Гендерный аспект проявления межличностного конфликта в "Останкино- новый стандарт".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 33 33 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 18.08.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы гендерных особенностей межличностного конфликта
1.1. Природа и сущность конфликта
1.2. Межличностные конфликты
1.3. Гендерные особенности межличностных конфликтов
Глава 2. Экспериментальное изучение гендерных особенностей межличностного конфликта в организации
2.1. Цель, задачи, методы исследования
2.2. Результаты исследования
Заключение
Литература
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Иными словами, мужчины и женщины готовы поступиться своими интересами ради сохранения неконфликтных отношений с коллегами.
На рисунке 1 представлено процентное соотношение стилей конфликтного поведения в выборке персонала ООО «Останкино – новый стандарт».

Рис. 1. Предпочтительность стилей поведения в конфликтных ситуациях сотрудников ООО «Останкино – новый стандарт»

В стилях разрешения конфликтов гендерные различия выявились в следующем (рис.1). Избегание одинаково часто используется и мужчинами и женщинами. Стратегия компромисса также используется и мужчинами и женщинами одинаково часто. Приспособление используется женщинами чаще, чем мужчинами. Наименее всего в мужской выборке ООО «Останкино – новый стандарт» используется стратегия приспособления, а в женской – сотрудничества. Женщины предпочитают избегать конфликт, идти на компромисс, приспособиться, нежели выяснять отношения в открытом конфликте. Это указывает на то, что женщина готова поступиться своими интересами, своими потребностями, готова принять интересы других сотрудников. В мужской выборке также отмечается высокий процент выбирающих стратегии избегания и компромисса, однако мужчины выбирают и стратегию сотрудничества, что свидетельствует о том, что мужчины готовы общаться в конфликте, хотя предпочитают его избежать.
Таким образом, выяснилось, что формы поведения в конфликтных ситуациях у мужского и женского персонала различаются (рис. 2).


Рис. 2. Предпочтения в конфликте у женщин и мужчин ООО «Останкино – новый стандарт»

Исходя из данных рисунка 2, можно определить, что в мужской выборке избираются стратегии конфликтного поведения в следующем порядке: избегание, компромисс, сотрудничество, соперничество (часто неявное), приспособление. В женской выборке: избегание, компромисс, соперничество, сотрудничество и приспособление.
По методике «Экспресс - диагностика устойчивости к конфликтам» получены данные о конфликтоустойчивости в мужской и женской выборке персонала ООО «Останкино – новый стандарт».

Таблица 4
Показатели конфликтоустойчивости персонала
ООО «Останкино – новый стандарт» (в %)
Показатели высокой конфликто-устойчивости Показатели средней конфликто-устойчивости Показатели выраженной конфликтности Показатели высокой конфликтности Мужчины 25 30 35 10 Женщины 15 35 25 25
Данные таблицы 4 показывают, что в мужской выборке преобладают показатели выраженной конфликтности (35%), в женской – средней конфликтоустойчивости (35%).
Средние показатели по данной методике представлены графически (рисунок 3).

Рис. 3. Показатели конфликтоустойчивости в мужской и женской выборке персонала ООО «Останкино – новый стандарт»
Данные рисунка 3 показывают, что мужчины более конфликтоустойчивы, поскольку высок процент мужчин, имеющих выраженную и среднюю степени конфликтоустойчивости. Среди женщин половина выборки имеют высокую или среднюю слепень конфликтности. Во многом это может быть обусловлено высокой эмоциональностью женщина.
Результаты проведенного исследования показали:
1. Сотрудники – женщины ООО «Останкино – новый стандарт» более эмоциональны и конфликты, чем мужчины.
2. Сотрудники – женщины ООО «Останкино – новый стандарт» чаще используют в конфликте стратегии избегания, компромисса, приспособления.
3. Сотрудники – мужчины ООО «Останкино – новый стандарт» чаще используют в конфликте стратегии избегания, компромисса, сотрудничества.
Таким образом, гендерные аспекты межличностных конфликтов в ООО «Новый стандарт» выражены в различиях степени конфликтности, выборе стратегии конфликтного поведения.
Заключение

Проведенное исследование позволило определить, что конфликт – явление повседневное в жизни каждого человека. Многие области знания (социология, конфликтология, психология и др.) подробно изучают различные категории конфликта (его сущность, типологию, структуру, динамику, разрешение и предупреждение, методы исследования и др.). Необходимость изучения этой проблемы заключается в поиске способов предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Однако на сегодняшний день не существует единого подхода к описанию сущности и природы конфликта.
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных взаимоотношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. Сложность конфликта как явления внутренней жизни человека и социального взаимодействия предъявляет высокие требования к методам и методикам его изучения. Наиболее изучен феномен конфликта в психологии. Поэтому создание большинства методик диагностики конфликта осуществляется на базе психологических и социально-психологических методов.
В работе проанализированы особенности конфликтов в организации. Затронут вопрос о гендерном конфликте. На сегодняшний день управление организацией представляет собой комплекс мероприятий, направленный на достижение поставленных целей. Одним из направлений в этой деятельности является изучение, выявление и разрешение конфликтных ситуаций в организации. Взаимодействие людей в организации может быть как кооперативным (объединение человеческих усилий), так и конфликтным. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. В ранних трудах по управлению конфликты рассматривались как очень негативное явление. Однако сегодняшние исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и позитивно решить проблему. Поэтому полное отсутствие конфликтов в организации — не только невозможное явление (хотя бы потому, что люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д.), но и нежелательное. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Тем не менее зачастую конфликты в организации приводят именно деструктивным последствиям. Для изучения взаимоотношений между людьми, положения лидера и «ведомых», степени групповой сплоченности и т. д. существуют различные методы, которые позволяют оценить эти взаимоотношения объективно и даже в количественных показателях.
Проведенное экспериментальное исследование было направлено на изучение гендерных особенностей межличностных конфликтов сотрудников ООО «Останкино – новый стандарт». Были использованы методики Томаса на изучение стратегий конфликтного поведения и экспресс – методика изучения конфликтоустойчивости. В результате применения данных тестов были сделаны следующие выводы о гендерных особенностях межличностных конфликтов сотрудников ООО «Останкино – новый стандарт».
В женской выборке сотрудники ООО «Останкино – новый стандарт» более эмоциональны и конфликты, чем мужчины. При этом у женщин выше уровень конфликтности, чем у мужчин. Женщины ООО «Останкино – новый стандарт» чаще прибегают в конфликте стратегии избегания, компромисса, приспособления. Это позволило выявить, что женщины часто поступаются собственными интересами в пользу других участников конфликта. Мужчины ООО «Останкино – новый стандарт» чаще используют в конфликте стратегии избегания, компромисса, сотрудничества.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999
Бабосов Е. М. Конфликтология. – Мн.: ТетраСистемс, 2000
Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия //Психологический журнал. -1997. - №6
Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2001
Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. – 1996. - №8
Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2004
Клёцина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления // Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: матер. Всерос. науч.- практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2007 с. 30-44.
Клиническая психология. Словарь/ Под ред. Творогова Н. Д. – М.: ПЕР СЭ, 2007
Козлов В. В., Козлова А. А. Управление конфликтом. – М.: издательство «Экзамен», 2004
Конструктивная психология конфликта/Под ред. Б. И. Хасана. – СПб.: Питер, 2003
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: «Лань», 1999
Кулагина Н.В. Индивидуальные особенности внутриличностного конфликта у мужчин и женщин, занятых в неполотипичной сфере. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради, 2008, № 38(82). - с.75-85
Понуждаев Э.А. Основы гендерологии: философия, стратегия и тактика управления персоналом. – М., 2003. – 279 с.
Психология конфликта/Сост. и общ. редакция Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001
Фролов С.С. Социология организаций. – М.: Гардарики, 2001
Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА, 2000. – 560 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник Томаса «Стратегии поведения в конфликте»

Текст:
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
5. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.






2

Литература

1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999
2.Бабосов Е. М. Конфликтология. – Мн.: ТетраСистемс, 2000
3.Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006.
4.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
5.Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия //Психологический журнал. -1997. - №6
6.Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2001
7.Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. – 1996. - №8
8.Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2004
9.Клёцина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления // Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: матер. Всерос. науч.- практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2007 с. 30-44.
10.Клиническая психология. Словарь/ Под ред. Творогова Н. Д. – М.: ПЕР СЭ, 2007
11.Козлов В. В., Козлова А. А. Управление конфликтом. – М.: издательство «Экзамен», 2004
12.Конструктивная психология конфликта/Под ред. Б. И. Хасана. – СПб.: Питер, 2003
13.Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: «Лань», 1999
14.Кулагина Н.В. Индивидуальные особенности внутриличностного конфликта у мужчин и женщин, занятых в неполотипичной сфере. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради, 2008, № 38(82). - с.75-85
15.Понуждаев Э.А. Основы гендерологии: философия, стратегия и тактика управления персоналом. – М., 2003. – 279 с.
16.Психология конфликта/Сост. и общ. редакция Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001
17.Фролов С.С. Социология организаций. – М.: Гардарики, 2001
18.Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА, 2000. – 560 с.

Вопрос-ответ:

Что такое межличностный конфликт?

Межличностный конфликт - это ситуация, когда возникает разногласие между двумя или более людьми, которое может проявляться в виде неприязни, разногласий, споров и т. д. Он возникает в результате различий в мнениях, ценностях, интересах или потребностях между людьми.

Какие особенности межличностных конфликтов могут быть связаны с гендером?

Межличностные конфликты могут иметь гендерные особенности, связанные с разными стилями коммуникации, восприятием себя и других людей, представлениями о роли полов. Например, мужчины и женщины могут отличаться в способах выражения эмоций и реагирования на конфликтные ситуации.

Какими методами было проведено исследование гендерных особенностей межличностного конфликта в организации?

В исследовании были использованы различные методы, включая анкетирование, наблюдение и анализ документов. Исследование проводилось в организации Останкино с целью выявить особенности проявления межличностного конфликта с учетом гендерных аспектов.

Какие были результаты исследования гендерных особенностей межличностного конфликта в организации Останкино?

Результаты исследования показали, что существуют определенные различия в проявлении межличностного конфликта у мужчин и женщин. Например, женщины склонны к более эмоциональным проявлениям конфликта, в то время как мужчины чаще проявляют агрессивное поведение. Также было выявлено, что гендерные стереотипы могут влиять на способы урегулирования конфликта.

Какие выводы могут быть сделаны исходя из результатов исследования гендерных особенностей межличностного конфликта в организации?

Основным выводом исследования является необходимость учета гендерных особенностей при анализе и урегулировании межличностных конфликтов в организации. Понимание того, как гендер влияет на проявление конфликта, позволяет разработать более эффективные стратегии его урегулирования и предотвращения.

Какая сущность и природа конфликта?

Природа и сущность конфликта определяются взаимодействием между людьми, когда появляются различия в интересах, ценностях, мотивах или потребностях. Конфликт может возникать из-за негативных эмоций, отсутствия взаимопонимания и неправильного общения.

Какие могут быть межличностные конфликты?

Межличностные конфликты могут быть различными, включая конфликты на работе, в отношениях семьи или друзей, соседство и т.д. Они могут возникать из-за разногласий, несоответствия ожиданий или конкуренции.

Чем межличностные конфликты мужчин отличаются от конфликтов женщин?

Мужчины и женщины могут иметь разные стили и способы проявления межличностных конфликтов. Например, мужчины чаще используют прямую агрессию, в то время как женщины могут проявлять более пассивно-агрессивное поведение.

Какими методами было изучено влияние гендера на межличностные конфликты в организации?

Для изучения влияния гендера на межличностные конфликты в организации были использованы различные методы, включая опросы, наблюдения и анализ работы коллективов. Исследования показывают, что гендерные особенности могут влиять на возникновение и разрешение конфликтов.

Какие результаты были получены в исследовании гендерных особенностей межличностного конфликта в организации?

Результаты исследования показали, что мужчины и женщины могут иметь разные предпочтения в стиле коммуникации и разрешении конфликтов. Например, женщины чаще проявляют эмоциональные реакции и стараются найти компромиссные решения, в то время как мужчины склонны к более конкурентному поведению.