Роль стереотипов в восприятии другой культуры

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Коммуникационные технологии
  • 20 20 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 14.08.2020
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Роль стереотипов в восприятии другой культуры
Оглавление
Введение 3
1. Явление стереотипизации 6
2. Этнические стереотипы и их влияние на уровень национальной толерантности 13
Заключение 21
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

В каждой из сторон появляется собственная история, из которой извлекаются соответствующие уроки. Национальный миф, который легитимирует претензии сообщества на государственность, культурную обособленность, высокий политический статус, всегда базируется на стереотипизации и нетерпимости к любым альтернативам. Множественное состояние коллективной памяти, характеризующееся контраверсионностью в оценках прошлого, неизбежно производит множественную идентичность [9, 92].Следующим фактором, способствующим формированию негативных стереотипов, является рост количества нелегальных мигрантов. На сегодняшний день эта проблема присуща большинству стран мира, что свидетельствует о ее глобальном характере. Когда на территории проживания одного этноса длительное время происходит миграция представителей другого, это приводит к образованию значительного количества этнических диаспор (как традиционных, так и новейших), что воспринимается коренным населением как угроза их национально-культурной идентичности и безопасности дальнейшего существования.До последнего времени в Западной Европе был распространен курс на политику мультикультурализма, который взяли за основу большинство государств. Введенное в международный обиход еще в 50-х годах ХХ в., это понятие символизирует успешное сосуществование различных культур в рамках одного государства и недопущение какой-либо дискриминации в миграционной сфере. Но в результате такого «гостеприимства» страны ЕС стали чрезвычайно привлекательными для мигрантов со всего мира. Донорами обычно выступают страны Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. По неофициальным данным, только в Евросоюзе проживает около 30 млн. мигрантов. Значительное их количество сосредоточено в Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Канаде. За последнее десятилетие количество иммигрантов, ежегодно прибывающих в страны ЕС, увеличилось более чем втрое (на Германию, Испанию, Великобританию, Италию и Францию приходится 75% от иностранцев, проживающих в ЕС [10, 58].За счет мигрантов происходит количественный прирост населения, на иностранной рабочей силе держатся целые отрасли производства. Но переселенцы, пользуясь широко предоставленными государством социальными льготами, далеко не всегда считают нужным интегрироваться в социум и придерживаться существующих в нем ценностей, норм и установленных правил поведения. Особенно эта черта характерна для выходцев из мусульманских стран, для которых требование сохранения традиционного для них образа жизни может быть лишь прикрытием в борьбе за сферы влияния. Беспорядки, которые время от времени вспыхивают в крупных европейских городах об этом достаточно ярко свидетельствуют.В 2010 г. по инициативе Народной партии Швейцарии и христианских активистов был принят закон о запрете строительства минаретов, поскольку это чуждый элемент для традиционной швейцарской культуры. По мнению большинства населения, их массовое строительство приведет к исламизации страны и доминированию шариата над фундаментальными религиозными ценностями и нормами светской жизни. В мусульманском же мире это политическое решение было воспринято как ограничивающее реализацию религиозных прав и свобод человека. С протестами выступили послы 56 исламских государств.Во Франции, где проживает самая многочисленная в Европе мусульманская община (около 5 млн. человек), в 2010 г.. было официально запрещено ношение одежды, закрывающей лицо в государственных школах и других общественных местах. В случае нарушения этого требования предусмотрен денежный штраф и принудительный курс гражданства с объяснением светских принципов французской государственности. Подобные решения были приняты и в Бельгии, Нидерландах, Италии и некоторых землях Германии. Это решение вызвало протест со стороны мусульманской общины. Ряд политических партий Великобритании также выступают с инициативой запретить мусульманскую женскую одежду как таковую, потому что она является символом разделения страны и является потенциальной угрозой внутренней безопасности. В Австрии и Швейцарии вскоре также планируют ввести запрет на хиджаб в общественных местах. Подобные решения спровоцировали в европейском политикуме дебаты о невозможности интегрировать в социум сам слой иммигрантов из-за религиозных разногласий между христианами и мусульманами. Все чаще можно услышать высказывания, что Европа находится под угрозой «ползучей исламизации».С другой стороны, мигранты используются как эффективное орудие борьбы за электорат и являются средством повышения популярности отдельных политических лидеров (что можно было наблюдать на примере французского президента Саркози). Объектом внимания со стороны государства стали цыгане (цыгане), увеличение количества которых, по мнению официальных властей, способствует повышению уровня преступности и криминализации общества, вызывая угрозу общественному порядку. Основанием для их депортации стали цыганские погромы в городах Сент-Эньян и Англет, вызвавшие массовые беспорядки. Подобные инциденты происходили и в других частях Франции. В первую очередь выселению подлежали иммигранты из стран Восточной Европы (Румынии и Болгарии), которые были депортированы в места их прежнего жительства. Провозглашенная инициатива Парижа вызвала протест как со стороны цыганских общин, так и правозащитных организаций: цыгане - такие же полноправные граждане, как и все остальные, поэтому неправомерно подвергать их дискриминации. Президента Саркози обвинили в расизме и ксенофобии. Но, несмотря на это, «лагерную войну» поддержало подавляющее большинство населения. Вырос также и личный рейтинг главы государства. Подобные «меры безопасности» были приняты Италией, в которых так называемые кочевники были описаны как угроза национальной безопасности: европейское общество не хочет быть толерантным по отношению к преступности и антисоциальному поведению.Кризис политики мультикультурализма как идеи мирного сосуществования различных культур можно наблюдать и в Германии. Острую дискуссию вызвала книга политика и экономиста Т.Саррацина «Самоубийство Германии», в которой идет речь о мигрантах (преимущественно арабах и турках) и тех многочисленных угрозах, которые они представляют для немецкой идентичности. Лица из другой культурной среды интегрируются в социум тяжело, поэтому дополнительные мигранты никому не нужны. Но, даже понимая «взрывоопасний» потенциал таких высказываний, официальные власти страны признают: попытка построить мультикультурное общество в Германии «полностью провалилась». ЗаключениеВ рамках нашего исследования, следует четко различать стереотипы как социальное явление и стереотипизацию как психологический процесс, поскольку содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. При этом решать социальную проблему негативных или ошибочных стереотипов, что в процессе социального взаимодействия (через механизмы массовой и индивидуальной коммуникации) оказывают деструктивное воздействие на общество, корректно только с учетом психологических закономерностей проявлений явления стереотипизации.Характер межэтнических отношений и уровень их конфликтогенности зависит не только от особенностей развития политической, социально-экономической и других систем, но и от уровня культуры межэтнического общения. Негативные этнические стереотипы становятся основанием господства атмосферы враждебности и подозрительности. Они могут быть порождены воздействием исторических обстоятельств, которые проявляются в изменении взглядов этнической группы на свое историческое прошлое и желаемое будущее, ситуативных факторов, активизацией миграционных процессов и тех последствий, которые они имеют и тому подобное. Негативные этностереотипы опасны еще и потому, что имеют тенденцию накапливаться в массовом сознании, чтобы в будущем неожиданно взорваться. Некоторые этнические группы перманентно находятся в зоне риска - являются объектами ксенофобии, постоянно подвергаются дискриминации или нападению на почве ненависти, что не может не вызывать беспокойства. Хуже всего, пожалуй, то, что у меньшинства, которое подвергается дискриминации, производится такой же искаженный, враждебный стереотип восприятия большинства, с которым оно имеет дело, а также предупреждения о других меньшинствах. Сложность коммуникации и уверенность этнических групп во взаимной несовместимости создают условия для формирования у них состояния агрессивности, которое делает человека невосприимчивым к рациональному поведению, а любое действие вызывает резкую негативную реакцию.Список литературыБердяев Н. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности / Н.Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 205 с.Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Бромлей Ю.В. - М.: Наука, 1973. - 412 с.Валиев И. Н. Динамика стереотипов социального взаимодействия в условиях реформируемого общества. Автореф. канд. филос. наук. Казань, 2006. Гудзик К. Арабская культура в Европе: о некоторых стереотипах «культурности» и «цивилизованности». День. 2006. № 59. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь / Л.Н. Гумилев / Тов-во Клышников, Комаров и Ко. - М., 1992. - 257 с.Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991. Кон И.С. К проблеме национального характера / И.С. Кон // История и психология / под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1971. - С. 122-158.Назаретян А. П. Социальные стереотипы в информационно-смысловой системе личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Тезисы науч. сообщ. Всесоюз. симпозиума по соц. психологии. Ч. 1. Кострома. 1986. С. 110-111.Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации / А.В. Павловская // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 1998. - № 1. - С. 94-104.Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология / Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут / Санкт-Петербург., 1993. - 348с.Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. T.V. Вып. 1-2 (15-16). 2003. С. 120-139.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / Тер-Минасова С.Г. - М.: Слово, 2000. - 624 с.Ясаавеев И. Г. Конструирование социальных проблем СМИ. Казань, 2004.Lippman W. Publik Opinion. New York, London, 1949. Pickering M. Stereotyping: the politics of representation. New York, 2001. Schneider D. J. Modern Stereotype research: Unfinished Business // Stereotypes and stereotyping. New York, London, 1996.

Список литературы

1. Бердяев Н. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности / Н.Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 205 с.
2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Бромлей Ю.В. - М.: Наука, 1973. - 412 с.
3. Валиев И. Н. Динамика стереотипов социального взаимодействия в условиях реформируемого общества. Автореф. канд. филос. наук. Казань, 2006.
4. Гудзик К. Арабская культура в Европе: о некоторых стереотипах «культурности» и «цивилизованности». День. 2006. № 59.
5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь / Л.Н. Гумилев / Тов-во Клышников, Комаров и Ко. - М., 1992. - 257 с.
6. Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.
7. Кон И.С. К проблеме национального характера / И.С. Кон // История и психология / под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1971. - С. 122-158.
8. Назаретян А. П. Социальные стереотипы в информационно-смысловой системе личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Тезисы науч. сообщ. Всесоюз. симпозиума по соц. психологии. Ч. 1. Кострома. 1986. С. 110-111.
9. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации / А.В. Павловская // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 1998. - № 1. - С. 94-104.
10. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология / Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут / Санкт-Петербург., 1993. - 348с.
11. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. T.V. Вып. 1-2 (15-16). 2003. С. 120-139.
12. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / Тер-Минасова С.Г. - М.: Слово, 2000. - 624 с.
13. Ясаавеев И. Г. Конструирование социальных проблем СМИ. Казань, 2004.
14. Lippman W. Publik Opinion. New York, London, 1949.
15. Pickering M. Stereotyping: the politics of representation. New York, 2001.
16. Schneider D. J. Modern Stereotype research: Unfinished Business // Stereotypes and stereotyping. New York, London, 1996.

Вопрос-ответ:

Какую роль играют стереотипы в восприятии другой культуры?

Стереотипы играют важную роль в восприятии другой культуры, поскольку они формируют наши представления и ожидания относительно различных аспектов этой культуры, таких как поведение, традиции, еда и т.д. Они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на наше восприятие и понимание другой культуры.

Как стереотипизация влияет на уровень национальной толерантности?

Стереотипизация может оказывать негативное влияние на уровень национальной толерантности, поскольку стереотипы часто приводят к предрассудкам и дискриминации. Когда люди придерживаются стереотипных представлений о других культурах, они могут проявлять враждебность и неприятие к представителям этих культур, что препятствует установлению мирных и взаимопонимающих отношений.

Какой вклад может внести история в формирование стереотипов о другой культуре?

История может сыграть важную роль в формировании стереотипов о другой культуре, поскольку она может быть источником национальных мифов и легенд, которые влияют на восприятие и понимание данной культуры. Национальные мифы могут легитимировать претензии сообщества на государственность, культурную обособленность и высокий политический статус, что может закрепить определенные стереотипы и предрассудки.

Отрицательно ли влияют стереотипы на межнациональные отношения?

Да, стереотипы могут оказывать отрицательное влияние на межнациональные отношения. Когда мы придерживаемся стереотипных представлений о других культурах, мы часто видим представителей этих культур как отличных от нас самих и несовместимых с нами. Это может вести к предубеждениям, дискриминации и конфликтам между разными культурами. Для улучшения межнациональных отношений важно осознавать свои стереотипы и работать над их преодолением.

Какие стереотипы существуют в восприятии других культур?

В восприятии других культур существуют различные стереотипы, которые могут быть связаны с внешностью, языком, поведением, обычаями и традициями. Например, стереотип, что все итальянцы громко и жестикулируют, или что японцы всегда вежливы и следуют строгим правилам.

Какие последствия может иметь использование стереотипов в восприятии другой культуры?

Использование стереотипов в восприятии другой культуры может привести к формированию предвзятого отношения, неправильному пониманию и искаженному представлению о другой культуре. Это может привести к конфликтам, непониманию и созданию негативных стереотипов.

Какие методы можно использовать для преодоления стереотипов при восприятии другой культуры?

Для преодоления стереотипов при восприятии другой культуры можно использовать образование и информирование, посещение культурных мероприятий, разговоры с представителями другой культуры, чтение литературы и просмотр фильмов, изучение истории и традиций.

Каким образом национальные стереотипы могут влиять на уровень национальной толерантности?

Национальные стереотипы могут влиять на уровень национальной толерантности, так как они формируют представления и предубеждения о других народах и культурах. Если стереотипы отрицательные и предвзятые, они могут вызывать нетерпимость и дискриминацию. Важно осознавать и преодолевать эти стереотипы для достижения более высокого уровня толерантности.