Развитие школы и педагогики в России в конце XX-го века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История педагогики
  • 1515 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 03.05.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1. НАЧАЛО ПЕРЕСТРОЙКИ, НАЧАЛО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
2. В ЧЕМ ПРОГРЕССИВНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (1992 И 1996)
3. СОЗДАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
4. КАКОВЫ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
5. ЕСТЬ ЛИ ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
6. НАЗОВИТЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
7. КАКОВЫ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
8. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. Происходящая смена образовательной парадигмы предполагает обновление содержания образования и использование новых технологий, где особая роль отводится духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика человека [5, с.7].
В настоящее время в содержание образования закладываются новые процессуальные умения: самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; работать в группе и принимать решения; использовать новые технологии информации и коммуникации.
Концепция стандартов второго поколения базируется на следующих принципах: непрерывности образования; учета возрастных возможностей ребенка; учета его индивидуальных особенностей; здоровьесбережения; взаимосвязи с окружающим миром; развития личности как субъекта творческой деятельности; признания ребенка как активного субъекта познания; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога [5, с.11].
Проблемами в образовании являются: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям различных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, разработка критериев оценки нового в образовании и др. В образовании человека получение знаний — не главный элемент. Необходимо получение умений и навыков, формирование личности человека в целом.

8. Назовите основные тенденции развития образования в мире

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования.
Тенденции изменения общей ситуации образования в России совпадают с общими принципами его реформирования в мире:
-  интеграция всех воспитывающих сил общества, единство школы и других специальных институтов с целью воспитания достойных членов общества;
-   гуманизация – усиление внимания к личности каждого школьника, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
-   дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого ребенка;
-   демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учеников и учителей, взаимодействие педагогов и учеников, широкое участие общественности в управлении образованием.
Можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире: смена парадигмы «образование-обучение» парадигмой «образование-становление», превращение знаний в основной общественный капитал, развитие концепции непрерывного образования, постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения, диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания. активизации процесса использования Интернет -технологий и других новых технологий в современном школьном образовании, интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации, развитие дистанционного обучения.

Заключение
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что образование тесно переплетается со всеми сферами общественной жизни. Образование - социальная функция современного общества, фактор развития человека и общества, государства и его экономики. От того, насколько система образования сможет удовлетворить потребности человека и общества в высококачественных образовательных услугах, настолько экономика и духовная жизнь страны сможет преобразиться.
Реформа образования, развитие школы и педагогики, начавшиеся в России в конце XX-го века, в современных условиях развития общества обусловлены необходимостью процесса модернизации российского образования в условия глобализации. Судьба нашей страны зависит от того, насколько качественное образование получат граждане нашей страны, от того, насколько образование будет связано с научным процессом.
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Образование признано самой интеллектуально емкой «отраслью» российской экономики, признана ведущая системообразующая роль образования в строительстве новой России. Современное общество все острее ощущает необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность и умеющего жить в условиях свободы, но при этом ориентированного на общечеловеческие ценности, на взаимосвязь с миром и достижениями цивилизации.
Высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, от органов управления им четкого осознания высокой ответственности перед обществом и государством за сегодняшнее и завтрашнее состояние образования, за реализацию курса на его модернизацию при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования.
Литература

Афоничева А. В. Особенности обучения и воспитания в инновационных образовательных учреждениях //Материалы III международной научной конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том 2.. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - С. 53-56.
Вязникова Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен. Хабаровск, 2006. – 112 с.
Герасимов Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов н/Д: НМД «Логос», 2003. – 136 с.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М: Владос, 2000. – 362 с.
Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. – 78 с.
Луков В.А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 217-219.
Новиков А.М. Развитие отечественного образования. Полемические размышления. – М.: «Эгвес», 2005. – 176 с.
Пискунов А. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 томах. Том 3. Новейшее время. – М.: Сфера, 2007. – 560 с.
Поташник М.М. Качество образования: Проблемы и технологии управления: В вопросах и ответах. – М.: «Педагогическое общество России», 2002. – 352 с.
Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 2004.- С.20-26.












2

ЛИТЕРАТУРА

1.Афоничева А. В. Особенности обучения и воспитания в инновационных образовательных учреждениях //Материалы III международной научной конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том 2.. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - С. 53-56.
2.Вязникова Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен. Хабаровск, 2006. – 112 с.
3.Герасимов Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов н/Д: НМД «Логос», 2003. – 136 с.
4.Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М: Владос, 2000. – 362 с.
5.Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. – 78 с.
6.Луков В.А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 217-219.
7.Новиков А.М. Развитие отечественного образования. Полемические размышления. – М.: «Эгвес», 2005. – 176 с.
8.Пискунов А. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 томах. Том 3. Новейшее время. – М.: Сфера, 2007. – 560 с.
9.Поташник М.М. Качество образования: Проблемы и технологии управления: В вопросах и ответах. – М.: «Педагогическое общество России», 2002. – 352 с.
10.Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 2004.- С.20-26.

Вопрос-ответ:

Какие изменения произошли в системе образования России в конце XX века?

В конце XX века в России произошло начало перестройки и качественных изменений в образовании.

В чем заключается прогрессивность положений закона об образовании 1992 и 1996 годов?

Положения закона об образовании 1992 и 1996 годов были прогрессивными, так как они открыли путь к созданию альтернативных образовательных систем и повышению качества образования.

Какие плюсы и минусы существуют в создании альтернативных образовательных систем?

Плюсы создания альтернативных образовательных систем включают возможность индивидуализации обучения и разнообразие учебных программ. Однако, минусы включают высокую стоимость и невозможность гарантировать соответствие уровню государственного образования.

Какие современные проблемы существуют в школьном образовании?

Среди современных проблем школьного образования можно выделить низкую мотивацию учеников, недостаточное финансирование, перегруженность программой и недостаток квалифицированных педагогических кадров.

Существуют ли проблемы в подготовке педагогических кадров?

Да, существуют проблемы в подготовке педагогических кадров, включая низкую привлекательность профессии учителя, недостаток практического опыта в учебных заведениях и несоответствие полученного образования требованиям современной школы.

Какие изменения произошли в школе и педагогике в конце XX века в России?

В конце XX века в России произошло начало перестройки в образовании. Были внесены качественные изменения, особенно после принятия закона об образовании в 1992 году.

В чем прогрессивность положений закона об образовании 1992 и 1996 годов?

Закон об образовании 1992 и 1996 годов внес прогрессивные изменения в систему образования. Он признавал право каждого на образование и устанавливал свободу выбора учебного заведения. Также были введены новые формы оценки знаний учеников.

Какие плюсы и минусы существуют при создании альтернативных образовательных систем?

Плюсы создания альтернативных образовательных систем включают большую свободу выбора учениками и родителями, а также возможность применения инновационных методов обучения. Однако, есть и минусы, такие как недостаток контроля со стороны государства и возможность появления некачественных образовательных программ.

Какие современные проблемы существуют в школьном образовании?

В современном школьном образовании существуют такие проблемы, как перегруженность учебной программы, низкий уровень мотивации и интереса учащихся, недостаточное внимание к развитию индивидуальных способностей, проблемы взаимодействия с родителями.

Существуют ли проблемы в подготовке педагогических кадров?

Да, существуют проблемы в подготовке педагогических кадров. Некоторые педагогические вузы не обладают достаточной актуальностью программ обучения и не обеспечивают достаточного практического опыта студентам. Также есть дефицит квалифицированных учителей и недостаток мотивации в педагогической сфере.

Какие изменения произошли в образовании в России в конце XX века?

В конце XX века в России произошли значительные изменения в образовании. Началась перестройка и совершены качественные изменения в системе образования.

В чем заключается прогрессивность положений законов об образовании 1992 и 1996 годов?

Положения законов об образовании 1992 и 1996 годов были прогрессивными в том, что они создали новую основу для развития образования в России. Они установили принципы демократизации образовательной системы, признание права каждого на образование, гарантировали свободу выбора образовательных учреждений и стимулировали развитие альтернативных образовательных систем.