Формирование комуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе прведения сюжетно-ролевых игр

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 1616 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 18.01.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе проведения сюжетно-ролевых игр 6
1.1. Особенности формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 6
1.2. Специфика коммуникативного развития глухих дошкольников 14
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха 20
2.1. Изучение состояния сформированности коммуникативных навыков дошкольников с нарушением слуха 20
2.2. Особенности обеспечения педагогического сопровождения сюжетной ролевой игры детей с нарушением слуха для формирования коммуникативных навыков 23
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Фрагмент для ознакомления

д., отображать сказочные сюжеты, предварительно отработанные на занятиях по развитию речи [6 ].Воспитателю следует помнить, что основным свойством сюжетно-ролевых игр является их самодеятельный характер: дети самостоятельно, без участия взрослого, выбирают замысел, распределяют роли, воспроизводят сюжеты, определяют игровые правила.В специальном дошкольном учреждении существует реальная угроза фактической замены творческой игры сюжетно-дидактическими играми со взрослыми, поэтому воспитатели должны особое внимание уделять обеспечению педагогических условий для развертывания детьми творческой сюжетно-ролевой игры.В процессе каждого занятия по игре кроме реализации основного игрового задания необходимо реализовывать коррекционно-компенсаторную цель, которая в общих чертах можно описать как развитие зрительной, слухо зрительного внимания, тактильного, зрительного, слухо-зрительного восприятия, наглядно действенного и наглядно-образного мышления, речи, творческого воображения.Нужно создавать условия для развития познавательной активности, проявления речевой активности детей, речевого общения [5].Учитываяпоследние исследованияоб обеспечении эффективногопсихолого-педагогическогосопровожденияигровой деятельности детейвонтогенезе[4], можно предположить, чтореализациясистемыкоррекционно-педагогическоговоздействия на развитие сюжетно-ролевыхигрглухихдетей дошкольного возраста для развития коммуникативных навыков должнапредусматривать:-во-первых, формирование структурыигровой деятельности,котораясостоитизмотивационного, целевого, содержательного, процессуально-операционного,контрольнооценочного ирезультативногокомпонентов;-во-вторых, формированиеспецифических компонентов игровой деятельности: игровой мотивации, игровойцели,игровых действий,соблюдение правил игры, контроляи оценки детьми игровых действий,достижения представленнойцели.Методикаорганизации игровой деятельности детейс нарушениями слухапредполагает педагогическое сопровождение всехвыше указанныхкомпонентов и организациюсреды, в которойпроисходитигра, иобусловливает результативностьигры как метода развития, обученияивоспитаниядетей дошкольного возраста[4,5].Мотивационно-целевойкомпонентигровой деятельностиглухихдетейстаршегодошкольного возраста характеризуетсяслабо выраженнойигровой мотивацией, недостаточным интересомк игре иигрушки,трудностями возникновения замысла игры.Этот этап, включая, прежде всего, создание замысла игрыи путейегореализации, является однойиз самых слабых звеньевигровой деятельности детей спониженным слухом.Согласноформирования этого компонентаимеетбыть предметомособоговниманияпедагогов и родителей.Основными задачамивоспитателей, сурдопедагоговвпроцессеформированиямотивационно-целевогокомпонентаигровой деятельности являются:-привлечениедетейк общечеловеческимценностям,-формирование положительногоэмоциональногоотношения кигровой деятельности, интересаксюжетно-ролевойигры,-обеспечения потребности всоциализации,которая,реализуясьв условияхтворческойигры через представлениеситуацию, позволяет ребенку действоватьнауровне мотивации взрослогочеловека,-формированиепознавательных интересов.Содержательныйкомпонентигровой деятельноститакже недостаточно сформирован вдетейс нарушениями слуха.Это обусловлено прежде всего тем, что развитие замысла игры близко связан сналичиему ребенка определенных знаний, представлений, впечатлений оокружающей среды, которые,какизвестно,формируются в глухихдетей с опозданием согласно возрастныхнорм онтогенеза.Основными задачамивоспитателей, сурдопедагоговвпроцессеформированиясодержательногокомпонентаигровой деятельности являются:-обогащение знанийипредставлений оокружающей среды,-расширениесоциальным связейребенка.Процессуально-операционныйкомпонентигровой деятельностидетейс нарушениями слухахарактеризуется несоответствиемвременным границам формированияаналогичногокомпонента вонтогенезе.Задержка ввремениформированияэтапов игровой деятельностиприводит к тому, что длительное время ребенокзадерживаетсяна предметныходнообразных действиях,чтомешает ее участиявсодержательной игреи налаживаниювзаимодействияссверстниками, соответственно ролевые игрыусваиваются значительномедленнее инедостаточно продуктивно;малыш недостаточноиспользует предметы-заменители;быстроотказывается от выбранной роли вовремясовместнойигры со сверстниками, тем самым нарушая правила игры;неумеет(без помощи взрослого) развернутьсовместную деятельность в соответствиис планом.Учитывая вышесказанное, основными задачамивоспитателей, сурдопедагоговвпроцессеформированияпроцессуально-операционногокомпонентаигровой деятельности являются:-формированиеиразвитиеуменияформулировать план-план сюжетноролевойигрыи реализовыватьего,-формированиеиразвитиеумениясоблюдать определенные правилавовремя игры,-формированиеиразвитиеуменияиспользоватьпредметы-заменители,-формированиеиразвитиеумения реализовывать отношения, заложенныевроли (уменийролевогообщения),-формированиеиразвитие игры каксовместной деятельности,-налаживание реальныхмежличностных отношений детейвгруппе.Контрольно-оценочныйкомпонентигровой деятельностипредполагаетучеттогообстоятельства, что ребенок с нарушениями слуха не может продуктивно развиваться безспециально созданной ситуации успеха.Следовательно, нужноудовлетворять потребность «особого»дошкольникавпризнанииего достижений, формируя тем самым у ребенка чувствосамодостаточности и гордостизадостигнутыерезультаты.Основными задачамивоспитателей, сурдопедагоговвпроцессеформированияконтрольно-оценочногокомпонентаигровой деятельности являются:-формированиеуменияконтролировать собственнуюигровую деятельность,то естьосуществлятьсамоконтроль,-формированиеумения самостоятельно оцениватьсобственнуюигровую деятельность.Результативный компонентигровой деятельностидетейс нарушениями слуха, прежде всего,проявляетсявполученииребенкомэмоциональногоудовлетворенияотигры, а такжеоцениваетсякак результат развития базовых качествличностиребенка (базового «Я»,компетентности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, произвольностии т.д.), формирование наконец дошкольного периода психическихновообразований,которыесоставляют структуру«школьной зрелости».Итак, основными задачамивоспитателей, сурдопедагоговвпроцессеформирования результативного компонентаигровой деятельности являются:-формирование базовых качествличностиглухогодошкольника,-формированиепсихическихновообразованийдошкольногодетства.Взрослым,которые занимаютсяразвитием, воспитаниемиобучениемдетейс нарушениями слуха,нужнопомнить: каждый ребенок -индивидуальность.В одних знания иигровые уменияформируются быстрее, для воспитаниядругихнужно приложить значительнобольшеусилийивремени, чтобы получить желаемый результат.Вовремя обеспеченияпедагогическогосопровождениявоспитатели,сурдопедагогиобязательно должны учитывать тот аспект, чтоигровая деятельностьглухихдетей имеетбольшое значение для развития речидетей,однако, обучаяих играм,нельзяподчинятьзадачи развитияигровой деятельноститребованиям формирования речи, ведь игравыполняетсвою важнуюмиссиюв развитии ребенка, способствуяпоявлениюновообразованийдошкольногодетства.Условие общего воспитания слабослышащих и с нормальным слухом дают вероятность создания непринужденной речевой среды, в которой есть необходимое условие формирования самостоятельной речи детей с нарушением слуха. Данные условия делают нужным использование речевой деятельности для взаимоотношений с взрослым, а также и со своим нормально слышащим сверстником. В данных условиях увеличивается мотивации речевого общения. В общения с развивающимися в норме сверстниками происходит совершенствование речевых навыков, приобретенных на определенных занятиях формирование коммуникативных умений и навыков. Из анализа происхождения процесса общения и условий, и способствующих его развитию, мы видим, что его становление детерминировано деятельностью, выдающейся в качестве того или иного возрастного этапа (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Определение актуальности применения игры в качестве модели коммуникативной 20 ситуации является выдвинутый психологами (А.Л. Леонтьев, М.И. Лисина) принцип единства общения и деятельности. Одной из ведущих видов деятельностей детей старшего дошкольного возраста является сюжетно–ролевая игра. В ходе игры дети пытаются применить «на себя роли взрослых», и в сохранной ими ситуации, как взаимодействуют взрослые между собой при определенных условиях [3, с. 76]В сюжетно-ролевой игре дети формируют сюжет, совмещая в одно целое некоторые действия игры. Вместе сюжетом сложения сближают игру с речевой деятельностью, при этом развивая навыки связного повествования. Особенность игр это, введение правил игрового взаимодействия, при котором появляется речевое взаимодействие участников игры – диалог. (Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С.). Важнейшими задачами коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с нарушением слуха 5-6 лет являются развитие диалогической и монологической форм речи, воспитание навыков общения, то есть коммуникативных умений. Мы пришли к тому, что одно из направлений подобной работы может быть коррекционная деятельность по развитию навыков сюжетно-ролевой игры у детей с нарушенным слухом обучающихся в условиях комбинированных групп. В сюжетно-ролевой игре между детьми в норме и слабослышащими ситуация становится естественной, мотивируя последних в использовании речевого общения и применения коммуникативных умений в практике. У детей в норме имеются проблемы в игровой деятельности, но еще больше проблем у слабослышащих детей. Перечислим самый важный из них: скудный или достаточно бедный словарь; доминируют бытовые игры, которые отражают лишь немногочисленные отношения между взрослыми [3, c. 189]; стандартность действий в игровом процессе; слабослышащие дети «не всегда могут самостоятельно понять скрытые отношения, зато наглядные предметные действия отражают в играх детально и педантично» [3, c. 190]; особенность развития воображения у слабослышащих детей влияет на то, что им «трудно творчески войти в роль» [3, c. 210]; неумение планировать сюжетно-ролевую игру, неумение выбирать и распределять роли; неумение играть коллективно, что связано с личностными особенностями. Чтобы «обеспечить максимальную актуализацию имеющихся у ребёнка возможностей» (Л.В Троян) задачей взрослого заключается в обучении организации руководства особенностями игровой деятельности слабослышащих детей Развивая умения сюжетно-ролевой игры у детей с нарушенным слухом 5-6 лет, воспитывающихся в смешанных группах, учителем-дефектологом, планируется словарь, тематика игр, игровое пространство и методические приемы, при их помощи решаются установленные задачи, здесь же предусматривается возможность реализовать возрастающие речевые умения в процессе игр. Для таких групп учитель-дефектолог(сурдопедагог) и воспитатель разрабатывают перспективный план сюжетно-ролевых игр основываясь на лексические темы учебного года.ЗаключениеКоммуникативные навыки формируются на основе коммуникативной потребности, которая удовлетворяется в поведении и становится причиной развития таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия, способность к совместной деятельности, партнерству, что необходимо для социализации ребенка. Возрастными особенностями коммуникативных навыков старших дошкольников являются: представление детей о мире взрослых, их взаимоотношениях, правила поведения; воспроизведение социальных отношений в сюжетно-ролевой игре; осознание необходимости строить общение в соответствии с задачами коммуникативной ситуации; анализ и оценка коммуникативных контактов со сверстниками и взрослыми;В работе освещаются современные подходы к организации и обеспечению эффективного педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста по нарушениями слуха, в частности, раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы по обучению сюжетно-ролевым играм, педагогические условия для создание благоприятной среды для развертывания детьми режиссерской игры, описано структурные компоненты игровой деятельности и основные задачи сурдопедагогов и воспитателей с их реализации в образовательном пространстве специального дошкольного учебного заведения.Итак, развитие ребенка с нарушениями слуха, формирование его как личности зависит от правильно организованного педагогического сопровождения игровой деятельности и коррекционно развивающей работы по формированию и развитию сюжетно-ролевой игры ребенка раннего и дошкольного возраста.Анализ психолого-педагогической литературы по изучению особенностей и методики развития игровой деятельности детей в онтогенезе и дизонтогенез показал потребность в будущих научных исследованиях с целью изучения и уточнения особенностей обеспечения эффективного педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.Список использованной литературыАксенова Л. И. и другие Специальная педагогика. — М.: Академия. 2002.Акулова, Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей / Е. Акулова. //Дошкольное воспитание. -2007. -№ 6. -С. 10-12.Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80Барабанов Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 140-143. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4520/ (дата обращения: 14.12.2019).Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушение слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной научной конференции. - Челябинск, 2013. - С.140-143.Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей [Текст] / Р. Е. Барабанов // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 174–176.Бекетова Е. С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-narusheniem-sluha (дата обращения: 14.12.2019).Боскис Р.М. Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования речи // Известия АПН РСФСР. - М.: АПН РСФСР, 1954.- Вып.62. - 20 с.Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. - М, 1954. -178 с.Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с.Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. -М.: Просвещение, 1975. - 174 с.ВыгодскаяЛ.Обучение глухих дошкольниковсюжетно-ролевымиграм / Гита ЛьвовнаВыгодская.- М .: Просвещение, 1975. - 173 с.Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада/О.П. Гаврилушкина// Ребенок в детском саду.- 2003. - №2.-с. 19-26Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 2005. - 44 с.ДорожевецТ.В. Использование «сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсовребенка// Журнал практического психолога. 1998. - №5. - С.48-56. Зыков С.А. Обучение глухонемых детей по принципу формирования речевого общения. - М., 1961. - 211 с.Карабаева И.И.Психологам о воображение дошкольников / Ирина Ивановна Карабаева.- М .: Шк.Мир, 2009. - 120 с.Карасева Е.В.Мир детской игры / К.В.Карасева, Т.А.Пироженко.- М .: Шк.Мир, 2010. - 128 с.Кобликова А.А. «ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА. » // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010570">https://scienceforum.ru/2015/article/2015010570 (дата обращения: 14.12.2019 ).Кудикина Н.В.Игровая деятельность детей: теоретические основы и методика педагогического руководства // Ее величество ИГРА: теория и методика организации детской игровой деятельности в контексте преемственности дошкольного и начального образования: сб.статей / под ред.Г.С.Тарасенко.- Винница: ВГПУ им.Михаила Коцюбинского, 2009. - С.8-21.Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М.Лотман // Избранные статьи. – У 3 т. – Т.1. –Таллинн : Александра, 1992. – С.76-89.Лубовский В. И. Специальная психология. — М., 2003. 6.     Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. — М.:Школа-Пресс.1997. 7.     Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2002.Мартынчук А.В.Особенности формирования и развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Ребенок с сенсорныминарушениями: развитие, обучение, воспитание: [сб.наук.пр.] / Под ред .: С.В.Литовченко,И.М.Гудым.- М .: А.Т.Ростунов, 2011. - Вып.2. - С. 83-89.Носкова Л.П.Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П.Носкова, Н.Д.Соколова, А.П.Гаврилушкина и др. / Под ред.Л.П.Носковой.- М .: Просвещение, 1993. - 224 с.Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. - М. Владос, 2004. - 344 с.Педагогическая диагностикакомпетентностейдошкольников. Дляработысдетьми 5-7 лет/ Подред. О. В.Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.Речицкая Е.Г., Трошкина О.В. Модель коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативно-речевой компетентности дошкольников с нарушением слуха в условиях игровой деятельности // Наука и школа. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-po-formirovaniyu-kommunikativno-rechevoy-kompetentnosti-doshkolnikov-s-narusheniem-sluha-v (дата обращения: 14.12.2019). Розанова Т.В. Развитие способностей у глухих детей. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с.

1. Аксенова Л. И. и другие Специальная педагогика. — М.: Академия. 2002.
2. Акулова, Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей / Е. Акулова. //Дошкольное воспитание. -2007. -№ 6. -С. 10-12.
3. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.
4. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80
5. Барабанов Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 140-143. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4520/ (дата обращения: 14.12.2019).
6. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушение слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной научной конференции. - Челябинск, 2013. - С.140-143.
7. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей [Текст] / Р. Е. Барабанов // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 174–176.
8. Бекетова Е. С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-narusheniem-sluha (дата обращения: 14.12.2019).
9. Боскис Р.М. Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования речи // Известия АПН РСФСР. - М.: АПН РСФСР, 1954.- Вып.62. - 20 с.
10. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. - М, 1954. -178 с.
11. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с.
12. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. -М.: Просвещение, 1975. - 174 с.
13. Выгодская Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Гита Львовна Выгодская. - М .: Просвещение, 1975. - 173 с.
14. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада/О.П. Гаврилушкина// Ребенок в детском саду.- 2003. - №2.-с. 19-26
15. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 2005. - 44 с.
16. Дорожевец Т.В. Использование «сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического психолога. 1998. - №5. - С.48-56.
17. Зыков С.А. Обучение глухонемых детей по принципу формирования речевого общения. - М., 1961. - 211 с.
18. Карабаева И.И. Психологам о воображение дошкольников / Ирина Ивановна Карабаева. - М .: Шк. Мир, 2009. - 120 с.
19. Карасева Е.В. Мир детской игры / К.В. Карасева, Т.А. Пироженко. - М .: Шк. Мир, 2010. - 128 с.
20. Кобликова А.А. «ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА. » // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010570">https://scienceforum.ru/2015/article/2015010570 (дата обращения: 14.12.2019 ).
21. Кудикина Н.В. Игровая деятельность детей: теоретические основы и методика педагогического руководства // Ее величество ИГРА: теория и методика организации детской игровой деятельности в контексте преемственности дошкольного и начального образования: сб. статей / под ред. Г.С.Тарасенко. - Винница: ВГПУ им. Михаила Коцюбинского, 2009. - С.8-21.
22. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. – У 3 т. – Т.1. –Таллинн : Александра, 1992. – С. 76-89.
23. Лубовский В. И. Специальная психология. — М., 2003. 6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. — М.:Школа-Пресс.1997. 7. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2002.
24. Мартынчук А.В. Особенности формирования и развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Ребенок с сенсорными нарушениями: развитие, обучение, воспитание: [сб. наук. пр.] / Под ред .: С.В. Литовченко, И.М. Гудым. - М .: А.Т. Ростунов, 2011. - Вып. 2. - С. 83-89.
25. Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, А.П. Гаврилушкина и др. / Под ред. Л.П. Носковой. - М .: Просвещение, 1993. - 224 с.
26. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. - М. Владос, 2004. - 344 с.
27. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы сдетьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
28. Речицкая Е.Г., Трошкина О.В. Модель коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативно-речевой компетентности дошкольников с нарушением слуха в условиях игровой деятельности // Наука и школа. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-po-formirovaniyu-kommunikativno-rechevoy-kompetentnosti-doshkolnikov-s-narusheniem-sluha-v (дата обращения: 14.12.2019).
29. Розанова Т.В. Развитие способностей у глухих детей. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
30. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с.

Вопрос-ответ:

Какие коммуникативные навыки формируются у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе проведения сюжетно-ролевых игр?

В процессе проведения сюжетно-ролевых игр дети со слуховыми нарушениями формируют такие коммуникативные навыки, как умение выражать свои мысли и чувства, прослушивать и понимать речь партнеров, устанавливать контакт с окружающими, адекватно реагировать на сообщения других людей.

Какие особенности существуют в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста?

В старшем дошкольном возрасте формируются более сложные коммуникативные навыки, такие как адекватное использование языка для общения, умение слушать и понимать речь других, установление взаимосвязи между речью и действием, а также навыки совместной деятельности и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Какова специфика коммуникативного развития глухих детей старшего дошкольного возраста?

У глухих детей старшего дошкольного возраста специфика коммуникативного развития связана с их особенностями слуха. Они часто имеют ограниченный словарный запас и затруднения с пониманием речи, что затрудняет коммуникацию. Однако, с помощью сюжетно-ролевых игр и специальных методик, они могут развивать коммуникативные навыки и преодолевать свои проблемы.

В чем состоят особенности формирования коммуникативных навыков у глухих дошкольников?

У глухих дошкольников особенности формирования коммуникативных навыков связаны с их особенностями слуха. Они не имеют доступа к слуховой речи и, следовательно, у них часто возникают затруднения с произношением и пониманием речи. Однако, с помощью специальных методик, таких как использование жестового языка и аудиовизуальных средств, они могут развивать коммуникативные навыки и учиться общаться с окружающими.

Какие навыки формируются у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе проведения сюжетно ролевых игр?

В процессе проведения сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха формируются такие коммуникативные навыки, как установление контакта с окружающими, владение языком жестов и мимикой, развитие социальных навыков и умение выражать свои мысли и эмоции.

Какие особенности присущи формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?

У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха есть особенности в перцептивной и выразительной сфере, что затрудняет коммуникативное общение. Они могут испытывать трудности в восприятии речи и выражении своих мыслей. Также они зависят от альтернативных коммуникационных средств, таких как жесты и мимика.

Чем отличается коммуникативное развитие глухих дошкольников от развития слышащих детей?

Коммуникативное развитие глухих дошкольников отличается от развития слышащих детей в связи с их особенностями слуха и речи. Глухие дети обычно развивают альтернативные коммуникативные навыки, например, они используют жесты и мимику для общения. Они также могут использовать специальные средства коммуникации, такие как знаковый или письменный язык.

Какие специфические трудности возникают у глухих детей в процессе коммуникативного развития?

У глухих детей могут возникать трудности в понимании и использовании речи из-за отсутствия слухового восприятия. Они также могут испытывать трудности в социальном взаимодействии и установлении контакта с другими людьми. Также возможны сложности в выражении своих мыслей и эмоций из-за ограничений в речевом развитии или использовании альтернативных коммуникационных средств.

Какие навыки формируются у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе проведения сюжетно-ролевых игр?

В процессе проведения сюжетно-ролевых игр дети с нарушением слуха формируют коммуникативные навыки, такие как умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли и чувства, умение задавать вопросы и отвечать на них, умение вести диалог и сотрудничать с другими.

Какие особенности есть в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте формирование коммуникативных навыков происходит через игровую деятельность. Дети в этом возрасте активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, играют различные роли, что способствует развитию коммуникативных умений. Они также осваивают различные формы коммуникации, такие как устное общение, жестовая коммуникация и мимика.

Какая специфика есть в коммуникативном развитии глухих дошкольников?

У глухих дошкольников есть свои особенности в коммуникативном развитии. Они не могут использовать слух как основной канал коммуникации, поэтому для них важно освоить альтернативные коммуникативные навыки, такие как жестовая речь, чтение по губам и использование специальных устройств для общения. Также глухие дети часто испытывают трудности в выражении своих мыслей и чувств, поэтому им необходима поддержка и помощь в развитии коммуникативных навыков.

Какая экспериментальная работа проводилась по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?

В экспериментальной работе проводилось занятие с использованием сюжетно-ролевых игр, в которых дети с нарушением слуха могли взаимодействовать друг с другом и с взрослыми. В ходе игры детям давались задания, которые помогали развивать их коммуникативные навыки, такие как задавать вопросы, выражать свои мысли и слушать других. Эксперимент показал положительные результаты и подтвердил эффективность проведения сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха.