Вам нужна курсовая работа?
Интересует История?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Личность Людовика XI и его царствование. По «Мемуарам» Филиппа де Коммина. (Филипп де Коммин. Мемуары. Любое издание).

  • 34 страницы
  • 5 источников
  • Добавлена 05.08.2011
900 руб. 1 800 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление


Введение
1. Эпоха Людовика XI и роль мемуаров Филиппа де Коммина
1.1. Биография Филиппа де Коммина
1.2. Периоды царствования Людовика XI
2. Оценка Ф. Коммином царствования и личности Людовика XI
2.1. Личность Людовика XI
2.2. Черты образа Людовика XI в мемуарах Коммина
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Начнем с того, что само понятие «идеальный государь» ни разу не употребляется в «Мемуарах» и лишь однажды встречается определение «совершенный государь». Однако на страницах сочинения постоянно фигурируют понятия того же семантического поля – «добрый государь», чаще «мудрый государь». По мнению Ю. П. Малинина, Коммин именно мудрость, как качество государя, выдвигает на первый план. С этим нельзя не согласиться.
Каким же должен быть «мудрый государь»? «Мемуары» позволяют определить, какими качествами он должен обладать и как должен действовать. Прежде всего, государю необходим здравый рассудок, ум и хорошая память. Именно наличие ума определяет превосходство государя в делах. Коммин рассуждает о государях в целом, но первый пример такого правителя в его глазах – Людовик XI: у него хорошая память и он считает его самым умным из известных ему государей. По мнению Коммина, Людовик превосходил умом Карла Смелого, Эдуарда Английского и многих других. Рассудок и ум, по мнению Коммина, идут только от Бога, и «…Господь оказывает большую милость тем, кому он дает здравый природный рассудок». Самое страшное наказание для государей, если Господь отнимает у них разум и «…вносит смуту в их дом, вызывая недовольство и раздоры». Здесь Коммин повторяет общепринятые суждения. В указаниях на то, что природа дает рассудок, можно усмотреть и известные ноты гуманистического характера, которые начали уже обозначаться во французской литературе и этико-философских сочинениях.
Также государю необходимо умение красиво, но немного говорить и умение скрывать свои чувства, так как «...никогда не раскаивается тот, кто мало говорит, зато очень часто – тот, кто говорит много». Коммин в общем рассуждает на эту тему немного, но говорит о Людовике XI как о короле, «…у которого язык был хорошо подвешен…», и хвалит его за то, что король мог скрывать свои чувства, хоть это и бывало трудно.
Важным качеством для государя-практика является большая работоспособность и умение правильно распределить время между делами и заботами об общем благе и куртуазными развлечениями. Так, если государи «…распределяют время разумно и в соответствии со своим возрастом и сначала занимаются полезными делами и заседают в советах, а затем идут пировать и развлекаться, то тогда они достойны похвалы и способны сделать счастливыми своих подданных». Но даже тогда, когда государь отдыхает, его ум должен продолжать работать на благо государства и подданных.
Развивая эту мысль, Коммин указывает на необходимость государю стремиться знать многих как в королевстве, так и за его пределами, с юных лет вникать «…во множество мельчайших дел своего королевства…» и вести все дела самому, дабы не допустить злоупотреблений, не нанести урон государству и не утратить власть.
Интересно отметить: настаивая на том, чтобы государь вел все дела самостоятельно, Коммин придает большое значение совету при нем. По его суждению, великое заблуждение для государя, когда он свое мнение ценит больше, чем мнения других. Более того, Коммин уверен, что не бывает «…столь мудрых государей, что не ошибались бы иногда, а при долгой жизни и частенько». Поэтому государю необходимы разумные и опытные советники, для того чтобы всегда иметь возможность выслушать различные мнения и принять единственно верное решение.
В этой связи Коммин уделяет особое внимание вопросу о доверенных лицах и советниках государя. Государь должен окружать себя людьми добродетельными и честными не столько из-за того, что люди будут судить о нем по его приближенным, сколько для того, чтобы всегда иметь возможность получить мудрый совет. В этой связи Коммин рекомендует государю серьезно подходить к выбору тех, кто его окружает, тех, кого он наделяет властными или дипломатическими полномочиями. Государь должен учитывать человеческие, политические качества, преданность делу и опыт, а не передавать власть тем, «…кто более приятен – либо потому, что у них подходящий возраст, либо потому, что их взгляды совпадают с их собственными…», или тем, кто умело организует их развлечения. Мудрых и нужных людей должно привлекать на свою сторону любыми средствами, проявлять в этом терпение и настойчивость. Очевидно, в данном случае Коммин припоминает, каким образом Людовик XI переманил к себе на службу его самого. Переговоры об этом переходе шли около 4 лет с 1468–1472 гг. В результате Коммин получил от короля две тысячи ливров, шесть тысяч пожизненной ежегодной пенсии, владения в Пуату, Анжу, Берри и богатую невесту.
Далее Коммин замечает, что «мудрый государь» должен всеми силами поддерживать социальный мир внутри страны: стараться не допускать распрей между подданными и ни в коем случае не участвовать в них самому, не ссорить и не разорять подданных, не изгонять и не отрешать от должности тех, кто верно служил их предшественникам. Это опасно тем, что обиженные, помышляя о мести, могут войти в соглашение с врагами, и тогда во внутренние раздоры вмешаются со стороны. В этом случае государь может потерять власть и даже жизнь, а подданных ввергнуть в разорение. Так, например, Карл Смелый не сумел поддержать порядок в стране, не удержал союзников, которых переманил противник, и в результате лишился не только власти, но и жизни. Даже почитаемого им Людовика XI, Коммин не боится упрекнуть в том, что тот в самом начале своего правления совершил ошибку – изгнал и разорил бывших сторонников своего отца и тех, кто не был согласен с его политикой. Последствия для него и для Франции были тяжелые – в 1465 г. против его власти поднялись крупные феодалы (война Лиги общественного блага), а он сам пережил едва ли не самые страшные месяцы своей жизни. Однако король понял свою ошибку и много сил, средств и времени потратил на ее исправление, различными дарами и обещаниями вновь привлекая обиженных на свою сторону. Поэтому когда в начале октября 1482 г. в Амбуазе состоялась встреча Людовика XI с его сыном Карлом, то король «…всячески убеждал дофина никого не лишать службы, ссылаясь на собственный опыт».
Коммин не оставляет без внимания вопрос о фискальной политике государя. Чтобы не вызвать недовольства подданных, государь не должен вводить налоги без согласия народа и взимать их в гораздо больших, чем следует, размерах. И уж тем более он не должен позволять злоупотребления при сборе налогов, так как за этим следует разорение подданных и ослабление страны. Собранные деньги не следует накапливать в казне, а нужно тратить «…для охраны и обороны границ, даже когда нет войны, чтобы не быть захваченным врасплох…», для снабжения войск, строительства и укрепления городов и крепостей и так далее. Но эти средства никогда не должны поступать в личную казну государя.
Попытаемся проследить, к каким политическим средствам может прибегать в своей деятельности «мудрый государь» Коммина. Как известно, сам Коммин и его политический кумир Людовик XI были превосходными дипломатами и именно дипломатию считали главным средством для достижения цели. Коммин не рекомендует государю рисковать и прибегать к войне как к единственному орудию борьбы. Он уверен, что «…всем без исключения следует опасаться превратностей сражения и не делать на него ставку, если только его можно избежать». В чем же видит Коммин опасность сражений? Конечно, в поражении. В этом случае государь не только теряет людей и средства, но и рискует потерять повиновение подданных, что опять же приведет к падению государя и ослаблению страны. Победитель же «…приобретает в глазах своих людей больший, чем прежде, почет и уважение; все его подданные выказывают ему повиновение и из почтения соглашаются на все, что он потребует». На всякий случай Коммин напоминает, что и в победе есть опасность. Победитель часто забывает, что своей победой он обязан, прежде всего, Богу, и возносится в своей славе, за что бывает наказан и может потерять все, что завоевал.
Особый смысл Коммин видит в добре (в данном контексте для Коммина добро это благодеяния, пожалования и щедрость), которое государь может использовать как политическое средство для достижения своих целей. Особенно он ценит добро, если оно имеет четкую политическую направленность и может принести пользу государю и государству. Поэтому, «…никогда не следует переставать делать добро, поскольку и один человек, даже самый неприметный, который никогда не был облагодетельствован, неожиданно может оказать такую услугу и проявить такую признательность, что искупит все зло и неблагодарность других». Таким образом, понятие «добро» у Коммина выходит за пределы традиционного для христианства понимания безвозмездного добра.
Отметим, что, говоря о политических средствах, Коммин оправдывает любые действия, которые могут принести пользу государству, руководствуясь принципом – «…кто от этого выиграет, тому и честь». И в этом, пожалуй, опережает Макиавелли с его принципом «цель оправдывает средства». Он как бы снимает все моральные ограничения для государя. Поэтому Коммин не осуждает, а напротив, оправдывает интриги, подкуп, шантаж, к которым прибегал Людовик XI, так как, благодаря им, он сумел расширить свое королевство и примириться со всеми своими соперниками. В этом и заключается мудрость государя.
В этой связи обратимся к морально-этическому облику «мудрого государя» Коммина. Конечно, государь должен верить в Бога, любить его и бояться его суда. Ибо все зло происходит из-за отсутствия веры, а все преступления совершаются из-за «…отсутствия ума и веры одновременно». Любопытно, что Коммин связывает ум и веру, тогда как вся официальная богословская традиция усматривала опасности для самой веры именно в большом уме. Господь является единственным судьей для государя, который понесет наказание за то, что «…не пожелал верить и не имел твердой веры и убеждения». А так как наказания государя становятся наказаниями его подданных, то «…счастлива та страна или королевство, где король или сеньор мудр и страшится Бога, следуя его заповедям».
Твердая вера в Бога и следование его заповедям подразумевают особый образ жизни, который отличается благочестием, добродетелью, добропорядочностью и добрым отношением к людям, «…ибо, если государь добр, то он знает, что есть Бог и что есть мир». Коммин убежден, что только те государи заслуживают похвалы, у которых «…добродетели и добрые чувства перевешивают пороки», особенно если учесть, что государи «…больше склонны к произволу, чем другие люди». Отметим, что хотя Коммин по традиции включает благочестие в список добродетелей государя, он, тем не менее, не придает ему главенствующего значения. Так, например, говоря о Людовике XI, он одобряет его набожность и частые молитвы, но осуждает его за слишком щедрые дары церквям. Коммин не порицает Людовика XI за невнимание к приметам и церковным праздникам, особенно если этого требуют интересы государства.
Божьей милостью для государя является умение четко различать добро и зло в действиях других, «…в особенности когда он больше следует добру, чем злу». Коммин рекомендует и самому государю воздерживаться от злодеяний и жестокости или, «…по крайней мере, заставить себя пореже к ним прибегать»




Заключение

При Людовике закончилась междуусобная война. Прекратились не только крупные, но и мелкие рыцарские «разборки».
Он оживил торговлю. При нём поднялась промышленность Франции.
Улучшив монетную систему, Людовик XI ввёл в государстве единую королевскую монету, запретив феодалам чеканку своих монет.
Самая главная цель политики Людовика — это было собирание всех без исключения земель Франции под единой королевской рукой, была им достигнута.
Умный, осторожный и хитрый дипломат, презирающий рыцарские идеалы — Людовик планомерно и методично расправлялся со всеми своими врагами, что мешали ему в достижении его главной цели.
Несмотря на то, что некоторые владетели не только не уступали королю в могуществе, а даже и превосходили его (например, герцог Бургундский Карл Смелый), Людовик используя разногласия между ними, упорно гнул свою линию.
Из мемуаров Ф. Коммина мы узнаем, что расправившись с врагами, Людовик занялся внутренними реформами. Он покровительствовал ярмаркам и городам, оградил специальными законами от посягательств банкиров-евреев (ибо кто, как не он понимал, что деньги — это кровь государства).
При Людовике во Франции было построено очень много дорог — по крайней мере по меркам средневековья, а старые дороги отремонтировались.
Торговля, промышленность, наука — всё стало процветать под сильной и единой королевской властью.
При Людовике возникла и первая во Франции типография.
Он покровительствовал медицине (особенно хирургии) и реконструировал Медицинский факультет в Парижском университете.
В стране появился и свой литературный язык — северофранцузский.
Пожалуй, на короле Людовике XI начинает заканчиваться эра средневековья, и наступает абсолютизм.


Список использованных источников


Доронина Л. Л. Представление об идеальном государе во французской мемуаристике эпохи Людовика XI (по «Мемуарам» Филиппа де Коммина) // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Средневековый сборник 16 - http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./srednevek_gor/Doronina.php
Карпантье Ж., Лебрен Ф. и др. История Франции. (пер. Некрасова М.Ю.) СПб: «Евразия», 2008 — 607с.
Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — 496с.
Костин А.Л. Царствование, деяния и личность Людовика XI - http://lib.rus.ec/b/206944/read
Малинин Ю.П. Приложение к «Мемуарам» Коммина Филиппа де. М: «Наука», 1986.- 544 с.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — 496с.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.13..
Там же.с.31.
Карпантье Ж., Лебрен Ф. и др. (пер. Некрасова М.Ю.) История Франции. СПб: «Евразия», 2008 — 607с.
Малинин Ю.П. Приложение к «Мемуарам» Коммина Филиппа де. М: «Наука», 1986.- 544 с.

Доронина Л. Л. Представление об идеальном государе во французской мемуаристике эпохи Людовика XI (по «Мемуарам» Филиппа де Коммина) // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.Средневековый сборник 16 - http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./srednevek_gor/Doronina.php
Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.21.


Малинин Ю.П. Приложение к «Мемуарам» Коммина Филиппа де. М: «Наука», 1986.- 544 с.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.94.

Доронина Л. Л. Представление об идеальном государе во французской мемуаристике эпохи Людовика XI (по «Мемуарам» Филиппа де Коммина) // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.Средневековый сборник 16 - http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./srednevek_gor/Doronina.php
Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.101.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.121.

Доронина Л. Л. Представление об идеальном государе во французской мемуаристике эпохи Людовика XI (по «Мемуарам» Филиппа де Коммина) // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.Средневековый сборник 16 - http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./srednevek_gor/Doronina.php

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.26.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.68.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.58.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.66.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.101.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.7.
Там же. с.2.

Малинин Ю.П. Приложение к «Мемуарам» Коммина Филиппа де. М: «Наука», 1986.- 544 с.

Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — с.67.

Доронина Л. Л. Представление об идеальном государе во французской мемуаристике эпохи Людовика XI (по «Мемуарам» Филиппа де Коммина) // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.Средневековый сборник 16 - http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./srednevek_gor/Doronina.php













2

Список использованных источников


1.Доронина Л. Л. Представление об идеальном государе во французской мемуаристике эпохи Людовика XI (по «Мемуарам» Филиппа де Коммина) // Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Средневековый сборник 16 - http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./srednevek_gor/Doronina.php
2.Карпантье Ж., Лебрен Ф. и др. История Франции. (пер. Некрасова М.Ю.) СПб: «Евразия», 2008 — 607с.
3.Коммин Филлип де (пер. Малинина Ю.П.) Мемуары. М: «Наука», 1986 — 496с.
4.Костин А.Л. Царствование, деяния и личность Людовика XI - http://lib.rus.ec/b/206944/read
5.Малинин Ю.П. Приложение к «Мемуарам» Коммина Филиппа де. М: «Наука», 1986.- 544 с.

У нас вы можете заказать