Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоговое право
  • 5959 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 02.05.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Эта юридическая ответственность может быть налоговой, административной и уголовной.В соответствии со ст. 106, пп. 1, 3 и 4 ст. 108 НК РФ налоговая ответственность - само­стоятельный вид юридической ответственности, что ограничивает ее от прочих типов ответственности за уклонение от уплаты налоговых платежей и сбо­ров. Мерой юридической ответственности за формирования налогового нарушения - налоговая санкция, которая была установлена и принималась в виде штрафов в размерах, которые были предусмотрены гл. 16 и 18 НК РФ. При наличии одного из смяг­чающих обстоятельств размер штрафа-санкции может быть уменьшен не меньше, чем в 2 раза по сравнению с размером, который был установлен НК РФ, при наличии отягчающего обстоятельства он был увеличен на 100 %. Виды правонарушений налогового характера и размеры санкций-штрафов за их реализацию были определены законодателем в ст. 116-129.2 НК РФ. Административная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и сборов предполагает наложение наказания на должностных лиц юридического лица, которая совершила налоговое нарушение, которое было предусмотрена гл. 16 части первой НК РФ. Пп. 3 и 4 ст. 108 НК РФ говорит о том, что меры административной ответственности могут быть применены только в отношении должностных лиц юридических лиц, которые не являются субъектами ответственности налогового характера. Физические лица-налогоплательщики за нарушение норм законо­дательства о налоговых платежах и сборах могут нести только уголовную или нало­говую юридическую ответственность, а юридические лица (юридические лица) — лишь налоговую. Уголовная юридическая ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и сбо­ров в УК РФ предусмотрена ст. 198­199.2.ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ Сегодня нарушения законодательства в сфере налогов и сборов - из чрезвычайно опасные нарушения законов со стороны граждан и юридических лиц в сфере экономики. Правонарушения в данной сфере очень тормозят проведение социальных и экономических реформ и ставят под угрозу интересы человека, социума и страны в целом.Сложность законодательства в сфере налогов и сборов, частые изменения, низкая налоговая культура среди граждан страны и недоверие физических лиц и юридических лиц к системе надогообложения расширяют проявление экономики (черной экономики), увеличивают масштабы уклонения от уплаты налоговых платежей и сборов, тем самым создают угрозу безопасности экономического характера. Сегодня в поведении плательщика налогов отсутствует стереотип весомости исполнения обязательства налогового характера, в результате чего происходит уклонение от уплаты налоговых платежей, в свою очередь приводит к недополучению поступлений налогового характера в бюджет РФ.Налоговые нарушения законодательтсва и преступления представляют не меньшую опасность, чем иные преступления бизнес направленности, поскольку касаются интересов страны и угрожают экономической безопасности РФ. Поэтому ФНС России при сотрудничестве с органами исполнительной власти, например с МВД России, ФСБ России, Следственным комитетом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Банком России и прочими органами, уделяет специальное внимание работе по предупреждению и выявлению как нарушений в налоговой сфере, так и преступлений.Согласно докладу про реализацию ФНС России государственного контроля, в 2016 году по результатам проверок со стороны налоговых органов в отношении юридических лиц и физических лиц-предпринимателей выявлено 187 тыс. нарушений законов. При этом большая часть выявленных нарушений законодательтсва можно отнести к нарушениям требований норм законодательтсва – 99,80% от общего количества нарушений закнодательтсва, которые были выявлены (в 2015 году - 99,70%).Дела о нарушениях административного законодательства были возбуждены по результатам 135,5 тыс. проверок, административные наказания (штрафы и предупреждения) наложены по результатам 127,4 тыс. проверок. Общая сумма административных штрафных санкций в 2016 году составила 1 млрд 169 млн руб., что на 35% выше показателя 2015 года (865, 8 млн руб.), в том числе на должностных лиц – 66 млн руб., что на 27,7 % выше показателя 2015 года (51,7 млн руб.), на физических лиц-предпринимателей – 410,4 млн рублей, что на 27,6 % выше показателя 2015 года (321,6 млн руб.), на юридических лиц – 629,7 млн руб., что на 27,9% выше показателя 2015 года (492,5 млн руб.). В 2016 году по результатам сотрудничества налоговых и органов внутренних дел возбуждено 1781 уголовное дело, что на 2,5% ниже по сравнению с 2015 годом (1826 уголовных дел). Уменьшение количества возбужденных дел связано с внесением изменений в Уголовный Кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. С 15 июля 2016 года были очень увеличены суммы крупного и особо крупного ущерба для задач применения ст. 198-199 УК РФ. Сегодня продолжается общая работа ФНС РФ и Следственного комитета по привлечению к уголовной ответственности по ст. 170.1 УК РФ за фальсификацию Единого государственного реестра юридических лиц. В 2016 году возбуждено 112 уголовных дел, что 1,2 раза больше чем в 2015 году (94 уголовных дела). В 2016 году судебными органами власти вынесено 17 обвинительных приговоров (в 2015 году - 11 приговоров). За последние 5 лет общей работы органов налоговой власти и следственных органов такой показатель был увеличен в 1,7 раза по сравнению с 2012 годом (1043 уголовных дела). В 2012 году было возбуждено дело уголовного характера по каждому 7 рассмотренному материалу, который был направлен органом налогового контроля, то в 2016 году - по каждому 4. Важной чертой преступности налогового характера в РФ можно считать высокую скрытность. Беря во внимание эту черту, раскрыть преступность налогового характера невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий и проведения и проверок камерного и выездного характера. За 2016 год по итогам проверок налогового характера в бюджет РФ дополнительно начислено 454,8 млрд руб., что на 103,3 млрд руб. (или на 29,4%) больше, чем в 2015 году. Но в бюджет поступило (взыскано) дополнительно начисленных налоговых платежей на сумму 216,8 млрд руб., что на 14,2%, или на 27,0 млрд руб., больше, чем в 2015 году.Меры борьбы с нарушениями в налоговой сфере и преступлениями как оптимизация политики налогового характера и повышение эффективности регулирования правоотношений по поводу взимания налоговых платежей и сборов сегодня имеют первоочередное значение.При этом специфическое внимание необходимо уделить совершенствованию норм законодательтсва о налоговых платежах и сборах, устранению пробелов и коллизий в регулировании нормами права налогообложения, которые не только способствуют и провоцируют совершение нарушений законов по налогообложению, но и позволяют избегать ответственности за их осуществление.В качестве направлений улучшения действующих норм законодательства автором предложены пути совершенствования законодательства:1) развитие внесудебных процедур. Разрешение спора без доведения его до стадии органа судебной власти дает возможность развивать примирительные и другие внесудебные процедуры.2) развитие международного права в отношении налогов и сборов. Это направление даст возможность странам общими усилиями найти более действенные методы и средства урегулирования ситуаций в области международного налогообложения, в направлении унификации законодательтсва в налоговой сфере для уменьшения возможностей международного двойного облоения налогами и международного уклонения от уклонения налогами.3) исключение из статей НК РФ терминов «ответственность за совершение налогового правонарушения», и добавление понятия «налоговая ответственность», из-за чего уяснение смысла института налоговой ответственности будет проще и понятнее.Сегодня нормы налогового законодательства еще несовершенно и требует доработки. Реализация таких мер будет способствовать повышению его ясности, стабильности, однозначности толкования и применения, что в конечном итоге даст возможность существенно уменьшить количество налоговых нарушений в этой сфере.Становление института виновной налоговой ответственности было положено Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П. Судебный орган первый раз определил нарушение законодательства в налоговой сфере как предусмотренное нормами законодательства противоправное виновное деяние, которое было совершено умышленно или из-за неосторожности, и указал на то, что при производстве по делу о нарушении в налоговой сфере подлежат доказыванию как факт совершения этого нарушения норм законодательства, в том числе и уровень вины плательщиков налога. Эта позиция стала базой нормативного определения правонарушения в налоговой сфере. Вина в НКе РФ была закреплено нормативно как необходимое условие для привлечения к ответственности в налоговой сфере.Необходимость установления и доказывания вины при применении ответственности за совершение налоговых правонарушений очевидна: отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является обстоятельством, исключающим применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения; иная трактовка состава правонарушения, в том числе налогового, как основания ответственности, противоречит природе правосудия.Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение к налоговой ответственности. Налоговый кодекс РФ прямо указывает на необходимость установления вины обязанного субъекта для привлечения его к ответственности. Законодатель провозглашает презумпцию невиновности организаций и физических лиц и возлагает на налоговые органы бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о виновности лица в совершении налогового правонарушения (п.6 ст.108 Налогового кодекса РФ). Наличие вины нарушителя является одним из неотъемлемых признаков налогового правонарушения. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия нарушают требования законодательства, должно исключать применение санкций. Подтверждение верности сделанного вывода обнаруживаются в судебной практике.Законодатель нормативно закрепил две формы. Предусмотрев умысел и неосторожность в качестве форм вины, законодатель не использует данные формы вины для дифференциации налоговой ответственности. Таким образом, безальтернативный характер налоговых санкций лишает правоприменителей возможности учитывать отношение лица к своему противоправному деянию. Решать данную проблему предлагается посредством более активного использования судами и налоговыми органами предоставленного им пп.3 п.1 ст.112 Налогового кодекса РФ права признавать неосторожность в качестве смягчающего налоговую ответственность обстоятельства и, как следствие, уменьшать размер подлежащего взысканию штрафа (п.3 ст.114 Налогового кодекса РФ). Подобная практика в большей мере соответствовала бы принципу индивидуализации налоговой ответственности, требующему учитывать все существенные обстоятельства дела (включая форму вины) при назначении наказания.Решение законодателя использовать в Налоговом кодексе РФ субъективно-правовой подход при определении вины организаций ставит перед правоприменителями ряд практических трудностей. При таком подходе вина организации в налоговом правонарушении будет иметь место лишь в случае установления и доказанности вины конкретного должностного лица либо представителя, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.Приведенные примеры из судебной практики свидетельствуют о том, что на налоговые органы в своих решениях не учитывают специфику виновности организаций, т.е. не приводят доказательств вины их должностных лиц, что, в свою очередь, позволяет судам вставать на сторону налогоплательщика-организации и отказывать налоговым органам в удовлетворении исков о взыскании штрафов. Осознавая трудоемкость, а подчас и неэффективность применения на практике субъективно-правового подхода при определении вины юридических лиц, правоприменители зачастую прибегают к отождествлению вины организации с формальным нарушением требований налогового законодательства. К сожалению, подобная практика, позволяющая ограничиваться лишь констатацией факта нарушения налогового законодательства, не исследуя вопросы субъективной стороны правонарушения, не соответствует положениям Налогового кодекса РФ о презумпции невиновности.Нашедший отражение в налоговом законодательстве субъективно-правовой подход, проецирующий вину физических лиц организации на саму организацию, неоднозначно оценивается на доктринальном уровне. Критика отраженного в налоговом законодательстве субъективно-правового подхода при определении вины юридических лиц, представляются автору резонной.Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в конструкцию налоговой ответственности следует включать как санкции, прямо названные в качестве таковых в ст.114 Налогового кодекса РФ (штраф), так и предусмотренные de facto налоговым законодательством санкции (пеню и недоимку). Правовой статус пени и недоимки как налоговых санкций обусловлен юридической сущностью данных институтов, выявленной в процессе проведенного в настоящей главе исследования. Верность вывода о том, что недоимка, пеня и штраф — суть санкции, дополнительно подтверждается недавним решением законодателя об установлении в отношении недоимок, пеней и штрафов единого процессуального порядка их взыскания, включая беспрецедентное (с момента вступления в силу Налогового кодекса РФ) предоставление налоговым органам права взыскивать во внесудебном порядке недоимки, а также пени и штрафы, независимо от размера последних. Не оценивая по существу последовательность действий законодателя, автор отмечает, что подобная унификация режимов взыскания была возможна, на наш взгляд, только в отношении институтов, имеющих единую правовую природу.ЗАКЛЮЧЕНИЕНалоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, наступает за совершение налоговых правонарушений, через санкции выполняет штрафную и правовосстановительную функции, стимулирует восстановление нарушенных общественных отношений, складывающихся в сфере взимания налогов и сборов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» предопределил концептуальный подход к установлению ответственности налогоплательщиков за противоправное поведение, которая сформировалась как отраслевая, не тождественная административной. В процессе кодификации законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ в 1999 году был закреплен комплекс норм, посредством которых стали регулироваться властные отношения по привлечению к налоговой ответственности, что повлекло образование полноценного института налогового права, в структуре которого содержатся общие положения об ответственности и нормы, закрепляющие конкретные виды налоговых правонарушений.Анализ ответственности за нарушения налогового законодательства свидетельствует о том, законодатель признал налоговое правонарушение особым видом юридического факта, порождающим возникновение властных отношений по привлечению исключительно к налоговой ответственности. В законодательной модели налогового правонарушения нашла свое воплощение сложившаяся к 1999 году доктринальная трактовка правовой категории проступка. Специфической чертой его закрепления в НК РФ стало признание в качестве субъекта налогового правонарушения юридического лица. Закрепленные в нормах права понятие налогового правонарушения и правовые положения главы 15 НК РФ, детализирующие основные элементы составов налоговых правонарушений, приобрели характер базисных налогово-деликтных норм, раскрывающих правовую форму принципиально нового для российской правовой системы деликта.Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах может рассматриваться как особый вид юридической ответственности, так как она предусматривает возможность применения к правонарушителям как репрессивных, так и правовосстановительных мер. Таким образом, ответственность за нарушение налогового законодательства охватывает штрафную и правовосстановительную ответственность, которые основываются на различных по правовой природе мерах государственного принуждения. В связи с этим налоговое законодательство неизбежно будет предусматривать правовосстановительную ответственность налогоплательщика, а штрафной компонент ответственности может быть унифицирован путем консолидации административно-правовых и налоговых норм, т.к. основные признаки этого аспекта налоговой ответственности по отдельным параметрам совпадают с аналогичными признаками административной ответственности.Приверженность отечественного законодателя принципу смешанной противоправности привело к появлению в российском законодательстве такой категории как административно-налоговый деликт, состав которого охватывает совокупность элементов, большинство из которых является едиными (сходными), однако получившими параллельное закрепление в главах 16, 18 НК РФ и в главе 15 КоАП РФ. За рамки административного и налогового и законодательства о правонарушениях выходит конструкция уголовно-налогового деликта, поскольку в НК РФ, в КоАП РФ и в УК РФ имеются смежные составы нарушений законодательства о налогах и сборах. Многообразие категорий данных деликтов обусловлено ростом числа налоговых правонарушений и налоговых преступлений, однако подобного рода юридические конструкции требуют разработки основ налоговой деликтологии.Особая социально-правовая природа ответственности за нарушения в сфере налогообложения повлекла за собой сложную структуру законодательного закрепления подобных норм. Поэтому оправданной является унификация правовых норм, регулирующих властные отношения, возникающие в связи с привлечением к ответственности за совершение противоправных деяний в сфере налогов и сборов. Учитывая это, предлагается проект структуры Кодекса РФ о налоговых проступках, его теоретическая модель может быть также использована для сосредоточения правовых норм, образующих институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов в НК РФ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.constitution.ru (дата обращения: 01.04.2020).Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 01.04.2020).Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2020) [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 01.04.2020).Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020). [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 01.04.2020).ФЗ от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров". Российская газета. 2002. № 186.Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 мая 2015 г. № 03-01-11/31198. [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71006078/ (дата обращения: 01.04.2020).Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63894/ (дата обращения: 01.04.2020).Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения». [Электронный документ]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70199280/ (дата обращения: 01.04.2020).Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151174/ (дата обращения: 01.04.2020).Бортников С.П. Юридическая ответственность в налоговом праве: теория и практика. Дис. .. на канд. юрид. наук. М. 2017.Гейхман, О.М. Бюджетно-правовая ответственность: автореф. ... дис. канд. юрид. наук: 12:00:14. Гейхман О.М. :М. 2004. С. 211.Зайцев, В.А. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и процессуальный порядок ее реализации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М. 2003. 184 c.Зимин, А.В. Налоговая ответственность российских организаций: дис.канд. юрид. наук: 12.00.14. Зимин Андрей Владимирович. СПб. 2002. 187с.Ильинов, О.А. Правовые основы ответственности за совершение налоговых правонарушений в условиях реформы налогового администрирования: дис. ... канд. юрид. наук.: 12.00.14. М. 2007. 158 с.Кинсбурская, В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М. 2010. 207 с.Мусаткина, А.А. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева. 2004. 236 с.Сердцев А. Н. Ответственность за нарушение налогового законодательства (современное состояние проблемы): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М. 2003. 170 c.Арзуманова Л.Л. Об избежании привлечения к ответственности дважды. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2009 года: по материалам VII международной научно- практической конференции 23-24 апреля 2010 г., Москва: сборник. М.: Издательство: Статут. 2011. С. 216-218.Арсеньева Н.В. Классификация административных правонарушений в области налогов и сборов. Административное и муниципальное право. 2010. № 9. С. 73–77.Белошапко Ю.Н. Правонарушение и ответственность в финансовом и налоговом праве РФ. Правоведение. 2001. № 5. С. 54 - 63.Бортников С.П. Налоговая ответственность и ее цель. Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. С. 189-195.Винницкий Д.В. Рецензия на учебник: Налоговое право. Отв. ред. и рук. авт. кол.: С. Г. Пепеляев. М. 2014. Юридическое образование и наука. 2014. № 4. С. 39–40.Грачева Е.Ю. Формы осуществления финансового контроля: процессуальные аспекты. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной Всерос. научно-практич. конф., посвященной памяти д-ра юрид. наук, проф., засл. деятеля науки РФ В.Д. Сорокина (22 марта 2012 г.): в 2 ч. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России. 2012. С. 182–187.Долгополов О.И. Возмещение убытков, причиненных налоговыми органами. Гражданин и право. 2012. № 5. С. 76– 86.Журавлева О.О. Принцип сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков. Журнал российского права. 2013. № 3. С. 63–71.Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы. Правоведение. 2003. № 6. C. 66-69.Ильинов О.А. Правовая природа ответственности за совершение налоговых правонарушений. Право и жизнь. 2007. №106(1). С. 74—82. Карасева М.В. Налоговое и гражданское право: некоторые аспекты взаимосвязи (по материалам судебной практики). Финансовое право. 2011. № 2. С. 32–36.Карасева М.В. Налоговое правоотношение: имущественная идентичность и проблема адаптации частноправовых конструкций. Закон. 2010. № 11. С. 57–67.Колесниченко Ю.Ю. Меры административного принуждения за нарушение законодательства о налогах и сборах. Журнал российского права. 2002. №7.Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ. 2014. с. 123.Кондратьев С. В. Система юридической ответственности в области налогов и сборов. Экономика, налоги и право. 2014. С. 158-162.Крохина Ю.А. Правовая охрана механизма налоговых отношений. Финансовое право. 2010. № 11. С. 27–32.Липинский Д.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты: монография. М.: Инфра-М, РИОР, 2013. 139 с.Мухамадеева Г.А. Понятие и особенности соглашений в налоговом праве. Финансовое право. 2014. № 3. С. 42–48.Новый 2020 год: ключевые изменения законодательства и тенденции его развития. [Электронный документ]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/tax-updates-2020.pdf (дата обращения: 01.04.2020).Овчарова Е.В. О неправомерности повторного привлечения к ответственности. Налоговед. 2010. № 1. С. 345.Овчарова Е.В., Налоговое право: учебник для вузов. Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер. 2015. с. 85.Поветкина Е.Л. Комментарий к Обзору практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2011. № 10.Покачалова Е.В. Институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ: проблемы правоприменения и толкования. Правоведение. 2011. № 2. С. 157–167.Попов В.В. Принципы защиты прав и законных интересов субъектов отношений в сфере налогообложения: монография. Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ. 2012. 160 с.Разгильдиева М.Б. Меры финансово-правового пресечения. Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 193–211.Рыбакова С.В. Налоговый спор в аспекте гарантий прав налогоплательщиков. Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1. с. 85-90.Тропская С.С. Юридическая ответственность налогоплательщика – физического лица. Финансовое право. 2008. №10.

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.constitution.ru (дата обращения: 01.04.2020).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 01.04.2020).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2020) [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 01.04.2020).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020). [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 01.04.2020).
5. ФЗ от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров". Российская газета. 2002. № 186.
6. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 мая 2015 г. № 03-01-11/31198. [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71006078/ (дата обращения: 01.04.2020).
7. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63894/ (дата обращения: 01.04.2020).
8. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения». [Электронный документ]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70199280/ (дата обращения: 01.04.2020).
9. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151174/ (дата обращения: 01.04.2020).
10. Бортников С.П. Юридическая ответственность в налоговом праве: теория и практика. Дис. .. на канд. юрид. наук. М. 2017.
11. Гейхман, О.М. Бюджетно-правовая ответственность: автореф. ... дис. канд. юрид. наук: 12:00:14. Гейхман О.М. :М. 2004. С. 211.
12. Зайцев, В.А. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и процессуальный порядок ее реализации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М. 2003. 184 c.
13. Зимин, А.В. Налоговая ответственность российских организаций: дис.канд. юрид. наук: 12.00.14. Зимин Андрей Владимирович. СПб. 2002. 187с.
14. Ильинов, О.А. Правовые основы ответственности за совершение налоговых правонарушений в условиях реформы налогового администрирования: дис. ... канд. юрид. наук.: 12.00.14. М. 2007. 158 с.
15. Кинсбурская, В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М. 2010. 207 с.
16. Мусаткина, А.А. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева. 2004. 236 с.
17. Сердцев А. Н. Ответственность за нарушение налогового законодательства (современное состояние проблемы): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М. 2003. 170 c.
18.
19. Арзуманова Л.Л. Об избежании привлечения к ответственности дважды. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2009 года: по материалам VII международной научно- практической конференции 23-24 апреля 2010 г., Москва: сборник. М.: Издательство: Статут. 2011. С. 216-218.
20. Арсеньева Н.В. Классификация административных правонарушений в области налогов и сборов. Административное и муниципальное право. 2010. № 9. С. 73–77.
21. Белошапко Ю.Н. Правонарушение и ответственность в финансовом и налоговом праве РФ. Правоведение. 2001. № 5. С. 54 - 63.
22. Бортников С.П. Налоговая ответственность и ее цель. Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. С. 189-195.
23. Винницкий Д.В. Рецензия на учебник: Налоговое право. Отв. ред. и рук. авт. кол.: С. Г. Пепеляев. М. 2014. Юридическое образование и наука. 2014. № 4. С. 39–40.
24. Грачева Е.Ю. Формы осуществления финансового контроля: процессуальные аспекты. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной Всерос. научно-практич. конф., посвященной памяти д-ра юрид. наук, проф., засл. деятеля науки РФ В.Д. Сорокина (22 марта 2012 г.): в 2 ч. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России. 2012. С. 182–187.
25. Долгополов О.И. Возмещение убытков, причиненных налоговыми органами. Гражданин и право. 2012. № 5. С. 76– 86.
26. Журавлева О.О. Принцип сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков. Журнал российского права. 2013. № 3. С. 63–71.
27. Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы. Правоведение. 2003. № 6. C. 66-69.
28. Ильинов О.А. Правовая природа ответственности за совершение налоговых правонарушений. Право и жизнь. 2007. №106(1). С. 74—82.
29. Карасева М.В. Налоговое и гражданское право: некоторые аспекты взаимосвязи (по материалам судебной практики). Финансовое право. 2011. № 2. С. 32–36.
30. Карасева М.В. Налоговое правоотношение: имущественная идентичность и проблема адаптации частноправовых конструкций. Закон. 2010. № 11. С. 57–67.
31. Колесниченко Ю.Ю. Меры административного принуждения за нарушение законодательства о налогах и сборах. Журнал российского права. 2002. №7.
32. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ. 2014. с. 123.
33. Кондратьев С. В. Система юридической ответственности в области налогов и сборов. Экономика, налоги и право. 2014. С. 158-162.
34. Крохина Ю.А. Правовая охрана механизма налоговых отношений. Финансовое право. 2010. № 11. С. 27–32.
35. Липинский Д.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты: монография. М.: Инфра-М, РИОР, 2013. 139 с.
36. Мухамадеева Г.А. Понятие и особенности соглашений в налоговом праве. Финансовое право. 2014. № 3. С. 42–48.
37. Новый 2020 год: ключевые изменения законодательства и тенденции его развития. [Электронный документ]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/tax-updates-2020.pdf (дата обращения: 01.04.2020).
38. Овчарова Е.В. О неправомерности повторного привлечения к ответственности. Налоговед. 2010. № 1. С. 345.
39. Овчарова Е.В., Налоговое право: учебник для вузов. Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер. 2015. с. 85.
40. Поветкина Е.Л. Комментарий к Обзору практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2011. № 10.
41. Покачалова Е.В. Институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ: проблемы правоприменения и толкования. Правоведение. 2011. № 2. С. 157–167.
42. Попов В.В. Принципы защиты прав и законных интересов субъектов отношений в сфере налогообложения: монография. Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ. 2012. 160 с.
43. Разгильдиева М.Б. Меры финансово-правового пресечения. Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 193–211.
44. Рыбакова С.В. Налоговый спор в аспекте гарантий прав налогоплательщиков. Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1. с. 85-90.
45. Тропская С.С. Юридическая ответственность налогоплательщика – физического лица. Финансовое право. 2008. №10.

Вопрос-ответ:

Какие виды юридической ответственности существуют за нарушение законодательства о налогах и сборах?

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть налоговой административной и уголовной.

Каковы особенности налоговой ответственности?

В соответствии со статьями 106 пп. 1, 3 и 4, статьей 108 НК РФ, налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и отличается от прочих типов ответственности за уклонение от уплаты налоговых платежей и сборов.

Каким образом осуществляется юридическая ответственность за формирование налогового нарушения?

Мерой юридической ответственности за формирование налогового нарушения является налоговая санкция, которая устанавливается в соответствии с законодательством.

Существуют ли другие виды ответственности за налоговые правонарушения?

Да, помимо налоговой административной и уголовной ответственности, возможно привлечение к гражданской ответственности за нарушение налогового законодательства.

Какие последствия могут быть при нарушении законодательства о налогах и сборах?

При нарушении законодательства о налогах и сборах возможно привлечение к юридической ответственности, включая уплату налоговых пеней и штрафов, а также возможное привлечение к уголовной ответственности.

Что такое налоговая административная ответственность?

Налоговая административная ответственность – это вид юридической ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренный главой 15 Налогового кодекса РФ. Она возлагает на налогоплательщика обязанность уплаты налоговых санкций и штрафов в случае нарушения налоговых правил и норм.

Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение законодательства о налогах и сборах?

За нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрены налоговая административная и налоговая уголовная ответственность. Налоговая административная ответственность накладывается на налогоплательщика в виде налоговых санкций и штрафов. Налоговая уголовная ответственность предполагает возбуждение уголовного дела и наказание в виде лишения свободы или иных предусмотренных законом мер.

Чем налоговая ответственность отличается от прочих видов юридической ответственности?

Налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, который отличается от прочих видов ответственности за уклонение от уплаты налоговых платежей и сборов. Она регулируется отдельными нормами Налогового кодекса РФ и предусматривает особый порядок применения налоговых санкций и штрафов.

Какие статьи Налогового кодекса РФ устанавливают налоговую ответственность?

Налоговая ответственность устанавливается статьями 106 пп. 1, 3 и 4 и статьей 108 Налогового кодекса РФ. Статьи 106 пп. 1 и 3 определяют налоговые санкции за нарушение налоговых обязательств, а статья 108 устанавливает ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и сборов.

Какая мера юридической ответственности применяется за формирование налогового нарушения?

За формирование налогового нарушения применяется налоговая санкция, которая выражается в размере налогового штрафа или неустойки. Размер налогового штрафа или неустойки зависит от характера нарушения, суммы неуплаченного налога или сбора, а также от других факторов, установленных Налоговым кодексом РФ.

Какие виды юридической ответственности существуют за нарушение законодательства о налогах и сборах?

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть налоговой административной и уголовной.

Что такое налоговая ответственность?

Налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, который ограничивает ее от прочих типов ответственности за уклонение от уплаты налоговых платежей и сборов.