налоговые обязательства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоговое право
  • 3434 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 24.06.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Возникновение, изменение, приостановление и прекращение обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов 6
1.1. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов 6
1.2. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов 14
Глава 2. Проблемные вопросы исполнения налоговой обязанности 17
2.1. Особенности исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов 17
2.2.Налоговый комплаенс: право, обязанность или моральная норма 24
Заключение 31
Список литературы 34


Фрагмент для ознакомления

Во-первых, следует иметь в виду исходную обязанность всех налогоплательщиков соблюдать налоговое законодательство, своевременно и в полном объеме уплачивать необходимые налоги и сборы, нести иные обязанности, что закрепляется ст. 23 НК РФ. При этом для законодателя и налоговых органов не имеет значения, какие мероприятия будет проводить налогоплательщик для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей. В данном контексте применение налогового комплаенса видится одним из наиболее эффективных способов организации работы компании в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями со стороны государства.В то же время поскольку предприятия и организации напрямую заинтересованы в снижении налогового бремени в виде избежания финансовых санкций, то по отдельным категориям операций, ведущим к повышению риска, налоговый комплаенс может быть введен как обязательная процедура локальными актами компании. Наиболее типичными случаями его применения согласно локальному регулированию организации могут выступить заключение контракта с активным дальнейшим взаимодействием с контрагентом, осуществление расходов с ограниченной возможностью их последующего документального подтверждения, а также в случаях, если суммы годовой выручки и контрактов превышают определенные пороговые значения, что привлекает дополнительное внимание налоговых органов.Закрепляя систему налогового комплаенса в организации, требуется учитывать, что его приоритетной целью является максимальное исключение из практики компании ситуаций, провоцирующих налоговые риски и повышающие вероятность их наступления. Главным образом достижение данной цели реализуется при помощи внедрения специальных контрольных функций у компетентных в налоговой сфере лиц, которые принимают участие в управленческих решениях компании, при этом учитывая специфику бизнес-процессов в организации и ее структурное построение. Каждая операция специалиста по налоговому комплаенсу должна сопровождаться анализом текущих бизнес-процессов в организации и места в них принимаемого управленческого решения, оценкой влияния на них возможных налоговых последствий. В случае если потенциальные последствия принятия решения ведут к повышению налогового риска до неприемлемых значений, такое решение должно быть заблокировано специалистом налогового комплаенса.Система налогового комплаенса организации должна строиться с учетом особенностей сферы функционирования компании, ее организационных и управленческих процедур, однако, независимо от этого, надлежащее действие налогового комплаенса зависит от обязательного проведения в его рамках анализа и оценки действующих в сфере налогообложения нормативных правовых актов и их изменений, оценки порядка подготовки и ведения внутренней документации, прежде всего касающейся учетной политики компании для целей налогообложения. Наряду с названными операциями система комплаенса будет неполной без внедрения в нее функций экспертизы контрактов на предмет неоднозначности в области налоговой политики, анализа налоговой нагрузки предприятия и рациональности осуществления налогообложения, налогового планирования структурирования сделок и договорной политики вместе со статистическим анализом спорных налоговых кейсов организации.Следовательно, представляется возможным говорить о превентивном характере налогового комплаенса, что и выступает его ключевым отличием от системы внутреннего контроля организации и процедур аудита, предполагающих последующую проверку управленческих решений и оценку их воздействия на деятельность компании, в первую очередь ее финансово-бухгалтерскую сферу. Из этого следует, что налоговый комплаенс, хотя и является частью системы внутреннего контроля организации, обладает функциональной и структурной обособленностью, обусловленной его целями и задачами.Исходя из сказанного внедрение налогового комплаенса поможет развитию как государственного регулирования налоговых отношений, так и бизнеса. Для государства положительные эффекты выражаются в том, что налогоплательщики, помимо формального подхода к исполнению предписаний законодателя, будут исходить и из практического подхода к снижению налоговых рисков, что ведет к более глубокому пониманию рядовыми субъектами налоговых отношений проводимой в данной сфере политики и ее реформирования. Налоговый комплаенс позволит бизнесу избежать излишних вмененных издержек ввиду оптимизации политики по управлению налоговым риском, повысить качество управления на предприятии.Применение налогового комплаенса на текущем этапе позволяет организациям более эффективно отстаивать свои права при спорах с налоговыми органами. К примеру, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2018 г. N А63-15882/2017 организация была освобождена от налоговой ответственности ввиду ее добросовестного ведения и предоставления налоговой отчетности в налоговый орган. Грамотная учетная налоговая политика организации позволила оспорить неправомерное решение о доначислении налога на прибыль и пени, что подтверждено решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 июня 2018 г. по делу N А19-17325/2017, аналогичная ситуация отражена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф06-38704/2018. Надлежащий выбор контрагента, что также является элементом налогового комплаенса, позволил компании отменить решение УФНС о доначислении НДС (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2018 г. N Ф09-7351/18, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2018 г. N Ф09-6287/18). Налоговый комплаенс сыграл роль при выявлении ошибки УФНС и отстаивании позиции в суде ООО «ТК Прованс» касательно определения налога на прибыль расчетным путем (решение Арбитражного суда Брянской области от 4 июня 2018 г. по делу N А09-1159/2018).Фокус компаний должен сместиться с минимизации материальных потерь на формирование имиджа добросовестного налогоплательщика, сознательно исполняющего требования законодательства. Концепция добровольного налогового комплаенса должна будет опираться и на морально-этические, социальные и поведенческие факторы. Это позволит государству существенно сократить расходы на проведение камеральных и выездных проверок, уменьшить расходную часть бюджетных средств на налоговое администрирование, сократить вмешательство налоговых органов в деятельность бизнеса и обеспечить индивидуальный подход к спорам. Принудительные меры исполнения налоговых обязанностей в такой ситуации станут крайней мерой. Это поднимет уровень доверия к налоговым органам, повысит налоговую мораль организаций и предприятий, выражающуюся в уважительном отношении к налоговой системе и готовности добровольно исполнять предписания законодателя. Повышение налоговой морали в то же время означает лишь готовность к обозначенному типу поведения, тогда как налоговый комплаенс означает действительное наличие у руководства компании высокой налоговой морали и ее воплощение в жизнь.ЗаключениеТаким образом, можно сделать следующие выводы:Обязанность по уплате налогов является универсальной, поскольку она распространяется на всех налогоплательщиков. Она существует во времени и носит непрерывный характер, что позволяет говорить о причинах ее возникновения, приостановления и прекращения. Эти основания устанавливаются исключительно налоговым законодательством (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 44 НК РФ). Налоговое обязательство возникает с момента, когда обстоятельства, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, предусматривают уплату конкретного налога (п. 2 ст. 44 НК РФ), которые подразделяются на общие и прямые. К общим обстоятельствам относятся условия принятия и вступления в силу налогового законодательства, соблюдение порядка установления и взимания налогов, наличие статуса налогоплательщика и др. Прямым обстоятельством является наличие у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 2 ст. 44 НК РФ), являющегося экономическим основанием для возникновения налогового обязательства. По данным искусства. 38 УК РФ объектом налогообложения (юридическими фактами, с которыми законодательство о налогах связывает характер и обязанности его субъектов), реализацией товаров (работ, услуг), имуществом, прибылью, доходом, расходом или иным обстоятельством, имеющим стоимостные, количественные или физические характеристики, с которыми налоговое законодательство связывает налогоплательщика начисления, но уплаты налога. Кроме того, для специальных налоговых режимов часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает иные прямые обстоятельства, связанные с уплатой соответствующего налога. Таким образом, для ЕНВД по отдельным видам деятельности обстоятельствами, которые глава 26.3 НК РФ связывает с обязанностью налогоплательщика уплатить этот налог, являются: 1) вид деятельности; 2) наличие источника дохода.Следует отметить, что налоговое обязательство не является статичным – оно может изменяться при наличии оснований, установленных НК РФ (пункт 1 статьи 44 НК РФ). Базовые изменения налоговых обязательств классифицируются на основании изменения сроков исполнения налоговых обязательств и оснований для изменения предмета их исполнения.Причины изменения срока исполнения налоговых обязательств связаны со следующими юридическими фактами:- принятие акта законодательства о налогах и сборах, снижающего налоговую ставку и имеющего обратную силу (п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации); - использование налогоплательщиком налоговой льготы (статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации), прекращение действия налоговой льготы;- принятие уполномоченным органом (статья 63 НК РФ) решения о предоставлении отсрочки, рассрочки (статья 64 НК РФ), инвестиционного налогового кредита и заключение договора о нем (пункты 4, 5 статьи 67 НК РФ).В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации основания для изменения налогового обязательства устанавливаются самим налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Однако анализ действующего законодательства позволяет рассматривать в качестве оснований для изменения срока исполнения налоговых обязательств юридические факты, зафиксированные не в законодательстве о налогах и сборах, а в иных нормативных актах, которые в целом не связаны с налоговыми вопросами. Концепция добровольного налогового комплаенса должна будет опираться и на морально-этические, социальные и поведенческие факторы. Это позволит государству существенно сократить расходы на проведение камеральных и выездных проверок, уменьшить расходную часть бюджетных средств на налоговое администрирование, сократить вмешательство налоговых органов в деятельность бизнеса и обеспечить индивидуальный подход к спорам. Принудительные меры исполнения налоговых обязанностей в такой ситуации станут крайней мерой. Это поднимет уровень доверия к налоговым органам, повысит налоговую мораль организаций и предприятий, выражающуюся в уважительном отношении к налоговой системе и готовности добровольно исполнять предписания законодателя. Повышение налоговой морали в то же время означает лишь готовность к обозначенному типу поведения, тогда как налоговый комплаенс означает действительное наличие у руководства компании высокой налоговой морали и ее воплощение в жизнь.Последний сегодня является правом организации, хотя его проведение косвенно подразумевается нормами Налогового кодекса Российской Федерации. В то же время для его вхождения в повсеместную практику необходимо установить обязанность его проведения, чтобы в последующем налоговый комплаенс стал моральным долгом каждого налогоплательщика. Доверие к государственной администрации со стороны налогоплательщиков связано с их восприятием налоговой справедливости, в том числе через восприятие налогового правосудия. Предполагается, что доверие к налоговым органам положительно влияет на соблюдение налоговых норм.Список литературыНормативно-правовые актыНалоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».Отчет ФНС о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок). URL: https://www.nalog.ru/rn33/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 29.11.2018).ЛитератураАртюх А.Е. Исполнение обязанности налогового агента // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. N 1. Имыкшенова Е.А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2014. Гончаренко Л.И., Вишневская Н.Г. Налоговый контроль применения трансфертных цен крупнейшими налогоплательщиками: актуальны ли изменения правил? // Экономика. Налоги. Право. 2015. N 2. Кириллова О.С., Петриченко С.М. Налоговые риски как объект финансового контроллинга организаций // Наука и общество. 2015. N 3. Коростелкин М.М. Налоговый комплаенс как система подтверждения достоверности расчета налоговых обязательств // Управленческий учет. 2014. N 11. С. 60.Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговый разрыв: проблемы определения и урегулирования // Вопросы региональной экономики. 2016. N 2(27). Налоговые системы. Методология развития: Монография / И.А. Майбуров [и др.]; Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. Петух А.В., Сафонова М.Ф. Технология внедрения комплаенс-контроля налоговых затрат в структуру организации // British Journal for Social and Economic Research. 2017. Т. 2. N 3. Козырин А.Н. Право на изменение срока исполнения налоговой обязанности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 12. Козырин А.Н. Пеня по российскому налоговому праву: способ обеспечения исполнения налоговой обязанности или мера ответственности за нарушение налоговых правил? // Закон. 2018. N 7. Ручкина Г.Ф. Уплата управляющей компанией паевого инвестиционного фонда пени и штрафа за неисполнение налоговой обязанности: проблемы правового регулирования // Современное право. 2019. N 1. Садчиков М.Н. Индивидуализация налоговой обязанности // Налоги. 2018. N 4. Садчиков М.Н. Индивидуализация налоговой обязанности // Налоги. 2018. N 4. Сидорова А.В. Управление налоговыми рисками // Социально-экономическая роль денег в обществе: Материалы XIII Международной научно-практической конференции (21 - 22 декабря 2016 г., СПбУТУиЭ) / Под науч. ред. В.А. Кунина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2016. Халезова К.А. Налоговый комплаенс как способ обеспечения налоговой безопасности предприятия // Технология текстильной промышленности. 2016. N 2. Ядрихинский С.А. Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2015. Судебная практикаПостановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2018 г. N А40-20762/2017. URL: http://taxpravo.ru/sudebnie_dela/statya-411966postanovienie_arbitrajnogo_suda_moskovskogo_okruga_ot_23102018_g__a40_20762_2017 (дата обращения: 29.11.2018).ПриложениеТаблица 1 Статистика налоговых проверок 2014 - 2018 гг. Камеральные проверки Количество, ед.Доначислено налога, тыс. руб.Доначислено на одну проверку, тыс. руб.201425 654 89544 771 8061 745201525 119 153 (-2,1%)49 900 043 (+11,5%)1 986 (+13%)201629 009 427 (+15,4%)83 291 381 (+66,9%)2 871 (+44,6%)201741 018 394 (+41,4%)45 149 523 (-54,2%)1 101 (-61,7%)201850 061 954 (+22%)43 639 336 (-3,4%)871,7 (-20,8%)Выездные проверки201426 184242 266 7579 252201522 243 (-15,1%)210 796 075 (-12,9%)9 476 (+2,4%)201619 138 (-14%)256 746 409 (+21,8%)13 415 (+41,6%)201714 884 (-22,2%)237 757 356 (-7,4%)15 974 (+19,1%)201810 589 (-28,9%)238 769 344 (-0,4%)22 585 (+41,4%)

Список литературы
Нормативно-правовые акты

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Отчет ФНС о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок). URL: https://www.nalog.ru/rn33/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 29.11.2018).
Литература
3. Артюх А.Е. Исполнение обязанности налогового агента // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. N 1.
4. Имыкшенова Е.А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2014.
5. Гончаренко Л.И., Вишневская Н.Г. Налоговый контроль применения трансфертных цен крупнейшими налогоплательщиками: актуальны ли изменения правил? // Экономика. Налоги. Право. 2015. N 2.
6. Кириллова О.С., Петриченко С.М. Налоговые риски как объект финансового контроллинга организаций // Наука и общество. 2015. N 3.
7. Коростелкин М.М. Налоговый комплаенс как система подтверждения достоверности расчета налоговых обязательств // Управленческий учет. 2014. N 11. С. 60.
8. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговый разрыв: проблемы определения и урегулирования // Вопросы региональной экономики. 2016. N 2(27).
9. Налоговые системы. Методология развития: Монография / И.А. Майбуров [и др.]; Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
10. Петух А.В., Сафонова М.Ф. Технология внедрения комплаенс-контроля налоговых затрат в структуру организации // British Journal for Social and Economic Research. 2017. Т. 2. N 3.

Козырин А.Н. Право на изменение срока исполнения налоговой обязанности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 12.
11. Козырин А.Н. Пеня по российскому налоговому праву: способ обеспечения исполнения налоговой обязанности или мера ответственности за нарушение налоговых правил? // Закон. 2018. N 7.
12. Ручкина Г.Ф. Уплата управляющей компанией паевого инвестиционного фонда пени и штрафа за неисполнение налоговой обязанности: проблемы правового регулирования // Современное право. 2019. N 1.
13. Садчиков М.Н. Индивидуализация налоговой обязанности // Налоги. 2018. N 4.
14. Садчиков М.Н. Индивидуализация налоговой обязанности // Налоги. 2018. N 4.
15. Сидорова А.В. Управление налоговыми рисками // Социально-экономическая роль денег в обществе: Материалы XIII Международной научно-практической конференции (21 - 22 декабря 2016 г., СПбУТУиЭ) / Под науч. ред. В.А. Кунина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2016.
16. Халезова К.А. Налоговый комплаенс как способ обеспечения налоговой безопасности предприятия // Технология текстильной промышленности. 2016. N 2.
17. Ядрихинский С.А. Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2015.
Судебная практика
18. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2018 г. N А40-20762/2017. URL: http://taxpravo.ru/sudebnie_dela/statya-411966postanovienie_arbitrajnogo_suda_mos kovskogo_okruga_ot_23102018_g__a40_20762_2017 (дата обращения: 29.11.2018).