Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник римования

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Управление дошкольным образованием
  • 6666 страниц
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 07.11.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития творческого воображения детей 13
1.3. Нетрадиционные техники рисования, как средства развития творческого воображения 21
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 27
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения дошкольников 27
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения средствами нетрадиционных техник рисования 37
2.3. Анализ результатов исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Фрагмент для ознакомления

(ответы детей)- Что происходит весной в природе (ответы детей)Воспитатель подводит итог: Да, весной природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна.На веточках кустарников и деревьев набухают почки, потом появляются нежные зелёные листья, а затем нежные душистые соцветия, от которых невозможно отвести взгляд. Словом, в природе происходят чудеса. Вот с одним из таких весенних чудес я хотела бы сегодня вас познакомить.Чтение стихотворения З.Александровой «Черёмуха».Воспитатель. Расцветает черёмуха в мае. Распускаются душистые гроздья белоснежных цветов, от которых исходит чудесный аромат. Но цветущие ветки нежелательно ставить дома, от резкого запаха может болеть голова. Да и простоит этот букет недолго, нежные гроздья черёмухи быстро облетят в неволе. После обильного цветения на дереве появляются ягоды. Сначала они зелёные, а потом плоды созревают и чернеют. Рады такому угощению и птицы. На Руси, в старину пекли пироги с ягодами черёмухи. Вот такое чудесное дерево.Физкультминутка «Черёмуха».Черёмуха душистая с весною расцвела руки поднять вверх, сделать «крону» над головойИ ветки золотистые, что кудри завила.круговыми движениями указательными пальцами около головы – «кудри"Кругом роса медвяная сползает по коре, наклониться вперёд, под нею зелень пряная сияет в серебре.опустить руки вниз.А рядом у проталинки,В траве между корней, плавно покачать внизу руками изБежит, струится маленький стороны в сторону - «ручей».серебряный ручей.Черёмуха душистая, развесившись, стоит, Встать прямо, руки в стороны – «ветки»А зелень золотистая на солнышке горит. Руки поднять вверх, растопырить пальчики «солнечные лучи»Воспитатель приглашает детей рассмотреть веточку черёмухи.Воспитатель. На ветке расположены листья и цветы. Каждый лист имеет округлую форму, листья крепятся к веточке. А между листиками на веточках находятся белые мелкие цветы, собранные в гроздья. Каждый цветочек имеет желтую серединку, окружённую белыми лепестками размером с маленькую горошину. Чтобы нам нарисовать много мелких цветов с одинаковыми лепестками, мы воспользуемся ватной палочкой.Практическая часть:Рисуем несколько коротких тонких линий, отходящих с разных сторон от основной ветки.Ватную палочку окунём в жёлтую гуашь, тычком изобразим серединку цветка на конце черенка, другой конец палочки окунём в белую гуашь и напечатаем вокруг серединки белые лепестки. Таким же образом изобразим остальные цветы.При выполнении тычка палочку надо держать вертикально, верхний конец должен быть направлен вверх.Между гроздьями кистью прорисовать короткие черенки, на конце каждого черенка нарисовать листик округлой формы. (Во время выполнения рисунка, звучит спокойная музыка.)Итог:Вы все сегодня молодцы, постарались и нарисовали красивые натюрморты, которые стали хорошим украшением нашей группы.А вы знаете, что в лесу бывают черёмуховые заросли, и весной во время цветения черёмухи витает душистый черёмуховый аромат. Ваши рисунки похожи на черёмуховые заросли. Давайте представим, что они настоящие и подышим ароматом черёмухи. «Дыхательная гимнастика».Считаем, что реализация указанных занятий по нетрадиционному рисованию будет способствовать развитию у детей способности создавать оригинальные образы, познавательной активности детей и творческой инициативы, их творческого воображения.2.3. Анализ результатов исследованияС целью выявления эффективности результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента. Целью данного этапа исследования является: выявить изменения (динамику) в уровне творческого воображения у детей дошкольного возраста.Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим экспериментом и включал в себя следующие методы:1. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко2. Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко.3. Методика «Древо Желаний» В. С. Юркевич4. Методика «Как спасти зайку» В. Т. Кудрявцева5. Методика «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева.Рисунок 11. Анализ уровня оригинальности детей ЭГВ результате повторного проведения методики «Дорисовывание фигур» в ЭГ было выявлено, что большая часть детей (9 человек) имеет средний уровень воображения, 5 детей имеют высокий уровень воображения, у 1 ребенка низкий уровень воображения (рис. 11)В результате повторного проведения методики «Дорисовывание фигур» в КГ было выявлено, что,по прежнему 6 человек из 15 имеет низкий уровень воображения, 7 детей имеют средний уровень воображения, 2 детей – высокий уровень.Анализ результатов проведенной методики в КГ отражен на рисунке 12Рисунок 12. Анализ уровня оригинальности детей ЭГРисунок 13 – Анализ результатов методики «Сочинение сказки»в ЭГРисунок 14 – Анализ результатов методики «Сочинение сказки»в КГВ результате повторного проведения методики «Сочинение сказки»в ЭГ было выявлено, что большая часть детей (12 человек) имеет средний уровень развития творческого воображения, у3 детей высокий уровень развития творческого воображения. Детей с низким уровнем развития творческого воображения не выявлено (рисунок 13).В КГ, по-прежнему, большая часть детей (6 человек) также имеет средний уровень развития творческого воображения; у 6 детей низкий уровень развития творческого воображения; 3 детей показали высокий уровень развития творческого воображения (рисунок 14)Что касается познавательной активности детей, то повторное проведение методики «Древо Желаний» показало, что в ЭГ у 6 детей из 15 высокий уровень познавательной потребности, у 7 человек - средний уровень познавательной потребности, у 2 - низкий уровень (рисунок 15).Рисунок 15 – Уровень познавательной потребности детей в ЭГВ КГ повторное проведении методики показало, что у 7 детей из 15 низкий уровень познавательной потребности, у 7 детей средний уровень, только 1 ребенок имеет высокий уровень познавательной потребности (рисунок 16).Рисунок 16 – Уровень познавательной потребности детей в КГПроведение методики«Как спасти зайку» в ЭГ на контрольном этапе эксперимента показало, что у 7 детей из 15 - 5 уровень творческой инициативности. Дети не ограничиваются преобразованием предмета, а идут дальше: дополнительно преобразовывают предмет или строят целостную ситуацию посредством преобразования нескольких предметов.У 5 детей - 4 уровень творческой инициативности. Данные дети имеют установку на преобразование наличного предметного материала, самостоятельно и инициативно превращают задачу в задачу на преобразование.У 2 детей -3 уровень творческой инициативности. У данных детей решения с элементами простейшего символизма, они используют элемент волшебства, сказочности, но при этом учитывают и специфику предмета.У 1ребенка 2 уровень творческой инициативности. Он не выходят за рамки простого выбора, пытается, использовать предметы в готовом виде.Детей с 1 уровнем творческой инициативности в результате повторного проведения методики не выявлено (рисунок 17).Рисунок 17 – Уровень творческой инициативности в ЭГНа рисунке 18 представлены результаты проведения методики «Как спасти зайку» в КГ.В соответствии с рисунком 18 в КГ у 2 детей 5 уровень творческой инициативности, у 3 детей 4 уровень творческой инициативности, у 5 детей 3 уровень творческой инициативности, у 2 детей 3 уровень творческой инициативности, у 2 детей 2 уровень творческой инициативности, и у 1 ребенка 1 уровень творческой инициативности.Рисунок 18 – Уровень творческой инициативности в КГПроведение методики «Солнце в комнате» в ЭГ на контрольном этапе эксперимента показало, что высокий уровень способности преобразовывать «нереальное» в «реальное» имеют 6 детей из 15. Они устранили несоответствия, доделали картинку, нарисовали окно, посадили солнышко в рамку и т.д. У 8 детей средний уровень. Дети формально либо содержательно устранили несоответствие (стерли, закрасили солнышко, либо нарисовали его в другом месте, сделали из солнышка лампу). 1ребенок показал низкий уровень способности преобразовывать «нереальное» в «реальное». Онпо-прежнему считал, что исправлять ничего не нужно (рисунок 19).В КГна контрольном этапе эксперимента высокий уровень способности преобразовывать «нереальное» в «реальное» выявлен у 4 детей, средний - у 8, низкий - у 3 детей (рисунок 20).Рисунок 19 – Анализ результатов методики «Солнце в комнате» в ЭГРисунок 20 – Анализ результатов методики «Солнце в комнате» в КГНа основании диагностики, проведенной на контрольном этапе эксперимента, можно сделать вывод, что уровень способности создавать оригинальные образы, уровень познавательной активности детей и творческой инициативы, а также способностей к преобразованию «нереального» в «реальное» у детей в ЭГ увеличился до преимущественно среднего и высокого, что свидетельствует о положительной динамике развития их творческого воображения. В КГ уровень развития творческого воображения детей по-прежнему остался средним либо низким. Таким образом, можно сделать вывод, что динамика доказывает, что правильно побранные средства нетрадиционных техник рисованияспособствуют развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста: способность образного решения задач; намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать; формирование самооценки; активное становление речевого аппарата; сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм; подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности: слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость, лень). Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними. Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.Творческое воображение – это качество личности, свойство личности, основанное на духовных или материальных потребностях, стержневая особенность личности, ее динамическая тенденция, обусловленная мотивами человеческой деятельности, которые сами в свою очередь определяются ее целями и задачами. Несмотря на то, что творческое воображение характерно для дошкольного возраста, необходимо стимулировать его развитие. Поддерживая интерес детей к творчеству, и организуя специальные занятия, взрослые помогают дошкольнику развивать наряду с воображением и другие познавательные процессы — мышление, память, внимание, восприятие.Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования требует систематической планомерной работы, которая включает в себя не только знакомство с разными нетрадиционными техниками рисования, овладение умениями выполнять работы в той или иной технике, но и создание условий для переноса полученных умений в самостоятельную деятельность детей. Для этого педагог должен побуждать детей к изобразительной деятельности, используя для этого разнообразные методы и приемы.Именно систематическая организация работы, ориентированная на постепенное повышение доли самостоятельности детей в использовании нетрадиционных техник рисования, а также ориентированная на принятие ребенка и поддержку его идей и замыслов, способствует развитию творческого потенциала. Проанализировав теоретические основы развития творческого воображения дошкольников, мы провели опытно-экспериментальную работу по развитию творческого воображения у детей дошкольного возрастасредствами нетрадиционных техник рисования. Работа осуществлялась нами на базе МДОУ Детский сад. В исследовании принимали участие две группы детей (контрольная и экспериментальная, далее – КГ и ЭГ). Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что большая часть детей в ЭГ и КГ имеют низкий либо средний уровень способности создавать оригинальные образы, низкий либо средний уровень познавательной активности детей и творческой инициативы, а также выявить способности к преобразованию «нереального» в «реальное». Все это позволяет заключить, что у детей в ЭГ и КГ преимущественно низкий и средний уровень развития творческого воображения.Основываясь на результатах, полученных на констатирующем этапе эксперимента и исходя из цели работы нами была разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения средствами нетрадиционных техник рисования «Рисуем вместе».На основании диагностики, проведенной на контрольном этапе эксперимента, можно сделать вывод, что уровень способности создавать оригинальные образы, уровень познавательной активности детей и творческой инициативы, а также способностей к преобразованию «нереального» в «реальное» у детей в ЭГ увеличился до преимущественно среднего и высокого, что свидетельствует о положительной динамике развития их творческого воображения. В КГ уровень развития творческого воображения детей по-прежнему остался средним либо низким. Таким образом, можно сделать вывод, что динамика доказывает, что правильно побранные средства нетрадиционных техник рисованияспособствуют развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПриказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//СПС Консультант ПлюсАльтшуллер Г.С. Творчество как точная наука [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2014. – 143 с.Ануфриенко Е.В, Попова Н.В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы: 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство: БГПУ(Благовещенск), 2016. — С.4.URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26044968(дата обращения: 08.10.2019).Афанасьева М.А. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 78-83.Баранова Е.В. От навыков к творчеству. Обучение детей 2–7 лет технике рисования [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.В. Баранова, А.М. Савельева – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.Белобрыкина, О. Е. Развитие творческих способностей /[Текст] / О. Е. Белобрыкина. – М. :Никея, 2016. – 165 сБерезина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] : встреча с чудом, наставники, достойная цель / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – СПб. : Изд-во Буковского, 1994. – 60 сБикмуллина, О. В. Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности [Электронный ресурс] / О. В. Бикмуллина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1. – С. 20-23Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : метод.рекомендации / О. В. Боровик. – М. : РОН, 2000. – 112 с.Волкова Н.Ф. Развитие творческого воображения дошкольников в режиссёрских играх // Студенческий: электрон.научн. журн. 2017. № 2(2). URL: https://sibac.info/journal/student/2/71731 (дата обращения: 08.10.2019).Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт. 2016. – 199 сВыготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 сГалкина И.А, Галеева Е.В. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. — АНИ: педагогика и психология. — 2016. — 14 с. Глебова, И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] / И. Ю. Глебова // Актуальные задачи педагогики : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 31-34 Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (дата обращения: 08.10.2019).Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 20. -С. 568-569. Груздова И.В. Развитие творческих способностей дошкольника [Текст] / И.В. Груздова. – Ростов н /Д: Феникс, 2010. – 376 с.Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 43–49.Дьяченко О.М. Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. - Москва: Юрайт, 2018. - 186 сЗахарова О. Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 25-29. Иванова, А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / А. А. Иванова. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 136–138.Игнатова М.В. Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка «Природа и фантазия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=564891(дата обращения: 08.10.2019).Калинина, Т. Я. Использование приема моделирования в изобразитель-ной деятельности для развития творческого воображения у дошкольников [Текст] / Т. Я. Калинина // Художественно-эстетическое развитие личности: от детского сада до вуза : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 12 апр. 2010 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. Г. Куприна. – Екатеринбург, 2010. – С. 90-92Клементьева, Е. Е. Перспективы развития творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Е. Клементьева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь : Меркурий, 2015. - С. 92-94 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Т.С. Комарова.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 сКондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9. – с. 106–110.Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.Лазарева А.С, К вопросу об индивидуальном подходе к развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://interactive-plus.ru/e-articles/344/Action344-119041.pdf(дата обращения: 08.10.2019).Лопатина, Е.Г. Педагогические условия формирования изобразительного творчества детей 5 года жизни // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992. С.95-97.Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: «Карапуз-дидактика», 2007. 55 с.Моисеева И.С., Добродомова О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. с.79-81.Мухаметзянова Г.Р. Развитие воображения старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации URL:https://interactive-plus.ru/e-articles/344/Action344-119179.pdf(дата обращения: 08.10.2019).Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 96 сПаченкова, Т. В. Феномен творческого воображения детей дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Паченкова, Е. М. Буровкина // Детство. Отрочество. Юность. – 2013. – № 3/4. – С. 65-71.Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус ; под ред. П.И.Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. 624 с.Петухова Л.В. Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitiehudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogovozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou(дата обращения: 08.10.2019).Поляшова Н.В. Квашина А.Ю. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://interactive-plus.ru/e-articles/331/Action331-117394.pdf(дата обращения: 08.10.2019).Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа. Плюс до и после. - 2014, №2, с.52-56.Селянина Ю.В. Алгоритмическое рисование в ДОУ как метод развития творческой изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаURL:https://interactive-plus.ru/e-articles/217/Action217-18298.pdf(дата обращения: 08.10.2019).Соловей Л.Б. Влияние воображения педагога на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: Авторефер. дис. ... канд. псих.наук / Л.Б. Соловей. – М., 2009. – 21 с.Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3—7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир / К.К. Утробина, Г. Ф. Утробин — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 64 с.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера 2011. 128 сЧумакова И.В., Свистунова Е.Г. Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. 524 с.Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н.В. Шайдурова. — М.: ТЦ сфера, 2010. 160 с.Юрченко Л. Ю. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 122-125Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10185/(дата обращения: 08.10.2019).ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1-Состав контрольной группы№ п/пИмяВозраст1Аня К.5 лет2Аня Д.4 года3Артем М.6 лет4Андрей В.5 лет5Валя В.4 года6Гриша Н.6 лет7Дима К.5 лет8Зоя А.4 года9Ира И.4 года10Коля М.5 лет11Лена И.4 года12Яна М.6 летПриложение 2-Состав экспериментальной группы№ п/пИмяВозраст1Аня С.4 года2Арина Ю.5 лет3Ваня Н.4 года4Вера Н.6 лет5Варя С.4 года6Галя Н.5 лет7Дима В.4 года8Даша Н.4 года9Зина И.4 года10Игорь М.5 лет11Катя Н4 года12Лена Н.6 лет13Леша В.4 года14Леша Н.5 лет15Миша И.4 года16Олег М.6 лет

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//СПС Консультант Плюс
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2014. – 143 с.
3. Ануфриенко Е.В, Попова Н.В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы: 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство: БГПУ(Благовещенск), 2016. — С.4.URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26044968(дата обращения: 08.10.2019).
4. Афанасьева М.А. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 78-83.
5. Баранова Е.В. От навыков к творчеству. Обучение детей 2–7 лет технике рисования [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.В. Баранова, А.М. Савельева – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.
6. Белобрыкина, О. Е. Развитие творческих способностей /[Текст] / О. Е. Белобрыкина. – М. : Никея, 2016. – 165 с
7. Березина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] : встреча с чудом, наставники, достойная цель / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – СПб. : Изд-во Буковского, 1994. – 60 с
8. Бикмуллина, О. В. Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности [Электронный ресурс] / О. В. Бикмуллина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1. – С. 20-23
9. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : метод. рекомендации / О. В. Боровик. – М. : РОН, 2000. – 112 с.
10. Волкова Н.Ф. Развитие творческого воображения дошкольников в режиссёрских играх // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2). URL: https://sibac.info/journal/student/2/71731 (дата обращения: 08.10.2019).
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт. 2016. – 199 с
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с
13. Галкина И.А, Галеева Е.В. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. — АНИ: педагогика и психология. — 2016. — 14 с.
14. Глебова, И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] / И. Ю. Глебова // Актуальные задачи педагогики : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 31-34
15. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (дата обращения: 08.10.2019).
16. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 20. -С. 568-569.
17. Груздова И.В. Развитие творческих способностей дошкольника [Текст] / И.В. Груздова. – Ростов н /Д: Феникс, 2010. – 376 с.
18. Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 43–49.
19. Дьяченко О.М. Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51
20. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. - Москва: Юрайт, 2018. - 186 с
21. Захарова О. Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 25-29.
22. Иванова, А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / А. А. Иванова. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 136–138.
23. Игнатова М.В. Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка «Природа и фантазия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=564891(дата обращения: 08.10.2019).
24. Калинина, Т. Я. Использование приема моделирования в изобразитель-ной деятельности для развития творческого воображения у дошкольников [Текст] / Т. Я. Калинина // Художественно-эстетическое развитие личности: от детского сада до вуза : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 12 апр. 2010 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. Г. Куприна. – Екатеринбург, 2010. – С. 90-92
25. Клементьева, Е. Е. Перспективы развития творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Е. Клементьева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь : Меркурий, 2015. - С. 92-94
26. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.
27. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Т.С. Комарова.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с
28. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9. – с. 106–110.
29. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
30. Лазарева А.С, К вопросу об индивидуальном подходе к развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/344/Action344-119041.pdf(дата обращения: 08.10.2019).
31. Лопатина, Е.Г. Педагогические условия формирования изобразительного творчества детей 5 года жизни // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992. С.95-97.
32. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: «Карапуз-дидактика», 2007. 55 с.
33. Моисеева И.С., Добродомова О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. с.79-81.
34. Мухаметзянова Г.Р. Развитие воображения старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/344/Action344-119179.pdf (дата обращения: 08.10.2019).
35. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 96 с
36. Паченкова, Т. В. Феномен творческого воображения детей дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Паченкова, Е. М. Буровкина // Детство. Отрочество. Юность. – 2013. – № 3/4. – С. 65-71.
37. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус ; под ред. П.И.Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. 624 с.
38. Петухова Л.В. Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitiehudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogovozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou(дата обращения: 08.10.2019).
39. Поляшова Н.В. Квашина А.Ю. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/331/Action331-117394.pdf(дата обращения: 08.10.2019).
40. Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа. Плюс до и после. - 2014, №2, с.52-56.
41. Селянина Ю.В. Алгоритмическое рисование в ДОУ как метод развития творческой изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/217/Action217-18298.pdf(дата обращения: 08.10.2019).
42. Соловей Л.Б. Влияние воображения педагога на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: Авторефер. дис. ... канд. псих. наук / Л.Б. Соловей. – М., 2009. – 21 с.
43. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3—7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир / К.К. Утробина, Г. Ф. Утробин — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 64 с.
44. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера 2011. 128 с
45. Чумакова И.В., Свистунова Е.Г. Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. 524 с.
46. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н.В. Шайдурова. — М.: ТЦ сфера, 2010. 160 с.
47. Юрченко Л. Ю. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 122-125
48. Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10185/(дата обращения: 08.10.2019).

Вопрос-ответ:

Какие основные техники можно использовать для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Одной из нетрадиционных техник рисования, которая способствует развитию творческого воображения детей, является коллаж. Она позволяет детям соединять разные материалы и создавать уникальные образы. Еще одной техникой является рисование мелками на темной бумаге, это позволяет детям экспериментировать с цветами и создавать своеобразные эффекты. Также можно использовать технику пальцевой живописи, которая развивает моторику рук, сенсорное восприятие и воображение у детей. Важно использовать разнообразные техники, чтобы развивать разные аспекты творческого воображения.

Какие особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста развитие творческого воображения происходит постепенно. В этом возрасте дети активно интересуются окружающим миром и стремятся его отразить в своих рисунках. Они начинают использовать свою фантазию и экспериментировать с разными цветами и формами. У детей развивается способность видеть необычные сочетания и создавать уникальные образы. Важно поддерживать и развивать эту способность, предлагая детям нетрадиционные техники рисования.

Как можно описать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста характеризуются увлеченностью, активностью и любопытством. Они постоянно исследуют мир вокруг себя и стремятся его понять. В этом возрасте развивается логическое мышление, воображение и творческие способности. Дети начинают проявлять интерес к рисованию и экспериментировать с разными материалами и техниками. Они готовы принимать новые знания и навыки, поэтому важно предложить им нетрадиционные техники рисования для развития их творческого воображения.

Какие основные теоретические основы описываются в статье?

В статье описываются основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования. Рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста, особенности развития и нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию творческого воображения.

Почему важно развивать творческое воображение у детей дошкольного возраста?

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста является важной задачей, так как оно способствует развитию мышления, эмоциональной сферы, воображения и общей креативности ребенка. Творческое воображение позволяет детям мыслить нестандартно, находить новые решения и справляться с трудностями.

Какие особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста развитие творческого воображения происходит основным образом через игровую деятельность. В этом возрасте они активно воспроизводят и создают мир в своих играх, используя воображение и фантазию. Они также начинают интересоваться искусством, и это создает хорошую основу для развития их творческого воображения.

Какие нетрадиционные техники рисования используются для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста?

В статье описаны различные нетрадиционные техники рисования, такие как монотипия, коллаж, трафаретное рисование, пальцевая живопись и другие. Эти техники необычны и интересны для детей, они помогают им развивать творчество и воображение, а также учат основам художественного ремесла.

Какие техники рисования помогают развить творческое воображение у детей дошкольного возраста?

Нетрадиционные техники рисования, такие как коллаж, раскраска по клеточкам, использование природных материалов (листья, ветки и др.), песочная живопись и другие, позволяют развить творческое воображение у детей дошкольного возраста.

Какие особенности развития творческого воображения наблюдаются у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста наблюдаются особенности развития творческого воображения, такие как способность к свободному и преобразовательному мышлению, фантазии, созданию новых образов и знакомству с окружающим миром через различные формы искусства.

Какие психолого-педагогические характеристики имеют дети дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста обладают высокой пластичностью мозга, быстротой мышления и восприятия, креативностью, большой фантазией, любознательностью и активностью. Они активно участвуют в процессах освоения мира и взаимодействия с окружающими.

Как нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Нетрадиционные техники рисования предоставляют детям возможность экспериментировать с различными материалами, формами и цветами. Это помогает развивать их творческое мышление, воображение, мелкую моторику, оригинальность мышления и способность к самовыражению.

Какие еще примеры нетрадиционных техник рисования помогают развить творческое воображение у детей дошкольного возраста?

Нетрадиционные техники рисования включают такие приемы, как рисование водными красками на различных поверхностях (бумаге, стекле, ткани), пальцевая живопись, штриховка, рисование песком на песочнице и другие. Все эти приемы позволяют детям развивать креативность и фантазию, а также наслаждаться процессом творчества.