Развитие коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе креативного обучения на уроках французского языка

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Французский продвинутый
  • 5757 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 04.07.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития иноязычной коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения иностранным языкам 6
I.1. Креативно-ориентированное обучение 6
I.2. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам 13
I.3. Понятие иноязычной коммуникативной компетенции 18
Выводы по Главе I 26
Глава 2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе креативного обучения на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе 28
II.1. Креативные методы обучения иностранным языкам 28
II.2. Творческие задания как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках креативно-ориентированного обучения 33
II.3. Ход и результаты опытного обучения 38
Выводы по Главе II 53
Заключение 55
Библиография 57

Фрагмент для ознакомления

Ученик не способен связно и логично излагать свои мысли в устной форме 4. соответствие объема высказывания поставленной задачеУченик способен составить творческое высказывание в соответствии с заданным объемом Ученик способен составить творческое высказывание, нарушив заданный объем на 2-3 предложенияУченик не способен составить творческое высказывание в соответствии с заданным объемом 5. правильное разделение текста на абзацыУченик способен правильно разделить текст на абзацыУченик допускает ошибки при разделении текста на абзацыУченик не способен правильно разделить текст на абзацы6. соответствие использованной лексикиУченик способен использовать подходящую по тематике создаваемого текста лексикуУченик способен частично использовать подходящую по тематике создаваемого текста лексикуУченик не способен использовать подходящую по тематике создаваемого текста лексику7. грамматическая правильность высказывания, оформление в соответствии с нормами языкаУченик способен грамматически правильно оформить творческое высказывание в соответствии с нормами языкаУченик допускает грамматические ошибки при оформлении творческого высказывания Ученик не способен грамматически правильно оформить творческое высказывание в соответствии с нормами языка8. умение высказать собственную точку зрения по текстуУченик способен дать оценку тексту, выразить свое мнение в устной формеУ ученика могут возникнуть затруднения при оценке текста и выражении своего мнения, но он достаточно грамотно излагает свои мысли Ученик не способен дать оценку тексту, выражение своего мнения сопровождаются большими затруднениями9.умение описывать предметы, используя свои знания, а также предложенный материалУченик способен описать предмет, используя свои знания, предложенный материалУченик способен описать предмет, предложенный материал и минимальные знанияУченик способен описать предмет, используя только предложенный материалТаблица№2. Результаты тестирования.Группа 10 «А»КритерийБайшев ДмитрийБольшедвороваЖоссанКвачевНекрасоваНикифороваСинкинШайхутлиновТверскойСреднееарифметическое по группе 1.отражение основных аспектов исходного текста3344543443,22. употребление терминов из текста5344543454,13. логичность, связность составленного текста4344543554,14. соответствие объема высказывания 4334544443,85. правильное разделение на абзацы4343543443,76. соответствие использованной лексики5345544554,47. грамма- тическая правильность 3344533453,78. своя точка зрения по тексту53355434449. описание предметов, с помощью знаний и предложенного материала5344544554,3Таблица№3. Результаты тестирования.Группа 10 «Б»КритерийАртемьевскихБалдыковГалкинДенисюкДитловаДмитриеваДымшаковКорольковЛегошинСадировСреднееарифметическое по группе 1.отражение основных аспектов исходного текста33343533433,42. употребление терминов из текста33343544544,93. логичность,связность составленного текста33343534444,84. соответствие объема высказывания 33343533434,65. правильное разделение на абзацы33333533434,36. соответствие использованной лексики34343544533,87. грамматическая правильность 33333533434,38. своя точка зрения по тексту34343554443,99. описание предметов, с помощью знаний и предложенного материала34343535443,8Экспериментальный этапВторой этап (экспериментальный). Разработан комплекс упражнений по формированию умений и навыков иноязычной творческой устной речи. При разработке упражнений были учтены основные положения, рассмотренные в теоретических главах данной работы, изучены различные виды заданий, предлагаемые в современных УМК по иностранным языкам.Занятия с использованием разработанного комплекса упражнений проводятся только в экспериментальной группе. Для того, чтобы оценить работу учащихся при выполнении разработанных нами упражнений, мы составили определенный список критериев, представленные ниже в таблице.Таблица №3. Критерии по работе с упражнениями Критерий оценивания выполненных упражненийОценкаотличнохорошоудовлетворительноУпражнение №1 Прочтите текст и разбейте его на абзацы.Ученик способен правильно разделить текст на абзацыУченик допускает ошибки при разделении текста на абзацыУченик не способен правильно разделить текст на абзацыУпражнение№2. Прочтите текст и дайте ему название.Ученик способен вычленить главную информацию текста и, исходя из этого дать ему названиеУ ученика возникают трудности при разделении главной и второстепенной информации, название текста может относится к деталям, а не к основной информации текста Ученик не способен вычленить главную информацию текста, при этом либо не может дать название либо название не соответствует материалу текстаУпражнение№3. Придумайте свое окончание текста.Ученик способен Продолжить текст, не отходя от темы и придерживаясь стиля текстаУченик способен продолжить текст, но наблюдаются незначительные отклонения от темы, стиля текстаУченик не способен продолжить текст в соответствии с темой, стилем текстаУпражнение№4. Напишите свое мнение о прочитанном тексте.Ученик способен выразить свою точку зрения по освещенной в тексте теме Ученик способен выразить свою точку зрения по освещенной в тексте теме, но испытает некоторые затрудненияУченик не способен выразить свою точку зрения по освещенной в тексте темеУпражнение №5. Écrivez les mots sur la mode. La première lettre est donnéeУченик способен найти зашифрованные слова в тексте Ученик способен найти часть зашифрованных слов в тексте Ученик не способен найти зашифрованные слова в текстеУпражнение№6. Trouvez les différents mots sur l'économie et la mode.Ученик способен найти слова, которые были задействованы в текстеУченик способен найти только некоторые слова, которые были задействованы в текстеУченик не способен найти слова, которые были задействованы в текстеУпражнение №7. Complétez le texte avec les mots suivants.Ученик способен использовать предлагаемые слова для того, чтобы заполнить пробелы в текстеУченик способен использовать только часть предлагаемых слова для того, чтобы заполнить пробелы в текстеУченик не способен использовать предлагаемые слова для того, чтобы заполнить пробелы в текстеУпражнение№8. Répondez à la question "Voulez-vous payer plus pour une étiquette de designer?"Ученик способен развернуто ответить на вопрос, полностью отражая свое мнениеУченик способен кратко ответить на вопрос и выразить свое мнениеУченик не способен ответить на вопрос, выражение своего мнения имеет большие затрудненияУпражнение№9. Composez un article sur votre marque préférée.Ученик способен написать сочинение по заданной теме, по заданному объему, используя изученную лексику и выражая свою точку зренияУченик способен написать сочинение по заданной теме, используя изученную лексику и выражая свою точку зрения, но заданный объем может быть нарушен Ученик не способен написать сочинение по четко заданной теме, используя изученную лексику и выражая свою точку зрения, объем выполняется меньше чем на половину заданногоУпражнение№10. Regardez la photo et écrivez celle que vous aimez et pourquoi.Ученик способен дать оценку тому, что видит на картинке в письменной форме и аргументировать свои словаУченик способен дать оценку тому, что видит на картинке в письменной форме, но аргументация является затруднительнойУченик не способен дать четкую оценку тому, что видит на картинке в письменной форме, не способен аргументировать свои словаУпражнение№11. Regarde l'image. Comparez ces deux produits en utilisant les adjectifs ci-dessous.Ученик способен дать оценку тому, что увидел на картинке, сравнить предметы между собой, используя предложенный материал и аргументировать свои словаУченик способен дать оценку тому, что увидел на картинке, сравнить предметы между собой, используя часть предложенного материала, аргументация является затруднительнойУченик не способен дать четкую оценку тому, что увидел на картинке и сравнить предметы между собой, используя предложенный материал, не способен аргументировать свои словаУпражнение№12. Regardez la photo et essayez de répondre aux questions ci-dessous.Ученик способен ответить на вопросы в письменном виде без опоры на текст, а с опорой только на картинкуУченик способен ответить на вопросы кратко или только на часть вопросов в письменном виде без опоры на текст, а с опорой только на картинкуУченик не способен ответить на вопросы в письменном виде без опоры на текст, а с опорой только на картинкуУпражнение№13. Créer la présentation d'un produit sous forme orale.Ученик способен сделать презентацию в письменной форме, используя умения и навыки творческой иноязычной письменной речи Ученик способен сделать презентацию в письменной форме, используя умения и навыки творческой иноязычной письменной речи, но с наименьшим объемомУченик не способен сделать презентацию в письменной форме, используя умения и навыки творческой иноязычной письменной речиУпражнение№14. Rédigez un essai sur la politesse dans votre pays.Ученик способен применить свои знания в написании эссе, правильно их изложить, соблюдая заданный объем Ученик способен применить свои знания в написании эссе, но имеются затруднения при правильном их изложении, заданный объем нарушаетсяУченик не способен применить свои знания в написании эссе, не способен правильно их изложить, заданный объем не выполняется Упражнение №15. Écrivez un conte de fées et racontez-leУченик способен составить творческое высказывание в виде сказки без образцаУченик способен составить творческое высказывание в виде сказки только с образцомУченик не способен составить творческое высказывание в виде сказкиТаблица№4. Результаты учащихся в ходе проведенных нами упражненийКритерийБайшев ДмитрийБольшедвороваЖоссанКвачевНекрасоваНикифороваСинкинШайхутлиновТверскойСреднееарифметическое по группе Упражнение №1 Прочтите текст и разбейте его на абзацы.4345544553,2Упражнение№2. Прочтите текст и дайте ему название.5344545553,84345544553,2Упражнение№3. Придумайте свое окончание текста.5345544543,2Упражнение№4. Напишите свое мнение о прочитанном тексте.5354555554,1Упражнение №5. Écrivez les mots sur la mode. La première lettre est donnée4345534554,2Упражнение№6.. Trouvez les différents mots sur l'économie et la mode.5355545554,6Упражнение №7. Complétez le texte avec les mots suivants.5345554554,5Упражнение№8. Répondez à la question "Voulez-vous payer plus pour une étiquette de designer?"5344544554,3Упражнение№9. Composez un article sur votre marque préférée.5345555554,6Упражнение№10. Regardez la photo et écrivez celle que vous aimez et pourquoi.5355555554,7Упражнение№11. Regarde l'image. Comparez ces deux produits en utilisant les adjectifs ci-dessous.4345544554,3Упражнение№12. Regardez la photo et essayez de répondre aux questions ci-dessous.4345543554,2Упражнение№13. Créer la présentation d'un produit sous forme orale.4345544554,3Упражнение№14. Rédigez un essai sur la politesse dans votre pays.5345555554,6Постэкспериментальный этапТретий этап (постэкспериментальный). Итоговый срез, который оценивает уровень сформированности коммуникатинвных умений и навыков. Таблица №5КритерийБайшев ДмитрийБольшедвороваЖоссанКвачевНекрасоваНикифороваСинкинШайхутлиновТверскойСреднееарифметическое по группе 1.отражение основных аспектов исходного текста5345544554,42. употребление терминов из текста5355555554,73. логичность,связность составленного текста5355554554,64. соответствие объема высказывания 5345545554,55. правильное разделение на абзацы5355555554,76. соответствие использованной лексики5355555554,77. грамма- тическая правильность 4345544554,38. своя точка зрения по тексту5355544554,59. описание предметов, с помощью знаний и предложенного материала5355544554,5Таблица№6.КритерийАртемьевскихБалдыковГалкинДенисюкДитловаДмитриеваДымшаковКорольковЛегошинСадировСреднееарифметическое по группе 1.отражение основных аспектов исходного текста43343544554,42. употребление терминов из текста43353545554,53. логичность,связность составленного текста44353544544,54. соответствие объема высказывания 33353544544,15. правильное разделение на абзацы44343554554,66. соответствие использованной лексики33353555544,37. грамматическая правильность 33343545444,18. своя точка зрения по тексту44353545544,69. описание предметов, с помощью знаний и предложенного материала44353545554,7Приведенные в таблицах данные свидетельствуют о том, что наш эксперимент по внедрению комплекса разработанных нами упражнений был успешным, так как уровень овладения умениями и навыками иноязычной творческой письменной речи у учащихся старших классов улучшились. Однако следует отметить, что на чистоту эксперимента повлияла низкая мотивация учащихся к изучению французского языка в целом, а также индивидуальные особенности учащихся. Показатели некоторых учеников не изменились как в экспериментальной группе, так и в контрольной.Выводы по Главе IIна уроках иностранного языка рационально использование следующих методик, которые обладают креативной основой и рекомендованы к применению в учебном процессе:•Проектная методика.•Дискуссии.•Ролевые игры.•Использование презентаций Microsoft Power Point.•Разработка проблемных заданий.•Применение специальных вопросов (WH-questions) и инферециальных вопросов (inferential questions).•«Провокационные утверждения» (provocative statements).Для организации развития креативного мышления учащихся и их творческих способностей на уроке иностранного языка необходим правильный подбор заданий и упражнений, учитывая тип урока и его место в учебном плане. Данная деятельность может осуществляться в разнообразных формах и проявлениях: •проблемные уроки;•мини-проекты;•индивидуальные творческие сочинения и рассуждения;•поисковая работа;•интеллектуальные игры;•конкурсы научных проектов. Очевидным является то, что креативные методы представляют собой комплексное применение приемов обучения иностранному языку, их суммарная основа, которая составляет целостную систему преподавания, оказывающую благотворное влияние на развитие всех видов речевой деятельности.Проведенный эксперимент по внедрению комплекса разработанных нами упражнений был успешным, так как уровень овладения умениями и навыками иноязычной творческой письменной речи у учащихся старших классов улучшились. Отметим, что на чистоту эксперимента повлияла низкая мотивация учащихся к изучению французского языка в целом, а также индивидуальные особенности учащихся. Показатели некоторых учеников не изменились как в экспериментальной группе, так и в контрольной.ЗаключениеКреативность понимается нами как своеобразное мышление, которое мотивирует целенаправленно использовать формы и способы работы по изучению иностранного языка и предоставляет обучающимся опыт креативного поведения. Отсюда следует, что креативное обучения без творчества не представляется возможным.Креативно-ориентированной методикой называются использование определенных приемов обучения иностранному языку, основанных на системе упражнений творческого плана, побуждающих учащихся мыслить креативно и развивать умение творческого решения проблемы в коммуникативной ситуации.В настоящее время иностранная коммуникативная компетенция трактуется как общность одноуровневых компетенций: языковой/лингвистической, речевой/социокультурной, учебно-познавательной/информационной, компенсаторной/стратегической, интерактивной/социальной.Иностранная коммуникативная компетенция является уровнем владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, позволяющими учащемуся адекватно варьировать собственное речевое общение согласно психологическим факторам коммуникации.Компетентностный подход это понимание совершенствования школьной образовательной системы, направленного, главным образом, на развитие у учащихся основных компетенций, благодаря которым учащийся сможет самостоятельно решать практические проблемы, используя также собственный социальный опыт и в отношении теоретических знаний.на уроках иностранного языка рационально применение следующих методик, обладающих креативной основой и рекомендованных к применению в учебном процессе:•Проектная методика.•Дискуссии.•Ролевые игры.•Использование презентаций Microsoft Power Point.•Разработка проблемных заданий.•Применение специальных вопросов (WH-questions) и инферециальных вопросов (inferential questions).•«Провокационные утверждения» (provocative statements).Для организации развития креативного мышления учащихся и их творческих способностей на уроке иностранного языка необходим правильный подбор заданий и упражнений, учитывая тип урока и его место в учебном плане. Данная деятельность может осуществляться в разнообразных формах и проявлениях: •проблемные уроки;•мини-проекты;•индивидуальные творческие сочинения и рассуждения;•поисковая работа;•интеллектуальные игры;•конкурсы научных проектов.Проведенный эксперимент по внедрению комплекса разработанных нами упражнений был успешным, так как уровень овладения умениями и навыками иноязычной творческой письменной речи у учащихся старших классов улучшились.БиблиографияАлиева К.Р. Психология формирования творческого потенциала личности. – СПб., 2009. – 264 с.Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. И. Алмазова. – СПб., 2003. – 47 с. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / В.С. Барулин. М.: Онега, 1994. – 256 с.Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: СПГУТД, 2006. – 268 с.Бим И.Л., Поляков О.Г. Аттестационные требования к владению ИЯ учащихся к концу базового курса обучения / И.Л. Бим, О.Г. Поляков // ИЯШ. – 1995. №5. – С.2-8.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. – 175 с.Болотов А.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / А.В. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 37-42. Буковский С.Л. Креативно ориентированная методика обучения устному профессиональному общению на занятиях по иностранным языкам в неязыковом вузе: экономический профиль: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2013. – 260 с.Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек как космопланетарный феномен. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1993. – 192 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании [Текст]: монография / Н.Ф. Ефремова. – Ростов н/Д.: Аркол, 2010. – 386 с. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д.И. Изаренков // Русский язык за рубежом, № 4, 1990. – С. 54-60.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. – 448 с.Инновационная модернизация России: политологические очерки / под ред. Ю. А. Красина. М.: Институт социологии РАН, 2011. – 253 c.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. – 223 с.Котлярова И.О. Системное представление об исследовании [Текст]: учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996. – 209 с. Креативность [Электронный ресурс] // Творческие способности. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Творческие способности (дата обращения: 15.05.2019).Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст] / П. Ф. Кубрушко. – М.: Высш. шк., 2001. – 273 с.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2004. – 560 сОбразовательная система «Школа 2100» [Текст]: сб. программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / А. А. Леонтьев. – М.: Баласс, изд. дом РАО, 2004. – 528 сОрлова С.В. Компетентностный подход: особенности, проблемы реализации [Электронный ресурс] / С. В. Орлова // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы реализации компетентностного подхода: от теории к практике». – Режим доступа: URL: http ://www.vspc3 4. ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=562 (дата обращения: 19.05.2019).Остроумов А.И., Остроумова О.Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России / А.И. Остроумов, О.Ф. Остроумова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. I. – C. 149-153.Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение общению на иностранном языке. – Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002. – 40 с. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. – 280 с.Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // ИЯШ. – 2000. – № 1. – С. 4–11.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 14-19.Поршнева Е.Р. Междисциплинарные основы базовой лингвистической подготовки специалиста-переводчика: дис… докт. пед. наук – Казань, 2004. – 425 c.Рындак В.Г., Москвина А.В. Личность. Творчество. Развитие: учебно-методическое пособие / под ред. В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001. – 290 с.Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. / В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 238 с.Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова.– М.: Еврошкола. – М.: Изд-во НИЦ «Еврошкола», 2004. – 236 с.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 225 с.Сластенин В.А. Образование как социокультурный феномен / В.А. Сластенин // Пед. образование и наука. – 2005. – № 6. – С.4 -15 Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – № 4. – С. 123-132.Фрумин И.Д. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [Текст] / И.Д. Фрумин // Учительская газета. – 2002. – № 36. – С. 38-39. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Текст] / А.В. Хуторской. – URL: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm (дата обращения 20.5.2019).Чичиланова С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы: Дис. ...канд. пед. наук. – Челябинск, 2010/ – 195 с.Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] / В.Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – 2006. – № 1. – С. 15-21. Ястребова Л.Н. Анализ структуры иноязычной коммуникативной компетенции лингвиста-преподавателя // Вестник ТГПУ 2012 №4 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-struktury-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-lingvista-prepodavatelya (дата обращения: 19.03.2019).Canale M., Swain M. «Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing». Applied Linguistics. 1980. – 1/1, 210 p.Hutmacher Walo. Key competencies for Europe/ W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. – P.11.Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Addison Wesley Publishing Company. – 1983. – 310 p.Ter-Minasova S. Language, Linguistics and Life: (A view from Russia), M.: MSU. – 1996. – 155 p.Van Ek J.A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol. 2: Levels). – Strasbourg: CCC/CE, 1992. – 199 p.Van Ek J.A. The Threshold Level. – Strasbourg: Council of Europe, 1980. – Oxford.: Pergamon Press, 1980. –253 p.Приложение 1Тест на определение уровня коммуникативной компетенции учащихся старших классов1. Quel est votre nom? 2. Quel est votre prénom? 3. Parlez de votre famille.4. Quel est votre activitépréféré?5. Quel est votre emissionpréférée? Justifiez.6. Parlez des habitudes de votre ami(e).7. Quel matières vous avez à l’école ?8. Qui voulez-vous être dans quelques années ? Justifiez.9. Pourquoi nous avons les problèmes avec le climat ?10. Qui est votre chanteur préféré? Justifiez.11. Quel est votre livre préféré?12. Parlez de vos derniers vacances.

1. Алиева К.Р. Психология формирования творческого потенциала личности. – СПб., 2009. – 264 с.
2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. И. Алмазова. – СПб., 2003. – 47 с.
3. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.
4. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / В.С. Барулин. М.: Онега, 1994. – 256 с.
5. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: СПГУТД, 2006. – 268 с.
6. Бим И.Л., Поляков О.Г. Аттестационные требования к владению ИЯ учащихся к концу базового курса обучения / И.Л. Бим, О.Г. Поляков // ИЯШ. – 1995. №5. – С.2-8.
7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. – 175 с.
8. Болотов А.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / А.В. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 37-42.
9. Буковский С.Л. Креативно ориентированная методика обучения устному профессиональному общению на занятиях по иностранным языкам в неязыковом вузе: экономический профиль: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2013. – 260 с.
10. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек как космопланетарный феномен. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1993. – 192 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
12. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
13. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании [Текст]: монография / Н.Ф. Ефремова. – Ростов н/Д.: Аркол, 2010. – 386 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
15. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д.И. Изаренков // Русский язык за рубежом, № 4, 1990. – С. 54-60.
16. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
17. Инновационная модернизация России: политологические очерки / под ред. Ю. А. Красина. М.: Институт социологии РАН, 2011. – 253 c.
18. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
20. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. – 223 с.
21. Котлярова И.О. Системное представление об исследовании [Текст]: учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996. – 209 с.
22. Креативность [Электронный ресурс] // Творческие способности. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Творческие способности (дата обращения: 15.05.2019).
23. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст] / П. Ф. Кубрушко. – М.: Высш. шк., 2001. – 273 с.
24. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
25. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2004. – 560 с
26. Образовательная система «Школа 2100» [Текст]: сб. программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / А. А. Леонтьев. – М.: Баласс, изд. дом РАО, 2004. – 528 с
27. Орлова С.В. Компетентностный подход: особенности, проблемы реализации [Электронный ресурс] / С. В. Орлова // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы реализации компетентностного подхода: от теории к практике». – Режим доступа: URL: http ://www.vspc3 4. ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=562 (дата обращения: 19.05.2019).
28. Остроумов А.И., Остроумова О.Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России / А.И. Остроумов, О.Ф. Остроумова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. I. – C. 149-153.
29. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение общению на иностранном языке. – Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002. – 40 с.
30. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
31. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // ИЯШ. – 2000. – № 1. – С. 4–11.
32. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 14-19.
33. Поршнева Е.Р. Междисциплинарные основы базовой лингвистической подготовки специалиста-переводчика: дис… докт. пед. наук – Казань, 2004. – 425 c.
34. Рындак В.Г., Москвина А.В. Личность. Творчество. Развитие: учебно-методическое пособие / под ред. В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001. – 290 с.
35. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. / В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 238 с.
36. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова. – М.: Еврошкола. – М.: Изд-во НИЦ «Еврошкола», 2004. – 236 с.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 225 с.
38. Сластенин В.А. Образование как социокультурный феномен / В.А. Сластенин // Пед. образование и наука. – 2005. – № 6. – С.4 -15
39. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – № 4. – С. 123-132.
40. Фрумин И.Д. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [Текст] / И.Д. Фрумин // Учительская газета. – 2002. – № 36. – С. 38-39.
41. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Текст] / А.В. Хуторской. – URL: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm (дата обращения 20.5.2019).
42. Чичиланова С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы: Дис. ...канд. пед. наук. – Челябинск, 2010/ – 195 с.
43. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] / В.Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – 2006. – № 1. – С. 15-21.
44. Ястребова Л.Н. Анализ структуры иноязычной коммуникативной компетенции лингвиста-преподавателя // Вестник ТГПУ 2012 №4 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-struktury-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-lingvista-prepodavatelya (дата обращения: 19.03.2019).
45. Canale M., Swain M. «Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing». Applied Linguistics. 1980. – 1/1, 210 p.
46. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe/ W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. – P.11.
47. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Addison Wesley Publishing Company. – 1983. – 310 p.
48. Ter-Minasova S. Language, Linguistics and Life: (A view from Russia), M.: MSU. – 1996. – 155 p.
49. Van Ek J.A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol. 2: Levels). – Strasbourg: CCC/CE, 1992. – 199 p.
50. Van Ek J.A. The Threshold Level. – Strasbourg: Council of Europe, 1980. – Oxford.: Pergamon Press, 1980. – 253 p.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы используются в процессе развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка?

В процессе развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка используются креативно ориентированное обучение, компетентностный подход и понятие иноязычной коммуникативной компетенции. Эти теоретические основы помогают создать эффективную обучающую среду, развивают языковые навыки и способности учащихся, а также стимулируют их креативное мышление и самостоятельность.

Что такое креативно ориентированное обучение?

Креативно ориентированное обучение — это методика обучения, которая позволяет развивать у учащихся творческие способности и креативное мышление. В процессе креативного обучения учащиеся активно участвуют в образовательном процессе, они вырабатывают свои собственные идеи, решают сложные задачи, работают в группах и стимулируются к самостоятельности и активному поиску информации.

Что представляет собой компетентностный подход в обучении иностранным языкам?

Компетентностный подход в обучении иностранным языкам основан на развитии коммуникативных навыков и способностей учащихся. В рамках этого подхода учащиеся учатся использовать язык в реальных коммуникативных ситуациях, развивают свою способность понимать и передавать информацию на иностранном языке, а также развивают свою культурную компетенцию и способность адаптироваться к разным культурным контекстам.

Что означает понятие "иноязычная коммуникативная компетенция"?

Иноязычная коммуникативная компетенция — это совокупность языковых, речевых, социокультурных и прагматических знаний, умений и навыков, которые позволяют учащимся эффективно использовать иностранный язык для коммуникации. Она включает в себя умение понимать иноязычную речь, умение говорить на иностранном языке, умение читать и писать на иностранном языке, а также умение адаптироваться к коммуникативной ситуации и использовать соответствующие языковые структуры и средства выражения.

Что такое креативное обучение?

Креативное обучение - это подход к обучению, основанный на развитии творческого мышления и способности к самовыражению учащихся. Оно направлено на стимулирование их креативности, самостоятельности и активности в процессе обучения.

Что такое компетентностный подход в обучении иностранным языкам?

Компетентностный подход - это подход к обучению, основанный на развитии всесторонних компетенций учащихся, включая лингвистическую, коммуникативную, социокультурную и прочие компетенции. Он является основой для развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Что такое иноязычная коммуникативная компетенция?

Иноязычная коммуникативная компетенция - это способность передавать и понимать смысловую информацию на иностранном языке в различных ситуациях общения. Она включает в себя знание языка, грамматических структур, лексики, навыки аудирования, чтения, говорения и письма.

Чему посвящена глава 1 статьи?

Глава 1 статьи посвящена теоретическим основам развития иноязычной коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения на уроках французского языка. В ней рассматриваются креативно ориентированное обучение, компетентностный подход в обучении иностранным языкам и понятие иноязычной коммуникативной компетенции.

Какие выводы можно сделать по главе 1 статьи?

По главе 1 статьи можно сделать вывод, что креативное обучение и компетентностный подход в обучении являются важными компонентами в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Они способствуют активизации и творческому самовыражению учащихся, а также развитию их лингвистических и коммуникативных навыков.