Языкознание

Заказать уникальные ответы на билеты
Тип работы: Ответы на билеты
Предмет: Языкознание
  • 130130 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 25.08.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Общее языкознание
1. Язык и речь как объект лингвистики. Проблема функций языка.
2. Синхронические фонетические процессы. Фонетические изменения как фактор межуровневого взаимодействия языковых единиц.
3. Проблема уровневой организации языка. Взаимодействие языковых уровней (межуровневая интеграция).
4. Генеративная грамматика Н. Хомского и ее роль в современном общем синтаксисе.
5. Понятие о системе и структуре, особенности их применения в лингвистике. Проблема уровневой организации языка. Взаимодействие языковых уровней (межуровневая интеграция).
6. Типы отношений языковых единиц в системе: парадигматические, синтагматические, иерархические.
7. Язык и мышление как лингвофилософская проблема. Соотношение понятия и значения слова, логических (понятийных) и грамматических категорий.
8. Когнитивизм как новый подход к проблеме «язык и мышление».
9. Язык и культура.
10. Учение Ф. де Соссюра о языковом знаке. Типология знаков.
11. «Ассиметрический дуализм» языкового знака (С.О. Карцевский). Семантика, синтактика и прагматика языкового знака. Знаковые свойства языка.
12. Проблема происхождения языка.
13. Развитие языка, соотношение внутренних и внешних факторов. Проблема прогресса в развитии языка.
14. Антиномии языкового развития, принцип экономии и его роль в развитии языка.
15. Понятие о фонеме. Функции фонемы. Типы аллофонов: доминанта, варианты, вариации. Понимание фонемы в различных фонологических школах.
16. Проблема гиперфонемы и «гиперфонемной ситуации». Соотношение фонетической и фонематической транскрипции.
17. Типология ударения.
18. Синхронические фонетические процессы. Фонетические изменения как фактор межуровневого взаимодействия языковых единиц.
19. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.
20. Понятие о морфеме. Многоаспектная типология морфем.
21. Диахронические процессы в морфологической структуре слова.
22. Соотношение словоизменения и словообразования. Лексема, словоформа, форма слова. Парадигма словоизменения и ее типы. Аналитические и синтетические формы слова.
23. Грамматическая категория, грамматическое значение, грамматический способ. Отличия грамматического значения от лексического.
24. Части речи и проблема их выделения и классификации.
25. Типология деривационных отношений: синтаксическая деривация/ лексическая деривация (модификация, мутация).
26. Основные грамматические категории имени и глагола в языках мира.
27. Морфологическая типология языков, ее история и проблемы. Агглютинация, фузия, изоляция, аналитизм.
28. Основные подходы к изучению синтаксиса: структурный, семантический, коммуникативный, прагматический.
29. Основные направления типологического изучения синтаксиса.
30. Основные синтаксические единицы. Проблема понимания «предложения» и «высказывания» в разных синтаксических теориях. Текст и дискурс.
31. Формальные средства выражения синтаксических отношений. Понятие о предикативности.
32. Синтаксическая синонимия.
33. Коммуникативная (тема-рематическая) организация высказывания.
34. Прагматическая организация высказывания: прямые/косвенные речевые акты, перформативы, типы иллокутивных актов.
35. Логико-семантические типы предложения.
36. Проблема значения «значения» в современной науке. Типология значений (В.В. Виноградов, М.В. Никитин и др.).
37. Семантическая структура слова. Полисемия и омонимия. Объективные критерии их разграничения. Значение и смысл.
38. Типы парадигматических отношений в лексико-семантической системе языка: синонимия, антонимия, гипонимия и пр. Проблема семантического поля.
39. Типология сем (минимальных компонентов значения). Методики семантического анализа слова.
40. Типы словарных дефиниций и критерии их отбора.
41. Проблема метаязыка в семантических исследованиях.
42. Проблема общей фразеологии: соотношение ФЕ и слова, семантический анализ ФЕ, многоаспектная типология ФЕ.
43. Проблема развития значений слов.
Социолингвистика
1. «Язык и общество»: основные социолингвистические закономерности.
2. Языковая ситуация как социолингвистическое понятие. Типология языковых ситуаций (экзоглоссные/эндоглоссные, диглоссия/билингвизм).
3. Коммуникативные типы языков.
4. Языковая политика, ее типы, направления, анализ практики. Проблемы языкового законодательства.
5. Отмирание языка: соотношение социального, психологического и семиотического.
6. Дивергенция и конвергенция как два основных процесса развития языков. Типология конвергентных процессов: субстрат, суперстрат, адстрат.
7. Пиджины и креольские языки.
8. Функциональная структура национального языка. Понятие о литературном языке. Норма и вариативность в литературном языке (проблема кодификации).
9. Социолингвистическая параметризация лексикона: историзмы, архаизмы, заимствованные слова и т.д.
Психолингвистика
1.Психолингвистика и как междисциплинарная наука, ее объект, предмет, предпосылки и причины возникновения.
2. Эксперимент в психолингвистике. Проблема типологии экспериментальных методики в психолингвистике.
3. Работа Л.С. Выготского «Мышление и речь» как первый фундаментальный труд по психологии речи.
4. Основные психолингвистические модели порождения речевого высказывания.
5. Проблема внутренней речи.
6. Концептуальная (логическая) и языковая картина мира, их соотношение. Гипотеза «лингвистической относительности».
7. Онтогенез речи и методы его исследования в психолингвистике.
8. Психолингвистический анализ патологии речи. Типы речевых патологий.

Фрагмент для ознакомления
0

Вопрос-ответ:

Зачем изучать языкознание?

Языкознание помогает нам лучше понять язык и речь как основные инструменты коммуникации. Изучение языкознания позволяет нам исследовать структуру языка, его функции и возможности, а также развить навыки анализа и интерпретации языковых явлений. Более того, языкознание имеет множество приложений в различных областях, включая переводческую деятельность, образование, психологию и многие другие.

Какие функции выполняет язык?

Язык выполняет различные функции в нашей жизни. Он служит средством коммуникации, позволяет нам обмениваться информацией, выражать свои мысли и чувства. Кроме того, язык выполняет функцию социализации, помогая нам вступать в различные социальные группы и адаптироваться к окружающей среде. Язык также выполняет информационную функцию, передавая знания и опыт от одного поколения к другому. Наконец, язык имеет эстетическую функцию, позволяющую нам наслаждаться художественными произведениями, музыкой и прочими явлениями культуры.

Какие процессы могут происходить на фонетическом уровне языка?

На фонетическом уровне языка могут происходить различные процессы, влияющие на звучание и произношение звуков. Например, могут происходить процессы ассимиляции, когда звук изменяется под влиянием соседних звуков. Также могут происходить процессы дифференциации, когда один звук разделяется на несколько. Другой распространенный процесс - элизия, когда звук в определенных позициях упраздняется. Все эти процессы являются факторами межуровневого взаимодействия языковых единиц и могут влиять на другие уровни языка, такие как морфология и синтаксис.

Что изучает языкознание?

Языкознание изучает язык и его различные аспекты, такие как фонетика, морфология, синтаксис, семантика и другие. Оно исследует структуру языка, процессы его функционирования и развития, а также взаимодействие языка с мышлением и культурой.

Какие функции выполняет язык?

Язык выполняет множество функций, включая коммуникативную (передача информации), экспрессивную (выражение эмоций и чувств), регулятивную (управление поведением), метаязыковую (обсуждение языка), манипулятивную (влияние на других) и другие.

Какие изменения происходят в речи на фонетическом уровне?

На фонетическом уровне происходят различные процессы, такие как звуковая ассимиляция (приобретение черт соседних звуков), деаспирация (изменение способа произношения звуков), элизия (пропуск звука в определенных позициях), синкопа (выпадение звуков из середины слова) и другие.

Что такое межуровневое взаимодействие языковых единиц?

Межуровневое взаимодействие языковых единиц означает, что элементы на разных уровнях языка (фонетическом, морфологическом, синтаксическом и т. д.) могут воздействовать друг на друга и влиять на свое произношение, форму, порядок следования и другие свойства.

В чем заключается роль генеративной грамматики Н. Хомского в общем синтаксисе?

Генеративная грамматика Н. Хомского предлагает модель, объясняющую структуру и поведение языка с помощью абстрактных и формальных правил. Она играет важную роль в общем синтаксисе, позволяя анализировать синтаксическую структуру предложений и исследовать их смысловые и синтаксические свойства.

Какие функции выполняет язык?

Язык выполняет несколько функций. Во-первых, он служит средством общения между людьми. С помощью языка мы передаем информацию, выражаем свои мысли и чувства. Во-вторых, язык выполняет функцию памяти и средства сохранения культурного наследия. Мы храним знания и опыт своего народа, передавая их через язык. Кроме того, язык выполняет идеологическую функцию, передавая ценности и взгляды общества. Наконец, язык играет роль средства мышления, он помогает нам организовывать и структурировать свои мысли.

Что такое генеративная грамматика Н Хомского?

Генеративная грамматика Н Хомского - это теория языка и синтаксиса, разработанная американским лингвистом Ноамом Хомским. Она представляет собой формальную модель языка, основанную на предположении о наличии врожденной у человека способности к языку. Генеративная грамматика Хомского использует формальные правила и структуры для описания языка и его синтаксиса. Она позволяет генерировать и анализировать бесконечное количество корректных предложений на основе ограниченного набора элементов и правил.