Игры в мире людей и люди в мире игр

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Обществознание
  • 2727 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 20.07.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие «Игра» как вид деятельности в трудах отечественных и зарубежных исследователей 5
Глава 2. Особенности игры взрослых 13
Глава 3. Особенности игры детей 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 26




Фрагмент для ознакомления

Игра является особой мнимой ценностно-значимой реальностью, определённым силовым полем, попадая в которое, человек осваивает его, подчиняется уже существующим правилам. При этом от игрока не требуется проявления собственной инициативы, поэтому он имеет «возможность как бы раствориться» в игре. Осваивая игровое поле, «проживая» игровую роль, человек изменяется. По мнению А.С. Шарова,в первую очередь, изменяется видениесубъекта, как окружающейдействительности, так и самого себя. В этом изаключается смысл превращения игрока в иного человека [26]. Подобное действие является древнейшим социально-психологическим механизмом, при помощи которого человек осваивает культуру во всех ее проявлениях. Условием его осуществления является сама игра со всеми присущими ей признаками, правилами, нормами, ситуациями и желаниями игроков. Реализация превращения проходит чрез следующие этапы:1.На первом этапе превращение отражает особенности вхождения человека в игру, принятие норм, правил, освоения многомерного (психологического, физического, аксиологического) игрового пространства. И ничего не говорит о трансформации самого человека. На этом этапе, при вхождении в игру, игра репрезентирует себя, свое значимое напряжение через желание, стремление человека играть; она для него возможность «прочувствовать» собственные нереализуемые тенденции. В самом же процессе игры уже игроки репрезентируют себя и культивируют свои нереализуемые тенденции. Превращение разворачивается в особом «контексте», ценностно-смысловом поле игры, которое изменяет, трансформирует человека, подгоняя его под игровую роль, и он, в свою очередь, вносит некоторые изменения в то же игровое поле.2. На втором этапе превращение есть трансцендирование, т.е. выход за пределы себя обыденного и ситуативного, изменения внутреннего мира человека, его ценностно-смысловых образований, мотивов. Человек, превращаясь, становится, хотя бы на какое-то время, другим по сути своей [28]. По мере включения человека в игру начинают функционировать более частные, по отношению к превращению, психологические механизмы. На первом этапе превращения человек, осваивая игровую роль, изменяет свое поведение, т.е. его активность направлена на изменение себя. На втором этапе, когда роль уже принята, идет как бы внутреннее обустройство человека в роли [29]. Таким образом, особенности игры взрослых заключаются в получении удовольствия от взаимодействия с партнерами по игре;удовольствия от демонстрации партнерам собственных игровых способностей; переживания азарта ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в игровом процессе;возможности принимать решения в трудных и зачастую неопределенных условиях; получения удовлетворения от успешного завершения игры;получения удовольствия от перевоплощения в роль в случаях ролевой игры.Глава 3. Особенности игры детейИгровой деятельностью принято считать особую область человеческой активности, не ради стремления к каким-либо целям, а, чтобы получить удовольствие, от проявлений физических и духовных сил.Функция детских игр заключена в том, чтобы для всесторонне подготовить детей к жизни. По этой причине они имеют наследственную связь с другими видами деятельности человека и являются специфически детской формой познания, труда, общения, художественной деятельности и спорта. Также и названия игр зависят от той деятельности, на которою направлены, например, познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные и т.д.Педагоги обычно различают два главных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Первый тип представлен большинством дидактических, когнитивных и подвижных игр. Кроме того, сюда же относятся развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы и аттракционы [7].Дидактические или обучающиеся игры различаются по своей направленности: на обучение; на развитие познавательной деятельности; на активное действие; на развитие организации и взаимоотношения дошкольников; на влияние преподавателя во время игр. Данные элементы присутствуют во всех играх, но только в одних на первый план выдвигаются одни, а в иных – другие.Виды дидактических игр: игры по сенсорному развитию; вербальные; по знакомству с природой, по развитию математических представлений;Виды игр по соотношению их с материалом: игры с обучающимися игрушками; настольно-печатные игры; вербальные игры,квазисюжетные игры.Выделяются следующие типы дидактических игр, в зависимости от вида деятельности детей.1. Игры-путешествия.2. Игры-поручения.3. Игры-предположения.4. Игры-загадки.5. Игры-диалоги.Дидактическая игра как сложный феномен имеет отчетливую структуру, в которую входят важнейшие компоненты, за счет чего игра приобретает одновременно форму, как обучения, так и игровой деятельности. Главным компонентом игры является дидактическая задача, которая обусловлена целью ребенка и воспитательным воздействием. Познавательное содержание основывается на воспитательной программе дошкольников.Если в наличии присутствует дидактическая задача или множество задач то игра характеризуется как обучающиеся, в ходе активности детей направленная на развитие познавательных процессов. Дидактическая задача задается воспитателем и зависит от его обучающей деятельности.Структурный компонент игры - это игровая задача, решаемая дошкольниками в процессе игровой деятельности. Дидактическая и игровая задачи отражают взаимодействие обучения и игры. «В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия» [13].Главный составной компонент дидактической игры - это правила игры. Суть и направленность определяются коллективными задачами развития личности дошкольника и общности детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровой деятельностью. В дидактической игре правила являются, обычно, заранее заданные. Используя правила, воспитатель направляет игру, процессы познавательной активности и поведением воспитуемых.Правила игры характеризуются обучающим, организационным, формирующим содержаниями, которые всячески сочетаются друг с другом. Обучающие правила показывают дошкольникам, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми манипуляциями, раскрывая возможность их действий. Правила направлены на активизацию познавательной деятельности дошкольников.Организующие правила отвечают за порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений дошкольников. Во время игрового процесса развиваются игровые отношения и реальные отношения между воспитуемыми. Игровые отношения обусловлены ролевыми отношениями.Правила игры способствуют воспитанию положительных игровых отношений и реальных в их сочетании.Соблюдение правил в процессе игры определяют нужду в проявлении усилий, овладении средствами коммуникации в игре и вне игры, а также развитие знаний и чувствительности, накопления положительных эмоций и усвоения моральных норм [16].Несмотря на разнообразие детских игр у них имеется и много похожего, если на это посмотреть с точки зрения дидактики. Воспитывающие возможности игр зависят от следующих факторов: содержания познавательной и моральной информации, которая заключена в темах этих игр; от выбора героя, которым будут подражать дети; от игрового процесса как такой деятельности, которая требует достижения цели посредством самостоятельного нахождения способов, согласования действий с товарищами, самоограничения ради достижения победы и развития товарищеских отношений в детском коллективе [14, с. 97]. Тем самым играя, дети развивают навык совместной деятельности. Отличительными особенностями игрового процесса, как правило, являются добровольность, высокая активность и контактное взаимодействие игроков. Игра – это оригинальный вид деятельности, направленный на формирование творчества, а не просто отдельных способностей.Интеллектуальные игры имеют творческую задачу, преодоление которой зависит от быстро принятых решений в нестандартных ситуациях. В других играх, таких как сюжетно-ролевые, строительные, театральные задачей будет вообразить, придумать, изобразить. Но есть и одна общая задача – суть, которой состоит в том, чтобы найти средство сотрудничества, взаимодействия в достижении коллективной цели, не отходя от установленных норм и правил [3].Таким образом, функция детских игр заключена в том, чтобы для всесторонне подготовить детей к жизни.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью исследования стало изучение особенностей игры. Для того чтобы достигнуть поставленной цели и подтвердить выдвинутую гипотезу были решены следующие задачи:1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.2. Дать определения понятия «игра».3. Рассмотреть особенности игр взрослых детей.Таким образом, в первой главе была изучена научная литература по проблеме исследования, даны определения понятия «игра» и рассмотрены особенности игр детей и взрослых. В связи с этим были сделаны следующие выводы:1. Игра - это деятельность,направленная на отражение конкретного отношениесубъекта к миру. Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании мира. Именно в игре данная потребность появляется и формируется и именно вданной способности, отображая, преображать мир, заключается основная психологическая специфика игры.2. Основной функцией детских игр является всесторонняя подготовка детей к жизни.3. Психологические особенности игры взрослых заключаются в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.ЛИТЕРАТУРАБахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Эксмо, 2015. – 640 с. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2016. – 576 с. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 556 с. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. – М.: Знание, 1989. – 208 с. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. – М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2007. - 304 с.Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. - М.: Академический проект, 2010. – 416 с.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – М. Мысль, 1990. – 1664 с.Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной антропологической педагогики. – М.: ИФ РАН, 2001. – 142 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеинова Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии. [Электронный ресурс] Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012012/Spk-053.htm#$p53Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/FILOSOF/FINK/fenomeny.txtХёйзинга Йохан. Homoludens. Человек играющий - СПб.: Изд-воИванаЛимбаха, 2011. - 416 с.Шаров А. С. Психология культуры, образования и развития человека. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - 299 с.Шиллер Ф. Избранное. – М.: Правда, 1989. – 576 с. Щербатых Ю. В. Общая психология. - Спб: Питер, 2008. – 272 с. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.Юнгер Ф. Игры. Ключ к их значению. – М.: Владимир Даль, 2012. – 335 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Эксмо, 2015. – 640 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2016. – 576 с.
3. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 556 с.
4. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. – М.: Знание, 1989. – 208 с.
5. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. – М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2007. - 304 с.
6. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. - М.: Академический проект, 2010. – 416 с.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
8. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
9. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – М. Мысль, 1990. – 1664 с.
10. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной антропологической педагогики. – М.: ИФ РАН, 2001. – 142 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
12. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеинова Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии. [Электронный ресурс] Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012012/Spk-053.htm#$p53
13. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/FILOSOF/FINK/fenomeny.txt
14. Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий - СПб.: Изд-воИвана Лимбаха, 2011. - 416 с.
15. Шаров А. С. Психология культуры, образования и развития человека. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - 299 с.
16. Шиллер Ф. Избранное. – М.: Правда, 1989. – 576 с.
17. Щербатых Ю. В. Общая психология. - Спб: Питер, 2008. – 272 с.
18. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
19. Юнгер Ф. Игры. Ключ к их значению. – М.: Владимир Даль, 2012. – 335 с.

Вопрос-ответ:

Что такое игра?

Игра - это особая мнимая реальность, которая имеет ценностное и значимое значение. Она включает в себя определенное силовое поле, в которое попадает человек и подчиняется уже существующим правилам.

Чем отличается игра детей от игры взрослых?

Игра детей и игра взрослых имеют свои особенности. Игра детей является спонтанной и свободной, она основана на собственной инициативе и ролевых играх. Игра взрослых, напротив, включает в себя более сложные правила и ограничения, связанные с социальными нормами и ожиданиями.

Какие виды деятельности можно отнести к игре?

В трудах отечественных и зарубежных исследователей игра рассматривается как разновидность деятельности, которая включает в себя ролевые игры, спортивные игры, интеллектуальные игры и другие формы активности.

Возможно ли играть по существующим правилам, не проявляя собственной инициативы?

Да, игра позволяет игроку действовать в соответствии с уже существующими правилами, не требуя при этом проявления собственной инициативы. Это позволяет игроку осваивать игровое поле и его правила без необходимости придумывать свои собственные правила.

Какую роль игра играет в жизни людей?

Игра играет значимую роль в жизни людей. Она позволяет развивать креативное мышление, воображение, социальные навыки и коммуникацию. Игра также может быть способом релаксации и развлечения, а также инструментом для обучения и тренировки.

Какую роль игра играет в жизни людей?

Игра является особой мнимой ценностно-значимой реальностью, в которой человек осваивает силовое поле и подчиняется уже существующим правилам.

Что требуется от игрока в игре?

От игрока не требуется проявления собственной инициативы, поэтому он имеет возможность подчиняться уже существующим правилам.

Какие особенности игры у взрослых?

Особенности игры взрослых могут включать в себя более сложные правила, участие в командной игре, стремление к достижению определенных целей и получению удовлетворения от игрового процесса.

Какие особенности игры у детей?

Особенности игры у детей могут включать в себя свободную игру без строгих правил, проявление творческости и воображения, формирование социальных навыков и развитие физических и когнитивных способностей.