Образовательная среда семьи как фактор формирования ценностно-нравственной сферы ребенка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 2020 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.06.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования образовательной среды семьи как фактора формирования ценностно-нравственной сферы ребенка 4
1.1 Сущность и содержание понятия «ценностно-нравственная сфера» 4
1.2 Образовательная среда семьи как основа формирования ценностно-нравственной сферы ребенка 9
Глава 2. Эмпирическое исследование образовательной среды семьи как фактора формирования ценностно-нравственной сферы ребенка 12
2.1 Диагностика сформированности нравственных ценностей у детей 12
2.2 Методы формирования образовательной среды в семье как фактора формирования ценностно-нравственной сферы ребенка 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Фрагмент для ознакомления

2.2 Методы формирования образовательной среды в семье как фактора формирования ценностно-нравственной сферы ребенкаОдним из важнейших условий формирования ценностно-нравственной сферы ребенка является взаимодействие образовательного учреждения с семьей и организация образовательной среды в семье. Комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей включает в себя работу с родителями, которая направлена на решение следующих задач:- установление единства в нравственном воспитании детей;- педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;- изучение и поддержание опыта нравственного воспитания в семье.В процессе взаимодействия с родителями значимым является формирование активной позиции и сознательного участия в нравственном воспитании детей.При этом используются групповые и индивидуальные формы работы.В работе с родителями использовались такие формы:- родительское собрание – одна из основных форм работы. На нем обсуждаются проблемы нравственного воспитания, а также рекомендуются средства формирования у ребенка нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения;- консультации – они могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Консультация требует подготовки к наиболее сложным вопросам родителей к педагогам;- мастер-класс – позволяет родителям проявить свои способности, распространить лучший опыт семейного воспитания;- практикум – обсуждение, в ходе которого происходит обмен мнениями и включение родителей в практическую деятельность;- родительская гостиная – нетрадиционная форма, способствующая обмену и распространению опыта семейного воспитания;- совместное развлечение для родителей и детей – детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать возможности ребенка в общении, акцентировать внимание на наиболее значимых понятиях.Взаимодействие семьи и школьной образовательной организации необходимо осуществлять на основе принципа единства координации совместных усилий, принципа совместной деятельности.Принципы партнерства школьной образовательной организации и семьи:- доброжелательный стиль общения педагогов и родителей;- индивидуальный подход;- сотрудничество, а не наставничество;- динамичность;- открытость.Включение в комплекс мероприятий по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста формработы с родителями необходимо для того, чтобы дети почувствовали ценность и значимость своей семьи.Мероприятия представлены в Таблице 2. Таблица 2Тематический план комплекса мероприятий по нравственному воспитанию детей при работе с родителямиМероприятиеЦель мероприятияРодительское собрание «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей.Применять полученные знания в процессе воспитания детейКонсультация для родителей «Хорошо – плохо»Оказать помощь родителям в вопросах нравственного воспитания в семьеМастер-класс «Все начинается с детства»Создать условия для укрепления сотрудничества школы и семьи в вопросах нравственного воспитания детей младшего школьного возрастаПрактикум для родителей«В моей семье так»Формировать представления о нравственной составляющей в личностном развитии ребенка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семьеРодительская гостиная «Семейные традиции»Привлечь внимание родителей к проблеме нравственного воспитания в семье.Раскрыть понятия: «нравственные ценности семьи», «семейные традиции»Развлечение для родителей и детей «Правила знай – их соблюдай»Развить у детей и их родителей потребность придерживаться нравственных принципов и нравственных норм в повседневной жизниТаким образом, результативность комплекса мероприятий по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста влияет на приобщение детей к нравственным нормам и правилам.Структура комплекса мероприятий построена с учетом возрастных особенностей, интересов и потребностей детей младшего школьного возраста.Соблюдение целостности и комплексности способствует формированию критериев нравственной воспитанности,таких как нравственные представления, нравственные чувства, нравственное поведение.Вовлечение представителей родительской общественности в решении вопросов нравственного воспитания детейпроисходит с учетом заинтересованности, потребностей имобильности родителей, доступности и информированности. В связи с этим, применение правильно подобранныхформ работы с семьями, способствует пониманию родителями важности сотрудничества по вопросу формирования ценностно-нравственной сферы ребенка. ЗаключениеПроведенное исследование ставило целью выявить и раскрыть особенности образовательной среды семьи на формирование ценностно-нравственной сферы ребенка.Для достижения данной цели были решены следующие задачи:1. Изучены и обобщены данные исследований по содержанию понятия «ценностно-нравственная сфера»;2. Определены особенности образовательной среды семьи как фактора формирования ценностно-нравственной сферы детей;3. Проведена диагностика уровня сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;4. Выявлены методы формирования образовательной среды в семье как фактора формирования ценностно-нравственной сферы ребенка.В ходе решения задач были рассмотрены такие понятия как нравственность, нравственное сознание, нравственное воспитание, ценности, ценностные ориентации. Формирование ценностно-нравственной сферы является частью нравственного воспитания, в процессе которого происходит реализация задач по формированию нравственных представлений, развитию нравственных чувств и формированию нравственного поведения с опорой на ценностные ориентации. Наличие нравственного сознания определяет то, насколько ребенок младшего школьного возраста сможет грамотно коммуницировать с другими людьми, имеет представление о правильности и неправильности поступков и понимает, почему в данной ситуации требуется вести себя определенным образом. Семья является основным фактором формирования нравственной и ценностной сферы, так как в процессе развития и воспитания личности является основной средой ребенка. Особенностью воспитания ребенка является то, что он в процессе воспитания опирается на внешний пример взрослых и поэтому для школы важно организовать полноценное образовательное взаимодействие с родителями. Констатирующий эксперимент показал, что у большинства детей из исследуемой группы средний уровень сформированности нравственных ценностей, что говорит о необходимости внедрения выявленных в ходе анализа теоретической литературы методов.Выбранная проблема исслеования имеет перспективы изучения в следующих направлениях:- формирование практического опыта взаимодействия школы с семьей для развития нравственного сознания детей;- организация систематической работы по формированию ценностно-нравственной сферы у родителей и детей. Таким образом, поставленная цель достигнута, все задачи исследования решены.Список использованной литературыАрхангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М. : Просвещение, 2001. – 461 с.Богданова О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – М. : Просвещение, 2013. – 213 с.БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 398 с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2016. - 199 с.Ермоленко, Н.А. Современный студент: ценностные ориентации / Н.А. Ермоленко, Е.Н. Низовкина // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2013. - № 3 (24). - С. 40-44.Ильин Е. П. Психология: учеб.для средних учеб. заведений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 560 с.Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2010. – 176 с.Морозова Е.. Педагогический потенциал семьи как образовательной среды. – 2019. - № 2. – с. 53 –59. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=84400&SECTION_ID=40Ожегов.ру. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/index.html.Потанина Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Психологические науки. – 2011. - №2. – С. 85-90. Попович А. П. Формирование личности современного человека как способность к интеграции в обществе/ А. П. Попович // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 11 (65) Часть 1. С. 84-87. URL: https://research-journal.org/psycology/formirovanie-lichnosti-sovremennogo cheloveka-kak-sposobnost-k-integracii-v-obshhestve/ (дата обращения: 17.04.2020).Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Наука, 1997. – 189 с.Сафиуллина Р. И. Особенности ценностно-смысловой сферы младших школьников как педагогическая проблема / Р. И. Сафиуллина // Филология и культура. – 2014. – № 2 (36).Соловцова Е. Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка :автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Е. Соловцова. М., 1999. – 21 с. Староверова Т.И. Формирование образовательной среды в современной российской семье // Вестник университета Российской академии образования. – 2008. - №4. – С. 112-114. Титаренко А. И. Структура нравственного сознания: опыт этико-философского исследования / А.И. Титаренко. – М.: Мысль, 1974. – 278 с.Ушаков Д. Н. Толковый словарь Ушакова. 1935–1940. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// ushakova-slovar.ru/description/semia/69200. Дата обращения 07.08.2011.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] http://164spb.edusite.ru/standards.html (дата обращения: 09.03.2020)Хашумов М.К. Проблема нравственности в отечественной психологии: подходы к пониманию и значение в жизни личности / М.К. Хашумов // Вестник КРУ МВД России. - 2016. - №1 (31). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvennosti-v otechestvennoypsihologii -podhody-k-ponimaniyu-i-znachenie-v-zhizni-lichnostiХолодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника : монография / О.Г. Холодкова. – Барнаул :АлтГПУ, 2015. – 167 с.

Список использованной литературы
1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М. : Просвещение, 2001. – 461 с.
2. Богданова О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – М. : Просвещение, 2013. – 213 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 398 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2016. - 199 с.
5. Ермоленко, Н.А. Современный студент: ценностные ориентации / Н.А. Ермоленко, Е.Н. Низовкина // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2013. - № 3 (24). - С. 40-44.
6. Ильин Е. П. Психология: учеб. для средних учеб. заведений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 560 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2010. – 176 с.
8. Морозова Е.. Педагогический потенциал семьи как образовательной среды. – 2019. - № 2. – с. 53 –59. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=84400&SECTION_ID=40
9. Ожегов.ру. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/index.html.
10. Потанина Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Психологические науки. – 2011. - №2. – С. 85-90.
11. Попович А. П. Формирование личности современного человека как способность к интеграции в обществе/ А. П. Попович // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 11 (65) Часть 1. С. 84-87. URL: https://research-journal.org/psycology/formirovanie-lichnosti-sovremennogo cheloveka-kak-sposobnost-k-integracii-v-obshhestve/ (дата обращения: 17.04.2020).
12. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Наука, 1997. – 189 с.
13. Сафиуллина Р. И. Особенности ценностно-смысловой сферы младших школьников как педагогическая проблема / Р. И. Сафиуллина // Филология и культура. – 2014. – № 2 (36).
14. Соловцова Е. Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Е. Соловцова. М., 1999. – 21 с.
15. Староверова Т.И. Формирование образовательной среды в современной российской семье // Вестник университета Российской академии образования. – 2008. - №4. – С. 112-114.
16. Титаренко А. И. Структура нравственного сознания: опыт этико-философского исследования / А.И. Титаренко. – М.: Мысль, 1974. – 278 с.
17. Ушаков Д. Н. Толковый словарь Ушакова. 1935–1940. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// ushakova-slovar.ru/description/semia/69200. Дата обращения 07.08.2011.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] http://164spb.edusite.ru/standards.html (дата обращения: 09.03.2020)
19. Хашумов М.К. Проблема нравственности в отечественной психологии: подходы к пониманию и значение в жизни личности / М.К. Хашумов // Вестник КРУ МВД России. - 2016. - №1 (31). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvennosti-v otechest vennoypsihologii -podhody-k-ponimaniyu-i-znachenie-v-zhizni-lichnosti
20. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника : монография / О.Г. Холодкова. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 167 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность и содержание понятия ценностно-нравственная сфера?

Ценностно-нравственная сфера - это совокупность ценностей, норм и правил, которые определяют моральные ориентиры и поведение человека. Она включает в себя нравственные убеждения, принципы, этику и моральные нормы, которые формируются в процессе взаимодействия семьи, общества и культуры.

Как образовательная среда семьи влияет на формирование ценностно-нравственной сферы ребенка?

Образовательная среда семьи играет ключевую роль в формировании ценностно-нравственной сферы ребенка. Взаимодействуя со своими родителями и другими членами семьи, ребенок усваивает нормы, ценности и моральные установки, которые составляют основу его мировоззрения и поведения. Семья является первым и основным источником воспитания и формирования нравственности ребенка.

Что является основой формирования ценностно-нравственной сферы ребенка в образовательной среде семьи?

Основой формирования ценностно-нравственной сферы ребенка в образовательной среде семьи являются ценности, которые принимаются и продвигаются семьей. Родители должны быть образцом для своих детей, демонстрировать этические принципы, уважение к другим, ответственность и справедливость. Взаимодействие с другими членами семьи и участие в семейных традициях и обрядах также способствуют формированию ценностей у ребенка.

Какое исследование проводилось по образовательной среде семьи и ценностно-нравственной сфере ребенка?

Проводилось эмпирическое исследование, которое анализировало влияние образовательной среды семьи на формирование ценностно-нравственной сферы ребенка. В ходе исследования были изучены поведенческие и эмоциональные аспекты развития детей, а также роли родителей и семейной образовательной среды в этом процессе.

Какова роль образовательной среды семьи в формировании ценностно-нравственной сферы ребенка?

Образовательная среда семьи играет ключевую роль в формировании ценностно-нравственной сферы ребенка. Взаимодействие ребенка с родителями, их образ примера, этические нормы и ценности, выработанные в процессе семейного воспитания - все это оказывает значительное влияние на формирование моральных установок и ценностных ориентаций ребенка.

Каковы основные компоненты ценностно-нравственной сферы ребенка?

Ценностно-нравственная сфера ребенка включает в себя систему ценностей, норм и установок, которые определяют его моральный выбор и поведение. Основными компонентами ценностно-нравственной сферы являются: моральные ценности (добро, справедливость, честность), нравственные нормы (правила поведения, допустимые и недопустимые действия) и нравственные установки (вера в добро, уважение к другим людям, ответственность).

Какие факторы образовательной среды семьи способствуют формированию ценностно-нравственной сферы ребенка?

Факторы образовательной среды семьи, которые способствуют формированию ценностно-нравственной сферы ребенка, включают в себя: пример родителей, общение и взаимодействие в семье, обучение нравственным нормам и ценностям, создание атмосферы взаимопонимания, эмоциональной поддержки и безопасности, участие в семейных обрядах и традициях, развитие эмпатии и способности к этическому размышлению.

Может ли семейная обстановка влиять на формирование ценностно-нравственной сферы ребенка?

Да, семейная обстановка имеет огромное значение для формирования ценностно-нравственной сферы ребенка. Конфликты, насилие, недостаток поддержки и взаимопонимания в семье могут негативно сказываться на развитии моральных установок и ценностей ребенка. В то же время, благоприятная и поддерживающая семейная обстановка способствует формированию этических норм и установок у ребенка.

Какова роль образовательной среды семьи в формировании ценностно-нравственной сферы ребенка?

Образовательная среда семьи играет важную роль в формировании ценностно-нравственной сферы ребенка. В семье дети учатся принимать и понимать ценности, развивать моральные нормы и правила поведения. Родители являются главными образовательными фигурами в жизни ребенка и предоставляют ему примеры нравственного поведения, способствуя таким образом формированию его ценностных ориентаций.

Как понять понятие "ценностно-нравственная сфера"?

Ценностно-нравственная сфера - это область, в которой формируются и осознаются ценности и нормы поведения, которые человек принимает и использует в своей жизни. Эта сфера включает в себя моральные убеждения, этические принципы, социальные нормы и правила, а также личностные ценности и идеалы. Формирование ценностно-нравственной сферы начинается с детства и происходит под влиянием различных факторов, включая образовательную среду семьи.