Языки мира: классификация и методы изучения

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 1717 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 18.03.2020
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Классификация языков мира…………………………………………4
2. Методы изучения языков………………………………………….....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...18

Фрагмент для ознакомления

Также существуют неакадемические учения о прародине европейцев: 1. Балканская гипотеза,основанаая на предположении о преемственности между балканскими культурами неолита и раннеиндоевропейскими культурами.2.Индийская гипотеза, которая была отвергнута научным сообществом за пределами Индии.3.Арктическая гипотеза индийского борца за независимость Б.Г. Тилака.4.Теория палеолитической непрерывности, основанная на предположении о том, что носители индоевропейских языков непрерывно населяют Европу на протяжении десятков тысяч лет.Ряд историков выделяет несколько очагов формирования индоевропейской общности в разное время – от выделения индоевропейского праязыка из бореального (VIII тыс. до н.э.) и до образования первых индоевропейских государств (сер.III и III/II тыс. до н.э.) Сравнительно-исторический метод базируется на двух подходах: синхронном и диахроническом. Синхронный подход предполагает, что на основе данных современных языков устанавливается их родство. Диахронический подход заключается в решении проблемы языка-предка на основе установленного родства [7].Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития. Этот метод в языкознании применяется для установления родства языков и изучения развития родственных языков. Этот метод основан на сравнении языков и направлен на выяснение их исторического прошлого, он опирается на законы фонетических изменений, на закономерности и тенденции изменения морфологического, словообразовательного, синтаксического и лексического уровней языка. Используя этот метод, лингвисты сравнивают между собой генетически тождественные слова и формы родственных языков и восстанавливают (разумеется, предположительно), их первоначальный вид, их архетипы, или праформы. В итоге получается приблизительная реконструкция отдельных сторон языкового строя, каким он был до обособления соответствующих языков или ветвей языков.Сравнительно-исторический метод позволяет реконструировать фонетический и морфемный состав языка, дает возможность проникнуть в не засвидетельствованную письменными памятниками историю языков, обнаружить и восстановить некое первоначальное единство родственных языков, выявить специфические внутренние законы их последующего развития. С помощью этого метода можно возвести реально существующие между родственными языками различия к единому источнику, но нельзя выявить те различия между родственными языками, которые существовали в прошлом, а позже были утрачены [4]. Из недостатков сравнительно-исторического метода можно отметить невозможность объяснить сходство языков и малоэффективность при изучении так называемых изолированных, не имеющих родственных, языков (китайский, японский). Этот метод оказывается бессильным при изучении таких изменений, которые возникли в результате сближения и интеграции языков [8].4. Сопоставительный метод имеет целью охарактеризовать явления сопоставляемых родственных или неродственных языков, устанавливая общее и различное в аналогичных явлениях. Сравнительно-исторический метод направлен на изучение родственных языков, а сопоставительный изучает как родственные, так и неродственные языки, причем чаще сопоставляются два языка, тогда как сравнительно-исторический метод требует учета всех родственных языков [9]. От описательного сопоставительный метод отличается тем, что построен на сравнении фактов разных языков. Сопоставительное изучение дает возможность обнаружить структурные особенности различных языков, установить тип структуры по определенным признакам: фонетическим, морфологическим, синтаксическим, поэтому называется еще типологическим. Применение данного метода привело к возникновению в языкознании особой отрасли – лингвистической типологии. Типологическое изучение языков привело к созданию типологических классификаций. Наиболее распространенной типологической классификацией является морфологическая, такжесуществуют синтаксические и другие классификации [10].Таким образом, к общим методам изучения языков мира относятся описательный, структурный, сравнительно-исторический и сопоставительный методы.ЗАКЛЮЧЕНИЕНами были рассмотрены основные классификации языков и методы их изучения. В ходе работы мы выяснили, что современному языкознанию известны четыре классификации языков мира: ареальная, функциональная, типологическая, генеалогическая.Ареальная классификация основана на изучении языковой карты мира. Она описывает границы распространения языка и так или иначе связана с географическим расположением народа-носителя.Функциональная классификация языков учитывает множество постоянных и переменных факторов в соотношении языка и общества и основана на функциях, которые язык выполняет в обществе, на сферах его употребления.Наиболее популярными в современной лингвистике являются типологическая и генеалогическая классификации. Типологическая (морфологическая) классификация языков основана на морфологических данных, независимо от генетической или пространственной близости, опирается исключительно на свойства языковой структуры.Генетическая классификация языков существует в виде единой схемы. Будучи лингвистической, она не подразумевает принадлежность народов, говорящих на родственных языках, к одной расе.К общим методам исследования языков мира относят описательный, структурный, сравнительно-исторический и сопоставительный методы.Описательный методпредставляет собой систему исследовательских приемов, применяемых для установления фактов или явлений одного языка и их характеристики на данном этапе его развития. Содержанием структурного метода является «сопоставление сходных (подобных) явлений в одном и том же или в разных языках». Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития.Целью сопоставительного методаявляется стремление охарактеризовать явления сопоставляемых родственных или неродственных языков, устанавливая общее и различное в аналогичных явлениях.Методы изучения языков мира всегда связаны с определенной лингвистической теорией.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М., 1991.2. Виноградов В.А. Методы типологии // Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М., 1973.3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ.ред. Г.В. Рамишвили. − М.: «Прогресс», 2000. − 400 с.4. Зеленецкий А.Л. Сравнительная типология основных европейских языков. – М., 2004.5. Иванов В.В. Генеалогическая классификация языков и понятие языкового родства, М., 1954.6. Кацнельсон С.Д. Лингвистическая типология // Вопросы языкознания. – 1983. − № 3 – С. 9-20; № 4 – С. 19-34.7. Мейе А., Сравнительный метод в историческом языкознании, пер. с франц. − М., 1954.8. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.: Аспект-пресс, 1996. – 536 с.9. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1979.10. Успенский Б.А. Структурная типология языков. – М., 1965.11. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М., 1991.
2. Виноградов В.А. Методы типологии // Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М., 1973.
3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В. Рамишвили. − М.: «Прогресс», 2000. − 400 с.
4. Зеленецкий А.Л. Сравнительная типология основных европейских языков. – М., 2004.
5. Иванов В.В. Генеалогическая классификация языков и понятие языкового родства, М., 1954.
6. Кацнельсон С.Д. Лингвистическая типология // Вопросы языкознания. – 1983. − № 3 – С. 9-20; № 4 – С. 19-34.
7. Мейе А., Сравнительный метод в историческом языкознании, пер. с франц. − М., 1954.
8. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.: Аспект-пресс, 1996. – 536 с.
9. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1979.
10. Успенский Б.А. Структурная типология языков. – М., 1965.
11. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

Вопрос-ответ:

Какие существуют методы изучения языков?

Изучение языков может проводиться различными методами, включая коммуникативный метод, грамматико-трансформационный метод, метод нативного языка, метод интерферентного анализа и т.д.

Что такое балканская гипотеза?

Балканская гипотеза предполагает преемственность между балканскими культурами неолита и раннеиндоевропейскими культурами. Это предположение основано на сходстве лексики и грамматики этих языков.

Какой метод изучения языков использовался в Индии?

В Индии использовался метод индийской гипотезы, который предполагал родство всех языков с санскритом. Однако это предположение было отвергнуто научным сообществом за пределами Индии.

Какие языковые группы существуют в мире?

В мире существует много языковых групп и семей, таких как индоевропейская, афразийская, семитская, аустразийская и др. Каждая группа объединяет языки, которые имеют сходство в лексике, грамматике и фонетике.

Какие языки относятся к арктическим?

К арктическим языкам относятся языки инуито-египетских, ненецко-саамских, хаабарло, древних сибирских и другие. Они используются в регионах северной части России, Канады, а также в Гренландии и Скандинавии.

Какие существуют методы изучения языков?

Существует несколько методов изучения языков, таких как метод коммуникативного обучения, метод грамматического перевода, метод чтения и т.д. Каждый метод имеет свои особенности и подходит для разных целей и стилей обучения.

Какие существуют гипотезы о происхождении языков?

Существует несколько гипотез о происхождении языков, например, балканская гипотеза, основанная на предположении о преемственности между балканскими культурами неолита и раннеиндоевропейскими культурами. Также существует индийская гипотеза, которая была отвергнута научным сообществом за пределами Индии.

Какие языки относятся к классификации языков мира?

Языки мира классифицируются на несколько типов, таких как индоевропейские языки, афразийские языки, дравидийские языки и т.д. Каждый тип языка имеет свои особенности и географическое распределение.

Какие языки входят в индоевропейскую группу?

Индоевропейская группа языков включает в себя такие языки, как английский, немецкий, французский, русский, санскрит и многие другие. Эти языки распространены на большей части Европы, Азии и Америки.

Какие языки входят в афразийскую группу?

Афразийская группа языков включает в себя такие языки, как арабский, амхарский, тигринья, афарский и др. Эти языки распространены в регионе Восточной Африки и на Аравийском полуострове.

Какие языки мира существуют?

Существует огромное количество языков мира. Официально признано около 7 тысяч различных языков. Однако точное число сложно установить, так как некоторые языки находятся на грани исчезновения, а также потому что некоторые языки ещё не полностью изучены.

Как классифицируются языки мира?

Языки мира можно классифицировать по различным признакам. Один из основных — это генеалогическая классификация, основанная на родстве между языками. В рамках этой классификации языки объединены в семь основных семей языков: индоевропейская, афразийская, аустралийская, нигеро-конго, синотибетская, американская индейская и островная. Кроме того, языки можно классифицировать по типологии — например, на флективные и агглютинативные. Также языки могут быть классифицированы по географическому признаку, по числу носителей и т. д.