Судебный контроль в производстве по делам об административных правонарушениях
Заказать уникальную дипломную работу- 42 42 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 24.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретико-правовые основы судебного контроля в производстве по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации 6
1.1. Становление и развитие контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях 6
1.2. Принципы судебного контроля решений, принимаемых в производстве по делам об административных правонарушениях 10
1.3. Формы судебного контроля в производстве по делам об административных правонарушениях 16
Глава 2. Производство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях как форма судебного контроля 22
2.1. Пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении в судах общей юрисдикции 22
2.2. Особенности пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОв 40
Первые представляют собой осуществление первичного судебного контроля, который предшествует всем последующим стадиям прохождения дела в производстве по делам об административных правонарушениях. Вторые выражаются в пересмотре постановлений, принятых уполномоченными должностными лицами и нижестоящими судами с целью исключения возможности исполнения незаконного акта по делу об административном правонарушении. Недостатком применения названных в работе форм судебного контроля может стать излишняя загруженность судебной системы материалами по делам об административных правонарушениях. Все же, следует признать, что проводить абсолютную аналогию производства по делам об административных правонарушениях с уголовным судопроизводством недопустимо в связи с различием в тяжести правонарушений и их общественной опасности. Поэтому в производстве по делам об административных правонарушениях целесообразным считаем применение перечисленных форм контроля судами по инициативе уполномоченных органов и лиц, привлекаемых к административной ответственности.4. Под пересмотром постановлений и решений по делам об административных правонарушениях следует понимать процессуальную деятельность суда по проверке судебных решений, вступивших и не вступивших в законную силу, для реализации защиты прав и свобод участников дела об административном правонарушении, обеспечения единообразие в толковании и применении судами нормативных правовых актов на территории страны. При этом основными признаками судебного пересмотра можно назвать его осуществление только судом высшей инстанции, устранение с его помощью нарушений прав и законных интересов граждан и юридических лиц, право надзорной инстанции на пересмотр решений, вступивших в законную силу, обеспечение единообразия в правоприменении и толковании норм судами.5. Проблема приобщения доказательств в суде апелляционной инстанции является одной из дискуссионных проблем в науке и практике. На протяжении десятилетий в дореволюционном праве высказывались мнения, которые сходились к тому, что представление доказательств в апелляционной инстанции допустимо в рамках заявленных требований. В то же время популярной является и позиция, согласно которой доказательства должны быть представлены в первой инстанции, во второй инстанции допустимо представление доводов о проверке и оценке уже имеющихся в деле доказательств. В связи с изложенным считаем, что отсутствие у суда апелляционной инстанции права на возвращение дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении, является нарушением права лица, привлекаемого к административной ответственности или административного органа, которым инициирован вопрос привлечения к административной ответственности, в связи с тем, что в таком случае ряд доказательств или обстоятельств, исследуемых припересмотре решения суда первой инстанции, уже не могут являться предметом исследования судом апелляционной инстанции.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. - № 249. - 22.12.2001.
3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 228-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета, № 169, 02.08.2010.
4. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации // Парламентская газета. - № 104. - 05.06.2002.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
6. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №30. Ст. 1792.
7. Положение о Выборах в Верховный Совет СССР // Собрание законодательства РСФСР. 1937. №43. Ст. 182.
Материалы судебной практики
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 (ред. от 10.11.2011) «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» // Вестник ВАС РФ, № 8, август, 2009.
9. Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ, № 3, 2003.
10. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ, № 8, 2004.
11. Постановление Верховного Суда РФ от 05.03.2020 № 5-АД20-10 // СПС Консультант Плюс.
12. Постановление Верховного Суда РФ от 21.07.2015 № 18-АД15-24 // СПС КонсультантПлюс.
13. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79. Дата обращения: 19.05.2020г.
Специальная литература
14. Веретенников Н.Н. Принципы и правила рассмотрения жалоб и протестов на вступившие в законную силу судебные акты по делам об административных правонарушениях // Теория и практика общественного развития, № 11, 2014, С. 150-153.
15. Кириллов А.А. Правовые принципы производства при пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях // Отечественная юриспруденция. № 5 (19). 2017. С. 115-118.
16. Князькин С.И. Экстраординарный характер деятельности надзорной судебной инстанции в гражданском и арбитражном процессе России. - М.: Инфотропик Медиа. 2015. 224 с.
17. Кругликов А.П. Обвиняемый: нужен ли такой участник в уголовном процессе современной России? // Вестник Самар. гос. ун-та. 2014. № 11/2. С. 106–112.
18. Куликова Н.С. Внутриведомственный контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. № 4. 2015. С. 55-61.
19. Мамонтов А.А. Общетеоретические начала исследования правового регулирования внутриведомственного контроля в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 6. С. 246-249.
20. Мутасова М.А. Формы выражения принципа справедливости в отраслевом законодательстве // Вестник экономической безопасности. 2017. № 1. С. 74-82.
21. Нефедьев Е. А. Учебник русского гражданского судопроизводства. – Краснодар, 2005. – С. 345.
22. Нургазинов Б.К., Тулепбаева А.С. Роль суда в административном судопроизводстве // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2019. № 2 (56). С. 31-37.
23. Отческая Т.И. Некоторые процессуальные аспекты рассмотрения в арбитражных судах дел об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права, № 6 (91), 2018, С. 91-100.
24. Панова И.В. Развитие административного судопроизводства и административной юстиции в России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 32-41.
25. Попугаев Ю.И. Перспективы совершенствования института юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 94-96.
26. Серков П.П. О юрисдикционных полномочиях судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим спорам // Журнал российского права, № 1 (193), 2013, С. 96-102.
27. Серков П.П. Административные правоотношения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 6 (58). С. 49-64.
28. Стахов А.И. Судебно-административные дела, возникающие из отношений государственного контроля (надзора): понятие, виды, проблемы и перспективы административно-процессуального регулирования // Сибирское юридическое обозрение. № 3. 2018. С. 335-340.
29. Тарибо Е.В. Запрет поворота к худшему в судебной деятельности: на примере рассмотрения дел об административных правонарушениях // Сибирское юридическое обозрение, № 4, 2017, С. 116-121.
30. Трухачев С.Б. Обжалование в производстве по делам об административных правонарушениях: проблемы неинформированности // Инновационная наука. № 7-8. 2018. С. 143-145.
31. Трухачев С.Б. Судебный контроль за реализацией судебного акта по делу об административном правонарушении // Вестник Воронежского института МВД России, № 1, 2016, С. 192-196.
32. Трухачев С.Б., Махина С.Н. Формы судебного контроля в производстве по делам об административных правонарушениях // Проблемы правоохранительной деятельности. № 2. 2016. С. 25-29.
33. Цуканов Н.Н., Железняк Н.С. Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях: к вопросу о целесообразности привычных особенностей // Вестник Сибирского юридического института МВД России, № 2 (31), 2018, С. 69-73.
Вопрос-ответ:
Какие основные полномочия судов в производстве по делам об административных правонарушениях?
Основные полномочия судов в производстве по делам об административных правонарушениях включают осуществление контроля за законностью и обоснованностью принимаемых решений о привлечении к административной ответственности, рассмотрение заявлений и жалоб на акты органов власти и должностных лиц, рассмотрение дел об оспаривании актов органов власти и должностных лиц, а также принятие окончательных решений по административным делам.
Какие принципы судебного контроля в производстве по делам об административных правонарушениях существуют?
Принципы судебного контроля в производстве по делам об административных правонарушениях включают принцип законности, презумпцию невиновности, право на защиту и справедливое судебное разбирательство, равноправие сторон, принцип доступности и открытости судебного процесса, принцип обоснованности и объективности решения, принцип контроля законности и обоснованности решения, принцип гласности судебного решения.
Какие формы судебного контроля существуют в производстве по делам об административных правонарушениях?
В производстве по делам об административных правонарушениях существуют следующие формы судебного контроля: апелляционная, кассационная и надзорная. Апелляционная форма судебного контроля предусматривает рассмотрение судебными инстанциями решений осуществляющих административное преследование и решений суда первой инстанции. Кассационная форма судебного контроля предусматривает рассмотрение решений судов первой инстанции, совершивших правонарушения и решений апелляционных судов. Надзорная форма судебного контроля предусматривает контроль высших судебных органов за деятельностью судов нижестоящих инстанций.
Какие проблемы могут возникнуть при судебном контроле в производстве по делам об административных правонарушениях?
При судебном контроле в производстве по делам об административных правонарушениях могут возникнуть следующие проблемы: несвоевременность и неполнота представления материалов дела, недостаточность обоснования судебных решений, неправильное применение норм права судом, неправомерные действия должностных лиц.
Какие полномочия имеют суды в производстве по делам об административных правонарушениях?
Суды имеют полномочия контролировать законность и обоснованность решений, принятых в производстве по делам об административных правонарушениях. Они могут отменять или изменять решения органов, привлекавших к ответственности за административные правонарушения, а также применять меры исполнения решений с целью обеспечения их соблюдения.
Какие принципы руководят судебным контролем решений в производстве по делам об административных правонарушениях?
Основными принципами судебного контроля в производстве по делам об административных правонарушениях являются принципы независимости и неприкосновенности судей, справедливого и доступного правосудия, равенства сторон, обоснованности и обжалуемости решений. Суды также руководствуются принципом законности и устанавливают решения на основе доказательств, представленных сторонами дела, и применяют санкции в соответствии с законом.
Каковы формы судебного контроля в производстве по делам об административных правонарушениях?
Формы судебного контроля включают: контролирующий, когда суд проверяет законность и обоснованность решения органа, привлекавшего к ответственности; апелляционный, когда суды выносят новое решение по делу на основе результатов рассмотрения жалобы или апелляции стороны; кассационный, когда суды проверяют правильность применения закона в делах, рассмотренных судами первой инстанции.
Каково становление и развитие контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях?
Контрольные полномочия судов в производстве по делам об административных правонарушениях стали развиваться с формированием современной Российской Федерации. Вначале суды не имели полномочий контролировать решения органов, привлекавших к ответственности, но в последующие годы судебная реформа привела к укреплению роли судей в контроле за законностью и обоснованностью таких решений. Сейчас суды обладают широкими полномочиями в сфере судебного контроля и являются гарантом соблюдения прав и законных интересов граждан в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Какова основная задача судебного контроля в производстве по делам об административных правонарушениях?
Основная задача судебного контроля в производстве по делам об административных правонарушениях заключается в проверке законности и обоснованности решений, принимаемых государственными органами и должностными лицами при рассмотрении и разрешении таких дел. Судебный контроль необходим для защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также для обеспечения соблюдения законности и правопорядка в обществе.
Какие полномочия судов в производстве по делам об административных правонарушениях?
Суды в России имеют контрольные полномочия в производстве по делам об административных правонарушениях. Они могут осуществлять судебный контроль над решениями, постановлениями и действиями органов, привлекающих к административной ответственности. Суды также могут отменять или изменять такие решения, если они признаются незаконными или необоснованными.