Формирование самооценки детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 1515 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 14.05.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Сущность понятия самооценки 5
1.2. Характеристика самооценки детей 5-6 лет 7
1.3. Условия формирования самооценки детей 5-6 лет 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Фрагмент для ознакомления

[14]
Помимо этого, выделяют еще три вида самооценок: (А.В. Захарова)
1) Прогностическая самооценка (определение субъектом отношений к своим возможностям, развитие способности к прогнозированию, предвосхищению результатов действий).
2) Актуальная самооценка (определение субъектом правомерности своих действий, самоконтроль).
3) Ретроспективная (фиксирование результатов деятельности).
Во-вторых, дали следующую характеристику самооценки детей 5-6 лет:
Дошкольный возраст – период возможностей для воспитания компонентов самосознания, в частности самооценки.
Умение оценивать себя закладывается еще в раннем возрасте. Развитие и совершенствование данного умения происходит в течение всей жизни человека.
Формирование самооценки дошкольника возможно только при общении ребенка с другими людьми. Каждый новый опыт, новое знание, умение ребенка оцениваются окружающими. Вскоре ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.
Дети дошкольного возраста в оценке своих товарищей и самих себя не выделяют каких-либо индивидуальных черт, при этом их самооценка носит эмоциональный характер. Дети легко могут оценивать себя положительно и трудно им дается оценить себя отрицательно.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, оценочные суждения о других приобретают более глубокий, полный, детализированный, развернутый характер. Данные изменения объясняются появлением заинтересованности старших дошкольников к внутреннему миру других людей, развитием мышления и речи, переходом к межличностному общению, усвоением критериев оценочной деятельности.
В-третьих, выделили такие условия формирования самооценки у детей 5-6 лет как:
1. Организация видов деятельности, связанных с четкой установкой на результат. Результат должен выступать в форме, доступной для самостоятельной оценки ребенка.
2. Педагогическое содействие формированию индивидуального опыта ребенка;
3. Положительный эмоциональный фон, наличие позитивных межличностных отношений между дошкольниками;
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации продуктивной и игровой деятельности.
5. Развитие навыка распознавания и оценки свои эмоций, эмоций других людей, а также развитие внимательности к проявлению чувств и желаний других людей.
6. Формирование понятия «дружба, сплочение детского коллектива.
7. Обучение детей умению говорить о себе, ценить себя.
8. Развитие самоконтроля и произвольности движений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования. Дошкольное воспитание. 2003. №3. С. 47.
2. Водяных Е.В. Развитие самооценки дошкольников в деятельности. Изд-во «Ритм». Воронеж. 2017. С.24-26.
3. Грачева А.О., Киреева Т.И. Социально-психологические факторы формирования самооценки у детей дошкольного возраста. Самара. 2018. С.111-112.
4. Джеймс У. Психология. М.: Академический проспект, 2011. 320 с.
5. Ищенко, Т. В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте. Молодой ученый. 2016. № 19 (123). С. 350-352.
6. Лакушина Т.Ю. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте. Изд-во «Перо». Москва. 2016. С.19-23.
7. Лопушанская И.О. Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе. Студенческий: электрон. научн. журн. Новосибирск. 2019. № 22(66). С.69-73.
8. Макарова О.А. Уровень самооценки и навыки развития самоанализа в профессиональной деятельности педагога. Ростов-на-Дону. 2018. С.261-268.
9. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: АСТ; Прайм-Еврознак. 2014. 816 с.
10. Молчанова, О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности. Мир психологии. 2011. №1. С. 82-95.
11. Мухина Ю.Г. Самооценка как форма проявления самосознания. Вопросы науки и образования. Москва. 2018. С.203-206.
12. Огольцова, Е. Г. Роль родителей в формировании самооценки ребенка. Молодой ученый. 2017. № 48 (182). С. 161-164.
13. Ольховая К. Э. Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника/Молодой ученый. 2016. № 15.1 (119.1). С. 103-105.
14. Самылова О.А. Особенности самооценки младших школьников. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Шадринск. 2016. С.165-169.
15. Слизкова Е.В. Формирование адекватной самооценки младшего школьника средствами семейного воспитания. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Ишим. 2014. С.184-186.
16. Смирнова, Е. О. Детская психология. 3-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
17. Чернявская В.С. Гендерные различия самооценки дошкольников. Концепт. Владивосток. 2015. С.1-7.









2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования. Дошкольное воспитание. 2003. №3. С. 47.
2. Водяных Е.В. Развитие самооценки дошкольников в деятельности. Изд-во «Ритм». Воронеж. 2017. С.24-26.
3. Грачева А.О., Киреева Т.И. Социально-психологические факторы формирования самооценки у детей дошкольного возраста. Самара. 2018. С.111-112.
4. Джеймс У. Психология. М.: Академический проспект, 2011. 320 с.
5. Ищенко, Т. В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте. Молодой ученый. 2016. № 19 (123). С. 350-352.
6. Лакушина Т.Ю. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте. Изд-во «Перо». Москва. 2016. С.19-23.
7. Лопушанская И.О. Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе. Студенческий: электрон. научн. журн. Новосибирск. 2019. № 22(66). С.69-73.
8. Макарова О.А. Уровень самооценки и навыки развития самоанализа в профессиональной деятельности педагога. Ростов-на-Дону. 2018. С.261-268.
9. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: АСТ; Прайм-Еврознак. 2014. 816 с.
10. Молчанова, О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности. Мир психологии. 2011. №1. С. 82-95.
11. Мухина Ю.Г. Самооценка как форма проявления самосознания. Вопросы науки и образования. Москва. 2018. С.203-206.
12. Огольцова, Е. Г. Роль родителей в формировании самооценки ребенка. Молодой ученый. 2017. № 48 (182). С. 161-164.
13. Ольховая К. Э. Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника/Молодой ученый. 2016. № 15.1 (119.1). С. 103-105.
14. Самылова О.А. Особенности самооценки младших школьников. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Шадринск. 2016. С.165-169.
15. Слизкова Е.В. Формирование адекватной самооценки младшего школьника средствами семейного воспитания. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Ишим. 2014. С.184-186.
16. Смирнова, Е. О. Детская психология. 3-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
17. Чернявская В.С. Гендерные различия самооценки дошкольников. Концепт. Владивосток. 2015. С.1-7.

Вопрос-ответ:

Какие основные теоретические аспекты лежат в основе формирования самооценки детей 5-6 лет?

Основные теоретические аспекты формирования самооценки детей 5-6 лет включают определение сущности понятия самооценки, характеристику самооценки детей этого возраста и условия, которые способствуют ее формированию. Также учитывается прогностическая самооценка, которая заключается в определении субъектом отношений к своим возможностям развития и способности предвидеть свои будущие успехи и неудачи.

Как можно описать сущность понятия самооценки?

Самооценка представляет собой сознательное и эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе, основанное на его оценке собственных качеств, способностей, достижений и отношений с окружающим миром. Она отражает уровень самосознания и самопонимания человека и может включать в себя как положительные, так и отрицательные аспекты.

Что такое самооценка?

Самооценка - это субъективное оценочное отношение человека к самому себе, его способность переживать и осознавать свои качества, достоинства и недостатки. В контексте детей 5-6 лет, самооценка помогает им формировать представление о себе и своих возможностях.

Какие характеристики имеет самооценка детей 5-6 лет?

У детей 5-6 лет самооценка еще только начинает формироваться. Они могут проявлять интерес к своим достижениям, радоваться признанию и похвале со стороны взрослых. Однако в этом возрасте дети часто сравнивают себя с другими, их самооценка может зависеть от оценок окружающих.

Какие условия помогают формированию самооценки детей 5-6 лет?

Для формирования самооценки детей 5-6 лет важно создать благоприятную психологическую атмосферу, где они могут ощущать свою значимость и успешность. Взрослые должны поддерживать положительные моменты в поведении и достижениях детей, что помогает им развивать самоуважение и уверенность в себе.

Какие виды самооценок существуют, помимо основной?

Помимо основной самооценки, существуют еще три вида самооценок: прогностическая самооценка, определение субъектом отношений к своим возможностям развития; идеальная самооценка, представление о том, каким человек хотел бы быть; социальная самооценка, связанная с оценкой человеком своей роли и места в обществе.

Какими методами можно повысить самооценку у детей 5-6 лет?

Для повышения самооценки у детей 5-6 лет можно использовать такие методы, как похвала за достижения, поддержка и понимание, поощрение самостоятельности и инициативы, постановка реальных и достижимых целей, развитие самоконтроля и самооценки через игровую деятельность и сотрудничество с другими детьми.

Какие теоретические основы лежат в основе формирования самооценки детей 5-6 лет?

Теоретическими основами формирования самооценки детей 5-6 лет являются сущность понятия самооценки, характеристика самооценки детей данного возраста и условия, необходимые для формирования этой самооценки.

Как можно охарактеризовать самооценку детей 5-6 лет?

Самооценка детей 5-6 лет характеризуется формированием представления о себе, своих способностях и достижениях. Она может быть положительной или отрицательной, влияющей на самооценку ребенка в дальнейшем.