Конфессиональный аспект положения азербайджанской диаспоры в Иране

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Религиоведение
  • 1212 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 08.01.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Однако рост националистских настроений в ХХ в. постепенно нивелировал представление об иранских азербайджанцах, как о достаточно лояльном сообществе. Небольшая группа рожденной в Иране азербайджанской интеллигенции в первые десятилетия ХХ в., вновь открыла для себя этноязыковую общность с народами Анатолии иКавказа и их отличие от Персии. Это вызвало некоторую обеспокоенность у руководства Ирана по поводу судьбы стратегически важных северо-западных провинций страны, так как азербайджанцы могли начать добиваться сепарации от остальной части страны. Данные опасения усилились, когда в 1945 г. в Азербайджанской провинции Ирана Москвой была создана Азербайджанская Народная Республика. Республике не хватило народной поддержки, вследствие чего она не смогла сохранить свою целостность после вывода советских войск, и республика распалась задолго до вхождения иранских военных.Всего лишь год фактической государственности иранского Азербайджана не привел к каким-либо кардинальным изменениям, северо-западная провинция осталась территорией в составе Ирана. В первом послевоенном десятилетии в регионе усилилась политика ассимиляции. Она была нацелена против потенциально нелояльных диаспор, но в особенности против азербайджанцев. Массы азербайджанских тюрков ассимилировались, что произошло за счет внутренней иммиграции азербайджанцев в Тегеран и другие промышленные районы страны, ограничения возможности получать образование на родном языке, и некоторого общественного осуждения тюркоязычных азербайджанцев в Иране.После Исламской революции 1979 г. государственная политика персидского национализма ослабла. Она была, в конечном итоге, заменена единой религией – шиитским исламом, идеологической базой зарождающейся Республики. Тем не менее, ситуация изменилась в 1980-х гг. и 1990-х гг. политика ассимиляции и персидского национализма вновь выдвинулась на первый план государственной политики.Радикально меняться ситуация в азербайджанских провинциях Ирана начала с 1990-х гг. Это было обусловлено во многом внешними политическими событиями. Распад СССР привел к возникновению независимого Азербайджана к северу от реки Араз, что стало источником постоянных проблем для иранских властей, особенно в свете обостряющихся армяно-азербайджанских конфликтов вокруг Нагорного Карабаха. Эта война могла потенциально подорвать безопасность Ирана, распространившись в иранские провинции с азербайджанским большинством. Война также стала источником вдохновения для азербайджанской диаспоры, чтобы попытаться вновь наладить отношения со своими «северными братьями» после долгих десятилетий взаимной изоляции. Аналогично, политический и экономический подъем Турции заставил азербайджанскую диаспору заново открыть свои культурные и этнолингвистические истоки и пересмотреть отношение к тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние два десятилетия, гораздо больше азербайджанских тюрков стали гордиться своим самобытным культурным наследием.С 1990-х гг., среди иранских азербайджанцев активизировались следующие процессы.Относительно небольшая, но имеющая влияние группа иранских азербайджанцев стала пропагандировать конфессиональные и культурные права, такие как право обучаться на родном тюркском языке, юридически разрешенном Конституцией Ирана, но фактически запрещенным. Однако многие иранские азербайджанцы, в частности, население, проживающее в сельской местности, в силу своей большей консервативности, в первую очередь идентифицируют себя как мусульман-шиитов, и только во вторую – как азербайджанцев. Для них верность иранскому шиитскому государству имеет значение, большее их региональной идентичностии этнолингвистических истоков. Любая форма социальной активности ради отстаивания культурных правосуждается и рассматривается, как срежиссированные внешними силами (США, Израиль, Турция) акции, чтобы поставить под угрозу Священное единство их иранского Отечества.Гражданская война в Сирии усилила существующие противоречия внутри азербайджанской диаспоры. В то время как городское население выразило симпатию к Западу и Турции и осудилиАсада и его иранских и российских сторонников за нападение на мирных жителей, сельские иранские азербайджанцы выразили поддержку действий Ирана (и России) в Сирии, оценивдеятельностью по спасению братьев-шиитов и расширению иранского влияния в стратегически важной стране.Список использованной литературыЗражевская Т. И. Исламский фактора в истории и культуре Ирана ХХ-ХХI вв./ Т.И. Зражевская – Белгород, 2016. – 124 с.Мамедова Н. М. Межконфессиональные отношения в Иране и их влияние на ситуацию в регионе / Н.М. Мамедова // Ученые записки Казанского университета. – 2017. - № 6. – С. 1509-1517.Миркасымов Б. Как «Шиитский фактор» влияет на политику стран региона и ведущих мировых держав / Б. Миркасымов// Россия и мусульманский мир. – 2008. - № 3. – С. 124-139.Рыжов И., Бородина М. Этнические проблемы в современном Иране/ И. Рыжов, М. Бородина // Россия и мусульманский мир. – 2016. - № 7 (289). – С. 107-125.Сулейманов Э., Краус Й. Азербайджанский вопрос в Иране в развитии: идентичность, общество и региональная безопасность / Э. Сулейманов, Й. Краус[Электронный ресурс] // Каспийский вестник. URL: http://casp-geo.ru/azerbajdzhanskij-vopros-v-irane-v-razv/ (дата обращения: 09.12.2020).

1. Зражевская Т. И. Исламский фактора в истории и культуре Ирана ХХ-ХХI вв. / Т.И. Зражевская – Белгород, 2016. – 124 с.
2. Мамедова Н. М. Межконфессиональные отношения в Иране и их влияние на ситуацию в регионе / Н.М. Мамедова // Ученые записки Казанского университета. – 2017. - № 6. – С. 1509-1517.
3. Миркасымов Б. Как «Шиитский фактор» влияет на политику стран региона и ведущих мировых держав / Б. Миркасымов // Россия и мусульманский мир. – 2008. - № 3. – С. 124-139.
4. Рыжов И., Бородина М. Этнические проблемы в современном Иране / И. Рыжов, М. Бородина // Россия и мусульманский мир. – 2016. - № 7 (289). – С. 107-125.
5. Сулейманов Э., Краус Й. Азербайджанский вопрос в Иране в развитии: идентичность, общество и региональная безопасность / Э. Сулейманов, Й. Краус [Электронный ресурс] // Каспийский вестник. URL: http://casp-geo.ru/azerbajdzhanskij-vopros-v-irane-v-razv/ (дата обращения: 09.12.2020).

Вопрос-ответ:

Как изменилось положение азербайджанской диаспоры в Иране в ХХ веке?

В ХХ веке положение азербайджанской диаспоры в Иране начало меняться. Ранее они считались достаточно лояльным сообществом, но с ростом националистских настроений, это представление стало нивелироваться.

Какая группа азербайджанской интеллигенции вновь открыла для себя этноязыковую общность?

В первые десятилетия ХХ века, небольшая группа азербайджанской интеллигенции, рожденная в Иране, вновь открыла для себя этноязыковую общность с народами Анатолии и Кавказа.

Каким образом изменение отношения азербайджанской диаспоры вызвало обеспокоенность у руководства Ирана?

Изменение отношения азербайджанской диаспоры вызвало некоторую обеспокоенность у руководства Ирана относительно судьбы стратегически важных территорий.

Какие настроения начали расти в ХХ веке и как это отразилось на положении азербайджанской диаспоры в Иране?

В ХХ веке начали расти националистические настроения, и это привело к нивелированию представления об иранских азербайджанцах как о достаточно лояльном сообществе.

Какие различия между азербайджанской диаспорой и Персией вызвали обеспокоенность у руководства Ирана?

Руководство Ирана начало обеспокоенность по поводу судьбы стратегически важных территорий, после того, как азербайджанская диаспора начала отмечать различия с народами Анатолии и Кавказа и их отличие от Персии.

Как изменилось представление о иранских азербайджанцах в ХХ веке?

В ХХ веке представление об иранских азербайджанцах как о достаточно лояльном сообществе постепенно нивелировалось из-за роста националистических настроений.

Какие изменения произошли с азербайджанской интеллигенцией в Иране в первые десятилетия ХХ века?

Небольшая группа рожденной в Иране азербайджанской интеллигенции вновь открыла для себя этноязыковую общность с народами Анатолии и Кавказа, осознавая их отличие от Персии.

Какое отношение руководство Ирана имело к образовавшейся ситуации?

Руководство Ирана было обеспокоено судьбой стратегически важной области их государства, ибо возникла опасность потери контроля над азербайджанской диаспорой.

Какие последствия для положения азербайджанской диаспоры в Иране повлекло ухудшившееся представление об иранских азербайджанцах?

Ухудшившееся представление об иранских азербайджанцах привело к утрате контроля и государственной поддержки со стороны Ирана, что оказало негативное влияние на положение азербайджанской диаспоры в стране.