Совершенствование методов управления качеством технические обслуживании и ремонт авиационной техники

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Управление качеством
  • 8787 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 17.11.2020
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 6
1.1. Особенности современной бизнес-среды и проблемы адаптации компании к ее изменениям 6
1.2. Анализ стандартных процедур совершенствования методов управления качеством технического обслуживания 16
1.3. Качество производства на авиационных предприятиях 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ПАО «ТЕХПРИБОР» 34
2.1. Характеристика компании ПАО «Техприбор» 34
2.2. Стратегический анализ компании ПАО «Техприбор» 58
2.3. Анализ с методов управления качеством технического обслуживания и ремонта 66
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА 75
3.1 Изменения в менеджменте процессов управления качеством технического обслуживания и ремонта 75
3.2. Оценка эффективности 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83

Фрагмент для ознакомления

Для этого составляется профиль позиционирования элементов SWOT (табл. 2.10).Для дальнейшего их рассмотрения, парного сопоставления и установления между ними связей необходимо составить матрицу SWOT-анализа (рис. 2.10).Таблица 2.10. Профиль позиционирования элементов SWOT-анализа для ПАО «Техприбор»Степень влияния элементов на деятельность предприятия Элементы SWOT Возможности Угрозы Сильные стороны Слабые стороны Вероятность реализации Вероятность наступления Вероятность поддержки и развития Вероятность преодоления высокая средняя низкая высокая средняя низкая высокая средняя низкая высокая средняя низкая Сильное влияние Уровень конкурентного потенциала Квалификационные характеристики рабочей силы Средства государственного воздействия на экономику Политическая стабильность Покорение ПАО «Техприбор»Увеличение контроля над поставщиками Наличие потенциальной конкуренции Ценовая политика Умеренное влияние Социальные мероприятия Самофинансирования хозяйственной деятельности Недостаточное государственное фи-ванияЭкологические показатели Предпочтительны финансовые позиции в ПАО «Техприбор»Способность к осуществлению конкурентной деятельности Высокаянаукоемкость деятельности Высокая чувствительность покупателей к ценам на работы Слабое влияние Источник: разработка автораРисунок 2.10. Матрица SWOTИсточник: разработка автораМатрица SWOT строится в двух векторах: внешней среды (горизонтальный) и внутренней среды (вертикальный). Каждый вектор разбивается на два уровня: возможности и угрозы, которые были обнаружены во внешней среде; сила и слабость потенциала предприятия. При этом в матрицу необходимо вписывать наиболее значимые элементы SWOT, которые были обнаружены в профиле позиционирования. На пересечениях отдельных составляющих групп факторов формируются четыре поля (квадранта).Для них характерны определённые стратегические указания, которые формулируются на основе сообщений отдельных элементов SWOT и которые необходимо учитывать в ходе разработки стратегии соответствующего типа.Поле СиМ - предусматривает разработку стратегий развития сильных сторон предприятия в направлении реализации возможностей внешней среды. Поле СлВ - нацеливает действия предприятия на использование возможностей для преодоления слабых сторон внутреннего потенциала предприятия. Поле СиЗ - ориентирует стратегию на борьбу с опасностями за счёт использования внутренних резервов. Сильные стороны предприятия должны обеспечить ему защиту от неблагоприятных факторов внешней среды.Поле СлУ - задаёт необходимость выработки такой стратегии, которая позволила бы предприятию не только укрепить свой ​​потенциал, но и предотвратить возможные угрозы во внешней среде. Как правило, менеджеры должны строить стратегию предприятия на том, что у них лучше всего получается и избегать стратегий, успех которых преимущественно зависит от сферы деятельности, в которых компания слаба или её возможности не проверены.Осуществляя анализ среды предприятия, следует иметь в виду, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность: нереализованная возможность может стать угрозой, если её использует конкурент, или, наоборот, заранее замеченная угроза может создать для компании дополнительное преимущество, когда конкуренты её не устранили.Следует отметить, что при проведении SWOT - анализа в большинстве случаев применяется информация, полученная методом экспертных оценок. Применение этого метода может дать большие погрешности, величина которых зависит от состава экспертов и метода обработки результатов. Исходя из указанных элементов SWOT, выделенных в профиле позиционирования, можно составить следующую матрицу SWOT- анализа (табл. 2.11).Таблица 2.11. Матрица SWOT и PEST - анализа деятельности ПАО «Техприбор»Возможности Угрозы Уровень конкурентного потенциала Самофинансирование хозяйственной деятельности Недостаточное государственное финансирование Экологические показатели Сила Покорение ПАО «Техприбор»Развивать направление конкурентного ростаИзыскание средств для осуществления конкурентной деятельности Поиск альтернативных источников финансирования Активизировать работу с надзорными органами по экологическим вопросам Способность к осуществлению конкурентной деятельности Рассмотреть альтернативные варианты конкурентной стратегии Активизировать конкурентную деятельность Осуществлять конкурентную деятельность за счёт внебюджетных средств Усовершенствовать экологические показатели Слабость Наличие потенциальной конкуренции Усилить контроль за использованием средств на осуществление конкурентной деятельности Усовершенствовать систему финансирования инновационной деятельности Усилить контроль за поступлением средств из бюджета Усилить контроль за использованием средств на экологические мероприятия Высокаянаукоемкость работ Повысить уровень существующего конкурентного потенциала Увеличить объёмы финансирования конкурентной деятельности Оптимизировать систему распределения государственных средств Усилить контроль за осуществлением природоохранных мероприятий Источник: разработка автораПосле составления матрицы SWOT предприятию необходимо ответить на следующие вопросы:1. Имеет ли предприятие сильные стороны или конкурентные преимущества, на которых могла бы основываться стратегия?2. Делают ли слабые стороны предприятия его уязвимым в конкурентной борьбе и / или лишают они предприятию возможности использовать определённые перспективы отрасли? Какие слабые стороны должна преодолеть стратегия?3. Какие возможности во внешней и внутренней среде может использовать предприятие со своими ресурсами и опытом, чтобы реально рассчитывать на успех?4. Каких угроз больше всего должно опасаться руководство, и к каким стратегическим изменениям оно должно обратиться, чтобы обеспечить надёжную защиту?Анализ табл. 2.11 показал, что:- В условиях наличия потенциальной конкуренции сильной стороной деятельности ПАО «Техприбор» является подчинение дочернему предприятиюОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации «Ростех», а невозможность выбора реализации из нескольких альтернативных конкурентных стратегий, что обусловлено не полным использованием конкурентного потенциала, является слабой стороной.- Имеющийся конкурентный потенциал в 2017-2019 годах реализовывался в следующих направлениях исследований и разработок по вопросам:1) обеспечение проведения проектных работ на заказ страны и внешних источников;2) проектирования, строительства, реконструкции и ремонта авиационной техники общего и военного значения;3) обновление формы мотивации и организации труда;4) обновление основных производственных фондов;5) обеспечение всех подразделений необходимой рыночной информацией, координации их работы с целью ориентации на потребности рынка.Таким образом, оценённый с помощью SWOT и PEST - анализа конкурентный потенциал не задействован на полную мощность. Предприятию следует изучать конкурентоспособность предприятий - аналогов других рынков страны, пытаться самому разрабатывать изобретения для улучшения своей хозяйственной, конкурентной деятельности, увеличить объёмы финансирования на повышение квалификации персонала. Возможность роста существующего уровня конкурентного потенциала имеет объективное основание при наличии собственных конкурентных ресурсов и опыта. В качестве главных угроз для предприятия может выступать уровень экологической безопасности в регионе и недостаточный объем финансирования основной деятельности.Недостаточный объем государственного финансирования вызывает необходимость оптимизации системы распределения государственных средств и совершенствования системы финансирования конкурентной деятельности. Данный недостаток не позволяет предприятию использовать определённые перспективы авиатехнологической области.Указанные факторы являются серьёзными угрозами для ПАО «Техприбор», поэтому руководство предприятия должно принять решительные меры относительно постоянных поисков альтернативных источников пополнения собственных средств, а также совершенствование экологических мероприятий, что обеспечит надёжную защиту.Таким образом, с помощью SWOT и PEST - анализа была проведена оценка как деятельности ПАО «Техприбор» вообще, так и оценка состояния её конкурентного потенциала.2.3. Анализ с методов управления качеством технического обслуживания и ремонтаЗа это время предприятие разработало агрегаты топливопитания и регулирования для самых различных типов авиационных двигателей.Более пятьсот типов агрегатов топливной автоматики и электронных систем управления газотурбинным двигателем серийно производятся на заводах России и за ее рубежом и эксплуатируются в составе самолетов и вертолетов военного и гражданского назначения, в том числе таких как: МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, Ту-95, МиГ-23, Су-17, Су-24, Ту-22, МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35С, Ту-160, Ту-144, Ил-62, Ил-86, Ми-8, Ми-38.В цехе 242 в 2019 году оформлено 88 РНО. Актов о браке оформлено на сумму 4 351 472,77 руб., в связи с чем, было принято решение провести анализ по всем видам и источникам несоответствий для выявления причин несоответствий (Рисунок 2.11).Рисунок 2.11. Анализ по исполнителямПри подробном анализе выявлено, что самыми частыми причинами появления несоответствий, являются несоответствия исполнительного характера (62 РНО), после чего было принято решение о реализации встраивания контроля качества продукции в производственный процесс цеха 242 по методологии бережливого производства.Система менеджмента качества была внедрена на предприятие более десяти лет назад и существует по сегодняшний день. Были проведены необходимые процедуры по ее введению на ПАО «Техприбор», а сейчас вносятся коррективы. В связи с утвердившимся ГОСТ ISO 9001:2019 ПАО «Техприбор» в 2021 году готовится к переходу на новую версию стандарта.Первый этап состоял в размещении поста визуального контроля на рабочих местах с целью самоконтроля по средствам применения инструмента бережливого производства «Визуализация».Информацию по несоответствиям брали от сотрудников бюро технологического контроля (БТК) и визуализировали ее на цеховых стендах во всех цехах завода, но отсутствовала информация о массовости этих дефектов (Рисунок 2.12).Рисунок 2.12. Пост визуального контроляЗа период 2020-18 гг. в цехе 242 после применения инструмента визуализации была попытка перевести большинство основных производственных рабочих на самоконтроль, но дефекты как были, так и осталось, по причине низкой квалификации рабочих.После чего было принято решение проведения второго этапа реализации данной методологии.Второй этап реализации заключался в организации на постоянной основе мониторинга приемки продукции в цехе заготовительно-штамповочного производства (223) силами сотрудников отдела совершенствования производственной системы (203).В результате чего приемку продукции стали осуществлять где угодно, только не рядом с сотрудником отдела совершенствования производственной системы 203.В Третий этап реализации за мониторингом и выявлением несоответствий «неофициально» были закреплены бригадир и контрольный работник бюро технологического контроля.После чего был проведен подробный анализ по видам несоответствий (Рисунок 2.13) и количеству отклонений от хода производственного процесса по изделиям (Рисунок 2.14)Рисунок 2.13. Анализ по видам несоответствий.Рисунок 2.14. Анализ по изделиямПроведя анализ, было выявлено, что несоответствий больше, чем указывается в официальной статистике. Но при этом под угрозу наказания попали бригадир и контрольный работник за ведение двойной отчетности по качеству. Данную статистику в дальнейшем использовать было нельзя.В четвертом этапе реализации было принято решение продолжить работу в цехе агрегатно сборочного производства (283) на отсеке ф-2.Отсек Ф-2 - основная часть конструкции самолета, служащая для соединения носовой и хвостовой частей фюзеляжа в одно целое, а также, для размещения оборудования и грузов (Рисунок 2.15). Рисунок 2.15. Отсек Ф-2.1 - средний отсек фюзеляжа; 2. - передний обтекатель центроплана; 3. - задний обтекатель центроплана; 4 - рампа; 5 – обтекатель шасси.Совместно с контрольными сотрудниками БТК данного цеха были проанализированы все несоответствия, возникающие при входном контроле от цехов поставщиков (Русинок 2.16 и 2.17).Рисунок 2.16. Анализ по цехамПосле проведения анализа в качестве пилотного цеха выбран цех 242 МКП, т.к. он больше всего изготавливает «закладные» (первые при сборе) детали с выявленными несоответствиями.По всем выявленным несоответствиям в цехе 242 МКП было проведено обследование рабочих мест, технологических процессов и подготовлены предложения по их устранению (Рисунок 2.17). Рисунок 2.17. Предложения по их устранениюПосле проведения анализа по видам и источникам несоответствий, а также проработки технической документации были разработаны рабочие инструкции (Рисунок 2.18).Рисунок 2.18. Рабочая инструкция на выполнение контроляРисунок 2.19. Рабочая инструкция на выполнение контроляРисунок 2.20. Визуальная инструкцияРисунок 2.21. Визуальная инструкцияПодводя итоги всех этапов внедрения, было принято решение о разработке визуальных инструкций и рабочих инструкций (Рисунок 2.9-2.21), а также об организации стендов на рабочих местах для устранения данного источника возникновения несоответствий.Рисунок 2.22. Стенд контроля качестваПроведено обучение рабочих и их аттестация. Выпущено распоряжение о введении инструкции о порядке нанесения отметки в зоне контроля рабочими.Данные контрольные операции взяты под контроль для мониторинга снижения дефектности. Цикл мониторинга дефектности длительный. Как только появится динамика снижения дефектности, данный опыт будет тиражироваться во все подразделения завода.Вывод по второй главеВ данной научной работе нами был рассмотрен такой инструмент бережливого производства как «визуализация».При внедрении данного проекта в «пилотном» цехе механокаркасного производства ПАО «Техприбор», были разработаны визуальные и рабочие инструкции по изготовлению деталей (узлов агрегатов), которые организованны на стендах, где подробно были указаны основные способы самоконтроля и устранения несоответствий на рабочих местах.Благодаря данному опыту в процессе внедрения методологии было обучено много цеховых рабочих, что, несомненно, принесет пользу в дальнейшей работе.С помощью методологии бережливого производства, применения визуальных стендов контроля качества при изготовлении деталей в цехе механокаркасного производства, количество дефектов значительно уменьшилось, что привело к улучшениям показателей в области качества производства.Количество брака также значительно уменьшилось.Поставленные нами задачи в данной научной работе были успешно выполнены, что говорит о полезности внедрения данного метода.В связи с тем, что в настоящее время на предприятие ПАО «Техприбор» острой проблемой является большое количество дефектов в изготовлении продукции, данный проект стал успешным.Для поднятия качества продукции необходимо тиражирование данной методологии на всём производстве.ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА3.1 Изменения в менеджменте процессов управления качеством технического обслуживания и ремонтаАвиационная промышленность – это отрасль, в которой проводятся исследования, научные разработки, строительство и испытания опытных образцов, серийный выпуск летательных аппаратов и их элементов (двигателей, деталей и другого бортового оборудования). Это одна из наиболее высокотехнологичных областей промышленности с большим количеством высококвалифицированных работников. В настоящее время авиационная промышленность РФ занимает лидирующие позиции в мире по объемам выпуска гражданской и военной авиатехники. В процессе эксплуатации летательных аппаратов большое внимание уделяется техническому обслуживанию воздушных судов. Без технического обслуживания и надлежащего ухода любое воздушное судно очень быстро приходит в непригодное к полeтам состояние, что свидетельствует о снижении экономической эффективности эксплуатации воздушных аппаратов. Грамотное техническое обслуживание воздушных судов является основополагающим фактором безопасности полeтов. Обслуживание и техническая эксплуатация отечественных летательных аппаратов регламентирована руководящими документами разработчиков и производителей авиатехники. Исправным считается самолет, соответствующий всем требованиям технической документации и имеющий запас срока службы. На самолете должны быть выполнены установленные операции технического обслуживания и устранены все повреждения или отказы. Запас ресурса исправного самолета должен обеспечивать выполнение безотказного вылета. Предприятия авиационной промышленности, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов, относятся к мелкосерийным или единичным типам производства, данные предприятия часто имеют незначительную прибыль, за счет сложности подготовки заказа. Экономическим аспектом увеличения прибыльности компаний может являться сокращение времени производственных процессов. На предприятиях действует позаказная система планирования.Технология производства авиационных деталей включает следующие операции: механообрабатывающие; листоштамповочные; литейные; термообработку; гальваническую, химическую обработку и покраску. Потребность в услугах предприятий по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники постоянно растет. Это связано с наличием большого количества старых моделей самолетов в эксплуатации, а также трудностями в поставках зарубежных запасных частей из-за санкций и нелояльности таможенного законодательства. Соответственно, для удовлетворения потребностей авиаперевозчиков рынок технического обслуживания и ремонта нуждается в расширении за счет технических и экономических инноваций. Важным направлением повышения эффективности работы ремонтных предприятий является совершенствование договорной работы, в частности ведение договоров, открытие заказов, определение стоимости работ и установление цены контрактов. Длительность периода времени по составлению начальной цены контрактов часто является причиной недогрузки производственных мощностей предприятия и существенно уменьшает рентабельность продаж, за счет включения в себестоимость чрезмерных постоянных расходов. Технология установления начальной цены контракта приведена на рис. 3.1.Рисунок 3.1. Установление начальной цены контрактаРешением проблемы является внедрение ERP систем на предприятии. Для выбора наиболее эффективной информационной системы управления предприятием предлагается следующая методология: 1. Расчеттрудоемкости оформления одного договора при внедрении информационной системы управления. 2. Расчет количества дополнительных договоров в плановом периоде, по которым может быть определена начальная цена контракта. 3. Расчет производственной мощности предприятия. 4. Расчет дополнительных работ в плановом периоде с учетом оформленных договоров и пропускной способности предприятия. 5. Оценка капитальных и текущих затрат, связанных с внедрением автоматизированной системы управления. 6. Расчет показателей экономической эффективности инвестиционных вложений.3.2. Оценка эффективностиПример оценки эффективности внедрения информационной системы «Рапорт» на предприятии ПАО «ТЕХПРИБОР» приводится ниже. Стоимость капитальных вложений по проекту составляет 4500 тыс. р. В данные затраты входит:1. Обследование предприятия, разработка технического задания, построение необходимых моделей. 2. Доводка, установка и настройка системы с учетом специфики предприятия. 3. Тестовые испытания и опытная эксплуатация.4.Монтаж, починка поломок, рассмотрение разных моделей системы. 5. Обучение управленческого персонала, технологов, начальников цехов, а также рабочих, которые в дальнейшем будут следить за системой. 6. Перенос данных из старой системы. 7. Сервисные услуги. 8. Покупка турникетов на проход и карточек для персонала (по договоренности). Полугодовое обслуживание информационной системы составит 200 тыс. р. Благодаря автоматизации управленческих процессов произойдет существенное уменьшение затрат на подготовку одного договора (по времени) и сокращение количества занятых на одном проекте технологов и экономистов.За счет высвобождения управленческого персонала появляется возможность выполнять большее количество заказов одновременно с учетом производственных мощностей предприятия. В настоящий момент на предприятии ПАО «ТЕХПРИБОР» для компании ООО «ПРОМРЕСУРС» выполняется заказ «Агрегаты для топливной системы вертолета». Агрегат состоит из 18 комплектующих деталей, над заказом работают 3 технолога и 2 экономиста. Цикл расчета начальной цены контракта составляет 15 дней. В табл. 3.1 отражен перечень работ и их длительность по определению трудоемкости одной детали технологом.Таблица 3.1. Распределение по времени работы технолога над одной деталью№РаботатехнологаВремявыполнения (часы)1Разделение образца на составные части, поиск аналогичных образцов и оценка степени их близости42Оценка коэффициента относительной сложности составных частей13Учет снижения трудоемкости за счет роста технической вооруженности труда и совершенствования технологий производства2,54Определение трудоемкости создания аналогичных составных частей1,55Расчеттрудоемкости созданного опытного образца56Расчеттрудоемкостиработы3Чистая прибыль по проекту планируется на уровне 1082 тыс. р. При внедрении информационной системы«Рапорт» определение начальной цены контракта происходит за один день. Соответственно, появляется возможность выполнения нескольких заказов параллельно. Для определения номенклатуры дополнительных заказов требуется определить свободные производственные мощности компании. Эффективный фонд рабочего времени в плановом периоде составляет 6006 часов, что на 1889 часов превышает трудоемкость заказа «Агрегаты для топливной системы». В течение этого времени могут выполняться работы по заказу «Изготовление нервюр для самолета».системы управления на предприятии ПАО «ТЕХПРИБОР».Таблица 3.2. Денежные потоки проекта (тыс. р.)Наименованиепоказателя10.01.201910.04.201910.07.201910.10.201910.01.202010.04.202010.07.202010.10.202010.01.2021Капитальныевложения4500Расходына обслуживание системы185100100100100100100100Доходыотвнедренияавтоматизации001187,31187,31187,31187,31187,31187,31187,3CF-4500-1851087,31087,31087,31087,31087,31087,31087,3СF кум-4500-4685-3597,6-2510,3-1423-335,7751,51838,82926,1Трудоемкость изготовления одной нервюры составляет 6 нормо-часов, стоимость ее составляет 8 тыс. р., что позволяет в плановом периоде изготовить дополнительно продукции на 2270 тыс. р. В табл. 3.2 представлены денежные потоки по проекту внедрения информационной управления на предприятии ПАО «ТЕХПРИБОР».Таблица 3.3. Расчет критериев эффективностиNPV4575,83тыс. р.Ставкадисконтирования4%MIRR8%закварталIRR11%PPS1,5 годаВ табл. 3.3 рассчитаны показатели экономической эффективности проекта внедрения системы «РАПОРТ» на предприятии ПАО «ТЕХПРИБОР».Выводы потретей главеТаким образом, в данной работе проведено исследование рынка отрасли технического обслуживания и ремонта авиационных деталей. Выявлены проблемы мелкосерийных и единичных производств авиационной промышленности. На примере завода «ПАО «ТЕХПРИБОР»» рассчитаны показатели экономической эффективности внедрения автоматизированной системы управления «РАПОРТ» в практику работы экономических и технологических служб предприятия. Все критерии указывают на эффективность внедрения информационной системы на предприятии. Чистый доход по проекту составит более 4,5 млн р., вложенные в проект денежные средства окупятся через полтора года. Предложенный подход к оценке экономической эффективности внедрения информационных технологий развивает теорию инвестиционного анализа на промышленном предприятии.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ повышении международной конкурентоспособности ключевое место для предприятий занимает процесс формирования конкурентных преимуществ, ведь именно они обеспечивают в области их передовые позиции и рычаги влияния на соотношение конкурентных сил. Как результат, возникает объективная необходимость в разработке эффективных управленческих методик повышения конкурентоспособности предпринимательских структур.Предприятие ПАО «Техприбор» является специализированным предприятием по ремонту военной авиационной техники. На сегодняшний день ПАО «ТЕХПРИБОР» является членом мирового авиационного общества.Стоит отметить, что на рынке авиаремонтных услуг уровень конкуренции достаточно высок, ведь он всегда был и остаётся самым сложным сегментом авиастроения. Проблема обеспечения конкурентоспособности продукции авиационной техники на мировом рынке авиаремонтных услуг остаётся основной задачей, решение которой является многофакторным и сложным процессом. Современные условия функционирования предприятия в основном остаются негативными, чем благоприятными. Авиационно-ремонтное предприятие находится в удовлетворительном состоянии, поскольку, будучи в государственной собственности, оно не имеет должного финансирования и экономической самостоятельности. Очевидно, что существует сегодня ряд проблем, решение которых определяет необходимость формирования стратегии развития предприятия, которая учитывала бы специфические условия отечественной экономики, прежде всего экономическую нестабильность.Система менеджмента качества была внедрена на предприятие более десяти лет назад и существует по сегодняшний день. Были проведены необходимые процедуры по ее введению на ПАО «Техприбор», а сейчас вносятся коррективы. В связи с утвердившимся ГОСТ ISO 9001:2019 ПАО «Техприбор» в 2021 году готовится к переходу на новую версию стандарта.Далее проведено исследование рынка отрасли технического обслуживания и ремонта авиационных деталей. Выявлены проблемы мелкосерийных и единичных производств авиационной промышленности. На примере завода «ПАО «ТЕХПРИБОР»» рассчитаны показатели экономической эффективности внедрения автоматизированной системы управления «РАПОРТ» в практику работы экономических и технологических служб предприятия. Все критерии указывают на эффективность внедрения информационной системы на предприятии. Чистый доход по проекту составит более 4,5 млн р., вложенные в проект денежные средства окупятся через полтора года. Предложенный подход к оценке экономической эффективности внедрения информационных технологий развивает теорию инвестиционного анализа на промышленном предприятии.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ Баев, Н. А. Эксплуатационно-технические характеристики и обеспечение эксплуатации авиационной техники [Текст] / Н. А. Баев, О. Я. Дер-кач, В. Л. Каплан и др.; под.ред. А. Н. Петрова. – М.: Широкийвзгляд, 2019. – 140 сБезопасность полетов : учебник для вузов гражданской авиации / под ред. Р.В. Сакача – М. : Транспорт, 2017. – 240 с.Бережливое производство + шесть сигм» Майкл Л. Джордж / Пер. с англ. - Книга издательства «Манн, Иванов и Фербер», 2017. - 464 с;Бондаренко А.А. Использование возможностей программного продукта «Альт-Инвест» в рамках финансового планирования деятельности предприятий авиационной промышленности / А.В. Бондаренко, И.И. Денискина // Журнал «УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: МЕТОДЫ, МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ», материалы XVIII Международной научной конференции. – Изд.: ГОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет" (Уфа). – 2018. – с. 97-100.Бондаренко, А.В. Процесс формирования предприятиями авиационной промышленности системы ключевых показателей эффективности / А.В. Бондаренко, А.С. Чижик // Журнал «Экономика и предпринимательство». № 9 (98). 2018. с. 1111-1117.Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - Альпина Паблишер, 2011 - 470с.Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учебное пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. 384 с.Глухих И.Н. Теория систем и системный анализ. 2-е издание: учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 152 с.ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. – Москва : Изд-во стандартов, 2007. – 27 с.ГОСТ 18675-2016. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее. М: СтандартИнформ, 2017. 220 с.Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 303.Далецкий, С.В. Формирование эксплуатационно - технических характеристик воздушных судов гражданской авиации / С.В. Далецкий. – Москва: Воздушный транспорт, 2018.– 416 с.Данеев, А.В. Методика формирования комплекса средств управления сложной организационно - технической системой / А.В. Данеев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 9. – С. 263-268.Егер С.М., Матвиенко А.М., Шаталов И.А.. Основы авиационной техники: Учебник (Под ред. И.А.Шаталова) -М: Машиностроение, 2003.Зрячев С.А., Ларин С.Н. Состояние теории и практики принятия решений при синтезе и анализе авиастроительных производственных систем // Тезисы докладов XLIV международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения- 2018». М.: Моск. авиационный ин-т (национальный исследовательский университет), 2018. - Т. 1, - С. 94-95.Иванова А.С., Матвеева Е.А., Пирогов В.В. Проблемы повышения эффективности управления производством предприятий авиапрома и пути их решения // Авиационная промышленность — №4 – 2016.Ицкович, А. А. Управление качеством процессов технической эксплуатации авиационной техники[Текст]: учеб.пособие / А. А. Ицкович, Ю. М. Чинючин, Н. Н. Смирнов, И. А. Файнбург. – М.: МГТУГА, 2011. – 112 с.Ицкович, А. А. Эффективность процессов эксплуатации летательных аппаратов [Текст]: учеб.пособие / А. А. Ицкович, И. А. Файн-бург. – М.: МГТУ ГА, 2011. – 120 с.Клочков В.В. CALS-технологии в авиационной промышленности: организационно- экономические аспекты: монография. - М.: МГУЛ, 2008. - С. 87.Клочков В.В., Коломоец А.А. Анализ эффективности интеграции разработки и подготовки производства сложных изделий на основе CALS-технологий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2016. - №4. - С. 625.Конструкция самолетов : учебник для вузов / под ред. Г.И. Житомирский – М. : Машиностроение, 2018.– 406 с.Корень А.В. Современное состояние гражданской авиации России и прогноз ее развития // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2020. №6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie- grazhdanskoy-aviatsii-rossii-i-prognoz-ee-razvitiya (дата обращения: 21.10.2020).Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2019 г.560 с.Новожилов, Г.В. Проблема коррекции ошибок персонала авиационных транспортных систем/ Г.В. Новожилов, А.Ф. Резчиков, В.А. Кушни-ков, М.С. Неймарк, В.А. Иващенко, Л.Г. Цесарский, А.С. Богомолов, Л.Ю. Филимонюк // Общероссийский научно-технический журнал «Полет», 2017. № 2. С. 38.Проблемы управления, обработки и передачи информации (У0ПИ-2019): сб. тр. IV Междунар. науч. конф.: в 2 т. Саратов: Издательский Дом «Райт-Экспо», 2019. Т. 1. С. 265-270.Ремонт летательных аппаратов : учебник для вузов гражданской авиации / под ред. Н. Л. Голего – М. : Транспорт, 1984. – 422 с.Синицкий А. S7 Groupсоздает сеть организаций по техническому обслуживанию // Деловой авиационный портал URL: http://www.ato.ru/content/s7-group-sozdaet-set-organizaciy-po- tehnicheskomu-obsluzhivaniyu (дата обращения: 21.10.2020).Совершенствование технологического процесса технического обслуживания, ремонта и испытаний авиационной техники : электронный ресурс / под ред. И. М. Макаровский, Д. Ю. Киселев, А. И. Данильченко, А. М. Гареев, И. П. Канунников, А. Н. Стройкин, 2019. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. М.: Проспект, 2017. 216 с.Техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники : электронный ресурс / под ред. М. А. Ковалев, Д. С. Елуфимов, 2002. – 322 с.Филимонюк Л.Ю. Информационно-измерительная управляющая система для поддержки принятия решений в авиационно-транспортных системах // Проблемы управления, обработки и передачи информации. Сборник трудов IV Международной научной конференции: в 2 томах. Издательство: РайтЭкспо, 2019. С. 269 – 274.Чемерисова, А.В. Вопросы финансового обеспечения предприятий авиационной промышленности с учетом характеристик трудового потенциала / А.В. Чемерисова // Сборник научных трудов междунар. науч.-практ. конф. «Финансовые решения XXI века: теория и практика». СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та. 2016. – с. 526.Aleksandra Górecka, TomášHorák Ineffective but Reasonable -Why do European Airlines Operate Short-haul Flights? // The International Conference on Logistics & Sustainable Transport. - Celje, Slovenia: 2018.Bellet, T., Cunneen, M., Mullins, M., (...), Braendle, C., Baumann, M.F. From semi to fully autonomous vehicles: New emerging risks and ethico-legal challenges for human-machine interactions. 2019. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour 63, с. 153-164.Darli Rodrigues Vieira, Paula LavoratoLoures Maintenance, Repair and Overhaul (MRO) Fundamentals and Strategies: An Aeronautical Industry Overview // International Journal of Computer Applications. - 2020. - №12.Maintenance Performance Toolbox. - [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/articles/qtr_1_07/AERO_Q107_article4.pdf(дата обращения: 21.10.2020).McCrea B. Annual Maintenance Repair and Operations (MRO) Survey 2018: Spending on the rise // Logistics management URL: https://www.logisticsmgmt.com/article/annual_ maintenance_repair_and_operations_mro_survey_2018_spending_on_the_ri (датаобращения 21.11.2018)Myboeingfleet.com. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/aero_18/myboeingfleet.pdf(дата обращения: 21.10.2020).New enhanced service bulletins. - [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/articles/qtr_4_06/AERO_Q406_article3.pdf(дата обращения: 21.10.2020).Puryaev A., Evaluating of innovative projects’ effectiveness at industrial enterprises, SHS Web of Conferences 35, 01102 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501102, ICIE-2017. -researchgate.net.Remote management of real-time airplane data. - [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/articles/qtr_3_07/AERO_Q307_article4.pdf(дата обращения: 21.10.2020).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баев, Н. А. Эксплуатационно-технические характеристики и обеспечение эксплуатации авиационной техники [Текст] / Н. А. Баев, О. Я. Дер-кач, В. Л. Каплан и др.; под. ред. А. Н. Петрова. – М.: Широкий взгляд, 2019. – 140 с
2. Безопасность полетов : учебник для вузов гражданской авиации / под ред. Р.В. Сакача – М. : Транспорт, 2017. – 240 с.
3. Бережливое производство + шесть сигм» Майкл Л. Джордж / Пер. с англ. - Книга издательства «Манн, Иванов и Фербер», 2017. - 464 с;
4. Бондаренко А.А. Использование возможностей программного продукта «Альт-Инвест» в рамках финансового планирования деятельности предприятий авиационной промышленности / А.В. Бондаренко, И.И. Денискина // Журнал «УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: МЕТОДЫ, МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ», материалы XVIII Международной научной конференции. – Изд.: ГОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет" (Уфа). – 2018. – с. 97-100.
5. Бондаренко, А.В. Процесс формирования предприятиями авиационной промышленности системы ключевых показателей эффективности / А.В. Бондаренко, А.С. Чижик // Журнал «Экономика и предпринимательство». № 9 (98). 2018. с. 1111-1117.
6. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - Альпина Паблишер, 2011 - 470с.
7. Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учебное пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. 384 с.
8. Глухих И.Н. Теория систем и системный анализ. 2-е издание: учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 152 с.
9. ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. – Москва : Изд-во стандартов, 2007. – 27 с.
10. ГОСТ 18675-2016. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее. М: СтандартИнформ, 2017. 220 с.
11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 303.
12. Далецкий, С.В. Формирование эксплуатационно - технических характеристик воздушных судов гражданской авиации / С.В. Далецкий. – Москва: Воздушный транспорт, 2018.– 416 с.
13. Данеев, А.В. Методика формирования комплекса средств управления сложной организационно - технической системой / А.В. Данеев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 9. – С. 263-268.
14. Егер С.М., Матвиенко А.М., Шаталов И.А.. Основы авиационной техники: Учебник (Под ред. И.А.Шаталова) -М: Машиностроение, 2003.
15. Зрячев С.А., Ларин С.Н. Состояние теории и практики принятия решений при синтезе и анализе авиастроительных производственных систем // Тезисы докладов XLIV международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения- 2018». М.: Моск. авиационный ин-т (национальный исследовательский университет), 2018. - Т. 1, - С. 94-95.
16. Иванова А.С., Матвеева Е.А., Пирогов В.В. Проблемы повышения эффективности управления производством предприятий авиапрома и пути их решения // Авиационная промышленность — №4 – 2016.
17. Ицкович, А. А. Управление качеством процессов технической эксплуатации авиационной техники [Текст]: учеб. пособие / А. А. Ицкович, Ю. М. Чинючин, Н. Н. Смирнов, И. А. Файнбург. – М.: МГТУ ГА, 2011. – 112 с.
18. Ицкович, А. А. Эффективность процессов эксплуатации летательных аппаратов [Текст]: учеб. пособие / А. А. Ицкович, И. А. Файн-бург. – М.: МГТУ ГА, 2011. – 120 с.
19. Клочков В.В. CALS-технологии в авиационной промышленности: организационно- экономические аспекты: монография. - М.: МГУЛ, 2008. - С. 87.
20. Клочков В.В., Коломоец А.А. Анализ эффективности интеграции разработки и подготовки производства сложных изделий на основе CALS-технологий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2016. - №4. - С. 625.
21. Конструкция самолетов : учебник для вузов / под ред. Г.И. Житомирский – М. : Машиностроение, 2018.– 406 с.
22. Корень А.В. Современное состояние гражданской авиации России и прогноз ее развития // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2020. №6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie- grazhdanskoy-aviatsii-rossii-i-prognoz-ee-razvitiya (дата обращения: 21.10.2020).
23. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2019 г.560 с.
24. Новожилов, Г.В. Проблема коррекции ошибок персонала авиационных транспортных систем/ Г.В. Новожилов, А.Ф. Резчиков, В.А. Кушни-ков, М.С. Неймарк, В.А. Иващенко, Л.Г. Цесарский, А.С. Богомолов, Л.Ю. Филимонюк // Общероссийский научно-технический журнал «Полет», 2017. № 2. С. 38.
25. Проблемы управления, обработки и передачи информации (У0ПИ-2019): сб. тр. IV Междунар. науч. конф.: в 2 т. Саратов: Издательский Дом «Райт-Экспо», 2019. Т. 1. С. 265-270.
26. Ремонт летательных аппаратов : учебник для вузов гражданской авиации / под ред. Н. Л. Голего – М. : Транспорт, 1984. – 422 с.
27. Синицкий А. S7 Group создает сеть организаций по техническому обслуживанию // Деловой авиационный портал URL: http://www.ato.ru/content/s7-group-sozdaet-set-organizaciy-po- tehnicheskomu-obsluzhivaniyu (дата обращения: 21.10.2020).
28. Совершенствование технологического процесса технического обслуживания, ремонта и испытаний авиационной техники : электронный ресурс / под ред. И. М. Макаровский, Д. Ю. Киселев, А. И. Данильченко, А. М. Гареев, И. П. Канунников, А. Н. Стройкин, 2019.
29. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. М.: Проспект, 2017. 216 с.
30. Техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники : электронный ресурс / под ред. М. А. Ковалев, Д. С. Елуфимов, 2002. – 322 с.
31. Филимонюк Л.Ю. Информационно-измерительная управляющая система для поддержки принятия решений в авиационно-транспортных системах // Проблемы управления, обработки и передачи информации. Сборник трудов IV Международной научной конференции: в 2 томах. Издательство: РайтЭкспо, 2019. С. 269 – 274.
32. Чемерисова, А.В. Вопросы финансового обеспечения предприятий авиационной промышленности с учетом характеристик трудового потенциала / А.В. Чемерисова // Сборник научных трудов междунар. науч.-практ. конф. «Финансовые решения XXI века: теория и практика». СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та. 2016. – с. 526.
33. Aleksandra Górecka, Tomáš Horák Ineffective but Reasonable -Why do European Airlines Operate Short-haul Flights? // The International Conference on Logistics & Sustainable Transport. - Celje, Slovenia: 2018.
34. Bellet, T., Cunneen, M., Mullins, M., (...), Braendle, C., Baumann, M.F. From semi to fully autonomous vehicles: New emerging risks and ethico-legal challenges for human-machine interactions. 2019. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour 63, с. 153-164.
35. Darli Rodrigues Vieira, Paula Lavorato Loures Maintenance, Repair and Overhaul (MRO) Fundamentals and Strategies: An Aeronautical Industry Overview // International Journal of Computer Applications. - 2020. - №12.
36. Maintenance Performance Toolbox. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/articles/qtr_1_07/AERO_Q107_article4.pdf(дата обращения: 21.10.2020).
37. McCrea B. Annual Maintenance Repair and Operations (MRO) Survey 2018: Spending on the rise // Logistics management URL: https://www.logisticsmgmt.com/article/annual_ maintenance_repair_and_operations_mro_survey_2018_spending_on_the_ri (дата обращения 21.11.2018)
38. Myboeingfleet.com. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/aero_18/myboeingfleet.pdf(дата обращения: 21.10.2020).
39. New enhanced service bulletins. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/articles/qtr_4_06/AERO_Q406_article3.pdf(дата обращения: 21.10.2020).
40. Puryaev A., Evaluating of innovative projects’ effectiveness at industrial enterprises, SHS Web of Conferences 35, 01102 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501102, ICIE-2017. -researchgate.net.
41. Remote management of real-time airplane data. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/articles/qtr_3_07/AERO_Q307_article4.pdf(дата обращения: 21.10.2020).

Вопрос-ответ:

Какие особенности современной бизнес среды могут повлиять на адаптацию компании?

Особенности современной бизнес среды, такие как быстрое развитие технологий, ужесточение конкуренции, изменчивость требований рынка и изменение законодательства могут значительно затруднить адаптацию компании и требуют постоянного совершенствования методов управления качеством.

Какие стандартные процедуры совершенствования методов управления качеством технического обслуживания могут быть анализированы?

Стандартные процедуры могут включать в себя анализ процессов технического обслуживания, оценку качества выполняемых работ, контроль над запасами и инвентаризацию, обучение персонала и внедрение новых технологий, а также контроль за соблюдением требований безопасности в работе.

Какое значение имеет качество производства на авиационных предприятиях?

Качество производства на авиационных предприятиях имеет ключевое значение для обеспечения безопасности полетов и сохранения жизней пассажиров. Ненадлежащее качество технического обслуживания и ремонта авиационной техники может привести к серьезным авариям и потере доверия со стороны клиентов, что негативно сказывается на репутации предприятия.

Как можно оценить эффективность хозяйственной деятельности компании?

Эффективность хозяйственной деятельности компании можно оценить с помощью различных показателей, таких как финансовые показатели (прибыль, рентабельность), показатели качества продукции или услуг, уровень удовлетворенности клиентов, процент возвратов и рекламаций, уровень использования производственных мощностей и эффективность использования ресурсов и т.д.

Какие проблемы могут возникнуть при адаптации компании к изменениям в бизнес среде?

При адаптации компании к изменениям в бизнес среде могут возникнуть проблемы, связанные с нехваткой ресурсов для внедрения новых технологий и обучения персонала, сопротивлением со стороны сотрудников, сложностями в организации процессов изменений, необходимостью соблюдения новых требований и стандартов, а также неопределенностью результатов и потерей конкурентоспособности.

Какие особенности современной бизнес среды и проблемы адаптации компании к ее изменениям?

Современная бизнес среда характеризуется быстрым темпом развития, увеличением конкуренции и нестабильностью рынка. Компании сталкиваются с проблемами адаптации к изменениям, такими как изменение потребительских предпочтений, внедрение новых технологий и изменение законодательства.

Какие стандартные процедуры совершенствования методов управления качеством технического обслуживания можно анализировать?

Можно анализировать стандартные процедуры по оценке и контролю качества технического обслуживания, процессы обучения и сертификации персонала, организацию и планирование процессов технического обслуживания, а также систему управления документацией и отчетностью.

Какие проблемы качества производства возникают на авиационных предприятиях?

На авиационных предприятиях возникают такие проблемы качества, как недостаточная точность и надежность выполнения технического обслуживания, отсутствие обновления и модернизации оборудования, низкая квалификация персонала, несоответствие нормам и стандартам безопасности, а также проблемы с контролем качества выпускаемой продукции.