Лотман

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русская литература
  • 88 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 20.12.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ВОСПРИЯТИЕ ЛЕРМОНТОВА ЛОТМАНОМ 4
1. Методология Ю.М. Лотмана. 5
2. Значение творчества Лермонтова с позиций Лотмана. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

Фрагмент для ознакомления

Так, столкновение опричника Кирибеевича и купца Клашникова Лотман рассматривает, как отражение взглядов Лермонтова на противостояние европоцентричной России и Востока. При этом Лотман отмечает, что Лермонтов в своих произведениях часто использует мотив восточного фатализма.Запад, как и Восток, Михаил Юрьевич сравнивает с дряхлым старцем, растоптавшим свои былые ценности. Но на контрасте этого цивилизационного, культурного противостояния, считает Лотман, Лермонтов выражает ускользающую от прямого определения суть русской, юной культуры, «вступающей на мировую арену», но отягощённой наследием влияния дряхлых соседних культур.По мнению Лотмана, творчество Лермонтова подводит к выводу, что русская культура не относится ни к восточной, ни к западной культурным традициям, а представляет собой европеизированную, но самобытную, русскую культуру.Таким образом, Лотман выводит из творчества Лермонтова особую функцию срединной сферы, представляющей альтернативу противостоящим экстремальнымкультурам, объединяющей их.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом,структурно-семиотическая методология Лотмана рассматривает всё творчество Лермонтова в качестве текстуальной целостности, выступающей как единая «семиосфера», несущая определённое послание.Материал для анализа – позднее творчество Лермонтова, Лотман рассматривает с точки зрения науки о знаках – семиотики. Литературные произведения Михаила Юрьевича определяются им как сложные целостные, но, вместе с тем - многоуровневые структуры – как тексты, зашифрованные с помощью специальных кодовых языков. Семиотический подход к информационной теории, как к науке об управлении и к структурализму (метод изучения культуры и литературы) привели исследователя к грандиозным результатам. Юрий Михайлович по-новому взглянул на многозначность и целостность художественного творчества Лермонтова, как на обретение писателем и поэтом концептуального знания о срединном значении русской культуры. На примере творчества Лермонтова прослеживается путь трансформации предмета интересов автора от анализа замкнутой художественной структуры произведения, к культуре как единой системе, исследованию явлений культуры как элементов «семиосферы» (целостного смыслового поля).Благодаря очарованию труда Лотмана, оказывающего на читателя мистическое воздействие откровения, взгляд на искусство перестал быть прерогативой профессиональных филологов, литературоведов, семиотиков и культурологов и объединил эти специальности в лице каждого адресата произведения искусства, ознакомившегося с работой Юрия Михайловича.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Деникин А.И. Путь русского офицера. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://ru.convdocs.org/docs/index-103041.html?page=25 Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/lotman-vostok-zapad.htmЧернов И. Опыт введения в систему Ю.М. Лотмана. [Электронный ресурс] / режим доступа: https://ruthenia.ru/lotman/txt/chernov82.html

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Деникин А.И. Путь русского офицера. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://ru.convdocs.org/docs/index-103041.html?page=25
2. Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/lotman-vostok-zapad.htm
3. Чернов И. Опыт введения в систему Ю.М. Лотмана. [Электронный ресурс] / режим доступа: https://ruthenia.ru/lotman/txt/chernov82.html

Вопрос-ответ:

Какую роль играет Лермонтов в методологии Ю.М. Лотмана?

Лермонтов занимает важное место в методологии Ю.М. Лотмана, так как его творчество рассматривается как пример яркого отражения культурных и литературных противоречий.

Как Лотман оценивает значение творчества Лермонтова?

Лотман считает творчество Лермонтова значимым, так как в нем прослеживаются основные культурные и идеологические противоречия своего времени.

Как Лотман рассматривает столкновение опричника Кирибеевича и купца Клашникова?

Лотман рассматривает это столкновение как отражение противостояния европоцентричной России и Востока, которое было типично для Лермонтова.

Что Лотман отмечает относительно использования Лермонтовым мотива восточного фатализма?

Лотман отмечает, что Лермонтов часто использует мотив восточного фатализма в своих произведениях, что свидетельствует о его взглядах на восток и роль его в противостоянии с Западом.

Как Лотман сравнивает Запад и Восток по мнению Лермонтова?

Лотман сравнивает Запад и Восток, описывая Запад как дряхлого старца, который растоптал свои былые ценности, а Восток - как место, где сохраняются традиции и мотив восточного фатализма.

Каким образом Лотман воспринимает творчество Лермонтова?

Лотман рассматривает творчество Лермонтова как отражение взглядов на противостояние России и Востока, используя мотив восточного фатализма.

Какую методологию использует Лотман в своих исследованиях?

Лотман использовал свою уникальную методологию, которая включала комплексный анализ текстов и контекстов, а также учет исторических и культурных особенностей.

Какое значение творчество Лермонтова имеет с позиций Лотмана?

Лотман считает, что творчество Лермонтова имеет большое значение для понимания противостояния между Западом и Востоком, а также для изучения российской и восточной культур.

Как Лотман анализирует столкновение опричника Кирибеевича и купца Клашникова в произведениях Лермонтова?

Лотман рассматривает это столкновение как отражение взглядов Лермонтова на противостояние России и Востока, а также как сравнение Запада и Востока.

Что Лотман отмечает о Лермонтове и его произведениях?

Лотман отмечает, что Лермонтов часто использует мотив восточного фатализма в своих произведениях, а также сравнивает Запад и Восток с дряхлым старцем, растоптавшим свои былые ценности.