Проблемное изучение блока

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Естествознание
  • 3434 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 17.12.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОПРОСОВ ПРОБЛЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 6
1.1 Модели преподавания дисциплины «Окружающий мир» 6
1.2 Анализ содержания программ курса «Окружающий мир» 10
1.3 Принципы, особенности и компоненты блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» 17
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В БЛОКЕ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» 25
2.1 Методы проблемного обучения на уроках «Окружающий мир» 25
2.2 Практическое применение методов проблемного обучения на уроках «Окружающий мир» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Фрагмент для ознакомления

Пояснительный и побудительный метод обучения - это сочетание методов объяснения и мотивации учащегося с самостоятельными действиями поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учеником в виде проблемных заданий, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения посредством открытия новых знаний.
Частичный поисковый метод обучения представляет собой сочетание восприятия учителем объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью для выполнения работы, требующей самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими методами обучения здесь чаще всего являются аудирование и понимание, анализ фактов, систематизация, поиск решений проблем.
Стимулирующим методом обучения является деятельность учителя, которая стимулирует активную умственную деятельность учащегося. Использование загадок, кроссвордов, заданий в стихах.
Поисковый метод обучения представляет собой умственные действия, чтобы сформулировать проблему и найти способ ее решения.


2.2 Практическое применение методов проблемного обучения на уроках «Окружающий мир»

Блок «Человек и природа» строится на взаимодействии общества и природы: изъятие обществом веществ и энергии из природы. Преподавателям, учителям очень важно донести до учащихся важность данного блока.
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, в данном случае, для предмета «Окружающий мир».
Первый тип: проблемная ситуация возникает, если учащиеся не знают, как решить проблему, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение нового факта в образовательной или жизненной ситуации.
Например, поставленная задача в теме урока «Природные и искусственные экосистемы» - провести сравнительную характеристику (на примере поля и луга). Проблемный вопрос: «Как сохранить природные экосистемы?» Дайте свое объяснение. Используя технику мозгового штурма, а также метод проблемного изложения или эвристический метод ученики ученики пытаются ответить на вопрос.
Второй пример, что по вашему мнению есть «экологическое образование»? Проведите оценку непрерывного процесса воспитания и обучения, и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и навыков, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. Является ли «экологическое образование» неотъемлемой частью общей системы образования? Какую сферу знаний, умений и навыков (компетенций), необходимых для охраны окружающей среды оно охватывает?
Второй тип: ситуации - школьники сталкиваются с необходимостью использовать ранее полученные знания в новых практических условиях.
Например, учащиеся изучили тему «Городские экосистемы». Вопрос: «Приведите примеры искусственных компонентов экосистемы города?» Искусственными экосистемами называют сообщества животных и растений, обитающих в условиях, которые создал для них человек. Их еще называют нообиогеоценозами или социоэкосистемами. Примеры: поле, пастбище, город, общество, космический корабль, зоосад, сад, искусственный пруд, водохранилище.
Третий тип: проблемная ситуация - существует противоречие между теоретически возможным способом решения проблемы и практической невыполнимостью выбранного метода.
Например, ученики разобрали материал «Безопасное поведение в лесу, у водоемов», выяснили как и что нужно делать в экстренных ситуациях, как необходимо беречь природу, не загрязнять и не мусорить водоемы. Есть неосуществимая ситуация «Надо ли охранять болота?». Ученики должны дать ответ и разобраться. Необходимо провести 2 занятия - поход в лес, изучение местности, изучение материала провести на природе.
Четвертый тип: Проблемная ситуация - существуют противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у школьников знаний для теоретического обоснования.
Давайте разберем этот тип проблемной ситуации на определении понятия «экология». Учащиеся хорошо усвоили область знаний, изучающую взаимодействие организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, но никто не может применить законы, управляющие жизнью растений и животных в естественной среде обитания. Необходимо провести практические опыты или лабораторные занятия, чтобы были понятнее взаимосвязи живых систем различных уровней с окружающей средой, взаимосвязь, взаимодействие человека и природы. Лабораторные работы по фенологическим наблюдениям, проводить измерение температуры воздуха; определять направление ветра и облачность, виды осадков, ставить простейшие опыты с растениями и животными, используя чучела животных и клетки растений.
Например, учащимся необходимо провести мини исследование на тему : «Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей». Необходимо сделать анализ фактов, найти противоречия. Сравнение новых фактов по загрязнению города. Есть ли необъяснимые факты?
Например, ученики выдвигают гипотезу «Люди загрязняют окружающую среду, тем самым вредят своему здоровью». Учитель предлагает разобраться, найти факты, что именно приносит вред здоровью?
Для примера возьмем урок из блока «Человек и природа» курса «Окружающий мир» в 3 классе. Тема урока: Почва. Ее состав.
За 20 дней до урока ученики получили задание: замочить горох, ежедневно наблюдать за ним и делать необходимые записи. Для этого урока ученики сделали приблизительную запись:
1 ноября - смоченный горох, положить во влажную ткань, положить в теплое место;
2 ноября - отек гороха;
3 ноября - появился маленький белый росток;
4 ноября - ростки стали больше, сильнее;
5 ноября - росток превратился в тряпку;
6 ноября - появился бледно-зеленый росток;
11 ноября - цвет гороха стал серым;
18 ноября - весы отстали, горох распался на 2 части;
19 ноября - росток сгнил;
20 ноября - росток и лист исчезли.
Урок начинается с чтения заметок.
- Что случилось? У всех есть такое явление?
«Да, все», - отвечают дети.
Учитель показывает детям банку с побегами гороха, посаженными в тот же день, 1 ноября, в почву.
-Почему горох так хорошо вырос?
Ответы очень разные: «В кувшине теплее», «В кувшине светло, в тряпке темно», «В тряпке нет питательных веществ, но они в земле». «Проблемную ситуацию принимают школьники, возникающая сложность требует ее разрешения - это проблема обучения. Школьники высказывают свои гипотезы. В дальнейшем учитель руководит поиском учеников, использует их наблюдения, дополняет ответы учеников, сообщает новые факты, направленные на обоснование гипотезы.
К результатам практического применения проблемного обучения можно отнести:
- готовность и способность учеников к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной);
- сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности.
Структура урока является основой тематического плана урока, предопределяющего логику анализа урока. Под структурой понимаются различные варианты взаимодействия элементов композиции, возникающих при функционировании объекта.
Преподаватели применяют следующим образом методы проблемного обучения курса «Окружающий мир»:
- обновление предыдущих знаний учащегося;
- усвоение новых знаний и методов действия;
- формирование навыков.
Эта структура отражает основные этапы обучения и этапы организации современного урока.
Поскольку показателем проблемной природы урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
- возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
- выдвигать предположения и обосновывать гипотезу;
- подтверждение гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов учебного процесса, создает способность управлять самостоятельной учебной деятельностью школьника.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемное обучение необходимо, так как оно формирует гармонично развитую творческую личность, способную мыслить логически, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеет заниматься самоанализом, стремиться к саморазвитию и самокоррекции.
Постоянное постановка проблемных ситуаций перед ребенком приводит к тому, что он не «поддается» проблемам, а стремится их решать, поэтому мы имеем дело с творческим человеком, который всегда способен искать. Таким образом, вступление в жизнь ребенка будет более защищено от стресса.
В данной работе мы рассмотрели проблемное обучение учебного материала блока «Человек и природа» курса «Окружающий мир». Изучили основные методы проблемного обучения, роль блока «Человек и природа» в процессе формирования экологического мышления.
Технология проблемного образования, используемая при преподавании блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир», помогает привлечь всех детей в классную комнату, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни. Постановка проблемных ситуаций перед ребенком приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их решить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бородько, М. В. Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? / М. В. Бородько // Педагогика. 2010. №6. С. 40-56
2. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера /В. И. Вернадский. М. 2003. с. 244.
с. 26-43.
3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. М.: Вентана-Граф, 2008. 160 с.
4. Григорьев, Д. В. Воспитательная система от А до Я / Д. В Григорьев, И.В. Кулешова, Л. И. Виноградова. М.: Просвещение, 2016. 207 с.
5. Грязева, В. Г. Экологическая психология творческой личности: обучение в контексте развития личности как субъекта культуры / В. Г. Грязева. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 2019. 310 с.
6. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования: Монография / А. Я. Данилюк. Ростов на Дону: Ростовский Пед. универститет, 2000. 440 с.
7. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 46–60.
8. Дмитриев, В. В. Современное учение о развитии ноосферы В. И. Вернадского / В. В. Дмитриев // Вернадская революция в системе научного мировоззрения поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: коллективная монография / под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2003. 592с.
9. Добрецова, Н. В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании /Н. В. Добрецова// Экологическое образование. М., 2015. № 1. С. 57-61.
10. Иванова, Е. О., Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. Содержание образования: культурологический подход /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, И.В. Шалыгина // Педагогика. 2015. № 1. С. 13 – 19.
11. Калинин, В.Б. Формула экологического образования/ В.Б. Калинин// Экологический вестник. - № 5 – 6. - 2015.
12. Лернер, И. Я. Современная дидактика: теория – практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева, М.: ИТПИМИО, 2015. 288 с.
13. Плешаков А.А. Окружающий мир 1-4 класс, в 2-х ч., М.: Просвещение, 2012-2013.
14. Подшибякина, О. А. Рабочая программа 1-4 класс/ О.А. Подшибякина // М.: ГБОУ Московская международная гимназия. - 2015. - 20 с.
15. Пуляев, В. Т. От В. И. Вернадского к А. А. Ухтомскому и Л. Н. Гумилеву: поиск новой парадигмы развития и познания / В. Т. Пуляев // Вернадская революция в системе научного мировоззрения поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (коллективная монография) / под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2003. 592с.
16. Сагатовский, В. Н. Антропокосмизм системообразующий принцип ноосферного мировоззрения / В. Н. Сагатовский // Вернадская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: коллективная монография / под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2013. 592с.
17. Селиванова, Л. Н. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов ВУЗ / Л. Н. Селиванова; под ред. В. А. Сластенина// М: Академия, 2017. 344с.
18. Тавстуха, О. Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования: теория и практика: монография /О. Г. Тавстуха// Оренбург: Пресса, 2001. 260 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386 (дата обращения: 21. 10. 2019).
20. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Человек и окружающий мир. – М.: Академкнига / учебник, 2009. – в 2-х ч
21. Швейцер, А. Культура и этика /А. Швейцер// М.: Прогресс, 1973. 344 с.
22. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др. М.: Педагогика, 1983. 160 с.
23. Ягодин, Г. А. Экологическое образование и проблемы больших городов/ Г.А. Ягодин //Экология и жизнь. - № 1,. - 1996.


34

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бородько, М. В. Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? / М. В. Бородько // Педагогика. 2010. №6. С. 40-56
2. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера /В. И. Вернадский. М. 2003. с. 244.
с. 26-43.
3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. М.: Вентана-Граф, 2008. 160 с.
4. Григорьев, Д. В. Воспитательная система от А до Я / Д. В Григорьев, И.В. Кулешова, Л. И. Виноградова. М.: Просвещение, 2016. 207 с.
5. Грязева, В. Г. Экологическая психология творческой личности: обучение в контексте развития личности как субъекта культуры / В. Г. Грязева. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 2019. 310 с.
6. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования: Монография / А. Я. Данилюк. Ростов на Дону: Ростовский Пед. универститет, 2000. 440 с.
7. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 46–60.
8. Дмитриев, В. В. Современное учение о развитии ноосферы В. И. Вернадского / В. В. Дмитриев // Вернадская революция в системе научного мировоззрения поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: коллективная монография / под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2003. 592с.
9. Добрецова, Н. В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании /Н. В. Добрецова// Экологическое образование. М., 2015. № 1. С. 57-61.
10. Иванова, Е. О., Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. Содержание образования: культурологический подход /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, И.В. Шалыгина // Педагогика. 2015. № 1. С. 13 – 19.
11. Калинин, В.Б. Формула экологического образования/ В.Б. Калинин// Экологический вестник. - № 5 – 6. - 2015.
12. Лернер, И. Я. Современная дидактика: теория – практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева, М.: ИТПИМИО, 2015. 288 с.
13. Плешаков А.А. Окружающий мир 1-4 класс, в 2-х ч., М.: Просвещение, 2012-2013.
14. Подшибякина, О. А. Рабочая программа 1-4 класс/ О.А. Подшибякина // М.: ГБОУ Московская международная гимназия. - 2015. - 20 с.
15. Пуляев, В. Т. От В. И. Вернадского к А. А. Ухтомскому и Л. Н. Гумилеву: поиск новой парадигмы развития и познания / В. Т. Пуляев // Вернадская революция в системе научного мировоззрения поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (коллективная монография) / под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2003. 592с.
16. Сагатовский, В. Н. Антропокосмизм системообразующий принцип ноосферного мировоззрения / В. Н. Сагатовский // Вернадская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: коллективная монография / под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2013. 592с.
17. Селиванова, Л. Н. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов ВУЗ / Л. Н. Селиванова; под ред. В. А. Сластенина// М: Академия, 2017. 344с.
18. Тавстуха, О. Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования: теория и практика: монография /О. Г. Тавстуха// Оренбург: Пресса, 2001. 260 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386 (дата обращения: 21. 10. 2019).
20. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Человек и окружающий мир. – М.: Академкнига / учебник, 2009. – в 2-х ч
21. Швейцер, А. Культура и этика /А. Швейцер// М.: Прогресс, 1973. 344 с.
22. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др. М.: Педагогика, 1983. 160 с.
23. Ягодин, Г. А. Экологическое образование и проблемы больших городов/ Г.А. Ягодин //Экология и жизнь. - № 1,. - 1996.

Вопрос-ответ:

Какие модели преподавания применяются в курсе "Окружающий мир"?

В курсе "Окружающий мир" применяются различные модели преподавания, такие как модель проблемного обучения, модель проектной деятельности, модель исследовательской деятельности и др.

Каким образом анализируется содержание программ курса "Окружающий мир"?

Содержание программ курса "Окружающий мир" анализируется с целью определения его актуальности, соответствия требованиям образовательного процесса, обеспечения развития коммуникативных, интеллектуальных, познавательного и эмоционального развития учащихся.

Какие принципы, особенности и компоненты включает в себя блок "Человек и природа" в курсе "Окружающий мир"?

Блок "Человек и природа" в курсе "Окружающий мир" включает следующие принципы: комплексности и системности, проблемности, интерактивности и др. Он также включает в себя особенности процесса обучения и компоненты, такие как цели и задачи урока, формы и методы работы, средства обучения и оценки результатов.

Какие методы проблемного обучения применяются на уроках курса "Окружающий мир"?

На уроках курса "Окружающий мир" применяются такие методы проблемного обучения, как метод исследовательской деятельности, метод проектной деятельности, метод проблемного анализа, метод проблемного моделирования и др.

Как организуется проблемное обучение на уроках "Окружающий мир" в блоке "Человек и природа"?

Проблемное обучение на уроках "Окружающий мир" в блоке "Человек и природа" организуется путем формирования проблемной ситуации, стимулирующей активность и самостоятельность учащихся, и проведения исследовательских и проектных работ, направленных на решение проблемы.

Какие модели преподавания дисциплины Окружающий мир существуют?

Существует несколько моделей преподавания дисциплины Окружающий мир, включая традиционную модель, инклюзивную модель и проблемно-ориентированную модель.

Какие принципы особенности и компоненты блока Человек и природа в курсе Окружающий мир?

Принципы особенности и компоненты блока Человек и природа в курсе Окружающий мир включают в себя изучение вопросов взаимодействия человека с природой, экологическое мышление, развитие экологической культуры и осознанное потребление ресурсов.

Какие методы проблемного обучения можно использовать на уроках Окружающий мир?

На уроках Окружающий мир можно использовать такие методы проблемного обучения, как исследовательская деятельность, проектная деятельность, проблемные ситуации, коллективное обсуждение и групповая работа.

Как организовать проблемное обучение на уроках Окружающий мир в блоке Человек и природа?

Для организации проблемного обучения на уроках Окружающий мир в блоке Человек и природа можно использовать такие методы, как формирование проблемных ситуаций, проведение исследований, организация проектной деятельности и проведение групповых обсуждений.