Соотношение лингвистических и психолингвистических единиц: процесс говорения и восприятия речи, развитие предметной и познавательной деятельности в речи, развитие речи и взаимосвязь социализации личности и социального общения, психолингвистический анализ отклонений от нормального развития речи.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 66 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 23.05.2020
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

С появлением первых слов начинается этап становления активной речи.
3.Дошкольный (от 3 до 7 лет). Фонематического восприятия, увеличения словарного запаса, развитие грамматического строя речи, монологической речи.
4.Школьный (от 7 до 17 лет).Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, формируется письменная речь.
Развитие речи, своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности, для его социализации.
3.2. Социализация личности и социальное общение, их взаимосвязь
Под социализацией личности понимается как процесс, так и результат усвоения и дальнейшего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Таким образом, Социально-личностное развитие ребенка не может быть самостоятельным процессом, т.к. развитие происходит все время во всех сферах жизни и деятельности ребенка. Во время социализации ребенок взаимодействует с различными взрослыми. Он начинает понимать, что есть другие мнения, знакомится с правилами и нормами поведения в обществе.
Необходимо формировать у детей умение взаимодействовать с окружающими, стараться их понимать и принимать их обычаи, привычки и взгляды. Чтобы личность была всесторонне развитой, необходимо совершенствовать речь как важнейший инструмент познания и мышления.
Исходя из того, что процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей, обозначим содержание определения социального общения как социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.
В связи с чем становится понятно, что если у человека хорошо развита речь, ему легко общаться, его мысли и желания выражаются понятно. А если речь неясная, то с таким человек очень трудно общаться, также это затрудняет взаимоотношения между людьми и соответственно это отпечатывается на характере человека.
Таким образом, один из основных показателей успешной социализации ребенка является правильная и хорошо развитая речь. К неуверенности ребенка могут привести разнообразные дефекты речи, что может в будущем также плохо отразиться на своей самооценке и иметь другие негативные последствия. Поэтому рекомендуется как можно раньше правильно формировать речь ребенка.

4. Психолингвистический анализ отклонений от нормального развития речи.
Традиционно под паталогией речи понимается различные нарушения речевой деятельности, которые обусловлены несформированностью психофизиологических механизмов, необходимых для усвоения, производства, воспроизводства и адекватного восприятия языковых знаков.
Если рассматривать отклонения с точки зрения лингвистики, то следует представить определенные формы речевой патологии. Далее кратко их охарактеризуем. К первой группе относятся психолингвистические речевые нарушения. Они связаны с патологией личности, сознания и высших психических функций (шизофрения). Ко второй группе определены речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга (афазии). Третью группу составляют речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем (глухота). В четвертую группу относят речевые нарушения, которые связаны с умственной отсталостью или задержкой психического развития. В пятую заключительную группу входят речевые нарушения, обусловленные дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы (заикание).
Очевидно, что для определения всех нарушений необходимо выполнять психолингвистический анализ, который включает следующие направления:
укрепление понятийной базы логопсихологии;
определение научно обоснованных подходов к классификации речевых нарушений;
выбор способов и средств адекватного психолого-педагогического воздействия, основанных на результатах выполненной диагностики дефектов.
Таким образом, для того, чтобы определить насколько на развитие и формирование навыков социального взаимодействия ребенка оказывает влияние то или иное нарушение, необходимо знать общие закономерности существования и развития языка. В свою очередь это позволяет определить закономерности, которые используются для дальнейшей реабилитационной деятельности по развитию у детей навыков социальной коммуникации, способствующих их полноценной социализации.









4

-

Вопрос-ответ:

Как связаны лингвистические и психолингвистические единицы в процессе говорения и восприятия речи?

Лингвистические единицы, такие как звуки, слова и предложения, являются основой речи, а психолингвистические единицы отображают ментальные процессы, которые происходят в мозге при говорении и восприятии речи. Они взаимосвязаны между собой, поскольку лингвистические единицы используются для передачи и понимания информации, а психолингвистические единицы описывают когнитивные процессы, происходящие во время речи и восприятия.

Как связано развитие предметной и познавательной деятельности с развитием речи и взаимосвязью социализации личности и социального общения?

Развитие предметной и познавательной деятельности сопровождается развитием речи, так как дети используют речь для понимания и коммуникации во время этих деятельностей. Взаимосвязь социализации личности и социального общения заключается в том, что речь играет важную роль в социальной коммуникации, а социализация личности включает в себя развитие навыков речи и понимания других людей.

Как проводится психолингвистический анализ отклонений от нормального развития речи?

Психолингвистический анализ отклонений от нормального развития речи проводится путем изучения и оценки различных аспектов речи, таких как фонетика, семантика и грамматика. Это включает в себя оценку построения предложений, использования грамматических форм и правильности произношения звуков. Анализируются также нюансы восприятия и понимания речи, чтобы определить возможные нарушения в развитии.

В чем состоит значение появления первых слов для начала этапа становления активной речи?

Появление первых слов является важным моментом в развитии речи, поскольку это сигнализирует о том, что ребенок начинает усваивать и использовать язык для коммуникации. Этот этап становления активной речи свидетельствует о развитии познавательных и коммуникативных способностей, и дает ребенку возможность изучать и использовать новые слова и конструкции.

Какие единицы языка влияют на процесс говорения и восприятия речи?

Процесс говорения и восприятия речи зависит от различных лингвистических и психолингвистических единиц, таких как звуки (фонемы), слова, предложения, интонация и др.

Как развивается предметная и познавательная деятельность в речи?

Развитие предметной и познавательной деятельности в речи происходит через использование речи для осмысления окружающего мира, описания предметов и явлений, решения задач и передачи информации.

В чем заключается взаимосвязь между развитием речи и социализацией личности и социальным общением?

Развитие речи играет важную роль в социализации личности и социальном общении, так как через речь человек выражает свои мысли, эмоции и потребности, устанавливает контакт с другими людьми и адаптируется к социокультурному окружению.

Какие анализы используются для выявления отклонений от нормального развития речи?

Для выявления отклонений от нормального развития речи используется психолингвистический анализ, включающий оценку фонетического и грамматического строя речи, оценку словарного запаса, оценку грамматических конструкций и т.д.

Какой этап становится активным с появлением первых слов?

С появлением первых слов начинается этап становления активной речи, когда ребенок начинает активно использовать слова для выражения своих мыслей и потребностей.