Феномен моды в контексте современной культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История культуры
  • 2323 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 16.11.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Мода в массовой коммуникации. Психологические и социальные механизмы воздействия моды на поведение человека 4
Глава 2.Мода как средство связи между поколениями: явление ретроспективизма 16
Заключение 21
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Что касается внутренней динамики модных циклов, то это значимое культурное явление современного мира. В развитии моды действуют определенные законы, то есть, она зарождается, переживает кульминацию и затухает. Мода всегда основана на новаторстве и подражании. Мода транслирует культурные стереотипы, и, как любой вид искусства, мода развивается циклами, которые отличаются динамичностью, то есть развиваются и усложняются, внося в моду новое содержание, выводя её на новую ступень развития.Определенным актом приобщения к ценностям культуры прошлого в процессе социализации является увлечение винтажным стилем в моде.Слово и понятие винтаж является относительно новым, так как впервые появилось в начале XXI века в среде коллекционеров старинной одежды. До этого момента этим словом обозначали год сбора урожая винограда, который в обязательном порядке проставлялся на бутылке, то есть по существу винтаж – это профессиональный термин виноделов. Понятие винтаж также встречается и в профессиональной терминологии фотографов.В моде понятие «винтаж» также претерпело некоторые изменения смысла. Первоначально словом винтаж обозначали предмет одежды с маркой определённого модного Дома из коллекции определённого года. Постепенно данное понятие расширило сферу своего первоначального значения, что в свою очередь было связано с тем, что дизайнеры и стилисты увлеклись коллекционированием и поиском интересных антикварных вещей. На сегодняшний день принято следующее определение понятия «винтаж» - это «наряд, ставший символом прошлого столетия и стиля дизайнера». Существует международное объединение, созданное в 2002 году группой специалистов по винтажной одежде. Гильдией приняты следующие критерии «винтажности» той или иной вещи: она должна быть не моложе двадцати лет, но не старше семидесяти пяти, поскольку такая вещь относится уже к антиквариату. На сегодняшний день не сложилось чёткого определения понятия «винтаж», так же как и нет жёстких временных рамок, которые позволяют установить, можно ли отнести данную вещь к винтажу, или нет. Однако большинство специалистов по истории моды склоняются к тому, что период между 1920-1975 гг. можно назвать винтажем. Здесь важно различать такие понятия, как ретро и антиквариат: как правило, ретро – это последние 25 лет, а вещь, созданная до 1920 года может уже считаться антиквариатом. В целом, основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что причины популярности винтажа в костюме стоит искать гораздо глубже, а не списывать эти процессы на модные тенденции. Стремление многих к индивидуализации, выделению из массы, противостояние обществу «массового потребления» и ценностям его культуры стали основными социальными причинами распространения и популярности стиля винтаж в костюме. В целом, современный мир отличается знаковым потреблением услуг т товаров. Мода является частью массовой культуры. Действительно, даже культовые бренды стали более ориентироваться на ценности массовой культуры, на массовое потребление продукции модной индустрии, соответственно, истинные ценители моды обратились к винтажу как к способу получить нечто эксклюзивное, а значит продемонстрировать свою исключительность. Винтаж в современной моде – это редкость, а любителю редкостей, как отмечал Лабрюйер, «дорого не то, что добротно и прекрасно, а то, что необычно и диковинно, то, что есть у него одного». Винтаж, как и классика, обладает гармоничностью и устойчивостью, сбалансированностью, целостностью, что является большой редкостью в современной моде. Однако здесь важно подчеркнуть, что самое главное в винтажной вещи – не её соответствие тому или иному стилю, модному в прошлом и переживающему на сегодняшний день своё возрождение, а сам эффект «поношенности» вещи, огромное значение имеет возраст данной вещи. Выражаясь буквально, вы достаёте из «бабушкиного сундука» платье, сарафан, платок, - и можете считать, что у вас есть ультрамодная сегодня винтажная вещь. Популярность винтажа доказывается тем фактом, что в сети Интернет появляется всё больше и больше магазинов, предлагающих винтажные вещи, и даже старую парфюмерию. Оказывается, пользоваться духами, изготовленными, к примеру, в 1978 или 1980 году, очень актуально и модно! Конечно же, и модельеры создают одежду в стиле винтаж, добиваясь эффекта «состаренности», «поношенности» искусственными методами (об этом уже шла речь выше). В заключение необходимо отметить, в чём же состоит разница между ретроспективизмом, историзмом и винтажем в моде. Как уже указывалось ранее, ретроспективизм и историзм – это смежные понятия, тесно связанные между собой. Историзм помогает развитию ретроспективизма, обеспечивает его появление в моде, культуре и искусстве. Но, чем же отличается винтаж от ретроспективизма? Говоря о ретроспективизме, мы подразумеваем возвращение моды прошлого, стилей прошлого, которые переосмысливаются с учётом требований современной эпохи. Одежда, выполненная в ретроспективном стиле, не имеет эффекта поношенности, при взгляде на неё не создаётся ощущения, что она только что вынута из сундука. А винтаж существует отдельно от ретроспективизма в моде, поскольку он не основывается на возрождении тех или иных стилей прошлого. Главным в винтаже (в его первоначальном значении в моде) являются оригинальность, уникальность вещи, её возраст, эффект «состаренности» (если модель выполнена в стиле винтаж). Такая вещь помогает индивиду выделяться из общей массы, продемонстрировать свой социальный статус.ЗаключениеТаким образом, мода выступает в качестве важного агента социализации. Она помогает индивиду входить в определенные социальные группы и общности, повышать свой собственный социальный статус. В психологическом отношении мода помогает индивиду улучшать свое эмоциональное состояние и решать определенные психологические и культурные проблемы. Мода также, как уже указывалось ранее, является средством поддержания культурных связей и традиций между поколениями. Это происходит за счет присущего моде ретроспективизма. В 20 столетии мы пережили уже много периодов возрождения тех или иных стилей прошлого. Например, на сегодняшний день дизайнеры предлагают как ретроспективу стиля 60-х годов, так и 70-х годов. Согласно прогнозам, в следующем сезоне, на подиумах мира достойное место займёт стиль 80-х годов XX столетия, однако стили 60-х и 70-х годов также останутся актуальными.Конечно же, современные дизайнеры переосмысливают эти направления с учётом социальных и культурных требований эпохи, а не слепо копируют модные тенденции прошлого. Важно отметить, что современная мода крайне демократична, что и приводит к тому, что невозможно выделить какой-либо господствующий стиль. В переосмыслении предыдущего опыта заключается предчувствие больших перемен в моде самого ближайшего будущего. Можно сказать, что современная мода находится в состоянии кризиса, именно оттого она и в столь большой мере ретроспективна: кутюрье заново вспоминают всё лучшее, что было в стилях 50-х, 60-х и 80-х годов прошлого столетия. В ретроспективизме дизайнеры ищут не только вдохновение, но и пути развития моды будущего. Именно в этом и заключается особое значение ретроспективизма как явления моды.Наконец, важно отметить, что во второй половине XX столетия винтаж ярко заявил о себе как феномен моды. На сегодняшний день можно говорить об очень большой популярности винтажного стиля в моде, винтаж приобрёл статус одного из главных феноменов современной моды – моды XXI века. Причины популярности винтажа носят социальный т социокультурный характер. Глобализация моды, её демократизация, отсутствие индивидуальности, а также индустриализация и появление огромного количества подделок под известные бренды, повышают ценность винтажных вещей, которые как правило выполняются вручную, в ограниченном количестве. Винтажный стиль помогает подчеркнуть индивидуальность, выделиться из толпы. Любая модная вещь участвует в той или иной степени в социализации, поскольку предмет форматирует поведение человека. Наконец, нельзя не сказать о роли моды в современных глобализационных процессах. По сути, мода распространяет унифицированные стандарты поведения, одежды по всему миру, поддерживая процесс культурной глобализации. Список литературыБодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2010.Борзова Е.П. Мода в мире кросскультурного синтеза./Е.П. Борзова// Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.Гофман А.Б. Мода и обычай/А.Б. Гофман// Рубеж. №3, 1992.Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М., 1994.Демшина А.Ю. Мода: реабилитация эстетики или продвижение образов./А.Ю. Демшина// Мода в контексте культуры : сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. – М., 1996. Т. 2.Иконникова С.Н. Мода в обществе сверхпотребления./С.Н. Иконникова//Мода в контексте культуры : сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.Килошенко М.И. Психология моды. 2-е издание. М., 2016.Козлова Е.Э. Винтаж – одна из современных тенденций современной моды./Е.Э. Козлова//Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.Мода как социальный феномен./Социология потребления// http://www.consumers.narod.ru/lections/fashion.htmlМоруа А. Литературные портреты. М., 1970.Надеждин Н.Я. Коко Шанель. Мода проходит, стиль остается. М., 2010.Ольшанский Д.В. Психология масс.// http://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl138.shtmОрлова Л.В. Азбука моды, М.: Просвещение 1989. Свендсен Л. Философия моды. – М., 2013Чепурова К.Ю. Актуальные проблемы становления fashion-журналистики как научной дисциплины. Оренбург, 2019.


1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2010.
2. Борзова Е.П. Мода в мире кросскультурного синтеза./Е.П. Борзова// Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.
3. Гофман А.Б. Мода и обычай/А.Б. Гофман// Рубеж. №3, 1992.
4. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М., 1994.
5. Демшина А.Ю. Мода: реабилитация эстетики или продвижение образов./А.Ю. Демшина// Мода в контексте культуры : сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.
6. Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. – М., 1996. Т. 2.
7. Иконникова С.Н. Мода в обществе сверхпотребления./С.Н. Иконникова//Мода в контексте культуры : сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.
8. Килошенко М.И. Психология моды. 2-е издание. М., 2016.
9. Козлова Е.Э. Винтаж – одна из современных тенденций современной моды./Е.Э. Козлова//Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. – СПб., 2007.
10. Мода как социальный феномен./Социология потребления// http://www.consumers.narod.ru/lections/fashion.html
11. Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.
12. Надеждин Н.Я. Коко Шанель. Мода проходит, стиль остается. М., 2010.
13. Ольшанский Д.В. Психология масс.// http://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl138.shtm
14. Орлова Л.В. Азбука моды, М.: Просвещение 1989.
15. Свендсен Л. Философия моды. – М., 2013
16. Чепурова К.Ю. Актуальные проблемы становления fashion-журналистики как научной дисциплины. Оренбург, 2019.

Вопрос-ответ:

Зачем моде существуют законы развития?

Моде существуют законы развития для того, чтобы она имела определенную структуру и порядок. Законы развития моды позволяют ей зарождаться, развиваться, достигать кульминации и затухать.

Какую роль играет мода в массовой коммуникации?

Мода является важным средством массовой коммуникации. Она позволяет людям выразить свою индивидуальность и принадлежность к определенной группе, а также передать определенные сообщения или ценности через свой стиль одежды или внешний облик.

Какими механизмами мода влияет на поведение человека?

Мода влияет на поведение человека с помощью психологических и социальных механизмов. Она может создавать эффект престижа и привлекательности, мотивировать к подражанию, формировать стандарты внешней привлекательности и стиля жизни, а также влиять на самооценку и удовлетворенность собой.

Как мода помогает связывать поколения?

Мода является средством связи между поколениями благодаря явлению ретроспективизма. В моде часто происходит возвращение стилей и трендов прошлых десятилетий, что позволяет разным поколениям найти общую точку контакта и поделиться опытом и интересами через общий язык моды.

Какова внутренняя динамика модных циклов?

Внутренняя динамика модных циклов представляет собой значимое культурное явление. Мода постоянно меняется и эволюционирует под влиянием различных факторов, таких как социальные, экономические и культурные изменения. Она может быть зарождена дизайнерами или массовыми трендами, достигать пика популярности и устаревать со временем.

Как мода влияет на поведение человека?

Мода имеет существенное воздействие на поведение человека. Она создает тренды и стандарты, которые люди часто пытаются следовать, чтобы соответствовать общепринятым нормам и быть в тренде. Мода также может влиять на самооценку и уверенность в себе, поскольку одежда и стиль стали важными факторами, по которым люди оценивают друг друга. Кроме того, мода может быть одним из способов самовыражения и выражения своей индивидуальности.

Какие механизмы воздействия моды на поведение человека?

Модой можно манипулировать, используя различные механизмы воздействия. Некоторые из них включают создание желания быть в тренде и соответствовать модным стандартам, создание ощущения необходимости купить новые вещи, чтобы быть в тренде, и установление определенных образцов и идолов, которым люди хотят подражать. Кроме того, мода может быть продвигаема через массовые коммуникации, такие как журналы, телевидение и социальные сети, которые распространяют идеи о моде и поддерживают их популярность.

В чем заключается значение моды в современной культуре?

Мода имеет большое значение в современной культуре, поскольку она является своего рода языком, через который люди могут выражать свою индивидуальность, принадлежность к определенной группе или поддержку определенных идей. Она также служит средством коммуникации между поколениями, помогая передавать и сохранять определенные традиции и ценности. Кроме того, мода является важной частью экономики, поскольку модная индустрия создает рабочие места и генерирует прибыль.

Какими законами руководится развитие моды?

Развитие моды руководится определенными законами и трендами. Она проходит через циклы, которые включают зарождение новых модных идей и тенденций, их развитие и кульминацию популярности, а затем постепенное угасание. Мода также подчиняется принципу "мертвого периода", когда мода долгое время остается неизменной или уходит из моды. Также существует тенденция ретроспективизма, когда мода проводит возвращение к старым трендам и стилям.