Русская иконопись и церковная архитектура 17 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Церковная история
  • 1111 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 30.11.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Развитие русской иконописи и церковной архитектуры в XVII в. 4
Заключение 11
Список использованной литературы 12


Фрагмент для ознакомления

На иконе «Мученик Иоанн Воин» конца XVII в. (Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль») пейзаж располагается за фигурой святого и сходен с голландскими видами.Пейзаж может включать в себя житийные виды, как на иконе «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Фигура святого накладывается на пейзаж, который изображает сплошной массив из леса и рек, в который включены мелкие, неразделенные между собой сцены из жития святого. Пейзаж выступает как место действия изображенных событий.Пейзаж может служить непосредственным обрамлением основной композиции и играть роль места действия. В иконе Сергея Рожкова «Рождество Христово», 1685 г. (Государственный исторический музей) в центре пейзажа в виде спускающихся каскадами деревьев и гор изображена пещера, на фоне которой помещена фигура Богоматери со стоящими перед ней яслями и припадающими к ним волхвами и ангелами. Таким образом, в XVII в. прекращает свое существование средневековая художественная система. Православные иконы канонического письма отходят на второй план, мышление иконописцев все более раскрепощается. Лицевые подлинники включали в себя больше вариантов, и «чем более он существовал, тем более становился пестрым и сборным». Икона стала трансформироваться в «библию бедных». Церковная архитектура этого периода пережила несколько этапов, последовательно отходя от канонов предшествующего столетия и сближаясь в стилистических решениях с архитектурой светской.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены церковная архитектура и иконопись XVIIв.XVII в. наметил грядущий раскол, когда появились тенденции к «обмирщению» русской культуры. Сложился новый стиль храмовой архитектуры, который был противоположен архитектуре XVI в. В оформлении храмов складываются новые каноны, отвечающие переменам, происходящим в традиции иконописи. В иконописи оформляются две тенденции. Первая отражала стремление отойти от прежних традиций, тогда как вторая пыталась сохранить прошлое неприкосновенным. На примере иконографии акафистной темы была выявлена тенденция к большей повествовательности и реалистичности в русской иконописи. Иконописцы разрабатывают аллегорические и дидактические изображения, вводят в изображение исторические нюансы. В XVII в. формируется иконография «Символа веры», не существовавшая до этого времени на Руси, которая берет истоки в религиозном искусстве Западной Европы. Со второй половины XVII в. в иконописи меняется колорит, начинает применяться прямая перспектива для передачи пространства, делаются попытки передать объем, в икону вводится детальное изображение пейзажа. Роль пейзажа может варьироваться от простого фона, не связанного сюжетно с композицией до непосредственной сцены действия. В архитектуреXVII в. выделяется несколько этапов. В первой четверти XVII в. в ней сильны преемственные связи с архитектурой XVI столетия. Начиная с середины века активизируются поиски стиля, соответствовавшего духу нового времени. Конец столетия ознаменовывается разрывом с предшествующей традицией и утверждением новых стилистических приемов.В целом, с XVII в. завершается существование средневековой художественной системы, в XVIII в. мышление иконописцев все более раскрепощается, чему способствует все большее освоение западноевропейских техник и образцов.Список использованной литературыАрцыбашева Т. Н. Из истории иконописания в России Нового и Новейшего времени: век XVII-век ХХ / Т.Н. Арцыбашева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – 2004. - № 7. – С. 220-225.Бармин С. Г. Русские иконописные подлинники / С.Г. Бармин // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2003. - № 24. – С. 71-75.Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве / С.В. Иванова// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2015. - № 2. – С. 64-74.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина – Москва : Высшая школа, 2000. – 407 с.Квливидзе Н. В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля / Н.В. Квилидзе // Московский Кремль XV столетия. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. – Москва : Арт-Волхонка, 2011. – С. 134-149.Кирьянова С. А. Композиционная роль пейзажа в русской иконе второй половины XVII-первой трети XVIII в. / С.А. Кирьянова // Вестник РГГУ. – 2015. - № 2. – С. 120-127.Кондаков Н. П. Русская икона : в 4 т., т. 4. / Н.П. Кондаков – Москва : Культурно-просветительный фонд им. народного артиста Сергея Столярова, 2004. – 404 с.Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т., т. 2, ч. 2 / П.Н. Милюков – Москва : Прогресс, 1993. – 292 с.Самсонова И. В., Красильникова М. Ю. Акафист в православной культурной традиции / И.В. Самсонова, М.Ю. Красильникова // Современные исследования социальных проблем. – 2015. - № 2(46). – С. 435-446.

Список использованной литературы
1. Арцыбашева Т. Н. Из истории иконописания в России Нового и Новейшего времени: век XVII-век ХХ / Т.Н. Арцыбашева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – 2004. - № 7. – С. 220-225.
2. Бармин С. Г. Русские иконописные подлинники / С.Г. Бармин // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2003. - № 24. – С. 71-75.
3. Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве / С.В. Иванова// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2015. - № 2. – С. 64-74.
4. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина – Москва : Высшая школа, 2000. – 407 с.
5. Квливидзе Н. В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля / Н.В. Квилидзе // Московский Кремль XV столетия. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. – Москва : Арт-Волхонка, 2011. – С. 134-149.
6. Кирьянова С. А. Композиционная роль пейзажа в русской иконе второй половины XVII-первой трети XVIII в. / С.А. Кирьянова // Вестник РГГУ. – 2015. - № 2. – С. 120-127.
7. Кондаков Н. П. Русская икона : в 4 т., т. 4. / Н.П. Кондаков – Москва : Культурно-просветительный фонд им. народного артиста Сергея Столярова, 2004. – 404 с.
8. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т., т. 2, ч. 2 / П.Н. Милюков – Москва : Прогресс, 1993. – 292 с.
9. Самсонова И. В., Красильникова М. Ю. Акафист в православной культурной традиции / И.В. Самсонова, М.Ю. Красильникова // Современные исследования социальных проблем. – 2015. - № 2(46). – С. 435-446.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития русской иконописи и церковной архитектуры можно выделить в XVII веке?

В XVII веке русская иконопись и церковная архитектура испытывали существенное влияние западноевропейских художественных тенденций. Одной из особенностей развития было разнообразие иконописных школ, которые формировались в различных городах России. В этот период развивался стиль "образца Московского", который характеризовался статичностью композиции, яркими красками и акцентом на детализации. Одновременно с этим, наряду с традиционной иконописью, развивалась и более свободная и новаторская рисованная икона.

Какие виды пейзажей могут встречаться на иконах XVII века?

На иконах XVII века можно найти различные виды пейзажей. Один из таких видов - голландские пейзажи, которые были популярны в этот период и нашли свое отражение и в русской иконописи. Также на иконах могут присутствовать житийные виды, которые иллюстрируют события из жизни святых. Например, на иконе "Мученик Иоанн Воин" конца XVII века, расположенной в Государственном историко-культурном музее-заповеднике Московского Кремля, можно увидеть пейзаж, который сходен с голландскими видами. Также пейзажи могут включать в себя житийные виды, как на иконе "Иоанн Предтеча" Ангел пустыни из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Таким образом, иконы XVII века могут представлять разнообразные пейзажные образы, сочетающие в себе элементы западноевропейской и русской иконописи.

Как развивалась русская иконопись и церковная архитектура в XVII веке?

В XVII веке русская иконопись и церковная архитектура достигли своего расцвета. Иконопись стала более гармоничной и выразительной, художники научились создавать более реалистичные изображения и использовать новые приемы. Церковная архитектура стала более сложной и утонченной, сочетая элементы русского и западного искусства.

Где можно увидеть примеры русской иконописи и церковной архитектуры XVII века?

Примеры русской иконописи и церковной архитектуры XVII века можно увидеть в различных музеях и церквах по всей России. Например, в Государственном историко-культурном музее-заповеднике Московском Кремле можно увидеть икону "Мученик Иоанн Воин", которая датируется концом XVII века и прекрасно демонстрирует развитие русской иконописи в то время.

Какие виды изображений часто встречаются на иконах XVII века?

На иконах XVII века часто встречаются изображения святых, библейских сюжетов и пейзажей. Например, на иконе "Мученик Иоанн Воин" изображена фигура святого, накладывающаяся на пейзаж, который напоминает голландские виды. Также изображение святого Иоанна Предтечи и ангела пустыни из церкви Ильи Пророка в Ярославле включает житейные виды.

Какие изменения произошли в русской иконописи и церковной архитектуре в XVII веке по сравнению с предыдущими периодами?

В XVII веке русская иконопись и церковная архитектура стали более реалистичными и выразительными. Художники научились создавать более гармоничные композиции и использовать новые приемы, такие как тонкая распись и игра свето-теней. Церковная архитектура стала более сложной и утонченной, сочетая элементы русского и западного искусства, такие как купола и стрельчатые окна.

Как развивалась русская иконопись и церковная архитектура в XVII веке?

Русская иконопись и церковная архитектура в XVII веке прошли через значительные изменения. Этот период характеризуется появлением новых стилей и техник иконописи, таких как стиль Петра I и иконопись в западном стиле. Церковная архитектура также развивалась, и в этот период были построены множество прекрасных церквей и монастырей.

Какие особенности имеет икона "Мученик Иоанн Воин" конца XVII века?

Икона "Мученик Иоанн Воин" конца XVII века изображает святого Иоанна Воина, чья фигура накладывается на пейзаж. Этот пейзаж очень похож на голландские виды, что является интересным и необычным для русской иконописи. Кроме того, пейзаж может включать в себя житийные виды, например, изображения из церкви Ильи Пророка в Ярославле, включая фигуру Ангела пустыни.

В каком музее можно увидеть икону "Мученик Иоанн Воин" конца XVII века?

Икону "Мученик Иоанн Воин" конца XVII века можно увидеть в Государственном историко-культурном музее-заповеднике Московского Кремля.

Каким содержанием может быть пейзаж на иконе "Мученик Иоанн Воин" конца XVII века?

Пейзаж на иконе "Мученик Иоанн Воин" конца XVII века может включать в себя житийные виды, такие как изображения из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Кроме того, пейзаж может быть похож на голландские виды, что является необычным для русской иконописи.

Какими стилями и техниками характеризовалась русская иконопись в XVII веке?

В XVII веке русская иконопись характеризовалась появлением новых стилей и техник. Один из таких стилей был стиль Петра I, который отличался более реалистичным изображением фигур и использованием западных элементов. Еще одной интересной техникой стала иконопись в западном стиле, в которой использовался и пейзаж, похожий на голландские виды.