«Свободное воспитание» Ж.-Ж. Руссо - достоинства и недостатки

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 10 10 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 13.07.2020
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение…………………………………………………………………...3
1. Свободная педагогика Ж.Ж. Руссо……………………………….4
2. Концепция естественного воспитания……………………………5
3. Особенности свободного воспитания…………………………….7
Заключение……………………………………………………………….10
Список используемой литературы……………………………………...11


Фрагмент для ознакомления

Отсутствие ‏требовательности к ‏себе. Когда ‏от детей ‏ничего не ‏требуют, они ‏не осознают, ‏чего от ‏них хотят. ‏А нормы ‏и правила ‏позволяют крохе ‏сориентироваться во ‏«взрослом» мире ‏и понять, ‏как себя ‏вести.Трудности ‏в социализации. Свободно ‏взрослеющий индивидуум ‏воспринимает как ‏должное любовь ‏и обожание ‏к себе, ‏ведь он ‏не испытывал ‏ничего другого. ‏Когда он ‏сталкивается с ‏сопротивлением, отторжением ‏и непринятием, ‏начинает замыкаться ‏в себе, ‏развиваются первые ‏комплексы.Отсутствие ‏ответственности. Малыши ‏поступают как ‏им заблагорассудится, ‏и при ‏этом не ‏несут никакой ‏ответственности. Родители ‏всегда стабильно ‏терпеливы и ‏не требовательны. ‏Но когда ‏от детей ‏начинают требовать ‏в школе ‏– они ‏не знают, ‏как выполнить ‏задачу (ведь ‏это не ‏входило в ‏их планы).Завышенная самооценка. Если чадо ‏находится наравне ‏с родителями, ‏он переоценивает ‏свою значимость, ‏становится ложно ‏уверенным в ‏собственных возможностях. ‏Ребёнка не ‏будут принимать ‏в социуме, ‏он ощутит ‏разочарование и ‏безысходность.Падение ‏родительского авторитета. ‏Равноправие порождает ‏вседозволенность. Малыш ‏может начать ‏унижать вас, ‏но вы ‏ведь не ‏в праве ‏его наказывать.Либеральные взаимоотношения ‏трудно реализовать ‏даже в ‏современном социуме. ‏Вы можете ‏практиковать этот ‏стиль некоторое ‏время в ‏домашних условиях.Но в ‏детских учреждениях ‏образования, куда ‏ребёнок неизбежно ‏попадёт, практикуются ‏совсем иные ‏методы воспитания. ‏Педагоги не ‏станут поощрять ‏высокомерия и ‏нежелания выполнять ‏требуемое, что ‏вызовет бурю ‏негодования в ‏малыше.Заключение«Простой» вопрос: ‏рождается ли ‏ребенок свободным? ‏Ответ: потенциально ‏– да, ‏актуально – ‏нет. Свобода ‏– не ‏«кусочек пустого ‏пространства», но ‏некая медленно ‏расправляющаяся, проклевывающаяся ‏в человеке ‏внутренняя сила. ‏И это ‏есть, во-первых, ‏активная, творческая ‏и, во-вторых, ‏индивидуальная сила. ‏Свобода не ‏есть способ ‏наиболее эффективно ‏«обороняться, отбиваться ‏от мира», ‏напротив – ‏это способность ‏сделать в ‏мире нечто ‏новое, по-своему. ‏И тогда ‏уясняется, что ‏свобода не ‏блокирует от ‏мира, но, ‏наоборот, интегрирует ‏в мир. ‏Произвольные поступки, ‏в отличие ‏от свободных, ‏всегда случайны ‏и реактивны, ‏они суть ‏пассивная реакция ‏на влияния ‏мира: «тебя ‏шарахнуло оттуда, ‏вот ты ‏и дернулся ‏туда». Свободный ‏же поступок ‏отличается самобытностью. ‏Поэтому свободное ‏действие каждого ‏конкретного человека ‏одновременно и ‏непредсказуемо, и ‏предсказуемо. Непредсказуемо ‏в том ‏смысле, что ‏свободный человек ‏творит и ‏поступает по-новому, ‏по-своему, так, ‏как до ‏него никто ‏еще не ‏поступал, его ‏действия окрашены ‏его уникальной ‏индивидуальностью. И ‏одновременно я, ‏если хотя ‏бы отчасти ‏знаю этого ‏свободного человека, ‏могу сказать: ‏«а вот ‏этого он ‏никогда не ‏сделает». Здесь ‏нет полной ‏определенности, и ‏понятно почему, ‏ибо индивидуальность ‏в каждый ‏момент частично ‏уже раскрыта, ‏а частично ‏еще ждет ‏своей актуализации.Педагогика, со ‏всем своим ‏арсеналом «содержания ‏и методов», ‏научных знаний ‏и организационных ‏форм, может ‏убить, заморозить ‏эту потенцию, ‏эту творческую ‏внутреннюю силу ‏– или, ‏наоборот, может ‏охранить, вскормить ‏и взрастить ‏ее. Человек, ‏однако, не ‏ангел и ‏не Бог, ‏жизнь земная ‏– не ‏рай, а ‏потому на ‏авансцену выходит ‏вопрос: как ‏возможно организовать ‏«малое» школьное ‏принуждение так, ‏чтобы оно ‏вело человека ‏к постепенному ‏освобождению от ‏тотального внешнего ‏принуждения и ‏одновременно ко ‏все более ‏полной его ‏индивидуальной интеграции ‏с миром? ‏Проблема педагогики ‏свободы – ‏это не ‏проблема выбора ‏одной из ‏двух крайностей, ‏но проблема ‏мудрого и ‏изящного баланса.Педагогика свободы тогда выступает как практическое искусство, как работное мастерство, – а не просто как радикальная идеология. Выражаясь иным языком, педагогика свободы есть своего рода трудный «гуманитарный бизнес», в котором всегда будут убытки и прибыли, – но его надо вести так, чтобы «положительное сальдо» свободы вырастало за тот или иной «отчетный период».Невозможно подобрать единый метод воспитания для всех детей, будь то свободный стиль либо авторитарный. Каждый малыш имеет свой темперамент и амбиции – необходима индивидуализация.Чтобы понять, какой воспитательный стиль вам ближе, изучите своего малыша, его поступки и действия. Возможно, наилучшим вариантом станет совмещение подходов, ведь уникальны не только мы, но и наши дети.Список используемой литературы:1. Большой педагогический словарь/ под ред. Антонова А.П. – М.: «Педагогика», 2002.2. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки/Н.К. Гончаров – М.: «Академия педагогических наук», 2003.3. Дворцов, А.Т. Жан-Жак Руссо/А.Т. Дворцов – М.: «Наука», 2000.4. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) – М.: Наука, 1995.5. Ж-Ж. Руссо Избранные педагогические сочинения. Т.2./Ж.Ж. Руссо – М.: «Педагогика», 2002.6. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 352 с.7. Лордкипанидзе, Д. Ж-Ж Руссо /Д. Лордкипанидзе – М.: «Педагогика», 2000.8. Монорев, А.П. Педагогика. /А.П. Монорев – М.: «Правда», 2001.9. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/А.И. Пискунов – М.: «Просвещение», 2001.10. Теория и практика школьных воспитательных систем / Редкол: Л.И. Новикова и др. М.: Новая школа, 1996. 160 с.11. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 4 т. / С.Т. Шацкий. – М.: «Педагогика», 1980.

Список используемой литературы:
1. Большой педагогический словарь/ под ред. Антонова А.П. – М.: «Педагогика», 2002.
2. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки/Н.К. Гончаров – М.: «Академия педагогических наук», 2003.
3. Дворцов, А.Т. Жан-Жак Руссо/А.Т. Дворцов – М.: «Наука», 2000.
4. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) – М.: Наука, 1995.
5. Ж-Ж. Руссо Избранные педагогические сочинения. Т.2./Ж.Ж. Руссо – М.: «Педагогика», 2002.
6. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 352 с.
7. Лордкипанидзе, Д. Ж-Ж Руссо /Д. Лордкипанидзе – М.: «Педагогика», 2000.
8. Монорев, А.П. Педагогика. /А.П. Монорев – М.: «Правда», 2001.
9. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/А.И. Пискунов – М.: «Просвещение», 2001.
10. Теория и практика школьных воспитательных систем / Редкол: Л.И. Новикова и др. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
11. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 4 т. / С.Т. Шацкий. – М.: «Педагогика», 1980.

Вопрос-ответ:

Каковы достоинства и недостатки свободного воспитания по концепции Жан-Жака Руссо?

Достоинства свободного воспитания по концепции Жан-Жака Руссо включают стимулирование развития индивидуальности ребенка, развитие его свободного мышления и креативности, а также укрепление его самооценки. Недостатки свободного воспитания включают отсутствие строгих правил и требований, что может привести к недисциплинированности и невоспитанности ребенка.

Что представляет собой концепция естественного воспитания Жан-Жака Руссо?

Концепция естественного воспитания Жан-Жака Руссо предполагает рассмотрение ребенка как полноценного члена общества, у которого должна быть возможность свободного развития его способностей и талантов. Она основывается на непринужденном общении родителей с ребенком и отсутствии формальных методов обучения.

Какие особенности свободного воспитания по концепции Жан-Жака Руссо?

Особенности свободного воспитания по концепции Жан-Жака Руссо включают отсутствие строгих правил и требований, приоритет свободы и самоопределения ребенка, активное общение с ним и учет его мнения, а также использование натуральной среды и природных материалов для обучения.

Почему отсутствие требовательности к себе может быть негативным для детей?

Когда от детей ничего не требуют, они не осознают, чего от них хотят. Нормы и правила позволяют крохе сориентироваться во взрослом мире и развить чувство ответственности. Отсутствие требовательности может приводить к недисциплинированности, безответственности и невоспитанности у детей.

Какие источники литературы можно использовать при изучении темы свободного воспитания по концепции Жан-Жака Руссо?

При изучении темы свободного воспитания по концепции Жан-Жака Руссо можно использовать следующие источники литературы: 1) "Эмиль, или О воспитании" - основная работа Руссо по данной теме; 2) "О раннем воспитании" - другое важное произведение Руссо; 3) "Воспитание без санкций" - книга, рассматривающая современные подходы к свободному воспитанию.

Какие достоинства и недостатки свободного воспитания по Ж. Ж. Руссо?

Достоинства свободного воспитания по Ж. Ж. Руссо включают возможность развития индивидуальности и самостоятельности ребенка, уважение к его естественным потребностям и интересам, а также формирование критического мышления. Однако, недостатками такого подхода может быть отсутствие структуры и организации в обучении, возможность недостаточного освоения основных знаний и навыков.

В чем заключается концепция естественного воспитания по Ж. Ж. Руссо?

Концепция естественного воспитания по Ж. Ж. Руссо предполагает, что ребенок должен развиваться в соответствии с его внутренними потребностями без жесткого контроля и вмешательства со стороны взрослых. Он должен свободно исследовать окружающий мир, учиться через собственный опыт и формировать свои знания и умения. Взрослые же должны играть роль наблюдателей и наставников, поддерживая и содействуя саморазвитию ребенка.

Какие особенности свободного воспитания по Ж. Ж. Руссо?

Основные особенности свободного воспитания по Ж. Ж. Руссо включают признание естественных потребностей и интересов ребенка, отсутствие строгого контроля и предварительно заданных целей в обучении, уважение к индивидуальности и самостоятельности ребенка, активное использование опыта и практических занятий для обучения и развития.