Исследовательская деятельность школьников на уроке

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 55 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 19.01.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Формирование простых математических представлений.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки школьников к восприятию, познанию и адаптации окружающего мира, является развитие логического мышления и познавательных способностей школьников, формирование у детей простых математических представлений, умений и навыков. Наиболее важным является развитие у школьников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Одним из средств формирования у школьников элементарных математических представлений являются занимательные занятия, игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию на всестороннее развитие детей младшего школьного возраста.
Формирование целостной картины мира у ребенка «Умейте открывать перед школьником в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы «кусочек» жизни заиграл перед школьниками всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то недосказанное, интересненькое, чтобы детям захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что, он узнал, познал». В. Н. Сухомлинский.
Исследовательская деятельность позволяет детям много экспериментировать и глубоко изучить эту тему со всех ее сторон.
В результате организации школьного экспериментирования, у школьников развилась познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширился кругозор, в частности обогатились знания о воде, ее свойствах; состояниях и значении для всего живого на Земле.
У школьников развились качества стойкости личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.
Исследовательская деятельность вызвала у школьников интерес к исследованию воды, и стимулировала их к получению новых знаний.
В итоге, исследовательская деятельность, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира школьника и основ культурного познания им окружающего мира, самоанализ и познание своей социальной роли в мире.

























Рекомендации по организации исследовательской работы в начальной школе

Рекомендации по организации исследовательской работы в начальной школе.
Познание окружающего мира, меняется стремительно, и для выживания в нем любому человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы, некую «стабильность» и типовые поведенческие модели, которые были закреплены и отработаны человеком.
Для полноценного существования в интенсивно меняющемся мире современному человеку все чаще и чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Заниматься новыми открытиями самоанализом и развитием. Поэтому в современное время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности детей, как к важнейшему образовательному ресурсу, навыку.
С введением Стандартов нового поколения в школу меняется и исследовательскими знаниями и навыками, которые необходимы для успешной социализации. В связи с этим актуальной задачей образования становится обеспечение развития исследовательских компетенций, основу которых составляют универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам младшего школьного возраста умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, познанию окружающего мира.
Для решения этой задачи необходимо использовать методы обучения, совершенно отличные от классического формирования знаний, умений и навыков. Среди новых инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность школьников. Поскольку в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности школьников, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, то исследовательская работа – это один из важнейших путей в решении данной проблемы. Уже много лет педагоги занимаюсь этой проблемой.
Школьников младшего школьного возраста через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
обучить навыкам исследовательской деятельности младших школьников
развивать творческую исследовательскую любознательность младших школьников
стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам
4. вовлекать родителей в образовательный процесс
При реализации технологии исследовательской деятельности школьника необходимо ясно представлять главные отличия проекта от исследования. Принципиальное отличие исследования от проектирования заключается в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Любая исследовательская деятельность состоит из нескольких этапов:
1. В начале нужно выбрать тематику исследовательской деятельности. В первую очередь озвучить школьникам перечень тем, пусть они выбирают самые интересные, вовлечь их в эту деятельность. Нужно определить главную цель и научиться ее достигать. Педагог должен школьникам ее озвучить. Ребенок в ходе работы, должен понимать к какому результату он должен прийти, что в итоге получит, самоанализ.
2. Педагог подбирает методический материал к данной теме исследовательской деятельности. Если самостоятельный поиск источников входит в работу, педагогу необходимо проконтролировать, насколько успешно школьник его выполнил. Далее самостоятельно, но под руководством педагога, школьник должен изучить весь собранный материал, обобщить и систематизировать, выполнить анализ данной деятельности. Проявить стойкость и самостоятельность, целеустремленность.
3. Педагог наблюдает за процессом да так, чтобы работа с источниками и создание собственного вывода велись поэтапно, усидчиво. Такой подход способствует развитию мышления школьника, в которой происходит и целенаправленности и систематичности усилий. На первоначальном этапе педагог должен познакомить школьника с книгой или другим источником. На следующем, педагог помогает правильно сформулировать вопросы по поводу прочитанного. Помогает сформировать ребенку вывод прочитанного, научить правильно излагать мысль, свое мнение, делать анализ.
Далее школьник должен научиться фиксировать главное и второстепенное. Затем отыскать подтверждающие основную мысль факты. Выдвигать причинно-следственную связь. И на основе этого сделать вывод или резюмирование. Самый простой и эффективный способ, обучающий этому – это использование на школьных уроках графических схем. К примеру, изучение «Дерева» при рассмотрении родственных слов на уроке русского языка.
4. Для продуктивного развития креативности, а также дивергентного или творческого мышления педагог должен давать школьниками задания, выполняя которые требуется придумать рассказ. Рассмотрим такой рассказ, педагог говорит школьнику сочинить сказку, пересказать своими словами, резюмировать его, пересказать текст или придумать рассказ от лица другого человека (животного, неживого предмета).
5. Педагог должен научить школьника правильному оформлению исследовательской деятельности.
6. Педагог помогает школьнику подготовиться к заключительному этапу исследовательской деятельности – защите, подведению итогов, ответу у доски. Проведите защиту в виде презентации, доклада, конференции. Нестандартные, с привлечением наглядных материалов. Проявление креативности.
7. Педагог на уроке исследовательской деятельности создает в классе психологическую комфортную атмосферу. Педагог должен поощрять школьников даже за незначительные успехи, хвалить и делать акцент на позитивном подкреплении поведения. Юные школьники не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.
Следовательно, специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что роль педагога является систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей. Педагог – это профессионал своего дела, который никогда не будет выполнять работу за школьника, а постарается заинтересовать и заинтриговать ребенка, показать школьнику значимость его исследовательской деятельности и вселит в его действия уверенность, веру в себя и в своих силах.














Заключение

Современные стандарты требуют нестандартного подхода к обучению младших школьников. Поиск новых форм и приемов организации школьного обучения, и воспитания младших школьников в современное время – это явление очень необходимое. В школе значительное место занимают такие формы занятий, как обеспечивающие активное участие на уроке каждого школьника. Организацию его исследовательской деятельности.
Исследовательская работа школьника - это не просто работа. Это определенный путь формирования интересного стиля образовательной деятельности. Все это позволяет изменять обучение школьников в самообучение, самоанализ, познание мира, запускает механизм саморазвития. У школьников формируется самое важное – это потребность в познавательной деятельности.
На этих подходах исследовательский путь младшего школьника не окончен. Совместно со всеми: педагог, школьники, родители, проектная работа ищет и создает новые пути в развитии индивидуальности ребенка и познавательной активности школьника.
В данной работе хочется закончить словами великого педагога Л. Толстого: «Если школьник в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Исследовательская деятельность приучает школьников работать с информацией, что в наше время очень важно и необходимо. А также развивает ребенка и помогает проявлять креативность и индивидуальность.
Данной работой мы старались направить исследовательскую деятельность школьников в нужное и полезное для них русло в структкре современного мира.
Школьники ведут себя абсолютно по-разному, где – то одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам или в Интернете, может даже в других источниках. Другие же втягивают в свою работу родителей, педагогов или других значимых взрослых. Найденный материал педагог сначала просматривает, потом попутно изучает более глубоко его, рассказывает об этом школьникам, проводит опрос по данной теме, можно и анкетирование или эксперимент, подбирает фотографии, иллюстрации, построение диаграммы, подготавливает презентацию. Готовый материал педагог вместе со школьниками оформляем, и дети готовятся выступать на классной научно-практической конференции, проявляя самовыражение и исследовательскую деятельность.
После голосования совместно со школьниками педагог отбирает кандидатуры для участия в школьной научно-практической конференции. Школьники младших классов ежегодно побеждают и занимают призовые места с первого по четвёртый класс, составляя конкуренцию даже старшеклассникам.











Литература

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. И др. Как изобретать интересные и оригинальные образовательные действия в начальных классах: от действия к мысли. - М: Просвещение, 2008. - 234 с.
Формирование познавательных навыков у детей младшего школьного возраста / Под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Качановской. - Минск: Народная Асвета,2007.- 218 с. Категории эффективных действий для учения школьников исследовательской деятельности // Структура исследовательской деятельности младших школьников: Методический сборник. М.: Просвещение, 2001. - С. 86-94.
Бондарева, И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Инновационные технологии проведения образовательного урока в начальных классах с учетом требований стандартов ФГОС: Методическое пособие/Под ред. НН. Деменевой. - М.: АРКТИ, 2013г. - 115с
Выготский, Л.С. Детское воображение и творчество. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2001.- С.85.
Венгер, А.Л. Психологическая диагностика детей младшего школьного возраста / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 97 с.
Елкина, Н. В., Мариничева О. В. Обучение школьников наблюдать окружающий мир и рассказывать про него. - Ярославль: Академия Развития, 2006. - 10 с.
Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность как специальный вид человеческой деятельности/И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова .- Ижевск: ИЦПКПС, 2001.- 315с.
Ивашова, О.А. Развитие исследовательской деятельности у детей младшего школьного возраста: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. -91.
Кривобок, Е.В., Саранюк, О.Ю. Исследовательская деятельность у детей младшего школьного возраста: программа, занятия, работы школьников. В соответствии с ФГОС. - Изд. 2-е./ Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Педагог, 2014. - 35с.
Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как модель педагогической технологии. // Народное образование.- №10.- 2009.- С. 97-220.
Матюшкин, А.М. Мышление школьника, обучение и творчество / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. - 56с.
Матяш Н.В. Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста: кн. для педагогов нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 78 с.
Мошер Ф.А. Исследование развития исследовательской деятельности / Ф.А. Мошер, Д.Р. Хорнсби. - М.: Педагогика, 2001. - 79 с.
Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности у детей младшего школьного возраста //Народное образование. - 2004. - №2 -С.127
Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения у детей младшего школьного возраста / А.С. Обухов // Народное образование. -2000. - №10. - С. 67-234.
Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности у детей школьников младшего школьного возраста/ Г.И. Осипова. - Волгоград: Педагог, 2007. - 67с.
Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления младших школьников и воображения у ребенка. Игры и задания/ О.Е. Озерова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 263 с.
Погорелова, Н.А. Формирование исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения природоведения во 2 классе: Учебное пособие/Н.А. Погорелова. - Свердловск: Свердл. пединститут, 2003. - 89 с.
Пахомова, Н.Ю. Исследовательская деятельность и учебно-воспитательный процесс в образовании. /Н.Ю. Пахомова // Методист. - 2004. - № 3. -С. 78-115
Структурные программы в начальных классах: в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 89 с.
Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской деятельности в школьном возрасте/ А.Н. Поддьяков. - М. : Просвещение,2001.- 87 с
Развитие исследовательской деятельности у детей младшего школьного возраста / под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011. - 97с.
Савенков, А.И. Психологические формы и подход к исследовательской деятельности у школьников / А.И. Савенков.- М., Просвещение, 2006.- 119 с.
Савенков, А.И. Маленькие исследователи. Как научить ребенка применять свои знания/ А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 145 с.
Савенков, А. И. Учебные исследования у детей школьного возраста. // Нач. шк. - №12. - 2000. - С. 98.
Савенков А.И. Методика исследовательской деятельности и образования младших школьников / А.И. Савенков. - Самара; Издат. дом "Фёдоров", 2010. – 45 с.
ФГОС основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.- М., 2011.- 67с.








19

Список использованной литературы

1. Шахбанова Ю.А. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 9 (25). С. 631-637.
2. Лушникова В. А. Особенности правового положения государства-акционера [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). ‒ Казань: Бук, 2016. С. 66-68.
Структура акционерного капитала Роснефти //[Электронный ресурс]: https://www.rosneft.ru/Investors/structure/share_capital/
3. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.10.2019 № Ф07-10004/2019 по делу № А66-8347/2018 // СПС Консультант плюс 2019
4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.02.2017 № Ф05-9635/2015 по делу № А41-72494/14

Вопрос-ответ:

Какая задача стоит перед учителями при подготовке школьников к восприятию познанию и адаптации окружающего мира?

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки школьников к восприятию познанию и адаптации окружающего мира является развитие логического мышления и познавательных способностей, а также формирование у детей простых математических представлений, умений и навыков.

Что является наиболее важным при развитии мыслительных способностей школьников?

Наиболее важным является развитие у школьников мыслительных способностей и умение решать различные задачи.

Какая задача стоит перед учителями для развития мысли мыслительных способностей у школьников?

Задачей учителей является развитие мыслительных способностей у школьников через формирование простых математических представлений и навыков в решении различных задач.

Какие навыки и умения необходимо разработать у школьников?

У школьников необходимо разработать навыки и умения логического мышления, решения математических задач, а также формирование простых математических представлений.

Что является одним из средств развития у школьников мыслительных способностей?

Одним из средств развития у школьников мыслительных способностей является исследовательская деятельность на уроке, которая направлена на формирование простых математических представлений.

Для чего важно развитие логического мышления у школьников?

Развитие логического мышления у школьников является одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к восприятию и познанию окружающего мира. Оно помогает школьникам развивать аналитические навыки, умение решать задачи и принимать обоснованные решения.

Что такое простые математические представления и почему они важны для школьников?

Простые математические представления - это основа для развития более сложных математических навыков и умений у школьников. Они представляют собой базовые понятия о числах, арифметических операциях, формах и пространстве. Их освоение позволяет школьникам более глубоко понимать мир вокруг себя и успешно справляться с математическими задачами и заданиями.

Каким образом исследовательская деятельность может помочь школьникам в формировании простых математических представлений?

Исследовательская деятельность позволяет школьникам самостоятельно и активно открывать мир математических знаний. Они могут поставить себе вопросы, провести эксперименты, анализировать результаты и делать выводы. Такой подход позволяет школьникам учиться самостоятельно решать задачи, развивать критическое мышление и формировать простые математические представления.