Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Манипулирование, убеждение и внушение как основа современной политики.

  • 37 страниц
  • 16 источников
  • Добавлена 11.08.2011
900 руб. 1 800 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1 Связи с общественностью: определение понятия. Политические связи с общественностью
1.2. PR -технологии манипулирования в политической сфере
1.3 Система методов воздействия СМИ на сознание людей
1.4 Убеждения как основа современной политики
Глава 2. Анализ технологий использования манипуляционных особенностей PR-технологий
2.1 Анализ современного опыта использование манипулятивных технологий PR
2.2 Черный PR на примере М. Ходорковского
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

По этому поводу комментировал бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев: «Когда в Думе обсуждаются законопроекты, затрагивающие интересы "ЮКОСа", у меня создается впечатление, что в зале 250 Дубовых». Отметим, что Владимир Дубов – акционер ЮКОСа, в то время депутат Государственной думы, занимался как раз лоббированием интересов компании, возглавлял налоговый комитет, и обеспечивал «правильное голосование» депутатов.
Не вызывает сомнений, что все действия ЮКОСа по лоббированию своих интересов были совершены за счет интересов подавляющего большинства российского общества, за счет интересов государства.
Что имелось в виду под поправками в закон об Соглашении о разделе продукции (СРП)? Что ЮКОС сможет претендовать на лицензии, которые принадлежали другим компаниям, а также имеет возможность получить месторождения, зарезервированные для реализации этого закона. Также депутатами, лояльными ЮКОСу, был провален законопроект «О налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов», предполагавший повышенное налогообложение для месторождений с высокой рентабельностью. Ходорковскому, у которого рентабельность была выше, чем у других за счет того, что добыча нефти на его месторождениях обходилась дешевле (ЮКОС снимал легкодобываемые пласты и забрасывал скважину), этот закон был невыгоден, и его прокатили, введя плоскую шкалу налогообложения для всех компаний, что было на руку только ЮКОСу и «Сибнефти».
Это решение вызвало гнев у министра финансов Алексея Кудрина и главы Минэкономразвития Германа Грефа. Они пытались убедить депутатов, что государство теряло от такого закона не менее 2 миллиардов долларов в год. Но купленные депутаты приняли законопроект, нужный Ходорковскому.
Перед началом думской кампании 2003 года президент встретился со всеми лидерами фракций Госдумы и призвал их к консолидации общества, а также попросил отказаться от обслуживания узкокорпоративных интересов. Выступая 11 июля 2003 года, он подчеркнул: «Убежден: чтобы справиться с проблемами подобного масштаба нам, безусловно, предстоит мобилизовать интеллектуальные ресурсы общества и включить в работу общественные силы. Конечно же, те, которые ставят общественные интересы выше групповых, корпоративных и тем более личных, а всем вместе стремиться к диалогу, единству целей и согласованным действиям».
Незадолго до этого 24 апреля 2003 года на встрече с Михаилом Ходорковским президент России призывал ЮКОС отказаться от финансирования партий. На что олигарх ответил, что партии финансирует не ЮКОС, а отдельные менеджеры этой компании, и он сам лично.. В то же самое время разразилась война в Ираке, где США свергали режим Хусейна, и аннулировали обещания по разработке полезных ископаемых, данные Саддамом многим российским компаниям. Этот же год знаменовался тем, что Ходорковский в списке Форбс был назван самым богатым россиянином. В общем рейтинге журнала олигарх в 2001 году занимал 194-е место, в 2002 году – 101-е, а в рейтинге 2003 года – у него уже 26-е место.
Приведем цитату из журнала Forbes: «Если ваше предприятие получает определенные выгоды от дешевой энергии, поблагодарите за это российского олигарха г-на Ходорковского. Может показаться странным, когда этому 38-летнему человеку с вкрадчивым голосом приписывают власть над мировыми ценами на энергоносители… Однако г-н Ходорковский оказался в нужном месте в нужное время. Россия, второй в мире экспортер нефти и нефтепродуктов (после Саудовской Аравии), в последнее время испытывает интенсивное давление со стороны Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) в пользу сокращения своего экспорта и повышения цен на нефть. Нефть по 30 долларов США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75–158,98 л) была бы куда лучше для российской экономики, чем по 15 долларов, однако российское правительство отклонило предложение пойти на что-либо большее, чем чисто символическое сокращение экспорта…
Вопреки интересам страны, вопреки мнению немногочисленных не купленных ЮКОСом экспертов, вопреки требованиям президента России Владимира Путина, М.Ходорковскому удалось пролоббировать изменение режима СРП.
После встречи с депутатами 11 июля была начата открытая борьба с главой ЮКОСа.
В результате М.Ходорковский обвиняется:
в хищении чужого имущества путем обмана в составе организованной группы в крупном размере;
злостном неисполнении вступившего в законную силу решения суда представителями коммерческой организации;
причинении имущественного ущерба собственникам путем обмана, при отсутствии признаков хищения, совершенного организованной группой в крупном размере;
уклонении от уплаты налогов с организации в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору, неоднократно;
уклонении физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенном в особо крупном размере;
подделке официальных документов, совершенной неоднократно;
растрате чужого имущества.
И Ходорковского, и Лебедева обвиняют также в:
присвоении вверенного имущества;
легализации преступно нажитых средств организованной группой.
Всего, по данным следствия, Ходорковский и Лебедев в 1998–2004 годах легализовали денежные средства в сумме 487 миллиардов 402 миллиона 487 тысяч 523 рублей 59 копеек и 7 миллиардов 576 миллионов 216 тысяч 501 доллара.
Михаил Ходорковский был арестован 25 октября 2003 года.
31 мая 2005 года Мещанский суд Москвы признал его виновным и приговорил к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. 22 сентября 2005 года кассационная коллегия Мосгорсуда снизила наказание до 8 лет.
Ходорковский отбывает наказание в Чите. Его друг – Платон Лебедев – также осужден на 8 лет и отбывает наказание. Сотрудник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин приговорен к пожизненному заключению за организацию ряда убийств. Леонид Невзлин, по чьим заказам, как полагает следствие, Пичугин совершал заказные убийства находится в Израиле. Он объявлен в международный розыск. Также уголовное преследование производилось в отношении еще 38 менеджеров ЮКОСа.
Однако, не смотря на столь антиобщественную деятельность имидж Ходорковского в народу положительный, его жалеют и считают невиновным, что говорит об эффективности используемых корпоративных коммуникаций.

2.2 Черный PR на примере М. Ходорковского
Был проведен мониторинг Интернет-ресурсов по выявлению технологий черного PR в среде Интернет.
Социологический опрос, проведенный «Левада-центром» 27 декабря 2005 свидетельствует о росте общественных симпатий к осужденному олигарху. Граждане отвечали на вопрос: «Какие чувства вызывает у вас Михаил Ходорковский?» Ответы (в процентах от числа опрошенных) распределились следующим образом
2005 год Июль Август Сентябрь Декабрь Положительные 11 18 19 24 Нейтральные 60 38 38 41 Негативные 22 30 31 22 Затрудняюсь ответить 7 14 12 13 В качестве корпоративных коммуникаций использовались многочисленные брифинги, выступления и публикации
Олигархов в России не любят. Их не любят те, кто по российской привычке приравнивает слово «богач» к слову «преступник» и объясняет собственный неуспех чужой непорядочностью. Их не любят «красные директора» и конкуренты-губернаторы.
Нелюбовь эта во многом несправедлива. Пять лет назад хозяином промышленной России был «красный директор» – с отъевшейся рожей, с золотым унитазом, с бандитами в приемной. Олигархи остановили и бессистемное воровство, и тотальную криминализацию общества.
Но вместо того чтобы употребить свое влияние для уменьшения российских налогов, олигархи употребили его на то, чтобы выжать для себя из бюджета максимально много. Чем меньше налогов платили бюджету, тем условней становилось право собственности, которая в любой момент могла быть отнята за долги. Чем условней становилось право собственности – тем необходимей была близость к власти. Чем ближе был предприниматель ко власти – тем чаще он делал деньги не на свободном рынке, а на обворованной казне.
Дело не в неуплаченных налогах, не в обиженных губернаторах, не в «красных директорах», выброшенных на помойку истории, и, разумеется, не в страданиях экзотического какаду Кеннета Дарта, который просит с ЮКОСа аж 800 миллионов долларов отступного. Дело в том, что благодаря олигархам в России была создана не рыночная экономика, в которой бизнесмен, преследующий личное благо, способствует приумножению блага общего, а феодальный строй, в котором власть является высокодоходным финансовым инструментом.
Ответом на черный PR, явился официальный сайт Ходорковского
Сайт М.Ходорковского живой, сделан на достаточно высоком уровне и активно пополняется имиджевыми статьями и пресс-релизами.
Два раза в месяц появляются статьи и заметки М. Ходорковского.
12.04.2011 «Да, я - патриот» Михаил Ходорковский ответил на вопросы немецкой газеты Die Welt. Данная статья получилось отголосок у посетителей сайта - 82 комментария
5.04.2011 «Но ведь кто-то должен был попытаться?» Михаил Ходорковский ответил на вопросы участников проекта «Сноб».
21.02.2011
«Нельзя демонстративно двигаться в прошлое» Интервью Михаила Ходорковского журналу «Власть». -77 комментариев
2.02.2011
Зима правосудия: слова и реальность
Михаил Ходорковский обратился к президенту Медведеву «в связи с позорным приговором Хамовнического суда». -196 комментариев
1.02.2011
«Признаюсь в преступном умысле на развитие ЮКОСа»
Михаил Ходорковский написал письмо генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву -61 комментарий
26.01.2011
Интервью Михаила Ходорковского 4-м международным изданиям
Михаил Ходорковский дал эксклюзивное интервью, которое опубликовали «International Herald Tribune», «Sueddeutsche Zeitung», «Corriere Della Sera» и «Le Monde» - 138 комментариев.
В целом можно отметить, что все комментарии носят позитивный характер, и респонденты согласны с М. Ходорковским.
Ниже представлено несколько цитат
Artemiy | Артем | 01.02.2011 10:02
М. Ходорковский однозначно и без каких-либо искажений передал в своем обращении Президенту, что в стране твориться и к чему мы можем в итоге прийти. Сомнения рассеиваются с будущим нашего бизнеса после таких статей: Закошмаренный бизнес Государство относится к предпринимателям с особой жестокостью http://bankir.ru/news/article/8731312
m-e-gera | Мария Герасимова | 29.01.2011 15:50
Спасибо, Михаил Борисович. Ваша душа такая же светлая и прозрачная, как и был ваш Юкос. Вы наша поддержка и опора. Здесь собралось много людей, которые, как и вы не смогут переступить через себя. Не потому что такие праведники, а просто не могут. Мы всегда с Вами, с Платоном, со всеми Юкосовцами.
hope | Ирена | 27.01.2011 22:35
СпасиБо за хорошее интервью. Очень жаль, что вместо решения вопросов путем принятия законов, в нашей стране дела решаются путем преднамеренного банкротства, уголовного преследования, избирательного применения законов,силового давления. И каждый раз это объясняется "политической ситуацией", отсутствием времени, и еще бог знает чем. Хочется надеяться на торжество права и здравого смысла. Желаю Вам и Платону скорейшего освобождения. Согласна с теми, кто говорит, что своей стойкостью, взвешенной позицией, мужеством Вы помогаете нам жить и верить. Здоровья и всего самого доброго.
Таким образом, практически все материалы – заметки и статьи были активно прокомментированы.
Заключение
Политический ПР — это технологии манипуляции массовым сознанием. Среди них есть запрещенные и не запрещенные законом. Воздействие на психику, если оно принимается и распространяется этой психикой, не может быть «грязным» или «чистым».
«Черный ПР» — это попытка скомпрометировать неугодного политика, партию или организацию и настроить против них массовое сознание. Для этого используется либо относительно правдоподобная, либо невероятная ложь. Истоки «черного ПР», за исключением откровенно противоправных действий, лежат в разнице субъективных оценок. Чаще всего на практике используются пресловутый «компромат», слухи и сплетни, умышленная «путаница», «бытовое хамство» и «черный юмор». Компромат — это публикация компрометирующих материалов, «раскапывание» тех деталей прошлого или настоящего, которые скрывает оппонент.
Компромат может быть правдивым или «состряпанным» (полностью или частично). Слухи и сплетни в «черном ПР» запускаются целенаправленно, через средства массовой информации. Их действие основано на эффекте коммуникативного резонанса. Умышленная «путаница» позволяет манипулировать информацией, создавая неблагоприятные контексты как бы «по ошибке». «Бытовое хамство» — не столько прием, сколько способ поведения, грубо и безапелляционно обвиняющий конкурентов во всех бытовых смертных грехах. «Черный юмор» — запуск анекдотов, частушек, прозвищ, лишающий противников необходимой для политической деятельности серьезности восприятия.
Лучшее противодействие «черному ПР» — заблаговременная профилактика и превентивные «спецоперации». Практика показывает, что «лобовое» противодействие, попытки оправдаться и «найти ("донести") правду» редко бывают эффективными.
В последние десятилетия вместе с развитием общества технологии воздействия на массы становятся более отточенными. Если в начале века тон в предвыборной кампании могли задавать одарённые журналисты, то в В последние годы на первый план выдвигаются социологи и психологи, специализирующиеся в области политического маркетинга. В предвыборных кампаниях творческое озарение всё более заменяется выверенными технологиями воздействия на массовое сознание и подсознание. Выборы превращаются в постоянный технологически организованный политический институт формирующейся российской демократии, который требует моральной и юридической регуляции, интенсификации использования всевозможных способов воздействия на него. Избирательный процесс как сфера политики профессионализируется и требует политологической, социологической и психологической поддержки.

Список литературы
Carey J.W. The Chicago School and mass communication research. Mahwah, N.J.: Erlbaum. 1996
Hachten W.A The troubles of journalism:A critical look at what’s right and wrong with the press (2nd ed.) Mahwah. NJ: Erlbaum
Jamieson & Campbell, The interplay of influence: Mass media and publics in news, advertising, politics Belmont, CA: Wadsworth 1988
Patterson T.E. Doing well and doinr good: How soft news and critical journalism are shrinking the news audience and weakening democracy – and what news outlets can do about it. Cambridge: Harvard University 2000
Perse E.M. Media effects and society. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2001
Politikwissenschaft: eine Grundlegung. Bd. 2. Stuttgart; Berlin; Koln; Mainz: hrsg von Klaus von Beume. 1987
Tamborini R. & Weaver, III Horror films? Current research on audience preferences and reactions. Mahwah, NJ: Erlbaum
Tichenor P/ Donohue G? Ouen C/ Mass media flow and differential growth in knowledge/. Public Opinion Quarterly, 34
Zillmann, D. Gibson R. Effect of photographs in news magazine reports on issue perception. Media Psychology, 1999
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.- М.: Алгоритм, 2004 -713с.
Клочкова А.В., Пристанская О. В., Тюленев П. В. Информационные предпосылки криминализации общественного сознания// www.bsim.ru
Политические технологии: ПР и реклама: учебю пособие, Гринберг Т.Э., М., 2005
Игра в солдатики Егорова-Гантман Е.,М.,2003
Политическая реклама, Егорова-Гантман Е.,Плешаков К., Байбакова Р.Б., М.,2002 Психология и техника политического соперничества, Карнышев А., Жуков К, Шестак В., М.,2001
."Черный пиар" как способ овладения властью или бомба для имиджмейкера, Лукашев А.В., Пониделко А.в.
Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляции, Матвейчев О.А.,м.,1999
Основы политологии: Краткий словарь терминов и понятий / Под ред. Г. А. Белова, В. П. Пугачева - М.: РАУ, 1993. - С. 111
Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та , 1993. - С. 294
Философия политического имиджа / А.В. Малышев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Сарат. гос. техн. ун-т.– Саратов: СГТУ, 2005.– С.110
Podsakoff Ph., Mackenzie S., Moorman R., Fetter R. Transformational leader behavior and their effects on follower’s trust in leader, satisfaction and organizational citizenship behavior. Leadership Quart., 1990.
Цит. по: Капитонов Э.А. Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Д:, 2003.- С.176
Там же. С.177
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ. - М.: Мысль, 1980 С.42

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ. - М.: Мысль, 1980 С.42

Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы. - М., 1999 С.81
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. –М.: «РИП-холдинг», 2004




2

Список литературы
1.Carey J.W. The Chicago School and mass communication research. Mahwah, N.J.: Erlbaum. 1996
2.Hachten W.A The troubles of journalism:A critical look at what’s right and wrong with the press (2nd ed.) Mahwah. NJ: Erlbaum
3.Jamieson & Campbell, The interplay of influence: Mass media and publics in news, advertising, politics Belmont, CA: Wadsworth 1988
4.Patterson T.E. Doing well and doinr good: How soft news and critical journalism are shrinking the news audience and weakening democracy – and what news outlets can do about it. Cambridge: Harvard University 2000
5.Perse E.M. Media effects and society. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2001
6.Politikwissenschaft: eine Grundlegung. Bd. 2. Stuttgart; Berlin; Koln; Mainz: hrsg von Klaus von Beume. 1987
7.Tamborini R. & Weaver, III Horror films? Current research on audience preferences and reactions. Mahwah, NJ: Erlbaum
8.Tichenor P/ Donohue G? Ouen C/ Mass media flow and differential growth in knowledge/. Public Opinion Quarterly, 34
9.Zillmann, D. Gibson R. Effect of photographs in news magazine reports on issue perception. Media Psychology, 1999
10.Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.- М.: Алгоритм, 2004 -713с.
11.Клочкова А.В., Пристанская О. В., Тюленев П. В. Информационные предпосылки криминализации общественного сознания// www.bsim.ru
12.Политические технологии: ПР и реклама: учебю пособие, Гринберг Т.Э., М., 2005
13.Игра в солдатики Егорова-Гантман Е.,М.,2003
14.Политическая реклама, Егорова-Гантман Е.,Плешаков К., Байбакова Р.Б., М.,2002 Психология и техника политического соперничества, Карнышев А., Жуков К, Шестак В., М.,2001
15.."Черный пиар" как способ овладения властью или бомба для имиджмейкера, Лукашев А.В., Пониделко А.в.
16.Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляции, Матвейчев О.А.,м.,1999

У нас вы можете заказать