Гражданская война в Алжире (1991–2002)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конфликтология
  • 38 38 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 23.12.2020
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Технологии урегулирования конфликтов 7
1.1 Основные термины: конфликт, политический конфликт, международный конфликт 7
1.2 Технологии процесса разрешения конфликтов 20
2 Исследование технологий урегулирования конфликтов на примере Гражданской войны в Алжире 28
2.1 Анализ Гражданской войны в Алжире 28
2.2 Анализ технологий используемых в конфликте для его урегулирования 29
2.3 Альтернативные технологии урегулирования конфликта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Фрагмент для ознакомления

Однако здесь же возник вопрос о том, насколько быстро необходимо сворачивать ооновские миссии, поскольку в стране начались вспышки насилия, ООН возобновила в связи с этим своё миротворческое присутствие [5].Итак, вышесказанное позволяет сказать о том, что далеко не всегда миротворческая деятельность Совета Безопасности ООН была эффективной.2Исследование технологий урегулирования конфликтов на примере Гражданской войны в Алжире2.1 Анализ Гражданской войны в АлжиреВойна началась в декабре 1991 года, когда находившийся в оппозиции Исламский фронт спасения набрал огромную популярность среди населения, и правящая партия Фронт национального освобождения (ФНО), опасаясь поражения, отменила второй тур выборов в Национальную Ассамблею. Власть в стране взяли военные, и президент ШадлиБенджедид 11 января 1992 года был смещён со своего поста.После запрещения ИФС и ареста тысяч его членов возникли вооружённые исламистские формирования, которые начали партизанские действия против правительства и его сторонников. Они были организованы в несколько группировок, основными из которых было Исламское вооружённое движение, базировавшееся в горах, и Вооружённая исламская группа, базировавшаяся в городах. Сначала исламисты атаковали лишь армию и полицию, но вскоре начались нападения на мирное население.В 1994 году на переговорах между правительством и находящимися в заключении лидерами ИФС был достигнут существенный прогресс, и тогда Вооружённая исламская группа объявила войну ИФС и его сторонникам. Исламское вооружённое движение, объединившись с более мелкими группировками, образовало лояльную ИФС Исламскую армию спасения. Переговоры вскоре зашли в тупик, и президентские выборы 1995 года (первые выборы после переворота 1992 года) выиграл кандидат, поддержанный армией, бывший командующий сухопутными войсками ЛаминЗеруаль. Конфликт между ИФС и Вооружённой исламской группой усилился [6]. Последняя начала массовые убийства мирного населения, вырезая целые деревни или городские предместья. Некоторые данные указывают на причастность к убийствам правительственных сил. Пик убийств пришёлся на 1997 год, когда были назначены парламентские выборы. На выборах победила новообразованная партия, Национальный демократический конгресс, за которой стояла армия. ИФС, который атаковали с обеих сторон, объявил об одностороннем прекращении огня с правительством, а Вооружённая исламская группа резко теряла своё влияние из-за внутренних конфликтов, связанных с тем, что многие её члены не одобряли тактики убийств гражданского населения. В 1999 году прошли новые президентские выборы, на которых победил Абдель АзизБутефлика, и был принят закон, гарантировавший амнистию большинству участников вооружённых группировок. Многие воспользовались амнистией, и насилие существенно уменьшилось, что стало фактической победой правительства в войне. Остатки Вооружённой исламской группы продолжали оказывать сопротивление ещё два года и практически исчезли к 2002 году [6].2.2 Анализ технологий используемых в конфликте для его урегулированияАнализ конфликта, под названием Гражданская война в Алжире, показал, что в процессе его урегулирования использовались следующие технологии: консенсус, переговоры, правовой способ (организация выборов).Итак, в 1994 года использовалась технология переговоров, которая сопровождалась консенсусом. Генерал ЛиаминЗеруаль был назначен новым президентом Высшего государственного совета; считалось, что он принадлежал к группе диалогистов (сторонников переговоров), а не радикалов (искоренителей) армии. Вскоре после вступления в должность он начал переговоры с заключенным в тюрьму руководством FIS, освободив некоторых заключенных в качестве поощрения. То есть, стороны пытались достичь консенсуса.Однако данная технология не увенчалась успехом, так как переговоры раскололи проправительственный политический спектр. Крупнейшие политические партии, особенно FLN и FFS, продолжали призывать к компромиссу, в то время как другие силы - в первую очередь Всеобщий профсоюз алжирских рабочих (UGTA), но в том числе более мелкие левые и феминистские группы, такие как секуляристскоеRCD - поддержали «уничтожителей». В конце октября правительство объявило о провале переговоров с FIS. Вместо этого Зеруаль приступил к новому плану: он назначил президентские выборы на 1995 год, одновременно продвигая в армии «искоренителей», таких как Ламари, и организовывая «ополчения самообороны» в деревнях для борьбы с партизанами. После была использована технология организации свободных выборов, чтобы решить конфликт в правовом русле. После срыва переговоров с FIS правительство решило провести президентские выборы. 16 ноября 1995 года бывший командующий сухопутными войсками алжирских вооруженных сил ЛиаминЗеруаль был избран президентом, набрав 60% голосов на выборах, на которых оспаривались многие кандидаты. Результаты отражали различные популярные мнения, начиная от поддержки секуляризма и противостояния исламизму до стремления положить конец насилию, независимо от политики. FIS призвал алжирцев бойкотировать выборы, а GIA пригрозило убить любого, кто проголосовал (используя лозунг «один голос, одна пуля»), но явка была относительно высокой среди среднего класса, который ранее поддерживал FIS, но разочаровался.В 1999 году прошли новые президентские выборы, на которых победил Абдель АзизБутефлика, и был принят закон, гарантировавший амнистию большинству участников вооружённых группировок. Таким образом, правительству удалось стабилизировать ситуацию благодаря консенсусу и организации выборов, тогда как переговорная технология в данном конфликте оказалась не слишком удачной. 2.3 Альтернативные технологии урегулирования конфликтаКак представляется, достаточно эффективными при разрешении конфликта в Алжире могли бы стать медиативные технологии.Цель медиации заключается в снятии негативного противостояния, помощи сторонам в налаживании конструктивной коммуникации, подведении людей к осознанию собственных интересов, снятию психологических барьеров противостояния. Медиатор помогает участникам увидеть, что другая сторона – это не враги или оппоненты, а партнеры, с которыми совместно можно искать взаимоприемлемые решения и договариваться относительно урегулирования конфликтных ситуаций. Таким образом, медиатор выполняет следующие основные функции на различных этапах медиации.Медиация включает в себя следующие этапы:Вхождение в процесс медиации Презентация сторон - рассказ каждой стороны, в чем суть их спора, разногласий, конфликта Дискуссия по выработке вопросов для обсуждения и переговоровКокус - индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон Дискуссия по выработке возможных предложений для урегулирования конфликтаПодготовка проекта соглашенияВыход из медиации[14]. На каждой стадии решаются определенные цели и задачи, и пока поставленные задачи не реализованы, не следует осуществлять переход к следующей стадии медиации. По этой причине медиатору необходимо внутренне проверять - на самом ли деле удалось решить поставленные на этом этапе задачи и цели.Посредник должен добиться обеспечения максимально возможной эффективности коммуникации между сторонами. На первый взгляд, здесь нет сложностей. Люди часто помогают другим разобраться в тех или иных проблемах, давая оценки мнениям и позициям других людей. Со стороны часто виднее: кто прав, а кто виноват. Но «медиатор как раз не имеет права давать каких-либо оценок, а тем более определять, кто из сторон более прав или виноват. Ведь он должен в процессе всей медиации оставаться нейтральным и беспристрастным. Медиатор исходит из позиции: у участников конфликта есть проблема, которая мешает им взаимодействовать конструктивно и неконфликтно. Медиация может осуществляться международными организациями, государствами или физическими лицами. Генеральный секретарь ООН и его региональные коллеги, например, часто оказываются вовлечены в осуществление медиации и оказание добрых услуг, так как целью деятельности ООН и ряда региональных организаций является предотвращение и разрешение конфликтов,возникающих на международной арене. Неправительственные международные организации также в определенных случаях могут выступать в роли медиаторов. Например, Международный Комитет Красного Креста никогда не принимает участие в политических конфликтах, но активно участвует в вооруженных конфликтах, когда речь идет об оказании гуманитарной помощи и защите прав лиц, вовлеченных в вооруженный конфликт.Роль медиаторов является весьма перспективной для государств, заинтересованных в том, чтобы конкретный спор разрешился именно мирным путем. Кроме того, участие в урегулировании разногласия в качестве третьего лица позволяет государствам оказывать решающее влияние на исход переговоров. Подтверждением этому служат конкретные примеры конфликтов между государствами.Так, в конфликте между Великобританией и Аргентиной, именуемый Фолклендской войной, по поводу Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 г. сначала США в лице госсекретаря Александра Хейга, а затем Генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр предложили свои услуги по медиации и добрым услугам. Для США военный конфликт между государствами-союзника-ми, а именно членами НАТО и Организации американских государств, означал необходимость выбора между ними, которого США стремились избежать. ООН, в свою очередь, была непосредственно вовлечена в конфликт, так как действия Аргентины на тот момент уже получили осуждение Совета Безопасности, и все государства-члены ООН были обеспокоены сложившейся ситуацией и осознавали необходимость вмешательства в конфликт для дальнейшего предотвращения военных действий [8].В 1978 г., когда военный конфликт по поводу пролива Бигля между Чили и Аргентиной казался неизбежным, Папа Римский предложил кандидатуру кардинала Антонио Самора в качестве медиатора. В данном случае участие Ватикана объяснялось потенциальной войной между католическими государствами, а также тем, что Папа Римский на протяжении пяти веков был вовлечен во внутренние дела Южной Америки. Таким образом, предпосылки вмешательства католической церкви вурегулирования разногласия имели исторический и религиозный характер.Стремление восстановить равновесие на международной арене может быть вызвано и политическими причинами. В конфликте между Индией и Пакистаном из-за принадлежности Кашмира в 1965 г. участие СССР, давнего и традиционного союзника Индии, в качестве медиатора было вызвано стремлением предотвратить вооруженный конфликт в районе, расположенном недалеко от южной границы СССР, и усилить влияние и значимость государства в данном регионе. По просьбе А. Н. Косыгина президент Египта Насер лично прилетел в Дели и подверг критике индийское правительство за нарушение соглашения о прекращении огня. Позиция СССР объяснялась опасениями, что Китай, который в 1962 г. сам успешно воевал с Индией из-за Кашмира, может вступить в войну на стороне союзного ему Пакистана. В данной ситуации США поддержали бы Индию и тогда влияние СССР в регионе было бы подорвано [8].Следует отметить, что участие крупных мировых держав в роли медиаторов в международных конфликтах во многих случаях объясняется именно политическими причинами и извлечением выгоды для себя. Тем не менее, для небольших стран быть медиаторами также весьма продуктивно.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, политический конфликт, международный конфликт являются разновидностью социального конфликта, тогда как социальный конфликт определяется в качестве противостояния между теми или иными социальными субъектами (индивиды, группы). Социальный конфликт может возникнуть по многим причинам, однако чаще всего это дефицит властного ресурса, тех средств, которые необходимы, чтобы удовлетворить ценностные притязания. Как у каждого социального конфликта у международного конфликта есть свои стадии, после прохождения которых конфликт завершается, создавая постконфликтную ситуацию. Как уже отмечалось ранее, последствия конфликта могут быть как конструктивными, так и деструктивными.Мы рассмотрели различные теории конфликта. В частности, согласно теориям политической стабильности, конфликты сведены к минимуму, если в обществе, в государствах царит демократия, кроме того, как отмечал С. Липсет, важность имеет степень развития гражданского общества и политической, правовой культуры населения таких государств в целом. Авторитарные государства вызывают нестабильность в международной системе, провоцируя конфликты. Согласно теории реализма, политические конфликты практически неизбежны, они вызваны различными причинами, в частности, столкновением национальных и экономических интересов, необходимостью демонстрации силы во внутренней и внешней политике.Принцип мирного разрешения споров является одним из базовых принципов международного права, на который должны ориентироваться все государства мира. Благодаря этому принципу произошла выработка различных средства разрешения споров и конфликтов, что позволяет избегать вооруженных столкновений. Как показало исследование, большую роль в мирном разрешении конфликтов играет деятельность ООН. На протяжении всего периода существования ООН является самой влиятельной и ведущей международной организацией в мире, занимающейся проблемой поддержания мира и безопасности международного сообщества. Стоит также заметить, что с каждым годом миротворческая посредническая деятельность ООН приобретает все большие масштабы. Это говорит о том, что организация не только не исчерпала свои ресурсы, но имеет огромный и до сих пор нераскрытый потенциал. Во многом, успешная современная миротворческая деятельность ООН объясняется накопленным огромным миротворческим опытом.На примере конфликта в Алжире мы увидели, что переговорный процесс не всегда способен привести к результату, тем не менее, в совокупности с консенсусом и правовыми методами (организация выборов) конфликт был все же постепенно преодолен.В качестве альтернативы были предложены медиативные технологии.применение медиации может оказаться продуктивным на разных стадиях развития конфликта. Если стороны осознают, что потенциальный ущерб от затягивания конфликта будет значительно больше, нежели его урегулирование мирным путем. В любом затяжном конфликте наступает этап, на котором очевидной становится необходимость переосмысления позиций и стратегий государства, особенно, если стороны спора уже перешли к военным действиям, не способным привести к желаемому результату ни для одной из сторон.В любом случае использование определенного альтернативного способа разрешения споров зависит от выбранной государством стратегии. При этом оцениваются потенциальные риски, связанные с военными действиями, защищается и поддерживается собственная репутация, приобретаются союзники и налаживаются дипломатические отношения. Но для достижения поставленных целей важен не столько сам процесс медиации, сколько правильный выбор кандидатуры медиатора. Если он преследует только свои скрытые цели, отрицательно относится к одной из сторон и не владеет всеми тонкостями конфликта, такая кандидатура явно не будет способствовать эффективному применению медиации. Репутация медиатора и его дипломатические навыки также очень важны.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб., 2006.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 2012.Байльдинов Е.Т. Организация Объединенных Наций: возможности обеспечения международного права.//Современное право. - № 10. - 2010.Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория. – М., 1963.Войтова Т.Н. О миротворческих полномочиях Совета Безопасности ООН.//Актуальные проблемы российского права. - № 2. - 2010.Гражданская война в Алжире. https://ru.wikipedia.org/wiki/Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. http://www.koob.ru/emeljanov/emeljanov_praktikum_po_konfliktologiiЗайцева Л.И. Медиация как альтернативный способ разрешения споров в международном публичном праве. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-alternativnyy-sposob-razresheniya-sporov-v-mezhdunarodnom-publichnom-praveЗеленков М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров - М.: Флинта, 2015.Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб., 2000. С. 28-29 Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям/ В.П. Ратников [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023.htmlКурбанов Т.Б. Совет Безопасности ООН и война: эволюция мысли и практики после 1945 года//Международное гуманитарное право и новые вызовы мировому порядку. – М.: Эксмо, 2017. – 560 с.Литвинов А.В. Введение в медиацию. М., 2011. Режим доступа: http://samlib.ru/l/litwinow_aleksandr_walentinowich/med1.shtmlМеждународные отношения: теории, конфликты, движения, организации./Под ред. проф. П.А. Цыганкова. – М., 2009. Международное право: учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. / Отв. ред. С.А. Егоров. – М.: "Статут", 2014. http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/ashavskii_bm_biriukov_mm_bordunov_vd_mezhdunarodnoe_pravo/Омелаенко Н.В. Изучение конфликта в зарубежной социологии.// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37279383Политология./Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – СПб., 2005. Устав Организации Объединенных Наций. http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.htmlЩербак И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе.//Вестник МГИМО. - № 6. - 2013.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб., 2006.
2 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 2012.
3 Байльдинов Е.Т. Организация Объединенных Наций: возможности обеспечения международного права.//Современное право. - № 10. - 2010.
4 Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория. – М., 1963.
5 Войтова Т.Н. О миротворческих полномочиях Совета Безопасности ООН.//Актуальные проблемы российского права. - № 2. - 2010.
6 Гражданская война в Алжире. https://ru.wikipedia.org/wiki/
7 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. http://www.koob.ru/emeljanov/emeljanov_praktikum_po_konfliktologii
8 Зайцева Л.И. Медиация как альтернативный способ разрешения споров в международном публичном праве. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-alternativnyy-sposob-razresheniya-sporov-v-mezhdunarodnom-publichnom-prave
9 Зеленков М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров - М.: Флинта, 2015.
10 Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000.
11 Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб., 2000. С. 28-29
12 Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям/ В.П. Ратников [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023.html
13 Курбанов Т.Б. Совет Безопасности ООН и война: эволюция мысли и практики после 1945 года//Международное гуманитарное право и новые вызовы мировому порядку. – М.: Эксмо, 2017. – 560 с.
14 Литвинов А.В. Введение в медиацию. М., 2011. Режим доступа: http://samlib.ru/l/litwinow_aleksandr_walentinowich/med1.shtml
15 Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации./Под ред. проф. П.А. Цыганкова. – М., 2009.
16 Международное право: учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. / Отв. ред. С.А. Егоров. – М.: "Статут", 2014. http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/ashavskii_bm_biriukov_mm_bordunov_vd_mezhdunarodnoe_pravo/
17 Омелаенко Н.В. Изучение конфликта в зарубежной социологии.// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37279383
18 Политология./Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – СПб., 2005.
19 Устав Организации Объединенных Наций. http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
20 Щербак И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе.//Вестник МГИМО. - № 6. - 2013.

Вопрос-ответ:

Какая была причина Гражданской войны в Алжире?

Гражданская война в Алжире началась в 1991 году как результат политического конфликта между правительством и исламистской оппозицией. Основной причиной было противостояние между властями и исламистской партией Исламское спасение, которая стремилась к установлению исламской республики в Алжире.

Какие технологии были использованы для урегулирования конфликта во время Гражданской войны в Алжире?

Во время Гражданской войны в Алжире были использованы различные технологии для урегулирования конфликта. Это включало политические переговоры, подписание мирных договоров, проведение выборов, амнистию и разоружение.

Какие альтернативные технологии урегулирования конфликта могли быть использованы в Гражданской войне в Алжире?

В Гражданской войне в Алжире можно было применить альтернативные технологии урегулирования конфликта, такие как участие независимых посредников, проведение народных конференций или форумов, использование преемственности власти и др. Однако в конкретном случае альтернативные технологии не были действенными и не были применены в полной мере.

Каким был результат Гражданской войны в Алжире?

Гражданская война в Алжире завершилась в 2002 году. Результатом конфликта стало достижение относительного мира и стабильности в стране. Были проведены выборы и власть перешла к новому правительству. Однако следует отметить, что проблемы, которые легли в основу конфликта, до сих пор существуют и требуют дальнейшего внимания и усилий для их урегулирования.

Какие технологии использовались в Гражданской войне в Алжире для урегулирования конфликта?

В Гражданской войне в Алжире были использованы различные технологии для урегулирования конфликта. В число таких технологий входят политические переговоры, создание комиссий по урегулированию конфликта, проведение референдумов и выборов, амнистия и механизмы разоружения. Эти технологии были направлены на достижение политического согласия и установление мира в стране.

Какие технологии использовались для урегулирования Гражданской войны в Алжире?

В Гражданской войне в Алжире использовались различные технологии урегулирования конфликтов, такие как политические переговоры, применение силы, компромиссы и соглашения.

Какие термины относятся к понятию "конфликт"?

Понятие "конфликт" может включать в себя такие термины, как политический конфликт и международный конфликт. Политический конфликт связан с спорами и соперничеством в политической сфере, а международный конфликт является конфликтом между двумя или более государствами.

Какие технологии процесса разрешения конфликтов существуют?

Существует множество технологий процесса разрешения конфликтов, таких как медиация, арбитраж, урегулирование, дипломатия, судебное разбирательство и др. Каждая из этих технологий имеет свои особенности и применяется в зависимости от характера конфликта и его участников.

Каким образом альтернативные технологии могут быть использованы для урегулирования конфликта?

Альтернативные технологии урегулирования конфликта могут предлагать непосредственное взаимодействие сторон конфликта, обеспечивать их активное участие в поиске решения и учитывать их интересы и потребности. Примерами таких технологий являются медиация, негосударственные инициативы, гражданское участие и диалог между сторонами конфликта.