Современные методы преподавания сольфеджио в ДМШ и ДШИ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 2424 страницы
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 21.07.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Современные методы преподавания сольфеджио в ДМШ и ДШИ 6
1.1 Сравнительный анализ методологии преподавания сольфеджио по дополнительным предпрофессиональным и дополнительным общеразвивающим программам 6
1.2 Интерактивное сольфеджио 10
1.3 Синестезия как новая методика обучения сольфеджио 14
1.4 Современное сольфеджио 16
1.5 Сольфеджио как творчество 17
Заключение 19
Список литературы 21
Приложение. Краткий терминологический словарь сокращений 25

Фрагмент для ознакомления

Это один из аспектов, который должен составлять суть специфики этих программ. Одна из программ, проанализированных в разделе 1.1 дипломной работы, называлась «занимательное сольфеджио» (программа ДМШ имени Ф. Шаляпина г. Москвы). В ней частично отражено то творческое начало, которое может служить основой преподавания сольфеджио в учреждениях дополнительного образования. При этом необходимо помнить, что программы предпрофессионального модуля должны сохранять свою специфику – теоретический материал проходится в полном объеме, а требуемые умения навыки (вокально-интонационные, ритмические, слуховые) развиваются в соответствии с программой. ЗаключениеСовременные методы преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе и детской школе искусств сегодня активно пересматриваются. Тенденции, которые привели к этому, продиктованы самой музыкальной практикой последнего столетия. Меняется интонационный и ладовый контекст, меняются жанры и музыкальные формы – и вслед за этим должны изменяться и методы обучения музыкальному искусству. И здесь предмет сольфеджио – один из тех, кто должен откликаться на запросы дня. В противном случае исполнители могут быть совершенно не готовы ни к восприятию, ни к исполнению музыки современной. Перемены в методике преподавания сольфеджио начинаются еще в конце XXвека, однако законодательно они регламентируются законом об образовании 2012 года (см раздел 1.1 дипломной работы). В нем дифференцируются программы на ДОП и ДПП, что и по сей день находится в стадии эксперимента. Изучив в рамках дипломной работы этот вопрос, были сделаны следующие выводы:В программах ДОП теоретический материал используется в сокращенном виде.В программах ДОП должны активно использоваться творческие формы работы, в соответствии с ее общеразвивающей спецификой. В настоящее время программы мало отличаются от предпрофессиональных, и должны быть внимательно пересмотрены с точки зрения используемой методологии преподавания сольфеджио.В программах ДПП теоретический материал представлен полно, и разделен на 8 классов. Предпрофессиональный модуль предполагает итоговую аттестацию в форме экзамена, в то время как по программам ДОП предполагаются только контрольные уроки.Во всех программах учебно-методический материал чаще всего устарел, и не соответствует современной музыкальной практике. Его необходимо пересматривать, включая пособия, изданные в XXI веке. Изменение программ, а также учебных и методических пособий должно соответствовать современному уровню. Также в развитии технических средств изменяются сами формы преподавания сольфеджио. Вводятся интерактивные системы, применяются методы мультимедиа, разрабатываются авторские учебные пособия. Все эти явления свидетельствуют о переменах, о достаточно сложном времени установки новых методических приемов. Сегодня можно говорить о том, что единая система современного сольфеджио – дело будущего.Список литературыБаренбойм Л. Путь к музицированию. Исследование [Текст] / Л.Баренбойм. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) [Текст] / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. – 399 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. Изд. 3-е [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. – 344 с.Кадыров Р.Г. Музыкальная психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=215(Дата обращения: 09.06.2019)Информационные и коммуникативные технологии в образовании. Монография. Под ред. БадарчаДендева [Текст] / Б. Дендев. – М.: ИИТО Юнеско, 2013. – 320 с.Карасева М. Сольфеджио: психотехника развития слуха [Текст] / М. Карасева. – М.: Композитор, 2002. – 372 с.Карасева М.В. Современное сольфеджио. Часть 1. Учебник для высших и средних музыкальных заведений[Текст] / М.В. Карасева. - М.: Консерватория, 1996. – 74 с.Карасева М.В. Современное сольфеджио. Часть 2. Учебник для высших и средних музыкальных заведений[Текст] / М.В. Карасева. - М.: Консерватория, 1996. – 72 с.Карасева М.В. Современное сольфеджио. Часть 3. Учебник для высших и средних музыкальных заведений[Текст] / М.В. Карасева. - М.: Консерватория, 2002. – 72 с.Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства XX века[Текст] / Н.П. Коляденко. Докт. дис. – Новосибирск, 2006. – 491 с.Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения в двух томах. - М.: Педагогика, 1983.Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов [Текст] / Л.М. Масленкова. -СПб.: Союз художников, 2003. - 174 с.Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни [Текст] / В.В. Медушевский // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей. Отв. ред. И.Г. Ляшенко. - Киев, 1989. - С. 3-27.Николаева Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования [Текст] / Е.В. Николаева // Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции. - М.: МПГУ, 1999. - С. 81 – 97.Обучающие игры по сольфеджио. Нотная грамота и развитие слуха. Электронный ресурс, режим доступа: https://gloriamusic.org.ua/teoriya-muzyki/398-obuchayushchie-igry-notnaya-gramota-i-razvitie-slukhaОстровский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио [Текст] / А.Л. Островский. - Л.: Музыка, 1970. - 296 с.Петрушин И.В. Музыкальная психология [Текст] / И.В. Петрушин. - М.: Академический проспект, 2006. – 400 с.Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский [Текст]. - М.: Музыка, 1974. – 336 с.Сайт Татьяны Боровик [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL:http://borovik.ucoz.ru/ (Дата обращения 09.06.2019)Середа В.П. Каноны. Младшие классы [Текст] / В.П. Середа. - М.: Классика-XXI, 2009. - 13 с.Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке [Текст] / А.В. Соловов // Информатика и образование. - 1996. - № 1. - с. 13-19.Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия [Текст] / А. Сохор // Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 38-46.Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики[Текст] / Г.Тараева. – М.: Классика –XXI,2007. - 128 с.Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации [Текст] / Г.Тараева. – М.: Классика –XXI,2007. - 120 с.Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование [Текст] / Г.Тараева. – М.: Классика –XXI,2007. - 128 с.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст] / К.В.Тарасова. - М.: Педагогика, 1988. – 173 с.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: АПН РСФСР, 1948. - 390 с.Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mincult.rkomi.ru/page/7296/(Дата обращения: 09.06.2019)Федорович Е.Н. История российского музыкального образования [Текст] / Е.Н. Федорович. – Екатеринбург, 2003. – 110 с.Хромушин О.В. Джазовое сольфеджио. 3 – 7 классы детской музыкальной школы [Текст] / О.В. Хромушин. – Спб.: Композитор, 2002. – 55 с.Шеломов Б.И. Импровизация на уроках сольфеджио [Текст] / Б.И. Шеломов. – Л.: Музыка, 1977. - 96 с.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(Дата обращения 10.06.2019)Требования к образовательным программам. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Статья 12 Образовательные программы [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/38e6fc208f73b94f1595dbebf3aafb62c3f41281/(Дата обращения 10.06.2019)Дополнительная общеразвивающая программа по сольфеджио МБОУДОД ДШИ № 15 г. Самары [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: https://docplayer.ru/50244666-Dopolnitelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-solfedzhio.html (Дата обращения 16.06.2019)Образовательные программы МБОУДО ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна города Томска. [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: http://rubinstein-school.ru/sveden/education/ (Дата обращения 16.06.2019)Общеразвивающие образовательные программы ГБУДО Детской музыкальной школы имени Ф. Шаляпина г. Москва [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: https://shalyapin.music.mos.ru/education_activities/programs/realizuemye-obshcherazvivayushchie-obrazovatelnye-programmy/ (Дата обращения 16.06.2019)Предпрофессиональные образовательные программы ГБУДО Детской музыкальной школы имени Ф. Шаляпина г. Москва [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: https://shalyapin.music.mos.ru/education_activities/programs/realizuemye-predprofessionalnye-obrazovatelnye-programmy/ (Дата обращения 16.06.2019)Приложение. Краткий терминологический словарь сокращенийГБУДО – городское бюджетное учреждение дополнительного образованияДМШ – детская музыкальная школа.ДОП – дополнительная общеразвивающая программаДПП – дополнительная предпрофессиональная программаДШИ – детская школа искусств.ИКТ – информационно-коммуникативные технологии – «способы передачи цифровой информации обучающимся с использованием различных технических средств в системе массовой коммуникации» (термин Б. Дендева).ИТО – информационные технологии обучения - «совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности» (термин А.В. Соловова).МБОУДО – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияМБОУДОД – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детейФГОС – федеральный государственный образовательный стандартФГТ – федеральные государственные требования

1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Исследование [Текст] / Л. Баренбойм. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.
2. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) [Текст] / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. Изд. 3-е [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
5. Кадыров Р.Г. Музыкальная психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=215 (Дата обращения: 09.06.2019)
6. Информационные и коммуникативные технологии в образовании. Монография. Под ред. Бадарча Дендева [Текст] / Б. Дендев. – М.: ИИТО Юнеско, 2013. – 320 с.
7. Карасева М. Сольфеджио: психотехника развития слуха [Текст] / М. Карасева. – М.: Композитор, 2002. – 372 с.
8. Карасева М.В. Современное сольфеджио. Часть 1. Учебник для высших и средних музыкальных заведений [Текст] / М.В. Карасева. - М.: Консерватория, 1996. – 74 с.
9. Карасева М.В. Современное сольфеджио. Часть 2. Учебник для высших и средних музыкальных заведений [Текст] / М.В. Карасева. - М.: Консерватория, 1996. – 72 с.
10. Карасева М.В. Современное сольфеджио. Часть 3. Учебник для высших и средних музыкальных заведений [Текст] / М.В. Карасева. - М.: Консерватория, 2002. – 72 с.
11. Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства XX века [Текст] / Н.П. Коляденко. Докт. дис. – Новосибирск, 2006. – 491 с.
12. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения в двух томах. - М.: Педагогика, 1983.
13. Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов [Текст] / Л.М. Масленкова. - СПб.: Союз художников, 2003. - 174 с.
14. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни [Текст] / В.В. Медушевский // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей. Отв. ред. И.Г. Ляшенко. - Киев, 1989. - С. 3-27.
15. Николаева Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования [Текст] / Е.В. Николаева // Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции. - М.: МПГУ, 1999. - С. 81 – 97.
16. Обучающие игры по сольфеджио. Нотная грамота и развитие слуха. Электронный ресурс, режим доступа: https://gloriamusic.org.ua/teoriya-muzyki/398-obuchayushchie-igry-notnaya-gramota-i-razvitie-slukha
17. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио [Текст] / А.Л. Островский. - Л.: Музыка, 1970. - 296 с.
18. Петрушин И.В. Музыкальная психология [Текст] / И.В. Петрушин. - М.: Академический проспект, 2006. – 400 с.
19. Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский [Текст]. - М.: Музыка, 1974. – 336 с.
20. Сайт Татьяны Боровик [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: http://borovik.ucoz.ru/ (Дата обращения 09.06.2019)
21. Середа В.П. Каноны. Младшие классы [Текст] / В.П. Середа. - М.: Классика-XXI, 2009. - 13 с.
22. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке [Текст] / А.В. Соловов // Информатика и образование. - 1996. - № 1. - с. 13-19.
23. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия [Текст] / А. Сохор // Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 38-46.
24. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики [Текст] / Г. Тараева. – М.: Классика – XXI, 2007. - 128 с.
25. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации [Текст] / Г. Тараева. – М.: Классика – XXI, 2007. - 120 с.
26. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование [Текст] / Г. Тараева. – М.: Классика – XXI, 2007. - 128 с.
27. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст] / К.В.Тарасова. - М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
28. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: АПН РСФСР, 1948. - 390 с.
29. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mincult.rkomi.ru/page/7296/ (Дата обращения: 09.06.2019)
30. Федорович Е.Н. История российского музыкального образования [Текст] / Е.Н. Федорович. – Екатеринбург, 2003. – 110 с.
31. Хромушин О.В. Джазовое сольфеджио. 3 – 7 классы детской музыкальной школы [Текст] / О.В. Хромушин. – Спб.: Композитор, 2002. – 55 с.
32. Шеломов Б.И. Импровизация на уроках сольфеджио [Текст] / Б.И. Шеломов. – Л.: Музыка, 1977. - 96 с.
33. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 10.06.2019)
34. Требования к образовательным программам. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Статья 12 Образовательные программы [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/38e6fc208f73b94f1595dbebf3aafb62c3f41281/ (Дата обращения 10.06.2019)
35. Дополнительная общеразвивающая программа по сольфеджио МБОУДОД ДШИ № 15 г. Самары [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: https://docplayer.ru/50244666-Dopolnitelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-solfedzhio.html (Дата обращения 16.06.2019)
36. Образовательные программы МБОУДО ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна города Томска. [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: http://rubinstein-school.ru/sveden/education/ (Дата обращения 16.06.2019)
37. Общеразвивающие образовательные программы ГБУДО Детской музыкальной школы имени Ф. Шаляпина г. Москва [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: https://shalyapin.music.mos.ru/education_activities/programs/realizuemye-obshcherazvivayushchie-obrazovatelnye-programmy/ (Дата обращения 16.06.2019)
38. Предпрофессиональные образовательные программы ГБУДО Детской музыкальной школы имени Ф. Шаляпина г. Москва [Электронный ресурс]. Режима доступа: свободный. URL: https://shalyapin.music.mos.ru/education_activities/programs/realizuemye-predprofessionalnye-obrazovatelnye-programmy/ (Дата обращения 16.06.2019)

Вопрос-ответ:

Какие методы преподавания сольфеджио используются в ДМШ и ДШИ?

В ДМШ и ДШИ используются различные методы преподавания сольфеджио, такие как традиционный метод, интерактивный метод, метод с использованием синестезии и другие.

Чем отличается методология преподавания сольфеджио по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам?

Методология преподавания сольфеджио по дополнительным предпрофессиональным программам направлена на подготовку учеников к профессиональному музыкальному образованию и включает в себя более интенсивное и продвинутое изучение сольфеджио, чем в общеразвивающих программах.

Что такое интерактивное сольфеджио?

Интерактивное сольфеджио - это метод преподавания, в котором ученики активно взаимодействуют с учителем и друг с другом, используя различные игры, упражнения и задания для развития слуховых, ритмических и теоретических навыков.

Какая новая методика обучения сольфеджио используется?

Новая методика обучения сольфеджио - это методика синестезии, которая основана на связи между различными восприятиями, такими как слух, зрение и осязание. С помощью этой методики ученики могут лучше ощущать и понимать музыкальные элементы и структуры.

Что такое сольфеджио как творчество?

Сольфеджио как творчество - это подход к преподаванию сольфеджио, в котором ученики не только учатся различным нотам и ритмам, но и развивают свою творческую мысль и способность к импровизации. Они могут создавать собственные музыкальные фразы и композиции, экспериментировать с различными стилями и звуками.

Какие методы преподавания сольфеджио используются в ДМШ и ДШИ?

Методы преподавания сольфеджио в ДМШ и ДШИ могут включать различные подходы, такие как традиционный метод, интерактивное сольфеджио, использование синестезии и другие современные методы.

В чем отличие методологии преподавания сольфеджио по дополни-тельным предпрофессиональным и дополнительным общеразвивающим программам?

Отличие методологии преподавания сольфеджио по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам может заключаться в акценте на разных аспектах музыки. В предпрофессиональных программах уделяется больше внимания развитию музыкальных навыков и умений, который позволят ученикам успешно продолжить обучение в профессиональных музыкальных вузах. В общеразвивающих программах целью является развитие музыкальности и музыкального восприятия в целом.

Как работает интерактивное сольфеджио?

Интерактивное сольфеджио - это метод преподавания, который использует различные интерактивные и игровые методы, чтобы сделать обучение сольфеджио более интересным и привлекательным для учеников. Этот подход может включать использование игр, командных заданий, использование современных технологий, таких как музыкальные приложения и программы. Такой подход помогает ученикам лучше запомнить и применять теоретические знания в практической игре на инструменте.