Коррекция познавательной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Специальная психология
  • 5959 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 20.05.2020
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
I глава. Теоретические основы коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями 6
1.1 Понятие познавательной деятельности в психологии и педагогике 6
1.2. Характеристика дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями речевых нарушений 12
1.3 Особенности и приемы коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями 23
Выводы по I главе 33
II глава. Экспериментальная работа по коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями 35
2.1 Изучение развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями 35
2.2 Коррекционная работа по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями 46
2.3. Результаты экспериментальной работы 49
Выводы по главе II 53
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 59

Фрагмент для ознакомления

В процессеэкспериментальной работы по коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями были получены следующие выводы:После того как была проведена первичная диагностика выяснилось, что старшие дошкольники с ТНР обладают довольно низким уровнем развития познавательной деятельности. На основании исследования целей и задач современного дошкольного образования и проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в развитии познавательной деятельности испытуемых.С данной целью мы разработали и провели интеллектуальные тренинги.Программа интеллектуальных тренингов для старших дошкольников с ТНР мы разработали на 8-мь занятий. Организованная образовательная деятельность проводилась в течение 2 месяцев с периодичностью 1 раз в неделю по 30 минут. Тренинг проводится педагогом - психологом и включает в себя следующие элементы:1.Игры – приветствия и упражнения, которые направлены на эмоциональное сплочение детей и взрослого.2.Игры, на развитие мыслительных операций.3.Пальчиковые игры.4.Рефлексия.Результаты диагностики уровня развития познавательной деятельности старших дошкольников с ТНР продемонстрировало позитивную динамику высокого и среднего уровня развития на заключительном этапе.Таким образом, применение интеллектуальных тренингов в работе со старшими дошкольниками с ТНР в значительной степени оказало веяние на развитие познавательной деятельности у дошкольников с ТНР.Выводы по результатам исследования:1. Интеллектуальный тренинг помогает развивать речь, ум, качества социальной активности, сенсорные способности дошкольников. Характерная черта интеллектуального тренинга заключается в постановке и осуществлении учебных задач в качестве формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности.2. При решении умственной задачи в тренинге, ребенок может упражняться в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов либо явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам, учиться многообразным экономно и рационально решать умственные и практические задачи.

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Баскакова И.Л., Глухов В.П. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. – М., 2004. - 432 с.
3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. - 500 с.
4. Бексултанова З. М., Джамалдаева Л. Л. Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 9-12.
5. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 457 с.
6. Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. - С. 307.
7. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. — М., 1983.
8. Воробьева В.К. Методика развития связной монологической речи детей с системными нарушениями речи. – М.: АРКТИ, 2006. – 214.
9. Галкина Ю.В. ФГОС и система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. [Электронный ресурс] URL: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/inoe/99056-fgos-i-sistema-razvivajuschego-obuchenija-dbj.html
10. Горбов С.В., Новлянская З.Н., Ломакович С.В. Основные положения образовательной системы Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 3, 2010. – С. 33-42.
11. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. [Электронный ресурс] URL: http://www.experiment.lv/maro/statji/davidov_opon_ro.htm
12. Давыдова М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. - Kyрск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 2014. - 146 с.
13. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург, 2003. – 400 с.
14. Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2009. – 300 с.
15. Кондратенко, И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. - № 3, 2003. – С. 32-50.
16. Логопедия. // под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2012. - 364 c.
17. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями - М.: Академия, 2004. – 357 с.
18. Основы логопатологии детского возраста // под ред. Корнева А.Н. - СПб.: Эксмо, 2006. - 569 с.
19. Поливара З.В. Нейролингвистические основы нарушения речи. – М.: Флинта, 2015. – 176 с
20. Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. – 213 с.
21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
22. Репкин В. В. Развивающее обучение языку и проблемам орфографической грамотности. /Вестник Международной Ассоциации «Развивающее Обучение”. — Москва-Рига, 1996.
23. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. // под ред. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др. - М.: Академия, 1997. - 383 с.
24. Трофимова О. Реализация принципов развивающего обучения Л. В. Занкова на уроках русского языка в средней школе http:// kros.ru/_libr/nov_post/princ.php (эл. ресурс).
25. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. Г. Шатова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 253 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение. - 2010. – 244с.
27. Флерова Ж. М. Логопедия. - Изд. 4-е. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 500 с.


Вопрос-ответ:

Какая цель статьи?

Целью статьи является рассмотрение возможностей коррекции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

Что такое познавательная деятельность?

Познавательная деятельность - это активная деятельность детей, направленная на познание окружающего мира, приобретение новых знаний и умений.

Какие особенности характерны для дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями?

Дошкольники с тяжелыми речевыми нарушениями могут испытывать трудности с произношением и пониманием речи, они могут иметь ограниченный словарный запас и проблемы с коммуникацией.

Какие приемы можно использовать для коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями?

Для коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями можно использовать такие приемы, как игровая деятельность, разнообразные упражнения на развитие мышления и внимания, а также индивидуальная и групповая работа с педагогом.

Какие теоретические основы лежат в основе коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями?

Основой коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями являются теоретические концепции развития ребенка, такие как психология развития, дефектология и педагогика.

Что такое познавательная деятельность в психологии и педагогике?

Познавательная деятельность в психологии и педагогике - это процесс, с помощью которого ребенок осваивает новые знания, умения и навыки, познает окружающий мир и строит свою модель реальности.

Какие характеристики имеют дошкольники с тяжелыми речевыми нарушениями?

Дошкольники с тяжелыми речевыми нарушениями характеризуются нарушением речи в различных аспектах: фонетическом, грамматическом, лексическом. Они испытывают затруднения в произношении слов, формулировании предложений, усвоении новых слов и правил грамматики. Также у них часто наблюдаются проблемы с коммуникацией и социализацией.

Какие особенности и приемы коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями?

Особенности коррекции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями включают индивидуальный подход, адаптацию учебного материала, использование визуальных и звуковых подсказок, игровую форму обучения и т.д. Приемы коррекции включают разнообразные упражнения, игры, задания, направленные на развитие речи, лексического запаса, грамматики и общения.