влияние урока фортепиано на развитие личности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 2626 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 12.06.2020
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ КАК ПРОЦЕСС ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Процесс обучения музыке как поэтапное воздействие на творческие способности обучающегося 5
1.2. Компетенции и навыки, приобретаемые в результате обучения 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ УРОКА ФОРТЕПИАНО НА ЛИЧНОСТЬ С УЧЕТОМ ТЕХНИКИ ИГРЫ И ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ 13
2.1. Обучение игре на фортепиано с учетом психологических и возрастных особенностей обучающегося 13
2.2. Воздействие игры на фортепиано на умственные и психологические характеристики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25




Фрагмент для ознакомления

У профессиональных музыкантов было обнаружено, что серое вещество в моторной, слуховой и зрительно-пространственной областях превышает средний уровень. Также наблюдались серьезные различия в архитектуре белого вещества, более сильная асимметрия височной плоскости и увеличенное мозолистое тело.Рис. 1. Различия в архитектуре головного мозга у музыканта (слева) и не музыканта (справа) согласно исследованию Г. Шлауга Считается, что эти анатомические различия обусловлены долгосрочным обучением музыкальным навыкам. Такие анатомические изменения свидетельствуют о более высоком уровне развитости головного мозга, его большей натренированности. Кроме того, было продемонстрировано, что существует сильная корреляция между высокой музыкальной активностью в течение жизни и сохранением невербальной памяти, имен и двигательных функций. Этот эффект опосредован количеством лет, вовлеченных в активное музыкальное обучение игре на фортепиано.И.Г. Шелленберг в 2004 году также обнаружил, что у детей, которые получили 36-недельные уроки музыки, был небольшой, но стабильный рост IQ по сравнению с детьми, которые не обучались музыке в данный период.Кроме того, было показано, что у 6-летних детей, которые получали 15-месячные частные уроки на фортепиано, наблюдались структурные изменения мозга, которые коррелировали с улучшением музыкально значимых слуховых и моторных навыков по сравнению с контрольной группой, которая не получала таких уроков. Наконец, в серии последующих исследований, в которых сравнивались 8-летние дети, которые в течение нескольких месяцев получали уроки музыки или рисования, обнаружилось, что музыкальная тренировка оказывает влияние на лингвистические способности, о чем свидетельствуют улучшения поведенческих показателей и электрофизиологических реакций во время уроков рисования. Эти исследования показывают, что существует явный эффект перехода от музыкального обучения к слуховым и речевым навыкам. Исследования 2008 года показали, что даже кратковременное музыкальное обучение у взрослых может вызвать более выраженную пластичность головного мозга. В этом исследовании группа взрослых научилась играть на фортепиано, а контрольная группа просто слушала музыку и оценивала ее. Их результаты показали, что у группы, которая активно играла на пианино, после тренинга наблюдалось увеличение потенциалов работы головного мозга, в то время как пассивные слушатели не демонстрировали такой картины. Кроме того, преимущества музыкальной подготовки также были продемонстрированы у пациента с инсультом, о чем свидетельствует изменение в реорганизации сенсомоторной коры и улучшение его двигательных качеств после получения музыкальной терапии. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что пластичность мозга также может быть активирована у пожилых людей в результате определенных музыкальных тренировок. Это доказывает то, что игра на фортепиано может оказывать влияние на умственные способности в любом возрасте, а не только в детском и подростковом возрасте, когда кора головного мозга наиболее пластична. Некоторые исследования предполагают, что музыкальное обучение на более ранних этапах жизни может смягчить последствия старения мозга. В исследовании пожилых людей, обнаружили, что люди, играющие на музыкальных инструментах, реже страдают деменцией, чем люди, которые на досуге занимаются чтением, письмом или разгадыванием кроссвордов. Влияние музыки на психологическое состояние, настроение и качество жизни молодых и пожилых людей также были исследованы. К примеру, депрессивные расстройства имеют высокую распространенность на более поздних этапах жизни, и в большинстве случаев они недостаточно диагностируются и подвергаются недостаточному лечению.Также депрессивные состояния и состояния тревоги распространены в подростковом возрасте, когда происходит существенная гормональная перестройка. Музыкальные занятия, такие как прослушивание и создание музыки с помощью фортепиано, оказали положительное влияние на качество жизни и самооценку пожилых и молодых людей. Данный вывод подтверждают множество исследований. Психологические эффекты музыки могут быть мощными и разнообразными. Музыкальная терапия - это психологическая корректировка, которая иногда используется для укрепления эмоционального здоровья, помогает людям разного возраста справляться со стрессом и повышает психологическое благополучие. Игра на фортепиано, помимо музыкального положительного эффекта корректирует психологическое состояние с помощью концентрации на исполнении мелодии. К слову, звучание фортепиано одно из самых красивых среди музыкальных инструментов, поэтому эстетическое удовольствие от игры на данном музыкальном инструменте также корректирует психологическое состояние. При этом, даже фоновое звучание фортепиано повышает настроение и умственную деятельность, когда же игра осуществляется самостоятельно, эффект от такой музыкальной терапии будет только возрастать. Еще одно важное психологическое преимущество музыки заключается в ее способности повышать производительность. В то время как у людей есть предпочтительная частота шагов при ходьбе и беге, исследователи обнаружили, что добавление ритма может ускорить совершение определенных действий. Именно поэтому игра на фортепиано перед совершением монотонной работы может повлиять на производительность человека, систематизируя и ускоряя его действия. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате исследования темы: «Влияние урока фортепиано на развитие личности» были получены следующие результаты:Процесс обучения музыке, певческих и музыкально-ритмических навыков и умений проходит по этапам. Для каждого этапа характерны свои задачи и цели, а также применяются особые приемы, ориентированные на лучшее и более эффективное выполнение задач. На первом этапе начального слушания музыки, музыкальной игры основной задачей является заинтересовать человека музыкальным произведением.На втором этапе  происходит более глубокое осмысление и усвоение музыкального материала. Также на этом этапе происходит заучивание слов, мелодий, смены настроения и т.д.  На третьем этапе ставится задача довести приобретенные детьми умения и навыки в пении и музыкально-ритмическом движении до степени самостоятельного творческого исполнения.Если рассматривать обучение музыке в отрыве от социального взаимодействия, то есть только непосредственно техническую часть, то все приобретаемые навыки можно разделить на три группы:1. Перцептивный – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимаемого ранее предмета.2. Интеллектуальный – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи.3. Двигательный – автоматизированное воздействие,  с помощью движений на внешний объект, в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.Музыка является одним из наиболее эффективных источников стимуляции в слуховомкортексе и других областях мозга. Слушание музыки вызывает широкую корковую активность, которая выходит за пределы слухового кортекса и включает области мозга, связанные с вниманием, семантической обработкой, памятью, моторной функцией и эмоциональной обработкой.Психологические эффекты музыки могут быть мощными и разнообразными. Музыкальная терапия - это психологическая корректировка, которая иногда используется для укрепления эмоционального здоровья, помогает людям разного возраста справляться со стрессом и повышает психологическое благополучие. Игра на фортепиано, помимо музыкального положительного эффекта корректирует психологическое состояние с помощью концентрации на исполнении мелодии.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫAnderson, William M. and Patricia Shehan Campbell, eds. Multicultural Perspectives in Music Education. Reston, VA: Music Educators National Conference, 1989Batey, M., & Furnham, A. (2006). Creativity, intelligence and personality: A critical review of the scattered literature. Genetic, Social, andGeneralPsychologyMonographs, 132, 355-429Lappe C., Herholz S. C., Trainor L. J., Pantev C. (2008). Cortical plasticity induced by short-term unimodal and multimodal musical training. J. Neurosci. 28Luppa M., Sikorski C., Luck T., Ehreke L., Konnopka A., Wiese B., et al. (2012). Age- and gender-specific prevalence of depression in latest-life–systematic review and meta-analysis. J. Affect. Disord. 136, 212–221McDonald, R. A. R., & Miell, D. (2000). Creativity and Music Education: The Impact of Social Variables. International Journal of Music Education, 36 (1), 58-68.Särkämö T., Tervaniemi M., Laitinen S., Forsblom A., Soinila S., Mikkonen M., et al. (2008). Music listening enhances cognitive recovery and mood after middle cerebral artery stroke. Brain 131, 866–876Schellenberg E. G. (2004). Music lessons enhance IQ. Psychol. Sci. 15, 511–514Schlaug G. (1995) IbidSchlaug G. (1995). Increased corpus callosum size in musicians. Neuropsychologia 33, 1047–1055Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. -М.: Союз, 2006.Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. -М.: Союз, 2006.Выготский Л.С. Там жеКозлова А.И., Жданов И.В. Развитие двигательно-технических навыков у учащихся – пианистов детской музыкальной школы // Международный студенческий научный вестник, URL: http://www.scienceforum.ru/2014/585/2720Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Отдельные произведения. С.132-134. Немов Р.С. Психология. Т. 2. М.: 2001г. 4-е издание. С. 121. Чайковский П.И. «Детский альбом» // Soundtimes, URL: https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/p-i-chajkovskij-detskij-albom Чернова Е.В. Невербальный компонент общения в организации урока музыки в общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 43.

1. Anderson, William M. and Patricia Shehan Campbell, eds. Multicultural Perspectives in Music Education. Reston, VA: Music Educators National Conference, 1989
2. Batey, M., & Furnham, A. (2006). Creativity, intelligence and personality: A critical review of the scattered literature. Genetic, Social, and General Psychology Monographs, 132, 355-429
3. Lappe C., Herholz S. C., Trainor L. J., Pantev C. (2008). Cortical plasticity induced by short-term unimodal and multimodal musical training. J. Neurosci. 28
4. Luppa M., Sikorski C., Luck T., Ehreke L., Konnopka A., Wiese B., et al. (2012). Age- and gender-specific prevalence of depression in latest-life–systematic review and meta-analysis. J. Affect. Disord. 136, 212–221
5. McDonald, R. A. R., & Miell, D. (2000). Creativity and Music Education: The Impact of Social Variables. International Journal of Music Education, 36 (1), 58-68.
6. Särkämö T., Tervaniemi M., Laitinen S., Forsblom A., Soinila S., Mikkonen M., et al. (2008). Music listening enhances cognitive recovery and mood after middle cerebral artery stroke. Brain 131, 866–876
7. Schellenberg E. G. (2004). Music lessons enhance IQ. Psychol. Sci. 15, 511–514
8. Schlaug G. (1995) Ibid
9. Schlaug G. (1995). Increased corpus callosum size in musicians. Neuropsychologia 33, 1047–1055
10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. -М.: Союз, 2006.
11. Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. -М.: Союз, 2006.
12. Выготский Л.С. Там же
13. Козлова А.И., Жданов И.В. Развитие двигательно-технических навыков у учащихся – пианистов детской музыкальной школы // Международный студенческий научный вестник, URL: http://www.scienceforum.ru/2014/585/2720
14. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Отдельные произведения. С.132-134.
15. Немов Р.С. Психология. Т. 2. М.: 2001г. 4-е издание. С. 121.
16. Чайковский П.И. «Детский альбом» // Soundtimes, URL: https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/p-i-chajkovskij-detskij-albom
17. Чернова Е.В. Невербальный компонент общения в организации урока музыки в общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 43.