Русские народные сказки как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Развитие речи
  • 5959 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 24.07.2020
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи детей дошкольного возраста 6
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возраста и ее значение для развития личности ребенка 6
1.2 Психолого-педагогический аспект изучения связной речи 12
1.3 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния русских народных сказок на формирование связной речи детей дошкольного возраста 22
2.1 Диагностика формирования связной речи детей дошкольного возраста 22
2.2 Формирование связной речи дошкольников на основе использования русских народных сказок 34
2.3 Динамика развития связной речи детей дошкольного возраста 42
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Список литературы 54

Фрагмент для ознакомления

Например, ответить на вопрос: на что похожи сказки «Теремок» и «Варежки»?При обучении написанию сказок использовался метод анализа ситуации и ресурсов: во время чтения дети старались помочь главному герою, предлагая варианты решения проблемной ситуации и не прибегая к помощи других сказочных персонажей. Например:- Как Колобок может спрятаться в лесу от животных? (Взберитесь на яблоню и притворитесь яблоком; смажьте смолой и катитесь на еловых иголках - он станет похожим на ежика; спрятаться в дупле.)- Как заяц из сказки «Хижина Заюшкина» мог отогнать лису без посторонней помощи? (Заколоченные окна и двери с досками, и когда лиса голодна, она захочет выйти; шумят ночью возле дома, лиса не будет спать, кричит: «Охотники уходят», лиса испугается и убежит; лает под окном.)После того, как дети достаточно хорошо выучили различные сказки, мы перешли к работе с большими историями, ставя персонажей в необычные ситуации. Например, они сказали детям, что Колобок впал в мед, когда он убежал от бабушки и дедушки. И вот что случилось:Катится Колобок по лесу, а на него уже иголки, трава и листья налипли, а навстречу ему заяц. Говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». - «Не ешь меня, я не Колобок, а чудище лесное», - отвечает Колобок. «Я тебе не верю», - сказал заяц и только хотел схватить Колобка, как вдруг накололся лапами на иголки. Покатился Колобок дальше, а вместе с ним и заяц. Навстречу им волк. Увидел Колобка с зайцем и говорит: «Ты что там заяц катишь, прямо мне в лапы?» А заяц ему говорит: «Это чудище лесное». Не поверил волк, только хотел схватить их и тоже накололся на иголки. Покатился Колобок, а за ним прилипшие звери катятся, не отстают. Навстречу им медведь. Он хотел отобрать «Чудище лесное» у зайца и волка, да не смог - накололся на Колобка. А тут как тут лиса. «Ох, вы мои вкусненькие», - говорит лиса. Хвать добычу, да и сама накололась. Покатился Колобок со своей добычей к бабушке, дедушке. Обрадовались старики. Ну, думают, будет нам и еда и одежда. Заплакали звери: «Мы больше не будем маленьких обижать». Пожалели их дед с бабкой, да и отпустили, а Колобка помыли и спать уложили.Развитие речевого творчества и составление сказок облегчаются чтением, изучением и придумыванием басен. Для начала мы спросили дошкольников, что это за басни, где они их услышали? (Не басни - это выдумки, это то, чего не бывает в жизни, басни часто встречаются в сказках.) Затем они предложили найти какую-то фантастику в знакомых сказках. Например: Красная Шапочка не могла выбраться живым из чрева волка; гуси-лебеди не могли нести Иванушку на крыльях; рыба не может быть золотой и творить чудеса; животные не умеют разговаривать. Детям очень нравится игра "Это случается или нет?" Необходимым условием для этого является чередование предлагаемых реальных и нереальных ситуаций. Учитель назвал ситуацию, и ребенок быстро ответил, происходит ли это или нет («волк бродит по лесу», «волк сидит на дереве», «свинья живет в свинарнике», «свинья сидит на окунь »и т. д.). Тогда учитель предложил реальное событие, а ребенок придумал ситуацию «наоборот»: «зимующие птицы летают весной», «все птицы летят на север», «дети вешали птичьи домики на веревках», и т.п.Проводя занятия по обучению сочинению сказок, мы учитывали, что единообразие информации и приемы действий быстро утомляют, снижают творческую активность, поэтому мы постоянно меняли задачи, чтобы разнообразить их содержание.2.3 Динамика развития связной речи детей дошкольного возрастаС целью проверки эффективности проведенной нами педагогической работы, направленной на развитие связной речи у старших дошкольников, а именно – умения составлять текст-повествования, нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе.Результаты анализировались на двух уровнях: количественном и качественном. Для начала рассмотрим произошедшие изменения на количественном уровне, наглядно представленные в Таблице 3.Таблица 3 – Результаты диагностики на контрольном этапе экспериментаИмя ребенкаМетодика № 1Методика № 2Уровень развития умения составлять повествовательные высказыванияПервый этапВторой этапСабина А.14 (Высокий уровень)++ВысокийДенис К.12 (Высокий уровень)++Высокий Настя Б.15 (Высокий уровень)++ВысокийЯромир Б.11 (Средний уровень)++Выше среднегоСлава К. 15 (Высокий уровень)++ВысокийЛиза О.16 (Высокий уровень)++Высокий Алина Н.9 (Средний уровень)++Выше среднегоЭльнур А.13 (Высокий уровень)++Высокий Миша Г. 14 (Высокий уровень)++Высокий Арина Л.16 (Высокий уровень)++Высокий Маргарита О.13 (Высокий уровень)++ВысокийХадижа К.11 (Средний уровень)+-+-СреднийСерафим С.9 (Средний уровень)+-+-Средний Артем З.14 (Высокий уровень)++ВысокийДаша М.15 (Высокий уровень)++Высокий Как мы видим из Таблицы 3, на контрольном этапе исследования у большинства испытуемых зафиксирован высокий уровень развития умения составлять текст-повествование (11 человек), у двоих – уровень выше среднего, еще у двоих – средний уровень развития умения составлять текст-повествование. Напомним, на констатирующем этапе исследования у пятерых детей был зафиксирован высокий уровень умения составлять повествовательные высказывания, у троих – уровень выше среднего, у четверых наблюдался средний уровень развития умения составлять повествовательные высказывания, у двоих – ниже среднего, и у одного ребенка – низкий уровень умения составлять повествовательные высказывания.На таблице 4 представлены результаты каждого ребенка в динамикеТаблица 4 – Динамика результатовИмя ребенкаКонстатирующий этапКонтрольный этапДинамикаСабина А.Выше среднегоВысокий+1Денис К.Средний Высокий +2Настя Б.ВысокийВысокий=Яромир Б.Выше среднегоВыше среднего=Слава К. ВысокийВысокий=Лиза О.Высокий Высокий =Алина Н.Ниже среднегоВыше среднего+2Эльнур А.Средний Высокий +2Миша Г. Средний Высокий +2Арина Л.Высокий Высокий =Маргарита О.Выше среднегоВысокий+1Хадижа К.Ниже среднегоСредний+1Серафим С.Низкий Средний +2Артем З.СреднийВысокий+2Даша М.Высокий Высокий =Как мы видим из Таблицы 4, на контрольном этапе исследования заметна значительная динамика по сравнению с констатирующим этапом: большинство детей повысили свой уровень умения составлять текст-повествование на 1 или 2 уровня. Только у одного ребенка (за исключением тех, у кого изначально был высокий уровень) уровень остался тем же – выше среднего. Это очень хорошие результаты, свидетельствующие об эффективности проведенной нами работы.Теперь рассмотрим произошедшие изменения на качественном уровне. Как мы помним, на констатирующем этапе эксперимента был проанализирован ответ Сабины А. (сочиненная девочкой сказка). Теперь рассмотрим, какую сказку сочинила Сабина на контрольном этапе нашего исследования.Во-первых, девочка, в отличии от прошлого раза, в начале нее растерялась и сразу ответила, что рассказать она хочет сказку про заколдованный лес:Сказка так и называется – «Заколдованный лес». В одном дремучем лесу было всегда темно. И днем темно, и ночью темным-темно. Говорят, его когда-то давным-давно заколдовала злая волшебница, и с тех пор на лес опустилась тьма. Звери в том лесу ходили тихие и хмурые, и ничто их не радовало. И все мечтали, что в один прекрасный день появится на небе солнышко и будет всем радость.И вот в один прекрасный день прилетела в лес добрая фея. «Ах, как темно!» - воскликнула она. Взмахнула волшебной палочкой, и тут, откуда не возьмись, на небе появилось яркое солнышко, словно огненный шар. У зверушек сразу глаза заслезились от яркого света. А еще они плакали о радости. - Спасибо, добрая фея – кричали они. – Спасибо за Солнце!По сравнению с прошлой сказкой Сабины новая сказка гораздо более развернутая, с более закрученным сюжетом, длиннее. Самое главное,. По сравнению с первой сказкой эта просто изобилует различными средствами выразительности: «темным-темно», «давным-давно», «опустилась тьма», «словно огненный шар» (здесь небольшая ошибка – ведь солнце и есть огненный шар, но за такую прекрасную сказку можно простить ее дошкольнице). Сабина стала использовать интонационные средства выразительности: делала эффектные паузы, в начале говорила низким, тихим и печальным голосом, а в конце – высоким и веселым. Стало еще больше сложных предложений, усложнились связи между частями предложения, появилась прямая речь. Теперь рассмотрим результаты Сабины по второй методике. Девочка с легкостью (на этом этапе сложностей не возникало ни у кого из детей) разложила картинки в верном порядке и сказала, что сказка о том, «как котенок и щенок враждовали, а затем подружились». Вот какую сказку рассказала Сабина по серии картинок:Жили-были котенок и щенок. Не нравились они друг-другу: ни котенок щенку, ни щенок котенку. Котенку казалось, что щенок слишком грубый, шумный и громко лает. А щенку не нравилось, что котенок вечно от него убегает и залезает на деревья. Щенку тоже хотелось, но он не умел лазать по деревьям и за это злился на котенкаНо в один прекрасный день по улице шла девочка Лена с родителями.- Ой, мама, папа! Смотрите, какой котенок! А смотрите, какой щенок! Давайте возьмем их домой!Родители Лены не очень обрадовались, но согласились.Так котенок и щенок стали соседями, и им пришлось подружиться.Помимо основных критериев выполнения данного задания (картинки разложены верно, повествование соотносится с картинками и отражает основную тему), Сабина своим повествованием продемонстрировала мастерство настоящей сказочницы: всего из четырех картинок ей удалось развернуть целую сюжетную линию с несколькими героями, прямой речью, даже немного прописать характеры! В повествовании Сабины даже присутствует юмор, что довольно редко и ценно для ребенка ее возраста.Со вторым этапом второй методики Сабина также справилась без проблем, с легкостью выделив начало, конец и середину сказки.Приведем еще один пример. У Серафима С. На констатирующем этапе исследования был зафиксирован низкий уровень развития умения составлять текст-повествование. Сначала он молчал, не знал, что хочет рассказать. Потом сказал, что расскажет сказку, но тему придумать не мог. Когда воспитатель подсказал темы: «Расскажи сказку про зайца и волка», Серафим сказал:Волки едят зайцев. Волк побежал за зайцем, догнал и съел. Естественно, это предложение нельзя назвать ни сказкой, ни рассказом, тем не менее по нему понятно, что мальчик не мог уловить разницу между сказкой и рассказом. Со второй методикой у Серафима также возникли большие сложности: он разложил картинки в верной последовательности, но потом начал просто перечислять, что на них нарисовано, это не было текстом-повествованием. Также Серафим не смог выделить начало, середину и конец в готовой сказке.На контрольном этапе исследования ы умении Серафима составлять текст-повествование мы заметили явный прогресс. Он сказал, что расскажет сказку про зайца и волка, что она называется «Заяц и Волк».Бежал заяц по лесу. Вдруг увидел волка. Заяц испугался, подумал: «Сейчас меня волк съест». Но волк не заметил зайца. Была зима. Заяц белый и снег белый. Волк мимо пробежал, и заяц вздохнул. Конец.Конечно, эта сказка еще далека от совершенства, однако по сравнению с констатирующим этапом успехи очевидны: ребенок научился отличать сказку от рассказа, использовать в речи характерные для сказки слова и выражения. Предложения в основном простые и короткие, но одно сложное и в нем даже есть прямая речь. Средства выразительности пока отсутствуют – для того, чтобы Серафим начал рассказывать сказки как Сабина или Арина, с ним нужно еще заниматься.На примере Сабины и Серафима мы видим, насколько благотворно сказалась проведенная работа на умениях дошкольников составлять текст-повествование. Однако успехов достигла не только они: все дети стали составлять повествовательные тексты значительно лучше. Существенно увеличилось число используемых средств выразительности (как лексических и грамматических, так и интонационных), усложнились предложения и связи их частей, характерные черты сказок стали более выраженными. На контрольном этапе больше никто из детей не путал сказку и рассказ, не было детей, которые не могли сказать вообще ничего или отказывались выполнять задание.Таким образом, исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что как количественный, так и качественный анализ полученных результатов свидетельствуют о том, что дет стали составлять тексты-повествования значительно лучше, следовательно, проведенная нами педагогическая работа по развитию умения составлять текст-повествования с помощью русских народных сказок оказалась эффективной. Итак, подведем итоги экспериментального исследования.Результаты констатирующего эксперимента показали, что у некоторых детей умения составлять тексты-повествования развиты недостаточно. Многие дети с трудом отличают сказку от рассказа, не могут самостоятельно придумать тему и название своему повествованию, рассказывают монотонно, не используя средств выразительности. Кроме того, у многих дошкольников возникли сложности с выделением структурных компонентов повествования.Цель формирующего эксперимента заключалась в развитии умения дошкольников составлять тексты-повествования с помощью русских народных сказок. Формирующий этап проходил в два этапа: на первом дети учились понимать и анализировать готовые произведения, на втором – составлять собственные.Повторная диагностика показала, что у большинства дошкольников уровень развития умений составлять текст-повествование увеличился на один или два порядка. Дети стали чаще использовать лексические, грамматические и интонационные средства выразительности, предложения усложнились, дети научились четко отличать сказку от рассказа, выделять начало, конец и середину повествования.Педагогическая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста умения составлять текст-повествование с помощью русских народных сказок оказалась эффективной.ЗаключениеТаким образом, цель настоящего исследования заключалась в выявлении и апробации методов и приемов развития у старших дошкольников умения составлять текст-повествование при помощи русских народных сказок. Первая, теоретическая глава была посвящена анализу теоретических основ развития у старших дошкольников умения составлять текст-повествование с использованием русских народных сказок. Мы выяснили, что повествование представляет собой динамический функциональный тип речи (текста), выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествовательные тексты бывают трёх видов: конкретное, обобщенное и информационное повествование. Старший дошкольный возраст – один из важнейших периодов в развитии личности, ознаменованный рядом качественных преобразований психической деятельности ребенка. В дошкольном возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон. Развивается связная речь. К концу периода язык становится основой и средством мышления, а не только общения. Ребенок уже осознает особенности своего произношения. Быстро растет словарный запас. Ребенок усваивает морфологические и синтаксические закономерности. Характерен переход к контекстной речи. В этом возрасте идет активная подготовка детей к школе, интенсивное интеллектуальное развитие, а развитие речи происходит быстро и скачкообразно – этот возраст наиболее сензитивен для развития отдельных аспектов речи, в том числе связной речи. Именно в старшем дошкольном возрасте целесообразно начинать обучение детей тексту-повествованию.Выстраивая систему работы по обучению дошкольников созданию сообщений повествовательного характера, необходим комплексный подход к решению данной проблемы, предполагающий создание предметно-развивающей среды, формирование интереса дошкольников к литературе, формирование у них целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи, знакомство с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, обращение внимания детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), взаимодействовать с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.Русская народная сказка обладает не только огромным педагогическим потенциалом в целом, но и содержит в себе множество возможностей для речевого развития старших дошкольников, в том числе – для обучения составлять сообщения повествовательного характера. Этому способствует структура большинства сказок, наличие в них большого числа различных средств выразительности, простота и в то же время яркость сюжетов. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.Во второй главе настоящего исследования описаны результаты опытно-экспериментальной работы по развитию у старших дошкольников умения составлять текст-повествования с использованием русских народных сказок. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у некоторых детей умения составлять тексты-повествования развиты недостаточно. Многие дети с трудом отличают сказку от рассказа, не могут самостоятельно придумать тему и название своему повествованию, рассказывают монотонно, не используя средств выразительности. Кроме того, у многих дошкольников возникли сложности с выделением структурных компонентов повествования.Цель формирующего эксперимента заключалась в развитии умения дошкольников составлять тексты-повествования с помощью русских народных сказок. Формирующий этап проходил в два этапа: на первом дети учились понимать и анализировать готовые произведения, на втором – составлять собственные.Повторная диагностика показала, что у большинства дошкольников уровень развития умений составлять текст-повествование увеличился на один или два порядка. Дети стали чаще использовать лексические, грамматические и интонационные средства выразительности, предложения усложнились, дети научились четко отличать сказку от рассказа, выделять начало, конец и середину повествования. Педагогическая работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста умения составлять текст-повествование с помощью русских народных сказок оказалась эффективной. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.Список литературы1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с. 2. Аникин, В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей /В. П. Аникин. - Москва : Просвещение, 1977. - 207 с. 3. Берлина, Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников / Н. П. Берлина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №7. - С. 67-70. 4. Вишневская, И. А. Методика развития связной речи у старших дошкольников [Электронный ресурс] / И. А. Вишневская // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №17. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-starshihdoshkolnikov. 5. Волгуснова, Е. А. Смешные истории как форма словесного творчества у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. А. Волгуснова // Educatio. - 2015. - №3(10)-9. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/smeshnye-istorii-kakforma-slovesnogo-tvorchestva-u-doshkolnikov#ixzz4ArsaiS8e. 6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский, В. В. Давыдов - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 1991. - 90 с. 7. Гайдук, О. С. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. С. Гайдук // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - №14. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tvorcheskogorasskazyvaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta. 8. Гетманова, Е. В. Формирование способности к сочинению сказок как метод речевого развития дошкольников [Электронный ресурс] / Е. В. Гетманова, Н. А. Коптева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №43. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sposobnosti-k-sochineniyu-skazok-kakmetod-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov. 9. Горбушина, Л. А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста / Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева. - Москва : Просвещение, 1983. - 144 с. 10. Гриценко, З.А. Литературное образование дошкольников / З. А. Гриценко. - Москва : Академия, 2012. - 352 с. 11. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи... методика приобщения детей к чтению / З. А. Гриценко. - Москва :Линка - Пресс, 2003. - 176 с. 12. Груздева, М. В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. В. Груздева // Царскосельские чтения. - 2015. - №19. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-obraznoy-rechi-u-deteydoshkolnogo-vozrasta. 13. Гурова, И. В. Технология обучения старшего дошкольного возраста сочинению сказок / И. В. Гурова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4. - С. 63-65. 14. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В. И. Даль. - Москва :Эксмо, 2011. - 688 с. 15. Ефименков Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименков. - Москва : Просвещение, 2011. - 162 с. 16. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. - Москва : Просвещение, 2011. - 149 с. 17. Костюхин, Е. А. Типы и формы животного эпоса / Е. А. Костюхин. - Москва : Просвещение, 1987. - 270 с. 18. Кром, Е. В. Формирование связного высказывания-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. В. Кром // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. №22. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-svyaznogo-vyskazyvaniyarassuzhdeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta 19. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 560с. 20. Машковцева, Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. М. Машковцеа // Концепт. - 2015. - №27. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-vozmozhnostey-sochineniyaskazok-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta. 21. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013. - Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikazminobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155. 22. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : ИТИ Технологии, 2011. - 944 с. 23. Петрова, И. Ю. Речевое развитие у детей дошкольного возраста средствами наглядного моделирования [Электронный ресурс] / И. Ю. Петрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11-4. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/razvitie-u-detey-doshkolnogo-vozrastasredstvami-naglyadnogo-modelirovaniya.pdf&name=rechevoe-razvitie-u-deteydoshkolnogo-vozrasta-sredstvami-naglyadnogo-modelirovaniya. 24. Петрова, С. Мастерская добрых сказок: из опыта работы / С. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 31-37. 25. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи / В. Я. Пропп. - Москва : Наука. - 1976. - 327 с. 26. Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итальянского Ю. А. Добровольской; (Предисловие А. Г. Алексина) - 2-е изд. - Москва : Прогресс, 1990 - 191с. 27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт Петербург: Питер, 2000. - 720 с. 28. Самсонова, С. Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа русских народных сказок [Электронный ресурс] / С. Н. Самсонова, Е. И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №8-3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-svyaznoy-rechi-u-detey-starshegodoshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-pereskaza-russkih-narodnyh. 29. Свиридова, Л. М. Устное народное поэтическое творчество [Электронный ресурс] / Л. М. Свиридова. - Владивосток : Издательство Дальневосточного университета. - 2003. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3543082/page:5 30. Томилова, С. Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания [Электронный ресурс] / С. Д. Томилова // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hudozhestvennorechevyh-umeniy-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-tvorcheskogo-rasskazyvaniya. 31. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова // История педагогики: хрестоматия / сост. Е. А. Гребенщикова [и др.]; под ред. М. Ф. Шибаевой. - Москва : Просвещение, 1980. - 490 с. 32. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва :Владос, 2004. - 288 с. 33. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. С. Ушакова. - Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm34. Ушинский, К. Д. История воображения. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пискунова. - Москва : Педагогика, 1974. - 400 с. 35. Флѐрина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Е. А. Флѐрина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 560 с. 36. Шаблоева, Т. М. Воспитание и обучение через сказку / Т. М. Шаблоева // Дошкольная педагогика. - 2012. - №5. - С. 12-17. 37. Шатрова, С. А. Проблема развития связной речи старших дошкольников группы педагогического риска / С. А. Шатрова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 14-15. 38. Шибицкая, А. Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А. Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя: сб. ст. / под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Просвещение, 1974. - 320 с. 39. Шушляева, К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей [Электронный ресурс] / К. Н. Шушляева // Концепт. - 2015. - №27. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm.– ISSN2304-120X. 40. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. - Москва: Наука, 1986. - 317 с.

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Аникин, В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей /В. П. Аникин. - Москва : Просвещение, 1977. - 207 с.
3. Берлина, Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников / Н. П. Берлина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №7. - С. 67-70.
4. Вишневская, И. А. Методика развития связной речи у старших дошкольников [Электронный ресурс] / И. А. Вишневская // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №17. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-starshihdoshkolnikov.
5. Волгуснова, Е. А. Смешные истории как форма словесного творчества у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. А. Волгуснова // Educatio. - 2015. - №3(10)-9. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/smeshnye-istorii-kakforma-slovesnogo-tvorchestva-u-doshkolnikov#ixzz4ArsaiS8e.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский, В. В. Давыдов - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 1991. - 90 с.
7. Гайдук, О. С. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. С. Гайдук // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - №14. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tvorcheskogorasskazyvaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
8. Гетманова, Е. В. Формирование способности к сочинению сказок как метод речевого развития дошкольников [Электронный ресурс] / Е. В. Гетманова, Н. А. Коптева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №43. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sposobnosti-k-sochineniyu-skazok-kakmetod-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov.
9. Горбушина, Л. А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста / Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева. - Москва : Просвещение, 1983. - 144 с.
10. Гриценко, З.А. Литературное образование дошкольников / З. А. Гриценко. - Москва : Академия, 2012. - 352 с.
11. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи... методика приобщения детей к чтению / З. А. Гриценко. - Москва : Линка - Пресс, 2003. - 176 с.
12. Груздева, М. В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. В. Груздева // Царскосельские чтения. - 2015. - №19. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-obraznoy-rechi-u-deteydoshkolnogo-vozrasta.
13. Гурова, И. В. Технология обучения старшего дошкольного возраста сочинению сказок / И. В. Гурова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4. - С. 63-65.
14. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В. И. Даль. - Москва : Эксмо, 2011. - 688 с.
15. Ефименков Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименков. - Москва : Просвещение, 2011. - 162 с. 1
6. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. - Москва : Просвещение, 2011. - 149 с.
17. Костюхин, Е. А. Типы и формы животного эпоса / Е. А. Костюхин. - Москва : Просвещение, 1987. - 270 с.
18. Кром, Е. В. Формирование связного высказывания-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. В. Кром // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. №22. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-svyaznogo-vyskazyvaniyarassuzhdeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
19. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 560с.
20. Машковцева, Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. М. Машковцеа // Концепт. - 2015. - №27. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-vozmozhnostey-sochineniyaskazok-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
21. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013. - Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikazminobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155.
22. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : ИТИ Технологии, 2011. - 944 с.
23. Петрова, И. Ю. Речевое развитие у детей дошкольного возраста средствами наглядного моделирования [Электронный ресурс] / И. Ю. Петрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11-4. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/razvitie-u-detey-doshkolnogo-vozrastasredstvami-naglyadnogo-modelirovaniya.pdf&name=rechevoe-razvitie-u-deteydoshkolnogo-vozrasta-sredstvami-naglyadnogo-modelirovaniya.
24. Петрова, С. Мастерская добрых сказок: из опыта работы / С. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 31-37.
25. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи / В. Я. Пропп. - Москва : Наука. - 1976. - 327 с.
26. Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итальянского Ю. А. Добровольской; (Предисловие А. Г. Алексина) - 2-е изд. - Москва : Прогресс, 1990 - 191с.
27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт Петербург: Питер, 2000. - 720 с.
28. Самсонова, С. Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа русских народных сказок [Электронный ресурс] / С. Н. Самсонова, Е. И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №8-3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-svyaznoy-rechi-u-detey-starshegodoshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-pereskaza-russkih-narodnyh.
29. Свиридова, Л. М. Устное народное поэтическое творчество [Электронный ресурс] / Л. М. Свиридова. - Владивосток : Издательство Дальневосточного университета. - 2003. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3543082/page:5
30. Томилова, С. Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания [Электронный ресурс] / С. Д. Томилова // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hudozhestvennorechevyh-umeniy-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-tvorcheskogo-rasskazyvaniya.
31. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова // История педагогики: хрестоматия / сост. Е. А. Гребенщикова [и др.]; под ред. М. Ф. Шибаевой. - Москва : Просвещение, 1980. - 490 с.
32. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : Владос, 2004. - 288 с.
33. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. С. Ушакова. - Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm
34. Ушинский, К. Д. История воображения. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пискунова. - Москва : Педагогика, 1974. - 400 с.
35. Флѐрина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Е. А. Флѐрина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 560 с.
36. Шаблоева, Т. М. Воспитание и обучение через сказку / Т. М. Шаблоева // Дошкольная педагогика. - 2012. - №5. - С. 12-17.
37. Шатрова, С. А. Проблема развития связной речи старших дошкольников группы педагогического риска / С. А. Шатрова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 14-15.
38. Шибицкая, А. Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А. Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя: сб. ст. / под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Просвещение, 1974. - 320 с.
39. Шушляева, К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей [Электронный ресурс] / К. Н. Шушляева // Концепт. - 2015. - №27. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm.– ISSN2304-120X.
40. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. - Москва: Наука, 1986. - 317 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играют русские народные сказки в формировании связной речи у детей дошкольного возраста?

Русские народные сказки играют важную роль в формировании связной речи у детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию речевых навыков, расширению словарного запаса и пониманию структуры предложений. Кроме того, сказки помогают развить фантазию, логическое мышление и воображение у детей.

Какое значение имеет связная речь детей дошкольного возраста для их развития?

Связная речь детей дошкольного возраста имеет большое значение для их развития. Она является основой для формирования коммуникативных навыков, позволяет передавать свои мысли и чувства, а также взаимодействовать с окружающим миром. Развитие связной речи у детей помогает им лучше адаптироваться в социуме и успешно учиться в школе.

Какие аспекты изучения связной речи у детей дошкольного возраста существуют?

Изучение связной речи у детей дошкольного возраста имеет психолого-педагогический аспект. Оно включает в себя изучение развития речи и речевой деятельности у детей, а также определение факторов, влияющих на успешное формирование связной речи. Также детей изучают с психологической точки зрения, анализируя их эмоциональное состояние и восприятие речи.

Какие виды сказок существуют, и как они влияют на развитие связной речи дошкольников?

Существует несколько видов сказок, включая познавательные, лирические, добрые и мудрые. Каждый вид сказки влияет на развитие связной речи дошкольников по-своему. Познавательные сказки помогают узнавать новые слова и понимать сложные понятия, а лирические - развивать эмоциональную сферу ребенка. Добрые сказки формируют понятия о добре и зле, а мудрые - развивают логическое мышление и умение сопоставлять различные ситуации.

Каково значение связной речи детей дошкольного возраста для их развития?

Связная речь детей дошкольного возраста играет важную роль в развитии их личности. Она способствует формированию коммуникативных навыков, развитию мышления, воображения, памяти, внимания и других психологических функций. Кроме того, связная речь позволяет детям выражать свои мысли, познавать мир и общаться с окружающими.

Какие аспекты изучаются при исследовании связной речи детей дошкольного возраста?

В исследовании связной речи детей дошкольного возраста рассматриваются психологические и педагогические аспекты. Психологический аспект включает изучение развития речи, мышления, памяти, внимания и других психологических функций у детей. Педагогический аспект направлен на разработку методик и программ развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Какие виды сказок и какое их влияние рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные виды русских народных сказок, такие как сказки-небылицы, былины, сказки-загадки и т.д. Каждый вид сказки имеет свои особенности и влияет на развитие связной речи детей дошкольного возраста. Например, сказки-небылицы развивают воображение и творческое мышление, а былины способствуют развитию речи и детской фантазии.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной теоретическим аспектам развития связной речи детей дошкольного возраста?

Из главы следует, что связная речь играет важную роль в развитии личности детей дошкольного возраста. Она способствует формированию коммуникативных навыков и развитию психологических функций. Также важным выводом является то, что русские народные сказки могут быть эффективным средством формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

Какие сказки можно использовать для формирования связной речи у детей дошкольного возраста?

Для формирования связной речи у детей дошкольного возраста можно использовать различные русские народные сказки, такие как "Колобок", "Волк и семеро козлят", "Золотая рыбка" и другие. Важно выбирать сказки, которые интересны детям и имеют ярких и запоминающихся героев и сюжеты.

Как связано изучение связной речи детей дошкольного возраста с их психолого-педагогическим аспектом?

Изучение связной речи детей дошкольного возраста имеет большое значение с психолого-педагогической точки зрения. Развитие связной речи в этом возрасте способствует развитию личности ребенка в целом, его интеллектуальным способностям, а также социализации и адаптации в обществе. Связная речь позволяет ребенку выражать свои мысли, чувства и потребности, а также взаимодействовать с окружающими людьми.