Архитектура города Омска вторая половина 19 века по вторую половину 20вв

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Архитектура
  • 2929 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 01.06.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Формирование и развитие города.
Глава II.
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, в основу архитектурно-планировочного решения был положен принцип сложного в своей двойственности центростремительного движения, остро современного по сравнению с существовавшими ранее анфиладной или коридорной системами». Сложная планировочная структура выразилась в объемно-пространственной композиции в виде многообъемной композиции. Фасады дома имеют усложненную динамичную композиционную структуру, с характерными для модерна архитектурными и декоративными приемами и элементами (различной формы и размеров оконные проемы, балконы, эркер, ризалиты, несколько видов отделки и текстуры плоскости стен, характерный растительный и геометрический орнамент, цветное панно из глазурованной плитки и др.). Центральная часть фасада, выходящего на ул. Орджоникидзе, выделена лопатками на всю высоту здания и завершена высоким аттиком сложного силуэта. Скошенный угол, выходящий на перекресток улиц, подчеркнут ризалитом, возвышающимся над общим объемом здания и декорированным эркером. Входная группа с лестничной клеткой другого фасада, выделена лопатками и подчеркнута усложненной декоративной композицией.
Еще одним знаковым для Омска зданием в стиле модерн стало здание конторы акционерного общества по продаже земледельческих машин «Р. и Т. Эльворти», построенное на ул. Тарской в 1913 году. Компактный и в то же время массивный кубический объем с севера примыкал к зданию склада этой же фирмы (здание не сохранилось). Три других фасада решены симметрично. «Роль пилонов – башнеобразных трапециевидных сооружений древнеегипетского храма играют мощные ризалиты, которые в своей верхней части очень тонко профилированы «под трапецию». Тему Египта продолжают стилизованные сфинксы… Знаки солнца … выполнены на металлических решетка третьего этажа… Несмотря на столь романтизированный набор образов-символов, пластика объема здания рационалистична, подчеркнуты грани мощных стен и геометрия окон с лаконичной расстекловкой».
В «неорусском стиле» было построена пожарная каланча (арх. И.Г. Хворинов, 1915 г.) на ул. Интернациональной, 41 (бывшая Александровская). На двухэтажный Т-образный в плане объем опирается четверик, на который, в свою очередь, опирается башня, завершенная смотровой площадкой и фонариком. Здание выполнено из красного неоштукатуренного кирпича, со сдержанным белым декором неорусского (декоративные элементы углов четверика) и неоренессансного (рустованные лопатки, профилированный пояс и карниз нижнего объема) стилей.
Одним из крупных комплексов для учебного заведения, построенных в первых десятилетиях XX века, являлось Омское среднее Сельскохозяйственное училище, которое было открыто в 1912 году в Загородной роще. Ядром архитектурного ансамбля училища являлось главный учебный корпус, построенный по проекту гражданского инженера А.Й. Дитриха. Каменное четырехэтажное здание представляет собой в плане приближенный к квадрату объем с внутренним замкнутым двором. Композиционный центр главного южного фасада смещен к восточному углу, объединяющему главный вход, расположенный с южной стороны, и с восточной стороны – апсидный объем, расположенной в этом же углу, церкви. Он выделен ризалитом со сложной композицией архитектурных и декоративных элементов. Здесь присутствуют мотивы русской архитектуры, неоготического стиля и модерна. Широкий ризалит завершен высоким аттиком со сложным силуэтом. Завершает композицию высокая шатровая кровля.
«Таким образом, в облике и функции зданий, сформировавших центральные омские улицы на рубеже XIX – XX веков, отразился подъем торгово-промышленной жизни города, его экономический взлет».
После революции 1917 года парадность и пышность периода многостилья уступили место строгой простоте конструктивизма. Но и эклектика и модерн так же продолжают применяться, но в более сдержанной форме (рациональный модерн, формы неоклассицизма), часто переплетаясь с новой стилистической системой конструктивизма, возникшей в недрах стиля модерн.
Одним из первых зданий, возведенных в этом стиле был жилой дом Сибметаллтерста, построенный в 1929 году, которое демонстрирует синтез этих трех стилистических направлений. «Отсутствие облицовки, разнообразные выступы, угловая башня роднят советский красный дом на Красном пути с его «предшественниками», возведенными в начале XX века. Строгость и геометризм архитектурных форм свидетельствовали о рождении нового стиля эпохи – конструктивизма».
После утверждения советской власти в Омске, при возросшей численности населения, как и в других городах России, встал политически важный вопрос о переселении рабочих из неблагоприятных трущобных районов в более благоустроенные капитальные дома. В 1921 году был принят новый проект планировки Омска, в котором предусматривалось строительство многоквартирных жилых домов, решались проблемы благоустройства и озеленения города.
Первые многоквартирные жилые дома для рабочих начали строиться в начала 20-годов XX века. Они были двухэтажными деревянными на каменном цоколе. В архитектуре этих домов присутствуют объемно-пространственные, композиционные и декоративные решения различных стилистических систем, развивавшихся в дореволюционный период: эклектики, неоклассики, модерна, часто применяются эмблемы, символизирующие советскую власть.
В 1925 году стало интенсивно развиваться индивидуальное строительство, а в 1926 году наметился перелом в сторону перехода к государственному.
В 1927 году возводятся первые кирпичные многоквартирные жилые дома. Наиболее крупный жилой дом подобного типа этого периода был построен в 1929 году на улице Красный Путь инженером П.П. Голышевым. «Позднее дом был увеличен достройкой угловых частей (арх. В.С. Масленников)». Протянувшийся вдоль улицы главный фасад симметричен, его фланкируют боковые пристройки со скошенными углами, эркерами, включающими входные группы, и высокими аттиками. Еще две входные группы с лестничными клетками выходящие на главный фасад включены в ризалиты.
Первой крупной общественной постройкой советского периода стал клуб металлистов, построенный по проекту архитектора П.И. Русинова в 1927 году.
В 1935 году была поставлена задача реконструкции города в связи с его быстрым экономическим развитием. Было принято решение сохранить исторически сложившееся ядро города, усилив значение ведущих направлений: улиц Ленина, Красного Пути, К. Маркса, но при этом были разрушены многие церкви и часовни, в том числе и Успенский собор. «Утраченное столь решительным образом архитектурное величие компенсировалось возведением новых, достаточно внушительных сооружений в торжественных формах классики… Монументальный образ зданий призван был отразить мощь советского государства и незыблемость его власти».
В 30-е годы XX века продолжают возводится многоквартирные каменные жилые дома, этажность которых в это время увеличивается: жилой дом по ул. Маяковского, построенный для специалистов омской железной дороги; жилой дом специалистов на 50 квартир на ул. Ленина (арх. Е.Н. Семенов, 1935), дома специалистов земледелия и работников связи по ул. Герцена (1936). На ул. Красный Путь архитектором Е.А. Степановым построено первое пятиэтажное жилое здание. Стилистика зданий заключается в сочетании приемов конструктивизма, рационального модерна и декоративных и архитектурных элементов неоклассицизма.
Классические традиции так же использовались при строительстве и в 1940 – 1950-х годах, для создания торжественных и парадных образов. «Наряду с многочисленными лепными деталями архитектуры классицизма излюбленными декоративным приемом стала колоннада, применявшаяся зачастую в ущерб внутренней конструкции».
Заключение
Период второй половины XIX – первой половины XX века является важным этапом развития Омска, так как в этот период было сформировано центральное городское ядро, являющееся в настоящее время «лицом» города. В этот период закладываются основные градостроительные направления развития города, значительно возрастает доля каменного строительства, особенно в начале XX века, с проведением Западносибирской железнодорожной магистрали.
Не смотря на значительное увеличение в начале XX века доли каменного строительства, основная застройка города остается деревянной, ставшая исчезать лишь в советский период.
В рассматриваемый период в Омске сформировалось несколько градостроительных ансамблей: Казачьей площади, Соборной и Базарной площади, Любенского проспекта, ул. Госфортовской и др. – создавших гармоничную пространственную среду центральной части города. Так же был возведен ряд доминант: Успенский собор, Городской театр, пожарная каланча и др., не потерявших своего градостроительного значения и по сей день.
В каменной архитектуре города в первой половине XIX века развивалась эклектика, особенное предпочтение отдавалось неоклассицизму (наиболее часто архитекторы обращались к мотивам итальянской архитектуры), появились так же здания с элементами необарокко, неоготики, неорусского, русско-византийского и других стилей. В начале XX века параллельно с эклектикой развивается стиль модерн, в котором был построен ряд значительных общественных и жилых зданий, как в камне, так и дереве. Часто эти два стилистических направления (эклектика и модерн) переплетаются в архитектуре одного сооружения. В первой половине XX века, особенно после революции 1917 года, доминирующим стилем в архитектуре важных в градостроительном аспекте зданий снова становится неоклассицизм (поздний неоклассицизм) в сочетании с конструктивизмом, при сохранении еще в течении 20-х годов XX века тенденций эклектики и модерна.
Список литературы
Алисов Д.А. Культура городов Западной Сибири (вторая половина XIX – начало XX вв.) – Омск: 2002. - 195 с.
Гуменюк А.Н. Стиль модерн в архитектуре Омска: монография/ А.Н. Гуменюк. – Омск: ОмГТУ, 2007. – 140 с.
ГуменюкА.Н. Архитектура Омска XIX – нач. XX в.: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – СПб., 2002.
Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994. – 320 с.
Журин Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX – начала XX веков: учебное пособие. – Новосибирск, 1993. – 90 с.
Колесников А. Д., «Памятники и памятные места Омска и Омской области», Омск, 1987.
Кочедамов В.И. Омск: Как рос и строился город. – Омск: изд-во «Омская правдв», 1961. – 112 с.
Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. – Л.: Стройиздат, 1980.
Омск… Волею Петра Великого. Архитектурное обозрение трех столетий. 4 издание. – Омск: «Арена», 2008. – 319 с.
Памятники истории и культуры города Омска. Вып. 1: Сб. статей. – Омск: 1992. – 126 с.
Памятники истории и культуры Омской области: проблемы выявления, изучения и использования: Тезисы докладов и сообщений областной научной конференции. – Омск: типография ОНИИП, 1993. – 148 с.
Памятники истории и культуры Омской области: проблемы выявления, изучения и использования: Тезисы докладов и сообщений областной научной конференции. – Омск: 1995. – 167 с.
Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города западной Сибири во второй половине XIX – начале XX в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство. – Барнаул: «Азбука», 2007. – 292 с.
Юрасова М.К. Омск: Очерки истории города. – Омск: Западно-сибирское книжное издательство, 1972. – 310 с.
Кочедамов В.И. Омск: Как рос и развивался город. – Омск: изд-во «Омская правда», 1961. – С. 3
Омск волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. – Омск: издательство «Арена», 2008. – 320 с. – с. 7
Там же, с. 8.
Кочедамов В.И. Омск: Как рос и развивался город.
Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города западной Сибири во второй половине XIX – начале XX в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство. – Барнаул: «Азбука», 2007. – см. приложения
Там же – С. 227
Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города западной Сибири во второй половине XIX – начале XX в. – С. 228 - 229
Там же. – С. 229
Кочедамов В.И. Омск: Как строился и рос город. – С. 38
Там же.
Кочедамов В.И. Омск: Как строился и рос город. – С. 33
Омск волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. С. 11
Омск волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. С. 38
Кочедамов В.И. Омск: Как строился и рос город. – С. 42
В настоящее время дверной проем частично заложен и заменен окном.
Омск волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. С. 39
Омск волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. С. 39
Гуменюк. А.Н. Стиль модерн в архитектуре Омска. – С. 32
Там же.
Омск волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. С.40
Памятники истории и культуры Омской области: проблемы выявления, изучения и использования: Тезисы докладов и сообщений областной научной конференции. – Омск: типография ОНИИП, 1993. – С. 25
Кочедамов В.И. Омск: Как строился и рос город. – С. 47
Памятники истории и культуры города Омска. Вып. 1: Сб. статей. – Омск: 1992. – С. 95
Там же. – С. 95
Памятники истории и культуры города Омска. Вып. 1: Сб. статей. – Омск: 1992. – С. 98
Там же, С. 99
Памятники истории и культуры города Омска. – С.99
Там же. – С.105
Направления приведены по Гуменюк А.Н.
ГуменюкА.Н. Архитектура Омска XIX – нач. XX в.: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – СПб., 2002. – С. 19
Гуменюк. А.Н. Стиль модерн в архитектуре Омска: монография/ А.Н. Гуменюк. – Омск: ОмГТУ, 2007. – С. 14
Там же, С. 14
Гуменюк. А.Н. Стиль модерн в архитектуре Омска. – С. 35
Омск волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. С. 41
Там же. С. 98
Кочедамов В.И. Омск: Как строился и рос город. – С. 61
Омск волею Петра Великого. Архитектурные образы трех столетий. С. 100
Там же. С. 100












29

1.Алисов Д.А. Культура городов Западной Сибири (вторая половина XIX – начало XX вв.) – Омск: 2002. - 195 с.
2.Гуменюк А.Н. Стиль модерн в архитектуре Омска: монография/ А.Н. Гуменюк. – Омск: ОмГТУ, 2007. – 140 с.
3.ГуменюкА.Н. Архитектура Омска XIX – нач. XX в.: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – СПб., 2002.
4.Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краевед¬ческий словарь. М.: Отечество, 1994. – 320 с.
5. Журин Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX – начала XX веков: учебное пособие. – Новосибирск, 1993. – 90 с.
6.Колесников А. Д., «Памятники и памятные места Омска и Омской области», Омск, 1987.
7.Кочедамов В.И. Омск: Как рос и строился город. – Омск: изд-во «Омская правдв», 1961. – 112 с.
8.Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. – Л.: Стройиздат, 1980.
9.Омск… Волею Петра Великого. Архитектурное обозрение трех столетий. 4 издание. – Омск: «Арена», 2008. – 319 с.
10.Памятники истории и культуры города Омска. Вып. 1: Сб. статей. – Омск: 1992. – 126 с.
11.Памятники истории и культуры Омской области: проблемы выявления, изучения и использования: Тезисы докладов и сообщений областной научной конференции. – Омск: типография ОНИИП, 1993. – 148 с.
12.Памятники истории и культуры Омской области: проблемы выявления, изучения и использования: Тезисы докладов и сообщений областной научной конференции. – Омск: 1995. – 167 с.
13.Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города западной Сибири во второй половине XIX – начале XX в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство. – Барнаул: «Азбука», 2007. – 292 с.
14.Юрасова М.К. Омск: Очерки истории города. – Омск: Западно-сибирское книжное издательство, 1972. – 310 с.

Вопрос-ответ:

Какой принцип лежал в основе архитектурно-планировочного решения города Омска?

В основе архитектурно-планировочного решения города Омска лежал принцип сложного в своей двойственности центростремительного движения, отличаясь от предшествующих анфиладных или коридорных систем.

Как выразилась сложная планировочная структура города Омска?

Сложная планировочная структура города Омска выразилась в объемно-пространственной композиции в виде многообъемной композиции фасадов.

Что можно сказать о формировании и развитии города Омска во второй половине 19 века?

Формирование и развитие города Омска во второй половине 19 века было связано с применением принципа сложного центростремительного движения и созданием сложной планировочной структуры.

Какие изменения произошли в архитектуре города Омска во вторую половину 20 века?

Во вторую половину 20 века в архитектуре города Омска произошли значительные изменения, связанные с развитием современных архитектурных тенденций и появлением новых материалов и технологий.

Какие принципы были использованы при планировке города Омска?

При планировке города Омска был использован принцип сложного центростремительного движения, который отличался от предыдущих анфиладных или коридорных систем.

Какое принципиальное решение было положено в основу архитектурно-планировочного развития города Омска во второй половине 19 века?

В основу архитектурно-планировочного развития города Омска во второй половине 19 века был положен принцип сложного в своей двойственности центростремительного движения, отличного от существовавших ранее анфиладных или коридорных систем.

Как выразилась сложная планировочная структура города Омска во второй половине 19 века?

Сложная планировочная структура города Омска во второй половине 19 века выразилась в объемно-пространственной композиции в виде многообъемной композиции фасадов.

Как развивался город Омск второй половины 20 века?

Развитие города Омска второй половины 20 века происходило в соответствии с принципом сложного центростремительного движения, архитектурно-планировочная структура выразилась в многообъемной композиции фасадов.