Административные правонарушения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 3030 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 02.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение.
1.Понятие и признаки административного правонарушения.
2. Состав административного правонарушения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Фрагмент для ознакомления

Объективными и субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу преступлений или иных правонарушений, являются способ действия, форма вины, мотив и цель.
Отличительным признаком преступлений от других правонарушений является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону и четко в нем обозначены. Другие правонарушения нарушают нормы существующих отраслей права, притом не только сами законы, но и подзаконные нормативные акты. Только преступления могут повлечь за собой уголовное наказание по приговору суда с последующей судимостью. Правовые санкции иных правонарушений судимости никогда не порождают, а само правовое воздействие может быть осуществлено и внесудебным органом.
Материальным критерием разграничения преступлений и иных правонарушений является размер причиненного ими вреда. Преступления при прочих равных условиях всегда причиняют большой вред, вина преступников опасней, мотивация более низменная, способы противоправного действия или бездействия более дерзкие. При этом законодатель, определяя преступные последствия, использует различные понятия и термины, которые в других отраслях права не употребляются. Например, "тяжкий вред здоровью", "значительный ущерб", "тяжкие последствия". Следует сказать, что очень часто разграничение осуществляется по признаку причиненного ущерба, особенно в сфере экономики, семейных отношений, соблюдения различных правил безопасности. Материальный ущерб, который причиняют более половины всех совершаемых ныне преступлений, как категория оценочная, измеряется в денежном выражении и физическом объеме. Иногда в примечаниях к нормам УК размер ущерба прямо указывается (ст. ст. 158, 171, 177, 188, 191, 260 УК). Это позволяет более четко отграничивать иные правонарушения от преступлений.
Преступления и иные правонарушения можно также отграничивать и по процедуре привлечения к ответственности за их совершение. Речь идет об уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном, административно-процессуальном и дисциплинарном законодательстве. Наиболее строгая процедура предусмотрена при привлечении к уголовной ответственности, т.е. за совершение преступлений.
Важно уже на стадии противоправности деяния предполагать, что ответственность за него может быть предусмотрена смежными отраслями права. Так, смежными с административными правонарушениями являются главным образом преступления против порядка управления, в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях, против общественной безопасности и общественного порядка и т.п. Там, где позволяет характер правонарушения, уголовное и административное законодательство предусматривают конкретные признаки, чаще всего ущерб, по которым происходит разграничение правонарушений.
Преступления и гражданско-правовые деликты граничат чаще всего в сфере имущественных, экономических преступлений, связанных с причинением материального ущерба различным формам собственности.
Преступления и административные проступки соприкасаются в сферах управления, экономической деятельности, общественной безопасности и общественного порядка и т.п. Там, где позволяет характер правонарушения, уголовное и административное законодательство предусматривают конкретные признаки, чаще всего ущерб, по которым происходит разграничение правонарушений.
Дисциплинарные проступки граничат с преступлениями в сфере должностных и разного рода служебных правонарушений.

Основания освобождения от административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ, можно подразделить на: а) общие и б) специальные, связанные с возрастом физического лица либо его определенным поведением.
Общим основанием является малозначительность совершенного административного правонарушения. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В Кодексе не указаны критерии малозначительности, хотя очевидно, что характер правонарушения определяется с учетом всех фактических обстоятельств его совершения. Условиями освобождения от административной ответственности по этой статье являются: а) наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения; б) его малозначительный характер; в) принятие решения об освобождении от административной ответственности судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решать дело об административном правонарушении. Объявленное при этом замечание не является мерой административного принуждения, влекущей за собой какие-либо юридические последствия.
К специальным основаниям относится прежде всего возраст лица, совершившего административное правонарушение. Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом: а) его возраста; б) конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения; в) данных о лице, совершившем правонарушение.
Решение об освобождении может быть принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к правонарушителю меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Другие специальные основания освобождения от административной ответственности предусмотрены за правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств или психотропных веществ.
Лицо освобождается от административной ответственности, если оно, во-первых, добровольно сдало указанные средства, а также их аналогии; во-вторых, обратилось в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением таких средств без назначения врача; в-третьих, если лицо, признанное больным наркоманией, согласилось на направление его на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ, совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами Международного права.
Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность деяния. К ним относится, в частности, крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
К обстоятельствам ограничивающим административную ответственность (схема10) относятся обстоятельства, которые учитываются органом административной юрисдикции при вынесении постановления и назначении административного наказания. Они не освобождают от ответственности, т.е. в отношении лица производятся все действия, предусмотренные по делам об административных правонарушениях. Такие обстоятельства ограничивают возможности органа административной юрисдикции применить все возможные в санкции наказания и меры пресечения. К таким обстоятельствам относятся: возраст правонарушителя, его физическое состояние (инвалидность, беременность), особый правовой статус (депутат, прокурор, судья, военнослужащий и др.), основной вид профессиональной деятельности (занятие охотой).



Заключение.

Мы рассмотрели понятие административного правонарушения, состав административных правонарушений и их социально-правовую сущность. Подведём итоги.
Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 году, вносит ряд существенных изменений в определение административного правонарушения. Наиболее важным, на наш взгляд, является то, что юридические лица также признаются субъектами административного правонарушения. Административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, которое влечёт за собой административную ответственность в соответствие с КоАП РФ или законами субъектов РФ.
В процессе рассмотрения нового Кодекса РФ об административных правонарушениях было установлено, что признаки административного правонарушения отличаются от его юридического состава. При наличии всех признаком может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Данное обстоятельство имеет в частности большое практическое значение.
Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения – совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. Состав административного правонарушения включает объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.
Как и уголовное преступления, и дисциплинарный проступок, административное правонарушение является общественно опасным деянием. Степень его общественной опасности может варьироваться. Степень опасности административного правонарушения во многом определяется его субъективной стороной.
Выполняя данную работу мы пришли к выводу, что административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям:
в зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения (установленные КоАП РФ и установленные законами субъектов РФ);
в зависимости от объекта административного правонарушения (посягающие на права граждан и т.д.);
по степени общественной опасности (с основным (простым) составом, с квалифицированным составом, с привилегированным составом);
в зависимости от субъекта (с общим субъектом, со специальным субъектом; совершенные юридическим лицом, совершенные физическим лицом);
в зависимости от характера субъективной стороны (с умышленной формой вины, с неосторожной формой вины);
в зависимости от характера причиненного вреда (с формальным составом, с материальным составом);
в зависимости от содержания объективной стороны (длящиеся, продолжаемые, совершенные повторно и неоднократно).
В курсовом проекте мною были раскрыты такие темы, как понятие административного правонарушения, его признаки, состав, элементы, а также критерии разграничения преступления и правонарушения, административная ответственность, ее ограничения, а также основания освобождения от ответственности.




Список использованной литературы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2003.
Административное право: Учебник / под ред. В.Ю. Попова, Ю.М. Козлова. – М: Юристъ, 2002
Административная ответственность: Вопросы теории и практики. Восьмое «Лазаревские чтения» // Государство и право, 2005 №1
Борзенков Г.Н. Административная и уголовная ответственность: Проблемы соотношения // Соотношение преступлений и иных правонарушений. – М., 2005
Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, №7, 2004
Грызунова Е.В. Правонарушение. Юридический состав и его особенности: Учебное пособие/под ред. М.И. Байтина. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2002
Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: Учебное пособие. – М.: Закон и право; Юнити-Дана, 2004
Кузнецова С.В. Административная ответственность : Вопросы и ответы – М., 2005
Насонов В.Я., Коньшин В.А., Петров К.С., Редкоус В.М.. Административное право Российской Федерации. М., Академия, 2002
Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общей ред. А.С. Пиголкина., М., 1995
Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций - М., 2004
Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие. – М.: Закон и право; Юнити-Дана, 2004
Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие – М., 2004
Цит. по: Борисов А.Н. Административные правонарушения. – М: Новая правовая культура, 2005





Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001, гл.2, ст. 2.1.

Грызунова Е.В. Правонарушение. Юридический состав и его особенности: Учебное пособие / Под ред. М.И. Байтина. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2002. С. 10.
Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: Учебное пособие. - М.: Закон и право; Юнити-Дана, 2004. С. 78.
Административное право: Учебник / Под ред. В.Ю. Попова, Ю.М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002. С. 216.
Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие. - М.: Закон и право; Юнити-Дана, 2004. С. 57.












30

Список использованной литературы.

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001
2.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2003.
3.Административное право: Учебник / под ред. В.Ю. Попова, Ю.М. Козлова. – М: Юристъ, 2002
4.Административная ответственность: Вопросы теории и практики. Восьмое «Лазаревские чтения» // Государство и право, 2005 №1
5.Борзенков Г.Н. Административная и уголовная ответственность: Проблемы соотношения // Соотношение преступлений и иных правонарушений. – М., 2005
6.Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, №7, 2004
7.Грызунова Е.В. Правонарушение. Юридический состав и его особенности: Учебное пособие/под ред. М.И. Байтина. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2002
8.Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: Учебное пособие. – М.: Закон и право; Юнити-Дана, 2004
9.Кузнецова С.В. Административная ответственность : Вопросы и ответы – М., 2005
10.Насонов В.Я., Коньшин В.А., Петров К.С., Редкоус В.М.. Административное право Российской Федерации. М., Академия, 2002
11.Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общей ред. А.С. Пиголкина., М., 1995
12.Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций - М., 2004
13.Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие. – М.: Закон и право; Юнити-Дана, 2004
14.Тимошенко И.В. Административная ответственность: Учебное пособие – М., 2004
15.Цит. по: Борисов А.Н. Административные правонарушения. – М: Новая правовая культура, 2005




Вопрос-ответ:

Что такое административное правонарушение?

Административное правонарушение - это нарушение норм административного права, которое предусматривает административную ответственность. Это деяние, когда субъект правонарушения нарушает правила, установленные административными нормами.

Какие признаки характеризуют административное правонарушение?

Административное правонарушение обладает следующими признаками: противоправность, вина, а также наступление общественной опасности. Противоправность выражается в нарушении установленных норм административного права, вина - в сознательности или неосторожности субъекта правонарушения, а общественная опасность означает потенциальную угрозу обществу или его интересам.

Какие факторы могут повлиять на квалификацию деяния как административного правонарушения?

Факторы, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу административных правонарушений, включают способ действия, форму вины, мотив и цель субъекта правонарушения. В зависимости от данных факторов может меняться степень общественной опасности и соответственно квалификация деяния.

В чем отличие преступления от административного правонарушения?

Отличительным признаком преступления от административного правонарушения является характер противоправности. Преступления имеют более серьезную общественную опасность и являются нарушением уголовного закона, в то время как административные правонарушения связаны с нарушением норм административного законодательства.

Каковы основные элементы административного правонарушения?

Административное правонарушение состоит из следующих элементов: объекта, субъекта, объективной стороны, субъективной стороны и меры административного наказания. Объектом может быть какое-либо право или интерес общества, субъектом - физическое или юридическое лицо, объективная сторона - внешнее проявление деяния, субъективная сторона - вина субъекта, а мера наказания - административное наказание, которое может быть штрафом, административными арестом и т.д.

Что такое административное правонарушение?

Административное правонарушение - это нарушение законодательства в сфере административного права, которое не является преступлением, но влечет применение административного взыскания.

Какие признаки определяют административное правонарушение?

Признаки административного правонарушения включают наличие общественной опасности деяния, нарушение административного закона, наличие административной ответственности и возможность применения административного взыскания.

Какие обстоятельства могут повлиять на отнесение деяния к числу преступлений или иных правонарушений?

Объективные и субъективные обстоятельства, определяющие степень общественной опасности деяния, включают способ действия, форму вины, мотив и цель.

Чем преступления отличаются от других правонарушений?

Отличительным признаком преступления является характер противоправности. Преступления всегда являются наиболее тяжкими правонарушениями, которые характеризуются причиной, целью и общественной опасностью.

Что происходит при административном правонарушении?

При административном правонарушении может быть применено административное взыскание, такое как штраф, административный арест, лишение права занимать определенные должности и т.д. Целью административного взыскания является восстановление нарушенного закона и предупреждение дальнейших правонарушений.

Что такое административное правонарушение?

Административное правонарушение - это неправомерное деяние, которое не является преступлением, но нарушает правила, установленные административным законодательством. Оно может быть наказуемым и караться административными взысканиями, такими как штрафы, лишение прав, административный арест и т.д.