Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние компьютезированных рабочих мест на психическое здоровье сотрудников.

  • 48 страниц
  • 40 источников
  • Добавлена 13.08.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ НА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ
1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
1.2. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИКОВ
1.3. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ СОСТОЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОТРУДНИКОВ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

По механизмам развития стресса следует отнести к категории психологического стресса, в основе которого лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником перенапряжения и возникновения состояния хронического переутомления.

Анализ результатов по методике «Оценка устойчивости внимания»
Таблица 3
Таблица исследования свойств внимания по методике «Оценка устойчивости внимания»
Показатель Среднее значение Стандартное отклонение Оценка точности 15,1 0,987863 Оценка продуктивности 11,9 0,165232 Оценка устойчивости внимания 26,7 1,45624
По результатам, исследования свойств внимания по методике «Оценка устойчивости внимания», представленным в таблице №3 можно сделать следующие выводы:
По шкале точность значение равно 15,1, что интерпретируется как среднее значение;
По шкале продуктивность значение равно 11,9, что интерпретируется как среднее значение;
По шкале устойчивость внимания значение равно 26,7, что интерпретируется как среднее значение с тенденцией к высокому.
Полученные результаты можно объяснить следующим образом, повышенная нагрузка на зрение способствует возникновению близорукости, приводит к переутомлению глаз, к мигрени и головной боли, повышает раздражительность, нервное напряжение, может вызвать стресс.
Пользователь видеодисплейного терминала утомляется из-за постоянного мелькания, неустойчивости и нечеткости изображения на экране, из-за необходимости частой переналадки глаз к освещенности дисплея и к общей освещенности помещения. Неблагоприятно влияют на зрение разноудаленность объектов различения, недостаточная контрастность изображения, плохое качество исходного документа, используемого при работе в режиме ввода данных. Зрительное напряжение усугубляется неравномерностью освещения рабочей поверхности и ее окружения, появлением ярких пятен за счет отражения светового потока на клавиатуре и экране.
Таким образом, можно констатировать, что технические характеристики дисплеев: разрешающая способность, яркость, контрастность, частота мелькания - сильно влияют на зрительную работу и, естественно, могут крайне негативно сказаться на зрении, если их не учитывать при выборе устройства или при его установке. Особенно сильный визуальный дискомфорт и последующее нарушение зрения возникают при пользовании отечественными видеотерминалами, которые во многих случаях не обладают хорошей графикой шрифтов, имеют недостаточную яркость изображения, характеризуются заметными на глаз мельканиями и дрожанием, растровым искажением и т. п.

Рисунок 2. Анализ результатов по методике «Оценка устойчивости внимания»
Таким образом, можно сделать заключение, что работа за компьютером существенно влияет на психические процессы респондентов, в частности на точность, продуктивность и устойчивость внимания.
В комплексе причин, отрицательно влияющих на зрение оператора вычислительной техники, в первую очередь следует выделить недостаточную контрастность изображения на экране, связанную с пространственной и временной нестабильностью, излишнюю яркость монитора, а также блики и отраженный свет на поверхности дисплея. Кроме того, зрение сильно страдает от частого переноса взгляда с ярко освещенного экрана на менее освещенную клавиатуру и документацию, что вместе с другими причинами приводит в конечном итоге к утомляемости глаз - к астенопии.
Существует точка зрения, что ведущим фактором возникновения «дисплейной астенопии» являются особенности экранного изображения, в частности, его отличие от бумажного текста. Изображение на экране электронно-лучевой трубки отличается от изображения на бумаге рядом специфических признаков: оно светящееся, не непрерывное, а состоит из дискретных точек-пикселей, оно мерцающее, так как эти точки с определенной частотой вспыхивают и гаснут.
Важным фактором, определяющим степень зрительного утомления, является также освещение рабочих мест и помещений, где расположены компьютеры. Характеристики светового климата при работе с ВДТ часто имеют общие недостатки: наличие в поле зрения многочисленных источников прямой и отраженной блесткости (от экрана и клавиатуры, от окон и светильников), неравномерное распределение яркости, низкие уровни освещенности и др. Это зависит, главным образом, от неграмотного (что легко исправимо) размещения оборудования относительно источников света в помещении и от отсутствия элементарных условий для защиты органа зрения от утомляющих его факторов на рабочем месте оператора.
В термин «астенопия» специалисты вкладывают проявление зрительных симптомов (пелена перед глазами, неясные очертания предметов, изменение их цвета и др.) и глазных симптомов (ощущение усталости глаз, повышение их температуры, дискомфорт, боли в глазах и др.). За этим понятием стоят признаки нарушения функций всех звеньев зрительного анализатора, включая как перенапряжение мышечного аппарата глаза (ответственного за аккомодацию и конвергенцию), так и изменение биохимических реакций в элементах сетчатки, обеспечивающих оптимальное функционирование органа зрения (световую чувствительность, различение цвета и др.).
Выводы
1) Анализируя занятость и обеспеченность компьютером можно сделать следующие выводы: 97% ответили, что у них есть свой компьютер; 100% пользуются компьютером на работе. Исследуя частоту времяпровождения за компьютером можно сделать следующие выводы: 67% сидят каждый день; 33% сидят 2-3 раза в неделю. Исследуя количество часов, проводимых за компьютером можно сделать следующие выводы: 83% проводят от 1 до 5 часов; 10% проводят от 6-10 часов; 7%проводят за компьютером от 11 до 15 часов. Исследуя цель использования компьютера можно сделать следующие выводы: 100% в профессиональных целях; 37% играют; 87% сидят в Интернете; 97% выбрали другое. Все 100% знают о правилах работы за компьютером с целью сохранения здоровья, но соблюдают эти правила только 27% респондентов. Все 100% респондентов считают, что длительное сидение за компьютером влияет на успеваемость в профессиональной деятельности.
Исследуя влияние сидения за компьютером можно сделать следующие выводы: 7% считают, что профессиональная деятельность улучшается; 13% считают, что профессиональная деятельность ухудшается; 33% ответили, что иногда компьютер помогает, иногда мешает профессиональной деятельности; 100% ответили, что без компьютера профессиональная деятельность не осуществима. Все 100% считают, что сидение за компьютером влияет на их здоровье, но только 60% респондентов беспокоит ухудшение здоровья. Исследуя полследствия работы за компьютером можно сделать следующие выводы: 63% ответили, что у них болит голова; 87% ответили, что у них болят или хуже видят глаза, 33% ответили, что у них головокружение; 3% ответили, что у них болит спина; 3% ответили, что у них болят или немеют руки; 23% выбрали другие варианты.
О методиках сохранения и восстановления здоровья при работе на компьютере знают только 17% респондентов, все 17% их используют. 805 респондентов ответили, что им нужны программы обучения методикам сохранения здоровья и восстановления на компьютере.
2) По результатам статистической обработки результатов тестирования нервно-психической устойчивости по методике «Самочувствие, активность, настроение» респондентов можно сделать следующие выводы: При оценке данных самочувствия, можно утверждать, что средний показатель (3,2), показанный респондентами находится в пределах низкого уровня самочувствия и отражает субъективную оценку самочувствия. При оценке данных активности можно наблюдать сниженный уровень показателя (3,3), что можно объяснить, с точки зрения определения активности. Активность – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержки ими жизненно значимых связей со средой. При действии негативном среды, как показано при влиянии психотравмирующих факторов, этот показатель первый реагирует на изменение в организме. При оценке данных настроения можно сказать, что данный показатель (3,2) находится в норме и соответствует пониженному настроению, с тенденций к негативному изменению.
3) По результатам статистической обработки результатов тестирования нервно-психической устойчивости по методике «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации», риска дезадаптации в стрессе можно сделать следующие выводы: уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации у респондентов равен 259,5. Данный уровень соответствует пороговому уровню и является критическим сигналом тревоги, предупреждающим об опасности. Необходимость активного внимания в процессе работы, высокая ответственность за ее результаты, особенно при управлении сложными техническими системами, при решении серьезных научных задач или выполнении финансовых операций, вызывают у операторов ЭВМ реакцию в виде психического напряжения, чаще называемую стрессом.
По результатам исследования склонности к стрессу респондентов, можно сделать заключение, что 2/3 респондентов имеют склонность к стрессу или признаки состояния напряженности. Только 1/3 респондентов высказались, что не имеют признаков стресса, т. е. ощущения хронической усталости и напряжения, болей в голове, сердце и позвоночнике.
Таким образом, у специалистов, занятых работой на вычислительной технике, по сравнению с другими профессиональными группами выявлено значительно более выраженное нервно-сенсорное напряжение по показателям критической частоты слияния мельканий (КЧСМ ) и электрической чувствительности глаза, характер изменения которых свидетельствует о повышенной возбудимости и нестабильности их нервной системы.
4) По результатам, исследования свойств внимания по методике «Оценка устойчивости внимания», представленным в таблице №3 можно сделать следующие выводы: по шкале точность значение равно 15,1, что интерпретируется как среднее значение; по шкале продуктивность значение равно 11,9, что интерпретируется как среднее значение; по шкале устойчивость внимания значение равно 26,7, что интерпретируется как среднее значение с тенденцией к высокому.
Полученные результаты можно объяснить следующим образом, повышенная нагрузка на зрение способствует возникновению близорукости, приводит к переутомлению глаз, к мигрени и головной боли, повышает раздражительность, нервное напряжение, может вызвать стресс.
Заключение
В заключении следует отметить, что проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Технический прогресс, имеет две составляющие – позитивную и негативную, плюс и минус. Преимущества, которые получило человечество в целом и каждый из нас в отдельности благодаря компьютеру, просто огромны. Задачи, еще 20 лет назад казавшиеся сверхсложными, стали доступны для решения обычному человеку с помощью его персонального компьютера. Кроме того, и возможности современного человека, имеющего компьютер и доступ в Интернет, еще несколько десятков лет назад казались нереальными даже для сильных мира сего.
Электронно - вычислительная техника всё шире входит во все сферы нашей жизни. Компьютер стал привычным не только в производственных целях и научных лабораториях, но и в студенческих аудиториях и школьных классах. Даже в детских садах появляется всё больше компьютерных игр. Непрерывно растёт число специалистов, работающих с персональным компьютером, которые становятся их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения невозможны теперь без быстрой и четкой информационной связи и без специального обученного персонала.
Однако этот прогресс имеет и негативную сторону – работа за компьютером может привести к проблемам со здоровьем. Об этой негативной стороне работы с компьютером не задумываются ни обычные пользователи, ни руководители компьютерных фирм, равно как и специалисты в области психологии, медицины, эргономики и охраны труда. Между тем компьютерные профессии уже породили целый ряд заболеваний, обусловленных именно их спецификой, связанной с работой за компьютером. Проблемы еще усугубляются тем, что и обычный человек, чья деятельность напрямую не связана с компьютером, также часто проводит за ним по несколько часов в день.
Небывалая скорость получения визуальной информации и её передачи адресату, а, следовательно. Возможность наиболее эффективного практического использования этой информации - вот основные причины всеобщей компьютеризации. Однако длительное пребывание у экрана компьютера без соблюдения необходимых правил небезвредно для здоровья. В первую очередь у людей, регулярно работающих на ЭВМ, отмечается нарушение зрения, утомление мышц рук и позвоночника, общая усталость. Основные факторы вредного влияния компьютера на организм - это электромагнитные поля и его мелькание на экране, длительная неподвижность позы оператора. Предупредить воздействие этих факторов - значит сохранить здоровье.
Объективные исследования подтверждают ухудшение основных функций зрения, а также существенное снижение работоспособности и ухудшение внимания.
Работа за компьютером – это интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Часто длительная работа за компьютером может быть причиной возникновения состояния агрессивность, психоэмоциональной напряженности. Одним из факторов провоцирующим появление стресса является хроническое перенапряжение. Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического перенапряжения после многочасовой работы за компьютером. Иногда из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота и как следствие нарушение процессов внимания, памяти, повышенная утомляемость, что приводит к ошибкам в работе, снижению эффективности труда, и как следствие увеличивает порочный круг стрессового состояния.
Пользователи дисплеев часто находятся в состоянии стресса. По данным министерства охраны труда пользователи компьютеров в большей степени, чем другие профессиональные группы, включая авиадиспетчеров, подвержены развитию стрессорных состояний. При этом у большинства пользователей работа на компьютере сопровождается значительном умственным напряжением. Показано, что источниками стресса могут быть: вид деятельности, характерные особенности компьютера, используемое программное обеспечение, организация работы, социальные аспекты. Работа на компьютере имеет специфические стрессорные факторы, такие как время задержки ответа (реакции) компьютера при выполнении команд человека, «обучаемость командам управления» (простота запоминания, похожесть, простота использования и т.н.), способ визуализации информации и т.д. Пребывание человека в состоянии стресса может привести к изменениям настроения человека, повышению агрессивности, депрессии, раздражительности.
Однако, несмотря на все негативные стороны компьютера люди, относятся к сравнительно новому изобретению довольно таки положительно, и это положительно отношение происходит не потому что, он не знает о негативных сторонах этого изобретения, а скорее всего человеку удобно пользоваться этим изобретением так как это очень обширный и достаточно доступный способ получения различного вида информации

Список литературы
Аветисов Э. С. и др. Занятия физической культурой при близорукости. М.: Медицина, 2002.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания». СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. – 376 с.
Артамонова В.Г., Мухина Н.А. Профессиональные болезни. М.: Медицина, 2007. – 460 с.
Аттестация по условиям труда рабочих мест, оснащенных персональными электронно-вычислительными машинами и видеотерминалами. СПб.: Центр. Госсанэпиднадзора, 2005. — 23 с.
Афанасьева А. И., Карников И. И., Турневич А. А. и др. Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой. М.: Циклон — Тест, 2003. — 112 с.
Афанасьев А. И. Проблемы безопасности современных мониторов ПЭВМ // PC Ween. — 2000. — № 4 (226).
Аверин В.А., Психология личности. СПб.: Просвещение, 2004. – 256 с.
Бархаев Б.П., Сыромятников И.В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. М.: Образование, 2004. – 192 с.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
Баловсяк Н.В. Компьютер и здоровье. СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
Бурлак Г. И. Безопасность работы на компьютере. М.: Финансы и статистика, 1998. — 142 с.
Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудовых процессов (Р2.2.755-99)
Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. СПб.: Нева, 2003. – 128 с.
Демирчошян Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 2003. — 251 с.
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б А. Основы инженерной психологии. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 576 с.
Ефремова О. С. Требования охраны труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. - 176 с.
Знаменский А.В., Лизунов Ю.В., Кузнецов С.М., Макаров П.П. Осторожно, компьютер! Рекомендации по сохранению здоровья пользователей компьютеров. СПб.: СпецЛит, 2009. – 47 с.
Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога консультанта организации. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 638 с.
Измеров Н.Ф. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017. Медицина труда и промышленная экология, №6, 2008. с. 2-9.
Измерова Н.И., Тихонова Г.И., Жаворонок Л.Г. Оценка качества и эффективности медицинских осмотров.
Карякин Р. Н. Заземляющие устройства: Справ. М.: Энергосервис, 2000. — 373 с.
Литвак И. И. Проблемы безопасности ПЭВМ // Проблемы информации. 2000. — № 3. — С. 3-17.
Маньков В.Д. Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ. СПб.: Политехника, 2004. – 277 с.
Маньков В. Д. Безопасность жизни и деятельности. Ч. III: Безопасность эксплуатации электроустановок. СПб.: ВИКУ им. А. Ф. Можайского, 2000. — 355 с.
Маньков В. Д. Безопасность жизни и деятельности. Мин-во обороны РФ, 2001. — 500 с.
Методические рекомендации по дозной оценке производственных шумов. – М.: МЗ СССР. – 1982
О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2006 г. Информ. сб. статистических и информационных мат-лов. Роспотребнадзора. М 2007.
Остапкович В.Е., Брофман А.В. Профессиональные заболевания ЛОР-органов. – М.: Медицина. – 1982
Полонников Р. И. Феномен информации и информационного взаимодействия. СПб.: Анатолия, 2001. — 189 с.
Поляков А. П., Ковалев А. П. Основные термины и их определения в области эксплуатации космических средств: Справ, пособие. СПб.: ВИКА им. А. Ф. Можайского, 2004. — 157 с.
Профессиональные заболевания/Н.Ф.Измеров, А.М.Монаенкова, В.Г.Артамонова и др.//Под ред. Н.Ф.Измерова. – М.: Медицина. - 1996
Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. О. Н. Русака. СПб.: Лань, 2000. — 448 с.
СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, ПЭВМ и организация работы. М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996. – 55 с.
Сборник официальных документов по расследованию и учету профессиональных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве, охране труда и социальному страхованию. В 2-х ч. – М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава РФ. - 2001
Смирнов Б. А., Тиньков А. М.Методы инженерной психологии. М.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. - 528 с.
Поведская Е. В., Масейра А.Д. Человек и новые информационные технологии. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
Юсупов Р. М., Заболотский В. П. Научно-методические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. – 455 с.



Поведская Е. В., Масейра А.Д.Человек и новые информационные технологии. СПб.: Речь, 2007. С. 123.
Маньков В.Д. Безопасность жизни и деятельности. Ч. III: Безопасность эксплуатации электроустановок. СПб.: ВИКУ им. А. Ф. Можайского, 2000. — 355 с.
Знаменский А.В., Лизунов Ю.В., Кузнецов С.М., Макаров П.П. Осторожно, компьютер! Рекомендации по сохранению здоровья пользователей компьютеров. СПб.: СпецЛит, 2009. – 47 с.
Бурлак Г. И. Безопасность работы на компьютере. М.: Финансы и статистика, 1998. — 142 с.
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б А. Основы инженерной психологии. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. с. 527.
Поведская Е. В., Масейра А.Д. Человек и новые информационные технологии. СПб.: Речь, 2007. с. 240.
Поведская Е. В., Масейра А.Д.Человек и новые информационные технологии. СПб.: Речь, 2007. с. 241.
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б А. Основы инженерной психологии. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. с. 531.
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б А. Основы инженерной психологии. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. с. 532.
Смирнов Б. А., Тиньков А. М.Методы инженерной психологии. М.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. с. 181.
Смирнов Б. А., Тиньков А. М.Методы инженерной психологии. М.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. с. 183
Маньков В.Д. Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ. СПб.: Политехника, 2004. с. 152.
Демирчошян Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 2003. с. 92.












2

Список литературы
1.Аветисов Э. С. и др. Занятия физической культурой при близорукости. М.: Медицина, 2002.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания». СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. – 376 с.
4.Артамонова В.Г., Мухина Н.А. Профессиональные болезни. М.: Медицина, 2007. – 460 с.
5.Аттестация по условиям труда рабочих мест, оснащенных персональными электронно-вычислительными машинами и видеотерминалами. СПб.: Центр. Госсанэпиднадзора, 2005. — 23 с.
6.Афанасьева А. И., Карников И. И., Турневич А. А. и др. Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой. М.: Циклон — Тест, 2003. — 112 с.
7.Афанасьев А. И. Проблемы безопасности современных мониторов ПЭВМ // PC Ween. — 2000. — № 4 (226).
8.Аверин В.А., Психология личности. СПб.: Просвещение, 2004. – 256 с.
9.Бархаев Б.П., Сыромятников И.В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. М.: Образование, 2004. – 192 с.
10.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
11.Баловсяк Н.В. Компьютер и здоровье. СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
12.Бурлак Г. И. Безопасность работы на компьютере. М.: Финансы и статистика, 1998. — 142 с.
13.Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудовых процессов (Р2.2.755-99)
14.Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. СПб.: Нева, 2003. – 128 с.
15.Демирчошян Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 2003. — 251 с.
16.Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б А. Основы инженерной психологии. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 576 с.
17.Ефремова О. С. Требования охраны труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. - 176 с.
18.Знаменский А.В., Лизунов Ю.В., Кузнецов С.М., Макаров П.П. Осторожно, компьютер! Рекомендации по сохранению здоровья пользователей компьютеров. СПб.: СпецЛит, 2009. – 47 с.
19.Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
20.Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
21.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога консультанта организации. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 638 с.
22.Измеров Н.Ф. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017. Медицина труда и промышленная экология, №6, 2008. с. 2-9.
23.Измерова Н.И., Тихонова Г.И., Жаворонок Л.Г. Оценка качества и эффективности медицинских осмотров.
24.Карякин Р. Н. Заземляющие устройства: Справ. М.: Энергосервис, 2000. — 373 с.
25.Литвак И. И. Проблемы безопасности ПЭВМ // Проблемы информации. 2000. — № 3. — С. 3-17.
26.Маньков В.Д. Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ. СПб.: Политехника, 2004. – 277 с.
27.Маньков В. Д. Безопасность жизни и деятельности. Ч. III: Безопасность эксплуатации электроустановок. СПб.: ВИКУ им. А. Ф. Можайского, 2000. — 355 с.
28.Маньков В. Д. Безопасность жизни и деятельности. Мин-во обороны РФ, 2001. — 500 с.
29.Методические рекомендации по дозной оценке производственных шумов. – М.: МЗ СССР. – 1982
30.О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2006 г. Информ. сб. статистических и информационных мат-лов. Роспотребнадзора. М 2007.
31.Остапкович В.Е., Брофман А.В. Профессиональные заболевания ЛОР-органов. – М.: Медицина. – 1982
32.Полонников Р. И. Феномен информации и информационного взаимодействия. СПб.: Анатолия, 2001. — 189 с.
33.Поляков А. П., Ковалев А. П. Основные термины и их определения в области эксплуатации космических средств: Справ, пособие. СПб.: ВИКА им. А. Ф. Можайского, 2004. — 157 с.
34.Профессиональные заболевания/Н.Ф.Измеров, А.М.Монаенкова, В.Г.Артамонова и др.//Под ред. Н.Ф.Измерова. – М.: Медицина. - 1996
35.Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. О. Н. Русака. СПб.: Лань, 2000. — 448 с.
36.СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, ПЭВМ и организация работы. М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996. – 55 с.
37.Сборник официальных документов по расследованию и учету профессиональных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве, охране труда и социальному страхованию. В 2-х ч. – М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава РФ. - 2001
38.Смирнов Б. А., Тиньков А. М.Методы инженерной психологии. М.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. - 528 с.
39.Поведская Е. В., Масейра А.Д. Человек и новые информационные технологии. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
40.Юсупов Р. М., Заболотский В. П. Научно-методические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. – 455 с.


У нас вы можете заказать