Профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта у пациентов со съемной ортодонтической конструкцией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стоматология
  • 2929 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 10.03.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1. Гигиена полости рта и ее изменение при лечении зубочелюстных аномалий с помощью съемных ортодонтических конструкций 5
1.2. Средства гигиены, применяемые при ортодонтическом лечении 7
1.3. Профессиональная гигиена полости рта 8
1.4. Индивидуальная гигиена полости рта 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 13
2.1. Понятие санитарной грамотности 13
2.2. Гигиеническое воспитание и ортодонтическое лечение 14
2.3. Исследование санитарной грамотности детей, находящихся на ортодонтическом лечении 15
2.4. Рекомендации по уходу за полостью рта и съемными ортодонтическими аппаратами 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29


Фрагмент для ознакомления

В период смешанного прикуса целесообразно рекомендовать специальные зубные пасты («Чебурашка», «Жемчуг», «Экстра», «Лесная», «Новинка»), проводить курсы ремотерапии по методу Боровского - Леуса (10 аппликаций 10% раствора глюконата кальция по 15 минут и 2% раствора фторида натрия по 5 минут) с последующим контролем. 1 раз в 6 месяцев показано применение фторлака. Герметизация фиссур проводится фторсодержащими материалами [4].
Дети от 10 до 14 лет обучаются основам индивидуальной гигиены полости рта с привлечением гигиенистов для проведения профессиональных мероприятий. Рекомендуется составление плана индивидуальных гигиенических манипуляций с последующим контролем, проведение ремотерапии по методу Боровского-Леуса, аппликаций фторсодержащих паст, полосканий препаратом «Профлуорид-М» или 1% раствором фтористого натрия и эндогенной профилактики кариеса с использованием пищевых добавок.
Ортодонтическое лечение можно начинать только после санации полости рта и обучения ребенка добросовестной и регулярной чистке зубов, поскольку применение ортодонтических аппаратов затрудняет гигиену полости рта.
Перед началом ортодонтического лечения необходимо провести психологическую подготовку ребенка и его родителей, разъяснить правила пользования ортодонтическими конструкциями и ухода за ними, а также важность соблюдения всех гигиенических мероприятий.
Ортодонт обязан следить за качеством и регулярностью чистки зубов, за состоянием их твердых тканей, пародонта, слизистой оболочки полости рта и языка. Зубные пасты и эликсиры лучше всего подбирать для каждого пациента индивидуально. Постоянное наблюдение за состоянием зубов и полости рта в целом обеспечивает положительный исход ортодонтического лечения [3].
В свете проведенного исследования мы разработали памятку пациенту, проходящему лечение при помощи съемной ортодонтической техникой (приложение 1), а также предлагаем следующие рекомендации по уходу за полостью рта и съемными ортодонтическими конструкциями:
Чистить зубы и пластинку зубной щеткой и низкоабразивной пастой два раза в день;
Перед едой или активными занятиями спортом снимать пластинку и хранить ее в специальном контейнере;
Прополаскивать ротовую полость после еды;
Помнить, что непременными условиями успешного пользования ортодонтическим аппаратом являются его тщательная чистка и отличная гигиена полости рта.



Вывод:

Санитарная грамотность тесно связана с общей грамотностью населения. Она подразумевает наличие мотивации, знаний и умений, направленных на получение, понимание, оценку и применение медицинской информации, необходимой для формирования собственных суждений и принятия решений, касающиеся профилактики заболеваний и укрепления здоровья с целью поддержания или улучшения качества жизни на всех ее этапах.
Ортодонтическое лечение деформации зубочелюстной области должно начинаться с гигиенического воспитания пациента, обучения методам и средствам ухода за полостью рта, а также повышения уровня его санитарной грамотности, которые остаются приоритетными в профилактике кариеса и заболеваний десен при ортодонтическом лечении.
Проведенное исследование:
продемонстрировало низкий уровень санитарной грамотности опрошенных подростков и слабую реализацию медперсоналом ортодонтических кабинетов способности проводить санитарно-просветительную работу среди детей и их родителей;
убедительно показало, что обучать гигиене полости рта следует не только детей, но и их родителей, которые будут контролировать ее соблюдение, прививать и поддерживать необходимые навыки.
Такие обстоятельства свидетельствуют о необходимости активизации в Российской Федерации профилактической работы среднего медперсонала в целях повышения качества обучения гигиене полости рта и уровня санитарной грамотности детей и их родителей в процессе проведения ортодонтического лечения для поддержания здоровья полости рта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство зубочелюстных аномалий нуждается в ортодонтическом лечении. В связи с присутствием инородного раздражающего фактора (ортодонтической аппаратуры) гигиена полости рта значительно затрудняется (Орехова Л.Ю., 2004).
Поэтому у пациентов, находящихся на ортодонтическом лечении, распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний проявляется значительно чаще и ярче, а проблемы профилактики воспалительных заболеваний и гигиены полости рта становятся для них особо актуальными (Шулькина Н.М., Шулькин М.В., Ускова В.А., 2009).
В процессе лечения съемные ортодонтические аппараты находятся в постоянном контакте с эмалью зубов, слизистой оболочкой полости рта и ротовой жидкостью, влияя на них и изменяя их показатели.
Поэтому при ортодонтическом лечении требуется более тщательный уход за полостью рта, который обеспечивается с помощью разнообразных гигиенических средств (зубные щетки, ершики, ирригаторы, флоссы, зубные пасты, реминерализующие гели, ополаскиватели и красители для выявления зубного налета).
Профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта направленны на предупреждение образования зубных отложений и эффективное удаление твердых и мягких зубных отложений со всех поверхностей зубов. Кроме того к задачам профессиональной гигиены относятся лечение и профилактика заболеваний пародонта, твердых тканей зубов и слизистой оболочки рта.
Ортодонтическое лечение деформации зубочелюстной области может проводится только после санации полости рта, должно начинаться с гигиенического воспитания пациента и повышения уровня его санитарной грамотности, которые остаются приоритетными в профилактике кариеса и заболеваний десен при ортодонтическом лечении.
Проведенное нами исследование продемонстрировало низкий уровень санитарной грамотности опрошенных подростков и слабую реализацию медперсоналом ортодонтических кабинетов способности проводить санитарно-просветительную работу среди детей и их родителей. Такие обстоятельства свидетельствуют о необходимости активизации в Российской Федерации профилактической работы среднего медперсонала в целях повышения качества обучения гигиене полости рта и уровня санитарной грамотности детей и их родителей в процессе проведения ортодонтического лечения для поддержания здоровья полости рта.
Принятие к сведению средними медицинскими работниками достаточно низкого уровня санитарной грамотности детей и родителей при разработке целевых профилактических программ по гигиене полости рта у пациентов со съемной ортодонтической конструкцией позволит сделать их более результативными.
В процессе выполнения курсовой работы были:
Осуществлен анализ научной медицинской литературы по теме исследования.
Изучены особенности гигиены полости рта при ортодонтическом лечении.
Разработаны рекомендации и памятка по профилактике стоматологических заболеваний для пациентов со съемной ортодонтической конструкцией.

Таким образом, поставленные в курсовой работе задачи выполнены, а цель ее достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аверьянов С.В, Прохорова А.П., Семина М.С. Диагностика начальных форм кариеса у ортодонтических пациентов// Стоматологический журнал. – 2010. – №2. – С. 140-143.
Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология: учебник для студентов медицинских вузов/ Под.ред. Е.В.Боровского. – М.: Медицинское информационное агенство, 2004. - 840 с.
Козлов Д.С. Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций среди детей школьного возраста. Мониторинг ортодонтического лечения и анализ его эффективности [Текст]: автореф. дис…. канд. мед. наук:14.00.21 / Д.С. Козлов. – Воронеж, 2009. – 133 с.
Леонтьева В.К. Детская стоматология.Национальное руководство под ред.В.К.Леонтьева, Л.П.Кисельниковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 452 с.
Наумович Д.Н. Современные подходы к профилактике стоматологических заболеваний при ортодонтическом лечении// Современная стоматология. - 2007. - №4. - С.15-19.
Образцов Ю.Л, Ларионов С.Л. Пропедевтическая ортодонтия. СПб 2007. – 398 с.
Санитарная грамотность.Убедительные факты / под редакцией I. Kickbusсh, J.M. Pelikan, F. Apfel и A.D. Tsouros. – Publications WHO Regional Office for Europe UN City, Marmorvej 5, DK-2100 Copenhagen Ø, Denmar, 2014. - Mode of access: http://docplayer.ru/31932071-Sanitarnaya-gramotnost-ubeditelnye-fakty.html
Силин А.В., Сатыго Е.А., Яблочникова Н.Е. Стратегии в профилактике кариеса у пациентов, находящихся на ортодонтическом лечении: Учебное пособие. - СПб.: Человек, 2012. - 68с.
Стоматологическое обследование: основные методы - 5 издание. ©Всемирная организация здравоохранения, 2013. - Mode of access: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/319786/Oral-health-surveys-basic-methods-5th-edition-ru.pdf
Токаревич И.В., Корхова Н.В, Сакадынец А.О. Эпидемиология зубочелюстных аномалий и нуждаемость в ортодонтическом лечении детей 5-12 лет // Стоматологический журнал. – 2012. - №13. - С.50-54





















ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Памятка пациенту,
проходящему лечение съемной ортодонтической техникой

Чистка зубов - один из ключевых элементов комплекса мероприятий по гигиене полости рта, так как зубной налет и остатки пищи являются главными виновниками в возникновении кариеса. Зубы следует чистить перед зеркалом на протяжении 5 минут не менее двух раз в день, а лучше - после каждого приема пищи. Перед завтраком вполне достаточно прополоскать рот ополаскивателем или же простой водой.



Основное движение при чистке зубов должно быть выметающим - от десны к свободному краю зуба. Движение вверх-вниз менее предпочтительно, так как таким образом можно травмировать десну. Заканчивать чистку зубов лучше всего круговыми движениями, которые отлично полируют эмаль и массируют десны. Не забывайте при этом тщательно очищать поверхности языка и неба!
И самое важное. Эффективность лечения зависит не столько от врача, сколько от самого пациента. За пластинкой, как и за зубами, следует ухаживать, причем тщательно и регулярно, иначе могут возникнуть осложнения, и лечение затянется, тем самым, оттягивая результат. Первое место среди осложнений, возникающих вследствие ортодонтического лечения съемной техникой, остается за неблагополучным состоянием тканей пародонта и кариозным поражением твердых тканей зубов.
У многих детей в процессе аппаратного лечения наблюдаются так называемые «меловидные пятна» (очаги деминерализации), которые в дальнейшем трансформируются в кариозные полости. Устойчивость к процессу деминерализации зависит от содержания фосфора и кальция в эмали. Поэтому подготовка пациента к ортодонтическому лечению с применением эффективных средств профилактики имеет большое значение.
При использовании в процессе ортодонтического лечения съемных конструкций за ними необходим должный уход. Для предотвращения появления налетов, содержащих бактерии, способствующие развитию гингивита, конструкции следует очищать с помощью зубной щетки с использованием зубной пасты. Зубы же желательно чистить после каждого приема пищи.
Тщательная гигиена полости рта и своевременная санация кариозных полостей позволяют во время ортодонтического лечения достигнуть высоких эстетических результатов. Все это в комплексе - залог здоровья Ваших зубов!








2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянов С.В, Прохорова А.П., Семина М.С. Диагностика начальных форм кариеса у ортодонтических пациентов// Стоматологический журнал. – 2010. – №2. – С. 140-143.
2. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология: учебник для студентов медицинских вузов/ Под.ред. Е.В.Боровского. – М.: Медицинское информационное агенство, 2004. - 840 с.
3. Козлов Д.С. Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций среди детей школьного возраста. Мониторинг ортодонтического лечения и анализ его эффективности [Текст]: автореф. дис…. канд. мед. наук:14.00.21 / Д.С. Козлов. – Воронеж, 2009. – 133 с.
4. Леонтьева В.К. Детская стоматология.Национальное руководство под ред.В.К.Леонтьева, Л.П.Кисельниковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 452 с.
5. Наумович Д.Н. Современные подходы к профилактике стоматологических заболеваний при ортодонтическом лечении// Современная стоматология. - 2007. - №4. - С.15-19.
6. Образцов Ю.Л, Ларионов С.Л. Пропедевтическая ортодонтия. СПб 2007. – 398 с.
7. Санитарная грамотность.Убедительные факты / под редакцией I. Kickbusсh, J.M. Pelikan, F. Apfel и A.D. Tsouros. – Publications WHO Regional Office for Europe UN City, Marmorvej 5, DK-2100 Copenhagen Ø, Denmar, 2014. - Mode of access: http://docplayer.ru/31932071-Sanitarnaya-gramotnost-ubeditelnye-fakty.html
8. Силин А.В., Сатыго Е.А., Яблочникова Н.Е. Стратегии в профилактике кариеса у пациентов, находящихся на ортодонтическом лечении: Учебное пособие. - СПб.: Человек, 2012. - 68с.
9. Стоматологическое обследование: основные методы - 5 издание. ©Всемирная организация здравоохранения, 2013. - Mode of access: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/319786/Oral-health-surveys-basic-methods-5th-edition-ru.pdf
10. Токаревич И.В., Корхова Н.В, Сакадынец А.О. Эпидемиология зубочелюстных аномалий и нуждаемость в ортодонтическом лечении детей 5-12 лет // Стоматологический журнал. – 2012. - №13. - С.50-54




Вопрос-ответ:

Как изменяется гигиена полости рта при лечении зубочелюстных аномалий с помощью съемных ортодонтических конструкций?

При лечении зубочелюстных аномалий с помощью съемных ортодонтических конструкций гигиена полости рта может изменяться, так как такие конструкции могут затруднять доступ к зубам и деснам. Пациентам могут быть предложены специальные инструменты для очистки конструкции и зубов, а также рекомендуется частое и особо тщательное мытье зубов.

Какие средства гигиены применяются при ортодонтическом лечении?

При ортодонтическом лечении применяются различные средства гигиены, включая щетки для зубов с особыми щетинками, которые могут проникать под проволоку или между зубов и десну. Также могут использоваться зубная нить, устройства для очистки межзубных промежутков и средства для ополаскивания полости рта.

Что такое профессиональная гигиена полости рта?

Профессиональная гигиена полости рта - это комплекс мероприятий, проводимых у стоматолога, с целью очистки зубов и десен от налета, зубного камня и других отложений. В рамках профессиональной гигиены полости рта могут проводиться чистка зубов, снятие камней, полировка эмали и другие процедуры.

В чем заключается индивидуальная гигиена полости рта?

Индивидуальная гигиена полости рта - это систематически проводимые пациентом меры по уходу за зубами и слизистой оболочкой рта с использованием средств гигиены. Включает в себя чистку зубов, использование зубной нити, межзубных щеток, ополаскивателей и других средств, направленных на поддержание чистоты полости рта и профилактику заболеваний.

Что такое санитарная грамотность?

Санитарная грамотность - это комплекс знаний и навыков, позволяющих человеку поддерживать высокий уровень гигиены и здоровья своей полости рта. Включает в себя знание средств гигиены, техники чистки зубов, регулярность ухода за полостью рта, питание и другие аспекты, влияющие на состояние зубов и десен.

Как изменяется гигиена полости рта при использовании съемных ортодонтических конструкций?

Гигиена полости рта изменяется при использовании съемных ортодонтических конструкций, так как они могут затруднять доступ к некоторым участкам рта. Пациентам необходимо уделять особое внимание чистке зубов и десен, чтобы предотвратить развитие кариеса и других проблем.

Какие средства гигиены можно использовать при ортодонтическом лечении?

При ортодонтическом лечении можно использовать различные средства гигиены, такие как зубные щетки с мягкой щетинкой, специальные зубные нити или зубные протезы. Также могут быть полезны прополасковые растворы и полоскания для более глубокой очистки рта.

Что такое профессиональная гигиена полости рта?

Профессиональная гигиена полости рта - это процедура, выполняемая высококвалифицированным стоматологом или гигиенистом, которая включает в себя очистку зубов от налета и камня, полировку зубов, а также обучение правильной технике чистки зубов и использованию средств гигиены.

Что такое индивидуальная гигиена полости рта?

Индивидуальная гигиена полости рта - это процедура, выполняемая самим пациентом, которая включает в себя регулярное чистку зубов с использованием зубной щетки и зубной пасты, использование зубной нити или зубной протезы для удаления налета и межзубных отложений, а также полоскание рта.

Что такое санитарная грамотность?

Санитарная грамотность - это набор знаний и навыков, позволяющих человеку правильно ухаживать за полостью рта и поддерживать ее в здоровом состоянии. Это включает в себя знание основных принципов гигиены, правильной техники чистки зубов, использования средств гигиены и регулярного посещения стоматолога.