Семья и брак в средние века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Средних веков
  • 2828 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 12.05.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Значение семьи для средневекового общества
ГЛАВА 2. Отношение к браку в Средние века
ГЛАВА 3. Положение женщины в средневековом обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Женщина не могла в одиночку обрабатывать земельный надел, следовательно, в земледельческой общине благосостояние женщины определялось наследством и подарками. Изучение налоговых реестров 1297 года позволяет поставить вопрос о женщинах, их месте и роли в семье и труде. Совместив личные данные женщин, записанных как налогоплательщицы, с их семейным положением и профессией, историк может найти интересные сведения, касающейся реальных людей. Так в средневековом Париже женские дворы представляли собой меньшинство в списках налогоплательщиков, что подтверждает точное исследование 1297 года, - 1376 дворов, то есть 14,5 процента от всех, упомянутых в списке. Удивляет не то, что женщины-налогоплательщицы находились в меньшинстве, а их заметное место в мире, который обычно представлялось патриархальным.
В мужских дворах супруга указанного налогоплательщика очень часто участвовала в работе мастерской или лавки, и для того, чтобы распределитель налогов упомянул о жене наряду с мужем, что случалось редко, нужно было, чтобы женщина занималась другим ремеслом (или имела собственное значительное имущество). Такое положение показывает, что женщины могли пользоваться экономической, а значит, и социальной автономией, и что такое случалось достаточно часто, раз распределители налогов о них не забывали.
Учитывая то, что говорят о положении женщин данные налоговых документов в эпоху, когда женщины виделись вечно в подчиненном положении, переходящими из-под опеки отца под опеку мужа, такую информацию нельзя переоценить. Юридическая субординация женщин принимала «облегченный» характер, когда они становились вдовами и пользовались более широкой автономией, даже настоящей свободой. Изучение женской части налогоплательщиков в 1297 году вносит определенные нюансы в распространенные представления о положении женщин в Средние века.
Многие средневековые судебники позволяли вдовам воспитывать своих детей, но под опекой родственников мужа. Более поздние судебники, защищая права вдов, указывают, что они находятся под покровительством государства, но не уточняют подробности. Если рассмотреть отдельно «жен» и «вдов», можно отметить, что первых было больше. Парижанки конца XIII века пользовались большей свободой и играли большую общественную и экономическую роль, чем принято считать, основываясь исключительно на юридических формулировках или на женоненавистнических проповедях монахов. Список парижанок-налогоплательщиц, составленный в 1297 году, сообщает нам и другие сведения. В этом списке не встретить аристократок, но, исходя из суммы выплачиваемых податей, вырисовывается группа богатых дам. Эти обеспеченные дамы жили на правом берегу Сены и на острове Сите.
Среди женщин, платящих большие подати, находились представительницы крупной парижской буржуазии, обладающие рентой и имуществом, их социальный статус укреплялся через брачные союзы, поэтому указание на их положение супруги или вдовы тоже определяло их как «налогоплательщиц». Напротив, в мире мастерских или лавок замужние женщины или вдовы должны были управлять имуществом или работать, их положение супруги почти не приносило им дополнительного уважения экономического порядка.
У женщин к имени порой прибавлялось обращение «госпожа» («дама»). Слово «госпожа» говорило не только об уровне достатка, но и об определенной форме профессиональной компетентности, об определенной мудрости, сопутствовавшей зрелому возрасту. Жена «доброго буржуа» должна была вести дом, помогать мужу, беречь его состояние, и способствовать поддержанию его общественного положения.
Начало XV века, эпоха кризисов и войн, было очень тяжелым временем, и множество семей из-за гражданской войны, а также в связи с иноземным нашествием были вынуждены бежать из города. Во второй половине XV века положение женщин стало более сложным, они не вернули себе независимости, считавшейся излишней, наоборот, женский труд был принижен, смешан с проституцией, которая использовала его как прикрытие.
Пример средневекового Парижа вписывается в общее правило: вне монастырей, которые могут принять только небольшое число монахинь, поступивших туда по доброй воле или силком, женщинам был уготован лишь семейный очаг. Семейный круг давал наибольшую защиту, возможности личного преуспеяния, но и, устанавливал ограничения. На этой основе создавалась более сложная история: история подчинения, строгость которого ослабевает или усиливается в зависимости от эпохи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для большинства средневековых граждан церковная трактовка понятий «жена» и «брачные узы» еще долгое время оставалась чуждой. Нерасторжимость церковного брака, и невозможность сочетать церковный брак и другие формы «союзов» между мужчиной и женщиной казались непривычными и неоправданными. В Средние века проституция, конкубинат (сожительство), адюльтер были своеобразным «клапаном», который защищал брак от внешней агрессии. Такое отношение делала общество более терпимым по отношению к маргинальным формам внебрачных связей.
Концепция нерасторжимого брака (моногамного) получила признание в западноевропейских странах только в XII-XIII вв. В это время брак стали причислять к основным таинствам христианства. С этого времени в процедуру бракосочетания стали включать и церковное благословение. Главную роль при выборе будущего партнера играли в первую очередь матримониальные планы представителей старшего поколения. Не столь важными были отношения между будущими супругами, обычно такие отношения считались следствием брака, т.е. телесной близости.
Институт брака в XIV-XV вв. в массовой картине мира представлялся, прежде всего, как определенное средство законной реализации плотских связей. Церковный брак стал безусловным и неотъемлемым элементом принятой модели поведения в обществе. Счастье или несчастье в браке считалось «делом рук человеческих», источник бедствий в неудачных браках, виделся в конкретных пороках человека, которые могли развиться как у мужчин, так и у их жен. Сам брак мог преобразоваться из обычного сожительства в духовный гармоничный союз, предназначение которого в идеале виделось в воспитании добродетельного потомства.
Это не означало, что в Средние века удалось преодолеть традиционную для христианской модели мира идею мужского превосходства. Во взглядах на соотношение женских и мужских добродетелей оставалось немало противоречий. С одной стороны, получили высокую оценку такие качества женщин, как мягкость, отзывчивость, нежность. Но с другой стороны, женщине предлагалось (по отношению к потомству), быть более строгой, и требовательной.
Несмотря на то, что дистанция между мужчиной и женщиной продолжала сохраняться, у людей и того и другого пола со временем начало возникать сознание своей самоценности. Накануне XV века во взглядах разных слоев западного средневекового общества наметилось новое понимание и признание за женщиной более широких социальных возможностей, а также начало меняться отношение к браку и семейным отношениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гидденс Э. Социология. – М.: Изд-во Наука, 1999. – 704 с.
Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. - 384 с.
Бессмертный Ю.Л. «Пятнадцать радостей брака» - французская рукопись XV в. из собрания Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV- XV веков. - М.: Наука, 1991. –С. 274-282.
Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. – С. 283-301.
Диби П. Этнология спальни. – М.: NOTA BENE, 2004. – 240 с.
Иванов К.А. Многоликое Средневековье. – М.: Алетейа, 2001. – 432 с.
Кристина. Пизанская Книга о «Граде женском» // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. - С. 56-59.
Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. Вып. 55. - М.: 1992. - С.110-112.
Михайлов А. Д. Французский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. - М.: Наука, 1976. - 172 с.
Николаева И.Ю., Карначук Н.В. История западноевропейской средневековой культуры. Культура рыцарской среды. – Томск: ТГУ, 2002. - 92 с.
Оке Ж-К. Средневековая Венеция. – М.: Вече, 2006. – 381 с.
Опитц К.Ж. Женщина в зеркале позднесредневековой агиографии // Женщина. Брак. Семья. - М.: 1993. - С. 32 -33.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. - М.: Наука, 1987. - 110 с.
Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: Наука, 1991. – 318 с.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. - 209 с.
Рюкуа А. Средневековая Испания. – М.: Вече, 2006. – 382 с.
Средневековое городское право: Сб. текстов / Под ред. С.М. Стама. – Саратов: 1989. - 332 с.
Философия любви / Под общ. Ред. Д.П. Горского. В 2-х томах. – М.: Издательство политической литературы,1990.
Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 355 с.
Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. Вып. 57. - 1994. - С. 134.
Ястребицкая А.Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников историков. Вып. 3. - М.: 1994. - С.92.


Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. - 384 с.
Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. - 318 с. С. 284.
Философия любви / Под общ. Ред. Д.П. Горского. В 2-х томах. – М.: Издательство политической литературы,1990.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия Палимпсест, 2008. - 209 с.

Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. Вып. 57. - 1994. С. 134.
Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. С. 86.
Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. С. 88.
Гидденс Э. Социология. – М.: Изд-во Наука, 1999. С. 398.
Цит по: Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. С. 89.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. С. 179.
Гидденс Э. Социология. – М.: Изд-во Наука, 1999. С. 399.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. С. 181.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. С. 23.
Тамже.С. 24.
Иванов К.А. Многоликое Средневековье. – М.: Алетейа, 2001. С. 223.
Гидденс Э. Социология. – М.: Изд-во Наука, 1999. С. 366.
Диби П. Этнология спальни. – М.: NOTA BENE, 2004. С. 89.
Цит. по: Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. С. 68.
Там же. С. 65.
Иванов К.А. Многоликое Средневековье. – М.: Алетейа, 2001. С. 231.
Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции. С. 285.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. С. 56.


Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. Вып. 55. - М.: 1992. - С.110.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. С. 61.
Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. С. 31.
Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. С. 63.
Там же. С. 64.
Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. С. 69.
Там же. С. 86.
Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. С. 64.










2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гидденс Э. Социология. – М.: Изд-во Наука, 1999. – 704 с.
2.Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. - М.: РОССПЭН, 2002. - 384 с.
3.Бессмертный Ю.Л. «Пятнадцать радостей брака» - французская рукопись XV в. из собрания Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV- XV веков. - М.: Наука, 1991. –С. 274-282.
4.Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. – С. 283-301.
5.Диби П. Этнология спальни. – М.: NOTA BENE, 2004. – 240 с.
6.Иванов К.А. Многоликое Средневековье. – М.: Алетейа, 2001. – 432 с.
7.Кристина. Пизанская Книга о «Граде женском» // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. - М.: Наука, 1991. - С. 56-59.
8.Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. Вып. 55. - М.: 1992. - С.110-112.
9.Михайлов А. Д. Французский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. - М.: Наука, 1976. - 172 с.
10.Николаева И.Ю., Карначук Н.В. История западноевропейской средневековой культуры. Культура рыцарской среды. – Томск: ТГУ, 2002. - 92 с.
11.Оке Ж-К. Средневековая Венеция. – М.: Вече, 2006. – 381 с.
12.Опитц К.Ж. Женщина в зеркале позднесредневековой агиографии // Женщина. Брак. Семья. - М.: 1993. - С. 32 -33.
13.Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. - М.: Наука, 1987. - 110 с.
14.Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: Наука, 1991. – 318 с.
15.Ру С. Повседневная жизнь Парижа в средние века. – М.: АО Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. - 209 с.
16.Рюкуа А. Средневековая Испания. – М.: Вече, 2006. – 382 с.
17.Средневековое городское право: Сб. текстов / Под ред. С.М. Стама. – Саратов: 1989. - 332 с.
18.Философия любви / Под общ. Ред. Д.П. Горского. В 2-х томах. – М.: Издательство политической литературы,1990.
19.Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 355 с.
20.Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. Вып. 57. - 1994. - С. 134.
21.Ястребицкая А.Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников историков. Вып. 3. - М.: 1994. - С.92.

Вопрос-ответ:

Какое значение имела семья для средневекового общества?

Семья имела огромное значение для средневекового общества. Она была основой общественного устройства и играла важную роль в поддержании социального порядка. Семья была единицей, на которой основывалась экономика и продолжение рода. Она также служила центром социальной поддержки и безопасности для ее членов.

Какое отношение к браку было в Средние века?

Отношение к браку в Средние века было очень серьезным и строгим. Брак считался священным союзом, который заключался не только между двумя людьми, но и между двумя семьями. Брак регулировался церковью и государством, и его нарушение наказывалось.

Каково было положение женщины в средневековом обществе?

Положение женщины в средневековом обществе было довольно сложным. Она была подчинена мужу и обладала ограниченными правами. Женщины не имели права занимать публичные должности, владеть и наследовать землю. Они были преимущественно ограничены семейными и домашними обязанностями.

Какими источниками можно изучить положение и роль женщин в средневековом обществе?

Изучение налоговых реестров 1297 года позволяет поставить вопрос о женщинах, их месте и роли в семье и труде. Также информацию можно получить из исторических хроник, документов церкви и судебных записей. Анализ личных данных женщин может помочь выявить их социальный статус и экономическое положение.

Какими факторами определялось благосостояние женщины в средневековом обществе?

Благосостояние женщины в средневековом обществе определялось прежде всего наследством и подарками. Женщина не могла в одиночку обрабатывать земельный надел, поэтому ее экономическое положение зависело от того, сколько земли и имущества она унаследовала от своих родителей или получила в дар.

Какое значение имела семья для средневекового общества?

Семья в средневековом обществе была основной единицей общественного строя и имела огромное значение. Она не только служила основой для размножения и сохранения рода, но и выполняла функции социальной и экономической поддержки.

Какое отношение к браку было в Средние века?

Брак в Средние века считался священным и неотъемлемым социальным институтом. Он устанавливался в основном по религиозным и традиционным обычаям, регулировался церковным правом и имел целью создание семьи, обеспечение потомства и укрепление социальных связей.

Какое положение занимала женщина в средневековом обществе?

В средневековом обществе женщина занимала второстепенное положение и подчинялась мужу или отцу. Она не имела политических прав и редко обладала собственностью. Ее главной обязанностью считалось рождение и воспитание детей, а также выполнение домашних обязанностей в рамках семьи.