Социально педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с разными типами темперамента

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 4040 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 16.07.2020
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы социально –педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с разными типами темперамента. 6
1.1. Особенности разных типов темперамента 6
1.2. Проблемы, присущие детям с разными типами темперамента 14
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование 19
2.1. Анализ и интерпретация полученных результатов 19
2.2. Социально-педагогические рекомендации педагогам и родителям по сопровождению детей с разными типами темперамента 26
Психологические особенности обучающихся с разным типом нервной системы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фрагмент для ознакомления

Эти дети не стремятся к общению, ощущают себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают собственные знакомства; переживают сложности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают собственные мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, в большинстве дел они пытаются избегать принятия самостоятельных решений.Холерикам присущ средний уровень КОС.Такие детистремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. КОС нужно развивать и совершенствовать.Сангвиникам присущ высокий уровень КОС. Такие дети не теряются в новой обстановке, быстро отыскивают друзей, непрерывно расширяют круг собственных знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием участвуют в организации общественных мероприятий, могут принимать самостоятельное решение в сложной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.Таблица 4. – Результаты посоциометрическому опроснику (М.А. Панфилова).ТипУчителяСверстникиРодителиСангвиник50%30%20%Холерик20%50%10%Флегматик20%10%20%Меланхолик10%10%50%Результаты представим в виде диаграммы (рис. 4).Рис. 4. – Анализ результатов посоциометрическому опроснику (М.А. Панфилова).Таким образом, результаты исследования показывают, что для сангвиников предпочтительной группой являются учителя, для холериков – сверстники, для флегматиков и меланхоликов – родители.Для выявления типа темперамента в контрольной группе использовалась опрос учителей при помощи методики определения темперамента ребенка (Б.С. Волков, Н.В. Волкова). Результаты представлены в таблице 5.Таблица 5. – Результаты поанкете для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?».УровниСангвиникХолерикФлегматикМеланхоликНизкий20%60%10%80%Средний20%20%10%10%Высокий60%20%80%10%Результаты представим в виде диаграммы (рис. 5).Рисунок 5. – Анализ результатов по анкете для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?».Таким образом, результаты опроса учителей младших школьников контрольной группы подтвердили, что среди испытуемых доминируют показатели по шкалам «Флегматик» и «Сангвиник».2.2. Социально-педагогические рекомендации педагогам и родителям по сопровождению детей с разными типами темпераментаСоциально-педагогические рекомендации педагогам и родителям по сопровождению детей с разными типами темперамента Дети холерического темперамента.Учителям и родителям стоит придерживаться следующих рекомендаций:Выработка у ребенка умений торможения себя, нежелательных реакций.Нужно непрерывно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.Воспитание сдержанности в поведении и отношениях с друзьями и взрослыми.В трудовой деятельности воспитание последовательности, аккуратности и порядка в работе.Поощрение инициативности.Приговаривать все подчеркнуто спокойно и тихо.Занятия и увлечения. Основное - повернуть данную бешеную энергию в нужное русло. Холерикам в особенности рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать собственные движения, рассчитывать силы. Холерику нужно много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик способен запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.Для компенсации излишней торопливости и невнимательности, помогите ему понять, что часто качество гораздо важнее скорости. Чтобы укрепить тормозные процессы надо заниматься с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Надо не забывать, что вам придется непрерывно следить за тем, чтобы он проверял собственную работу и доделывал ее до конца. пытайтесь не раздражаться, когдаребенок отвлекается, и любым способом поощряйте всякое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, затем про себя стедии работы и следовать собственному плану.Общение. В особенности важно научить его налаживать отношения в коллективе –поскольку с ним нельзя быть рядом с ним непрерывно. Надо побуждатьего производить анализ своего поведения, разбирать с ним конфликтные ситуации, обсуждать книги и фильмы, проговаривать варианты верного поведения.Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Надо показать ему способ выхода накопившихся эмоций - пускай колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гневаться на людей.Его стремление быть первым также возможно применять в мирных целях. Надо дать ему роль того, кто объясняет, учителя, и у появится хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Лишь не нужно пускать это на самотек –непрерывно подчеркивать, что взрослые, опытныелюди умеют контролировать собственные эмоции и учитывать интересы окружающих людей.Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях надо восхищаться выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых героев, покупать книги, где они побеждают именно благодаря силе воли и умения ладить с другими. Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего мальчика Васю», это может вызвать лишь злобу.Дети-сангвиники.Учителю стоит придерживаться следующих рекомендаций:Воспитание усидчивости, устойчивых интересов, более серьезного отношения ковсякому делу.Обучениеответственности за собственные обещанияПредставить ощутить преимущества верности в дружбе, в симпатиях.Рекомендации педагогам и родителям: занятия и увлечения.Сангвиникам также нужен подвижный образ жизни, однако в спорте такие дети не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, отыщите ему хорошего дружелюбного тренера и не пытайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию. Родителям необходимо делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и иные игры, требующие внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками возможно быть требовательным и, естественно, одновременно с этим не стоит перегибать палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и самостоятельно дать оценку результату.Не следует поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым ребенок занялся. Аще всего подобным ребятам важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, учащийся так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.Очень важно поощрять настойчивость подобных ребят, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.Не давайте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", как считает ребенок, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание либо рисунок. И, естественно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в собственных занятиях.Общение. Обсуждайте с ним его отношения с ровесниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать других. Можно попробовать заинтересовать его занятиями в театральном кружке.Нужно прощатьребенку непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать собственный характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.Дети флегматического темпераментаУчителям и родителям стоит придерживаться следующих рекомендаций:Оказание помощи в преодолении их некоторой лености.Развитие большой подвижности и общительности.Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.Чаще заставлять работать на уроке.Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их друзья.Занятия и увлечения. Не надо боятся доверять ему, он довольно ответственен и основателен для выполнения порученного дела. Его девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени надо тормошить не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Надо рассказывать ему интересные новости из окружающего мира, развивать творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать виды спорта, не требующие быстрой реакции.Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции окружающих людей. Разбирайте с ним мотивы действий его ровесников, родных либо любимых персонажей. Обсуждая, пытайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать собственное мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипным образом, подстраиваясь под поведение других и заимствуя их позицию.Синой стороны, если вовремя не продемонстрировать флегматику, что живут люди с иными взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все правила, установленные для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Подобная "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство ровесников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к собственной персоне. В связи с этимнередко у окружающих людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.Дети с меланхолическим темпераментомУчителям и родителям стоит придерживаться следующих рекомендаций:Проявление мягкости, тактичности, чуткости и доброжелательности в отношениях с подобными ребятами.На уроках чаще спрашивать, создавая во время ответа спокойную обстановку.Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что помогает укрепить веру в себя.Развитие работоспособности, не забывать, что подобные дети быстро могут переутомится.Развитие общительности.Занятия и увлечения. Меланхолик нелегко включается в коллективные игры, однако, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Надо помочь ему включиться в игру, научить его знакомиться, порепетировать первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым детям. Убедить его, что неудача не делает его хуже остальных. Девизом в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".Для меланхолика важно непрерывно получать поддержку близких людей. Много раз хвалить, искать даже в неудачах позитивные моменты. К примеру, если что-то не удалось, хвалить его за то, что он вообще решился заняться данным делом. Переключать его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Проситьпоказать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивать, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Надо говорить ему об этом, напоминать о прошлых успехах.Нужно учить его воспринимать ошибку в качестве подсказки к будущим успехам, спокойно разбирать без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудить, как действовать в следующий раз. Поручайть ему дела, с которыми ребенок скорее всего справится и результат которых сможет оценить, как можно больше других. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учителя прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если учащийся хорошо пишет. Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.Общение. Подобные младшие школьники чаще всего чувствуют себя «белой вороной» в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не ощущают большой потребности в общении. Неуверенному в себе ребенкусложно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Нужно стараться стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашать его тайн, не критиковатьочень сильно. Нужно философствовать вместе с ним, обсуждать ситуации, которые вы наблюдали, демонстрировать, что ему очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающейреальности. Учить его отыскивать выход из конфликтных ситуаций, отстаивать собственное мнение, но ни в коем случае не давить на него.Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за собственную выдумку и изобретательность.ЗАКЛЮЧЕНИЕТемперамент является устойчивой совокупностью индивидуальных психофизиологических личностных особенностей, которые связанны не с содержательными аспектами деятельности, а с динамическими. Представления о темпераменте основаны на понятии типа: флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик. Свойства темперамента обладают конституциональной основой, которая определяется присущими индивиду особенностями функционирования физиологических систем, регулирующих его поведенческий стиль.Во второй главе было проведено эмпирическое исследование влияния темперамента на процесс изучения иностранного языка и составлен психодиагностический комплекс, куда вошли следующие методики: тест темперамента В.М. Русалова, анкета для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?», «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин), «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова).Далее нами было проведено диагностическое исследование типа темперамента с использованием этих методик.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. Пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд. Михайлова В.Л., 2014. - 191 с.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - М.: Апрель Пресс, 2014. -752 с.
3. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. - 816 с.
4. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. - СПб.: Питер, 2015. – 168 с.
5. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2014. – 256 с.
6. Батаршев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. Психологическая диагностика. - М.: Сфера, 2018. - 96 с.
7. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. Пятигорск, 2014. – 118 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: «Юрайт» 2018. — 336 с.
9. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. . – М.: Смысл, 2017. – 804 с.
10. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 2017. - 328 с.
11. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2015 - 701 с.
12. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 846 с.
13. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2018. – 848 с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
15. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2019. - 544 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с.
17. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 2015. - № 11. С.19-33.
18. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – М.: Феникс, 2019. – 544 с.
19. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 2016. - 228 с.
20. Усмонова М. А., Расулова Ш.А. Влияние темперамента на деятельность и поведение человека. // Вестник науки и образования. - № 19 (73), 2019. – С. 56-58.
21. Юнг К. Г. Психологические типы. - СПб.: Азбука, 2019. -736 с.

Вопрос-ответ:

Что такое социально-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с разными типами темперамента?

Социально-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с разными типами темперамента - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение полноценной адаптации и успешного обучения детей, учитывая их индивидуальные особенности темперамента.

Какие особенности могут присутствовать у детей с разными типами темперамента?

Дети с разными типами темперамента могут проявлять разные особенности. Например, у сангвиников - высокая активность, общительность и эмоциональность. У флегматиков - пассивность, боязнь перемен и низкая эмоциональность. У холериков - импульсивность, агрессивность и высокая активность. У меланхоликов - чувствительность, ранимость и пассивность.

Какие проблемы могут возникать у детей с разными типами темперамента?

У детей с разными типами темперамента могут возникать разные проблемы. Например, сангвиники могут испытывать трудности сосредоточиться на уроках из-за своей высокой активности. Флегматики могут испытывать трудности в общении из-за своей пассивности. Холерики могут иметь проблемы с самоуправлением из-за своей импульсивности. Меланхолики могут испытывать трудности в проявлении своих эмоций.

Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования?

В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты: 60% детей младшего школьного возраста имеют сангвиничный тип темперамента, 20% - флегматичный, 10% - холеричный и 10% - меланхоличный. Также было выявлено, что дети с разными типами темперамента нуждаются в разном социально-педагогическом сопровождении.

Какие особенности имеют разные типы темперамента у детей младшего школьного возраста?

Разные типы темперамента у детей младшего школьного возраста проявляются в различных особенностях поведения. Например, у детей с холерическим типом темперамента характерны активность, энергичность, упорство. У флегматичных детей наблюдаются пассивность, спокойствие, инертность. Сангвинический тип характеризуется общительностью, дружелюбием, оптимизмом. Меланхолический тип темперамента связывают со склонностью к интроспекции, робостью, чувствительностью.

Какие проблемы могут возникать у детей с разными типами темперамента в младшем школьном возрасте?

У детей с разными типами темперамента могут возникать различные проблемы. Например, у детей с холерическим типом темперамента может возникать проблема отсутствия контроля над своими эмоциями и поведением, у флегматичных детей - проблема низкой активности и медлительности, у сангвинических - проблема недостаточной концентрации внимания, у меланхоличных - проблема повышенной тревожности и осторожности.

Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования на тему социально педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с разными типами темперамента?

В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты: дети с разными типами темперамента имеют отличия в своем социально-педагогическом развитии; социально-педагогическое сопровождение этих детей способствует улучшению их адаптации в образовательной среде; применение различных методик и подходов к социально-педагогическому сопровождению в зависимости от типа темперамента позволяет достичь более эффективных результатов.

Какие особенности разных типов темперамента у детей младшего школьного возраста?

Разные типы темперамента у детей младшего школьного возраста характеризуются разными особенностями. Например, сангвинический тип темперамента характеризуется активностью, энергичностью, оживленностью и общительностью. Меланхолический тип темперамента свойственно сосредоточенность, самокритичность, высокая чувствительность и склонность к размышлениям. Холерический тип темперамента характеризуется высокой активностью, решительностью, смелостью и импульсивностью. Флегматический тип темперамента присущ спокойствие, безмятежность, уравновешенность и инертность.

Какие проблемы могут возникнуть у детей с разными типами темперамента?

Дети с разными типами темперамента могут столкнуться с различными проблемами. Например, сангвиники могут испытывать проблемы в самоконтроле и сосредоточении, меланхолики могут быть подвержены чувствительности и пессимизму, холерики могут испытывать проблемы в управлении своей энергией и агрессивностью, а флегматики могут быть склонны к безразличию и пассивности. Все эти проблемы требуют социально-педагогического сопровождения и помощи со стороны педагогов.

Какие социально-педагогические рекомендации можно дать педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста?

Педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста, рекомендуется обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка и учитывать их при проведении занятий. Также важно создавать благоприятную атмосферу в классе, где дети могут чувствовать себя комфортно и безопасно. Педагоги должны быть готовы к возможным трудностям и проблемам, связанным с разными типами темперамента, и быть готовыми помочь в их разрешении. Важно также оказывать эмоциональную поддержку детям и разрабатывать индивидуальные подходы к каждому ребенку в зависимости от его типа темперамента.