Экспрессионизм в живописи 19-20 века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая Художественная Культура
  • 2828 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 02.05.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы экспрессионизма 3
1.1 Общие положения 4
1.2 Появления экспрессионизма. Первая и вторая волна экспрессионизма 7
Глава 2 Специфика экспрессионизма в живописи 10
2.1 Группа «Мост» 10
2.2. Представители экспрессионизма 12
Оскар Кокошко 12
2.3 Макс Бекман 15
2.4 Жорж Руо 17
2.5 Объединение «Синий всадник» 19
Заключение 21
Литература 24

Фрагмент для ознакомления

Ж. Руо не был таким яростным экспрессионистом, как некоторые из его современников из других стран.В некотором смысле его работа - поздний расцвет реализма и романтизма 19-го века. И он не был официальным церковным художником: его забота о грехе и искуплении была глубоко личной.
2.5 Объединение «Синий всадник»
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Представители этого общества мало обеспокоены кризисами общества, их работы не так эмоциональны. В работах художников наблюдается баланс и гармония, в отличии от дисгармоничности экспрессионизма. В 1911 году основано В.Кандинским и Ф.Марком в Мюнхене. Ключевая обозначенная цель: свобода от жестких традиций академической живописи. Помимо художников в группе были и танцоры и композиторы. Но все они интересовались средневековьем и примитивным искусством, наряду с современными течениями: фовизм и кубизм. Основные представители поддерживали мнение: каждый человек обладает внутренним и внешним восприятием действительности,а искусство может их объединить. Впервые оформленной эта позиция появилась у В. Кандинского. Он подчеркивает, что только в закончившемся 19 веке наступают времена победы материального.
«Идея «Синего всадника» выросла из осознания тайной взаимосвязи новой художественной продукции».
Самая первая и большая задача идейных художников — отражение художественных событий, непосредственно связанных с этими переменами, и необходимых для их пояснения фактов из других сфер духовной жизни. Внимания и фиксации группы «Синий всадник» удостаивались не произведения, обладающие определенной общепризнанной ортодоксальной внешней формой (и обычно существующие лишь как таковые), но произведения, которые, будучи связанными с великими переменами, обладают внутренней жизнью.
Художники высказывались об особенностях современного искусства: важной роли цвета, отказе от попыток подражания реальным формам. Они анализировали совершенно разные произведения искусства, от средневековой готики вплоть до лубка, подтверждая их скрытое родство в поисках выразительности. Именно тогда впервые в ранг высокого искусства были возведены детские рисунки.









Заключение
Некоторые из более поздних практикующих движения, такие как Джордж Гросс и Отто Дикс, разработали более острую, социально критическую смесь экспрессионизма и реализма, известную как «Новая объективность». Как видно из броских названий, как «Абстрактный экспрессионизм» и «Неоэкспрессионизм», спонтанные, инстинктивные и очень эмоциональные качества экспрессионизма были общими для нескольких последующих художественных движений в 20-м веке. Позднее картины в стиле экспрессионизма стали выражать еще более обостренное ощущение действительности. В них проявило себя крайне субъективистское видение мира, запечатленное в самых разнообразных вариациях форм и цветовых гамм. В наше время экспрессионистское мировоззрение актуально не менее, чем в начале XX века, и как и раньше оно находит свое выражение в картинах современных художников.
В 1924 году в Веймарской республике стало стабильно. В свою очередь неоднородность идеалов экспрессионизма, сложность их художественного языка, разрозненная манера изображения, отсутствие представителями течения социального влияния и критики — послужили причинами заката этого направления. А с 1933 года (с приходом к власти А.Гитлера) экспрессионизм стал считаться «дегенеративным искусством». Вслед за этим последователи движения потеряли возможность участвовать в выставках, публиковаться.
Закат экспрессионизма был трагичным. Фашистская диктатура, называвшая авангардное искусство «дегенеративным», уничтожала все воспоминания об экспрессионизме: картины экспрессионистов конфисковывались, многие художники эмигрировали, оставшимся запрещали работать. Экспрессионизм из-за свойственного ему трагического восприятия мира, стал особым переживанием этого мира, его душой
Таким образом, мы видим, что художники-экспрессионисты имели большое значение на рубеже XIX-XX вв. в западноевропейской культуре. Экспрессионизм возникает как протестом на ужасы войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом. Течение экспрессионизма было широко развито в Западной Европе, что подтверждается великими представителями этого течения в разных странах.

Искусство XX века имеет совершенно особый характер, который можно обусловить возникновением множества художественных направлений, изменивших как виды зарубежного искусства, так и русского, порывающих все их устоявшиеся традиции. Начало XX века ознаменовано поисками и развитием новых стилей в искусстве. Живопись XX века обретает новую форму выражения реальной действительности через пересмотр традиционных и академических правил изображения.
Угасание интереса к экспрессионизму в Германии, а позже и в остальной Европе началось после стабилизации послевоенной жизни людей. Широкой публике непросто было осмысливать художественные произведения, общество устало от негатива, возникла потребность в более оптимистическом творчестве.
Все, что найдено экспрессионистами витало в ХIХ веке. Необходим был толчок, который позволил бы реализоваться направлению в полной мере. Опорой стала новая картина мира: научно-техническая революция с вновь введенными новшествами послужила таким отправным пунктом. Возникала иллюзия, что вскоре человечеству станет доступно все скрытое природой, удастся проникнуть во все тайны. Но в этот же период события мирового масштаба сотрясают мир. Первая мировая война, Гражданская в России, кризис 1920-1930 хх гг. Человек и художник оказываются втянутыми во многие процессы вне своей воли. Перемены были настолько стремительными, что академическое искусство не всегда находило формы для его выражения. Экспрессионизм стал одной из попыток осмыслить в новых художественных формах неизвестный до этого мир. Найденный способ всегда находит отклик и в современном мире и искусстве. Глобальные катаклизмы с совершенствованием окружающего пространства только расширяют сферу непознанного.


























Список литературы
Абстрактный экспрессионизм. [Электронный ресурс] // Изобразительное искусство. Стили и направления: электронная энциклопедия. URL: http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=5 (дата обращения 20.02. 2020).
Андреева Е. Всё и ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 584 с.
Басси Э. Экспрессионизм Издательство: Бертельсман, 2007, 288 с.

Бекман М. О моей живописи//https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17950184
Вильке Е. Свет и тьма в пейзаже художников группы «Мост» // Европейский символизм / отв. ред. И. Е. Светлов.СПб.: Алетейя, 2006. 420 с.
Вольф Н. Экспрессионизм. Taschen. Арт-родник, 2006. 190 с.
Воррингер, В. Абстракция и вчувствование. Современная книга по эстетике. Антология / В. Воррингер. – М. ; Л. : Искусство, 1957. – 604
Искусство, взирающее на современность // Театральная Москва. 1921. № 8.
Карманова Ю.С. Осмысление проблемы синтеза искусств в публикациях альманаха «Синий всадник» // http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2012/1/Karmanova_Blue-Rider-Almanac/
Келлен Л. Новая живопись. Импрессионизм. Ван-Гог и Сезанн. Романтика новой живописи. Годлер, Гоген и Матисс. Пикассо и кубизм. Экспрессионисты. Футуризм. М., 1913.
Костеневич Г. Жорж Руо. Спб., Изд-во гос.Эрмитажа, 2004, 182 с.
Куликова И., Экспрессионизм в искусстве. М., 2012. - 182с.
Макаренко К. В. Образ природы в живописи немецкого экспрессионизма // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (28). С. 138–141.
Малышев И.В. Искусство и философия: От модерна к постмодерну. — М, 2013. 106 с.
Маркин Ю. Экспрессионизм в мировом художественном процессе// Художественная культура XX. Развитие пластических искусств. М., Русское слово, 2002, 430 с.
Маркин Ю. П. Экспрессионисты. Живопись. Графика. Москва : АСТ Астрель, 2004. 368 с.
Образы и мотивы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 3. С. 177–182.
Олейник М.Марианна Веревкина. Эволюция стиля от символизма к экспрессионизму. Алетейя, 2019, 206 с.
Пестова Н. В. Случайный гость из готики: русский, немецкий и австрийский экспрессионизм. Екатеринбург, 2009. 230 с.
Русский авангард 1910–1920-х годов и проблема экспрессионизма / Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации, Комис. по изучению авангарда 1910–1920-х гг. ; [редкол.: Г. Ф. Коваленко (председатель) и др.]. Москва : Наука, 2003. 574 с.
Синий всадник/Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка, пер., комм. И вступ. ст. З.С. Пышновской. М.: Изобразительное искусство, 1996. 268 с.
Сомсикова О.А. Художественная реальность абстрактного экспрессионизма// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2008. № 2 (8). С. 82-85
Терехина В.Н. Экспрессионизм и футуризм: русские реалии // Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации, Комис. по изучению авангарда 1910–1920-х гг. ; [редкол.: Г. Ф. Коваленко (председатель) и др.]. Москва : Наука, 2003. С.148-173


Толмачев В.М Экспрессионизм, экспрессия, субъективность: о границах экспрессионизма //https://cyberleninka.ru/article/n/ekspressionizm-ekspressiya-subektivnost-o-granitsah-ekspressionizma
Фетисова Т.А. Экспрессионизм как феномен новейшего времени //https://cyberleninka.ru/article/n/ekspressionizm-kak-fenomen-noveyshego-vremeni

Хофман В. Основы современного искусства : введение в его символические формы / [пер.с нем. А. Белобратова] ; Петербургский фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ».Санкт-Петербург : Академический проект, 2004. 560 с.
Швец Т. П. К истории происхождения термина //https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-proishozhdeniya-termina-ekspressionizm
Энциклопедический словарь экспрессионизма / Российская акад. наук, Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького ; [гл. ред. П. М. Топер]. Москва : ИМЛИ РАН, 2008. 734 с.
Эхо экспрессионизма. Спб., Palace Editions, 2019, 108 с.
Элькан О. Б. Антиномия «Катастрофизм и пророчество» в семиозисе немецкого экспрессионизма (на примере художественного творчества Л. Майднера) // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований (North Charleston, SC, USA, 22–23 декабря 2014 г.) : материалы V Международной научно-практической конференции. Том 1.CreateSpace, 2015. С. 25.-31
Элькан О.Б. Семиосфера как символическое ядро творческого своеобразия художников-экспрессионистов // https://cyberleninka.ru/article/n/semiosfera-kak-simvolicheskoe-yadro-tvorcheskogo-svoeobraziya-hudozhnikov-ekspressionistov

Якимович А.К. Эпоха сокрушительных творений: из истории искусства и мысли XX века /Якимович А.К., Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. Москва: Галарт, 2009. - 255 с.










Швец Т.П. К истории происхождения термина // https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-proishozhdeniya-termina-ekspressionizm
Маркин Ю. Экспрессионизм в мировом художественном процессе// Художественная культура XX. Развитие пластических искусств. М., Русское слово, 2002, С.146

Цит.по Энциклопедии экспрессионизма С.7
Цит.по: Вольф Н. Экспрессионизм. Taschen. Арт-родник, 2006. С.6

М.Бекман О моей живописи //https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17950184

Карманова Ю.С. Осмысление проблемы синтеза искусств в публикациях альманаха «Синий всадник» //http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2012/1/Karmanova_Blue-Rider-Almanac/















2

1. Абстрактный экспрессионизм. [Электронный ресурс] // Изобразительное искусство. Стили и направления: электронная энциклопедия. URL: http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=5 (дата обращения 20.02. 2020).
2. Андреева Е. Всё и ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 584 с.
3. Басси Э. Экспрессионизм Издательство: Бертельсман, 2007, 288 с.

4. Бекман М. О моей живописи//https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17950184
5. Вильке Е. Свет и тьма в пейзаже художников группы «Мост» // Европейский символизм / отв. ред. И. Е. Светлов.СПб.: Алетейя, 2006. 420 с.
6. Вольф Н. Экспрессионизм. Taschen. Арт-родник, 2006. 190 с.
7. Воррингер, В. Абстракция и вчувствование. Современная книга по эстетике. Антология / В. Воррингер. – М. ; Л. : Искусство, 1957. – 604
8. Искусство, взирающее на современность // Театральная Москва. 1921. № 8.
9. Карманова Ю.С. Осмысление проблемы синтеза искусств в публикациях альманаха «Синий всадник» // http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2012/1/Karmanova_Blue-Rider-Almanac/
10. Келлен Л. Новая живопись. Импрессионизм. Ван-Гог и Сезанн. Романтика новой живописи. Годлер, Гоген и Матисс. Пикассо и кубизм. Экспрессионисты. Футуризм. М., 1913.
11. Костеневич Г. Жорж Руо. Спб., Изд-во гос.Эрмитажа, 2004, 182 с.
12. Куликова И., Экспрессионизм в искусстве. М., 2012. - 182с.
13. Макаренко К. В. Образ природы в живописи немецкого экспрессионизма // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (28). С. 138–141.
14. Малышев И.В. Искусство и философия: От модерна к постмодерну. — М, 2013. 106 с.
15. Маркин Ю. Экспрессионизм в мировом художественном процессе// Художественная культура XX. Развитие пластических искусств. М., Русское слово, 2002, 430 с.
16. Маркин Ю. П. Экспрессионисты. Живопись. Графика. Москва : АСТ Астрель, 2004. 368 с.
17. Образы и мотивы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 3. С. 177–182.
18. Олейник М.Марианна Веревкина. Эволюция стиля от символизма к экспрессионизму. Алетейя, 2019, 206 с.
19. Пестова Н. В. Случайный гость из готики: русский, немецкий и австрийский экспрессионизм. Екатеринбург, 2009. 230 с.
20. Русский авангард 1910–1920-х годов и проблема экспрессионизма / Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации, Комис. по изучению авангарда 1910–1920-х гг. ; [редкол.: Г. Ф. Коваленко (председатель) и др.]. Москва : Наука, 2003. 574 с.
21. Синий всадник/Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка, пер., комм. И вступ. ст. З.С. Пышновской. М.: Изобразительное искусство, 1996. 268 с.
22. Сомсикова О.А. Художественная реальность абстрактного экспрессионизма// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2008. № 2 (8). С. 82-85
23. Терехина В.Н. Экспрессионизм и футуризм: русские реалии // Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации, Комис. по изучению авангарда 1910–1920-х гг. ; [редкол.: Г. Ф. Коваленко (председатель) и др.]. Москва : Наука, 2003. С.148-173


24. Толмачев В.М Экспрессионизм, экспрессия, субъективность: о границах экспрессионизма //https://cyberleninka.ru/article/n/ekspressionizm-ekspressiya-subektivnost-o-granitsah-ekspressionizma
25. Фетисова Т.А. Экспрессионизм как феномен новейшего времени //https://cyberleninka.ru/article/n/ekspressionizm-kak-fenomen-noveyshego-vremeni

26. Хофман В. Основы современного искусства : введение в его символические формы / [пер.с нем. А. Белобратова] ; Петербургский фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ».Санкт-Петербург : Академический проект, 2004. 560 с.
27. Швец Т. П. К истории происхождения термина //https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-proishozhdeniya-termina-ekspressionizm
28. Энциклопедический словарь экспрессионизма / Российская акад. наук, Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького ; [гл. ред. П. М. Топер]. Москва : ИМЛИ РАН, 2008. 734 с.
29. Эхо экспрессионизма. Спб., Palace Editions, 2019, 108 с.
30. Элькан О. Б. Антиномия «Катастрофизм и пророчество» в семиозисе немецкого экспрессионизма (на примере художественного творчества Л. Майднера) // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований (North Charleston, SC, USA, 22–23 декабря 2014 г.) : материалы V Международной научно-практической конференции. Том 1.CreateSpace, 2015. С. 25.-31
31. Элькан О.Б. Семиосфера как символическое ядро творческого своеобразия художников-экспрессионистов // https://cyberleninka.ru/article/n/semiosfera-kak-simvolicheskoe-yadro-tvorcheskogo-svoeobraziya-hudozhnikov-ekspressionistov

32. Якимович А.К. Эпоха сокрушительных творений: из истории искусства и мысли XX века /Якимович А.К., Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. Москва: Галарт, 2009. - 255 с.

Вопрос-ответ:

Кто является основателем экспрессионизма в живописи?

Основателями экспрессионизма в живописи считаются художники из группы "Мост" в Германии, в особенности Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде и Карл Шмидт-Роттлуф.

Каковы основные положения экспрессионизма?

Основными положениями экспрессионизма являются выражение эмоций и внутреннего мира художника через яркие краски, дерзкие композиции и искаженные формы. Отражение субъективного взгляда на мир и отказ от привязки к реальности также являются важными аспектами экспрессионистического искусства.

Какие художники являются представителями экспрессионизма?

Представителями экспрессионизма в живописи являются Оскар Кокошко, Макс Бекман, Жорж Руо и художники из объединения "Синий всадник", такие как Василий Кандинский и Алексей фон Явленский.

Какую роль играло объединение "Мост" в развитии экспрессионизма?

Объединение "Мост" в Германии сыграло важную роль в развитии экспрессионизма. Это была первая волна экспрессионистов, объединившихся в группу с целью выражения своих эмоций и нестандартного взгляда на мир через искусство. Они проводили выставки, издавали альманахи и вели активную общественную деятельность.

Что отличает живопись Жоржа Руо от экспрессионистов из других стран?

Жорж Руо не был таким яростным экспрессионистом, как некоторые из его современников из других стран. В его живописи видны влияния других направлений, таких как кубизм и фовизм. Однако его работы все же несут в себе характерные черты экспрессионизма - яркие краски, искаженные формы и субъективное отражение внутреннего мира художника.

Какие теоретические основы легли в основу экспрессионизма?

Основные теоретические принципы экспрессионизма в живописи 19-20 века включают акцент на выражение эмоций и внутренних переживаний художника, использование ярких и насыщенных цветов, а также деформацию и искажение формы для передачи субъективного восприятия мира.

Каким образом появился экспрессионизм?

Экспрессионизм в живописи возник в начале 20 века как реакция на промышленный прогресс, развитие городской жизни и рост технополисов. Первая волна экспрессионизма была связана с группой художников "Мост", которые выражали свое недовольство массовой культурой и искали способы передачи своих эмоций через живопись.

Кто были представителями экспрессионизма?

Одним из известных представителей экспрессионизма был Оскар Кокошко, австрийский художник, известный своими эмоциональными и драматическими картинами. Еще одним выдающимся художником экспрессионизма был Макс Бекман из Германии, чьи работы отличались сильными контрастами и экспрессивной стилизацией. Значительным вкладом в развитие экспрессионизма внес американский художник Жорж Руо, в его работах отражалась социальная и политическая тематика.

Какие художественные объединения были связаны с экспрессионизмом?

Одним из значимых объединений экспрессионистов была группа "Синий всадник", активная в начале 20 века. Это был международный коллектив художников, включая Кокошко и Бекмана, которые стремились к инновационному подходу и искали новые способы выражения через искусство.

Почему Жорж Руо не считался таким яростным экспрессионистом, как некоторые из его современников?

Хотя Жорж Руо был активным участником движения экспрессионизма и поддерживал его идеи, его стиль и художественный подход были отличными от некоторых других художников экспрессионистов. Руо включал в свои работы больше оттенков и символического значения, в то время как другие сосредотачивались на яркости и выразительности путем деформации и искажения формы.