Государственное регулирование процессов реализации конкурентных преимуществ региона

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическое право
  • 2626 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 18.02.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования процессов реализации конкурентных преимуществ региона 5
1.1 Сущность конкурентного преимущества региона и их реализация 5
1.2 Виды конкурентных преимуществ региона 9
2. Современная российская практика государственного регулирования процессов реализации конкурентных преимуществ региона 13
2.1 Конкурентные преимущества Воронежской области 13
2.2 Инструменты государственного регулирования процессов реализации конкурентных преимуществ региона 16
Заключение 21
Список используемой литературы 24



Фрагмент для ознакомления

- ГЧП постоянно адаптируется к рыночным условиям, способно реагировать на возникающие потребности, в то время как крупный бизнес может не обладать данной функцией;- инновационное и научно-техническое развитие и рост. Малые предприятия, стремящиеся выжить в конкурентной борьбе, более склонны рисковать и реализовывать новые проекты;ГЧП способен конкурировать с крупными организациями в целом и их неэффективными подразделениями благодаря присущей им способности к быстрому возобновлению.Социальная значимость ГЧП:создание новых рабочих мест, что приводит к снижению безработицы в стране или регионе, а также повышение уровня занятости в целом;ГЧП способствует развитию определенного среднего класса населения, предполагающий достижения стабильного социально-экономического развития;формирование культуры управления, творчества, инноваций;функция сглаживания противоречий между богатыми и бедными, что приводит к снижению социальной напряженности;возможность реализовывать творческие и предпринимательские инициативы широких масс населения.В итоге, субъекты ГЧП играют важную роль в социально-экономическом развитии того или иного региона или страны в целом, обеспечивая социально-значимые функции и устойчивый экономический рост.Таким образом, прогнозирование и планирование социально-экономического развития Воронежской области представляет собой систему мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития страны с учетом рационального вклада региона в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Формирование стратегии является «ключевым, определяющим звеном управления социально-экономическим развитием региона» а ее реализация обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие.ЗаключениеКонкурентное преимущества региона это региональная привлекательность производственного развития и финансового инвестирования, влияющих на принятие стратегического решения об участии в различных процессах развития территории региона.Важной составляющей конкурентного преимущества региона является финансово – экономический потенциал территории.Финансово—экономический потенциал региона можно представить в качестве количественной характеристики, которая способна учитывать основные макроэкономические показатели наличие на территории факторов производства (природные ресурсы, экономически-активное население, логистика и развитая инфраструктура), а также которая способна повлиять на развитие региона в целом.Структура финансово-экономического потенциала в общем виде включает в себя абсолютные статистические показатели, которые можно разделить по следующим видам:ресурсно-сырьевой, обеспеченность территории региона запасами важнейших видов природных ресурсов;производственный, понимаемый как результат хозяйственно-экономической деятельности;потребительский, представляет собой совокупную покупательскую способность населения региона;инфраструктурный—логистика и инфраструктурная насыщенность региона;инновационный—научно-техническая деятельность в регионе;трудовой, данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона».Одним из направлений в регулировании процессов реализации конкурентных преимуществ региона является прогнозирование и планирование. Цель данного метода управления в обосновании направлений и перспектив развития с целью пресечения негативных тенденций в социально экономическом развитии территории.Еще одним направлением в регулировании процессов реализации конкурентных преимуществ региона является разработка и утверждение Стратегии регионального развития, которая является в настоящее время важнейшей составляющей деятельности региональных представительных и исполнительных органов власти. Проведенный анализ показателей социально-экономического развития Воронежской области позволяет выделить следующие конкурентные преимущества Воронежской области:а) экономическая и социальная освоенность территории;б) экономико-географическое положение (место прохождения важнейших транспортных магистралей и близость к крупнейшим внутрироссийским и мировым рынкам);в) сформированная научно-интеллектуальная база, способная обеспечить поддержку процессов инновационной модернизации региональной экономики;г) диверсифицированная экономика региона;д) налаженные внешнеэкономические связи, предопределяющие как приход иностранных инвесторов на территорию области, так и способные обеспечить удержание объема экспортных операций;е) высокая миграционная притягательность территории.Для поддержания устойчивого развития социально – экономических показателей территории и обеспечение развития конкурентных преимуществ воронежской области утверждена Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 г. (Распоряжение правительства Воронежской области от 15 февраля 2016 года № 58-р).Одним из направлений формирования благоприятной среды для жизни и деятельности человека и развития предпринимательства на территории Воронежской области является привлечение частных инвестиций в реализацию общественно значимых инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики с помощью государственно частного партнерства. Государственно частное партнерство является взаимовыгодным сотрудничеством государственных структур и субъектов предпринимательства, итогом которого является достижение социально-экономических целей.ГЧП – проекты постоянно адаптируется к рыночным условиям, способно реагировать на возникающие потребности, а также обеспечивают инновационное и научно-техническое развитие и рост. ГЧП способен конкурировать с крупными организациями в целом и их неэффективными подразделениями благодаря присущей им способности к быстрому возобновлению.Таким образом, реализация мероприятий, направленных на развитие конкурентных преимуществ Воронежской области представляет собой систему мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития региона. Утвержденная Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 гявляется ключевым, определяющим звеном управления социально-экономическим развитием региона, а ее реализация обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие территории.Список используемой литературыБюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ.Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ.О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ.Стратегия социально-экономического развития Воронежской области (разработана в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 15 февраля 2016 года № 58-р);Баранова Ю.К. Уровень и качество жизни: понятие и различия/ Ю.К.Баранова // Социально – экономические явления и процессы – 2017. №6. – С. 22-27.Гапоненко А.Л. Стратегическое планирование социально-экономического разви-тия регионов и городов // Управленческие науки. – 2012. – № 2 (3). – С. 85-90.Добролюбова, Е.И. Государственные программы в регионах: анализ практики и рекомендации / Е.И. Добролюбова, Е.Н. Клочкова, В.Н. Южаков. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – 172 с.Егоров, К.Ю. Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона / К.Ю. Егоров // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2010. – № 10(72). – С. 10–16. Иванов И.С. Краткий курс финансового права: Учебное пособие/И.С. Иванов – СПб.: Изд-во Астра, 2016. – 73 с.Иванова Н. Г. Учебное пособие по дисциплине «Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы» / Н.Г. Иванова, М.И. Канкулова – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 273 с.Ильина, И.Н. Оценка эффективности реализации региональных целевых программ (на примере Тюменской области) / И.Н. Ильина, А.Н. Кириллова, Е.Е. Плисецкий, Г.С. Копыченко, Е.Г. Рыбина // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 46(373). – С. 37–55. Лавлинский С.М. Информационные технологии стратегического планирования в ресурсном регионе // Экономика региона. – 2013. – № 3 (35). – С. 290-301. Морозова, Н.В. Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социально-экономического развития / Н.В. Морозова, Н.В. Бондаренко // Вестник Чувашского университета. – 2014. – №3. – С. 178–182. Рисин И.Е. Оценка современной российской практики стратегического планиро-вания развития регионов // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. – 2013. – № 2 – С. 118-122.Селиверстов В.Е., Мельникова Л.В. Анализ состояния стратегического планиро-вания в регионах Сибирского федерального округа // Регион: Экономика и социология. – 2011. – № 3. – С. 3-21. Сафина С. Д. Стратегическое планирование территории: правовое регулирование и практика / С.Д. Сафина //Финансовое право. -2017. №12. – С. 12-15.Шишков Р.С..Уровень жизни: предпосылки, развитие, перспективы/ Шишков Р.С. // Научная перспектива. – 2016. №7.-С 26-27.Шохин С.О. Проблемы и перспективы социально-экономического развития в РФ/ Шохин С.О.// Финансы и статистика.-2016. №104.-С147-159. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/.Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.cbr.ru/Официальный сайт Министерства финансов РФ: www.minfin.ru. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ: http://economy.gov.ru/

Список используемой литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ.
4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ.
5. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ.
6. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ.
7. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области (разработана в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 15 февраля 2016 года № 58-р);
8. Баранова Ю.К. Уровень и качество жизни: понятие и различия/ Ю.К.Баранова // Социально – экономические явления и процессы – 2017. №6. – С. 22-27.
9. Гапоненко А.Л. Стратегическое планирование социально-экономического разви-тия регионов и городов // Управленческие науки. – 2012. – № 2 (3). – С. 85-90.
10. Добролюбова, Е.И. Государственные программы в регионах: анализ практики и рекомендации / Е.И. Добролюбова, Е.Н. Клочкова, В.Н. Южаков. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – 172 с.
11. Егоров, К.Ю. Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона / К.Ю. Егоров // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2010. – № 10(72). – С. 10–16.
12. Иванов И.С. Краткий курс финансового права: Учебное пособие/И.С. Иванов – СПб.: Изд-во Астра, 2016. – 73 с.
13. Иванова Н. Г. Учебное пособие по дисциплине «Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы» / Н.Г. Иванова, М.И. Канкулова – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 273 с.
14. Ильина, И.Н. Оценка эффективности реализации региональных целевых программ (на примере Тюменской области) / И.Н. Ильина, А.Н. Кириллова, Е.Е. Плисецкий, Г.С. Копыченко, Е.Г. Рыбина // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 46(373). – С. 37–55.
15. Лавлинский С.М. Информационные технологии стратегического планирования в ресурсном регионе // Экономика региона. – 2013. – № 3 (35). – С. 290-301.
16. Морозова, Н.В. Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социально-экономического развития / Н.В. Морозова, Н.В. Бондаренко // Вестник Чувашского университета. – 2014. – №3. – С. 178–182.
17. Рисин И.Е. Оценка современной российской практики стратегического планиро-вания развития регионов // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. – 2013. – № 2 – С. 118-122.
18. Селиверстов В.Е., Мельникова Л.В. Анализ состояния стратегического планиро-вания в регионах Сибирского федерального округа // Регион: Экономика и социология. – 2011. – № 3. – С. 3-21.
19. Сафина С. Д. Стратегическое планирование территории: правовое регулирование и практика / С.Д. Сафина //Финансовое право. -2017. №12. – С. 12-15.
20. Шишков Р.С..Уровень жизни: предпосылки, развитие, перспективы/ Шишков Р.С. // Научная перспектива. – 2016. №7.-С 26-27.
21. Шохин С.О. Проблемы и перспективы социально-экономического развития в РФ/ Шохин С.О.// Финансы и статистика.-2016. №104.-С147-159.
22. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/.
23. Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.cbr.ru/
24. Официальный сайт Министерства финансов РФ: www.minfin.ru.
25. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ: http://economy.gov.ru/

Вопрос-ответ:

Что такое конкурентные преимущества региона и как их можно реализовать?

Конкурентные преимущества региона - это уникальные возможности и ресурсы, которыми он обладает и которые позволяют ему успешно конкурировать с другими регионами. Реализация конкурентных преимуществ может осуществляться через развитие инфраструктуры, поддержку инноваций, привлечение инвестиций и создание благоприятного делового климата.

Какие виды конкурентных преимуществ регионов выделяют?

Виды конкурентных преимуществ региона могут быть различными и зависят от его особенностей. Например, регион может иметь достоинства в виде богатых природных ресурсов, развитой инфраструктуры, образовательных учреждений, наличия высококвалифицированных специалистов или привлекательного туристического потенциала.

Какие инструменты используются в современной российской практике для государственного регулирования процессов реализации конкурентных преимуществ региона?

В современной российской практике государственное регулирование процессов реализации конкурентных преимуществ региона может осуществляться через различные инструменты. Например, это может быть создание специальных экономических зон, предоставление льгот и налоговых послаблений для инвесторов, разработка программ развития регионов, поддержка инновационных проектов и др.

Какие конкурентные преимущества имеет Воронежская область?

Воронежская область имеет ряд конкурентных преимуществ. Во-первых, это ее географическое положение, которое обеспечивает удобные транспортные связи и доступность крупных рынков сбыта. Во-вторых, область обладает развитой аграрной отраслью и плодородными почвами, что способствует развитию сельского хозяйства. Кроме того, Воронежская область имеет развитую инфраструктуру и наличие квалифицированных кадров.

Что такое конкурентные преимущества региона?

Конкурентные преимущества региона - это уникальные особенности и условия, которые делают данный регион конкурентоспособным по отношению к другим регионам. Это может быть доступ к определенным ресурсам, наличие квалифицированной рабочей силы, благоприятное географическое положение, развитая инфраструктура и другие факторы, способствующие развитию и привлечению инвестиций.

Какие виды конкурентных преимуществ региона существуют?

Существует несколько видов конкурентных преимуществ региона. Во-первых, это естественные ресурсы, которые могут быть использованы для развития отраслей экономики. Во-вторых, это наличие сильного технологического потенциала и инновационного развития. В-третьих, это развитая инфраструктура, включающая транспортную, энергетическую и коммуникационную системы. Другие виды преимуществ могут включать качество трудовых ресурсов, налоговые льготы, наличие инвестиционных программ и т.д.

Как государство регулирует процессы реализации конкурентных преимуществ региона?

Государство может использовать различные инструменты для регулирования процессов реализации конкурентных преимуществ региона. Это могут быть налоговые льготы и субсидии для индивидуальных предприятий, разработка инвестиционных программ и поддержка инноваций, улучшение инфраструктуры и транспортной доступности. Кроме того, государство может проводить маркетинговые и информационные кампании для привлечения инвестиций и развития туризма в регионе.

Какие конкурентные преимущества есть у Воронежской области?

Воронежская область имеет ряд конкурентных преимуществ. Во-первых, это благоприятное географическое положение, находясь на пересечении важных транспортных магистралей. Во-вторых, регион обладает развитой агропромышленной базой, что делает его одним из лидеров в сельскохозяйственном производстве. В-третьих, Воронежская область имеет развитый образовательный и научно-технический потенциал, обеспечивающий квалифицированную рабочую силу. Кроме того, в регионе действуют ряд инвестиционных программ и мер поддержки бизнеса.

Какие теоретические аспекты государственного регулирования процессов реализации конкурентных преимуществ региона рассматриваются в статье?

Статья рассматривает сущность конкурентного преимущества региона и виды конкурентных преимуществ региона.