Понимание сущности человека в современной науке

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Антропология
  • 1010 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 06.01.2020
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Представление о специфике человека в современной науке 4
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Фрагмент для ознакомления

Признаком зрелости «Сверх-Я» является замена родительского контроля на самоконтроль.Структура человеческой психики становится для З. Фрейда обоснованием закономерностей генезиса и развития общества. Заложенное в человеке стремление к разрушению вынуждает культуру утверждать и насильственно поддерживать этические нормы, которые вступают в противоречие с психикой человека и мешают достижению счастья. Важным аспектом эволюционного развития современного человечества является его направленность, ведь неоспоримо, что эволюция – это процесс направленный. И цель эволюции можно определить, как «заботу об интересах генов» и, в конечном счете, создание как можно большего жизнеспособного потомства. В связи с этим, применительно к эволюции человечества сегодня, интересно обратить внимание, что в современном социуме интересы культурной эволюции и естественного отбора зачастую вступают в противоречие. Социально-культурное развитие человечества парадоксальным образом привело к ослаблению естественного отбора, который отвечает за отторжение вредных мутаций. Благодаря социальному развитию человечеству (как минимум в развитых странах) удалось радикально снизить уровень детской смертности. И хотя, конечно, этот факт не ведет к остановке естественного отбора, это позволяет предположить, что на современном этапе развитие культуры до некоторой степени замещает генетическое развитие. Как замечает А. Марков, с течением поколений человек не становится генетически умнее и способнее, но развитие культуры пока эту разницу нивелирует.Начиная с конца ХХ в. в исследовании философских проблем человека сложилось понимание необходимости критического анализа устоявшихся представлений о природе человека и признание невозможности исчерпывающего определения сущности человека, о чем было заявлено на XVIII Всемирном философском конгрессе, который прошел в 1988 г. в Великобритании. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены представления о человеке, сложившиеся в современной науке.На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.Современные научные представления о сущности человека развиваются на стыке ряда дисциплин – антропологии, биологии, психологии, социологии и др. Основной проблемой становится выявление формирования и соотношения биологических и социальных свойств человека. Данная проблема дифференцируется на ряд более частных вопросов: детерминированы ли социальные качества человека его биологией? Какова направленность современной биологической эволюции человека и т. д.?На современном этапе в науке складывается понимание того, что «требования» биологического начала человека, посредством которых реализуется биологическая эволюция человека, как вида, вступают в противоречие с его социальной природой, что обусловлено возрастающими возможностями человека по преобразованию, как окружающей среды, так и природы самого человека.Новаторское учение австрийского психиатра и родоначальника психоанализа З. Фрейда сформировалось на рубеже ХIХ-ХХ вв. Трехчастная структура психики, предложенная австрийским ученым позволила обосновать и утвердить научное признание многомерности сознания человека, как мыслящего и познающего субъекта. Безусловным достоинством данной концепции является обоснование присутствия в сознании любого человека одновременно и рационального, и иррационального начал, что позволяет объяснить многие деструктивные явления в деятельности человека.Таким образом, на наш взгляд, наиболее перспективным направлением исследования специфики человека является биосоциальное направление, ориентированное на признание исходной амбивалентности природы человека.Список использованной литературыАдлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова; пер. с нем. И. В. Стефанович. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. – 89 с.Гаранина О. Д. Философия. Теоретический курс: текст лекций / О.Д. Гаранина – Москва : МГТУ ГА, 2009. – 99 с.Доматырко Д. Г. Проблема человека в истории философии / Д.Г. Доматырко // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2009. - № 8. – С. 39-41.Казаровец О. Г. Соотношение социального и биологического в эволюционно-историческом развитии человека: автореферат дисс. на соиск.учен. степ. канд. философ. наук (09 00 11) / О.Г. Казаровец – Санкт-Петербург, 1992. – 19 с.Марков А. Эволюция человека : в 2-х кн., кн. 1 : Обезьяны, кости и гены / А. Марков – Москва : Астрель : CORPUS, 2011. – 464 с.Марков А. Эволюция человека : в 2-х кн., кн. 2 : Обезьяны, нейроны и душа / А. Марков – Москва : Астрель : CORPUS, 2011. – 512 с.Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд – Москва : Наука. – 456 с. Шелехов И. Л., Белозерова Г. В., Мартынова А. И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа / И.Л. Шелехов, Г.В. Белозерова, А.И. Мартынова // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. - № 1 (11). – С. 9-21.

1. Адлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова; пер. с нем. И. В. Стефанович. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. – 89 с.
2. Гаранина О. Д. Философия. Теоретический курс: текст лекций / О.Д. Гаранина – Москва : МГТУ ГА, 2009. – 99 с.
3. Доматырко Д. Г. Проблема человека в истории философии / Д.Г. Доматырко // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2009. - № 8. – С. 39-41.
4. Казаровец О. Г. Соотношение социального и биологического в эволюционно-историческом развитии человека: автореферат дисс. на соиск.учен. степ. канд. философ. наук (09 00 11) / О.Г. Казаровец – Санкт-Петербург, 1992. – 19 с.
5. Марков А. Эволюция человека : в 2-х кн., кн. 1 : Обезьяны, кости и гены / А. Марков – Москва : Астрель : CORPUS, 2011. – 464 с.
6. Марков А. Эволюция человека : в 2-х кн., кн. 2 : Обезьяны, нейроны и душа / А. Марков – Москва : Астрель : CORPUS, 2011. – 512 с.
7. Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд – Москва : Наука. – 456 с.
8. Шелехов И. Л., Белозерова Г. В., Мартынова А. И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа / И.Л. Шелехов, Г.В. Белозерова, А.И. Мартынова // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. - № 1 (11). – С. 9-21.

Вопрос-ответ:

Какие признаки свидетельствуют о зрелости человека?

Одним из признаков зрелости человека является замена родительского контроля на самоконтроль. Когда человек достигает зрелости, он способен контролировать свои поступки и принимать ответственные решения самостоятельно, без навязывания со стороны родителей. Также зрелый человек отличается умением адаптироваться к различным ситуациям, проявлять эмоциональную стабильность и самоуверенность. В целом, зрелость человека проявляется в его способности осознанно и ответственно принимать решения и самостоятельно управлять своей жизнью.

Какую роль играет структура человеческой психики в генезисе и развитии общества?

Для З.Фрейда структура человеческой психики является основой для объяснения закономерностей генезиса и развития общества. Он считает, что в человеке заложено стремление к разрушению, которое вынуждает культуру утверждать и поддерживать этические нормы, противоречащие психике человека. Таким образом, Фрейд считает, что общество формируется на основе компромисса между стремлением индивида к свободе и стремлением культуры к поддержанию социального порядка.

Что понимается под сверх-Я?

Сверх-Я - это понятие, которое введено в психологии и психоанализе З.Фрейдом. Оно представляет собой одну из составляющих структуры человеческой психики, вместе с Идом и Эго. Сверх-Я является неким внутренним голосом, который представляет собой совокупность внутренних предписаний, норм и ценностей, которые общество внушает человеку. Сверх-Я контролирует поведение и принуждает человека следовать этическим нормам и соблюдать моральные принципы.

Что представляет собой понимание сущности человека в современной науке?

Сущность человека в современной науке понимается как сложный комплекс физиологических, психологических и социальных аспектов его существования.

Какую специфику имеет человек в современной науке?

Человек в современной науке рассматривается как уникальное существо с развитой психикой, способным к самосознанию, обладающим моральными и этическими нормами поведения.

Что означает замена родительского контроля на самоконтроль в концепции "Сверх Я"?

Замена родительского контроля на самоконтроль в концепции "Сверх Я" означает, что человек взрослеет и становится способным контролировать свое поведение и привычки самостоятельно, без внешнего влияния.

Какую роль играет структура человеческой психики в представлении З. Фрейда?

Структура человеческой психики для З. Фрейда является основой для понимания закономерностей генезиса и развития общества, она определяет поведение и действия людей.

Почему культура утверждает и поддерживает этические нормы, которые противоречат психике человека?

Культура утверждает и поддерживает этические нормы, которые противоречат психике человека, чтобы сдерживать его врожденные стремления к разрушению и сохранить порядок и стабильность в обществе.

Какая сущность человека рассматривается в современной науке?

В современной науке сущность человека рассматривается с разных точек зрения. Некоторые ученые считают, что основная сущность человека заключается в его физическом теле и химических процессах, происходящих в организме. Другие исследователи уделяют большее внимание психологическим аспектам человеческой природы, таким как мышление, чувства и поведение. Еще есть те, кто считает, что сущность человека заключается в его социальной природе и его взаимодействиях с другими людьми и окружающим миром.

Какая специфика человека отмечается в современной науке?

Специфика человека в современной науке отмечается связью между его физической природой и психологическими особенностями. Также ученые обращают внимание на уникальные способности человека, такие как разумность, способность к творчеству и самосознанию. Кроме того, человеку присуща способность к коммуникации и взаимодействию с другими людьми. Отмечается также способность человека к адаптации к различным условиям и изменениям в окружающей среде.

Какими признаками зрелости является замена родительского контроля на самоконтроль?

Замена родительского контроля на самоконтроль является одним из признаков зрелости человека. Это означает, что человек становится способным принимать самостоятельные решения и контролировать свое поведение без внешнего влияния. Он осознает ответственность за свои действия и умеет самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с установленными нормами и ценностями.