Методическая работа с педагогами по решению задач преемственности д/с и школы.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Управление дошкольным образованием
  • 5858 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 05.06.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы организации методической работы по преемственности в работе ДОУ и школы
1.1 Преемственность детского сада и школы как организационно-педагогическая проблема
1.2 Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования
1.3 Основные направления оказания методической помощи воспитателям по преемственности в работе ДОУ и школы
Глава 2 Практическая реализация методической работы по организации преемственности детского сада и школы
2.1 Состояние работы по преемственности детского сада №1025 со школой
2.2 Разработка модели методической работы с педагогами ДОУ по организации преемственности дошкольной и школьной ступени образования
2.3 Мероприятия по реализации модели методической работы с педагогами ДОУ по организации преемственности дошкольной и школьной ступени образования
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Помочь в этом педагогам обязана целенаправленная методическая работа.
Обеспечение мотивационной готовности осуществляется посредством создания соответствующей предметно – развивающей среды, организации совместных мероприятий со школой, посещением детьми специально организованных в школах города занятий по подготовке детей к школе. Общие показатели результатов психологической готовности детей к школе
Таблица 7
Показатели подготовленности выпускников ДОУ к школе
Уровни готовности
2007-2008г.
49 детей 2008-2009г.
41 ребенок 2009-2010г.
41 ребенок 2010-2011г.
44 ребенка Высокий 18- 37% 17-41% 14-34% 15-34% Средний
23-49% 21-52% 25-61% 28-64% Ниже среднего 7-14% 3-7% 2-5% 1-2%
Для повышения показателей подготовленности выпускников детского сада к школьному обучению необходимо работать с педагогами, а именно повышать их квалификацию через методическую работу.


Рисунок 5 - Мониторинг качества ЗУН детей выпускных групп по направлениям деятельности «Программы воспитания и бучения в детском саду» М.А.Васильевой за 2007-2008 учебный год


Рисунок 6 - Мониторинг качества ЗУН детей выпускных групп по направлениям деятельности «Программы воспитания и бучения в детском саду» М.А.Васильевой за 2008-2009 учебный год


Рисунок 7 - Мониторинг качества ЗУН детей выпускных групп по направлениям деятельности «Программы воспитания и бучения в детском саду» М.А.Васильевой за 2009-2010 учебный год


Рисунок 8 - Мониторинг качества ЗУН детей выпускных групп по направлениям деятельности «Программы воспитания и бучения в детском саду» М.А.Васильевой за 2010-2011 учебный год


Результат в усвоении Программы достигается за счет проведения систематической работы, направленной на повышения качества воспитания и образования дошкольников при подготовке к школе.
На протяжении 5-и лет воспитатели выпускных групп отслеживают успешность выпускников, обучающихся в МОУ СОШ №21.
Таблица 8
Успешность школьного обучения выпускников ДОУ
Учебный год Кол-во детей Показатели успешности Русский Математика Чтение 2008г.
29 отлично 1-3% 5-17% 5-17% хорошо 17-59% 19-66% 16-55% удовлетворительно. 11-38% 5-17% 8-28% 2009г.
27 отлично 2-7% 3-11% 8-30% хорошо 18-67% 17-63% 16-59% удовлетворительно 7-26% 7-26% 3-11% 2010г.
16 отлично 3-19% 6-38% 9-56% хорошо 9- 56% 8- 50% 4-25% удовлетворительно 4-25% 2-12% 3- 19%
Мониторинг успешности выпускников детского сада (табл.8) позволяет нам сделать вывод, что совместная работа МДОУ д/с общеразвивающего вида с МОУ СОШ №21 дают положительные результаты. Надеемся, что наше сотрудничество будет совершенствоваться в данном направлении.
Работа школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирования у детей интереса к занятиям и учебной деятельности.
Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования.

2.2 Разработка модели методической работы с педагогами ДОУ по организации преемственности дошкольной и школьной ступени образования

Для повышения эффективности методической работы по преемственности была разработана система методической работы с педагогами ДОУ по организации преемственности дошкольной и школьной ступени образования (рис.9)


Рисунок 9 - Система методической работы с педагогами ДОУ по организации преемственности дошкольной и школьной ступени образования

И на сегодняшний день ситуация во многом изменилась.
• Нами был разработан план совместных мероприятий (приложение 1), реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшение качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном.
• традиционными стали и Дни открытых дверей в дошкольных образовательных учреждениях для учителей начальных классов, что очень помогает устанавливать доверительные и партнерские отношения между педагогами;
• созданы рабочие группы, цель которых – разработать подробные методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов и родителей.
Детские сады и школы, на данный момент, пересматривают свою работу в направлении преемственности. Эффективными, стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация совместных педагогических советов, круглых столов, мастер-классов. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе, это дает возможность каждому педагогу обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей.
Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, и не ущемлять его право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.
С целью выравнивания стартовых возможностей детей 6 - 7 лет, на этапе их перехода к обучению в школе, педагогом - психологом нашего детского сада Г.М.Галиевой разработан комплекс игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития».
В системе проведение коммуникативных тренингов:
«Ребята, давайте жить дружно!». Цель: сплочение коллектива и обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ;
«Здравствуй, я, сам!». Цель: формирование осознания чувств, ощущения собственного тела, восприятия, самосознания;
«Безопасность». Цель: профилактика и предупреждение травматизма у детей на дорогах;
Психогимнастические занятия. Цель: психологическая профилактика возможных трудностей ребенка при адаптации к школе, повышение школьной мотивации;
Коррекционно - развивающие занятия «Клуб будущий первоклассник» по результатам диагностики дошкольной деятельности.
Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятий. Например, в школах проводятся праздники, посвященные началу учебного года, такие как: «Прощание с букварем», «Книжкина неделя». В свою очередь, в детском саду много интересных мероприятий, в которых учителя школы принимают самое активное участие: «Прощание с детским садом», «День дошкольного работника», «День защиты детей» и многие другие.
Для воспитанников детских садов и учеников начальной школы организуются: совместные акции «Школьные музеи дошкольникам», «Новогоднее чудо»; совместные выставки детского творчества «На планете голубой завтра жить и нам с тобой», «Мир глазами ребенка». Активное участие наши воспитанники и ученики начальной школы приняли в фестивале «Научно- техническое творчество и молодежные инициативы».
Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ.
Однако, серьезной проблемой остается проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению. При поступлении в некоторые школы требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и знал многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Хорошим у родителей считается детский сад, из которого дети переходят в «элитную» школу, в связи с этим воспитатели выстраивают образовательный процесс в «школьной логике», игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями.

2.3 Мероприятия по реализации системы методической работы с педагогами ДОУ по организации преемственности дошкольной и школьной ступени образования

Наш детский сад многие годы сотрудничает с МОУ СОШ № 21. Вначале каждого учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект совместной деятельности.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: “Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе”.
Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1-ом класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей.
Определение задач методической службы определяет наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:
максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
создать благоприятный психологический климат в коллективе;
обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
опробовать педагога в новой роли.
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.
С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.
Критерии эффективности работы методической службы:
эффективность для ребенка:
положительная динамика качества обучения и воспитания;
отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
дифференцированный подход к каждому ребенку;
эффективность для родителя:
положительная оценка деятельности МДОУ, педагогов со стороны родителей;
готовность и желание родителей помогать МДОУ;
высокая степень информированности о состоянии дел в МДОУ среди родителей;
эффективность для педагога:
положительный психологический климат в коллективе;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
высокий уровень профессиональной деятельности.
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”, “Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки”; проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.
И, конечно, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея “Военной славы”, школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – все это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Весной ДОУ проводит День открытых дверей, на который мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети готовят концерт, организуется выставка детских рисунков и поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.
Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведенных за ним еще в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей.
Конечно, не все наши дети идут учиться в школу № 21. 50% наших выпускников обучаются в школах № 45 и № 13, где проделанная работа помогает детям легко адаптироваться и успешно учиться.
Таким образом, проблема преемственности может быть успешно решена при системной методической работе и тесном взаимодействии детского сада и школы. Предложенная система методической работы оказывает помощь педагогам не только в поисках форм и методов работы, но и повышает их профессиональную компетентность, а значит, положительно влияет на педагогические условия организации преемственности детского сада и школы.


Заключение

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в д/с и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен.
В данной работе были рассмотрены теоретические основы организации методической работы по преемственности в работе ДОУ и школы
Анализ практической ситуации в детском саду №1025 по реализации методической работы по организации преемственности детского сада и школы показал, что работа в данном направлении проводится и имеет определенные результаты, однако она имеет ситуативный характер.
Анализ литературы и практической ситуации дал основание для разработки системы методической работы с педагогами ДОУ по организации преемственности дошкольной и школьной ступени образования.
В качестве реализации предлагаемой системы методической работы предложен план практических мероприятий.
Среди качественных показателей педагогов следует отметить рост профессиональной ответственности, осознание необходимости непрерывного профессионального саморазвития, осознание роли методической работы в росте уровня их профессионализма, ориентированность на достижение высоких результатов педагогической деятельности, на личный вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса.
В заключении хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Список литературы

Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение//Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. – 2005. - №5
Белкин А.С. Педагогика детства. – Екатеринбург: Сократ, 1995.
Болотина Л. Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы (методическое пособие). – М.: Айрис пресс, 2005.
Бывшева М.В. Преемственность дошкольной и начальной ступеней образования: проблемы и решения//Педагогическое образование в России. – 2011. - №1. – С.243-250.
Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. − С. 82-85.
Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М,: АСТ, 1997.- С. - 393.
Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М. 1991. -С. -81.
Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. − №6. – С. 70-78.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 — 18.
Демерчан А.М. Организация предшкольного образования в условиях образовательного учреждения начальная школа-детский сад// Управление начальной школой. – 2009. - №7. – С.54-61.
Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. М.1973. с.-151.
Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. – 2000. – №2. – C. 69 – 79.
Индивидуально-творческое развитие будущих учителей начальной школы в педагогическом вузе Академическая мобильность студентов: возможности и перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции 28 ноября 2008 года / Под ред. В.В. Гаврилова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – С.136-138.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)//Нормативно-правовая база ДОУ: сб.офиц.док. и программно-метод.материалов. – М., 2008
Карловская Н.П. Слово учителя – родителям. Материалы к родительскому собранию// Начальная школа. – 2008. - №12. - с.20-23, Газета «Школьный психолог» 10/2009 «Талантливые. Умные. Задорные» стр. 39, Газета «Школьный психолог» 11/2009 «В поисках спокойствия». стр. 46-47, Газета «Школьный психолог» 14/2009 «Письма для Пожирателя неприятностей» стр. 21-23.
Ковалева Г.С. Сценарии школьных мероприятий. – изд. 3. - Внеклассное мероприятие, 2009.
Лапина Л.Б. X Всероссийская научно – практическая конференция. Печатный материал опубликован в материалах конференции, Инновационная деятельность в образовательном учреждении, часть 3, 16 апреля 2009 года; с.104-107.
Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. – 2001. – 45с.
Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М. 2005. с.-152.
Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. − М., 2005.
Методика преподавания технологии в начальной школе Методические рекомендации к СРС - Сургут: РИО СурГПУ, 2009. – 75с.
Миронова О.П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребёнка
Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград, 2007.
Организация групп предшкольной подготовки Управление начальной школой. – 2009. - №7. – С.54-61.
Орешкина А.К. Преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования: автореф.дисс.д-ра пед.наук, - М., 2009
Пашкова М.М. Основные аспекты преемственности.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДО»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).
Письмо Министерства образования РФ от 22.07.97 №990/14-15 «О подготовке детей к школе».
Письмо Министерства образования «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 № 237/ 23-16
Поддьяков Н.Н. и др. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. - Москва-Братислава, 1989
Предшкольное образование детей в деятельности образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад»//Управление начальной школой. – 2009. - № 7. - с 54-61.
Программы для средней общеобразовательной школы, 1 - 2 классы». – К.: Педагогічна думка, - 2001. 128 с.
Справочник руководителя дошкольного учреждения №8,август 2005
Сергеева В. П. Преемственность: теория и действительность
Синебрюхова В.Л. Подготовка будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности в условиях вариативного образования Сборник научных материалов региональной научно-практической конференции «II Знаменские чтения: Актуальные проблемы образования и науки»: В 2 ч./ Под ред. В.Н. Малиновской. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – Ч.1. – С. 68-70.
Тимофеенко Е.А. Преемственность детского сада и школы. - http://detsad86.ru/sovetyi-pedagogam/preemstvennost-detskogo-sada-i-shkolyi.html.
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников, - М.: Просвещение, 1980. - 65 с.
Ушинский К.Д. Педагогическая система. - М.: Просвещение, 1984.-561с.
Учебные задания как средство развития математической грамотности младших школьников. Современные подходы к управлению качеством дошкольного и начального образования: Сборник научных статей и материалов межвузовской заочной научно-практической конференции 20 марта 2008 года / Отв. Ред. В.Л. Синебрюхова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - С.41-47.
Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2009.
Формирование творческой индивидуальности будущего учителя начальной школы средствами воспитательной работы Современные подходы к управлению качеством дошкольного и начального образования: Сборник научных статей и материалов межвузовской заочной научно-практической конференции 20 марта 2008 года / Отв. Ред. В.Л. Синебрюхова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - С.109-113.
Приложение 1
План мероприятий по реализации системы методической работы по преемственности детского сада и начальной школы
№ п/п Формы работы Задачи Сроки выполнения 1.1 Участие детей подготовительной группы в торжественной линейке 1 сентября Развлечение «Путешествие Буратино в страну знаний» Становление социальной позиции будущих школьников, выработка стиля взаимодействия детей и взрослых, постепенная адаптация детей к школьной жизни Сентябрь
1.2 Экскурсия по школе (библиотека, класс, физкультурный и музыкальный залы, компьютерный класс и т. д.) Сентябрь
1.3 Совместная практическая деятельность первоклассников и детей подготовительной к школе группы: «Посвящение в первоклассники», «Праздник Букваря», «День выпускников ДОУ», «Книжкина неделя», «Веселые старты» По плану школы 2.1 Участие педагогов ДОУ и учителей начальных классов в методическом объединении, координационном совете: «Преемственность в содержании образования:
современные д/с в условиях вариативности программ: программа «Истоки»;
особенности вариативных образовательных программ обучения в начальной школе по системам Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова Установление связей и взаимодействие ДОУ и начальной школы, знакомство с формами и методами обучения, обеспечение преемственности
В содержании процесса обучения
Октябрь 2.2 Взаимопосещения педагогами ДОУ и учителями школы воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и школе В течение года
2.3 Участие учителей начальных классов в педагогическом совете ДОУ «Развитие детского творчества» Декабрь
2.4 Современные технологии преемственности творческого развития детей Март
2.5 Участие учителей начальных классов и педагогов в викторине для родителей и детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Букварию» Апрель 2.6 Публикация из опыта работы ДОУ и школы № 15 по вопросам преемственности в методическом сборнике «Преемственность в образовании», Апрель 2.7 Открытый просмотр итоговых занятий познавательного цикла в подготовительной к школе группе Март 2.8 Диагностика развития детей, поступающих в школу:
«Психологическая готовность детей 6 лет к учебной деятельности» «Информационная карта выпускника ДОУ» Апрель 2.9 Участие в комплектовании 1-х классов выпускниками ДОУ Апрель- май 2.10 Разработка и проведение тематического тренинга для родителей «Когда ребенок сводит взрослого с ума» Октябрь - март 3.1 Дискуссия с элементами практикума «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу?» Становление правильной позиции родителей будущих школьников, обогащение и активизация их воспитательных умений, помощь в разрешении проблем по подготовке детей к школе Февраль 3.2 Подготовка рекомендаций для родителей «Формирование установок и ожиданий будущего дошкольника» Март 3.3 Оказание консультационной помощи родителям по подготовке детей к школе в условиях семьи
В течение года








3










Начальный этап – семинары, круглые столы для воспитателей и педагогов начальной школы

План совместных мероприятий

Совместные педсоветы, круглые столы, мастер-классы

Рабочие группы методистов

Дни открытых дверей в ДОУ

Совместные праздники, фестивали, выставки, проекты

Взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, обмен опытом

Заключительный этап –
Требования к готовности ребенка к школьному обучению

Основной этап






































































Модель выпускника детского сада и ученика.

Преемственность технологий
МДОУ д/с
«Знакомство детей с народным творчеством через моделирование», «Технология развития связной речи посредством моделирования»
МОУ СОШ №21
«Технология интегрированного урока»,
«Технология реализации поэтапного формирования умственных способностей»


Совместные мероприятия для детей ДОУ и СОШ

Взаимодействие педагогов-психологов, учителей-логопедов и др. специалистов

Совместные мероприятия: педсоветы, семинары и т.д.

Сотрудничество с родителями

Взаимосвязь с социумом

Кружковая работа с детьми

Самобразование педагогов.
Курсы повышения квалификации

Качественный анализ ЗУН детей
Психологическая диагностика

Приоритетные направления: художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей

Контрольно-аналитическая деятельность

Взаимопосещение занятий, уроков воспитателями, учителями

Преемственность программ:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, «Школа России» А.А.Плешакова.


Преемственность

Положение о взаимодействии МДОУ д/с и МОУ СОШ №21


Договор о совместной работе
МДОУ д/с и МОУ СОШ №21


1.Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение//Антропологический, деятельностный и кульутрологический подходы. Тезаурус. – 2005. - №5
2.Белкин А.С. Педагогика детства. – Екатеринбург: Сократ, 1995.
3.Болотина Л. Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы (методическое пособие). – М.: Айрис пресс, 2005.
4.Бывшева М.В. Преемственность дошкольной и начальной ступеней образования: проблемы и решения//Педагогическое образование в России. – 2011. - №1. – С.243-250.
5.Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. ? С. 82-85.
6.Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. ? №6. – С. 70-78.
7.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
8.Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 — 18.
9.Демерчан А.М. Организация предшкольного образования в условиях образовательного учреждения начальная школа-детский сад// Управление начальной школой. – 2009. - №7. – С.54-61.
10.Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. – 2000. – №2. – C. 69 – 79.
11.Индивидуально-творческое развитие будущих учителей начальной школы в педагогическом вузе Академическая мобильность студентов: возможности и перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции 28 ноября 2008 года / Под ред. В.В. Гаврилова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – С.136-138.
12.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)//Нормативно-правовая база ДОУ: сб.офиц.док. и программно-метод.материалов. – М., 2008
13.Карловская Н.П. Слово учителя – родителям. Материалы к родительскому собранию// Начальная школа. – 2008. - №12. - с.20-23, Газета «Школьный психолог» 10/2009 «Талантливые. Умные. Задорные» стр. 39, Газета «Школьный психолог» 11/2009 «В поисках спокойствия». стр. 46-47, Газета «Школьный психолог» 14/2009 «Письма для Пожирателя неприятностей» стр. 21-23.
14.Ковалева Г.С. Сценарии школьных мероприятий. – изд. 3. - Внеклассное мероприятие, 2009.
15.Лапина Л.Б. X Всероссийская научно – практическая конференция. Печатный материал опубликован в материалах конференции, Инновационная деятельность в образовательном учреждении, часть 3, 16 апреля 2009 года; с.104-107.
16.Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. – 2001. – 45с.
17.Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
18.Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. ? М., 2005.
19.Методика преподавания технологии в начальной школе Методические рекомендации к СРС - Сургут: РИО СурГПУ, 2009. – 75с.
20.Миронова О.П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребёнка
21.Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград, 2007.
22.Организация групп предшкольной подготовки Управление начальной школой. – 2009. - №7. – С.54-61.
23.Орешкина А.К. Преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования: автореф.дисс.д-ра пед.наук, - М., 2009
24.Пашкова М.М. Основные аспекты преемственности.
25.Письмо Министерства образования РФ от 22.07.97 №990/14-15 «О подготовке детей к школе».
26.Письмо Министерства образования «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 № 237/ 23-16
27.Предшкольное образование детей в деятельности образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад»//Управление начальной школой. – 2009. - № 7. - с 54-61.
28.Программы для средней общеобразовательной школы, 1 - 2 классы». – К.: Педагогічна думка, - 2001. 128 с.
29.Справочник руководителя дошкольного учреждения №8,август 2005
30.Сергеева В. П. Преемственность: теория и действительность
31.Синебрюхова В.Л. Подготовка будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности в условиях вариативного образования Сборник научных материалов региональной научно-практической конференции «II Знаменские чтения: Актуальные проблемы образования и науки»: В 2 ч./ Под ред. В.Н. Малиновской. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – Ч.1. – С. 68-70.
32.Тимофеенко Е.А. Преемственность детского сада и школы. - http://detsad86.ru/sovetyi-pedagogam/preemstvennost-detskogo-sada-i-shkolyi.html.
33.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников, - М.: Просвещение, 1980. - 65 с.
34.Ушинский К.Д. Педагогическая система. - М.: Просвещение, 1984.-561с.
35.Учебные задания как средство развития математической грамотности младших школьников Современные подходы к управлению качеством дошкольного и начального образования: Сборник научных статей и материалов межвузовской заочной научно-практической конференции 20 марта 2008 года / Отв. Ред. В.Л. Синебрюхова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - С.41-47.
36.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2009.
37.Формирование творческой индивидуальности будущего учителя начальной школы средствами воспитательной работы Современные подходы к управлению качеством дошкольного и начального образования: Сборник научных статей и материалов межвузовской заочной научно-практической конференции 20 марта 2008 года / Отв. Ред. В.Л. Синебрюхова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - С.109-113.

Вопрос-ответ:

Какие задачи стоят перед методической работой по преемственности между детским садом и школой?

Методическая работа по преемственности между детским садом и школой ставит перед собой такие задачи, как обеспечение гармоничного перехода ребенка из детского сада в школу, содействие развитию познавательных и коммуникационных способностей у детей, формирование у них навыков самостоятельной работы и ориентации в учебном процессе.

Какие методические подходы используются при работе с педагогами для организации преемственности между детским садом и школой?

Для организации преемственности между детским садом и школой используются различные методические подходы, включающие проведение совместных педагогических совещаний, разработку методических материалов, обмен опытом, проведение семинаров и тренингов, а также создание партнерских отношений между педагогами детского сада и школы.

Какие основные проблемы возникают при организации преемственности между детским садом и школой?

Организация преемственности между детским садом и школой может столкнуться с такими проблемами, как несоответствие программ и методик работы, различия в подходах к оцениванию достижений детей, отсутствие информационного обмена между педагогами, отсутствие согласованной системы перехода ребенка из детского сада в школу.

Какая помощь оказывается воспитателям детского сада в организации преемственности с школой?

Воспитателям детского сада оказывается методическая помощь в организации преемственности с школой, включающая разработку образовательных программ, проведение консультаций и тренингов по методам обучения и воспитания детей, создание условий для совместной работы с учителями школы, организацию мероприятий совместного обучения.

Какие основные направления методической работы с педагогами по преемственности между детским садом и школой?

Методическая работа с педагогами по преемственности между детским садом и школой осуществляется в нескольких направлениях: создание совместных программ обучения, обмен опытом работы, проведение совместных мероприятий, разработка и использование общих методических материалов, организация совместного планирования работы и взаимной поддержки.

Какие теоретические основы организации методической работы по преемственности в работе ДОУ и школы представлены в статье?

Статья обсуждает преемственность детского сада и школы как организационно-педагогическую проблему и актуальные задачи организации преемственности в условиях модернизации образования. Также указываются основные направления оказания методической помощи воспитателям по преемственности в работе ДОУ и школы.

Какие задачи организации преемственности детского сада и школы указаны в статье?

Статья обозначает актуальные задачи организации преемственности в условиях модернизации образования. Это могут быть задачи по согласованию программ образования, разработке единого методического подхода, созданию условий для бесперебойного образовательного процесса и т.д.

Какие основные направления оказания методической помощи воспитателям по преемственности в работе ДОУ и школы представлены в статье?

Статья указывает, что основные направления методической помощи могут включать в себя курсы повышения квалификации, организацию педагогических советов и консультаций, разработку методических материалов и рекомендаций, а также обеспечение сотрудничества между педагогами ДОУ и школы.