Конституционно-правовые основы государственной безопасности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное право
  • 6060 страниц
  • 94 + 94 источника
  • Добавлена 21.02.2020
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы государственной безопасности 7
1.1 Подходы к определению понятия государственной безопасности в российской науке и законодательстве 7
1.2 Зарубежные концепции государственной безопасности 16
1.3 Сущность, содержание и цели государственной безопасности 23
Глава 2 Развитие конституционно-правовых основ государственной безопасности России в современных условиях 35
2.1 Проблемы обеспечения государственной безопасности нормами Конституции Российской Федерации 35
2.2 Законодательство в сфере государственной безопасности России и тенденции его развития 40
Глава 3 Конституционно-правовое регулирование государственной безопасности России 48
3.1 Конституционно-правовое обеспечение государственной безопасности во внутренней политике Российской Федерации 48
3.2 Конституционные основы государственной безопасности Российской Федерации во внешней политике 56
3.3 Проблемы конституционно-правового регулирования информационной безопасности Российской Федерации 64
Заключение 73
Библиографический список 77

Фрагмент для ознакомления

Совокупности международно-юридических интересовсвойственна особенность, заключающаяся втом, что потеря или понижения статуса одногоактора международно-правовых отношений в автоматическом порядке ведет к возможности приобретения или повышения статуса другим актором. Вподобнойситуации даже если и имеются определенные договоренности, актор международно-правовых отношений будет руководствоваться в своих действиях только своими интересами, и если потребуется, то даже будет выдавать их за оказание помощиили за взаимодействие. К примеру, после того какэкологическая обстановка в ареале реки Амур натерритории России была загрязнена из-за токсичного промышленного выброса, Китай, исходя изтекущих международных договоренностей, предоставил России для купирования последствийкатастрофы средства, дата истечения срока действия которых была превышена. Это значит, что китайская сторона «выполнила» договоренность, ненеся затрат на переработку средств, предназначенных для устранения последствий техногенныхкатастроф, с истекшим сроком годности.Следуя букве собственных интересов, Россия неприняла Европейскую Энергетическую хартию,содержание которой вместе с транзитным протоколом выходит за границы международного положения паритетных отношений между Европейским Союзом и Россией. Сейчас обстоятельствопродажи энергоресурсов в мировом пространствене является признаком ущербности страны, а расценивается как закономерное международно-правовое средство отстаивания собственных позиций в договорах посредством воздействия на глобальный экономический процесс.Несмотря на то, что современная Россия делаетпопытки использования энергетической политикив общенациональных интересах, она неспособна выдержать ряд условий для получениястатуса «энергетического сверхгосударства». Нужна концептуальная политика ипродуманная стратегиястановления и совершенствования международно-правовых механизмов обеспечения общенациональных интересов России посредством применения энергетического потенциала через формирование обдуманной экономической политики и результативного государственного управления.Создание международно-правовой системы обеспечения общенациональных интересов и безопасности находится в рамках демократического учения и международных общих интересов. Формирование коллективных, универсализированных, общих интересов институтами надгосударственного характера есть предпосылкой как обоюдного и тесного взаимодействия государств с цельювыработки совместных организационно-правовыхоснов их общей деятельности, так и новых формлишения суверенитета внутригосударственныхинститутов и систем. Этот тезис подтверждается,например, спецификой создания ЕАЭС, в соответствии с которой с целью обеспечения защитыобщенациональных, суверенных интересов требуется делегировать определенную часть прав икомпетенций наднациональным международнымобъединениям.Процессы приведения к единойформе и системе национального законодательства,под которыми часто понимают формирование посредством международно-правовых соглашенийунифицированных норм и нормативных актов,которые подлежат внедрению в структуру используемых государством правовых директив, имели«эпизодическую природу». Чаще всего выработкагосударствами норм права, единообразно регулирующих социальные отношения тех или иных видов, использовалась для регуляции взаимодействия в экономическом секторе и применялась дляустранения различий в регуляции разных экономических отношений. Данная унификация подразумевала прямое использование в отношениях во внутренней плоскости государства норм, закрепленныхмеждународным договором, заключенным междуразными независимыми странами.На данный момент особо актуальными становятсяпроблемы сохранения и упрочения государственного суверенитета, целостности территорий, развития институтов демократии, обеспечения политической устойчивости, формирования результативной экономики, налаживания мирного и добрососедского сосуществования со странами на всейпланете, потребности во внесении своей лепты вусиление политической, экономической и военнойустойчивости в регионе. Амплитуда общенациональных интересов на фоне упрочениянациональной безопасности охватывает большоеколичество граждан и их интересы, почти весь перечень общественно-политических структур. Поэтому, общенациональные интересы не всегдавыражают собой реальную и актуальную потребность всего социума. Они могут образовываться,появляться, уходить, навязываться и быть подвластными противодействующим силам, находитьсяпод внутренней или внешней угрозой. Вследствиеэтого, истинные общенациональные интересы немогут быть осуществлены, если не обеспечена национальная безопасность. Под национальнойбезопасностью как защитой наиболее существенных общенациональных интересов на самом деледолжно пониматься более обширное понятие, являющееся результатом исследования всего комплекса геополитических, государственно-юридических, общественно-экономических икультурно-исторических элементов. Первоочередные позиции должны занимать политические, экономические, технологические и правовые факторы.Основой формирования нынешней международно-правовой системы является прагматизм иутилитаризм. О правах государства на суверенность и свои национальные интересы можно говорить в той мере, в какой государство может своими силами их осуществить и защитить.3.3 Проблемы конституционно-правового регулирования информационной безопасности Российской ФедерацииСегодня достаточно трудно представить повседневную жизнь любого гражданина без Интернета.За последние 30 лет Интернет стал одним из главных способов совершения в отношении граждан действий преступного характера. При этом, несмотря на масштабность данного явления, лишьединицы киберпреступников получают реальный срок и еще меньше возмещают причиненный ущербот взломов гражданам, юридическим лицам и государству.Утечка персональных данных граждан России в последняя время носит политический подтекст.Со стороны США и их союзников развернута широкомасштабная информационная война против России, которая предоставляет реальную опасность для ее национальной безопасности. Особый интересСМИ вызвала информация отечественных спецслужб о факте сборов биологического материала россиян различных этносов.Состояние законности диктует нам необходимость создания безопасного информационного общества как одного из главных элементов национальной безопасности Российской Федерации.Большинство социальных сетей и сервисов, которыми пользуются граждане Российской Федерации, зарегистрированы за ее пределами: Bla-Bla Car, Facebook, eBay, AliPay, Gmail, Skype, Telegramm,Yandex, Google, WatsApp, Rambler, Mail.ru, Youtube, Booking.comит.д.Практически все они используют в своей работе персональные данные граждан и допускаютнеобходимость сообщать сведения о своем местонахождении, передвижении, возрасте, работе, телефоне, увлечениях, переписке, электронном адресе, IP-адресах и т.д. Вся эта информация оседает назарубежных сайтах и может быть использована злоумышленниками в любое время.По данным международной компании по обеспечению кибербезопасности Gemalto, на долю кибератак, целью которых является получение персональных данных граждан, приходится 53% всех утечек. При этом 41% всех похищенных данных приходится на атаки, организованные государственнымиструктурами.По данным аналитического центра InfoWhatch в результате утечек в 1 полугодии 2019 года скомпрометировано 2,39 млрд. записей персональных и платежных данных. За аналогичный период 2018 года - 7,78 млрд. записей. Внешние атаки стали причиной 35,5% утечек данных. За первое полугодие 2019 года зафиксирована 21 «мега-утечка». В результате каждой «утекло» более 10 млн. записей. На «мегаутечки» пришлось 97% совокупного объема скомпрометированных записей. Объявление России на международном уровне «информационной войны» и введение в 2014 году санкций не могло не повлиять на развитие отечественного законодательства в сфере защиты персональных данных.Анализируя отечественное законодательство последних 20 лет, следует отметить его уклон впользу защиты государственных интересов.В частности, согласно п. 36 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации одной из задач государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности является укрепление вертикали управления и централизация сил обеспечения информационной безопасности на федеральном,межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне объектов информатизации, операторов информационных систем и сетей связи.В настоящее время в Российской Федерации действует более 150 нормативных правовых актов,касающихся вопросов формирования различных видов общедоступных информационных ресурсов идоступа пользователей к открытой информации. Однако правовое регулирование не покрывает всегомногообразия сложившихся отношений по реализации права на доступ к информации. Среди нерешенных вопросов в сфере обеспечения права на доступ к информации ученые отмечают отсутствие:- единого нормативного правового акта, закрепляющего основные права граждан и организаций в области доступа к информации, основные принципы предоставления информации и механизмреализации права на доступ к информации,- четкой регламентации задач и функций органов государственной власти при формировании открытых государственных информационных ресурсов и обеспечении доступа к ним граждан и организации,- единого порядка информационного обмена органов государственной власти с гражданами иорганизациями посредством использования информационных систем общего пользования.Ратифицированные Российской Федерацией Окинавская хартия глобального информационногообщества (2000 год), Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальнаязадача в новом тысячелетии» (2003 год), План действий Тунисского обязательства (2005 год), содержащие международные принципы создания информационного общества и подходы к его созданию,вызвали волну протестов среди ученых и политиков.С 01.09.2015 в силу вступили поправки к Закону «О персональных данных», устанавливающихобязанность хранения данных граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации,во избежание утечки таких данных за границу.Статья 12 этого Закона не ограничивает возможности отправки или дублированияперсональных данных физических лиц путем их передачи для хранения, накопления и/или систематизации за пределами РФ при условии соблюдения требований Закона «О персональных данных». Формально это означает получение согласия субъекта персональных данных на их трансграничную передачу.С 01.07.2017 ответственность за нарушения законов в области персональных данных существенно увеличилась. Возросли и штрафные санкции за нарушение законодательства о персональных данных.Однако, как показывают отчеты Роскомнадзора, наибольшее количество нарушений связано с реализацией закона о локализации персональных данных.По общему требованию безопасность персональных данных при их обработке в информационных системах обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, включающей организационные меры и средства защиты информации, а также используемые в информационной системе информационные технологии. Хранение информации в облачном хранилище, на котором основаныбольшинство баз, - это не панацея от утечки персональных данных.Например, в 2018 году органами ФСБ выявлены факты утечки персональных данных в результате умышленных действий должностных лиц. В настоящее время Роскомнадзор проводит проверкуразмещенной в СМИ информации о наличии в свободном доступе паспортных данных граждан на сайтах многофункциональных центров (МФЦ).Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не закрепляет единые требования к должностным лицам (службам), ответственным за обработку, хранение иуничтожение информации, содержащей персональные данные. Решение данного вопроса практическивсегда работодателями возлагается на кадрового работника, который может и не обладать необходимыми познаниями в данной области. Деятельность по технической защите конфиденциальной информации на основании Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию.Уязвимыми в данной ситуации остаются общеобразовательные учреждения, в которыхустановка лицензионных программ должна происходить в рамках реализации региональных программных мероприятий. Однако, в ряде учреждений органами прокуратуры выявляются нарушения в части непринятия необходимых мер по недопущению несовершеннолетних лиц к информацииограниченного доступа, не установлена контентная фильтрация. Программыфильтрации от Минобрнауки не обеспечивают должной защиты. Возможно, потому что они не обновляются, а сайты в сети плодятся со скоростью света. Ответственность за доступ к опасному контенту лежит на директоре школы.Таким образом, на законодательном уровне необходимо разработать требования к должностным лицам, которые должны обеспечить сохранность данной информации.Поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,вошедшие в состав «антитеррористического пакета Яровой», фактически обязали компании, осуществляющие деятельность по передаче электронных сообщений пользователей сети интернет, хранитьданные о переданных пользователями сети электронных сообщениях в течение 6 месяцев.Однако, у российских государственных органов нет юридических инструментов обеспечения выполнения иностранными интернет-сервисами требований российского законодательства, поскольку ихтехнологическая инфраструктура и хозяйственная деятельность ведутся за пределами России.В настоящее время Telegramm оспаривается порядок применения национального законодательства при предоставлении ФСБ электронных сообщений и их декодировании.В отечественном законодательстве отсутствует понятие «cookies», а также какие-либо определенные специальные требования в их отношении. Они формально не признаются персональными данными. При этом, иностранные компании, которые подчиняются юрисдикциям других государств, обязаны независимо от местонахождения пользователей, получать согласие на использование файлов cookies.Например, в Евросоюзе веб-сайт должен получить разрешение от посетителей прежде, чем записывать свои cookies на их компьютеры.Озабоченность вызывает защита от постороннего вмешательства персональных данных детей, что связано с широким вовлечением в электронную жизнь молодежи. Результаты такоговоздействия на несовершеннолетних через всемирную сеть бывают плачевными: например, с использованием социальных сетей несовершеннолетние вербуются в террористические организации, такназываемые «группы смерти» и т.д.Вобразовательных учреждениях не уделяется достаточно внимания разработкисистемы защиты персональных данных несовершеннолетних. Зачастую отсутствие необходимого контроля со стороны руководителей образовательных учреждений приводят к утечке данных. В качествепримера приведем установление видеокамер во всех помещениях образовательных учреждений врамках реализации Ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018годы». На образовательном портале «Дневник» регулярно размещались в открытом доступе персональные данные о детях, проходящих обучение.Таким образом, законодателю необходимо пересмотреть свою позициюпо обеспечению финансовой безопасности государства, которая в данном контексте нами отождествляется с такими понятиями как «информационная безопасность» и «национальная безопасность», какодно из главных условий создания прозрачных механизмов кредитования и информационной защитыграждан России.На законодательном уровне необходима полномасштабная работа, которая должна включать в себя следующее.1. Для борьбы с нарушениями в информационной сфере на территории Российской Федерацииследует создать высокотехнологичную службу, которая будет специализироваться на предотвращенииутечек важной для государства и ее граждан информации. Служба должна укомплектовываться из состава высококвалифицированных специалистов, способных идти по следу преступников,идентифицировать их по оставленным следам их незаконной деятельности, принимать меры не толькопо устранению нарушений, но и работать на предотвращение утечки информации.2. Государственная информационная политика должна исходить из принципа соблюдения баланса интересов личности и государства и не выходить за пределы гарантированного конституциейправа на неприкосновенность частной жизни. Любое вмешательство третьей стороны и сбор информации о гражданах сверх необходимого норматива должно быть наказуемо.3. Отечественное законодательство не предусматривает ответственность для лиц, виновных вутечке персональных данных через трансграничные потоки государств, не ратифицировавших Конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Следовательно, на международном уровне с данными государствами необходимо заключить двусторонние соглашения, регламентирующие порядок пользования персональными данными граждан, проживающих на территории государств.4. До принятия на законодательном уровне Закона, регламентирующего механизм реализациина международном уровне Закона Яровой наладить дипломатическое взаимодействие как на государственном уровне, так и между спецслужбами и правоохранительными органами тех стран, через которые осуществляется коммуникация с целью выявления каналов нелегальных информаторов.5. Статистика совершенных правонарушений в сфере хищения персональных данных дает основания полагать, что хранение информации для служебного пользования в облачных и иных хранилищах, а также с использованием криптобазы, не является панацеей от хакерских атак, в связи с чем, на законодательном уровненеобходимо рассмотрение вопроса о разработке иных механизмов защиты данных, в том числе, повышения ответственности лиц, имеющих доступ к информации, а также требований к должностнымлицам, работающим с ней.6. Нормой закона необходимо определить конкретные сроки хранения персональных данных ипорядок их уничтожения, в том числе в случае утечки информации в результате незаконных действийзлоумышленника либо появления компрометирующей информации.7. Развитие новейших информационных технологий в сфере оказания государственных услуг не должно допускать вмешательство в частную жизньграждан и утечку информации, содержащей персональные данные. На законодательном уровне необходимо особенно защитить права детей, персональные данные которых уязвимы от постороннеговмешательства.8. Каждому факту утечки персональных данных, размещенных в интернете, будь то телефонная база граждан, база налогоплательщиков, база о регистрации и паспортных данных, или иная база,используемая только правоохранительными органами, давать надлежащую правовую оценку, в томчисле коррупционного характера, проводить соответствующие проверочные мероприятия в рамкахуголовно-процессуального законодательства. На законодательном уровне предусмотреть антикоррупционные нормы, устанавливающие запрет на использование баз не для служебного использования, адля предоставления информации третьим лицам и коммерческим структурам.9. Надзорную деятельность правоохранительных и контролирующих органов ориентировать напринятие мер по ликвидации не только сайтов, содержащих информацию террористического и экстремистского толка, но и фишинговых сайтов, информацию ограниченного доступа принимать меры по закрытию такихсайтов в судебном порядке.10. На законодательном уровне запретить деятельность всех микрофинансовых организаций, финансовых пирамид, зарегистрированных на территории иностранных государств, собирающих через систему кредитования и оформления вкладов персональные данные граждан РФ. Значительное количествоэтих компаний находится в офшорных зонах и деятельность их непрозрачна; ввиду нахождения компанийпод юрисдикцией иностранных государств, они недосягаемы для отечественного законодательства.ЗаключениеГосударственная безопасность — ориентир положения общества, его стабильного развития, способность выдерживать воздействия, исходящие из всевозможных разрушительных факторов, способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом высокий уровень жизни населения. Основу «национальной безопасности» представляет триединство основных социальных субъектов: государство — общество — личность. Дальнейшее существование, функционирование и последующая модификация системы детерминирована влиянием значительного количества исторических, географических, политических, религиозных, культурных, экономических, психологических, демографических, информационных, этнических и ряда других обстоятельств.В России функционирует государственный механизм разработки и реализации политики в области безопасности, вопросы обеспечения которой проработаны в правовом, концептуальном, структурно-организационном и содержательном плане, но требуются уточнения и разъяснения ряда имеющихся понятий.Безопасность как общесоциальный феномен является непременным условием существования человеческого общества, имеет множество интерпретаций. Важнейшей формой – разновидностью безопасности принято считать государственную (национальную) безопасность, системная реализация которой предполагается через установление и осуществление специальных мер, получающих прописку в законодательстве и официальных программных документах. Потребность современного общества и личности в безопасности подразумевает непременное, главенствующее участие в данном процессе государства, которое выстраивает систему безопасности, формируя ее элементный состав и основы.Институт мер безопасности представляет собой систему правовых норм, регламентирующих содержание легальных форм, способов и функций, предпринимаемых субъектами права для обеспечения защищенности собственных интересов, а также интересов государства и общества. Система безопасности – взятые в единстве и взаимосвязи нормативная, организационная и идеологическая основы обеспечения безопасности, функционирующие в юридической практике как общий механизм по достижению требуемых параметров защищенности государства, общества и личности.Неоднозначность научной трактовки содержания дефиниции «национальная безопасность» обуславливает необходимость формулирования ее общенаучного определения, теоретико-прикладные аспекты которой могут оказать сущностное влияние на разработку теоретических основ обеспечения безопасности государства. Национальная безопасность – это система мер по обеспечению: конституционных прав и свобод человека, гражданина и общества; защиты суверенитета, единства и территориальной целостности государства; достаточного уровня дееспособности для предупреждения и нивелирования всего спектра возможных вызовов и угроз; миротворческой деятельности на внутригосударственном, региональном и международном уровнях.Содержание действующей концепции НБ РФ интегрирует либерально-демократический и общественно-государственный подходы и направлено на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Обеспечение национальной безопасности является необходимым условием сохранения суверенитета Российской Федерации на внутригосударственном и межгосударственном уровнях. Имеющиеся трудности в понимании сущности национальной безопасности РФ и системы ее обеспечения обусловлены разной степенью исследования ее элементов, не полным их вычленением и раскрытием, в частности, международного миротворчества.В результате анализа конституционно-правовых основ государственной безопасности в России были выявлены проблемы правого регулирования:1. Можно отметить недостаточное нормативно-правовое обеспечение положений национальной безопасности и способности России противостоять существующим вызовам и угрозам. В утратившем силу Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», «безопасность» определялась как «состояние защищенности», соответственно, под «защищенностью» понималось полное отсутствие каких-либо угроз, а если отсутствуют угрозы, то, следовательно, не возникает и необходимости в обеспечении безопасности.Необходимо совершенствование механизмов обеспечения национальной безопасности, где в качестве мер, способных повлиять на улучшение ситуации, полагаем целесообразным:1. Разработать концепцию геополитического развития России, позволяющую определить долгосрочные важные интересы личности, общества и государства, установить источники реальных и потенциальных угроз для безопасности страны, эффективнее применять имеющийся арсенал сил и средств для реализации национальных интересов.2. Совершенствовать нормативную-правовую базу для обеспечения национальной безопасности России.3. Осуществить мониторинг совокупности политических решений, принимаемых руководством страны, отдельными министерствами и ведомствами по поводу их полномочий в области обеспечения национальной безопасности.Для совершенствования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо предпринять следующие действия:- принимать фундаментальные решения в области обеспечения национальной безопасности для достижения оптимального соотношения между национальными интересами страны и приоритетными направлениями ее развития;- совершенствовать управление, укреплять единое политическое и правовое пространство, достичь единства взглядов по проблемам безопасности между ветвями власти, обеспечить равенство всех субъектов Российской Федерации;- создать условия в экономической сфере для укрепления отечественных производителей, вывести экономику страны на новый уровень, повысить роль государства в управлении экономикой, особенно ее стратегическими отраслями, отказаться от проведения реформ Международного валютного фонда;- разработать принципы государственной информационной политики, укрепить государственные средства массовой информации, развить новейшие информационные технологии, осуществить информационную и культурную экспансию в отношении зарубежных стран.2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не закрепляет единые требования к должностным лицам (службам), ответственным за обработку, хранение и уничтожение информации, содержащей персональные данные. Решение данного вопроса практически всегда работодателями возлагается на кадрового работника, который может и не обладать необходимыми познаниями в данной области. Деятельность по технической защите конфиденциальной информации на основании Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию.Законодателю необходимо пересмотреть свою позицию по обеспечению финансовой безопасности государства, которая в данном контексте нами отождествляется с такими понятиями как «информационная безопасность» и «национальная безопасность», как одно из главных условий создания прозрачных механизмов кредитования и информационной защиты граждан России.На законодательном уровне необходима полномасштабная работа. Для борьбы с нарушениями в информационной сфере на территории Российской Федерации следует создать высокотехнологичную службу, которая будет специализироваться на предотвращении утечек важной для государства и ее граждан информации.Библиографический списокДекларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года. // Официальный сайт ООН. Доступ: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtmlМеждународный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - N 17, - ст. 291.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398 Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2014.- N 26 (часть I). - ст. 3378.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. – 2013. - N 14. - ст. 1652.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 1. - ст. 2.Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 16.10.2019) "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. - N 22.– 1998. - ст. 2331.Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об обороне" // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 23. - ст. 2750.Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2016. - N 50. - ст. 7074Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2016. - N 1 (часть II). - ст. 212.Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 28.10.2019) "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 19. - ст. 2721.Военная доктрина РФ: утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // Российская газета. - 2014. - № 298.Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016 - 2018 годы» // СПС КонсультантПлюсГОСТ Р МЭК 61508-4-2007 «Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения» // СПС КонсультантПлюсГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» // СПС КонсультантПлюсГОСТ Р 22.10.01-2001 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения» // СПС КонсультантПлюсГОСТ Р 50763-95 «Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» // СПС КонсультантПлюсБабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 2017. С. 77.Балаянц, М. С. Фундаментальные правовые ценности современного общества: автореф. … дис. канд. юрид. наук. / БалаянцМихаил Сергеевич. - М., 2007. – 24 с.Баранов, Н.А. Политические основы национальной безопасности России / Н.А. Баранов // Геополитика и безопасность. - СПб. - 2014. - № 2. - С. 93-94.Барихин, А.Б. Большая юридическая энциклопедия /А.Б. Барихин. - М.: Книж. мир, 2014. – 615 с.Бахин, С.В. Унификация национального законодательства: проблемы и перспективы / С.В. Бахин // Российский ежегодник международного права. - 2017. - №8. - С. 115 – 121Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Тематический блок «Национальная безопасность» / под общ. ред. В. А. Баришпольца. - М., 2015. - Т. 1. - С. 598.Белоус, В.Г. О некоторых проблемах совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации / В.Г. Белоус // Инновационное государство и инновационный человек: сб. материалов международной науч.-практ. Конференции. г. Архангельск: в 2 ч. / науч. ред. проф. А. Н. Ежов. - М.; Архангельск: Институт управления, 2016. - С. 186-190Белоус, В.Г. Уголовно-правовая характеристика террористического акта по Уголовному кодексу Азербайджанской Республики и России (сравнительный анализ) /В.Г. Белоус, Р.Г. Аскеров // Актуальные вопросы образования и науки. - 2016. - № 1–2 (53–54). - С. 44-48Белоус, В.Г. Террористы-смертники как способ террористической деятельности /В.Г. Белоус,Е.А. Гневашев, Р.Г. Аскеров // Инновационное предпринимательство и защита интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе: сб. материалов международной науч.-практ. конференции 24–25 марта 2016 г., г. Архангельск: в 2 ч. / науч. ред. А. Н. Ежов. - Архангельск: Институт управления, 2016.Бидова, Б.Б. Обеспечение национальных интересов России в контексте стратегии национальной безопасности /Б.Б. Бидова. - Кисловодск: АНО ДПОН «УЦ «Магистр», 2018. – 212 с.Бидова, Б.Б. Философско-идейный фундамент экстремизма / Б.Б. Бидова // Вестник Чеченского государственного университета. - 2017. - №3 (27). - С. 138 – 144.Бондарь, Н.С. Конституция России в современную эпоху глобальных перемен: от политических иллюзий к юридическому реализму / Н.С. Бондарь. - М., 2018. – 89 с.Бутусова, Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования / Н.В. Бутусова // ВМУ. Сер. 11 «Право». - 2016. - № 6. - С. 17—28.Вербицкая, Т.В. К вопросу об участии общества в обеспечении национальной безопасности / Т.В. Вербицкая // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 1. - С. 66-68.Гаврина, Е.Е. Социально-психологическое исследование личности участника террористической деятельности / Е.Е. Гаврина // Юридическая психология. - 2016. - № 4. - С. 30-35.Гневашев, Е.А. К вопросу об эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму в России на современном этапе / Е.А. Гневашев // Вестник международного Института управления. - 2016. - № 1–2 (137–138). - С. 7-13Григоренко, М.М. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / М.М. Григоренко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. – 154 с.Данилейко В.В. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России: дис. … канд. юрид. наук / Данилейко Виталий Владимирович. - СПб., 2010. – 188 с.Декальчук, А.А. Реформы в условиях внешнего шока: принятие европейского ордера на арест как ответ на трагедию 11 сентября 2001 года. / А.А. Декальчук // Полития. Журнал политической философии и социологии политики. - 2015. - Т. 76. - №1. - С. 51-57.Демидов, А.Ю. Система обеспечения национальной безопасности России (теория и практика правового регулирования) / А.Ю. Демидов // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 1. - С. 237-240.Егоров, Ю.Н. Оперативно-розыскная деятельность и обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлениями / Ю.Н. Егоров // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации: материалы международной науч.-практ. конф. Иркутск, 28 апр. 2017 г. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. - С. 50-54.Еллинек, Г. Общее учение о государстве /Г. Еллинек. - СПб., 2004. – 374 с.Емельянов, В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. Уголовно-правовое исследование /В.П. Емельянов. - СПб., 2017. – 117 с.Зорькин, В.Д. Право против хаоса /В.Д. Зорькин. - М., 2018. – 104 с.Иззатдуст Э.С. Национальная безопасность в контексте защищенности прав человека: концептуальные подходы, российская политическая практика: дис. ... канд. полит. наук / Иззатдуст Эльзад Сейфулла оглы. - М., 2006. - 192 с.Иноземцева, В.Л. Демократия и модернизация: к дискуссии о вызовах XXI века /В.Л. Иноземцева. - М.: Издательство «Европа», 2014. – 166 с.Кабышев, В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение / В.Т. Кабышев // Конституционное право и политика: cб. мат. Междунар. науч. конф. / отв. ред. С. А. Авакьян. - М., 2015. - С. 118.Казанцев, С.В. Территориальная целостность России: вызовы современности / С.В. Казанцев // Вестник экономической безопасности - №4. - 2015. - С. 69-82.Калинин, А.Е. Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: правовые аспекты / А.Е. Калинин. - М., 2015. – 48 с.Кара-Мурза, С.Г. Матрица «Россия» /С.Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм. 2007. – 204 с.Кашкин, С.Ю. Лиссабонский договор в процессе идентификации права Европейского Союза / С.Ю. Кашкин // Государство и право. - 2018. - №9. - С. 57 – 62.Кикоть-Глуходедова, Т.В. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности современной России. / Т.В. Кикоть-Глуходедова // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2018 - №4. - С. 38-42.Ковалев А.А. Военная система как подсистема национальной безопасности /А.А. Ковалев. - Тамбов: Грамота. 2015. - № 11 (25): в 2-х ч. - Ч. I. - С. 72.Конституционные основы, формы и методы государственного управления: науч. изд. / под общ. ред. Н. М. Чепурновой. - М., 2015. – 271 с.Кузнецов, В.Н. Геокультурная энциклопедия-2009: Культура развития через культуру безопасности /В.Н. Кузнецов. - М.: Книга и бизнес, 2009. - 699 с.Кузьмин, И.А. Основания возникновения юридической ответственности как общетеоретическая проблема: подходы и суждения / И.А. Кузьмин // Сиб. юрид. вестн. - 2015. - № 4. - С. 3–10Мельков, С.А. Какие ценности предстоит защищать России / С.А. Мельков // Власть. - 2015. - № 2. - С. 95.Мурсалимов, К.Р. Обеспечение национальной безопасности – конституционное направление правообразующей деятельности государства / К.Р. Мурсалимов // Юридическая наука: история и современность. - 2019. - № 3. - С. 75-80.Нарочницкая, Н.А. Демократия XXIвека: перерождение смыслов и ценностей / Н.А. Нарочницкая // Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека. - СПб., 2014. – 164 с.Никитенко, Н.С. Национальные интересы и международно-правовые обязательства России / Н.С. Никитенко // Международное публичное и частное право. - 2017. - №4. - С. 56 – 64.О сборе биоматериала россиян сообщили спецслужбы // Газета.ru от 31.10.2017.Овчинников, А.И. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности и конституционная безопасность / А.И. Овчинников // Юристъ-Правоведъ. - 2014. - № 3. - С. 33–37.Потемкина, О.Ю. Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка: границы, содержание, механизмы /О.Ю. Потемкина. - М.: АЕВИС. 2014. – 182 с.Правовая политика в сфере обеспечения информационной безопасности в сети Интернет: моделирование процессов / В. А. Кушников [и др.] // Юрид. наука и правоохран. практика. - 2017. - № 2. - С. 78–80.Примаков, Е.М. Россия в современном мире. Прошлое, настоящее, будущее /Е.М. Примаков. - М.: Центрполиграф. - С. 309.Российская правозащитная политика: теория и практика: монография / под ред. А. В. Малько. - М., 2014. – 152 с.Саидов, З.А. Ценностно-целевые признаки национальных интересов как правовой категории / З.А. Саидов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2018. - №11. - С. 137 – 140.Синюков, В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / В.Н. Синюков. - М., 2014. – 388 с.Степанов, А.В. Понятие категории «национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ / А.В. Степанов // Вестник Пермского университета. - 2015. - № 2. - С. 8-12.Степуренко, М.А. О проблемах в нормативно-правовом регулировании противодействия терроризму в Российской Федерации / М.А. Степуренко // Точки роста в Евразийском экономическом союзе: бизнес, инвестиции, инновации: сб. материалов международной науч.-практ. конференции: в 2 ч. / науч. ред. А. Н. Ежов., глав. ред. А. Е. Кальсин. - Архангельск: Институт управления, 2015. - С. 70-77Стрельников, В.В. Понятие и виды юридической ответственности за совершение правонарушений, посягающих на безопасность жизнедеятельности граждан / В.В. Стрельников // Гражданин и право. - 2014. - № 4. - С. 29–37.Телятник, Т.Е. Политико-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности Российского государства / Т.Е. Телятник // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 5. - С. 190-194.Федотова, Ю.Г. О категориях «конституционная безопасность» и «национальная безопасность»: терминологический анализ /Ю.Г. Федотова, А.С. Рогов // Гос. служба. - 2014. - № 3. - С. 6–9.Цуканов, В.В. Гласная помощь граждан России пограничной полиции как общая проблема административного, военного и оперативно-розыскного права /В.В. Цуканов,А.Ю. Шумилов. - М.: Издательский дом И. И. Шумиловой, 2014. – 134 с.Чапчиков С.Ю. Концептуальные основания национальной безопасности и механизм ее обеспечения: теоретико-правовое исследование: Автореф. дисс. доктора юрид. наук / Чапчиков Сергей Юрьевич. - Курск, 2018. – 176 с.Чуксина, В.В. Просвещение и образование в области прав человека как необходимый элемент национальной безопасности / В.В. Чуксина // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации: материалы международной науч.-практ. конф. Иркутск, 28 апр. 2017 г. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. - С. 211-218.Чупров, С.В. Методологические принципы разработки и проведения мониторинга регионального социально-экономического развития /С.В. Чупров, А.Е. Бондарев // Социально-экономическое развитие и образование: известия ИГЭА. - 2016. - № 1 (87). - С. 133-139.Чупрова, О.Н. Дифференциация ответственности в уголовном праве стран Континентальной Европы и России /О.Н. Чупрова,В.Г. Белоус. - Архангельск, 2017. - 198 с.Шалаев, В.П. Мировоззрение как фактор национальной безопасности в условиях западофикации глобального мира / В.П. Шалаев // Регионология: научно-публицистический журнал. - 2014. - № 3. - С. 272-278.Шерпаев В.И. Военная политика в политическом процессе современной России: автореф. дис. … д-ра. полит. наук. / Шерпаев Владимир Иванович. -Екатеринбург, 2008. – 27 с.Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография /Б.С. Эбзеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2015. – 196 с.Гайдарева, И.Н. Правовое обеспечение информационной безопасности / И.Н. Гайдарева // https://cyberleninka.ru/viewer_images/14003378/f/1.pngГлобальное исследование утечек конфиденциальной информации // Аналитический центр InfoWatch. www.infowatch.ru/analytics.Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год. URL:http://ombudsmanrf.org/content/doclad2017Интернет-безопасность в школе: понадеялись на «авось» и заплатили штрафы // https://gazeta-pedagogov.ru/internet-bezopasnost-v-shkole-ponadeyalis-na-avos-i-zaplatili-shtrafy/Манилов, В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели. / В.Л. Манилов // Военная мысль. Доступ: http://militaryarticle.ru/voennayamysl/1995-vm/8727-nacionalnaja-bezopasnost-cennosti-interesy-i-celiСтариков, Н. Как России «помогали» писать Конституцию / Н. Стариков. Доступ: https://nstarikov.ru/blog/35328Хамраев, В. Благополучие дороже величия: Институт социологии РАН зафиксировал перемену настроений у россиян. / В. Хамраев // Коммерсантъ. 06.11.2018. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/3792003Хищение персональных данных становится наиболее распространенным видом взломов: защита персональных//hhtps://gasinec.livejournal.com/Paulussen C. Repressing the Foreign Fighters Phenomenon and Terrorism in Western Europe: Towards an Effective Response Based on Human Rights. // The International Centre for Counter-Terrorism. 2016. The Hague 7, № 10. Р. 25-26.По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У. М. Эркеновой: постановление Конституционного Суда РФ от 4 февр. 2019 г. № 8-П // Собр. законодательства РФ. 2019. № 7. Ст. 711.Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов “О федеральном бюджете на 2002 год”, “О федеральном бюджете на 2003 год”, “О федеральном бюджете на 2004 год” и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского» // СЗ РФ. 2004. № 29Постановление Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих” в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда» // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1768.Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2000 г. №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений. Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. №5.Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Народного Собрания Парламента Чеченской Республики о проверке конституционности пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района»: определение Конституционного Суда РФ от 16 янв. 2007 г. № 22-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 3.Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. № 322-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 2.Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 09.08.2018 № АПЛ18-298 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.03.2018 № АКПИ17-1181, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании Приказа ФСБ России от 19.07.2016 № 432 «Об утверждении Порядка представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // СПС «Консультант-Плюс».

Библиографический список

1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года. // Официальный сайт ООН. Доступ: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - N 17, - ст. 291.
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2014.- N 26 (часть I). - ст. 3378.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. – 2013. - N 14. - ст. 1652.
6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 1. - ст. 2.
7. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 16.10.2019) "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. - N 22.– 1998. - ст. 2331.
8. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об обороне" // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 23. - ст. 2750.
9. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2016. - N 50. - ст. 7074
10. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2016. - N 1 (часть II). - ст. 212.
11. Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 28.10.2019) "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 19. - ст. 2721.
12. Военная доктрина РФ: утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // Российская газета. - 2014. - № 298.
13. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016 - 2018 годы» // СПС КонсультантПлюс
14. ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007 «Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения» // СПС КонсультантПлюс
15. ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» // СПС КонсультантПлюс
16. ГОСТ Р 22.10.01-2001 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения» // СПС КонсультантПлюс
17. ГОСТ Р 50763-95 «Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» // СПС КонсультантПлюс
18. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 2017. С. 77.
19. Балаянц, М. С. Фундаментальные правовые ценности современного общества: автореф. … дис. канд. юрид. наук. / БалаянцМихаил Сергеевич. - М., 2007. – 24 с.
20. Баранов, Н.А. Политические основы национальной безопасности России / Н.А. Баранов // Геополитика и безопасность. - СПб. - 2014. - № 2. - С. 93-94.
21. Барихин, А.Б. Большая юридическая энциклопедия /А.Б. Барихин. - М.: Книж. мир, 2014. – 615 с.
22. Бахин, С.В. Унификация национального законодательства: проблемы и перспективы / С.В. Бахин // Российский ежегодник международного права. - 2017. - №8. - С. 115 – 121
23. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Тематический блок «Национальная безопасность» / под общ. ред. В. А. Баришпольца. - М., 2015. - Т. 1. - С. 598.
24. Белоус, В.Г. О некоторых проблемах совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации / В.Г. Белоус // Инновационное государство и инновационный человек: сб. материалов международной науч.-практ. Конференции. г. Архангельск: в 2 ч. / науч. ред. проф. А. Н. Ежов. - М.; Архангельск: Институт управления, 2016. - С. 186-190
25. Белоус, В.Г. Уголовно-правовая характеристика террористического акта по Уголовному кодексу Азербайджанской Республики и России (сравнительный анализ) /В.Г. Белоус, Р.Г. Аскеров // Актуальные вопросы образования и науки. - 2016. - № 1–2 (53–54). - С. 44-48
26. Белоус, В.Г. Террористы-смертники как способ террористической деятельности /В.Г. Белоус,Е.А. Гневашев, Р.Г. Аскеров // Инновационное предпринимательство и защита интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе: сб. материалов международной науч.-практ. конференции 24–25 марта 2016 г., г. Архангельск: в 2 ч. / науч. ред. А. Н. Ежов. - Архангельск: Институт управления, 2016.
27. Бидова, Б.Б. Обеспечение национальных интересов России в контексте стратегии национальной безопасности /Б.Б. Бидова. - Кисловодск: АНО ДПОН «УЦ «Магистр», 2018. – 212 с.
28. Бидова, Б.Б. Философско-идейный фундамент экстремизма / Б.Б. Бидова // Вестник Чеченского государственного университета. - 2017. - №3 (27). - С. 138 – 144.
29. Бондарь, Н.С. Конституция России в современную эпоху глобальных перемен: от политических иллюзий к юридическому реализму / Н.С. Бондарь. - М., 2018. – 89 с.
30. Бутусова, Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования / Н.В. Бутусова // ВМУ. Сер. 11 «Право». - 2016. - № 6. - С. 17—28.
31. Вербицкая, Т.В. К вопросу об участии общества в обеспечении национальной безопасности / Т.В. Вербицкая // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 1. - С. 66-68.
32. Гаврина, Е.Е. Социально-психологическое исследование личности участника террористической деятельности / Е.Е. Гаврина // Юридическая психология. - 2016. - № 4. - С. 30-35.
33. Гневашев, Е.А. К вопросу об эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму в России на современном этапе / Е.А. Гневашев // Вестник международного Института управления. - 2016. - № 1–2 (137–138). - С. 7-13
34. Григоренко, М.М. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / М.М. Григоренко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. – 154 с.
35. Данилейко В.В. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России: дис. … канд. юрид. наук / Данилейко Виталий Владимирович. - СПб., 2010. – 188 с.
36. Декальчук, А.А. Реформы в условиях внешнего шока: принятие европейского ордера на арест как ответ на трагедию 11 сентября 2001 года. / А.А. Декальчук // Полития. Журнал политической философии и социологии политики. - 2015. - Т. 76. - №1. - С. 51-57.
37. Демидов, А.Ю. Система обеспечения национальной безопасности России (теория и практика правового регулирования) / А.Ю. Демидов // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 1. - С. 237-240.
38. Егоров, Ю.Н. Оперативно-розыскная деятельность и обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлениями / Ю.Н. Егоров // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации: материалы международной науч.-практ. конф. Иркутск, 28 апр. 2017 г. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. - С. 50-54.
39. Еллинек, Г. Общее учение о государстве /Г. Еллинек. - СПб., 2004. – 374 с.
40. Емельянов, В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. Уголовно-правовое исследование /В.П. Емельянов. - СПб., 2017. – 117 с.
41. Зорькин, В.Д. Право против хаоса /В.Д. Зорькин. - М., 2018. – 104 с.
42. Иззатдуст Э.С. Национальная безопасность в контексте защищенности прав человека: концептуальные подходы, российская политическая практика: дис. ... канд. полит. наук / Иззатдуст Эльзад Сейфулла оглы. - М., 2006. - 192 с.
43. Иноземцева, В.Л. Демократия и модернизация: к дискуссии о вызовах XXI века /В.Л. Иноземцева. - М.: Издательство «Европа», 2014. – 166 с.
44. Кабышев, В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение / В.Т. Кабышев // Конституционное право и политика: cб. мат. Междунар. науч. конф. / отв. ред. С. А. Авакьян. - М., 2015. - С. 118.
45. Казанцев, С.В. Территориальная целостность России: вызовы современности / С.В. Казанцев // Вестник экономической безопасности - №4. - 2015. - С. 69-82.
46. Калинин, А.Е. Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: правовые аспекты / А.Е. Калинин. - М., 2015. – 48 с.
47. Кара-Мурза, С.Г. Матрица «Россия» /С.Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм. 2007. – 204 с.
48. Кашкин, С.Ю. Лиссабонский договор в процессе идентификации права Европейского Союза / С.Ю. Кашкин // Государство и право. - 2018. - №9. - С. 57 – 62.
49. Кикоть-Глуходедова, Т.В. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности современной России. / Т.В. Кикоть-Глуходедова // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2018 - №4. - С. 38-42.
50. Ковалев А.А. Военная система как подсистема национальной безопасности /А.А. Ковалев. - Тамбов: Грамота. 2015. - № 11 (25): в 2-х ч. - Ч. I. - С. 72.
51. Конституционные основы, формы и методы государственного управления: науч. изд. / под общ. ред. Н. М. Чепурновой. - М., 2015. – 271 с.
52. Кузнецов, В.Н. Геокультурная энциклопедия-2009: Культура развития через культуру безопасности /В.Н. Кузнецов. - М.: Книга и бизнес, 2009. - 699 с.
53. Кузьмин, И.А. Основания возникновения юридической ответственности как общетеоретическая проблема: подходы и суждения / И.А. Кузьмин // Сиб. юрид. вестн. - 2015. - № 4. - С. 3–10
54. Мельков, С.А. Какие ценности предстоит защищать России / С.А. Мельков // Власть. - 2015. - № 2. - С. 95.
55. Мурсалимов, К.Р. Обеспечение национальной безопасности – конституционное направление правообразующей деятельности государства / К.Р. Мурсалимов // Юридическая наука: история и современность. - 2019. - № 3. - С. 75-80.
56. Нарочницкая, Н.А. Демократия XXIвека: перерождение смыслов и ценностей / Н.А. Нарочницкая // Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека. - СПб., 2014. – 164 с.
57. Никитенко, Н.С. Национальные интересы и международно-правовые обязательства России / Н.С. Никитенко // Международное публичное и частное право. - 2017. - №4. - С. 56 – 64.
58. О сборе биоматериала россиян сообщили спецслужбы // Газета.ru от 31.10.2017.
59. Овчинников, А.И. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности и конституционная безопасность / А.И. Овчинников // Юристъ-Правоведъ. - 2014. - № 3. - С. 33–37.
60. Потемкина, О.Ю. Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка: границы, содержание, механизмы /О.Ю. Потемкина. - М.: АЕВИС. 2014. – 182 с.
61. Правовая политика в сфере обеспечения информационной безопасности в сети Интернет: моделирование процессов / В. А. Кушников [и др.] // Юрид. наука и правоохран. практика. - 2017. - № 2. - С. 78–80.
62. Примаков, Е.М. Россия в современном мире. Прошлое, настоящее, будущее /Е.М. Примаков. - М.: Центрполиграф. - С. 309.
63. Российская правозащитная политика: теория и практика: монография / под ред. А. В. Малько. - М., 2014. – 152 с.
64. Саидов, З.А. Ценностно-целевые признаки национальных интересов как правовой категории / З.А. Саидов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2018. - №11. - С. 137 – 140.
65. Синюков, В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / В.Н. Синюков. - М., 2014. – 388 с.
66. Степанов, А.В. Понятие категории «национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ / А.В. Степанов // Вестник Пермского университета. - 2015. - № 2. - С. 8-12.
67. Степуренко, М.А. О проблемах в нормативно-правовом регулировании противодействия терроризму в Российской Федерации / М.А. Степуренко // Точки роста в Евразийском экономическом союзе: бизнес, инвестиции, инновации: сб. материалов международной науч.-практ. конференции: в 2 ч. / науч. ред. А. Н. Ежов., глав. ред. А. Е. Кальсин. - Архангельск: Институт управления, 2015. - С. 70-77
68. Стрельников, В.В. Понятие и виды юридической ответственности за совершение правонарушений, посягающих на безопасность жизнедеятельности граждан / В.В. Стрельников // Гражданин и право. - 2014. - № 4. - С. 29–37.
69. Телятник, Т.Е. Политико-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности Российского государства / Т.Е. Телятник // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 5. - С. 190-194.
70. Федотова, Ю.Г. О категориях «конституционная безопасность» и «национальная безопасность»: терминологический анализ /Ю.Г. Федотова, А.С. Рогов // Гос. служба. - 2014. - № 3. - С. 6–9.
71. Цуканов, В.В. Гласная помощь граждан России пограничной полиции как общая проблема административного, военного и оперативно-розыскного права /В.В. Цуканов,А.Ю. Шумилов. - М.: Издательский дом И. И. Шумиловой, 2014. – 134 с.
72. Чапчиков С.Ю. Концептуальные основания национальной безопасности и механизм ее обеспечения: теоретико-правовое исследование: Автореф. дисс. доктора юрид. наук / Чапчиков Сергей Юрьевич. - Курск, 2018. – 176 с.
73. Чуксина, В.В. Просвещение и образование в области прав человека как необходимый элемент национальной безопасности / В.В. Чуксина // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации: материалы международной науч.-практ. конф. Иркутск, 28 апр. 2017 г. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. - С. 211-218.
74. Чупров, С.В. Методологические принципы разработки и проведения мониторинга регионального социально-экономического развития /С.В. Чупров, А.Е. Бондарев // Социально-экономическое развитие и образование: известия ИГЭА. - 2016. - № 1 (87). - С. 133-139.
75. Чупрова, О.Н. Дифференциация ответственности в уголовном праве стран Континентальной Европы и России /О.Н. Чупрова,В.Г. Белоус. - Архангельск, 2017. - 198 с.
76. Шалаев, В.П. Мировоззрение как фактор национальной безопасности в условиях западофикации глобального мира / В.П. Шалаев // Регионология: научно-публицистический журнал. - 2014. - № 3. - С. 272-278.
77. Шерпаев В.И. Военная политика в политическом процессе современной России: автореф. дис. … д-ра. полит. наук. / Шерпаев Владимир Иванович. -Екатеринбург, 2008. – 27 с.
78. Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография /Б.С. Эбзеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2015. – 196 с.
79. Гайдарева, И.Н. Правовое обеспечение информационной безопасности / И.Н. Гайдарева // https://cyberleninka.ru/viewer_images/14003378/f/1.png
80. Глобальное исследование утечек конфиденциальной информации // Аналитический центр InfoWatch. www.infowatch.ru/analytics.
81. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год. URL:http://ombudsmanrf.org/content/doclad2017
82. Интернет-безопасность в школе: понадеялись на «авось» и заплатили штрафы // https://gazeta-pedagogov.ru/internet-bezopasnost-v-shkole-ponadeyalis-na-avos-i-zaplatili-shtrafy/
83. Манилов, В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели. / В.Л. Манилов // Военная мысль. Доступ: http://militaryarticle.ru/voennayamysl/1995-vm/8727-nacionalnaja-bezopasnost-cennosti-interesy-i-celi
84. Стариков, Н. Как России «помогали» писать Конституцию / Н. Стариков. Доступ: https://nstarikov.ru/blog/35328
85. Хамраев, В. Благополучие дороже величия: Институт социологии РАН зафиксировал перемену настроений у россиян. / В. Хамраев // Коммерсантъ. 06.11.2018. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/3792003
86. Хищение персональных данных становится наиболее распространенным видом взломов: защита персональных//hhtps://gasinec.livejournal.com/
87. Paulussen C. Repressing the Foreign Fighters Phenomenon and Terrorism in Western Europe: Towards an Effective Response Based on Human Rights. // The International Centre for Counter-Terrorism. 2016. The Hague 7, № 10. Р. 25-26.
88. По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У. М. Эркеновой: постановление Конституционного Суда РФ от 4 февр. 2019 г. № 8-П // Собр. законодательства РФ. 2019. № 7. Ст. 711.
89. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов “О федеральном бюджете на 2002 год”, “О федеральном бюджете на 2003 год”, “О федеральном бюджете на 2004 год” и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского» // СЗ РФ. 2004. № 29
90. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих” в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда» // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1768.
91. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2000 г. №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений. Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. №5.
92. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Народного Собрания Парламента Чеченской Республики о проверке конституционности пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района»: определение Конституционного Суда РФ от 16 янв. 2007 г. № 22-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 3.
93. Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. № 322-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 2.
94. Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 09.08.2018 № АПЛ18-298 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.03.2018 № АКПИ17-1181, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании Приказа ФСБ России от 19.07.2016 № 432 «Об утверждении Порядка представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // СПС «Консультант-Плюс».

Вопрос-ответ:

Какие подходы к определению понятия государственной безопасности существуют в российской науке и законодательстве?

В российской науке и законодательстве существует несколько подходов к определению понятия государственной безопасности. Согласно одному из подходов, государственная безопасность - это состояние защищенности государственных интересов от внутренних и внешних угроз. Другой подход связывает государственную безопасность с обеспечением сохранности конституционного строя и территориальной целостности государства. Еще один подход уделяет внимание защите прав и свобод граждан как составляющей государственной безопасности.

Какие зарубежные концепции государственной безопасности существуют?

В зарубежной науке существует несколько концепций государственной безопасности. Одной из них является концепция "мощной страны" (hard power), которая подразумевает использование силы и военной мощи для обеспечения безопасности государства. Другой концепцией является концепция "мягкой силы" (soft power), которая основана на привлекательности культуры, идеалов и политической системы государства. Также существуют концепции, основанные на международных и региональных соглашениях, направленных на сотрудничество государств в области безопасности.

В чем сущность, содержание и цели государственной безопасности?

Сущность государственной безопасности заключается в защите интересов и ценностей государства, его граждан и территории от угроз, как внутренних, так и внешних. Содержание государственной безопасности включает в себя обеспечение прав и свобод граждан, сохранение конституционного строя, территориальной целостности, экономической безопасности и защиту национальных интересов. Цели государственной безопасности включают предотвращение внутренних и внешних угроз, обеспечение стабильности и процветания государства, защиту национальных интересов и обеспечение безопасности граждан.

Какие подходы существуют к определению понятия государственной безопасности?

В российской науке и законодательстве существуют различные подходы к определению понятия государственной безопасности. Некоторые исследователи подчеркивают важность защиты территориальной целостности и суверенитета государства. Другие подходы сосредоточены на защите прав и свобод граждан, а также устойчивого развития общества. В целом, государственная безопасность включает в себя множество аспектов, от экономической и социальной стабильности до защиты от внешних угроз и терроризма.

Какие зарубежные концепции государственной безопасности существуют?

В мировой практике существует несколько основных концепций государственной безопасности. Например, в США подход к государственной безопасности связан с защитой национальных интересов и обеспечением безопасности граждан. В Великобритании акцент делается на защите государственных институтов и правопорядка. В Германии подход к государственной безопасности связан с предотвращением угроз терроризма и криминала. Каждая страна в зависимости от своей специфики разрабатывает свою концепцию государственной безопасности.

Какова сущность, содержание и цели государственной безопасности?

Сущность государственной безопасности заключается в обеспечении защиты государственных интересов, территориальной целостности и безопасности суверенитета. Содержание государственной безопасности включает в себя противодействие внешним и внутренним угрозам, защиту прав и свобод граждан, обеспечение социальной и экономической стабильности. Основной целью государственной безопасности является обеспечение безопасности государства и его граждан.

Какие проблемы возникают при обеспечении государственной безопасности в современных условиях?

Современные условия представляют некоторые проблемы при обеспечении государственной безопасности. Возникают новые виды угроз, такие как терроризм, киберпреступность и гибридные войны. Также возникают проблемы в области информационной безопасности и защиты персональных данных граждан. Большое значение имеет сотрудничество и координация усилий между различными службами и государствами для эффективного противодействия угрозам.

Что такое государственная безопасность и как она определяется в России?

Государственная безопасность - это состояние защищенности и стабильности государства, обеспечиваемое комплексом правовых, политических, экономических и военных мер, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз его существованию, территориальной целостности, конституционному строю и интересам граждан. Определение государственной безопасности в России основано на Конституции Российской Федерации и законодательных актах, которые устанавливают основные принципы и направления защиты государства.

Какие существуют зарубежные концепции государственной безопасности?

Существует несколько зарубежных концепций государственной безопасности. Например, в США обычно используется концепция национальной безопасности, которая включает в себя защиту государства от внешних угроз и обеспечение безопасности граждан. В Европейском союзе применяется концепция безопасности региона, которая ставит в центр защиту интересов и ценностей союза.

Каковы цели государственной безопасности?

Основными целями государственной безопасности являются: обеспечение защиты государства и его граждан от угроз внутреннего и внешнего характера, поддержание политической, экономической и социальной стабильности, сохранение конституционного строя и правопорядка, защита национальных интересов и территориальной целостности, обеспечение безопасности граждан в сфере экономики, социальной сфере и сфере информационной безопасности.

Какие проблемы возникают при обеспечении государственной безопасности в современных условиях?

В современных условиях обеспечение государственной безопасности стало более сложной задачей из-за развития новых форм угроз, таких как терроризм, киберпреступность, хакерские атаки и другие. Также возникают проблемы в области информационной безопасности, защиты государственных интересов в сфере экономики и национальных интересов в международных отношениях.

Что такое государственная безопасность?

Государственная безопасность - это системное состояние, в котором государство и его граждане защищены от внешних и внутренних угроз, обеспечивается нормальное функционирование государства и соблюдение прав и свобод граждан.