.
49. Русинова С.В. Информационные технологии как средство формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития к изучению предмета «Окружающий мир» // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект». – Ставрополь, 2015. – С. 320-324.
50. Русинова С.В. Социальная адаптация и реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивно-оздоровительной деятельности // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность» октябрь, 2013 г. –Сочи, 2013. – С. 72-77.
51. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20 – 21 сентября 2010 г. – СПб, 2010. – 200 с.
52. Смольникова Г. Все вместе дружат, как ладошки // Дошкольное воспитание. - 2000. - №11. - С.10-11.
53. Соковнин В. М. О природе человеческого общения : Опыт философского анализа / В. М. Соковнин. — Фрунзе: Мектеп, 1974. — 146 с.
54. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. – №3. – 2010. – С. 134-136.
55. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. М .: Просвещение. 1976.-Том 1.
56. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.
57. Сухомлинский В.А. Труд и нравственное воспитание. - М .: Просвещение. 1962.
58. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М. : Педагогика, 1990. (http://www.twirpx.com/file/93093/)
59. Фуреева Е. П. Влияние речевого развития детей с задержкой психического развития на их коммуникативные возможности / Е. П. Фуреева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - № 1. - С. 21-26.
60. Шевченко С. Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР // Дефектология, 1994, №1. – с. 15 (https://superinf.ru/view_article.php?id=436)
61. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949.
62. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948.
63. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 1946, № 11.

Вопрос-ответ:

Какие особенности отношений у детей дошкольного возраста с ЗПР в группе сверстников?

У детей дошкольного возраста с ЗПР могут быть такие особенности отношений в группе сверстников, как уменьшенная активность в общении, затруднения в установлении контактов, проблемы с пониманием и восприятием социальных сигналов.

Какой коммуникативный потенциал у детей дошкольного возраста с ЗПР?

Коммуникативный потенциал у детей дошкольного возраста с ЗПР может быть ограничен. Они могут испытывать трудности в выражении своих мыслей и чувств, восприятии невербальных сигналов, адекватной реакции на коммуникацию со сверстниками.

Какие средства формирования межличностных отношений можно использовать для детей с ЗПР в инклюзивной среде?

Для формирования межличностных отношений детей с ЗПР с их сверстниками в инклюзивной среде могут использоваться различные средства, такие как игры, совместные проекты, ролевые игры, командные занятия, общение в небольших группах и индивидуальные консультации с педагогом.

Какие особенности межличностных отношений дошкольников с ЗПР со сверстниками можно учесть в инклюзивной среде?

При работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР в инклюзивной среде, следует учитывать их особенности в межличностных отношениях со сверстниками, такие как возможные затруднения в общении, низкую социальную активность, необходимость дополнительной поддержки и адаптации к групповой среде.

Что показало исследование особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками?

Исследование особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками показало, что у них часто отмечается затруднения в установлении контактов и взаимодействии со сверстниками, а также уменьшенная активность в общении. Однако, с помощью социальной поддержки и адекватной адаптации к инклюзивной среде, эти отношения могут улучшаться.

Какие особенности отношений у детей дошкольного возраста с ЗПР в группе сверстников?

Дети дошкольного возраста с ЗПР могут испытывать трудности в установлении контакта с другими детьми из-за своих особенностей. Они могут быть более замкнутыми, иметь проблемы в коммуникации и социализации. Однако, с правильной поддержкой и инклюзивной средой, они могут развивать отношения с сверстниками и становиться более социально адаптированными.

Какой коммуникативный потенциал у детей дошкольного возраста с ЗПР?

Коммуникативный потенциал у детей дошкольного возраста с ЗПР может быть разнообразным. Некоторые дети могут иметь ограниченные речевые навыки или проблемы в понимании языка других детей. Однако, они могут использовать невербальные средства коммуникации, такие как мимика, жесты и интонация, чтобы выразить свои мысли и чувства. Также, при помощи сенсорных игр и других методов, можно развивать коммуникативные навыки у детей с ЗПР.

Какие средства могут помочь формированию межличностных отношений у детей с ЗПР со сверстниками в условиях инклюзии?

В условиях инклюзии для формирования межличностных отношений у детей с ЗПР со сверстниками можно использовать различные средства. Важно создать безопасную и поддерживающую среду, где дети могут чувствовать себя комфортно и принимаемыми. Также, важно использовать игровые и коммуникативные активности, которые способствуют взаимодействию и сотрудничеству между детьми. Личное пример и поддержка педагогов также играют важную роль в формировании межличностных отношений.

Какие особенности межличностных отношений со сверстниками обнаружены в исследовании у детей с ЗПР?

В исследовании были обнаружены различные особенности межличностных отношений у детей с ЗПР. Некоторые дети проявляли более активную роль в осуществлении контакта и инициировали игры и взаимодействие с другими детьми. Однако, другие дети могли испытывать трудности в установлении контакта и нуждались в поддержке взрослых для включения в игры и общение со сверстниками. Исследование также показало, что дети с ЗПР могут развивать положительные отношения и дружбу со сверстниками.

Какие особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями?

У детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями (ОВЗ) межличностные отношения могут быть особенными из-за их особого статуса. Они часто сталкиваются с трудностями в общении со сверстниками и могут испытывать недостаток взаимодействия в группе. Некоторые из них могут испытывать трудности в понимании и выражении эмоций, что может привести к конфликтам с другими детьми. Однако, при поддержке взрослых и создании условий для включения таких детей в игровую деятельность, они могут развивать коммуникативные навыки и устанавливать позитивные отношения со сверстниками.

Какой коммуникативный потенциал у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями?

У детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями коммуникативный потенциал может быть различным в зависимости от их индивидуальных особенностей и степени ОВЗ. Некоторые из них могут иметь ограниченную речь или слаборазвитые навыки общения, в то время как другие могут успешно использовать альтернативные коммуникационные методы, такие как жесты или пиктограммы. Развитие коммуникативного потенциала у таких детей требует индивидуального подхода и работы с ними как со специалистами, так и с другими детьми, чтобы создать условия для их активного включения в коммуникативные процессы.

Какими средствами можно формировать межличностные отношения у детей с ограниченными возможностями со сверстниками в условиях инклюзии?

Формирование межличностных отношений у детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) со сверстниками в условиях инклюзии требует комплексного подхода и использования различных средств. Важно создать условия для включения таких детей в общую игровую деятельность, где они могут взаимодействовать с другими детьми и развивать навыки коммуникации. Также положительное отношение и содействие взрослых имеют большое значение в формировании межличностных отношений у детей с ОВЗ. Они могут помогать в организации совместных занятий и поддерживать взаимодействие между детьми, а также моделировать социальное взаимодействие и учить эмоциональной регуляции.