Особенности обучения детей 5-6 лет связанным высказываниями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 2727 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 04.07.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1. Особенности развития связной речи у детей возраста 5-6 лет 3
1.1. Психологические и лингвистические характеристики связной речи 3
1.2. Становление связной речи у детей в процессе онтогенеза 8
Глава2. Особенности обучения детей 5-6 лет связанными высказываниями 14
2.1. Обучение детей 5-6 лет связным высказываниям 14
2.2. Методические рекомендации по развитию связной речи у детей 5-6 лет 18
Заключение 20
Литература 22
Фрагмент для ознакомления

Обучение этим типам связных высказываний представлены в предлагаемой системе работы. Указанный список составлен по уровню сложности от наиболее простого к наиболее сложному с точки зрения самостоятельности речевой активности и рассказывания ребёнка. В этой последовательности построен основной этап системы работы[21]В начале года следует провести серию занятий на основе тех видов рассказывания, которыми дети должны владеть к 5-ти годам:описание предметной картины;описание 2-3 игрушек;близкий к тексту или подробный пересказ;описание сюжетной картины.Данные виды рассказов включены в общую систему работы в качестве подготовительного этапа с целью закрепления умений, полученных на предыдущем возрастном этапе. Эти умения являются базовыми для овладения самостоятельными продуктивными монологическими высказываниями.В конце учебного года проводится этап закрепления полученных на этапе обучения речевых умений.Разработанная система основывается на годовой тематический план, который является тематическим планированием на учебный год, который расписан для каждой недели и рассчитан на все сферы учебной деятельности.Данный план является основой для календарного планирования.Занятия по развитию связной речи, согласно разработанной системе обучения, проводятся 1 раз в неделю, итак, в общей сложности 4 раза в месяц. Первые два занятия направлены на обучение новому виду рассказывания и последующие два – на закрепление пройденного материала.В данной методической разработке представлены только планы занятий, которые носят обучающий характер, занятия на закрепление формирующихся умений можно проводить по аналогии с обучающими. Они должны иметь другое оборудованиеитематическое содержание.[3]План занятий включает в себя:тема недели – согласно годовому тематическому плану;тема занятия – опирается на тему недели;цель занятия – описание главных целей занятия;оборудование – материал, нужный для занятия;речевые компетенции – итог, который предполагается получить в результате проведения данного занятия;краткий ход занятия – перечень главных действий.методические рекомендации – рекомендуемая форма для проведения занятия (подгрупповая, групповая), рекомендации по проведению занятия.2.2. Методические рекомендации по развитию связной речи у детей 5-6 летФормирование связной речью представляет собой одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа обучения и воспитания детей.Для увеличения результативности работы в ДОО по вопросу воспитания связной речи детей дошкольного возраста имелись разработаны следующие рекомендации.1.Работая над формированием связной речи, использовать серии сюжетных картинок, т.к. они поддерживают дать детям выступление о композиции, структуре высказывания, помогли бы стимулировать развитие разнообразных синтаксических конструкций, многообразных типов связей между частями высказывания, между предложениями. Есть разные варианты использования сюжетных картинок. Например: закрыть картинку в середине и предположить,закрыть последнюю картинку и предложить придумать окончание истории; почему так окончилась история, что же произошло и т.д.2.Большое смысл для развития связной речи располагает пересказ. Также он полезен для активизации умственной деятельности детей, ведь для того чтобы пересказать текст, его нужно понять. Можно употреблять такой прием как пересказать сказку от лица любого героя.3.Когда ребенок рассуждает иливысказывается, необходимо направлять его речевую деятельность на определение связи между представлениями, на употребление союзов «поэтому»,«потому что»; также необходимо стимулировать ребенка к выражению своего мнения, отношения к происходящему, попросить его сделать вывод после высказывания.4.Дети берут свои знания об языке из окружающей жизни. Они отображают все, что слышали при общении со взрослыми. По этой причине воспитатель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовится к работе с детьми, постоянно следить за речью детей и своей не только на занятии, но и в бытовой деятельности.5. На сегодняшний день имеется высокое количество литературы, включающей разнообразные речевые игры для детей. Из множества предлагаемых игр важно выбрать те игры, которые соответствуют программным требованиям, а также индивидуальным и возрастным возможностям детей. Основой для составления картотеки дидактических игр по развитию связной речи представляет собой следование надлежащих принципов:-знание методики формирования речи и в частности авторские методики;-тематическое планирование занятий иигр;-знание возрастных речевых возможностей детей;6. Деятельно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:- проводить тематические консультации для родителей по формированию связной речи;- приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.- использовать приём «домашнее задание»;- довести до сведения родителей тематический план работы по формированию речи детей в группе; Перечисленные рекомендации достаточно доступны и просты для практической работы с детьми дошкольного возраста.ЗаключениеСвязная речь представляет собой единое структурное и смысловое целое, которое включает связные между собой и законченные, тематически объединенные отрезки. Основной функцией связной речи является коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: монологеи диалоге.В дошкольном возрасте формируется активная речь, которая становится средством общения, появляется ситуативная речь, возникает описательная речь, понятная из контекста ситуации, в которую включены собеседники. Формируется понимание и слушание литературных произведений. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания.Проводя надлежащую работу по формированию связной речи, педагоги направляют свое внимание не только на совершенствование и развитие речевого развития детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее совершенствование и развитие деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на результативное овладение речью.Таким образом, у детей дошкольного возраста нарастает сознательное отношение к речи. В 5 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку необходимо передать в речи содержание, чтобы собеседникего точно понял. Выделяется особая речевая деятельность в виде слушаний, рассуждений, бесед, составления сказокирассказов. Она имеет свои цели и мотивы и развивается лишь в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (выразительно,самостоятельно передать содержание, ответить на вопросы, поддержать непринужденную беседу, и так далее) и учит его, как их следует выполнять.Происходит превращение речи превращается в умственную интеллектуальную деятельность.ЛитератураАлексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. Заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 500с.Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связн.ой речи у детей старшего дошкольного возраста /И.О. Болотова. — 2017. — №7.6. — С. 35-38.Бородич, А.М. Методика развит.ия речи детей дошкольного возраста. - М.: Просве.щение, 2019. - 132 с.Бочарова Н.И., Петрова Р.Ф.Формир.ованиефизии.ческой культуры дошкольника:Программно-методическое пособие .-Орёл, 2017.-97sБочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье.: Уч. пособие для студ.высшуч. завед. — М.:Издательский центр «Академия»,2018.Волков, Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с.Выготский, Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2016. – 132с.Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпов. - М.: Изд-во: МГУ, 2015.Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание /В.В. Гербова. - 2018. - N 1. - с. 18-23.Гербова, В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание/В.В. Гербова. - 2018. - N 9. - с. 28-34.Глухов, В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. / В. Глухов, В. Ковшиков. - М.: Изд-во: АСТ , 2017. – 36 с.Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. / Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов – 2-е изд., стандарт третьего поколения под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой - СПб.: Питер, 2015. – 464 с.: - ил. – (Серия «Учебник для вузов»).Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века/ авторы-сост. Антонов Ю.Е.ДузнецоваМ.Н.,Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ,2017.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детейдошкольного возраста -М., 2018.Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физическоговоспитания детей дошкольного возраста. -М, 2019.Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М., 2017.Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 312.Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском с аду.5-7 лет: Пособие дляпедагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов иколледжей. М: 2017Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста/сост. С.С.Бычкова -М: Аркти,2002Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Уч.Пособие для студ. Высш. уч. завед. - М.:Издательский центр «Академия»,2018.Хухлаева Д.В.Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. -М., 2017.ШебекоВ.Н.,Ермак Н.Н., Шишкина В.А.Физическое воспитание дошкольников.-М,2017.Развитие связной речи у детей дошкольного возрастаhttp://www.logopedy.ru/portal/logopeduseful/470-razvitie-svjaznoj-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. Заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 500 с.
2. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связн.ой речи у детей старшего дошкольного возраста /И.О. Болотова. — 2017. — №7.6. — С. 35-38.
3. Бородич, А.М. Методика развит.ия речи детей дошкольного возраста. - М.: Просве.щение, 2019. - 132 с.
4. Бочарова Н.И., Петрова Р.Ф.Формир.ование физии.ческой культуры дошкольника: Программно-методическое пособие .-Орёл, 2017.-97s
5. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье.: Уч. пособие для студ. высш уч. завед. — М.:Издательский центр «Академия»,2018.
6. Волков, Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с.
7. Выготский, Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2016. – 132 с.
8. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпов. - М.: Изд-во: МГУ, 2015.
9. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание /В.В. Гербова. - 2018. - N 1. - с. 18-23.
10. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание/В.В. Гербова. - 2018. - N 9. - с. 28-34.
11. Глухов, В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. / В. Глухов, В. Ковшиков. - М.: Изд-во: АСТ , 2017. – 36 с.
12. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. / Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов – 2-е изд., стандарт третьего поколения под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой - СПб.: Питер, 2015. – 464 с.: - ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
13. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века/ авторы-сост. Антонов Ю.Е.Дузнецова М.Н.,Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ,2017.
14. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста -М., 2018.
15. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. -М, 2019.
16. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. - М., 2017.
17. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 312.
18. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском с аду.5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М: 2017
19. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста/сост. С.С.Бычкова -М: Аркти,2002
20. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Уч. Пособие для студ. Высш. уч. завед. - М.:Издательский центр «Академия»,2018.
21. Хухлаева Д.В.Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. -М., 2017.
22. Шебеко В.Н.,Ермак Н.Н., Шишкина В.А.Физическое воспитание дошкольников.-М, 2017.

Вопрос-ответ:

Какие характеристики связной речи у детей возраста 5-6 лет?

Связная речь у детей 5-6 лет характеризуется развитием синтаксической структуры предложений, использованием сложных предложений, а также умением связывать отдельные высказывания в логически цельное высказывание.

Как становится связная речь у детей в процессе онтогенеза?

В процессе онтогенеза связная речь у детей становится все более сложной и разнообразной. Развиваются навыки синтаксического строения предложений, расширяется активный словарь, улучшается умение выражать свои мысли и отношения между предметами и явлениями.

Как можно обучать детей 5-6 лет связным высказываниям?

Обучение детей 5-6 лет связным высказываниям можно проводить с помощью игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления, внимания и памяти. Также важно поощрять и поддерживать ребенка в его попытках выражать свои мысли и идеи.

Какие методические рекомендации есть по развитию связной речи у детей 5-6 лет?

Методические рекомендации по развитию связной речи у детей 5-6 лет включают в себя игры и задания, направленные на развитие логического мышления, активного словаря и умения связывать отдельные высказывания в цельное высказывание. Также рекомендуется общаться с ребенком на разные темы и поощрять его активное участие в общении.

Какие типы обучения используются для обучения детей связным высказываниям?

Для обучения детей связным высказываниям могут использоваться разные типы обучения, например, игровое обучение, коллективное обучение, индивидуальное обучение и т.д. Важно выбрать подходящий тип обучения, учитывая особенности каждого ребенка и его потребности.

Какие особенности развития связной речи у детей 5-6 лет?

Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет включают в себя формирование лексического и грамматического аппарата, развитие навыков связного изложения мыслей, умение выделять главную мысль, использование связных элементов речи, таких как союзы и указательные слова.

Какая роль психологических и лингвистических характеристик играет в развитии связной речи у детей 5-6 лет?

Психологические характеристики, такие как внимание, память, воображение, влияют на способность детей к формированию связной речи. Лингвистические характеристики, такие как словарный запас, грамматические навыки, позволяют детям строить более сложные высказывания и употреблять различные связные элементы.

Как происходит становление связной речи у детей в процессе онтогенеза?

В процессе онтогенеза становление связной речи у детей происходит поэтапно. Сначала дети учатся строить простые предложения, затем они начинают использовать грамматические правила и сложные предложения. Важную роль играет развитие познавательных и социальных навыков, которые позволяют детям адаптироваться к общению с другими людьми.

Как организовать обучение связным высказываниям у детей 5-6 лет?

Для обучения связным высказываниям у детей 5-6 лет необходимо создать специальные ситуации коммуникации, в которых дети могут проявлять свои навыки речи. Использование игровых и интерактивных методик поможет детям развивать связную речь. Также важно обеспечить детям доступ к разнообразной литературе и мультимедийным ресурсам, которые способствуют развитию словарного запаса.

Какие методические рекомендации можно использовать для развития связной речи у детей 5-6 лет?

Для развития связной речи у детей 5-6 лет можно использовать методики, основанные на игре и взаимодействии с окружающей средой. Рекомендуется использовать разнообразные материалы, такие как книги, картинки, игрушки, для стимулирования речевого развития. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать подходящие задания для его развития.

Какие характеристики связной речи у детей 5-6 лет?

Связная речь у детей 5-6 лет характеризуется развитием лингвистических и психологических навыков. Они научаются строить простые предложения, использовать союзы и связывающие слова для объединения идей. В этом возрасте они также начинают понимать и использовать элементы риторики, такие как вводные фразы и переходы.

Какие методические рекомендации по развитию связной речи у детей 5-6 лет?

Некоторые методические рекомендации для развития связной речи у детей 5-6 лет включают чтение книг, обсуждение их содержания, проведение игр, в ходе которых дети могут рассказывать истории, осваивать правила беседы и обсуждать опыт друг друга. Также полезны упражнения на заполнение пропусков в текстах, составление связных рассказов по картинкам и игры на развитие слухового восприятия.