Этапы создания тренинга

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 5454 страницы
  • 73 + 73 источника
  • Добавлена 12.04.2020
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЗДАНИЯ ТРЕНИНГА 6
1.1. Теоретические основы изучения и применения тренинга 6
1.2 Разработка программы тренинга, создание раздаточных материалов 15
1.3 Разработка концепций обратной связи, работа с результатами 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЛОЧЁННОСТИ КОЛЛЕКТИВА 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ результатов и их обсуждение 38
2.3 Поэтапная разработка тренинга командообразования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63


Фрагмент для ознакомления

Наша работа посвящена изучению возможностей использования тренинга командообразования для развития сплочённости в трудовом коллективе. При этом, проанализировав различные подходы к проблеме командообразования и развития сплочённости, мы пришли к выводу о том, что методологической основой тренинга командообразования может являться выделение стадий групповой динамики: «формирование» - «штурм» - «нормирование» - «выполнение». Таким образом, гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что тренинг командообразования, построенный в соответствии со стадиями групповой динамики «формирование» - «штурм» - «нормирование» - «выполнение» способствует повышению уровня групповой сплочённости и оптимизации социально – психологического климата в трудовом коллективе.Для проверки гипотезы нами было организовано экспериментальное исследования на базе компании, имеющей центральный офис в г. Москве. В рамках проведения бизнес – семинара в компании нами была разработана и реализована программа тренинга командообразования, построенного на основе стадий групповой динамики. Тренинг проводился с группой менеджеров в составе двадцати человек – они составили экспериментальную группу исследования. Еще двадцать менеджеров составили контрольную группу исследования, в которой не проводился тренинг, но проводились измерения одновременно с измерениями в экспериментальной группе. Диагностика проводилась нами перед проведением тренинга, а также через месяц после его окончания. Для диагностики мы использовали четыре психодиагностические методики: методику К.Э. Сишора «Определение индекса групповой сплочённости», методику А. Ф. Фидлера «Оценка социально-психологического климата», методику- анкету «Я как сотрудник компании» и методикуА. В. Сидоренкова и А. Л. Мондрус «Определение предметно- деятельностной сплочённости».Результаты первого измерения показали, что существенных различий в уровне социально- психологической и предметно-деятельностной групповой сплочённости в контрольной и экспериментальной группе нет. Групповая сплочённость в обеих группах была выражена на среднем уровне, показатели социально – психологического климата были умеренно благоприятными. Результаты первой диагностики по анкете «Я как сотрудник компании» показали, что «проблемные» зоны в первом тестировании были выявлены только в ответах на 5 и 6 вопросы анкеты, на все остальные вопросы мы получили большинство нейтральных ответов. Затем был организован и проведен тренинг командообразования. Тренинг проходил в течение шести дней с четырнадцати часов до двадцати часов. В основе тренинга лежал подход, основанный на выделении четырех стадий групповой динамики. В соответствии с задачами группы на каждой стадии нами были подобраны тренинговые упражнения. Практическую значимость проведенного исследования мы видим в том, что разработанную и подробно описанную нами программу тренинга командообразования с успехом можно применять в различных трудовых коллективах, адаптировав задачи и длительность тренинга под условия конкретной компании. Данный подход может быть использован организационными психологами, социальными работниками, бизнес – тренерами, а также всеми, кто занимается развивающей работой с группами. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАвидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. - СПб.: Речь, 2018. -280с.Андреев В. Саморазвитие менеджера/В. Андреев. М.: Народное образование,1995. -160с.Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы.-Издательство: Аспект Пресc, 2001.-363с.Архангельский Г.А. Тайм-менеджмент /Г. А. Архангельский, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина, С. В. Бехтерев-Под ред. Г. А. Архангельского. -М.: Альпина Паблишер, 2012. -311с.Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. -М.: ИПК госслужбы, 1996.-320с.Безрукова Е. Ю. Информационно-методическое обеспечение процесса командообразования. Дисс. канд. психол. наук. –М.,1998. -289с.Безрукова Е. Ю. Технология командообразования: методы и перспективы. М.: ИНФРА-М, 2002. – 328с.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения / В.Ю. Большаков. – СПб.: АО «Светоч», 1994. – 316 с.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. –Спб.: Социально-психологический центр,1996. -380с.Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие / Г.В. Бороздина. – 2-е издание.- М.: ИНФРА, 2015. – 293 с.Бронштейн М. Управление командами: теория и практика построения эффективной команды. -М.: Диалектика, 2004.-311с.Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. – 2014. – №12. – С. 12.Варламов А. Командообразование или мысли о командном строительстве. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №9. -С.17-25.Васильченко О. Социально-психологический климат: диагностика и формирование // Справочник кадровика. - 18.08.07. - URL: http://www.hr-portal.ru/node/497.Вачков. И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – 3-е издание, перераб. и дополн. – М.: Ось-89, 2007. – 256с.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер- М.: Дело, 1991.-320с.Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001. – 224с.Геберт Д., Л. фон Розенштиль. Организационная психология. Человек и организация. / Дитер Герберт, Лутц фон Розенштиль; пер. с нем. О. А. Шилова: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006. – 624 с.Геращенко А.Л. Современный тренинг: новые возможности в бизнесе и образовании / Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции.- М.: РЭУ им. Плеханова, 2015. – 220с.Давыдов В.М., Ладанов И.Д. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М.: Дело, 2005. -336 с.Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1984.-126с.Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. -229 с.Емельянов Ю.Н. Социально-психологический тренинг в практике подготовки студентов-психологов // Личность в системе коллективных отношений.-М: Изд-во АПН ССС,1980. -84с.Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов /— М.: Аспект Пресс, 2008. —320 c.Журавлёв А.Н. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. – 2013. – №1. – С.49-53.Зайцев Г. Г. Управление персоналом Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1998. - 310 c.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд/Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.- СПб.: Речь, 2004.-304 с.Иванова Е. В. Тренинг управления изменениями в организации. — СПб.: Речь, 2007. - 292 с.Ильин, В.А. Социально-психологические основы командообразования: методология и базовые техники / В. А. Ильин. — М.: МПСИ, 2005. - 168с.Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия/3-е издание. –СПб.:Питер, 2006. - 944с.Карпов А.В. Психология менеджмента / А.В.Карпов. – М.:Гардарики, 2007. – 584 с.Карякин А.М. Командная работа: Основы теории и практики. - М.: Эконом-Про, 2011. -136c.Киселева, Н. А. Мильковская И.Ю. Активные методы обучения как средство развития управленческих способностей будущих менеджеров//Успехи современного естествознания. – 2008. – № 10. – С. 108-109.Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопросы психологии. -1982. -№ 2. -С. 140-146.Козер Л. А. Функции социального конфликта. Перевод с англ. О. А. Назаровой. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 208 с.Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. -224с.Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов- М.: Аспект Пресс, 2001.- 318с.Максвелл Д. Создай команду лидеров. М.: Из-во Попурри, 2003. -224c.Максимов В. Е. Коучинг от А до Я. Возможно все / В.Е. Максимов. ― СПб.: Речь, 2004. – 272 с.Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М.А. Манойлова. – Псков.: ГТГПИ, 2004 г. – 140 с.Манфред Геллерт, Клаус Новак. Всё о командообразовании:руководство для тренеров. Перевод с нем.М.:Вершина, 2006.-352с.Мондрус А. Л. Социально-психологические особенности сплочённости малой группы и неформальных подгрупп: диссертация кандидата психологических наук. -Ростов-на-Дону,2008. -153с.Морозова Е.Н. Тренинг развития ресурсов руководителя / Е.Н. Морозова. – СПБ.: Речь, 2008. – 224 с.Нагайцев Ф.А.Внутрикорпоративные коммуникации / Ф.А. Нагайцев. – Москва // Молодые ученые - столичному образованию: материалы XIV Городской научно-практической конференции. – 2015. – Том 2: – С. 66-67.Невеев А.Б. Тренинг в организации М.: ИНФРА-М, 2012. – 255с.Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984. -200 с.Немов Р.С., Шестаков А.Г. Сплочённость как фактор групповой эффективности // Вопросы психологии. -1981. - № 3. - С.42-44.Нечаева Е.О. Бизнес-тренинги как разновидность обучающих технологий в повышении квалификации персонала // Вестник РГГУ. -2015. -№2. -С. 66-71.Ньюком Т. Исследование согласия. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. -М.: Прогресс, 1985. –322с.Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А.А. Осипова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 240 с.Паркер Г. М., Кропп Р. П.Формирование команды. –СПб.: Питер,2002. -160с.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Издательство политической литературы ,1982. -256с.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М.,1998. -528с.Психология-1.11.18.-URL: https://psychologiya.com.Рихтер К. Формирование командного духа // Управление персоналом. -2004. - №10-С.13-20.Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций Серия: Высшее образование Издательство: М.: Инфра-м, 1998. – 224 с.Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. – СПб: Питер, 2002.- 400с.Саакова В. А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда // Среднее профессиональное образование. – 2007. – №2. – С.60-61.Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2005. -187с.Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы // Психологический журнал. - 2006. -№1. -С.44-53.Сидоренков А.В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2010. -272 с.Сидоренков А.В., Мондрус А.Л. Методика изучения сплочённости малой группы в организации: Учебно-методическое пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. – 27 с.Сидоренков А.В., Мондрус А.Л. Подходы к пониманию сплочённости малой группы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2007.-№5/1-С.45-53.Социальная психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. – Ред.-сост. Л. А. Карпенко. -М.: ПЕРСЭ, 2006. –176 с.Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. Управление персоналом, Учебник для вузов— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ,2012. — 554с.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с.Филиндаш П. В. Социально-психологические детерминанты командообразования. – Дисс.канд.психол.наук. М., 2010. – 197c.Фопель К. Групповая сплоченность. –М.: Эксмо, 2010. – 560 с.Фролов С.С. Социология организаций. -М.: Гардарики, 2011.–384с.Чикер В. А. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов. — СПб.: Речь, 2007. -368 с.Шихирев П.Н. Хороший климат в коллективе становится стратегическим ресурсом компании. // Финансовые известия. -2001. -№69-С.16-24.Приложение 1ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯЦели тренинга:поддержание целостности компании и единого корпоративного духа;сплочение сотрудников компании с целью более эффективной организации управления и повышения работоспособности в системе всей организации.Динамика групповых процессов-теоретическая основа тренинга. В своем развитии группа проходит четыре стадии, знание закономерностей которых дает возможность воздействовать на них. На каждой стадии подбирались игры и упражнения, адекватные задачам именно данного этапа. Ниже мы приведем упражнения, которые использовались на каждом этапе тренинга и составляли основу тренинговой программы. После каждого упражнения проводился шеринг, вопросы для обсуждения по каждому упражнению приводятся в описании упражнений. Как было указано, тренинг проводился в течение шести дней, с четырнадцати до двадцати часов. Этапы групповой динамики распределились между днями тренинга следующим образом:Первый день – этап «формирование».Второй и третий день – этап «шторм».Четвёртый и пятый день – этап «нормирование».Шестой день – этап «выполнение».Соответствующим образом распределялись упражнения, то есть для каждого дня тренинга использовались упражнения в соответствии с этапом групповой динамики. Сами упражнения, которые мы использовали, приведены ниже (основу для этих упражнений составили приведенные выше работы отечественных и зарубежных авторов, многие упражнения были модифицированы нами в соответствии с задачами тренинга).Описание упражнений тренинга командообразования [52,56].Полный текст игр и упражнений приводится в Приложении 5.Игры и упражнения на этапе «формирование»:«Цифра»Цели. Упражнение на знакомство, создание доверительных отношений в группе.Процедура проведения. Материалы: листы А4; маркеры, желательно цветные.Участники, каждый на отдельном листе записывают цифру, имеющую определенное символическое значение в их жизни. Затем лист пускается по кругу и группа пытается угадать, с чем связано это число (каждый высказывает по три предположения). Если никто не угадал, участник объясняет значение цифры.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы: Что нового друг о друге вы запомнили в ходе выполнения упражнения? «Минута»Цели. Это упражнение, помимо знакомства, дает понять, насколько каждый из участников умеет управлять временем, данное упражнение используется в качестве диагностики в начале дня.Процедура проведения. Участник выходит на середину комнаты и в течение минуты рассказывает о себе. Если человек заканчивает раньше, он остается стоять, а если не укладывается, то ведущий прерывает его.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:Кому показалась минута слишком долгой/короткой? Были ли трудности, с чем? Как вы думаете, для чего было выбрано это задание?«Мой друг по тренингу»Цели. Это упражнение дает участникам возможность ближе познакомиться друг с другом и обрести поддержку в группе. Процедура проведения. Участники разбиваются на пары (методом счета на первый - второй; выбираете человека, который вам наиболее приятен, и т.д.). Теперь это «друзья по тренингу». Пусть каждый из «друзей» закончит фразу:«Ты будешь рад тому, что я оказался твоим другом по тренингу потому, что…»; «То, как мне может понадобиться поддержка на тренинге…»; «То, как я могу сопротивляться этой поддержке»; «То, как ты, тем не менее, сможешь поддержать меня…».Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы: Что вы чувствовали? Как упражнение повлияло на ваши отношения? Изменилось ли ваше состояние в этой группе? «Снежный ком»Цели. Упражнение на знакомство и запоминание имен участников.Процедура проведения. Задание: Участники называют свое имя добавляют прилагательное, которое начинается на такую же букву, как и имя. Важно обозначить тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Сначала индивид называет имя и прилагательное участника, представившегося перед ним, затем называет свое. Цель следующего участника повторить имена и прилагательные, названные до него, затем назвать свое. Последнему участнику необходимо повторить все имена и прилагательные всех игроков.Анализ. Тренер задает игрокам следующие вопросы: «В ходе выполнения упражнения что нового друг о друге вы запомнили?»«Цепь»Цели: Упражнение на понимание специфики работы в команде.Процедура проведения. Материалы: скотч. На пол наклеиваются две параллельные линии на расстоянии 7 метров друг от друга. Участники встают около одной линии в шеренгу близко друг к другу. Теперь их задача пройти 7 метров, не разрывая контакта ни на миг.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы: Каковы ваши чувства после выполнения упражнения?В чем специфика групповой работы?Игры и упражнения на этапе «штурм»:«Шкала состояния»Цели. Это упражнение помогает диагностировать состояние группы и отдельных участников, выявить возможные сложности группового взаимодействия. Процедура проведения. Материалы: для этого упражнения понадобятся 4 листа А4, где будет написано: «Психическое «+», Психическое «–», Физическое «+», Физическое «–». Разложить листы А4 как воображаемые оси координат. Задание: пусть каждый участник встанет на этих осях так, как он себя в данный момент чувствует.Анализ. Тренер просит нескольких участников объяснить, почему они заняли именно эти места, как они себя чувствуют в группе. Тренер задает вопрос: какие сложности, возникающие в группе, влияют на ваше самочувствие здесь? «Линия жизни»Цели. Упражнение направлено на диагностику групповых процессов.Процедура проведения. Материалы: листы бумаги формата А4 для каждого участника, карандаши или фломастеры. Каждый участник на листе А4, расположив его горизонтально, рисует стрелку по всей длине листа. Тренер говорит о том, что это линия — линия жизни каждого из участников в группе. После этого он просит отметить, где сейчас на этой линии находится участник; эта отметка — настоящий момент. То, что до этой отметки, — прошлое (что человек успел сделать в группе, значимые для него события), то, что после, — будущее (что участник собирается сделать в группе, и те события, которые для него будут значимы). После такого объяснения тренер просит сделать пометки значимых событий и действий для каждого участника на этапе прошлой и будущей жизни группы и кратко описать их.Анализ. Тренер задает группе следующие вопросы: Как вы чувствовали себя во время выполнения упражнения? К кому из участников группы у вас появлялись какие – то эмоции во время упражнения? Что бы вы могли сказать этому человеку? «Красное — чёрное»Цели. Выявление конфликтного взаимодействия; обучение анализу конфликтных ситуаций, демонстрация лидерства в группе; выход из конфликта.Материалы: На флипчарте изображается матрица: Красное: плюс три, плюс пятьЧёрное: минус пять, минус триУчастники делятся на две команды. Инструкция участникам: каждая команда должна сделать ставку либо на красное, либо на чёрное. Если обе команды поставили на красное, то получают по три очка. Если одна команда ставит на чёрное, а вторая — на красное, команда, поставившая на чёрное, получает плюс пять очков, а на красное минус пять очков. Если обе команды поставили на чёрное, то каждая получает по минус три очка. Задача команд — набрать как можно больше очков.Примечание: Правильное решение заключается в выборе подходящей стратегии, тогда команды не теряют очков, а только набирают, ведь не было задачи обыграть другую команду. Время проведения игры зависит от того, сколько осталось времени, либо от того, как скоро команды выберут правильную стратегию. Если игра длится дольше двадцати минут «безрезультатно», имеет смысл переходить к обсуждению. В обсуждении тренер не должен открыто говорить о том, какая стратегия была правильной, не надо подталкивать участников к правильному решению. Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:Как работала группа?Кто руководил процессом?Какие стратегии применялись во время выбора времени?Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?Все ли идеи были услышаны и воплощены?Какое настроение было во время игры и что влияло на его изменение?Какое настроение сейчас?Какими были действия участников во время игры?«То, о чем я молчу…»Цели: Упражнение позволяет оценить уровень комфорта и доверия участников группы, возможные источники конфликтов и непонимания. Процедура проведения. Тренер говорит участникам: «Я хочу познакомить вас с одним интересным изречением, вот оно: «То, о чем мы молчим, говорит о нас не меньше, чем то, о чем мы говорим». Давайте сейчас попробуем поработать с этим». Затем тренер просит каждого участника по кругу закончить фразу: «То, о чем я молчал вчера, это…».Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:В процессе упражнения как вы себя чувствовали? К кому из участников группы у вас возникали эмоции во время упражнения, может быть, вы хотели бы что – то сказать этому человеку?«Необитаемый остров»Цели. Выявление основных моментов конфликтного взаимодействия; показ стратегий лидерства в группе; обучение группы анализу конфликта.Процедура проведения. Группе дается следующая вводная: «Вы путешествуете. Корабль попал в шторм и затонул. Всем удалось выжить, но вы попали на необитаемый остров, на нём невозможна жизнь длительное время, потому что на острове нет съедобных продуктов и пресной воды. У вас есть набор фломастеров и большой лист бумаги. Вам повезло, и вы знаете координаты этого острова. Важно то, что у вас есть бутылка, в которую вы можете запечатать послание». После объяснения вводной группе дается задание: написать послание чтобы членов группы спасли. При создании послания необходимо учитывать, что оно может попасть как в руки непонимающих языка туземцев, так и капитану корабля какого-либо проходящего мимо судна. Ограничивать ли группу по времени решает тренер. В ходе анализа тренер задает группе вопросы:Кто выдвигал первые идеи? Как вы думаете почему?Какие идеи не были услышаны?Как вы думаете, почему не все принимали участие?Каким было настроение во время игры?Какое настроение у вас сейчас?Игры и упражнения на этапе «нормирование»:«Я — группа — тренер»Цели: Упражнение дает возможность понять, насколько комфортно чувствуют себя участники на тренинге, обсудить возможные новые правила групповой жизни. Процедура проведения. Тренер просит ответить каждого участника по кругу на три вопроса: «Что могу сделать я для более эффективной дальнейшей работы на тренинге?», «Что может сделать группа для более эффективной работы?», «Что может сделать тренер?». На каждый вопрос участник должен дать по три ответа. Ответы участников фиксируются на флипчарте.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:Как вы думаете, какие новые правила жизни в группе мы могли бы предложить на основе полученного опыта? «Ядовитая река»Цели:Изучить стратегии поддержки и взаимовыручки в группе,передать ответственность за происходящее в группе от тренера участникам.Материалы: лист бумаги А4, скотч.Процедура проведения. На первом этапе упражнения устанавливается расстояние между лентами равное одному метру. Лист бумаги находится на середине между полосками скотча. На втором этапе упражнения полоски скотча переносятся и расстояние между ними должно быть более двух метров.Первый этап. Тренер выстраивает участников с одной стороны и даёт информацию о том, что перед участниками находится ядовитая река. Берега реки - это полоски скотча. Посередине находится кочка, на которую можно наступать-это лист бумаги. Цель участников — перебраться с одной стороны реки на другую. Если хоть один участник заступает за линию или листок, игра начинается сначала. Когда все участники переберутся, начинается второй этап. Тренер говорит о том, что пришла весна и река разлилась, увеличивает расстояние между полосками скотча. Задача игроков остается та же.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы: Какие у вас ощущения? Сможете ли вы справиться со сложной ситуацией?«Хорошо/улучшить»Цели: Упражнение помогает понять настроение группы, увидеть плюсы и минусы работы, выявить особенности взаимоотношений в группе.Процедура проведения. Тренер просит каждого участника ответить на вопросы: «Вы обратили внимание: что было хорошего?», «Что можно подкорректировать?». Анализ. В этом упражнении дополнительный анализ не проводится. «Начать — прекратить — продолжить»Цели: Упражнение помогает понять настроение группы, увидеть плюсы и минусы работы, обсудить возможные новые правила групповой жизни.Процедура проведения. Тренер просит ответить участников по очереди на три вопроса: «Что нам надо начать делать на тренинге?», «Что нам надо прекратить делать на тренинге?», «Что нам надо продолжить делать на тренинге?». Ответы участников фиксируются на флипчарте.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:Как вы думаете, какие новые правила жизни в группе мы могли бы предложить на основе полученного опыта?Цели: анализ групповых ролей, развитие способности к пониманию и прогнозированию отношений, основанных на ролевом взаимодействии. Процедура проведения. Материалы: карточки с групповыми ролями, равные количеству участников группы. Тренер дает вводную инструкцию: «Разыграем небольшую социодраму, в ходе которой будут проиграны роли, которые помогут раскрыть для себя возможности, воздействие на личность, ограничения и посмотреть на ощущения. У нас будет несколько ролей:Роль ведущего.Роль наблюдателя.Роль лидера. Это тот, кому группа доверяет. Он влияет на группу, но не всегда говорит больше и чаще других. Лидер может молчаливо и незаметно управлять реакциями группы.Роль эксперта. Это тот, кто обладает знаниями или опытом, важным для группы. Его поведение самокритично и рационально. Он влияет на группу только через информацию, которую ей предоставляет.Роль рядовых членов группы. Большинство членов группы представляют себя лидером. Когда члены группы исполняют решения лидера, они могут проявлять активность и участие, посторонний наблюдатель не сможет понять, а кто есть лидер?Роль выпадающего, отвергаемого. Это член группы, которого другие могут не замечать. Причиной неприязни его группой может служить отличие от всех остальных: другой темперамент, стеснительность, отсутствие инициативы.Роль противника, оппозиционера. Это тот, кто открыто выступает против лидера. Причиной борьбы против лидера может служить как несогласие, дух противоречия, так и борьба за авторитет.«Каждый принимает на себя одну из этих ролей. Кто будет в роли ведущего и наблюдателя?» Удаляются члены группы, которые захотели играть эти роли Задание для ведущего и наблюдателя: Инструкция: «Первое — вы должны провести упражнение. Второе (и это является основной целью) — определить, кто лидер, кто эксперты, кто рядовые, кто выпадающие и противники. Когда вы вернетесь обратно, участники будут сидеть в кругу, но играющие одну и ту же роль, будут находиться рядом друг с другом. Лидер будет один, но остальные роли будут представлены несколькими участниками. Необходимо «завести» участников. Неуправляемая дискуссия — это цель на этом этапе. Происходит наблюдение, как индивиды группы взаимодействуют, общаются между собой. Можно понять, кто играет какую роль в процессе ролевого взаимоотношения участников». Задание для участников: «Каждый выберет ту роль, которую редко приходилось играть жизни реальной. Это может быть совершенно неизвестная вам роль или вообще непонятная». Роли распределяются, и участники рассаживаются в форме круга. Тренер еще раз объясняет особенности ролей, после того, как группа расположилась, проводится репетиция. Она необходима для подготовки группы к основной деятельности в социодраме. Тренер приглашает ведущих, когда участники будут готовы. На этом этапе тренер может еще раз обсудить с участниками подготовленную программу и ответить на их вопросы. Основное действие социодрамы начинается после устранения всех проблем и вопросов. Ведущие участники входят и начинают играть свою роль, т.е. провоцируют группу на групповую дискуссию. Кто-то из участников может играть свою роль неточно, в таком случае тренер подходит и оказывает помощь. После десяти минут работы, ведущих тренер предлагает определить им, кто играл какую роль?Анализ. Тренер просит участников рассказать о своих чувствах, используя три прилагательных и ответить на вопрос: «Что конкретно я узнал нового о своей сыгранной роли?» Начинают отвечать отвергаемые, потому что они чувствуют неблагоприятные эмоции в процессе социодрамы, затем противники, рядовые члены группы, эксперты и лидеры.Вопросы для ведущих: Что помогло вам, а что мешало угадать сыгранные роли? Какие каналы восприятия были задействованы?Вопросы для «группы»: Что в поведении ведущих вам показалось конструктивным?Окончание: После обсуждения проводится «детализация».Каждый член группы произносит: «Я не групповая роль «эксперта», я -Василий». «Я не «отвергнутый», я-Анастасия».«Лабиринт»Цели: Передать ответственность за происходящее в группе от тренера участникам. Исследовать командное взаимодействие.Процедура проведения. Участники покидают помещение на пять- десять минут, за это время тренеры строят «лабиринт». Его можно построить из стульев, столов и др. Один участник —это «глаза», его цель — провести команду по лабиринту, используя звуковые сигналы. Засекается время, участники с закрытыми глазами, держась друг за друга должны пройти «лабиринт». Звуковые сигналы обговариваются заранее.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы: Каковы ваши впечатления после выполнения этого задания?Что изменилось в ваших отношениях после выполнения упражнения? Игры и упражнения на этапе «выполнение»:«Новый порядок»Цели: Упражнение на командное взаимодействие и творческое мышление.Процедура проведения. Материалы: лист формата А1. Игроки должны по росту выстроиться на листе бумаги, поле чего поменяться местами в обратном порядке. Если самые высокие стояли в начале, то теперь они должны встать в конце. Сложность состоит в том, что участники во время выполнения задания не должны заступать за края листа. Если один участник заступает, то тренер прерывает работу, и упражнение начинается заново.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы: Что помогло, а что помешало выполнению задания? Все ли предложения были рассмотрены? В чем проявился наш командный дух при выполнении этого задания?Хотите ли что-то сказать группе?«Конструктор»Цели: Упражнение развивает творческие способности и показывает сплочённость группы.Процедура проведения. Материалы: конструктор «Лего». Задача участников собрать фигуру, которую собрал до этого тренер, но увидеть ее может только один из группы. Участник под номером один, который фигуру видит, передает вербально информацию участнику под номером два. Участник под номером два должен передать информацию группе, используя только невербальные навыки.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы: Как вам удалось прийти к соглашению?Какие характерные жесты вы использовали? Что вы почувствовали во время упражнения?«Башни»Цели: Упражнение на умение работать в команде и достигать поставленной цели.Процедура проведения. Материалы: скотч, флипчарт. Участники делятся на группы по четыре- пять человек. Теперь при помощи бумаги и скотча они должны построить башню. Тренер сообщает, что цель этого упражнения — построить самую высокую башню, и дополняет, что башня должна быть устойчивой. Спустя пятнадцать минут тренер прерывает работу команд. Начинаются тесты на прочность. Группы переходят от одной «строительной площадки» к другой, и команды соперников пытаются с расстояния пятьдесят см сдуть башню. Выигрывает та команда, чья башня оказалась самой высокой и прочной.Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы: В равной ли степени игроки принимали участие в проекте? Получила ли команда опыт, который можно перенести в обычную жизнь?«Проблемы компании»Цели. Оформление группового опыта; перенесение нового опыта взаимодействия в группе в решение проблем; выявление творческих способностей группы.Группе предлагается выяснить, какие существуют актуальные проблемы в компании и обсудить их решение. Найденные проблемы и их решения предлагается зафиксировать на листе. Когда по каждой проблеме будет найдено хотя бы одно практическое решение, задание будет считаться законченным. В ходе анализа тренер задает членам группы вопросы:Кто руководил обсуждением и почему именно этот человек?Почему эти проблемы волнуют вас?Какие идеи по решению проблемы не были поддержаны?Какие новые правила проявились в группе?Вас устраивает то, что в итоге получилось?Как менялось Ваше настроение во время обсуждения и сейчас?«Конверты для добрых пожеланий»Цели: формирование умения подвести итоги деятельности и перенести достигнутое в свою жизнь вне группы.Процедура проведения. Материалы: конверты, цветные маркеры, листы бумаги. Участников просят написать свои имена на конвертах. Затем на листах бумаги участники пишут пожелания и благодарность для каждого члена группы, складывают листы в соответствующие конверты.Анализ в данном упражнении не требуется. Данные упражнения и их анализ и составили программу тренинга командообразования. Кроме упражнений, в начале и завершении каждого тренингового дня проводился круг обратной связи, во время которого участники делились своими ожиданиями и впечатлениями [70].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. - СПб.: Речь, 2018. -280с.
2. Андреев В. Саморазвитие менеджера/В. Андреев. М.: Народное образование,1995. -160с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы.-Издательство: Аспект Пресc, 2001.-363с.
5. Архангельский Г.А. Тайм-менеджмент /Г. А. Архангельский, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина, С. В. Бехтерев-Под ред. Г. А. Архангельского. -М.: Альпина Паблишер, 2012. -311с.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. -М.: ИПК госслужбы, 1996.-320с.
7. Безрукова Е. Ю. Информационно-методическое обеспечение процесса командообразования. Дисс. канд. психол. наук. –М.,1998. -289с.
8. Безрукова Е. Ю. Технология командообразования: методы и перспективы. М.: ИНФРА-М, 2002. – 328с.
9. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения / В.Ю. Большаков. – СПб.: АО «Светоч», 1994. – 316 с.
10. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. –Спб.: Социально-психологический центр,1996. -380с.
11. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие / Г.В. Бороздина. – 2-е издание.- М.: ИНФРА, 2015. – 293 с.
12. Бронштейн М. Управление командами: теория и практика построения эффективной команды. -М.: Диалектика, 2004.-311с.
13. Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. – 2014. – №12. – С. 12.
14. Варламов А. Командообразование или мысли о командном строительстве. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №9. -С.17-25.
15. Васильченко О. Социально-психологический климат: диагностика и формирование // Справочник кадровика. - 18.08.07. - URL: http://www.hr-portal.ru/node/497.
16. Вачков. И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – 3-е издание, перераб. и дополн. – М.: Ось-89, 2007. – 256с.
17. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер- М.: Дело, 1991.-320с.
18. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001. – 224с.
19. Геберт Д., Л. фон Розенштиль. Организационная психология. Человек и организация. / Дитер Герберт, Лутц фон Розенштиль; пер. с нем. О. А. Шилова: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006. – 624 с.
20. Геращенко А.Л. Современный тренинг: новые возможности в бизнесе и образовании / Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции.- М.: РЭУ им. Плеханова, 2015. – 220с.
21. Давыдов В.М., Ладанов И.Д. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М.: Дело, 2005. -336 с.
22. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1984.-126с.
23. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. -229 с.
24. Емельянов Ю.Н. Социально-психологический тренинг в практике подготовки студентов-психологов // Личность в системе коллективных отношений.-М: Изд-во АПН ССС,1980. -84с.
25. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов /— М.: Аспект Пресс, 2008. —320 c.
26. Журавлёв А.Н. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. – 2013. – №1. – С.49-53.
27. Зайцев Г. Г. Управление персоналом Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1998. - 310 c.
28. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд/Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.- СПб.: Речь, 2004.-304 с.
29. Иванова Е. В. Тренинг управления изменениями в организации. — СПб.: Речь, 2007. - 292 с.
30. Ильин, В.А. Социально-психологические основы командообразования: методология и базовые техники / В. А. Ильин. — М.: МПСИ, 2005. - 168с.
31. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия/3-е издание. –СПб.:Питер, 2006. - 944с.
32. Карпов А.В. Психология менеджмента / А.В.Карпов. – М.:Гардарики, 2007. – 584 с.
33. Карякин А.М. Командная работа: Основы теории и практики. - М.: Эконом-Про, 2011. -136c.
34. Киселева, Н. А. Мильковская И.Ю. Активные методы обучения как средство развития управленческих способностей будущих менеджеров//Успехи современного естествознания. – 2008. – № 10. – С. 108-109.
35. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопросы психологии. -1982. -№ 2. -С. 140-146.
36. Козер Л. А. Функции социального конфликта. Перевод с англ. О. А. Назаровой. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 208 с.
37. Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. -224с.
38. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов- М.: Аспект Пресс, 2001.- 318с.
39. Максвелл Д. Создай команду лидеров. М.: Из-во Попурри, 2003. -224c.
40. Максимов В. Е. Коучинг от А до Я. Возможно все / В.Е. Максимов. ― СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
41. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М.А. Манойлова. – Псков.: ГТГПИ, 2004 г. – 140 с.
42. Манфред Геллерт, Клаус Новак. Всё о командообразовании:руководство для тренеров. Перевод с нем.М.:Вершина, 2006.-352с.
43. Мондрус А. Л. Социально-психологические особенности сплочённости малой группы и неформальных подгрупп: диссертация кандидата психологических наук. -Ростов-на-Дону,2008. -153с.
44. Морозова Е.Н. Тренинг развития ресурсов руководителя / Е.Н. Морозова. – СПБ.: Речь, 2008. – 224 с.
45. Нагайцев Ф.А.Внутрикорпоративные коммуникации / Ф.А. Нагайцев. – Москва // Молодые ученые - столичному образованию: материалы XIV Городской научно-практической конференции. – 2015. – Том 2: – С. 66-67.
46. Невеев А.Б. Тренинг в организации М.: ИНФРА-М, 2012. – 255с.
47. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984. -200 с.
48. Немов Р.С., Шестаков А.Г. Сплочённость как фактор групповой эффективности // Вопросы психологии. -1981. - № 3. - С.42-44.
49. Нечаева Е.О. Бизнес-тренинги как разновидность обучающих технологий в повышении квалификации персонала // Вестник РГГУ. -2015. -№2. -С. 66-71.
50. Ньюком Т. Исследование согласия. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. -М.: Прогресс, 1985. –322с.
51. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А.А. Осипова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 240 с.
52. Паркер Г. М., Кропп Р. П.Формирование команды. –СПб.: Питер,2002. -160с.
53. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Издательство политической литературы ,1982. -256с.
54. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М.,1998. -528с.
55. Психология-1.11.18.-URL: https://psychologiya.com.
56. Рихтер К. Формирование командного духа // Управление персоналом. -2004. - №10-С.13-20.
57. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций Серия: Высшее образование Издательство: М.: Инфра-м, 1998. – 224 с.
58. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
59. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. – СПб: Питер, 2002.- 400с.
60. Саакова В. А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда // Среднее профессиональное образование. – 2007. – №2. – С.60-61.
61. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2005. -187с.
62. Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы // Психологический журнал. - 2006. -№1. -С.44-53.
63. Сидоренков А.В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2010. -272 с.
64. Сидоренков А.В., Мондрус А.Л. Методика изучения сплочённости малой группы в организации: Учебно-методическое пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. – 27 с.
65. Сидоренков А.В., Мондрус А.Л. Подходы к пониманию сплочённости малой группы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2007.-№5/1-С.45-53.
66. Социальная психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. – Ред.-сост. Л. А. Карпенко. -М.: ПЕРСЭ, 2006. –176 с.
67. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. Управление персоналом, Учебник для вузов— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ,2012. — 554с.
68. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с.
69. Филиндаш П. В. Социально-психологические детерминанты командообразования. – Дисс.канд.психол.наук. М., 2010. – 197c.
70. Фопель К. Групповая сплоченность. –М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
71. Фролов С.С. Социология организаций. -М.: Гардарики, 2011.–384с.
72. Чикер В. А. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов. — СПб.: Речь, 2007. -368 с.
73. Шихирев П.Н. Хороший климат в коллективе становится стратегическим ресурсом компании. // Финансовые известия. -2001. -№69-С.16-24.

Вопрос-ответ:

Какие этапы включает процесс создания тренинга?

Процесс создания тренинга включает три основных этапа: изучение теоретических основ создания тренинга, разработку программы и создание раздаточных материалов, а также разработку концепций обратной связи и работу с результатами.

Что включает первый этап создания тренинга?

Первый этап создания тренинга включает изучение теоретических основ создания и применения тренинга. На данном этапе проводится анализ существующих методик и теорий, изучение психологических аспектов и принципов тренинга.

Что делается на втором этапе создания тренинга?

На втором этапе создания тренинга происходит эмпирическое исследование с целью изучить сущность и уровень сцплощенности коллектива. Для этого проводится организация и методы исследования, анализ результатов и их обсуждение.

Какие материалы разрабатываются на первом этапе создания тренинга?

На первом этапе создания тренинга разрабатываются программы тренинга и раздаточные материалы. Программа тренинга определяет цели, задачи и методы проведения тренинга, а раздаточные материалы включают в себя презентации, учебные пособия и другие материалы, необходимые для проведения тренинга.

Что включает третий этап разработки тренинга?

Третий этап разработки тренинга включает разработку концепций обратной связи и работу с результатами. На этом этапе анализируются полученные результаты тренинга, осуществляется обратная связь с участниками и проводится оценка эффективности тренинга.

Какие основные этапы создания тренинга описаны в статье?

В статье описаны следующие этапы создания тренинга: изучение теоретических основ и применение тренинга, разработка программы и создание раздаточных материалов, разработка концепций обратной связи и работа с результатами.

Чему посвящена первая глава статьи?

Первая глава статьи посвящена теоретическим аспектам изучения психологических основ создания тренинга. В ней рассматриваются основы изучения и применения тренинга, а также разработка программы тренинга и создание раздаточных материалов.

Какие результаты были получены в эмпирическом исследовании, описанном во второй главе статьи?

Результаты эмпирического исследования, проведенного во второй главе статьи, касаются сплоченности коллектива. Были организованы исследования, проведен анализ полученных результатов и их обсуждение.