социальная адаптация младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 2121 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 23.05.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с интеллектуальными нарушениями 5
1.2. Понятие социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями 9
2. Особенности организации социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями 13
2.1. Методы и технологи социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями 13
2.2. Взаимодействие школы и семьи в процессе социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями 15
Заключение 18
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Конструктивное, развивающее взаимодействие между педагогом, младшим школьником и его семьей может быть реализовано только при условии использования разнообразных результативных форм, методов и приемов. Рассмотрим их подробнее. Посещение семьи представляет собой эффективную форму индивидуальной работы педагога с семьей. Так, при посещении семьи происходит знакомство преподавателя с условиями жизни младшего школьника и его семьи. Преподаватель в беседе с родителями о ребенке, его увлечениях, интересах и склонностях, об отношении к родителям и школе (получив при этом важнейшую информацию о ребенке и его семье), может в то же время проинформировать родителей об успехах ребенка, дать советы по организации образовательного процесса дома, воспитательных методах и приемах и т. д[8]. Еще одной традиционной формой взаимодействия является переписка с родителями. Это письменная форма информирования родителей о детях, учебно-воспитательном процессе, а также способ получения дополнительной информации о семье ребенка. Родительское собрание – одна из самых распространенных форм взаимодействия педагогов (классного руководителя) и семьи младшего школьника. Это форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки и опыта воспитания. Значительное распространение приобретают творческие формы работы с родителями, в которых участвуют дети, другие педагоги и сотрудники дошкольного учреждения. Часто родителям не только наблюдать за ребенком во время ее взаимодействия с взрослыми не в домашних условиях, но и самим выступить в новой роли (театрализованном представлении, спортивном соревновании, конкурсе, заседании дискуссионного клуба).Целесообразно привлекать к работе не отдельных, а всех представителей семьи, других родственников, которые имеют отношение к воспитанию ребенка с интеллектуальными нарушениями, а также наладить дружеские отношения с другими семьями, которые неравнодушно относятся к развитию и воспитанию своих детей[5].Таким образом, важную роль в процессе социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями играет взаимодействие школы и семьи. Учитывая все выше сказанное, можем определить основные факторы, которые положительно влияют на процесс взаимодействия семьи и школы по социальной адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью:1) активность учителей, использование разнообразных методов сотрудничества с семьями, продуманное планирование работы с родителями;2) понимание родителями связи между имеющимся у них уровнем подготовленности к взаимодействию со школой, уровнем педагогической культуры и успехами в личностном становлении ребенка;3) установление личных контактов между родителями и учителями, как основы для создания равноправных отношений в сообществе.4) создание среды, направленной на семью, с целью достижения большего соответствия ее культурным, экономическим и социальным особенностям, что в значительной степени влияет на уровень достижений детей.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Интеллектуальные нарушения - достаточно сложная особенность течения развития ребенка. Интеллектуальные нарушения — это системное нарушение познавательной деятельности, которое имеет обратимый — задержка психического развития (ЗПР) — и необратимый характер. Интеллектуальные нарушения - лишь особое развитие ребенка, которое не исчерпывает всех его потенциальных возможностей. Он будет учиться, однако очень медленно, а определенные знания и навыки может не освоить.Для младших школьников с интеллектуальными нарушениями характерны такие черты, как, недостаточная работоспособность, недостаточно сформированные сенсомоторные функции, трудности пространственной ориентации. Внимание младших школьников, является неустойчивым, оно характеризуется рассеянностью, быстрой утомляемостью, рассеянностью. Трудности у младших школьников вызывает сосредоточенность на работе, которая им не интересна, концентрация внимания на однообразном труде, несформированность навыков и умений учебной деятельности, недостаточная интеллектуальная активность, слабая воля ребенка.Социальная адаптация младших школьников с интеллектуальными нарушениями – это их интеграция в общество, в процессе которой происходит формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и адекватных связей и отношений. Социальная адаптация – активный процесс приспособления к социальной среде, направленный на сохранение и формирование оптимального баланса между личностью, ее внутренним состоянием и окружающей средой здесь и сейчас и с перспективой будущего.В современном обществе существует большое количество технологий, направленных на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В комплексе все эти технологии помогают детям приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование. В число методов социальной адаптации входят: общение с учеником, а также консультирование его родителей; обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе; сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы.Важную роль в процессе социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями играет взаимодействие школы и семьи. Учитывая все выше сказанное, можем определить основные факторы, которые положительно влияют на процесс взаимодействия семьи и школы по социальной адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью:1) активность учителей, использование разнообразных методов сотрудничества с семьями, продуманное планирование работы с родителями;2) понимание родителями связи между имеющимся у них уровнем подготовленности к взаимодействию со школой, уровнем педагогической культуры и успехами в личностном становлении ребенка;3) установление личных контактов между родителями и учителями, как основы для создания равноправных отношений в сообществе.4) создание среды, направленной на семью, с целью достижения большего соответствия ее культурным, экономическим и социальным особенностям, что в значительной степени влияет на уровень достижений детей.Список литературыАкимова Л. Ю., Ермакова Л. А. Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности в ЦССВ «Южное Бутово» // Молодой ученый. — 2018. — №40. — С. 174-176.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: «Академия», 2001Бабкина Н.В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития // Начальная школа. 2015. № 8Басилова Т. А., Белопольская Н. Л. По итогам II Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: Коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64026.shtml (дата обращения: 20.03.2020)Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 20.03.2020).Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. — 247 с.Борисова Е. Ю. Развитие социальной компетентности и социальная адаптация младших школьников с интеллектуальными нарушениями в различных условиях обучения / Е. Ю. Борисова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 12 (78) Часть 2. — С. 149—153Буланова Н. О. Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательный процесс // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 487-490.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.Гакаме Ю. Д., Тавадьян М. Э. Трудности адаптации детей к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 181–185Галушко И. Г., Микерова Г. Г., Чебелко А. Г. Успешная адаптация первоклассников к обучению в школе как следствие взаимодействия учителя и родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 47–54Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. – М., 2010.Мамайчук И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008Приходько Е. В. Адаптация как объект научного исследования: психолого-педагогический анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 534–536.Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе / Д. Ю. Соловьева // Вопросы психологии. – 2012. - №4. - С. 23-32

Список литературы

1. Акимова Л. Ю., Ермакова Л. А. Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности в ЦССВ «Южное Бутово» // Молодой ученый. — 2018. — №40. — С. 174-176.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: «Академия», 2001
3. Бабкина Н.В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития // Началь ная школа. 2015. № 8
4. Басилова Т. А., Белопольская Н. Л. По итогам II Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: Коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64026.shtml (дата обращения: 20.03.2020)
5. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 20.03.2020).
6. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. — 247 с.
7. Борисова Е. Ю. Развитие социальной компетентности и социальная адаптация младших школьников с интеллектуальными нарушениями в различных условиях обучения / Е. Ю. Борисова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 12 (78) Часть 2. — С. 149—153
8. Буланова Н. О. Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательный процесс // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 487-490.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
10. Гакаме Ю. Д., Тавадьян М. Э. Трудности адаптации детей к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 181–185
11. Галушко И. Г., Микерова Г. Г., Чебелко А. Г. Успешная адаптация первоклассников к обучению в школе как следствие взаимодействия учителя и родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 47–54
12. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. – М., 2010.
13. Мамайчук И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008
14. Приходько Е. В. Адаптация как объект научного исследования: психолого-педагогический анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 534–536.
15. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе / Д. Ю. Соловьева // Вопросы психологии. – 2012. - №4. - С. 23-32