Правовой статус пассажира по договору перевозки различными видами транспорта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Транспортное право
  • 3030 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 12.04.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая основа договоров перевозки пассажира 5
1.1 Понятие и сущность договора перевозки пассажиров 5
1.2 Источники регулирования правового положения пассажиров в сфере транспортного обслуживания 8
Глава 2. Защита прав пассажиров (клиентов) в сфере транспортного обслуживания 15
2.1 Права и обязанности сторон участников правоотношений в сфере транспортного обслуживания 15
2.2 Ответственность за нарушение прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания 19
Заключение 25
Список использованных источников 27


Фрагмент для ознакомления

В этом проявляется отличие от общего правила, предусматривающего возможность взыскания убытков только в той части, которая не покрыта неустойкой (ст. 394 ГК РФ).Кроме того, за убытки, которые понес пассажир в связи с нарушением исполнителем сроков, предоставленных для удовлетворения требований, последний несет ответственность в виде обязанности возместить их. Размер возмещаемых убытков определяется сверх договорной или законной неустойки. Согласно ст. 15 ГК РФ убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. При этом потребитель должен представить доказательства несения расходов (реального ущерба) или их необходимости.Следует отметить, что, как уплата потребителю убытков, так и неустойки, не является основанием для освобождения продавца от выполнения законных требований покупателя.В отношениях из договора перевозки пассажиров, кроме названных мер ответственности, применяется такая мера ответственности, как штраф. Размер штрафа составляет 50% от суммы, которая присуждена судом в пользу потребителя. В то же время существует мнение о том, что в данном случае штраф нельзя рассматривать как меру гражданско-правовой ответственности, поскольку с учетом теории правовых средств данная мера ответственности применима только в рамках гражданских процессуальных правоотношений. Взыскать такой штраф в рамках гражданских правоотношений невозможно. Поэтому штраф в размере 50% от суммы, которую суд присуждает при рассмотрении спора потребителю, нельзя отнести к мерам гражданско-правовой ответственности. В то же время полностью с изложенной позицией согласиться нельзя, поскольку применение штрафа судом все же выполняет обозначенную ранее штрафную функцию гражданско-правовых мер ответственности, представляя собой наказание для недобросовестного продавца (изготовителя) товара. Подтверждением данной позиции служит п. 46 Постановления Пленума ВС РФ № 17, принятие которого стало переломным моментом в определении характера штрафа. Если до 2012 года штраф взыскивался в пользу государства (видимо, в силу отсутствия возможности однозначного толкования п. 6 ст. 13 Закона), ВС РФ определил обязанность судов взыскивать штраф в пользу потребителя.Также исполнитель обязан компенсировать пассажиру, права которого были им нарушены, моральный вред, размер которого ст. 15 Закона и ст. 1099 ГК РФ не ставится в зависимость от размера, в котором определен вред материальный. Обязанность компенсации морального вреда не зависит от возмещения покупателю убытков и других расходов. Руководствуясь разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ № 17 суд, решая вопрос о правомерности требований потребителя о компенсации морального вреда и их удовлетворении, должен считать достаточным доказательством причинения вреда лишь факт нарушения прав потребителя, который установлен. В дополнительном доказывании причинение морального вреда нет необходимости.Также для перевозчиков предусмотрена административная и уголовная ответственность за допущенные ими нарушения, обладающие общественной опасностью. Так, нормами КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах (ст. 11.10), нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. 11.14.1), нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу (ст. 11.14.2), а также за другие правонарушения.Глава 27 УК РФ «Преступления против безопасности движенияи эксплуатации транспорта» устанавливает ответственность за такие нарушения, которые повлекли причинение вреда здоровью или жизни человека, в частности, за нарушение правил эксплуатации транспорта (ст. 263), неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности (ст. 263.1) и другие.Таким образом, можно сделать вывод, что в отношении перевозчиков пассажиров при нарушении прав последних установлена гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность, которая находится в зависимости от тяжести и общественной опасности допущенного правонарушения. Гражданско-правовая ответственность в отношениях перевозки пассажиров отличается от такой же ответственности в других гражданских правоотношениях. В первую очередь, данное отличие состоит в характере ответственности, который можно назвать скорее штрафным, нежели компенсационным, который чаще встречается в гражданских правоотношениях.ЗаключениеИзложенное в работе говорит о том, что договором перевозки пассажиров является двухстороннее, возмездное, взаимное обязательство в сфере правоотношений, связанных с перемещением людей в пространстве. Сторонами обязательства является транспортная организация, которая должна оказать услугу, переместив людей, и клиент, обязанностью которого является внесение платы за оказываемую услугу.Источниками, которыми регулируются правоотношения в сфере перевозки пассажиров, является система нормативных актов, находящихся в такой субординации, которая определяется полномочиями принявших их органов, а также структурой и содержанием. Основным источником договорных отношений является ГК РФ. Неоднозначное положение занимает практика высших судов, которые направлены на восполнение пробелов, существующих в транспортном законодательстве. С одной стороны Постановления Пленума наделены правом официального толкования норм права, с другой стороны, они не являются правовым источником, установленным законодательно. Однако в силу того, что восполнения высшим судом пробелов в законодательстве основано на длительном применении существующих норм судами, Постановления Пленума верховного Суда РФ, а также ВАС РФ можно признать источником правового регулирования договора перевозки пассажиров.Права и обязанности сторон оговора перевозки пассажира закреплены как в нормах законодательства, так и в договорах, условия которых нормам закона не могут противоречить. В отношении перевозчиков при нарушении прав пассажиров установлена гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность, которая находится в зависимости от тяжести и общественной опасности допущенного правонарушения. Гражданско-правовая ответственность в отношениях перевозки пассажиров отличается от такой же ответственности в других гражданских правоотношениях. В первую очередь, данное отличие состоит в характере ответственности, который можно назвать скорее штрафным, нежели компенсационным, который чаще встречается в гражданских правоотношениях.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 27. 07.02.2014.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ(ред. от 18.02.2020) // Российская газета. № 59-60. 26.03.1997.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ(ред. от 02.08.2019) // Российская газета. № 121. 08.06.2006.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 26.11.2019) // Российская газета. № 85-86. 01-05.05.1999.Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ(ред. от 02.08.2019) // Российская газета. № 50-51. 13.03.2001.Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. № 8. 18.01.2003. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 18.02.2020) // Российская газета. № 97. 06.05.2011.Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» // Российская газета. № 136. 18.06.2012.Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ред. от 30.10.2018) // Российская газета. № 258. 17.11.2007.Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Российская газета. № 258 17.11.2007.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 18.07.2019) // Российская газета. - № 8. - 16.01.1996.Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1996. - № 21. - Ст. 2471.Постановление Правительства РФ от 29.10.1992 № 833 «О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 30.11.1992. № 22. Ст. 1908Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»(ред. от 30.04.2019) // Российская газета. № 54. 18.03.2005.Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (ред. от 28.04.2015) // Российская газета. - № 40. - 11.03.2009.Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» (ред. от 14.05.2013) // Российская газета. № 33. 20.02.2003.Приказ Минтранса России от 31.03.2016 № 84 «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом» // Российская газета. № 54. 18.03.2005.Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 8 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (ред. от 24.11.2016) // Российская газета. № 225. 10.10.2007.Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 01.07.2010) // Экономика и жизнь. № 45. 2005.Витрянский В. В. Общие положения о договоре // Кодификация российского частного права 2019 / под ред. Д. А. Медведева ; Исслед. центр частного права им. С. С. Алексеева при Президенте РФ. -М. : Статут, 2019. С. 97-150.Договорное и обязательственное право (общая часть) постатейный комментарий к статьям 307 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Байбак, Р.С. Бевзенко, О.А. Беляева и др.; отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2017. С. 658.Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1. С. 513.Казакова Е.Б., Потолокова О.О. Гражданско-правовая ответственность // Наука. Общество. Государство. № 2 (22). 2018. С. 141-144.Кузьмина А.В. Формирование доктрины защиты слабой стороны в договорном праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 4. С. 698 - 727.Федотова Д.С. Системообразующие факторы договоров перевозки пассажиров // Правовое государство: Теория и практика. № 2 (56). 2019. С. 127-132.Штырхунова Н.А. Особенности правового регулирования транспортной деятельности в россии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 11. 2016. С. 168-170.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 27. 07.02.2014.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Российская газета. № 59-60. 26.03.1997.
6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. № 121. 08.06.2006.
7. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 26.11.2019) // Российская газета. № 85-86. 01-05.05.1999.
8. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. № 50-51. 13.03.2001.
9. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. № 8. 18.01.2003.
10. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 18.02.2020) // Российская газета. № 97. 06.05.2011.
11. Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» // Российская газета. № 136. 18.06.2012.
12. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ред. от 30.10.2018) // Российская газета. № 258. 17.11.2007.
13. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Российская газета. № 258 17.11.2007.
14. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 18.07.2019) // Российская газета. - № 8. - 16.01.1996.
15. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1996. - № 21. - Ст. 2471.
16. Постановление Правительства РФ от 29.10.1992 № 833 «О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 30.11.1992. № 22. Ст. 1908
17. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (ред. от 30.04.2019) // Российская газета. № 54. 18.03.2005.
18. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (ред. от 28.04.2015) // Российская газета. - № 40. - 11.03.2009.
19. Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» (ред. от 14.05.2013) // Российская газета. № 33. 20.02.2003.
20. Приказ Минтранса России от 31.03.2016 № 84 «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом» // Российская газета. № 54. 18.03.2005.
21. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 8 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (ред. от 24.11.2016) // Российская газета. № 225. 10.10.2007.
22. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 01.07.2010) // Экономика и жизнь. № 45. 2005.
23. Витрянский В. В. Общие положения о договоре // Кодификация российского частного права 2019 / под ред. Д. А. Медведева ; Исслед. центр частного права им. С. С. Алексеева при Президенте РФ. -М. : Статут, 2019. С. 97-150.
24. Договорное и обязательственное право (общая часть) постатейный комментарий к статьям 307 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Байбак, Р.С. Бевзенко, О.А. Беляева и др.; отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2017. С. 658.
25. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1. С. 513.
26. Казакова Е.Б., Потолокова О.О. Гражданско-правовая ответственность // Наука. Общество. Государство. № 2 (22). 2018. С. 141-144.
27. Кузьмина А.В. Формирование доктрины защиты слабой стороны в договорном праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 4. С. 698 - 727.
28. Федотова Д.С. Системообразующие факторы договоров перевозки пассажиров // Правовое государство: Теория и практика. № 2 (56). 2019. С. 127-132.
29. Штырхунова Н.А. Особенности правового регулирования транспортной деятельности в россии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 11. 2016. С. 168-170.


Вопрос-ответ:

Что такое договор перевозки пассажира?

Договор перевозки пассажира - это соглашение между перевозчиком и пассажиром о предоставлении услуги транспортного перемещения. Перевозчик обязуется доставить пассажира из одного места в другое, а пассажир обязуется уплатить за это определенную плату.

Какие источники регулируют права пассажиров на транспортном обслуживании?

Права пассажиров на транспортном обслуживании регулируются различными нормативно-правовыми актами, такими как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон «О транспортных привилегиях и гарантиях», а также специализированными законами и положениями в каждой отдельной сфере транспортного обслуживания.

Какие права и обязанности имеют стороны договора перевозки пассажиров?

Перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров в процессе перевозки, соблюдать расписание и обеспечивать достаточный комфорт в транспортном средстве. Пассажир должен оплатить услугу перевозки, следовать правилам поведения в транспортном средстве, не создавать помех для других пассажиров и сотрудников перевозчика.

Что делать, если были нарушены права пассажира в процессе перевозки?

Если были нарушены права пассажира, можно обратиться с жалобой к перевозчику. Если проблема не была решена, можно подать жалобу в государственные органы, занимающиеся контролем и надзором в сфере транспорта. Также возможно обратиться в суд для защиты своих прав.

Какая ответственность у перевозчика за нарушение прав пассажиров?

Перевозчик несет ответственность за нарушение прав пассажиров в соответствии с законодательством. В случае нарушения прав пассажира, перевозчик может быть обязан возместить пассажиру ущерб или компенсировать моральный вред, а также принять меры для устранения нарушений.

Каково понятие и сущность договора перевозки пассажиров?

Договор перевозки пассажиров - это соглашение между перевозчиком и пассажиром, по которому перевозчик обязуется доставить пассажира от одной точки к другой по определенному маршруту и в определенное время, а пассажир обязуется оплатить за это услугу.

Какие источники регулируют правовое положение пассажиров в сфере транспортного обслуживания?

Правовое положение пассажиров регулируется законодательством, включая Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, международные договоры, а также нормативно-правовыми актами органов государственной власти и управления, устанавливающими права и обязанности пассажиров и перевозчиков.

Какие права и обязанности имеют стороны в сфере транспортного обслуживания?

Пассажиры имеют право на безопасность, информацию о правилах и порядке перевозки, наличие комфортных условий, своевременность и точность перевозки, а перевозчики обязаны обеспечить безопасность перевозки, информировать о правилах и порядке перевозки, предоставлять комфортные условия, обеспечивать своевременность и точность перевозки.

Как осуществляется защита прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания?

Защита прав пассажиров осуществляется через судебные и внесудебные способы разрешения споров, включая обращение в органы государственной власти и управления, прокуратуру, потребительскую защиту, а также через законодательные инициативы и общественное мнение.