Основные виды вузовских учебных изданий и их специфические особенности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Книговедение
  • 2121 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.03.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Вузовские учебные издания как инструмент обучения...............................5
1.1 Предназначение вузовских изданий………………………………...........5
1.2 Функции вузовских изданий…………………….………………………...7
2.Особенности вузовских изданий……………….………………………….12
2.1 Виды вузовских изданий……………….………………………………...12
2.2 Требования, предъявляемые к вузовским учебным изданиям………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................21




Фрагмент для ознакомления

Стратегическойцельювнедренияучебно-методическихкомплексоввучебномпроцессеявляетсяповышениекачествапреподаванияисовершенствованияметодикипреподаванияучебныхдисциплин.Крометогоучебно-методический комплекспризваныобеспечитьподготовкуучебно-методическихматериалов,удовлетворяющихсамымобщимтребованиямкдистанционнымтехнологиямобучения.Учебно-методическийкомплекссостоитиздвухблоков.Первыйблокучебно-методического комплексаявляетсяобязательным.Внеговходятследующиеэлементы:Пояснительнаязаписка,включающая:информациюоцеляхизадачахкурса, информациюовидахзанятийиметодикеобучения, информациюоформахконтроля;Методическиерекомендациипоизучениюдисциплины;Учебно-тематическийпланкурса;Программадисциплины(Содержаниекурса);Планыпрактических(семинарских)занятийсуказаниемлитературы;Контрольныевопросыпокурсувцелом(Вопросыкэкзамену-зачету);Темыконтрольныхработдлязаочнойформыобучения;Методическиерекомендацииповыполнениюконтрольныхработстудентамизаочногоотделения;Списокрекомендуемойлитературы;Выпискаизобразовательногостандарта(государственногоиливнутривузовского);Словарьтерминовиперсоналий(глоссарий).Компонентывторогоблокадополняютпервыйблок.Ониразрабатываютсявтомслучае,еслиэтоготребуетпрограммакурса,атакжедлядистанционнойтехнологииобучения.Книмотносятся:Материалыдлятестовойсистемы;Методическиерекомендациипоподготовкексеминарскимзанятиям,выполнениюконтрольныхзаданий,рефератов,курсовыхработ;Методическиерекомендациидляпреподавателей;Материалыпрактикумовиситуационныхзадачсвариантамиихрешений;Иллюстративныематериалы:рисунки,фотографии,графики,таблицы;Комментариикотдельнымтемамввидеаудиоивидеофрагментов;Компьютерныепрограммы;Краткиеконспектылекций,разбитыепотемам.Составиструктураучебно-методическогокомплексаконкретнойдисциплиныформируетсякафедройиутверждаетсянаучно-методическимсоветомпоспециальности.Возросшаярольсамостоятельнойработывучебномпроцессеповышаетзначимостьучебногоиздания,и,соответственно,уровенькачестваучебногоизданияоказываетсущественноевлияниенауровенькачестваобучения.Решениеобизданииучебнойкнигипринимаетсянаоснованииэкспертизыавторскойрукописи,проводимойрецензентом.Е.В.Смирновапредлагаетследующийпорядокоценкикачестваавторскойрукописирецензентом:определениесоответствия материала,изложенноговрукописи,программе курса;оценкаактуальностисодержаниярукописи(учетсовременныхдостиженийнауки,техники,культуры);определениеотличийавторскойрукописиотопубликованныхпроизведенийнатужетему;оценкаавторскойрукописис методическойточкизренияиопределениесоответствиярукописитребованиямпреподаванияданнойдисциплины;анализполнотыикачествадидактического аппарата,того,насколькометодическиверносформированыконтрольные вопросы, тесты, задачи, упражнения;оценкаэффективностииспользованияизданиядлясамостоятельной работы;оценкаполнотыпредставленияэлементов текста и справочно-сопроводительного аппарата:введения,заключения,приложений;предисловия,указателей,прикнижнойаннотации,библиографическихсписков,списковсокращенийиусловныхобозначенийидр.;качественнаяиколичественнаяоценкаприведенноговрукописифактического иллюстрационного материала;оценкаправильностииточности определений и формулировок;оценкаиспользованияобщепринятойтерминологии, стандартов, норм, правил;оценка,принеобходимости,соответствияобозначенийвеличинпеременных,параметров;определенийипонятий,обозначениям,принятымвучебнойлитературе,пообщенаучнымиобщетехническимдисциплинам;оценкалитературногофункциональногостиляизложения;оценкавозможностииспользованияизданиядляфедеральныхнужд;формированиевыводов об авторской рукописи вцелом,принеобходимости,выработкарекомендацийпоееулучшению.Данныетребованияносятрекомендательныйхарактер,однакожелательно,приэкспертизеавторскойрукописи,проводимойвнутренним,аособенновнешнимрецензентом,чтобыонопиралсянатребования,принятыевуниверситете.Ксожалению,внастоящеевремяоценкарукописинередконоситформальныйхарактер.Практикапоказывает,чтопроцесссозданияучебнойкниги–сложныйитрудоемкий.«Книга–этосложнаясистемавединствесодержания,литературнойформы,аппаратаиздания,материальнойконструкциииоформления,этосистема,котораясостоитизмножестваотдельныхэлементов,новзаимноувязанных,непротиворечащихдругдругу.Внейвсеэлементывцеломикаждыйвотдельностидолжнысоответствоватьивидуиздания,ихарактерусодержания,иособенностямееназначения,ичитательскомуадресу.Работанадсистемойкниги–этоработанадееорганизациейкакфункциональногоикомпозиционногоцелого,работанадсозданиемединствавсехеемногообразныхэлементов».Приведенноеобщееопределениевполноймереотноситсяикучебномуизданию.Несомненно,чтоценностькнигиопределяетсявпервуюочередьеесодержанием,информативностью.Ночтобыкнига,особенноучебная,сталаполноценнойикачественной,онадолжнабытьорганизованатак,чтобычитателюбылоудобноилегкоснейработать.Работанадсистемойкниги–этоработанадорганизациейипостроениемтекста.Отформированияструктурыкнигивомногомзависит,будетлионасоответствоватьсвоемуфункциональномуназначениюиудовлетворятьтребованиямчитателей.Учебнаялитература,какникакаядругая,требуетотеесоздателейпродуманнойорганизации,кактекста,такивсехсоставляющихэлементовиздания.Главныетребованиякконструированиюучебногоизданияобусловленытем,чтоучебнуюкнигуопределяют:1)каксистемузнаний(следовательно,приееконструированиинеобходимоучитыватьспецификупредмета);2)какдидактическуюсистему(всвязисчем,изложениесодержаниядолжнобытьпостроенотак,чтобыобеспечитьэффективноеусвоениедисциплины);3)какпедагогическуюсистему(чтопредполагаетнетолькоусвоениезнанийинавыков,ноиформированиеобучаемогокакличности).Приконструированииучебнойкнигинеобходимо:1)соблюдатьпоследовательностьизложенияучебнойдисциплины;2)учитыватьеецелевоеназначение,категориюобучаемых;3)использоватьдидактическиесредствадляактивизациисамостоятельнойработыитворчестваобучаемых.Учебнаякнигасостоитизпроизведенияучебнойлитературыиаппаратаиздания.Произведениеучебнойлитературы(основаиздания)–введение;основнаячасть,разбитаянаразделы,части,главы,параграфы;выводы;заключение.Аппаратиздания–совокупностьматериалов,которые:дополняютосновнойтекст,поясняютегоисоздаютсядлятого,чтобылегчеиэффективновоспринималасьинформация,содержащаясявкниге;способствуюттому,чтобыоблегчитьчитателюпоискнужныхэлементовтекста.Ваппаратизданиявходят:титульныелистысвыходнымисведениями;предисловие,вступительнаястатья,послесловие;прикнижнаяаннотация;примечанияикомментарии;переченьключевыхслов;−библиографическиесписки;спискиусловныхобозначенийисокращений;вспомогательныеуказатели;оглавление(содержание);колонтитулы;Соответствиепримернойучебнойпрограммедисциплины,т.е.Государственномуобразовательномустандарту(содержание:знанияиумения,объемипорядокизучениядисциплины).Оглавлениеучебникадолжносоответствоватьвсемуперечнюразделовучебнойпрограммы;оглавлениеруководствакпрактическимзанятиям-тематическомупланупрактическихзанятийвучебнойпрограмме.Обновляемостьодинразв5(10)летблокамиучебныхизданийпосмежнымдисциплинам,например,гистологияплюсфизиологияплюсбиохимия.Преемственностьивзаимосогласованностьучебныхизданийдляразныхобразовательныхуровнейкаквнутриоднойдисциплины,такимеждувсемидисциплинамиучебногоплана;соблюдениепринципаинтеграциифундаментальныхиклиническихдисциплин,атакжепреемственностьмеждуэтапамивысшегоипослевузовскогообразования.Прикладнойхарактер,содержатьтуинформацию,котораябудетнепосредственновостребованавпрофессиональнойдеятельности.Самодостаточность.Учебникдолженсодержатьосновнуюинформациюподисциплине.ВПриложенияхдолжнабытьпредставленадополнительнаяинформация:словарьтерминовиавторскийсправочник.Внихкраткоимелкимшрифтомпоясняютсявстречающиесявтекстесмежныепонятияиприводятсякраткиеисторико-биографическиесведенияобосновныхэтапахразвитияданнойдисциплиныивкладевееразвитиеотечественныхизарубежныхученых.Эторасширяетграницыучебника,неутяжеляяосновнойтекст,иоблегчаетпоискнеобходимойдляпониманияинформацииврамкахданногоиздания.Приложениятакжедолжнысодержатьуказатели(предметный,именнойилекарственныхсредств),программудисциплины,списокусловныхсокращенийирекомендованнойлитературы(запоследние3года,включаяадресаэлектронныхбазданных,доступныхчерезИнтернет).Наглядность.Текстдолженсопровождатьсясхемами,рисункамиифотографиями,облегчающимивосприятиематериала,нонеповторяющимиего.Наличиетестовыхвопросовспояснениями(ситуационныхклиническихи других.задач).Тестовыевопросысобязательнымипояснениямииразборыклиническихситуацийпомогаютподготовитьсякитоговойаттестации,азатемиксертификацииспециалиста[6].Соответствиепоследнимдостижениямнаукииклиническойпрактики.Точность,достоверностьиобоснованностьприводимыхсведений.Использованиепринциповдоказательноймедицины,стандартизациидиагностическихилечебныхпроцедур.СоответствиеназванийлекарственныхсредствГосударственномурееструлекарственныхсредств.Первымдолжноупоминатьсямеждународноенепатентованноеназвание.ЗатемнаиболеечастоиспользуемыевРоссииторговыенаименования.Рубрикация.Структуратекстазадаетсязаранее—отназванияглавыираздела,черезподразделы,рубрикииподрубрикидоотдельногопредложения.Благодаряжесткойструктуретекста«выжимаетсявода»илегчеизбежатьповторов.Такимтекстомудобнопользоватьсяи,скользявзглядомпостраницамизаголовкам,находитьискомое.Еголегкообновлять,дополнятьииздаватьвэлектронномвиде.Однакоэтонеозначает,чтотекстдолженбытьпредставленввиде«сухого»справочника.Ондолженсодержать:эмоциональноокрашенныесвязующиеэлементы,легкоисинтересомчитаться.Обладать системностью,последовательностьюипростотойизложения,безизлишнихподробностей.Характеризоваться четкостьюопределений,доступностьюихдляпониманиястудентамисоответствующихкурсов;Отличаться однозначностьюупотреблениятерминов,последовательнымобозначениемоднимтерминомоднородныхпредметовиявлений;Соблюдатьнормысовременногорусскогоязыка;Выделятьключевыепозициипотекступолужирнымшрифтомилидругимспособом;Соответствоватьпринципамдоказательноймедицины,современномунаучномууровню;Соблюдатьлитературныенормы,использоватьясный,точный,лаконичный,вмеруобразныйязык;Соответствоватьуровнюкомпетенциичитателя,которомупредназначен(студентам,илиинтернам,илиординаторам, илипреподавателям);Реализовыватьпринципымеждисциплинарнойинтеграции;Обеспечиватьпреемственностьэтаповнепрерывногомедицинскогоифармацевтическогообразования;Использоватьофициальноутвержденныйпонятийныйаппарат(Анатомическаяноменклатура,Международнаясистемаединиц)[4].ЗАКЛЮЧЕНИЕСовершенствованиепрофессиональнойподготовкиспециалистоввбольшойстепенизависитотповышениякачестваучебнойлитературы,каквнастоящеевремя,такивбудущем.Учебнаякнига,будьтоучебник,учебноепособиеилиметодическиеуказания,являетсяглавнымсредствомобучения,откачествакоторыхзависитуровеньподготовкинашихвыпускников.Известно,чтоучебнаякнигавыполняетмножествофункций,важнейшиеизних:информационная,познавательнаяивоспитательная.Информационнаяфункцияучебногоизданиянаправлена,преждевсего,наформированиеинформационнойкультурыстудентов.Объемфактическогоматериаладолженбытьдостаточендлядостиженияпоставленнойцели.Познавательнаяфункцияпредполагаетрассмотрениенаучно-предметногоматериала:основынауки,фундаментальныезнания,актуальныевопросы.Отражениевучебнойкнигеперечисленныхфункцийобеспечиваетреализациюпрофессиональнойкомпонентыучебногоматериала.Воспитательнаяфункцияучебнойкнигиреализуетсявзадачахобучения,которыенаправленынаразвитиеличности,воспитаниенаучногомировоззрения,гражданскойответственности.Учебнаякнигапомимореализациивозложенныхфункций,встрогомсоответствиисцелямиизадачамиобразованиядолжнаотличатьсявысокойиздательскойкультуройисоответствоватьтребованиямстандартов.Насегодняшнийдень,традиционнаяпечатнаякнигаявляетсясамымдешевым,надежным,апробированныминструментомдляучебно-образовательныхцелей,которыйпозволяетсочетатьтворческийпроцессвосприятияинформацииснаиболееоптимальнымидлякаждогоиндивидуумаформамииметодамиосуществленияэтогопроцесса.Компьютерныепрограммыиэлектронныеизданияпокаивобозримомбудущеммогутлишьдополнять,ноневытеснятьпечатнуюкнигу.Внезависимостиотвидаучебногоиздания,егосодержаниедолжноотражатьнеобходимыйустановленныйуровеньзнанийинавыков,которымидолженвладетьвыпускникинститута,получившийвысшеепрофессиональноеобразованиеподанномунаправлениюилиспециальности.В данной работе мы рассмотрели вузовские учебные издания как инструмент обучения, разобрались с их предназначением и функциями, выделили их виды и охарактеризовали особенности каждого, также изучили требования, которые сегодня к ним предъявляют.СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ1.Агеев,В.Н.Электронныеизданияучебногоназначения:концепции,создание,использование[Текст]:учеб.пособиедлястудентоввузов,обучающихсяпоспециальности«Издат.делоиредактирование»/В.Н.Агеев,Ю.Г.Древс;М-вообразованияРос.Федерации,Моск.гос.ун-тпечати.-М.:Моск.гос.ун-тпечати,2003.–234с.2.Гендина,Н.И.Нормативно-методическоеобеспечениеучебногопроцессаввузе[Текст]:стандартывуз/Н.И.Гендина,Н.И.Колкова;МвокультурыРос.Федерации;Кемер.гос.ин-тискусствикультуры.-Кемерово,1998.-170с.3.Гречихин,А.А.Вузовскаяучебнаякнига:типология,стандартизация,компьютеризация[Текст]:Учебно-метод.пособиевпомощьавторуиредактору/А.А.Гречихин,Ю.Г.Древс.–М.:Логос,Московскийгосударственныйуниверситетпечати,2000.-255с.4.Джиго,А.А.Основныестандартыпоиздательскомуделу[Текст]/А.А.Джиго,С.Ю.Калинин.-М.:Университетскаякнига,2008.–326с.5.Стандартыпоиздательскомуделу[Текст]/сост.А.А.Джиго,С.Ю.Калинин.-3-еизд.-М.:Экономистъ,2004.-623с.-(Книжноедело).6.Микк,ЯА.Оптимизациясложностиучебноготекста[Текст]:впомощьавт.иред./Я.А.Микк.М.:Просвещение,1981.–119с.7.Мильчин,А.Э.Справочникиздателяиавтора[Текст]:редакционно-издательскоеоформлениеиздания/А.Э.Мильчин,Л.К.Чельцова.-2-еизд.,испр.идоп.-М.:ОЛМА-Пресс,2003.-800с.8.КицинаЛ.М.Подготовкаучебныхизданийввузе:справ.пособиедляавторов[Текст]/Л.М.Кицина,И.С.Сковородина.–Омск:Изд-воОмГУ,2005.-127с.9.Смирнова,Е.В.Издательскаядеятельностьвсовременномвузе[Текст]:орг.основыиособенностиред.процесса/Е.В.Смирнова,З.Н.Федотова;Ин-т«Открытоеоб-во»[М.];МГУП:Логос,2001.–183с.10.Уваров,Ю.А.Руководствопосоставлениюстандартизированныхконтрольныхработ[Текст]:метод.материалы/Ю.А.Уваров,Е.И.Фришт.–М.,1977.-123с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев, В. Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Издат. дело и редактирование» / В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс ; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати. - М. : Моск. гос. ун-т печати, 2003. – 234 с.
2. Гендина, Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] : стандарты вуз / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова ; Мво культуры Рос. Федерации ; Кемер. гос. ин-т искусств и культуры. - Кемерово, 1998. - 170 с.
3. Гречихин, А. А. Вузовская учебная книга : типология, стандартизация, компьютеризация [Текст] : Учебно-метод. пособие в помощь автору и редактору / А. А. Гречихин, Ю. Г. Древс. – М.: Логос, Московский государственный университет печати, 2000. - 255 с.
4. Джиго, А. А. Основные стандарты по издательскому делу [Текст] / А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. - М. : Университетская книга, 2008. – 326 с.
5. Стандарты по издательскому делу [Текст] / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. - 3-е изд. - М. : Экономистъ, 2004. - 623 с. - (Книжное дело).
6. Микк, Я А. Оптимизация сложности учебного текста [Текст]: в помощь авт. и ред. / Я. А. Микк. М. : Просвещение, 1981. – 119 с.
7. Мильчин, А. Э. Справочник издателя и автора [Текст] : редакционно-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. - 2-е изд. , испр. и доп. - М. : ОЛМА-Пресс, 2003. - 800 с.
8. Кицина Л. М. Подготовка учебных изданий в вузе : справ. пособие для авторов [Текст] / Л. М. Кицина, И. С. Сковородина. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - 127 с.
9. Смирнова, Е. В. Издательская деятельность в современном вузе [Текст]: орг. основы и особенности ред. процесса / Е. В. Смирнова, З. Н. Федотова ; Ин-т «Открытое об-во» [М.] ; МГУП : Логос, 2001. – 183 с.
10. Уваров, Ю. А. Руководство по составлению стандартизированных контрольных работ [Текст] : метод. материалы / Ю. А. Уваров, Е. И. Фришт. – М., 1977. - 123 с.

Вопрос-ответ:

Для чего используются вузовские учебные издания?

Вузовские учебные издания предназначены для обучения студентов вузов. Они служат основным источником знаний и помогают усвоить материалы по определенным дисциплинам. Кроме того, они также могут использоваться для подготовки к экзаменам и самостоятельному изучению материала.

Какие функции выполняют вузовские учебные издания?

Вузовские учебные издания выполняют несколько функций. Они информируют студентов о необходимом материале по конкретной дисциплине, помогают структурировать и усвоить знания, предоставляют примеры и задания для закрепления материала, а также оценивают уровень знаний студентов.

Какие особенности характеризуют вузовские учебные издания?

Вузовские учебные издания обладают несколькими особенностями. Они являются научно-методическими пособиями, которые разработаны квалифицированными преподавателями вузов. В них представлены актуальные и проверенные знания, а также различные методические приемы, которые помогают студентам лучше усвоить материал. Кроме того, вузовские учебные издания могут быть представлены в различных форматах: учебники, учебные пособия, электронные книги и т. д.

Какие виды вузовских учебных изданий существуют?

Существует несколько видов вузовских учебных изданий. Один из основных видов - учебники, которые содержат теоретический материал по определенной дисциплине и могут использоваться как основной учебный материал. Также существуют учебные пособия, которые предлагают дополнительный материал и задания для закрепления знаний. Кроме того, сейчас все большую популярность получают электронные книги, которые доступны в электронном формате и могут быть использованы на компьютерах и мобильных устройствах.

Какие требования предъявляются к вузовским учебным изданиям?

К вузовским учебным изданиям предъявляются определенные требования. Прежде всего, они должны быть актуальными и соответствовать программам и требованиям вузов. Также издания должны быть написаны на доступном для понимания языке и иметь четкую структуру. Кроме того, они должны быть свободны от ошибок и опечаток, а также иметь удобный и понятный дизайн.

Какие основные виды вузовских учебных изданий существуют?

Основными видами вузовских учебных изданий являются учебники, учебные пособия и научные журналы.

Каковы специфические особенности вузовских учебных изданий?

Специфическими особенностями вузовских учебных изданий являются наличие актуальной и глубокой информации, научный подход к изложению материала, а также использование специальных терминов и понятий, присущих конкретной области знания.

Каковы функции вузовских учебных изданий?

Функции вузовских учебных изданий включают предоставление студентам необходимой учебной информации, поддержку процесса обучения и ассимиляции знаний, а также обеспечение возможности самостоятельной работы и исследований.