Методические особенности организации проектной деятельности младших школьников на уроках математики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 66 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 30.11.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1. Понятие проектной деятельности 4
1.2. Цели проектной деятельности 6
1.3. Классификация проектов 8
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
2.1. Роль проектной деятельности в освоении курса математики в начальной школе 10
2.2. Методика организации проектной деятельности на уроках математики 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Фрагмент для ознакомления

В соответствии с проблемой формулируется тема и цель проектной деятельности.
Второе требование – это разработка плана действий по разрешению заявленной проблемы. Другими словами, выполнение работы всегда подразумевает проектирование самого проекта. Уже на этом этапе должно быть сформировано представление о том, какой результат будет достигнут.
Третье требование – это включение различных видов деятельности учащихся, но в первую очередь исследовательской работы, которая предполагает поиск информации, ее осмысление, анализ, обработка и представление в определенной форме.
Четвертое требование – это разработка определенного продукта как результата проектной деятельности. Проект должен быть разработан таким образом, чтобы был найден ответ на заявленные в начале проектирования задачи по решению проблемы.
Пятое требование – это готовность защитить свой проект, представить и презентовать полученные результаты. Данное требование особенно важно для реализации образовательных задач, так как это позволяет сформировать важные умения и навыки, а также личностные качества учащихся [8].
Результат проектной деятельности может быть выполнены в следующих формах:
– доклад, сообщение, выступление на уроке по определенной теме;
– таблица, схема;
– презентация;
– творческая работа – поделка, макет, рисунок;
– предмет, имеющие практическую значимость;
– игра;
– демонстрация видеофильма;
– инсценировка;
– спектакль и другие.
Наиболее востребованной формой проектной деятельности является презентация, в которой можно представить проект в форме ярких слайдов, раскрывающих ход выполненной работы. Презентации демонстрируют результаты творческой деятельности учащегося или группы школьников, кроме того, приобщают учеников к новым информационных технологиям.
Данные виды деятельности можно рассматривать как продукт проекта, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы. Важным этапом проектной деятельности на уроках математики является не только презентация продукта проекта, но и подведение итогов, рефлексия, самоанализ степени реализации задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научных исследований показал, что проектная деятельность – это вид деятельности обучающих, предполагающий активную, самостоятельную и творческую работу учащихся, итогом которой является определенный проектный продукт. Проектная деятельность способствует развитию таких личностных качеств младших школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, а также навыков сотрудничества, коммуникативности, чувства взаимопомощи в процессе группового проектирования.
Цели проектной деятельности – организация познавательной, практической и самостоятельности деятельности учащихся, способствующей развитию универсальных учебных действий в соответствии с государственным образовательным стандартом. Также проектная деятельность позволяет создать условия для освоения личностных и предметных результатов. Личностные результаты – это формирование познавательного интереса, навыков самостоятельной деятельности, умений выступать перед аудиторией, обосновать свою точку зрения, реализовать знания в практической исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
Классификация проектной деятельности включает монопредметные, межпредметные и надпредметные проекты, групповые и индивидуальные проекты, информационные, практико-ориентированные, творческие, игровые проекты, текущие и итоговые проекты, кратковременные, или мини-проекты, которые занимают один или несколько уроков, проекты средней продолжительности и долгосрочные проекты, выполняемые на протяжении нескольких месяцев.
На уроках математики проектная деятельность выполняет важную роль, так как позволяет решать задачи по достижению предметных, личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий), что дает возможность реализовать требования ФГОС НОО и создать условия для обучения младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.
На уроках математики в начальной школе проектная деятельность может быть организована с первого по четвертый класс. Проектная деятельность может быть как отдельным этапом урока, так и занимать весь урок. Этапы проектной деятельности включают выбор темы и обоснование проектного задания; процесс разработки проекта; оформление результатов деятельности; презентацию проектного продукта; рефлексию и подведение итогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Авксентьева, М. В. Использование технологии проектов на уроках математики [Текст] / М. В. Авксентьева // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 2 (19). – С. 387–390.
Бекоева, М. И. Деятельностный подход к развитию творческих способностей младших школьников на уроках математики [Текст] / М. И. Бекоева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2017. – № 3. – С. 52–55.
Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А. В. Бычков. – Москва : Педагогика, 2010. – 300 с.
Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения [Текст] / В. В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6. – С. 39–47.
Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] : учебник / М. Н. Гуслова. – Москва : Академия, 2019. – 317 с.
Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении : О коллективном способе учебной работы [Текст] : кн. для учителя / В. К. Дьяченко. – Москва : Просвещение, 1991. – 192 с.
Ермолаев, С. А. Проектная деятельность школьников социально- экологической направленности [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. А. Ермолаев. – Арзамас : АГПИ им. А. П. Гайдара, 2006. – 86 с.
Землянская, Е. Н. Учебные проекты в развивающем образовании [Текст] : метод. пособие / Е. Н. Землянская. – Москва : МПГУ, 2017. – 73 с.
Кадыкова, О. М. О механизме управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся [Текст] / О. М. Кадыкова, О. И. Денисьева // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 12-1. – С. 71–73.
Маслов, П. А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. А. Маслов. – Волгоград, 2008. – 23 с.
Матвеева, Т. В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения [Текст] / Т. В. Матвеева // Новая наука : Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 4-2 (77). – С. 65–69.
Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников [Текст] : книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 106 с.
Меджидова, А. А. Проблемы развития логического мышления при обучении математике младших школьников [Текст] / А. А. Меджидова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 106–109.
Морозова, Е. Л. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников [Текст] / Е. Л. Морозова // Региональное образование XXI века : проблемы и перспективы. – 2012. – № S1. – С. 175–181.
Николаева, С. В. Организация учебной деятельности младших школьников, направленная на развитие математических способностей [Текст] / С. В. Николаева // Вестник современной науки. – 2017. – № 3-2 (27). – С. 72–74.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Полат. – Москва : Академия, 1999. – 223 с.
Примерные программы начального общего образования [Текст] : в 2 ч. Ч. 1. – Москва : Просвещение, 2018. – 317 с.
Савченко, В. М. Проектная деятельность младших школьников при изучении элементов истории математики на уроках математики в начальной школе [Текст] / В. М. Савченко, Е. И. Киселева // Научная перспектива. – 2015. – № 11. – С. 75–76.
Соколова, Е. Е. Развитие математического мышления у младших школьников [Текст] / Е. Е. Соколова, С. А. Косцова // Colloquium-journal. – 2019. – № 13-5 (37). – С. 78–79.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2020. – 31 с.
Чечель, И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст] / И. Д. Чечель ; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 1998. – 143 с.











7

1. Авксентьева, М. В. Использование технологии проектов на уроках математики [Текст] / М. В. Авксентьева // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 2 (19). – С. 387–390.
2. Бекоева, М. И. Деятельностный подход к развитию творческих способностей младших школьников на уроках математики [Текст] / М. И. Бекоева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2017. – № 3. – С. 52–55.
3. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А. В. Бычков. – Москва : Педагогика, 2010. – 300 с.
4. Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения [Текст] / В. В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6. – С. 39–47.
5. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] : учебник / М. Н. Гуслова. – Москва : Академия, 2019. – 317 с.
6. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении : О коллективном способе учебной работы [Текст] : кн. для учителя / В. К. Дьяченко. – Москва : Просвещение, 1991. – 192 с.
7. Ермолаев, С. А. Проектная деятельность школьников социально- экологической направленности [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. А. Ермолаев. – Арзамас : АГПИ им. А. П. Гайдара, 2006. – 86 с.
8. Землянская, Е. Н. Учебные проекты в развивающем образовании [Текст] : метод. пособие / Е. Н. Землянская. – Москва : МПГУ, 2017. – 73 с.
9. Кадыкова, О. М. О механизме управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся [Текст] / О. М. Кадыкова, О. И. Денисьева // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 12-1. – С. 71–73.
10. Маслов, П. А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. А. Маслов. – Волгоград, 2008. – 23 с.
11. Матвеева, Т. В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения [Текст] / Т. В. Матвеева // Новая наука : Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 4-2 (77). – С. 65–69.
12. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников [Текст] : книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 106 с.
13. Меджидова, А. А. Проблемы развития логического мышления при обучении математике младших школьников [Текст] / А. А. Меджидова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 106–109.
14. Морозова, Е. Л. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников [Текст] / Е. Л. Морозова // Региональное образование XXI века : проблемы и перспективы. – 2012. – № S1. – С. 175–181.
15. Николаева, С. В. Организация учебной деятельности младших школьников, направленная на развитие математических способностей [Текст] / С. В. Николаева // Вестник современной науки. – 2017. – № 3-2 (27). – С. 72–74.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Полат. – Москва : Академия, 1999. – 223 с.
17. Примерные программы начального общего образования [Текст] : в 2 ч. Ч. 1. – Москва : Просвещение, 2018. – 317 с.
18. Савченко, В. М. Проектная деятельность младших школьников при изучении элементов истории математики на уроках математики в начальной школе [Текст] / В. М. Савченко, Е. И. Киселева // Научная перспектива. – 2015. – № 11. – С. 75–76.
19. Соколова, Е. Е. Развитие математического мышления у младших школьников [Текст] / Е. Е. Соколова, С. А. Косцова // Colloquium-journal. – 2019. – № 13-5 (37). – С. 78–79.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2020. – 31 с.
21. Чечель, И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст] / И. Д. Чечель ; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 1998. – 143 с.

Вопрос-ответ:

Какие методические особенности организации проектной деятельности младших школьников на уроках математики обсуждаются в статье?

Методические особенности организации проектной деятельности младших школьников на уроках математики, которые обсуждаются в статье, включают в себя понятие проектной деятельности, цели проектной деятельности, классификацию проектов, а также роль проектной деятельности в освоении курса математики в начальной школе и методику организации такой деятельности.

Как определяется понятие проектной деятельности в статье?

В статье понятие проектной деятельности определяется как способ организации учебной деятельности младших школьников, основанный на самостоятельном поиске, исследовании и создании проектов, включающих математические задачи и задания.

Какие цели преследует проектная деятельность младших школьников на уроках математики?

Цели проектной деятельности младших школьников на уроках математики включают развитие умений и навыков самостоятельного поиска, анализа, систематизации информации, формулирования гипотез, аргументации своих решений математических задач, а также развитие критического мышления и коммуникативных навыков.

Какие проекты можно использовать на уроках математики для младших школьников?

На уроках математики для младших школьников можно использовать различные проекты, включающие задачи из разных областей математики, например, проекты по изучению геометрических фигур, измерениям, математическому моделированию и т.д. Также можно проводить проекты, связанные с решением реальных проблем, например, проекты по планированию бюджета, созданию календаря и т.д.

Какая роль проектной деятельности в освоении курса математики в начальной школе в статье обсуждается?

В статье обсуждается роль проектной деятельности в освоении курса математики в начальной школе, которая заключается в активизации познавательной деятельности учащихся, развитии их творческого мышления, формировании умений решать математические задачи самостоятельно и сотрудничать в команде.

Зачем нужна проектная деятельность на уроках математики для младших школьников?

Проектная деятельность на уроках математики для младших школьников помогает развивать логическое и творческое мышление, учиться применять знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы и сотрудничества. Она делает обучение математике более интерактивным и интересным.

Какие цели преследуется при проведении проектной деятельности у младших школьников?

Проведение проектной деятельности у младших школьников имеет несколько целей. Одна из них - развитие познавательных способностей и личностных качеств учащихся. Другая - формирование умения применять математические знания на практике и в реальных жизненных ситуациях. Также, проектная деятельность позволяет развивать навыки и умения самостоятельной работы, критического мышления и коммуникации.

Какие бывают классификации проектов при организации проектной деятельности у младших школьников?

При организации проектной деятельности у младших школьников можно использовать разные классификации проектов. Например, проекты могут быть классифицированы по содержанию (по темам математики), по форме (проекты-исследования, проекты-моделирования и т. д.) или по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

Какую роль играет проектная деятельность в освоении курса математики в начальной школе?

Проектная деятельность играет важную роль в освоении курса математики в начальной школе. Она позволяет учащимся углубить свои знания, применить их на практике, научиться преодолевать трудности и решать сложные задачи. Проекты помогают обучающимся увидеть практическое применение математики в реальной жизни и развивают у них интерес к предмету.

Как можно организовать проектную деятельность у младших школьников при изучении математики?

Организация проектной деятельности у младших школьников при изучении математики требует следующих методических приемов: выбор интересной и актуальной темы проекта, разделение учащихся на группы, предоставление достаточного времени для исследования и работы над проектом, наличие конкретного плана и последовательности действий, систематическое обратное взаимодействие с учащимися и оценка их работы.

Какие методические особенности есть в организации проектной деятельности младших школьников на уроках математики?

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики имеет свои методические особенности. Это включает использование интерактивных методов обучения, активное взаимодействие учащихся, интеграцию математического материала в реальные жизненные ситуации, а также использование различных форм представления результатов проектной деятельности.

Какие цели преследует проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность младших школьников имеет несколько целей. Во-первых, это активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческого мышления и умения решать математические проблемы. Во-вторых, проектная деятельность способствует формированию навыков самостоятельного исследования и работы в команде. И, наконец, такая деятельность позволяет связать математику с реальной жизнью и проявить практическую пользу от ее изучения.