Гугенотские войны в исторических романах А. Дюма

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Средних веков
  • 2323 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 20.07.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Гугенотские войны во Франции………………………………………...5
1.1. Причины, этапы………………………………………………………………5
1.2. Завершение, итоги…………………………………………………………..12
Глава 2. Гугенотские войны в произведениях Александр Дюма……………..15
2.1. Литературная деятельность Александра Дюма…………………………...15
2.2. Произведения Александра Дюма, где описаны гугенотские войны……………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Фрагмент для ознакомления

Сюжет романа "Королева Марго" заканчивается смертью Карла IX. Перед смертью он провозглашает Генриха Наваррского королём Франции. Но по приказу Екатерины де Медичи герцог Анжуйский становится королём, под именем Генриха III. Генрих Бурбон вынужден бежать в Наварру.В последующих частях трилогии рассказывается, как королева-мать, полностью подчиняясь Генриху III, ревностно охраняет интересы дома Валуа. Она ненавидит претендентов на трон Франции. Стремление к власти перегружило Екатерину. Для закрепления престола династии Валуа она объединилась с влиятельными герцогами Гизами, которые также претендовали на французскую корону и были тайными врагами Карла IX, а затем Генриха III. Социальный конфликт усугублялся участием в этих судебных интригах представителей двух религиозных партий. В то время как французские короли и герцоги Гиза были благочестивыми католиками, Генрих Наваррский, его отец Антуан Бурбон, принц Конде, адмирал Колиньи и другие государственные деятели были гугеноты. Их называли кальвинистами, потому что они были сторонниками швейцарского теолога Жана Кальвина (1509-1564), предложившего реформировать католическую церковь и лишить её земли. Протестантизм, по сути, подорвал авторитет Церкви, привел к развитию среди католиков духа сомнения, и все это разрушило основы монархического государства.Дюма показывает, как династия Валуа постепенно исчезает со сцены. В 1588 году в результате народного восстания в Париже король вынужден был покинуть столицу и обратиться за помощью к Генриху Наваррскому. Но дни правления Генриха III были нумерованы. После того, как в 1589 году Генрих III был убит монахом Жаком Климентом, Генрих Наваррский был провозглашён королём Франции, вошедшим в историю под именем Генриха IV.Все эти политические раздоры и послужили для Дюма канвой обширного повествования о вырождении королевской династии Валуа VIII.Во второй части трилогии — «Графини Монсоро» — растет напряженность, гражданская война возрастает. Католическая Лига беспощадно преследует Гугенотов, Испания и Англия угрожают Франции войной, все это осложнено закулисной борьбой между придворными. Облик Генри приносит присягу преданности королю, но в то же время как Общую и политик, с поддержкой дворян, пытаясь основать династию дома Лотарингии, богатых феодалов, владея несколькими областями Франции. Большая часть дворянства хочет видеть на троне, более достойном монарха.С замечательным умением и тонкой иронией Думы изображает здесь интриги Дворца и заговоры, жизнь без работы дворянства, развращенность нравов. Сюжет также описывает хитрую тактику Гизы, кто принял сторону парижских ремесленников и торговцев. В дополнение к политическим и религиозным конфликтам, заговорам Дворца, огромное место в романе дано изображению трагической любви к рыцарю Дебюсси и Диане Монсоро. Де Бюсси (1549—1579) —личность историческая, он служил при дворе Генриха III, был приближенным Герцога Анжуйского. Герцог Анжуйский и де Бюсси контрастируют на фоне друг друга. Герцог холоден, высокомерен, нравственно опустошен, а де Бюсси, влюбленный в Диану Монсоро, великодушен и доблестен.Их обоих преследуют и строят против них всякие козни жестокие и надменные вельможи — герцог Анжуйский и егермейстер короля — граф Монсоро, муж красавицы Диана. В романе "Сорок пять" читательница снова встречается с Дианой. После того, как пережила смерть любимого человека, она клянется отомстить своим убийцам. Начало событий описано в романе "Сорок пять", который вернет читателя до 1585 года. Именно тогда в стране обострились классовые противоречия, что привело к новой серии гражданских и религиозных войн. В описываемое время тоже шла гражданская война, в которой участвовали дворяне с Севера Франции и правительство. Дворянство поддерживало художественные и ремесленные промыслы буржуазного класса в Северных городах. Когда страна отделилась от Юга, экономика была подорвана, жизнь крестьянства стала еще хуже. Это привело к усилению народного движения против феодальных лордов, возникновению волнений крестьянства в разных губерниях. В 1585 году Северные города, отказавшись подчиниться правительству Генриха III, присоединились к Католической лиге, ставшей конфедерацией северных городов во главе с герцогом Гизом. В последнем романе трилогии Дюма показал гибель дома Валуа, вырождения этой династии и жалкую фигуру Генриха III. Народные сцены дают читателю общее представление французского средневековья в ту эру, когда в глубинах феодализма назрел силы, хоронившиеся со временем, феодальная система. Между тем Гиза, полагаясь на богатые слои города, готовит восстание против короля. Столкновение враждующих классов дает специальную напряженность рассказу и определяет состав романа. Король не наказал непослушных феодалов, потому что они имели большое влияние во Франции. Только в 1588, когда облик Генриха был убит убийцами, и кардинал Лоррэйн была брошена в тюрьму и скоро казнена, король чувствовал себя больше уверенно. В романе «Сорок пять» представителях правящего дома и самого высокого дворянства испачканы в интригах, постоянно передают измену и убийство. Герцог Анжу участвует в войне только потому, что он стремится становиться королем Фландрии, и затем Франции. Лукавый политик, Герцог облика сговаривается с Вильгельмом Оранским. Продавая его меч, он предает интересы Родины. Сестра Гиза — ГерцогиняМонпансьеимеет штат убийц. Это - то, чем был окружен Генрих III. Он мог управлять, полагаясь на умных, энергичных и лояльных помощников. Фигура шута Шико отличается от очаровательных персонажей романа "сорок пять". Этот герой, появившись на страницах "мадам Монсоро", показал себя проницательным политиком, ум и смекалку которого ценил Генрих III. Шико раскрыл дворцовый заговор против короля, который задумали герцог Анжуйский и граф Монсоро. Враждебная королю партия возненавидела Шико и собиралась устроить над ним расправу, но он, точно просчитав свои ходы в осуществлении курса большой политики, сумел приблизиться к трону Генриха Наваррского. Этот человек превосходит многих по моральным и интеллектуальным качествам, в том числе хозяина короля, а опытные придворные дипломаты по сравнению с Шико кажутся лишь невезучими учениками. Шико непобедим во всех поединках, остроумен и весел, как и прославленный д'Артаньян. Правдивыми, художественно оправданными представляются образы адмирала Жуаеза и Шико, олицетворяющие подлинный героизм, жизнерадостность, находчивость ума, пламенную энергию людей, не терпящих произвола. Их писатель противопоставляет придворной знати, морально опустошенной. Преувеличение роли личности, дела в судьбе государства было чрезвычайно распространено во Французской буржуазной науке XIX века; это явление в значительной степени отразилось в романах Дюма. Но следует отметить, что трилогия о династии Валуа, обличающая монархический строй XVI века, была полна того пафоса, который мы вправе назвать демократическим; в этом главное идейное и художественное достоинство романов Александра Дюма, созданных накануне революции 1848 года.. Рассмотрев вторую главу, можно сделать следующие выводы. Александр Дюма являлся отличным писателем романистом, описывающим в своих произведениях историю Франции. В частности гугенотские войны были вплетены в сюжет его трех романов о Генрихе Наваррском.ЗаключениеТрилогия романов Александра Дюма о гугенотских войнах включает произведения, завоевавшие международное признание у читателей. В них описывается одно из тяжелых и мрачных времен французской истории. Сюжет романов тесно переплетается с историческими событиями – религиозными войнами между католиками и протестантами. Рассказывается о том, как горизонт медленно покидала династия Валуа, а на его месте появлялся молодой Генрих IV Наваррский из семьи Бурбонов. Во всех трех романах описывается родство и противостояние Генриха Наваррского и Екатерины Медичи.Романы Дюма не являются историческими достоверными источниками. Это произведения искусства, и в них есть много исторических неточностей, но это особенно важно. Мы читаем не архивный документ, а книги, сюжет которых наполнен приключениями, интригами, интригами и любовью. Отличительной чертой писателя Дюма являются описания его персонажей, за основу которых он взял реальных исторических личностей, живых и ярких, заставляющих сопереживать героям со всей искренностью.Во всем мире читатели с интересом принимают произведения французского романиста. Ее читали Карл Маркс и Генрих Гейне, Толстой и Достоевский, Чехов и горький. Во Франции Бальзак, Флобер, Жорж Санд боготворили его талант. Виктор Гюго считал, что произведения А. Дюма имеют мировую ценность. Английские писатели Р. Стивенсон и Д. Голсуорси также искренне восхищались французским романистом. Голсуорси высказал мнение, что"по увлекательности повествования Дюма равен Диккенсу". А. И. Куприн был убежден, что" образы", Вызванные и прославленные Дюма, живут сотни лет и передаются миллионам читателей. Их можно назвать вечными спутниками человечества".Список литературыКниги1 автор1.Балахонов В.Е. Существует ли прогресс в нравственности? // Дюма А. История знаменитых преступлений XIV-XIX века. / В.Е. Балахонов. М.: Прогресс, 1992. Т. 1. - 357 с.2. Буянов М. По следам Дюма. / М. Буянов. М.: Российское Общество медиков-литераторов. 1993. - с. 2563.Винокур Г. О. О языке исторического романа. / Г. О. Винокур. // О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991.- 529 с.4.Драйтова Э.М. Повседневная жизнь Дюма и его героев / Э.М. Драйтова.- М.: Молодая гвардия, 2005.- 505 с.5.Дюма А. Генрих IV. / А.Дюма //Генрих IV. Наполеон.М.: Русь, 1992.- 352 с.6.Дюма А. Графиня Монсоро. / Собрание сочинений в 15 т. Т. 7. / А.Дюма. М.: Правда, 1991.- 543 с.7.Дюма А. Королева Марго. / Собрание сочинений в 15 т. Т. 6. / А.Дюма. М.: Правда, 1991.- 647 с.8.Дюма А. Сорок пять. / Собрание сочинений в 15 т. Т. 8. / А.Дюма. М.: Правда, 1991.- 669 с.9.Клула (Клоунас) И. Екатерина Медичи. / И. Клула (Клоунас), М: Художественная литература, 1997. -370 с.10.Литвиненко Н.А. Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра. / Н.А. Литвиненко. М: Изд-во УРАО, 1999.11.Фрида Л. Екатерина Медичи / Л.Фрида. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006.- 574 с.12.Циммерман Д. Александр Дюма Великий. / Д. Циммерман. М.: Терра Физкультура и спорт, 1996г. -272 с.13.Эрланже Ф. Генрих III. / Ф. Эрланже. С-Пб.: Евразия, 2002. -410 с.14.Эрланже Ф. Резня в ночь на Святого Варфоломея. 24 августа 1572 года. / Ф. Эрланже. С-Пб.: Евразия, 2002.- 410 с.2-3 автора1.АрзаканянМ. Ц., РевякинА. В., УваровП. Ю.История Франции. Учебник для вузов М .: Дрофа, 2005. — 474с.2.Ермолаев И., Сидорова, Г., Харитонов, А. и др. Александр Дюма в России. / И. Ермолаев, Г. Сидорова, А. Харитонов. М.: МГУ, 1996.- 211 с.Под редакцией1.Документы по истории Франции середины XVI в. Начало Религиозных войн (1559-1560) / Публикация Т.П. Вороновой и Е.Г. Гурари под ред. А.Д. Люблинской / Общая ред. В.В.Шишкина / Приложение к журналу «Средние века». Вып. 7. М., 2013.Сборники1.Бейнарович О.Л. Случайность и закономерность в произведениях Александра Дюма. / О.Л. Бейнарович // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. Вып. 2. СПб.: 2000. с. 83-90.2.Драйтова Э.М. Шут поневоле и шут-мудрец: Гуинплен и Шико. / Э.М. Драйтова // Александр Дюма и современность. М.: Изд-во УРАО, 2002. С. 29-343.Ладыгин М.Б., Луков, В.А. Александр Дюма. Поиски жанра. К 175-летию со дня рождения А. Дюма. / М.Б. Ладыгин, ВА. Луков // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. Вып. 2. М.: 1978. С. 179-195.4.Литвиненко Н.А. «Граница эпох» и французский исторический роман первой половины XIX века / Н.А. Литвиненко // На границах. Зарубежная литература от средневековья до современности. Сборник работ/ Отв. ред. Л. Г. Андреев. М.: ЭКОН, 2000. С. 104-116.Статья из журнала1.Рябов Ф.Г. История в произведениях А. Дюма. / Ф.Г. Рябов // Новая и новейшая история. 2003. №1. С. 181-190

Список литературы
Книги
1 автор
1. Балахонов В.Е. Существует ли прогресс в нравственности? // Дюма А. История знаменитых преступлений XIV-XIX века. / В.Е. Балахонов. М.: Прогресс, 1992. Т. 1. - 357 с.
2. Буянов М. По следам Дюма. / М. Буянов. М.: Российское Общество медиков-литераторов. 1993. - с. 256
3. Винокур Г. О. О языке исторического романа. / Г. О. Винокур. // О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991.- 529 с.
4. Драйтова Э.М. Повседневная жизнь Дюма и его героев / Э.М. Драйтова.- М.: Молодая гвардия, 2005.- 505 с.
5. Дюма А. Генрих IV. / А.Дюма //Генрих IV. Наполеон.М.: Русь, 1992.- 352 с.
6. Дюма А. Графиня Монсоро. / Собрание сочинений в 15 т. Т. 7. / А.Дюма. М.: Правда, 1991.- 543 с.
7. Дюма А. Королева Марго. / Собрание сочинений в 15 т. Т. 6. / А.Дюма. М.: Правда, 1991.- 647 с.
8. Дюма А. Сорок пять. / Собрание сочинений в 15 т. Т. 8. / А.Дюма. М.: Правда, 1991.- 669 с.
9. Клула (Клоунас) И. Екатерина Медичи. / И. Клула (Клоунас), М: Художественная литература, 1997. -370 с.
10. Литвиненко Н.А. Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра. / Н.А. Литвиненко. М: Изд-во УРАО, 1999.
11. Фрида Л. Екатерина Медичи / Л.Фрида. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006.- 574 с.
12. Циммерман Д. Александр Дюма Великий. / Д. Циммерман. М.: Терра Физкультура и спорт, 1996г. -272 с.
13. Эрланже Ф. Генрих III. / Ф. Эрланже. С-Пб.: Евразия, 2002. - 410 с.
14. Эрланже Ф. Резня в ночь на Святого Варфоломея. 24 августа 1572 года. / Ф. Эрланже. С-Пб.: Евразия, 2002.- 410 с.
2-3 автора
1. Арзаканян М. Ц., Ревякин А. В., Уваров П. Ю. История Франции. Учебник для вузов М .: Дрофа, 2005. — 474 с.
2. Ермолаев И., Сидорова, Г., Харитонов, А. и др. Александр Дюма в России. / И. Ермолаев, Г. Сидорова, А. Харитонов. М.: МГУ, 1996.- 211 с.
Под редакцией
1.Документы по истории Франции середины XVI в. Начало Религиозных войн (1559-1560) / Публикация Т.П. Вороновой и Е.Г. Гурари под ред. А.Д. Люблинской / Общая ред. В.В.Шишкина / Приложение к журналу «Средние века». Вып. 7. М., 2013.
Сборники
1. Бейнарович О.Л. Случайность и закономерность в произведениях Александра Дюма. / О.Л. Бейнарович // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. Вып. 2. СПб.: 2000. с. 83-90.
2. Драйтова Э.М. Шут поневоле и шут-мудрец: Гуинплен и Шико. / Э.М. Драйтова // Александр Дюма и современность. М.: Изд-во УРАО, 2002. С. 29-34
3. Ладыгин М.Б., Луков, В.А. Александр Дюма. Поиски жанра. К 175-летию со дня рождения А. Дюма. / М.Б. Ладыгин, ВА. Луков // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. Вып. 2. М.: 1978. С. 179-195.
4. Литвиненко Н.А. «Граница эпох» и французский исторический роман первой половины XIX века / Н.А. Литвиненко // На границах. Зарубежная литература от средневековья до современности. Сборник работ/ Отв. ред. Л. Г. Андреев. М.: ЭКОН, 2000. С. 104-116.
Статья из журнала
1. Рябов Ф.Г. История в произведениях А. Дюма. / Ф.Г. Рябов // Новая и новейшая история. 2003. №1. С. 181-190

Вопрос-ответ:

Какие причины привели к началу гугенотских войн во Франции?

В начале гугенотских войн существовали религиозные разногласия и конфликты между католиками и протестантами во Франции.

Какие этапы можно выделить в гугенотских войнах во Франции?

Гугенотские войны во Франции можно разделить на несколько этапов: масштабные столкновения в 1562-1563 годах, период относительного перемирия в 1563-1567 годах, вторая волна конфликта в 1567-1570 годах, перемирие в 1570-1572 годах, и финальные стадии войн в 1572-1598 годах.

Какие итоги можно сделать по гугенотским войнам во Франции?

Гугенотские войны во Франции привели к большим разрушениям и потерям населения. Они также существенно повлияли на политическую карту Европы и укрепили центральную власть королей Франции.

Какая литературная деятельность связана с Александром Дюма?

Александр Дюма был известным французским писателем, который создал множество литературных произведений, включая исторические романы, в которых описываются гугенотские войны.

В каких произведениях Александра Дюма можно найти описание гугенотских войн?

Описание гугенотских войн можно найти в таких произведениях Александра Дюма, как "Королева Марго", "Черная тюльпан", "Колокольчик или Сирено", "Капитан Фракасс", "Человек с железной маской" и др.

Какие были причины гугенотских войн во Франции?

Гугенотские войны во Франции были вызваны религиозными разногласиями между протестантами, известными как гугеноты, и католиками. Главной причиной конфликта было несогласие католической церкви с распространением и влиянием протестантизма во французском обществе.

Какие были этапы гугенотских войн во Франции?

Гугенотские войны во Франции можно разделить на несколько этапов. Первый этап начался в 1562 году с Массового убийства гугенотов в городе Вассе и продолжался до 1563 года. Второй этап, также известный как Милитантный период, начался в 1567 году и продолжался до 1568 года. Третий этап, известный как Мирный период, продолжался с 1568 года до 1572 года. Четвертый этап, самый насильственный, начался с бартизанской ночи в 1572 году и продолжался до 1573 года. Последний этап начался в 1574 году и завершился в 1598 году с подписанием Эдикта Нантского, который гарантировал права гугенотов.

Какие произведения Александра Дюма описывают гугенотские войны?

Александр Дюма в своих произведениях описал гугенотские войны. Некоторые из них включают "Граф Монте-Кристо", "Три мушкетера" и "Королева Марго". В этих романах Дюма подробно рассказывает о конфликтах и событиях, происходивших во время гугенотских войн во Франции.