История русской литературы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 1919 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 02.04.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения романов И.С. Тургенева в школе……………………………………………………………………………..4
1.1. Изучение жизни и творчества И.С. Тургенева в школе……………4
1.2. Методы и приемы изучения литературы в школе………………..7
ГЛАВА 2. Анализ разработок уроков, посвященных изучению романов И.С. Тургенева………………………………………………………………….9
2.1. Анализ разработок уроков по роману «Дворянское гнездо»…..9
2.2. Анализ разработок уроков по роману «Отцы и дети»………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….19
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент для ознакомления

Современники об «Отцах и детях».Как мы можем заметить, эти уроки расположены последовательно, что позволяет обучающимся постепенно проникнуть в суть произведения, осознать его творческую величину и духовную силу. Рассмотрим разработки каждого из уроков. Первый урок ставит перед собой только обучающиеся цели, реализация которых по большей части происходит за счет использования на занятиирепродуктивного метода.Так, урок начинается с беседы, включающей в себя два вопроса, связанных с биографией писателя, и один вопрос об общественной жизни 60-х годов XIX века. Беседой в полном смысле это назвать нельзя. Занятие также включает в себя индивидуальное сообщение об истории создания романа. Кульминационным этапом урока мы можем считать анализ произведения (точнее, его первых трех глав), представляющий собой систему вопросов. Она включает в себя репродуктивные и проблемные вопросы, вопросы на восприятие. В целом, данная система кажется нам вполне удачной, так как позволяет обучающимся самим приходить к тому или иному умозаключению. Таким образом, разработка первого урока может быть успешно использована в преподавательской деятельности без внесения существенных изменений. Второй урок посвящен образу Евгения Базарова. Занятие начинается с семи вопросов, позволяющих обучающимся вспомнить содержание предыдущего урока и настроиться на нужный лад.Следующий этап – чтение по лицам 2 главы романа и репродуктивные вопросы с элементами анализа. Далее идут анализы 4 и 10 глав романа, состоящие из систем вопросов. Сами по себе эти системы кажутся нам вполне удачными, ответ на каждый вопрос предполагает логический переход к следующему вопросу, но неизменяемая вопросно-ответная форма проведения урока способна утомить обучающихся. С другой стороны, на все эти вопросы может попросту не хватить времени, а использование 1-2 проблемных вопросов способно создать почву для дискуссии. Урок «Дружба и любовь в жизни героев» включает в себя беседу о взаимоотношениях Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова, а также диспут на тему «Любовь в жизни героев». Примечательно, что автор разработки предлагает примерные вопросы для обсуждения, направленные на формирование у обучающихся собственного мнения и способность доказать правильность этого мнения. Четвертый урок включает в себя индивидуальное сообщениепо теме «Базаров и родители» и вопросы для дальнейшей беседы, а также выразительное чтение отрывка о смерти Базарова и его обсуждение, состоящее из системы вопросов. Там же приведены высказывания Д.И. Писарева, А.П. Чехова и самого И.С. Тургенева. Хотелось бы обратить внимание на представленное в разработке домашнее задание: «Выпишите интересные высказывания о романе литературных критиков Н. Н. Страхова, В. Ю. Троицкого. Какие из них, на ваш взгляд, ближе к точке зрения Тургенева на своего героя? С какими следует поспорить?» Это задание позволяет обучающимся почувствовать себя в роли литературоведов, формулирует способность анализа получаемой информации. Наконец, заключительный урок по роману «Отцы и дети» начинается с повторения изученного, а основная его часть представляет собой обсуждение высказываний литературных критиков о произведении. На этом этапе главная роль отводится статье Д.И. Писарева «Базаров». Этот урок, по большому счету, призван помочь обучающимся в написании домашнего сочинения. Учитель предоставляет девять примерных тем для написания сочинения, каждая из которых по-своему интересна и предполагает творческий подход, а не просто пересказ того или иного эпизода романа. Несмотря на использование учителем множества вопросов, заставляющих обучающихся думать своей головой и самим приходить к тому или иному выводу, данная разработка требует некоего разнообразия. Так, автор обратил внимание только на образовательные цели, забыв овоспитательных и развивающих, хотя содержание разработок предполагает их наличие. В целом же, система уроков кажется нам вполне удачной и по большей части может быть использована в образовательной деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение романов И.С. Тургенева в школе является важным элементом образовательного процесса, так как проблемы, поднимаемые писателем, актуальны и в наши дни. Для понимания обучающимися глубины рассматриваемых на уроках произведений необходимо, чтобы приемы и методы обучения соответствовали восприятию современного читателя. В ходе исследования мы рассмотрели методические разработки уроков по романам «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети», которые используются учителями в современном образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии не встречаются ни в одной из них, что, впрочем, не исключает частных случаев использования интерактивных средств обучения. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что методические разработки И.В. Нечитайло по роману «Дворянское гнездо» нельзя назвать вполне удачными из-за их однотипности и склонности преподавателя к лекционной форме обучения. К недостаткам разработок мы можем также отнести отсутствие развивающих и воспитательных целей урока. В конечном счете, всё сводится к репродуктивному методу. Плюсами данной системы уроков можно считать наличие эпиграфов уроков, проблемных вопросов, заключенных в темах сочинений, а также теоретической базы, которая может быть полезна как для молодого специалиста, так и для опытного педагога. Методические разработки А.В. Китовой требуют некоего разнообразия.Автор обратил внимание только на образовательные цели, забыв овоспитательных и развивающих, хотя содержание разработок предполагает их наличие. В целом же, система уроков кажется нам вполне удачной и по большей части может быть использована в образовательной деятельности. Таким образом, методика изучения романов И.С. Тургенева в школепредполагаетвнедрение в образовательный процесс инновационных технологий и сохранение при этом традиционных приемов и методов обучения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1944. − 212 с.2. Тургенев И.С. Отцы и дети. − СПб: Наука, 2008. − 640 с. 3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 482 с.4. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007. − 320 c.5. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе. − М.: Академия, 2008. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. − М.: Педагогика-Пресс, 1999. − 536 с.7. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. − Тула: Автограф, 2000. − 286 с. 8. Доманский В.А. Методика преподавания литературы, дидактика, диалог культур. Формирование метапредметных компетенций в процессе литературного образования// Литература в школе. − 2015. − № 1. − С. 28-31.9. Жданов М.М. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении. Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1972. – 160 с.10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. − М.: Логос, 2000. − 360 с.11. Калганова Т.А. Выбор методики анализа художественного произведения // Литература в школе. − 2007. − №2. − С.30-32.12. Капинос В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения. − М., 2005. − 354 с. 13. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе. − М.: Флинта, Наука, 2011. − 248 c.14. Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. − М.: Просвещение, 1981. − 190 с. 15. Лихачев Д.С. Литература − реальность − литература. − Л.: Сов.писатель, 1981. − 215 с.16. Малькова Л.А. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Как написать методическую разработку. Некоторые типы и виды уроков. Методические рекомендации по проведению уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.– М.: ГАПОУ МОК им. В.Талалихина. 2014. – 26 с.17. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. Ч. 1. − М.: Просвещение, 1994. − 270 с.18. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. Ч. 2. −М.: Просвещение, 1994. − 271 с.19. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. − М.: Аспект Пресс, 1996.20. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003. – 212 с. 21. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 438 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1944. − 212 с.
2. Тургенев И.С. Отцы и дети. − СПб: Наука, 2008. − 640 с.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 482 с.
4. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007. − 320 c.
5. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе. − М.: Академия, 2008.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. − М.: Педагогика-Пресс, 1999. − 536 с.
7. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. − Тула: Автограф, 2000. − 286 с.
8. Доманский В.А. Методика преподавания литературы, дидактика, диалог культур. Формирование метапредметных компетенций в процессе литературного образования// Литература в школе. − 2015. − № 1. − С. 28-31.
9. Жданов М.М. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении. Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1972. – 160 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. − М.: Логос, 2000. − 360 с.
11. Калганова Т.А. Выбор методики анализа художественного произведения // Литература в школе. − 2007. − №2. − С.30-32.
12. Капинос В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения. − М., 2005. − 354 с.
13. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе. − М.: Флинта, Наука, 2011. − 248 c.
14. Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. − М.: Просвещение, 1981. − 190 с.
15. Лихачев Д.С. Литература − реальность − литература. − Л.: Сов. писатель, 1981. − 215 с.
16. Малькова Л.А. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Как написать методическую разработку. Некоторые типы и виды уроков. Методические рекомендации по проведению уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.– М.: ГАПОУ МОК им. В.Талалихина. 2014. – 26 с.
17. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. Ч. 1. − М.: Просвещение, 1994. − 270 с.
18. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. Ч. 2. − М.: Просвещение, 1994. − 271 с.
19. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. − М.: Аспект Пресс, 1996.
20. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003. – 212 с.
21. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 438 с.

Вопрос-ответ:

Какими методами и приемами изучаются произведения И. С. Тургенева в школе?

В школе произведения И. С. Тургенева изучаются с помощью различных методов и приемов, таких как чтение и анализ текстов, обсуждение сюжета и персонажей, изучение исторического и культурного контекста, проведение творческих заданий и письменных работ.

Каковы теоретические основы изучения романов И. С. Тургенева в школе?

Теоретические основы изучения романов И. С. Тургенева включают изучение жизни и творчества автора, анализ литературных приемов и стилей, исследование образов и тематики произведений, а также изучение романтических и реалистических тенденций в русской литературе.

Какие уроки посвящены изучению романа "Дворянское гнездо" И. С. Тургенева?

Есть разработки уроков, в которых изучается роман "Дворянское гнездо" И. С. Тургенева. На этих уроках проводится анализ сюжета, обсуждение главных персонажей, изучение основных тем и идей произведения, а также проведение творческих заданий и рефлексии.

Какие уроки посвящены изучению романа "Отцы и дети" И. С. Тургенева?

Есть разработки уроков, в которых изучается роман "Отцы и дети" И. С. Тургенева. На этих уроках проводится анализ сюжета и образов, обсуждение идей и тем произведения, изучение исторического и социального контекста, проведение творческих заданий и дискуссий.

Почему в школе важно изучать жизнь и творчество И. С. Тургенева?

Изучение жизни и творчества И. С. Тургенева в школе важно для того, чтобы понять и оценить значимость его произведений в развитии русской литературы. Также это помогает учащимся расширить свой кругозор, развить критическое мышление и литературное вкус, а также узнать о творческих методах и стилевых особенностях писателя.

Какие теоретические основы изучения романов И.С. Тургенева включает в себя 3 глава истории русской литературы?

В 3 главе истории русской литературы рассматриваются теоретические основы изучения романов И.С. Тургенева, включающие анализ его жизни и творчества, а также методы и приемы изучения литературы в школе.

Какие методы и приемы изучения литературы в школе рассматриваются в 3 главе истории русской литературы?

В 3 главе истории русской литературы рассматриваются различные методы и приемы изучения литературы в школе, которые могут быть применены при изучении романов И.С. Тургенева. Это включает анализ текста, сравнительный анализ произведений, анализ стилевых особенностей, изучение исторического и социального контекста, ролевые игры и драматизации, обсуждение и дебаты, написание эссе и т.д.

Какие разработки уроков посвящены изучению романов И.С. Тургенева и анализируются во 2 главе истории русской литературы?

Во 2 главе истории русской литературы анализируются разработки уроков по изучению романов И.С. Тургенева, включающие анализ уроков по роману "Дворянское гнездо" и уроков по роману "Отцы и дети".

Какие анализы проводятся по разработкам уроков по роману "Дворянское гнездо" во 2 главе истории русской литературы?

Во 2 главе истории русской литературы анализируются разработки уроков по роману "Дворянское гнездо", которые включают в себя анализ структуры и содержания романа, изучение образов и характеров героев, анализ композиционных приемов и тематических мотивов, обсуждение ценностей и идей произведения.

Какие теоретические основы изучения романов И.С. Тургенева включает третья глава истории русской литературы?

Третья глава истории русской литературы включает в себя теоретические основы изучения романов И.С. Тургенева, включая анализ структуры романов, основных литературных приемов и методов автора, анализ его творческой биографии, изучение влияния социально-исторического контекста на его произведения и другие аспекты.

Какие методы и приемы изучения литературы в школе рассматриваются в третьей главе истории русской литературы?

В третьей главе истории русской литературы рассматриваются различные методы и приемы изучения литературы в школе, такие как анализ текстов, изучение биографии авторов, анализ литературных приемов и стилей, исследование влияния социально-исторического контекста на произведения и другие подходы, которые помогают учащимся понять и оценить литературные произведения И.С. Тургенева и других авторов.

Какие разработки уроков посвящены изучению романов И.С. Тургенева и анализируются во второй главе истории русской литературы?

Во второй главе истории русской литературы анализируются разработки уроков, посвященных изучению романов И.С. Тургенева, включая анализ разработок уроков по роману "Дворянское гнездо" и уроков по роману "Отцы и дети". Эти разработки уроков помогают преподавателям и учащимся более глубоко изучить произведения Тургенева и понять их основные темы, стилистику и литературные приемы.